Воспитание в первобытном обществе педагогика кратко. 37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел I воспитание в первобытном обществе. Воспитание в первобытном обществе педагогика кратко


37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.

Воспитание детей, передача им знаний, умений, навыков, социокультурного опыта происходило в процессе повседневной жизни и деятельности – трудовой, бытовой, религиозно.

Совместный труд детей и взрослых приобретал обучающе направленный образ действий в соответствии с постепенно осознававшимися целью и конечным результатом. Детское подражание поведению взрослых в быту, совместном труде, в играх качественно отличалось от животных форм: здесь наблюдается уже сознательная, целенаправленная деятельность, предполагающая волевые усилия и определенную систему социальных связей.

Труд в первобытном обществе имел коллективный характер, вследствие чего коллективный характер был присущ и воспитанию.

Единственными ориентирами дифференциации воспитания были пол и возраст детей. Мальчики вместе со взрослыми мужчинами участвовали в охоте и рыбной ловле, изготовлении орудий труда и оружия. Девочки под руководством женщин собирали съедобные и лекарственные растения, готовили пищу, делали посуду, шили одежду. Однако внутри этих групп никакой дифференциации не было – все мальчики, так же как и все девочки, воспитывались одинаково.

Духовно-нравственная жизнь первобытного общества определялась мифологическим характером сознания людей и особенностями существовавшей в то время религии – анимизма (от лат. anima, animus – душа, дух), для которой характерны были одушевление природы и вера в души предков. Ориентация на местности, приметы, связанные с предсказанием погоды, знание повадок животных, полезных и вредных свойств растений, особенностей различных минералов были жизненно необходимы любому члену первобытного общества. Так эмпирически накапливались зачатки физических (изобретение рычага, лука) и химических (обработка растений и различных природных материалов) знаний, астрономии (ориентация по Солнцу и звездам), медицины, фармакологии. Медленнее развивались знания, требующие обобщенных абстрактных представлений, что находило свое отражение в языке. Так, имелись собирательные обозначения для деревьев, кустарника, травы, но не было обозначения для растений вообще.

На поздних этапах развития первобытного общества происходят существенные изменения в практике воспитания. Одним из них было появление прообразов образовательных учреждений – так называемых “домов молодежи”, организованных для обучения мальчиков и девочек определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам, для передачи им накопленных знаний. Основной формой обучения и воспитания в “домах молодежи” были совместные игры и занятия.

На поздних этапах первобытно-общинного строя происходит постепенное социальное расслоение общества, что приводит к социальной дифференциация в воспитании и обучении детей и усилению роли семейного воспитания. Для обучения и воспитания детей племенной знати и жрецов создавались специальные закрытые школы, где с ними работали профессиональные педагоги. Дети простых людей воспитывались в семье и чаще всего наследовали профессию родителей; главным фактором воспитания выступала окружающая их социокультурная среда. Так возникли предпосылки разделения педагогики на две ветви – научную и эмпирическую (народную).

 

studfiles.net

План занятия

Тема занятия:

«Основные этапы становления и развития педагогики»

Текст лекции (краткий конспект предметных знаний)

Основные этапы в истории педагогической мысли:

  1. Донаучный (с древнейших времен до XYII века)

  2. Становление научной педагогики (середина XYII века – конец XIX века).

  3. Обогащение научной науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности (XX век).

Проблема происхождения воспитания всегда интересовала ученых.

В настоящее время в науке существуют две концепции происхождения воспитания: эволюционно-биологическая; психологическая. Согласно первой, воспитательная деятельность людей первобытного общества близка по своей сути наблюдаемой у высших животных инстинктивной заботе о потомстве. Вторая объясняет происхождение воспитания свойственным детям бессознательным инстинктом подражания взрослым.

Зарождение воспитания в первобытном обществе

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло 40—35 тыс. лет назад, когда в общинах палеонтропов начинается постепенный переход к коллективному труду.

Воспитание в первобытном обществе не было специально организовано. Ребенок прямо включался в доступную для него деятельность вместе со старшими. Совместный труд со стороны взрослых носил характер научения, со стороны детей имело место подражание поведению взрослых в труде, быту.

В 8-5 тысячелетиях до н.э. у первобытных людей появляются новые формы деятельности. Наряду с собирательством, охотой они начинают заниматься земледелием и животноводством, т.е. растет дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. Создание пищевых запасов позволяет значительно увеличить продолжительность жизни, повышается рождаемость в общине. Групповая форма брака сменяется парным браком. С возникновением семьи закладываются основы домашне-семейной формы воспитания. В младенчестве воспитанием ребенка занималась в основном мать. В период с 3-4 до 6-7 лет к воспитанию ребенка подключаются другие родственники. В материнско-родовых общинах особую роль играл дядя — брат матери (т.н. авункулат — воспитание у дяди по материнской линии — обычай сохранился до формирования классового общества). В детях стремились развить такие качества, как преданность роду, коллективизм, задиристость. Там, где велись постоянные войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности. Окончание детства совпадало с наступлением физической зрелости. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения — инициация, которые были особо сложными у мальчиков. Во время таких испытаний проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить боль, лишения, проявлять выносливость.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступает разложение первобытного общества. От родовой общины функции воспитания детей переходят к семье.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в период античности

Педагогическая мысль и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме — к концу I в. до н.э. Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.

studfiles.net

Раздел I воспитание в первобытном обществе

 

Глава 1

Возникновение воспитательного процесса

ИСТОЧНИки ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Сведения о процессе воспитания в первобытном обществе дошли до нас через:

  1. Изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

  2. Труды ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки,

  3. этнографические данные о жизни современных первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией.

  4. Находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.),

  5. фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, и метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, и пр.).

1.2. Концепции генезиса первобытного воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории:

1. эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эс-пинас). Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным.

2. Психологическая (П. Монро). П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.

 

1.3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание.

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни,

питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

 

studfiles.net


Смотрите также