10 класс урок первобытная эпоха. План-конспект урока по истории на тему "Неолитическая революция" (10 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок в 10 классе "Предистория. Первобытность". 10 класс урок первобытная эпоха


Урок по истории в 10 классе "Первобытность"

Урок № 2. Первобытный мир.

Цель урока: Рассмотреть основные этапы и взаимосвязь между эволюцией человека как биологического вида и эволюцией человеческого общества, хозяйственной деятельности, общественных институтов и культуры.

Задачи урока:

Образовательная: Выявить основные этапы и причины развития человеческого общества, причины возникновения государств.

Развивающая: Рассмотреть различные точки зрения на возникновение человека, человеческого общества, расселение человека и расогенез. Определить взаимосвязь между эволюцией человека как биологического вида и природной средой, эволюцией в орудиях труда и способах производства.

Воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство толерантности в отношении к представителям различных рас и этносов.

Тип урока: лекция - беседа

Основные понятия: антропология, архантропы, палеоантропы, антропогенез, раса, расогенез, матриархат, патриархат, экзогамия, инициация, престижная экономика, неолитическая революция, первое разделение труда, второе разделение труда, социальная дифференциация, «военная демократия», протогосударство.

I. Организационная часть

Сообщение задач урока.

III. Изучение нового материала

ВОПРОС: Почему необходимо знать историю первобытного общества?

Множество явлений современной человеческой жизни возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Жилища, одежда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религия, земледелие и скотоводство, основы обработки материалов – чтобы разобраться во всем этом часто приходится обращаться к истокам. В этом заключается познавательное значение первобытной истории.

Первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение. Как появился человек на Земле: в результате эволюции органической природы или божественным промыслом? А может человеческая природа имеет инопланетное происхождение? Каково происхождение человеческих рас? Дает ли оно основания для расистских идей об их неравноценности? Является ли человек от природы коллективным существом? Как и когда возникли частная собственность, неравенство и государство?

Знание первобытной истории имеет и практическое значение. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета, и историческая наука не стоит от этого в стороне.

  1. Периодизация первобытной истории – 38 минут:

1.1. Археологическая периодизация – 5 минут

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда и материалов, из которых они изготавливались. Основные этапы: (приложение 1).

Следует отметить, что датировки очень приблизительны, и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же, надо помнить, что в разных регионах эти этапы наступали в разное время.

1.2. Геологическая периодизация – 3 минуты

infourok.ru

Урок в 10 классе "Предистория. Первобытность"

УРОК № 5

«ПРЕДЫСТОРИЯ. ПЕРВОБЫТНОСТЬ».

Цели:

  • Образовательные: сформировать у учащихся представление о значении первобытнообщинного строя в развитии мировых цивилизаций, о значении неолитической революции для развития общества в целом.

  • Воспитательные: содействовать формированию основных мировоззренческих идей; причинно-следственных связей.

  • Развивающие: развивать аналитическое мышление учащихся; умение аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.

Проверка домашнего задания: работа в группах «Русские историки». Класс объединяется в 5 групп, собрав из пазлов портреты историков. Группы получают разрезанные тексты биографии русских историков. Задание № 1: составьте из отрывков 5 биографий русских историков. Определите, кому из историков принадлежит каждая из биографий. По каким биографическим данным Вы это определили (укажите не менее 5).

Сегодня мы с вами приступаем к рассмотрению Всемирной истории с точки зрения цивилизационного подхода. Но прежде чем возникла цивилизация, появился сам человек. Когда же это произошло и чем сопровождалось?

Человечество появилось в первую эпоху Всемирной истории - первобытность. Она включает период развития человечества с момента выделения человека из животного мира (около 2 млн. лет назад) до образования классового общества и первых цивилизаций (на рубеже 4 – 3 тысячелетий до н.э.). В это же время происходило становление человека как биологического вида, т.е. антропогенез; зарождение и развитие общества, т.е. социогенез; возникновение государства (политогенез).

В общем виде процесс антропогенеза выглядит, следую образом:

  1. 6/5 – 1 млн. лет до н.э. – время существования в Африке переходного от человекообразных обезьян к человеку вида австралопитеков, постоянно передвигавшихся на двух ногах.

  2. 2,5/2 – 1,6 млн. лет до н.э. – время существования «человека умелого».

  3. 1,8 млн. – 300/200 тыс. лет до н.э. — время существования «человека прямоходящего» - питекантропа.

  4. 300/200 тыс. — 40/35 тыс. лет до н. э. — время существования «человека неандертальского».

  5. 200/130 тыс. лет до н. э. — появление «человека разумного».

В первобытность почти все орудия труда изготовлялись из камня и в зависимости от типа и приемов изготовления орудий труда первобытность подразделяется на:

  • Палеолит – 2,5 млн. – 12 – 10 тыс. до н.э.

  • Мезолит – 10 – 9 – 8 – 7 тыс. до н.э.

  • Неолит – 8 – 7 – 3 тыс. до н.э.

В период палеолита зародилась религия. Зарождение религии – важнейший этап в развитии человеческой культуры и человека как духовного существа. Древнейшей формой религии считается анимизм – вера в существование духов природы, духов предков, душ людей. Тотемизм – вера в покровительство животных, растений, предков. Тотемизм сосуществовал с поклонением неодушевленным предметам – фетишизм. Появилась магия – действия и обряды, с помощью которых люди пытались повлиять сверхъестественным путём на других людей, на явления природы и события. Таким образом, человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинён мир повседневного существования людей.

Задание № 2. Прочитайте описания первобытных религий Джона Фрезера из книги «Золотая ветвь». Определите, о какой форме религии идет речь в каждом из представленных описаний. Аргументируйте свое мнение.

В неолите впервые обозначились различия в путях и темпах развития человечества в разных ландшафтно – климатических зонах. Быстрее всего оно шло на Ближнем Востоке. Именно там примерно 10 тыс. лет назад были сделаны два выдающихся открытия: земледелие (выращивание злаков, прежде собираемых дикими) и скотоводство (приручение животных с целью получения от них потомства). Эти открытия называют неолитической аграрной революцией.

Основные признаки неолитической революции:

  1. Появление новых орудий труда из камня, полированных, тщательно отделанных, многофункциональных.

  2. Переход к регулярному возделыванию злаков и выращиванию животных.

  3. Второе разделение труда: выделение ремёсел (гончарное производство, прядение, ткачество).

  4. Появление пахотного земледелия; изобретение и освоение сохи и плуга.

  5. Создание постоянных поселений, деревень, городищ; выделение строительства как особой сферы хозяйственной деятельности.

  6. Превращение управления в особую сферу труда, появление зачатков администрации, власти вождя.

  7. Переход к соседской общине; расслоение внутри общины.

  8. Появление индивидуального хозяйства и зачатков частной собственности.

  9. Формирование племён; расширение военных столкновений между ними.

  10. Усложнение и дифференциация религиозных верований, возникновение племенных богов, формирование политеизма (многобожия).

Неолитическая революция имела выдающееся значение. По существу, с переходом к производящему хозяйству были запущены процессы, которые привели к смене первобытности цивилизацией.

Домашнее задание: презентация «5 значимых достижений Первобытности». (Выделить 5 достижений и дать им краткую характеристику).

infourok.ru

План-конспект урока по истории на тему "Неолитическая революция" (10 класс)

Преподаватель истории Павлюк А. Е.

Дата проведения урока:

Урок на тему:

«Неолитическая революция»

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока:

― осветить понятие неолитической революции и основные ее проявления в первобытном обществе;

― понимать последствия перехода от присваивающего хозяй­ства к производя­щему;

― проследить изменения в хозяйственной деятельности человека;

― рассмотреть процесс перехода от матриархата к патриархату;

― подвести учащихся к пониманию причин появления не­равенства между людьми;

― обеспечить усвоение понятия «неравен­ство», «соседская община», «знать».

Основные понятия и термины: неолитическая революция, матриархат, патриархат, энеолит, оседлость, соседская община, неравенство, знать.

Оборудование: карта, учебник, проектор, доска.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Кого мы называем первобытным человеком?

Поясните термин "первобытное общество"? Как можно назвать современное общество?

Можете ли вы предложить свою теорию происхождения человека или свою периодизацию развития? Какую?

III. Изучение нового материала.

1. Возникновение земледелия. Одомашнивание животных и скотоводство.

Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек, вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.

Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.

Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.

2. Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяй­ства к производя­щему.

Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

3. Возникновение соседской общины.

Род все еще продолжал играть большую роль в жизни неолитических земледельцев и скотоводов, но постепенно происходили важные изменения в жизни родовой общины. Более крепкими становились связи между соседями, в их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская.

Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Обширные родовые союзы образовывали племена. С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Они состояли из нескольких поколений ближайших родственников - дедушки, бабушки, мать, отец, дети, внуки. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Этот надел закреплялся за семьей, со временем превращаясь в ее собственность. Урожай тоже становился собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые и 'удачливые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине.

4. Выделение знати.

Со временем старейшины, главы богатых и могущественных семей, колдуны стали присваивать себе лучшие земли, пастбища, самолично распоряжались общинными землями, продуктовыми запасами, скотом.

Между племенами вспыхивали войны. Победившее племя захватывало земли, скот, имущество побежденных. А самих побежденных нередко превращали в рабов.

Для ведения войны племя избирало военного предводителя - вождя. Постепенно вождь превращался в постоянного главу племени. Вождь формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов племени. Этот отряд назывался дружиной.

Большая часть добычи доставалась вождю и его воинам. Они становились богаче своих соплеменников. Вождь, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли знатными людьми, знатью. Знати приписывалось происхождение от почитаемых предков, особые доблести и достоинства. Вождь и знать управляли жизнью племени. Они образовали особую группу людей, главным делом которой было управление, организация жизни племени. Знатность передавалась по наследству. Она распространялась на детей, внуков, потомков знатного человека.

5. Медный век.

Предполагают, что первым металлом, с которым человек познакомился в неолите, было самородное золото. Потом люди открыли такие металлы, как медь, олово, серебро, свинец, а впоследствии железо. Вначале научились обрабатывать медь - мягкий металл, который плавится при довольно низкой температуре.

Семь тысячелетий назад люди стали активно использовать медь для изготовления топоров, ножей, других орудий. Постепенно медь вытесняла камень. Это привело к тому, что на смену каменному веку пришел век медный. Медным веком называют период 4-3 тысячелетий до н. э.

Наряду с медью люди обрабатывали драгоценные металлы - золото и серебро. Так появились кузнечное и ювелирное ремесла.

С развитием хозяйственной жизни возникла необходимость обмена продуктами труда между земледельцами, скотоводами, ремесленниками, что привело к росту торговли. Позже появились первые деньги. В качестве древнейших денег могли выступать ракушки, шкуры животных, быки, меры зерна. Но наиболее удобными в качестве денег оказались слитки или кусочки металлов - меди, серебра, золота.

6. Возникновение древнейших цивилизаций.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.

Цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью.

Слово "цивилизация" происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный". Цивилизация противоположна неорганизованному, дикому состоянию жизни, грубому поведению человека, не считающегося с другими.

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями. Историю Древнего мира можно представить как сосуществование и смену различных цивилизаций.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. Сюда, в плодородные долины Нила, Евфрата. Тигра, Инда и Хуанхэ, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой. Их взаимодействия обусловили определенное единство Древнего мира при существовании разных цивилизаций и культур.

7. От бронзового века к железному.

Древнейшие цивилизации возникли в медном веке. В дальнейшем люди изобрели бронзу - сплав меди и адова. Бронза была прочнее и тверже меди. Из нее стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Бронзовый век, начавшийся в конце 4 тысячелетия до н. э., продолжался примерно до середины 1 тысячелетия до н. э.

С первой половины 1 тысячелетия до н. э. бронзу начало вытеснять железо. Люди высоко оценили возможности вновь открытого металла. Наступил железный век. Освоение железа дало толчок техническому развитию древних цивилизаций.

IV. Выводы и обобщения.

Значимые изменения произошли в эпоху неолита. Произошел переход от присвоит тельного типа хозяйства к воспроизводственного - земледелия и скотоводства. Это был важный этап в истории человечества. Этот процесс называют неолитической революцией. В эпоху неолита совершенствуется техника обработки камня, кремневых орудий, изобретенных в предыдущий период. Широкое распространение находят кремневые ножи, наконечники копий и стрел, распространяются орудия для обработки дерева. Хозяйственным центром людей эпохи неолита был род. В этот период завершается формирование племени со всеми его чертами (родственные связи, территория, язык и т.д.).

V. Закрепление выученного материала.

1. Что такое "неолитическая революция"?

2. Какие основные характеристики НР вы можете назвать?

3. Назовите три предпосылки аграрного переворота.

4. Что такое "род"?

5. В чем проявлялась совместная хозяйственная семейная деятельность?

6. Что такое "оседлость"?

7. Поясните термины "семья" и "домохозяйство".

VI. Домашнее задание.

1. Читать, отвечать на вопросы § 1 (Уколова В. И., Ревякин А. В. «Всеобщая История. 10 класс».).

2. Повторять пройденный на уроке материал по конспекту.

3. Составить таблицу «Изменения в жизни древних людей».

infourok.ru

Эпоха Первобытности, 10 класс, урок истории

Просмотр содержимого документа «Эпоха Первобытности, 10 класс, урок истории»

Тема: Эпоха первобытности Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Тема: Эпоха первобытности

Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Используя текст учебника стр. 14, выделите различия каждого из периодов.

Используя текст учебника стр. 14, выделите различия каждого из периодов.

Теории происхождения человека: Эволюционная теория (научная). Человек произошел от высших приматов – человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Теории происхождения человека:

  • Эволюционная теория (научная). Человек произошел от высших приматов – человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Теории происхождения человека: Теория творения, или креационистская (религиозная). Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Данная теория возникла на заре человеческой истории, у древних народов.

Теории происхождения человека:

  • Теория творения, или креационистская (религиозная). Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Данная теория возникла на заре человеческой истории, у древних народов.
Теории происхождения человека: Теория внешнего вмешательства (паранаучная). Появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций.

Теории происхождения человека:

  • Теория внешнего вмешательства (паранаучная). Появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций.
Периодизация первобытности Познакомьтесь с дополнительным материалом. Допишите хронологические границы периодов. Почему существуют разные точки зрения на происхождение человека? Какие науки изучают происхождение человека? Где, по мнению ученых, находится прародина человека? Справедливо ли высказывание Ф.Энгельса: «труд сделал из обезьяны человека»? Какие факты используют современные ученые для обоснования вывода о том, что человечество является биологически единым видом?

Периодизация первобытности

  • Познакомьтесь с дополнительным материалом.
  • Допишите хронологические границы периодов.
  • Почему существуют разные точки зрения на происхождение человека?
  • Какие науки изучают происхождение человека?
  • Где, по мнению ученых, находится прародина человека?
  • Справедливо ли высказывание Ф.Энгельса: «труд сделал из обезьяны человека»?
  • Какие факты используют современные ученые для обоснования вывода о том, что человечество является биологически единым видом?
Древнейшие формы социальной и духовной жизни

Древнейшие формы социальной и духовной жизни

Древнейшие формы социальной и духовной жизни

Древнейшие формы социальной и духовной жизни

Неолитическая революция Центры зарождения   и пути распространения сельского хозяйства:  Плодородный полумесяц  (9 тыс. лет до н. э.), долины рек  Янцзы  и  Хуанхэ  (7 тыс. лет до н. э.), высокогорья  Новой Гвинеи  (7-4 тыс. лет до н. э.), Центральная  Мексика  (3-2 тыс. лет до н. э.), северо-запад Южной Америки (3-2 тыс. лет до н. э.),  Африка южнее Сахары  (3-2 тыс. лет до н. э.), долина  Миссисипи  (2-1 тыс. лет до н. э.)

Неолитическая революция

Центры зарождения   и пути распространения сельского хозяйства:  Плодородный полумесяц  (9 тыс. лет до н. э.), долины рек  Янцзы  и  Хуанхэ  (7 тыс. лет до н. э.), высокогорья  Новой Гвинеи  (7-4 тыс. лет до н. э.), Центральная  Мексика  (3-2 тыс. лет до н. э.), северо-запад Южной Америки (3-2 тыс. лет до н. э.),  Африка южнее Сахары  (3-2 тыс. лет до н. э.), долина  Миссисипи  (2-1 тыс. лет до н. э.)

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему

Экономическая сфера: Многофункциональные орудия из камня; переход к производящему хозяйству; выделение ремесла; освоение плуга и сохи; строительства; индивидуальное хозяйство; зачатки частной собственности Политическая сфера: Превращение управления в особую сферу труда; появление зачатков администрации, власти, вождя; расширение военных столкновений между племенами Духовная сфера: Усложнение и дифференциация религиозных верований; возникновение племенных богов; формирование политеизма Социальная сфера: Создание постоянных поселений, деревень, городищ; переход к соседской общине; расслоение внутри общины; формирование племен Признаки неолитической революции

Экономическая сфера:

Многофункциональные орудия из камня; переход к производящему хозяйству; выделение ремесла; освоение плуга и сохи; строительства; индивидуальное хозяйство; зачатки частной собственности

Политическая сфера:

Превращение управления в особую сферу труда; появление зачатков администрации, власти, вождя; расширение военных столкновений между племенами

Духовная сфера:

Усложнение и дифференциация религиозных верований; возникновение племенных богов; формирование политеизма

Социальная сфера:

Создание постоянных поселений, деревень, городищ; переход к соседской общине; расслоение внутри общины; формирование племен

Признаки неолитической революции

Задание : определите социальные последствия неолитической революции. Запишите ответ в виде схемы. Задание: из курса обществознания вспомните, что такое революция, и объясните, почему процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему получил название «неолитическая революция». Домашнее задание: глава 1. все вопросы и задания.

Задание : определите социальные последствия неолитической революции. Запишите ответ в виде схемы.

  • Задание: из курса обществознания вспомните, что такое революция, и объясните, почему процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему получил название «неолитическая революция».

Домашнее задание: глава 1. все вопросы и задания.

multiurok.ru


Смотрите также