Зачем рисовали первобытные люди наскальные рисунки. Археологический переворот. Наскальные рисунки рисовали женщины
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рисунки древних людей. Древние наскальные рисунки. Зачем рисовали первобытные люди наскальные рисунки


Археологический переворот. Наскальные рисунки рисовали женщины

Археолог Дин Сноу (Dean Snow) из Университета штата Пенсильвания провёл исследование отпечатков ладоней, найденных в восьми пещерных городах, расположенных на территории Франции и Испании, пишет National Geographic. 

Сравнив соотношение длины фаланг и пропорций пальцев, Сноу обнаружил, что три четверти рисунков в этих местностях были сделаны женщинами.   

«Утверждение, что в древности на скалах рисовали мужчины, долгое время существовало в специализированной литературе. Люди слишком часто позволяли себе делать ничем не подтверждённые заявления о том, кто делал эти рисунки и почему», — говорит Сноу, исследования которого поддержал Комитет исследований и открытий Национального географического общества.  

Археологи фиксировали сотни отпечатков ладоней на стенах пещер по всему миру. Основываясь на том, что на большинстве древних рисунков были изображены животные, на которых охотились первые люди, — бизоны, олени, мамонты, — многие исследователи предполагали, что рисунки были сделаны охотниками, возможно, в качестве летописи их успехов или, напротив, с целью ещё до охоты привлечь «охотничьей магией» будущую добычу.

Однако новейшее исследование опровергает все эти выводы. 

«В большинстве общин, которые занимались охотой и собирательством, на мужчинах лежала обязанность убивать животных. Но зачастую именно женщины занимались тем, чтобы перенести добычу в поселение, и также заботились о продуктивности охоты, как и мужская половина племени. Это не была просто кучка бравых парней, повсюду гоняющихся за бизонами», — говорит Сноу.  

Эксперты высказали сразу несколько идей относительно того, как можно использовать новые данные, полученные Сноу, чтобы разгадать тайны, по-прежнему окружающие это древнее искусство. 

«Отпечатки ладоней — это подлинно иронический жанр наскальной живописи, потому что их существование показывает прямую и безусловную связь между нами и людьми Палеолита.

И мы думаем, что мы понимаем этих людей, однако чем глубже и подробнее мы изучаем их, тем больше понимаем, насколько поверхностно наше представление о древних людях», — говорит археолог Пол Петтитт (Paul Pettitt) из Даремского университета (Англия).

Сноу начал свои исследования 10 лет назад, когда наткнулся на работы британского биолога Джона Маннинга (John Manning), который исследовал соотношение и пропорции длины пальцев и фаланг пальцев с ладонями у мужчин и женщин. 

Отпечатки ладоней в пещере El Castillo (Испания). Предположительно слева — ладонь мужчины, справа — женщины. Фото: Roberto Ontanon Peredo, Dean Snow

Отпечатки ладоней в пещере El Castillo (Испания). Предположительно слева — ладонь мужчины, справа — женщины. Фото: Roberto Ontanon Peredo, Dean Snow

Сноу утверждает, что из 32-х проанализированных им отпечатков 24 были женскими, то есть женщинами были примерно 75% художников. 

Часть экспертов скептически отнеслась к результатам этого исследования. Биолог-эволюционист Р. Дэйл Гутри (R. Dale Guthrie) из Университета Аляски несколько лет назал презентовал подобное исследование отпечатков рук людей Палеолита. Его работа основывалась на изучении и сравнении размеров ладони и больших пальцев; в результате учёный обнаружил, что достаточно большое количество отпечатков принадлежит мальчикам-подросткам.

Для взрослых пещеры были или опасными, или неинтересными, но для юношей их изучение было настоящим приключением, уверен Гутри.

«Они рисовали всё, что было у них на уме. А на уме у подростков было в основном две вещи: обнажённые женщины и огромные страшные млекопитающие», — уверен Дэйл Гутри. 

Другие учёные склонны доверять данным нового исследования, проведённого Сноу.

«Я думаю, что эта статья — веха и большой вклад в науку. Несмотря на то, что отпечатки рук древних людей рядом с наскальными рисунками обсуждаются уже долгое время, впервые кто-то собрал хорошую доказательную базу», — радуется археолог Дэйв Уитли (Dave Whitley).

Пока новое исследование, отмечает National Geographic, всё же оставляет много вопросов. Оставляли ли женщины только отпечатки своих рук рядом с рисунками, или точно рисовали их? Учитывают ли исследователи, что, возможно, художники не были людьми, а были неандертальцами?

Но чаще всего археолог Сноу слышит вопрос: зачем древние люди, кто бы они ни были, оставляли отпечатки рядом с рисунками? 

«Понятия не имею, — отвечает учёный, — но мне нравится думать, что отпечатки — это как будто кто-то говорит: «Это моё. Я это сделал». 

www.mediaport.ua

Рисунки древних людей. Древние наскальные рисунки

Образование 7 декабря 2014

Человеческая цивилизация прошла долгий путь развития и достигла впечатляющих результатов. Современное искусство – один из них. Но все имеет свое начало. Как возникла живопись и кто они были – первые художники мира?

рисунки древних людей

Начало доисторического искусства – виды и формы

В каменном веке, палеолите, впервые появляется первобытное искусство. Оно имело разные формы. Это были обряды, музыка, танцы и песни, а также нанесение изображений на различную поверхность – наскальная живопись первобытных людей. К этому периоду относится и создание первых рукотворных сооружений – мегалитов, дольменов и менгиров, назначение которых до сих пор неизвестно. Самое знаменитое из них – Стоунхендж в Солсбери, состоящий из кромлехов (вертикальных камней).

наскальный рисунок древнего человека

Предметы быта, такие как украшения, детские игрушки, также относятся к искусству первобытных людей.

Периодизация

У ученых нет сомнений относительно времени зарождения первобытного искусства. Оно начало формироваться в середине эпохи палеолита, в период существования поздних неандертальцев. Культура того времени носит название мустьерской.

Неандертальцы умели обрабатывать камень, создавая орудия труда. На некоторых предметах ученые находили углубления и насечки в виде крестиков, образующих примитивный орнамент. В ту эпоху рисовать еще не могли, но охра уже использовалась. Были обнаружены сточенные ее кусочки, подобно карандашу, который использовали.

Видео по теме

Первобытная наскальная живопись – определение

Это один из видов первобытного искусства. Представляет собой изображение, нанесенное краской на поверхность стены пещеры древним человеком. Больше всего таких объектов найдено в Европе, но встречаются рисунки древних людей и в Азии. Основной район распространения наскальной живописи – территория современной Испании и Франции.

Сомнения ученых

Долгое время современной науке не было известно о том, что искусство первобытного человека достигло такого высокого уровня. Рисунки в пещерах древних людей не находили вплоть до XIX века. Поэтому, когда они были впервые обнаружены, их приняли за фальсификацию.

рисунки в пещерах древних людей

История одного открытия

Древняя наскальная живопись была найдена археологом-любителем, испанским юристом Марселино Санс де Саутуола.

рисунок охота древних людей

Это открытие связано с драматическими событиями. В испанской провинции Кантабрии в 1868 году охотник обнаружил пещеру. Вход в нее был завален обломками осыпавшейся породы. В 1875 году ее осмотрел де Саутуола. В тот раз он нашел только орудия труда. Находка была самой обычной. Через четыре года археолог-любитель вновь посетил Альтамирскую пещеру. В поездке его сопровождала 9-летняя дочь, которая и обнаружила рисунки. Вместе со своим другом, археологом Хуаном Виланова-и-Пьера, де Саутуола занялся раскопкой пещеры. Незадолго до этого на выставке предметов каменного века он видел изображения бизонов, удивительно напоминающие тот наскальный рисунок древнего человека, который разглядела его дочь Мария. Саутуола высказал предположение, что найденные в Альтамирской пещере изображения животных относятся к палеолиту. В этом его поддержал Виланов-и-Пьер.

Ученые опубликовали шокирующие результаты своих раскопок. И тут же были обвинены научным миром в фальсификации. Ведущие специалисты в области археологии категорически отвергли возможность находки живописи палеолитического времени. Марселино де Саутуолу обвинили в том, что рисунки древних людей, якобы найденные им, были нарисованы другом археолога, гостившим в те дни у него.

первобытная наскальная живопись

Только через 15 лет, уже после смерти человека, открывшего миру прекрасные образцы живописи древних людей, его оппоненты признали правоту Марселино де Саутуолы. К тому времени подобные рисунки в пещерах древних людей были найдены в Фон-де-Гом, Труа-Фрер, Комбарель и Руффиньяк во Франции, Тюк д’Одубер в Пиренеях и других регионах. Все они были отнесены к эпохе палеолита. Таким образом, честное имя испанского ученого, совершившего одно из заметных открытий в археологии, было восстановлено.

Мастерство древних художников

Наскальная живопись, фото которой представлены ниже, состоит из множества изображений разных животных. Среди них преобладают фигурки бизонов. Те, кто впервые видел рисунки древних людей, найденные в пещере Альтамира, поражаются, насколько профессионально они выполнены. Эта великолепное мастерство древних художников и заставило в свое время засомневаться ученых в их подлинности.

древняя наскальная живопись

Древние люди не сразу научились создавать точные изображения животных. Были найдены рисунки, на которых едва намечены контуры, поэтому практически невозможно узнать, кого хотел изобразить художник. Постепенно мастерство рисования становилось все лучше, и уже удавалось довольно точно передать облик животного.

К первым рисункам древних людей можно также отнести отпечатки рук, найденные во многих пещерах.

наскальная живопись первобытных людей

Намазанная краской рука прикладывалась к стене, полученный оттиск обводился другим цветом по контуру и заключался в круг. По мнению исследователей, это действие имело важное ритуальное значение для древнего человека.

Темы живописи первых художников

Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные – главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.

наскальная живопись фото

В пещере Ласко, расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер – более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии – тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.

Назначение наскальных рисунков

Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.

Краски и инструменты

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов – охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

рисунки древних людей

Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные – схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки – хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.

В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.

Пещера Шове

Она была найдена в 1994 году во Франции, и ее коллекция живописи признана самой древней. Лабораторные исследования помогли определить возраст рисунков – самые первые из них были сделаны 36 тысяч лет назад. Здесь были найдены изображения животных, живших в ледниковый период. Это шерстистый носорог, пещерный лев, бизон, пантера, тарпан (предок современной лошади). Рисунки великолепно сохранились благодаря тому, что тысячелетия назад вход в пещеру был завален.

рисунки древних людей

Сейчас она закрыта для посещения. Микроклимат, в котором находятся изображения, может нарушить присутствие человека. Несколько часов в ней могут проводить только ее исследователи. Для посещения зрителей решено открыть реплику пещеры неподалеку от нее.

Пещера Ласко

Это еще одно знаменитое место, где найдены рисунки древних людей. Пещера обнаружена четырьмя подростками в 1940 году. Сейчас ее коллекция живописи древних художников эпохи палеолита насчитывает 1900 изображений.

Место стало очень популярным у посетителей. Огромный поток туристов привел к повреждению рисунков. Это произошло из-за переизбытка углекислого газа, выдыхаемого людьми. В 1963 было принято решение закрыть пещеру для посещений. Но проблемы с сохранностью древних изображений существуют и по сей день. Микроклимат Ласко был необратимо нарушен, и теперь рисунки находятся под постоянным контролем.

Заключение

Рисунки древних людей восхищают нас своей реалистичностью и мастерством исполнения. Художники того времени смогли передать не только достоверный облик животного, но и его движение и повадки. Кроме эстетической и художественной ценности, живопись первобытных художников является важным материалом для изучения животного мира того периода. Благодаря найденным в гроте Шове рисункам, ученые сделали поразительное открытие: оказалось, что львы и носороги, исконные обитатели жарких южных стран, в эпоху каменного века обитали на территории Европы.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Тату Красота Тату "Молния": красивый рисунок на теле или древний оберег?

В древности люди верили в то, что весь окружающий мир населен различными духами и божествами. Любое изменение погоды казалось им чем-то волшебным и мистическим. Наука давно дала точные ответы на вопросы: «Почему...

Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего ЕгиптаОбразование Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего Египта

В результате объединения Нижнего и Верхнего царств к 3000 г. до н. э. сложилось Древнее государство. Согласно исчислению жреца Манефона, существовало тридцать династий. Государство развивалось по всем направлениям. Ос...

Настенная живопись: от наскальных рисунков до современностиИскусство и развлечения Настенная живопись: от наскальных рисунков до современности

Настенная живопись является древнейшим видом изобразительного искусства, однако точно определить, когда она впервые появилась, достаточно сложно.Наскальная живописьИзвестно, что еще в доисторические вр...

Древняя Индия: природа и люди. Описание, особенности, кастыОбразование Древняя Индия: природа и люди. Описание, особенности, касты

Древняя Индия – это одна из наиболее необычных цивилизаций древности. Уже в те времена о ней высказывались как о «стране мудрецов». Древняя Индия находилась в плотном взаимодействии как с арабскими с...

Древние мифы Китая. Сотворение мира, богов и людейОбразование Древние мифы Китая. Сотворение мира, богов и людей

Для славян древние мифы Китая являются чем-то сложным и непонятным. Их представление о мире, духах и божествах сильно отличается от нашего, что приводит к некому диссонансу при их прочтении. Однако если немного вникну...

Древние материки, где жили древнейшие людиОбразование Древние материки, где жили древнейшие люди

Древние материки, на которых проживали первые люди, интересуют до сих пор ученых. Постоянно появляются новые теории и необычайные версии о том, где же проживали первые Адам и Ева. Постараемся проанализировать научные ...

Кто такие питекантропы? Образ жизни, характеристика и эволюция древнейших людейОбразование Кто такие питекантропы? Образ жизни, характеристика и эволюция древнейших людей

Длительная эволюция человека привела к тому, что современный человек вышел на новый виток своей истории. Сравнивая первые подвиды людей и современного жителя Земли можно поразиться тому, какой путь быть проделан, и ка...

Жилища древних людей. Как выглядело жилище древнего человека? Как древние люди строили жилища? Как защищали свои жилища древние люди?Образование Жилища древних людей. Как выглядело жилище древнего человека? Как древние люди строили жилища? Как защищали свои жилища древние люди?

Согласитесь, в далеком детстве всех нас так или иначе интересовали жилища древних людей. Мы читали о них в книжках и научно-популярных журналах, смотрели в кино, а значит, волей-неволей хотя бы раз в жизни, но все же ...

Древние люди на территории современной России: таблица. Народы и древнейшие государства на территории РоссииОбразование Древние люди на территории современной России: таблица. Народы и древнейшие государства на территории России

Древние люди в России появились в незапамятные времена. Около 700 тысяч лет назад впервые поселились на ее южных территориях - на берегах реки Кубань и Северном Кавказе. Климат здесь был мягким, природа - богатой раст...

Как древние люди представляли себе Землю и что с тех пор изменилось?Образование Как древние люди представляли себе Землю и что с тех пор изменилось?

С древнейших времён, познавая окружающую среду и расширяя жизненное пространство, человек задумывался о том, как устроен мир, где он живёт. Пытаясь объяснить устройство Земли и Вселенной, он использовал близкие и поня...

monateka.com

Наскальные рисунки рисовали женщины | Мужчина и женщина: проблемы отношений.

 

Наскальные рисунки рисовали женщины

Большинство древних наскальных рисунков были созданы женщинами — такой вывод сделали учёные, вновь проанализировав многие из росписей на стенах пещер. До сих пор в археологии считалось, что древними художниками были мужчины, и это новое исследование поставило под сомнение догмы, на которые эта наука опиралась десятилетиями.

Археолог Дин Сноу (DeanSnow) из Университета штата Пенсильвания провёл исследование отпечатков ладоней, найденных в восьми пещерных городах, расположенных на территории Франции и Испании, пишет NationalGeographic.

Сравнив соотношение длины фаланг и пропорций пальцев*, Сноу обнаружил, что три четверти рисунков в этих местностях были сделаны женщинами.

«Утверждение, что в древности на скалах рисовали мужчины, долгое время существовало в специализированной литературе. Люди слишком часто позволяли себе делать ничем не подтверждённые заявления о том, кто делал эти рисунки и почему», — говорит Сноу, исследования которого поддержал Комитет исследований и открытий Национального географического общества.

Археологи фиксировали сотни отпечатков ладоней на стенах пещер по всему миру. Основываясь на том, что на большинстве древних рисунков были изображены животные, на которых охотились первые люди, — бизоны, олени, мамонты, — многие исследователи предполагали, что рисунки были сделаны охотниками, возможно, в качестве летописи их успехов или, напротив, с целью ещё до охоты привлечь «охотничьей магией» будущую добычу.

Однако новейшее исследование опровергает все эти выводы.

«В большинстве общин, которые занимались охотой и собирательством, на мужчинах лежала обязанность убивать животных. Но зачастую именно женщины занимались тем, чтобы перенести добычу в поселение, и также заботились о продуктивности охоты, как и мужская половина племени. Это не была просто кучка бравых парней, повсюду гоняющихся за бизонами»,  — говорит Сноу.

Эксперты высказали сразу несколько идей относительно того, как можно использовать новые данные, полученные Сноу, чтобы разгадать тайны, по-прежнему окружающие это древнее искусство.

«Отпечатки ладоней — это подлинно иронический жанр наскальной живописи, потому что их существование показывает прямую и безусловную связь между нами и людьми Палеолита.

И мы думаем, что мы понимаем этих людей, однако чем глубже и подробнее мы изучаем их, тем больше понимаем, насколько поверхностно наше представление о древних людях», — говорит археолог Пол Петтитт (PaulPettitt) из Даремского университета (Англия).

Сноу начал свои исследования 10 лет назад, когда наткнулся на работы британского биолога Джона Маннинга (JohnManning), который исследовал соотношение и пропорции длины пальцев и фаланг пальцев с ладонями у мужчин и женщин.[длина фаланг у пальцев рук различна у мужчин и женщин. У женщин указательный и безымянный пальцы одинаковы в длину. А у мужчин есть разница: их безымянный палец несколько длиннее указательного.]

Отпечатки ладоней в пещере ElCastillo (Испания). Предположительно слева — ладонь мужчины, справа — женщины. Фото: RobertoOntanonPeredo, DeanSnow

Сноу утверждает, что из 32-х проанализированных им отпечатков 24 были женскими, то есть женщинами были примерно 75% художников.

Часть экспертов скептически отнеслась к результатам этого исследования. Биолог-эволюционист Р. Дэйл Гутри (R. DaleGuthrie) из Университета Аляски несколько лет назал презентовал подобное исследование отпечатков рук людей Палеолита. Его работа основывалась на изучении и сравнении размеров ладони и больших пальцев; в результате учёный обнаружил, что достаточно большое количество отпечатков принадлежит мальчикам-подросткам.

Для взрослых пещеры были или опасными, или неинтересными, но для юношей их изучение было настоящим приключением, уверен Гутри.

«Они рисовали всё, что было у них на уме. А на уме у подростков было в основном две вещи: обнажённые женщины и огромные страшные млекопитающие», — уверен Дэйл Гутри.

Другие учёные склонны доверять данным нового исследования, проведённого Сноу.

«Я думаю, что эта статья — веха и большой вклад в науку. Несмотря на то, что отпечатки рук древних людей рядом с наскальными рисунками обсуждаются уже долгое время, впервые кто-то собрал хорошую доказательную базу», — радуется археолог Дэйв Уитли (DaveWhitley).

Пока новое исследование, отмечает NationalGeographic, всё же оставляет много вопросов. Оставляли ли женщины только отпечатки своих рук рядом с рисунками, или точно рисовали их? Учитывают ли исследователи, что, возможно, художники не были людьми, а были неандертальцами?

Но чаще всего археолог Сноу слышит вопрос: зачем древние люди, кто бы они ни были, оставляли отпечатки рядом с рисунками?

«Понятия не имею, — отвечает учёный, — но мне нравится думать, что отпечатки — это как будто кто-то говорит: «Это моё. Я это сделал».

 

maxpark.com


Смотрите также