Зарождение воспитания в первобытном обществе. Глава 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Зарождение воспитания в первобытном обществе


1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. История профессиональной педагогики

Похожие главы из других работ:

Воспитание культурного поведения у школьников

1.1 Культура поведения в первобытном обществе

В первобытном обществе отношения между его членами регулировались неписанными, но строго выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли социальные нормы. «В условиях суровой жизни человек мог жить и трудится только коллективно. Всё...

Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

1.1 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё...

Детско-родительское общение

1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три...

Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации в современных условиях

3. Основные проблемы реализации нравственно-духовного воспитания в современном обществе и пути их решения

В реализации задач духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития нашей системы образования и воспитания проявляется немало проблем. Главныеиз них: - отсутствие системы общего духовно-нравственного воспитания...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе

Первоочередная задача учителя музыки - это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических...

История развития педагогики

1. Зарождение систем воспитания

Система воспитания -- это совокупность взаимосвязанных целей и принци-пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа-лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза...

История развития социальной педагогики в России

1.1 Зарождение социальной педагогики в России

"Восточная половина Европы, - отмечал Д.И. Иловайский, - имеет вид сплошной однообразной равнины, пределы которой ограничиваются четырьмя морями (Белое, Балтийское, Черное, Каспийское) и тремя горными хребтами (Урал, Кавказ, Карпаты)...

Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях

1.1 Зарождение искусства батика

Батик -- индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань...

Особенности современной кинематографической терминологии

1.1.2 Зарождение художественного кино

Первые короткометражные фильмы (15--20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино...

Патриотическое воспитание подростков

1.3 Основные задачи патриотического воспитания в современном обществе

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству...

Проблема правового воспитания в РФ

2.2 Проблемы правового воспитания в современном обществе

С началом кардинальных социальных и политических изменений в Российском государстве и обществе, построение правового государства стало главной задачей...

Проблема типологии молодежной субкультуры в отечественной педагогике

1. Зарождение молодежной субкультуры

Молодежные субкультуры - относительно новый феномен. Впервые они появились в США в 50-е годы ХХ столетия, где вначале были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Однако шло время...

Проблемы развития личности в современной педагогической антропологии

1.1 Зарождение педагогической антропологии

Антропологический подход к воспитанию и развитию личности имеет давнюю историю и прослеживается с древних трудов прежде всего античных философов. Ещё Сократ, Платон, Аристотель, обосновывая свои взгляды на воспитание человека...

Система высшего профессионального образования в сфере физического воспитания и спорта Финляндии

Глава 1. Зарождение физического воспитания в Финляндии

В Финляндии спорт вступил на общественную арену в XIX веке, в эпоху формирования нации. Спорт встал в ряд с такими высокими устремлениями, как защита отечества, создание национальной культуры и развитие народного просвещения. Так...

Эволюция и зарождение музыкального воспитания в педагогике

1.1 Зарождение музыкального воспитания в Древней Руси (с древнейших времен до конца Х в.)

Зарождение музыкального воспитания восходит корнями к истокам человеческой цивилизации. Музыка как определенный вид деятельности, основанный на присущем человеку музыкальном сознании, сопровождала человечество на всех этапах его развития...

ped.bobrodobro.ru

Глава 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе

Глава

Происхождение воспитания и его развитие

9

Происхождение Обращение к проблеме происхож-

прина ипрпхттяния обусловлено ло-

воспитания и его развитие в условиях

Зарождение воспитания в первобытном обществе

1

дения воспитания обусловлено ло­ гикой развития научного знания и первобытного помогает представить себе и понять

общества характер воспитания в условиях весь-

ма отдаленных исторических реалий. Описание историко-культурных процессов, происходив­ших на ранних этапах истории человечества, основывается прежде всего на использовании данных археологии и этног­рафии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. Особое значение имеют труды уче­ных и путешественников XVIII—XIX — начала XX в., в ко­торых описывались жизнь и быт аборигенных народов Афри­ки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внут­ренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся еще на очень ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой интерес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах развития человечества, поскольку культура описыва­емых народов сохранила свою самобытность.

Не преуменьшая значимости более поздних этнографи­ческих исследований, необходимо принять во внимание, что их данные требуют более строгого критического анализа и оценки, так как отстававшие в своем развитии народы, всту­пая в контакт с европейцами, не могли не испытывать пря­мого или косвенного воздействия их цивилизации. В связи с этим нужно иметь в виду, что этнографические параллели позволяют по принципу аналогии лишь условно реконстру­ировать некоторые важные для истории педагогики истори­ко-культурные явления первобытной эпохи.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обы­чаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме раз­личных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т.д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспита-

тельных традиций каждого народа, отражающих многообраз­ную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей кар­тины истории воспитания.

Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гомини-дов, послужившая исходной формой предков человека — австралопитека и самых древних людей — архантропов и па­леоантропов, из которых сформировался в ходе истории со­временный человек.

Естественно, что о характере воспитания детей в ту прак­тически доисторическую эпоху достоверных данных нет. Мож­но предполагать, что оно мало отличается от того, что мож­но наблюдать ныне у человекообразных обезьян, и обсуж­дать эти проблемы достаточно затруднительно. В общем, в пределах этого огромного хронологического интервала мо-i vr быть обозначены, и то условно, только основные этапы антропогенеза: от 1,5 млн до 300—200 тыс. лет тому назад эпоха архантропов и от 300—200 тыс. до 45—35 тыс. лет назад нюха палеоантропов — собирателей и охотников, когда на­чинается постепенное становление человека.

И пределах евро-азиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите: около 700 тыс. лет назад. Этот регион охватывал Крым, Кавказ, Среднюю Азию, а позднее ■ акже Приднестровье и Сибирь.

Палеоантропы совершенствовали способы изготовления орудий и охоты, вели различные виды групповой хозяйствен-i к ill деятель) юсти. Эволюция хозяйственной деятельности спо-• обствовала улучшению общих условий жизни. Наряду с вре-М1ЧШЫМИ местами проживания стали появляться постоянные с гойбшца. 11ачали складываться относительно более благопри-

i 1С условия для увеличения численности детей, удлинения

периода их перехода в категорию взрослых. Все это в истори- чгекой перспективе стало предпосылкой возникновения ус- 1н мши, необходимых для появления впоследствии собственно нос питания. Расширение эмпирического опыта воспитания in 1|к кипи) потребность в его сохранении и продолжении. В ре- iv'ii.iaiv этого детей стали шире привлекать к трудовой дея- h ш.иости. 1$ этом совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых со взрослы­ ми in уществлялась, по-видимому, в таких видах труда, как птиц ржание огня, приготовление пищи, сбор съедобных ко- |и ими и плодов, участие в ловле рыбы и т.п. Раннее включе- mirii в трудовую деятельность, обусловленное жизнен­ ными потребностями, имело и воспитательное значение: в

10 Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЦЕСТВЕ

процессе совместного труда со взрослыми дети не только ов­ладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.

Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания и оно не отделялось от со­вместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарож­дению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны стар­ших обучающе-направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению под­растающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

Зарождение Дальнейшие этапы становления вос-

организованных форм питания связаны с общим процес-обучения и воспитания сом антропогенеза. Во времена сред­него палеолита, примерно за 100 тыс. лет до нашей эры, на территорию Евразии надвигался мощ­ный ледник. Экстремальные природные условия ускорили раз­витие жизни древних людей: стали создаваться постоянные жилища, наши предки научились добывать и использовать огонь, усложнялись орудия труда, появлялись новые способы

обработки камня.

Постепенно изменялся и характер охоты: при сохранении загонной ее формы люди стали совместно охотиться на круп­ных зверей, что сделало их относительно независимыми от

наличия стад.

Воспитание в постепенно складывавшихся первобытных об­щностях людей, по необходимости, было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию.

В тот хронологический период, условно 45—35 тыс. лет тому назад, происходит становление нового человека — нео­антропа — как первого этапа становления человека разумно­го — хомо сапиенс.

Изменения в жизни людей привели к формированию сна­чала общин охотников и рыболовов, а затем — земледель­цев-скотоводов (8—5 тыс. лет до н.э.). Динамика развития родового общества была обусловлена, условно говоря, пере­ходом от присваивающих форм хозяйства раннеродовых об­щин к производящему хозяйству.

Историческая эпоха, начавшаяся где-то 35 тыс. лет тому назад, завершилась примерно в 5-м тысячелетии до н.э., т.е. в

11

Зарождение организованных форм обучения и воспитания

эпоху нового каменного века, неолита. В этот период сложи­лась материнская родовая организация — матриархат. Наряду с укреплением хозяйственных отношений постепенное осоз­нание кровного родства по материнской линии послужило основой новых социальных связей и привело к ведущему вли­янию женщин на воспитание детей.

Об общественной значимости материнства свидетельству­ют обнаруженные археологами в различных регионах мира изготовленные в эпоху верхнего палеолита статуэтки беремен­ных женщин. В этнографической литературе о народах, сохра­няющих черты древних культур охотников и собирателей, так­же отмечается, что обрядовая функция подобных фигурок отражается до сих пор в охране рожениц и защите детей.

Специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины. На основе данных археологии и этнографических сопоставле­ний можно предполагать, что в раннеродовых общинах тра­диционная практика включения подрастающих поколений в общий быт общины и подготовка их к будущей взрослой жизни первоначально не разделялись.

[ 1сриод взросления, по-видимому, был коротким: к 10—12 го­дам подростки приобретали необходимые умения и знания, ко­торые были весьма ограниченными. К 13 годам они вступали уже но взрослую жизнь.

I кобходимость заботы о физическом развитии детей и пе­редачи им опыта хозяйственной деятельности была очевид­ной потребностью в борьбе за существование. Не случайно именно и этом направлении наметился прежде всего педаго-тический «прорып» накопление бытовых средств обучаю-iiii' нос питательной направленности. Некоторые из нихвклю-■1.НПК1. и ритуальные обряды, в систему атрибутов магичес­ких действий. Характерным в этом отношении было in пользование игрушек-талисманов, фигурок животных и июлей, изготовленных из различных материалов,-обнаружен­ных, например, в захоронениях подростков эпохи верхнего мл неолита на Дону, ус. Костенки; подобные фигурки ветре-чинись и археологических раскопках и в других странах мира. Можно предположить, что с помощью таких игрушек-та-нп< мапов дети знакомились с приемами совместной охоты, ч i о можно рассматривать в качестве средства наглядного обу-41 ими реальным охотничьим действиям.

Динамика социального развития приводила постепенно и

» и шестой упорядоченности воспитания. Именно с этим свя-

ип имевшая место в то время, как установили исследовате-

-| 2 Глава ). ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

ли-этнографы, попытка осмыслить воспитание в ходе разви­тия «магического образа мысли», обусловленного обрядовы­ми действиями тотемизма. В этом процессе складывались при­емы передачи традиций и практического опыта: подражание повадкам животного-тотема, который наделялся человечес­кими качествами, примеры поведения по образу и подобию предка-героя, ритуальная имитация, инсценировки предсто­ящей охоты, рыбной ловли с распределением ролей и т.д.

Так наряду с подготовкой к жизни в повседневной прак­тической деятельности возникла передача опыта в ритуаль­но-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы легли осо­бым пластом в становление воспитания.

В совместной деятельности со взрослыми дети и подрост­ки наблюдали за поведением старших и, постоянно подра­жая им, приобретали соответствующие умения. Об этом го­ворят сохранившиеся изготовленные специально для детей орудия труда и предметы обихода (маленькая корзина для девочек, детский лук и стрелы, рыболовные снасти и т.д.).

Предоставляемые детям в родовых общинах свобода и са­мостоятельность в действиях проявлялись в их играх, кото­рые служили своеобразным средством выработки у них на­выков социального поведения. Включение детей в совмест­ный со взрослыми труд, подражательные детские игры в группах сверстников — все это входило в естественный ритм жизни первобытной общины, создавая определенную вос­питательную среду.

Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы все­го сообщества. Этому способствовали различные средства, та­кие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, вклю­чавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывавших у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты — всякого рода табу, устрашения и одобрения. Сказания и леген­ды создавали образ идеального героя, которому надо подра­жать. В них содержались также религиозно-мифические пред­ставления о происхождении мира и среде обитания.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отноше­ний, естественного ритма жизни родового коллектива. Кста­ти, это объясняет единодушно отмечаемые этнографами фак­ты практического отсутствия у первобытных охотников и собирателей физических наказаний детей.

Наконец, следует заметить, что равная для всего подрас­тающего поколения физическая, трудовая и нравственная

13

Зарождение организованных форм обучения и воспитания

подготовка была неотделима от примитивного умственно-мировоззренческого воспитания, представляя в совокупнос­ти единый комплекс. Целостный характер повседневной дея­тельности требовал и целостного человека, подготовленно­го ко всем видам деятельности: накопленный человеком опыт изготовления орудий и его знания были столь ограничены, что каждый не только мог, но и должен был ими владеть.

Количественное накопление приемов обучающе-направ­ленной деятельности подрастающего поколения в раннепер-вобытных общинах исторически подготовило те качествен­ные изменения, которые произошли в этой области в даль­нейшем, когда в целях обучения стали использоваться изображения животных и человеческих фигур, высеченных на камне, вырезанных на кости или нанесенных краской.

В формирующейся позднепервобытной общине за 8—5 тыс. лет до н.э. наряду с сохранением присваивающего типа хозяй­ствования (собирательство, охота) начинают развиваться и производящие формы деятельности (земледелие и животно­водство). С усложнением и изменением хозяйственных и со­циальных связей для общества возникла принципиально но­вая ситуация: зарождается семья. Существенную роль в этом отношении сыграл процесс упорядочения брачных отноше­ний. Запрет браков в пределах одной родственной группы (эк­зогамия) привел к взаимобрачному взаимодействию двух эк­зогамных родов и соответственно к новой организации родо­вого общества. Таким образом, в позднеродовой общине групповая форма брака сменилась так называемым парным браком, который изменил всю организацию родового обще­ства, став зародышем домашне-семейной формы воспитания.

С этого времени в семье стали закладываться основы для как бы преднамеренного физического и духовного развития детей. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики — преимущественно мужскими родственниками со стороны матери, что определялось гос­подством матриархата. К 5 годам мальчики выходили из-под ипияния семьи и начинали воспитываться в общине, в груп­пах своих сверстников.

Однако и в сложившейся ранее практической подготовке i к >д,)Х)Стков (в так называемых теперь инициационньгх группах) и родовом обществе наметились существенные изменения. Это­му предшествовало домашне-семейное воспитание. Вместе с им i ювые условия хозяйственной деятельности и социальных с ни 1сй требовали, условно говоря, общественного контроля за 1«' 1ультатами подготовки молодого поколения к вступлению в i и им. взрослых. Таковы были импульсы, которые способство-

14

Возникновение дифференциации воспитания

15

вали зарождению процесса ин-

ституционализации воспитания. В этих условиях ранее возникшие инициации — обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых — стали исторически первым общественным институ­том, имевшим целью преднаме­ренную организацию воспита­ния и обучения.

Археологические данные и эт­ нографические описания жизни народов, которые задержались в своем развитии на стадии общин­ но-родового строя, позволяют го­ ворить, что при всех различиях и особенностях в проведении инй- Обряд инициации циаций у разных народов возник-

шие в позднеродовом обществе формы передачи молодежи накопленного культурного наследия в значительной степени сохранились до нашего времени.

Подготовка к инициациям осуществлялась, как можно пред-1 юложить, раздельно для мальчиков и девочек, что определя­лось организацией общества. Общинными центрами подготов­ки к инициациям служили специальные «дома», или лагеря, молодежи — мужские («дома холостяков») и женские. Целе­направленная подготовка молодежи к проведению инициаци-онных обрядов делала их своего рода прообразом школы.

В соответствии с условиями существования в общинах вы­рабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, зем­ледельцу, воину и т.д. Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло — плете­ние, ткачество, гончарные работы и т.п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма соци­ально-нравственного воспитания. В связи с этим содержание инициационной процедуры представляло собой совокупность двух частей, связанных с усвоением традиций практических и ритуальных. Молодежь должна была усвоить общий порядок жизни, необходимые знания, практические умения и навыки, знать родовые предания, мифы, соблюдать различные обряды. В процессе испытаний и состязаний, которыми завершались инициации, проверялась физическая, практическая, говоря со­временным языком, социально-нравственная и волевая готов­ность подростков к вхождению во взрослую жизнь.

В практике проведения инициации складывались и зачат­ки обучающей деятельности.

В обучении движениям танца, например, использовалось повторение и запоминание, за ошибки подростков наказы­вали. Так, для фиксации в памяти подростка какого-либо наставления или закрепления определенного мускульного движения, за ошибки при их повторении использовались бо­левые воздействия — удар, щипок, укол и т.д.

Система инициации в своем развитии привела к тому, что в родовых общинах постепенно выделилась категория лиц, занимающихся специально подготовкой молодежи к этой процедуре. Таким образом, подготовка к инициации истори­чески предваряла последующее возникновение организован­ного обучения, которое возникло веками позже.

Стихийно сложившиеся формы подготовки детей и подро­стков к жизни в обществе, неотделимые от производственных и бытовых отношений, оказались в изменявшихся историчес­ких условиях недостаточными. Поэтому постепенно начинают формироваться специальные общественные механизмы вос­питания. Старая система инициации выполняла совершенно определенную педагогическую функцию: она способствовала преемственности все более усложнявшихся культурно-исто­рических, бытовых и хозяйственных традиций.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему,

совершившийся в эпоху неолита, кардинально повлиял на все

области человеческой жизни, в том числе и на воспитание.

„ С развитием производящих форм хо-

Возникновение .. r ^ о

дифференциации зяиствабшшсвязаны Дальнейшие

«оспитания в условиях изменения в средствах производства. разложения первобытно- ЭтимЬыл обусловлен переход от ис- общинного строп пользования каменных орудий к

производству орудий и оружия из меди (гак называемый медный век, или энеолит, — 4—3 тыс. пег до н.э.), затем из бронзы (бронзовый век — 3—2 тыс. лет но н.э.), наконец, в 1-м тысячелетии до н.э. началось приме­нение железа (так называемый раннежелезный век). Прогресс \о isiiicTBCHной деятельности сопровождался дальнейшим раз-иг пси нем труда, отделением земледелия от животноводства, но ишкпонснисм ремесленничества.

11,1 территории от Днепра до Алтая жили в основном ското-ипнческис племена, на территории Закавказья, Средней Азии, 1 опремспной Молдовы и Украины, в степях Северного Причер­номорья, 11оволжья и юга Сибири — земледельцы; для лесных рииомои Сибири и европейской части будущей России господ-i шумшшм оставался прежний, присваивающий тип хозяйства.

-|6 Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

В родовых общинах постепенно начали формироваться груп­пы людей, занимавшихся специализированными видами тру­да. К охоте, земледелию, скотоводству прибавились прядение и ткачество, гончарное ремесло, обработка металлов и т.д. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. В этих условиях в общинах появились пред­посылки частной собственности, имущественного расслоения, формирования родоплеменной знати (вождей, предводителей племен, старейшин, нарождавшегося жречества).

В эпоху неолита, начавшуюся у большинства народов в 8—6-м тысячелетиях до н.э., зарождается древнейший тип письма, так называемое пиктографическое (от лат. — рисо­ванный красками игреч. — пишу). Картинные знаки пиктог­рафического письма передавали целостные сообщения, не расчлененные на отдельные слова, вследствие чего при его характеристике исследователи возникновения древней пись­менности используют термин «картинно-синтетическое» письмо или «фразеография».

По данным археологии и этнографии, многие народы, обладавшие до прихода европейцев своей пиктографической письменностью (индейцы Северной Америки, многие наро­ды Крайнего Севера, африканские племена, народы Океа­нии и др.), использовали в качестве материала для письма кору, бересту, бамбук, кожу, кость и т.д.

Таким образом, письмо в качестве дополнительного к звуковой речи средства общения появилось в эпоху возник­новения крупных общностей людей — племен, а затем и их союзов, которые располагались нередко на больших простран­ствах. Усложнение хозяйственной деятельности и социальных отношений порождало потребность в общем средстве зак­репления опыта племен во времени и передачи информации о нем на большие расстояния.

В жизни людей с течением времени происходили суще­ственные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных об­рядов: с одной стороны, сохранялись старые формы иници­ации, которые охватывали всех детей и подростков сообще­ства, с другой стороны, внутри содержания инициацион-ной системы постепенно выделялся определенный круг зародившихся специализированных знаний и умений, в свя­зи с чем не все стали получать равный к ним доступ.

В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Они, как показывают этнографические данные, пред­ставляли собой своего рода закрытые школы, возникавшие

17

Возникновение дифференциации воспитания

на базе функционировавших ранее домов молодежи. Так, на основании данных этнографических источников можно об­наружить, например, что в подобной школе племени маори (Новая Зеландия) еще в XIX в. обучались дети племенной знати с 12 до 16 лет, здесь жрецы учили мифологии, зачат­кам астрономических знаний, религии. Дети знатных ацте­ков и майя (Мексика) с 12 до 15 лет обучались в жреческих домах, где получали начатки научных знаний, связанных с астрономией и окружающим миром. С 15 до 17 лет часть из них проходила специальное военное обучение, другая часть готовилась к исполнению функций жрецов — «наставников народа».

Усиливавшееся разделение труда, выделение различных ремесел вызвало необходимость специализированного обу­чения, которое в условиях концентрации имущества в соб­ственности отдельных семей стало приобретать обществен­ное значение. Профессиональная квалификация постепенно становится достоянием семьи и соответствующего социаль­ного слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», по­скольку это важно для семьи и данной социальной группы в целом. В результате семья ремесленника-мастера превраща­лась в центр профессионального ученичества.

Итак, в результате усиления разделения труда и расшире­ния эмпирических знаний усложнялось содержание обуче­ния и воспитания детей, складывались его организационные формы. Помимо практической трудовой, военно-физической и социально-нравственной подготовки подрастающее поко­ит ие начинало приобщаться к начаткам специальных зна­ний. Все это создавало предпосылки для возникновения впос-медствии школьного обучения и профессионального учени­чества. В ходе практического решения всех этих задач |.|рождались предпосылки для возникновения специально организованного обучения и воспитания, начинался процесс ииработки приемов педагогической деятельности, которая iтс Iсиенно выделялась в самостоятельную область социаль­ной практики, способствуя этнической консолидации и вы-( |унлн в роли мощного фактора социального прогресса.

Рекомендуемая литература

I и•/,<<■<•« Н.П. Становление человечества. М., 1984.

Панкин I II. Идея совершенного человека в народном воспита­нии //Сов. педагогика. 1971. № 10.

ория русской жизни с древнейших времен. 4.1.

ьтолшт

z

У^У

Iiiiir mil II. /','. Ист М , 1908.

Глава

/

18 Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М., 1963.

Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перс­пектива). М., 1988.

Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. Спб., 1900.

Мид М. Культура и мир детства // Избр. произв. М., 1988.

Нестурх М.Ф. Происхождение человека. 2-е изд., перераб. и доп., М., 1970.

Першиц A.M., Монгайт А.А., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1982.

Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тих Н.А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л., 1970.

Токарев С.А. Сущность и происхождение магии // Исследования и материалы по вопросам религиозных верований. М., 1959.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

Этнография как источник реконструкции первобытного обще­ства. М., 1979.

Воспитание и обучение

в древнейших

государствам

Ближнего

и Дальнего Востока

Зарождение организованных форм воспитания

в условиях формирования

и развития

древнейших

цивилизаций

Появление воспитания и образова­ния как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древ­нейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление ко­торых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э. Еще раньше, в эпоху позднего неолита, в различ­ных регионах мира наметились при­знаки разложения первобытного общества. Этот процесс за-11ял много столетий. В условиях изменения жизни людей по­степенно начали складываться новые формы воспитания детей при сохранении старых. Элементы этого процесса в современ-пых условиях можно обнаружить в материалах этнографичес­ких исследований.

В древнейших государствах, пришедших на смену союзам i шемен, воспитание и обучение детей по-прежнему осуществ-лялось по преимуществу в семьях. О важной роли семьи в вос­питании детей говорилось в таких документах древнейших го­сударств Ближнего и Дальнего Востока, как Законы царя Ва­вилонии Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), книга Притч иудейского царя Соломона (965—928 до н.э.), индийская Бха-i авадгита (середина 1-го тысячелетия до н.э.) и др. Постепенно имеете с зарождением государственных структур в целях подго­товки, условно говоря, интеллектуальной элиты — чиновни­ков, жрецов, полководцев начал складываться и особый соци­альный институт — школа.

Школа и воспитание в условиях древнейших цивилиза­ций Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздей-i i иисм различных экономических, социальных, культурных, м'иических, географических и других факторов. Хотя хроно­логически эти цивилизации не совпадали, тем не менее им ьыли присущи сходные черты, в том числе в сфере воспита­ния и обучения.

20 Глава 2- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

Эта общность была следствием того, что возникновение школ приходилось на переходную эпоху от родовых общин к зарождению государственности. Типичность этого явления подтверждается тем, что древние цивилизации, несмотря на то что они возникали и существовали изолированно друг от друга, имели при этом много общего в путях экономическо­го и социального развития, в том числе и в сфере воспита­ния и образования. Подтверждением типичности этого явле­ния может служить последующая история народов Централь­ной и Южной Америки: в 3—2-м тысячелетиях до н.э. при отсутствии связей с остальным миром у них сложились фор­мы обучения и воспитания, сходные с опытом древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока.

У всех этих народов в ту эпоху происходили глубинные изме­нения в практике воспитания подрастающих поколений, совер­шенствовались сходные, в сущности, способы передачи куль­турного наследия предков от взрослых к детям. Фактически за­вершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое письмо как главные способы передачи ин­формации (приблизительно с 3-го тысячелетия до н.э.) стали дополняться постепенно формировавшейся письменностью — клинописной и иероглифической. Возникновение и развитие письменности стало важнейшим фактором развития школы. При переходе от пиктографического письма к использованию логог­рамм, передающих не только общее содержание речи, но и чле­нение ее на отдельные слова (древнеегипетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо постепенно пре­вращалось в сложную технику, которая требовала специального обучения. Дальнейшее развитие письма было связано с появле­нием его новых форм — сначала слогового (в Древней Асси­рии), а затем фонетического (в Древней Финикии), что приве­ло к упрощению обучения грамоте.

Отделение умственного труда от физического, начавшееся уже на исходе первобытной истории, постепенно вызвало к жизни появление особой профессии — учителя. Школа и вос­питание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Во­стока отражали в своем развитии эволюцию культурных, нрав­ственных, идеологических ценностей. Человеческая личность готовилась к выполнению традиционных социальных обязан­ностей и занятию определенного заранее места в обществе.

Возникновение школ в конечном счете стало ответом на определенные экономические, культурные, политические потребности жизни. По мере социального развития эти по­требности менялись, а с ними изменялись содержание, ме­тоды обучения и воспитания.

Школа и воспитание в Междуречье (Mecoлoraмия^ 21

Главными очагами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство. Се­мья, однако, не была в состоянии дать детям даже минималь­ную образовательную подготовку — научить письму, чтению, счету. Это стало главной задачей школ.

Содержание обучения в этих школах было крайне скудным по причине того, что детей готовили к выполнению четко определенных функций. К 1-му тысячелетию до н.э. развитие ремесел, торговли, постепенное усложнение характера труда, рост городского населения способствовали расширению кру­га людей, которым стало необходимо школьное обучение. Помимо детей родовой знати и служителей культа учениками школ становились уже и дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обхо­дилось по-прежнему лишь семейным воспитанием своих де­тей, без элементов собственно образования.

Возникновение школы являлось следствием развития обще­ства. Школа обладала относительной самостоятельностью и со своей стороны влияла на эволюцию общества. Так, школа пись­ма, возникнув как ответ на необходимость обеспечивать переда­чу опыта от поколения к поколению, позволяла, в свою оче­редь, обществу двигаться вперед.

Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. Школа и воспитание г— г ,

вйеждуречье в междуречье Тигра и Евфрата воз-

< Месопотамия) никлигоР°Да ~ государства Шумер

и Аккад, существовавшие здесь по­чти до начала нашей эры, и другие древние государства, та­кие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астроно­мия, математика, сельское хозяйство, была создана ориги­нальная письменность, возникли различные искусства.

В городах Месопотамии существовала практика древонасаж­дения, прокладывались каналы с мостами через них, возводи­лись дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых восходила еще к 3-му тысячелетию но н.э. и отражала потребности развития хозяйства, культуры, 11 у ждавшихся в грамотных людях — писцах. Писцы на социаль-i юн лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек» (по шумерски — эдубба), от названия табличек из глины, на in iорые наносилась клинопись. Письмена вырезались деревян-iii.iM резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжи-i.iiiii. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользовать-1 н деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, Hi котором выцарапывались клинописные знаки.

studfiles.net

Зарождение воспитания в первобытном обществе

Педагогика Зарождение воспитания в первобытном обществе

просмотров - 305

Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продук­тивно, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, оно дает представить себе и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий; во-вторых, осмысление этой проблемы позволяет более широко взгля­нуть на ставший столь привычным арсенал педагогических средств.

Социальная функция воспитания заключается в пред­намеренной и целœенаправленной передаче общественно-ис­торического опыта подрастающему поколению, в овладе­нии им практическими трудовыми умениями, а также вы­работанными нравственными нормами и опытом поведения. Без этого последующее развитие общества невозможно. Вос­питание является, таким образом, органичной частью общего социального развития и неотделимо от всœей истории человеческого общества.

Важнейшим источником изучения происхождения человека, самых ранних этапов его истории служат материал археологических раскопок. Восстановление историко-культурных процессов, происходивших на ранних этапах ис­тории человечества, основывается, прежде всœего, на использовании данных этнографии, кото­рая собирает и описывает предметы и явления материаль­ной и духовной культуры разных народов.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обы­чаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме раз­личных образцов устного народного творчества: песен, ска­зок, легенд, былин, поговорок и т. д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которой скон­центрирована и извечная мудрость народного воспитания. Педагогическая мысль и воспитательные традиции каждого народа отражают многообразную историю его духовно-нрав­ственной жизни, являются важным подспорьем в делœе вос­становления общей картины воспитания в древнейшие пе­риоды истории человечества.

При рассмотрении вопроса о происхождении воспита­ния в советской историко-педагогической литературе дли­тельное время была традиционна критика таких концепций происхождения воспитания, как эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас), сближающая воспитательную деятельность людей первобытного общест­ва с наблюдаемой у высших животных инстинктивной забо­той о своем потомстве, или психологическая (П. Монро), объясняющая происхождение воспитания присущим детям инстинктивно-бессознательным стремлением подражать взрослым.

Размышляя о преодолении человеком на путях своего ста­новления зверинообразных форм жизни, И. П. Павлов от­мечал, что сюда входил и процесс развития воспитания, ко­торый, как и всœе другие формы существования человека, лишь постепенно пробивался через животнообразные фор­мы в условиях формирования социума. Шаг за шагом на протяжении миллионов лет происходили преобразования присущей инстинктивной заботы родителœей о потомстве и присущего потомству инстинкта следования механизму пере­дачи социального наследования культуры предшествующих поколений.

В общинах палеоантропов совершенствовались способы изготовления орудий и охоты, другие виды хозяйственной коллективно-групповой деятельности. Общая эволюция хозяй­ственной деятельности вела к увеличению и разнообразию пищевого рациона, улучшению общих условий жизни. На­ряду с временными лагерями стали появляться постоянные стойбища. Создавались относительно более благоприятные условия для роста численности детей, удлинœения периода детства, сохранения жизни неспособных участвовать в про­изводстве стариков.

Все это в исторической перспективе подготавливало воз­никновение условий, необходимых для зарождения собст­венно воспитания. Вместе с этим расширение эмпиричес­кого опыта орудийной деятельности порождало потребность в его сохранении и продолжении. В результате этих двух взаимосвязанных явлений детей стали привлекать к трудо­вой деятельности вместе со взрослыми. В этом совместном труде шло созревание и развитие детей и подростков. Их совместная деятельность осуществлялась в таких видах тру­да, как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съе­добных кореньев и плодов, участие в ловле рыбы и т. д., которые были доступны детям и старикам, что объединяло их в обособленные группы.

Раннее включение детей в хозяйственный труд было обу­словлено бедностью и монотонностью жизненного цикла в первобытную эпоху, низким уровнем развития средств про­изводства. Нельзя не заметить, что в условиях роста рожда­емости в заботе старших о подрастающем поколении про­исходили качественные изменения: воспитание детей становится коллективным делом, а передатчиками подрастаю­щему поколению накопленных в сообществе традиций и опыта выступают представители старшего поколения.

Правда, следует отметить, что в это время еще отсутство­вали специальные приемы и организационные формы вос­питания, а воспитание не отделялось от совместного труда. По этой причине в данном случае можно говорить лишь о тенденци­ях, свидетельствующих о зарождении самых примитивных форм воспитания: полностью отсутствовал специально ор­ганизованный процесс обучения и воспитания; воспитатель­ное влияние осуществлялось как непосредственное и пре­имущественно спонтанное воздействие на ребенка окружаю­щей его социальной среды. Тем не менее данный совместный труд детей и взрослых приобретал со стороны старших обу­чающих направленный образ действий в соответствии с по­степенно осознававшимися ими целью и конечным резуль­татом. С другой стороны, детское подражание поведению взрослых в быту, совместном труде, в играх качественно осталось от животных форм: здесь наблюдается уже созна­тельная, целœенаправленная деятельность, предполагающая волевые усилия и определœенную систему социальных свя­зей. Следует заметить, что воспитательные отношения с само­го момента своего возникновения базировались на актив­ности и самостоятельности подрастающего поколения.

Так начался процесс зарождения собственно человечес­ких форм воспитания с целью передачи не только опыта; хозяйственной деятельности, но и воспроизводства крайне важного типа личности, соответствовавшего складывающемуся: опъпу хозяйствования. Обучающее-направленный с этой целью образ действий объективно требовал и определœенного способа его организации. В этом формирующемся процессе содержались зародыши последующих собственно педагогики, что каждое поколение училось у предшествующего, с этой же целью формировалась общественная традиция передачи и преемственности приобретенных навыков.

По мере становления общей хозяйственной деятельности и складывавшихся социальных связей происходило качественное преобразование доставшегося в наследство от животного мира инстинктивного механизма заботы родителœей о потомстве и присущего потомству инстинкта подражания в социальный механизм наследования человеческого опыта.

В общем, можно сделать вывод, что вместе с сознательной целœенаправленной орудийно-трудовой деятельностью людей зарождается и воспитание как один из ее видов.

Читайте также

  • - Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.

    Концепции происхождения воспитания. Предмет и задачи истории педагогики. План Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах. ИНФОРМАТИКА ИНФОРМАТИКА Редактор Соловьёва С.В. ... [читать подробенее]

  • - Зарождение воспитания в первобытном обществе

    Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продук­тивно, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, оно дает представить себе и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий; во-вторых,... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

    

    Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

    Восстановление картины воспитания в первобытном обществе осложняется отсутствием серьезных источников, письменных свидетельств.

    Современная мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория и психологическая теория. Представители эволюционно-биологической теории связывали воспитательную деятельность людей первобытного общества с инстинктивной заботой о потомстве, присущей высшим животным. Сторонники психологической теории объясняли происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. Как писал в этой связи П. Монро, «мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».

    Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.

    Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

    Воспитание зародилось как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Первоначально (2-3 млн. лет назад в эпоху выделения человека из животного мира) воспитание у предков современного человека выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.

    Выделение человека из животного мира сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей для обеспечения и сохранения своей жизни следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Поэтому, воспитание являлось, прежде всего, частью повседневной борьбы за выживание.

    Постепенно воспитание как передача опыта из поколения в поколение приобретает черты особого вида деятельности. Изготовление и использование орудий труда, совершенствование хозяйственных связей являлись непременными условиями существования древних, что неизбежно повышало роль взрослых и побуждало их развивать воспитание как специфический род деятельности. Кроме того, мощным средством передачи жизненного опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

    Таким образом, можно предположить, что воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.

    На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.

    С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.

    В IX – VIII-ом тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

    Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных страт – вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины – приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

    Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными воспитательными приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Например, детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Со слов родителей и путем подражания дети воспринимали информацию и опыт предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство.

    Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизни и хозяйственной деятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредотачивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

    В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

    Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

    В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

    В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных противоречий ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

    Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

    Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте – раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Вследствие имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

    Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию – процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.

    В книге “Психология игры” Д. Б. Эльконин, ссылаясь на исследования немецкого ученого Р. Алта, выделяет следующие характерные черты процесса воспитания детей на ранних ступенях развития общества: во-первых, одинаковое воспитание всех детей и участие всех членов общества в воспитании каждого ребенка; во-вторых, всесторонность воспитания – каждый ребенок должен уметь делать все, что умеют делать взрослые, и принимать участие во всех сторонах жизни общества, членом которого он является; в третьих, кратковременность периода воспитания – дети уже в раннем возрасте знают все задачи, которые ставит жизнь, они рано становятся независимыми от взрослых, их развитие заканчивается раньше, чем на более поздних ступенях общественного развития.

    Главная Страница

    nereff.ru


    Смотрите также