ГлавнаяПервобытноеПочему появилось неравенство между первобытными людьми
Конспект урока «Появление неравенства и знати» (5 класс). Почему появилось неравенство между первобытными людьми
Конспект урока «Появление неравенства и знати» (5 класс)
Конспект урока по истории 5 класс
Подготовила Османова Леся Петровна
Тема урока: «Появление неравенства и знати»
Цели:
1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;
2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
3. Содействовать формированию усидчивости.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.
Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2014г.,
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие).
II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Давайте вспомним:
1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).
2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)
3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).
4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).
5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).
6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).
7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.
8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)
9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).
III. Изучение нового материала.
План:
1. Обработка металлов.
2. Изобретение плуга.
3. Распад родовых общин.
4. Появление неравенства и знати.
(Слайд 3) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.
Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.
(Слайд 4) Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.
Постановка проблемного вопроса: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке.
(Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
Работа с иллюстрацией учебника на странице 25. (Слайд 6)
Как происходила отливка медного топора?
Какое значение имело для человека освоение меди?
(Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.
(Слайд 8). Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:
Как появился плуг?
Какое значение имело появление плуга?
Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9).
(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)
Решение творческой задачи.
«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).
Учитель: мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.
(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.
Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.
Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.
Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.
(Слайд 11). Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый». Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились?
Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.
2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)
3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)
4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).
5. Род занятия человека (ремесло).
6. Богатые, влиятельные люди (знать).
7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).
Итог урока.
Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)
Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.
Домашнее задание: § 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.
Отзыв
об открытом уроке истории
Класс: 5 Дата проведения: 17.10.2014 год
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема: " Появление неравенства и знати"
Форма урока: комбинированный
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом
Урок истории по теме " Появление неравенства и знати" был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.
К уроку были поставлены цели:
1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;
2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
3. Содействовать формированию усидчивости.
Учитель развивал мышление учащихся; обогащал словарный запас детей. Воспитывалось чувство коллективизма, продолжилась работа по самоконтролю. Учителю удалось создать деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена правильно, были вовлечены практически все учащиеся класса.
Работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся.
Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.
В ходе обобщения полученных знаний при повторении пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично – поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что в непринужденной обстановке учащиеся более активны и проявляют высокую мотивацию к обучению.
Цели, поставленные на урок, достигнуты. Отзыв на урок положительный.
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16: /Похомова И.А./
Отзыв
об открытом уроке истории
Класс: 5
Дата проведения: 17.10.2014 год
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема: " Появление неравенства и знати"
Форма урока: комбинированный
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом
В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока учитель показала умение пользоваться методическими приёмами, стимулирующими творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, навыками эффективной работы с классом.
Урок творческий, очень эмоциональный, насыщенный, чувственный, позволил погрузиться в атмосферу века. Оформление классной комнаты также способствовало созданию ситуации погружения в историю древнего мира. Учащиеся сами добывали знания, ставили проблемы и совместно решали их. Осуществляли контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.
Эмоциональное вступление с применением технологии «мозгового штурма» заметно повысило познавательную деятельность учащихся. Использование презентации придало уроку мобильность, сэкономило время, украсило урок, расширило представление учащихся об истории древнего мира, культуре, традициях. На уроке осуществлялась связь с изобразительным искусством, кубановедением, литературой (написание синквейна).На уроке проводилась самостоятельная, групповая, фронтальная работа.
Благоприятный психологический климат, работа в группах, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии дали возможность раскрыться каждому ученику.
Учитель использовал формы и методы личностно-ориентированного подхода, создавая ситуацию успеха, выбора для учащихся. Урок удался в полной мере. Об этом свидетельствуют итоговые работы учащихся, их проникновенные высказывания.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №16 /Егорова С. Н./
infourok.ru
Конспект урока и презентация по истории на тему "Появление неравенства и знати"
Цели:
1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;
2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
3. Содействовать формированию усидчивости.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.
Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2011, памятка «Как решать историческую задачу» (Приложение 2), схема образования государства (на каждой парте). (Приложение 3)
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие).
II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Давайте вспомним:
1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).
2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)
3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).
4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).
5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).
6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).
7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.
8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)
9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).
III. Изучение нового материала.
План:
1. Обработка металлов.
2. Изобретение плуга.
3. Распад родовых общин.
4. Появление неравенства и знати.
(Слайд 3) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.
Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.
(Слайд 4) Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.
Постановка проблемного вопроса: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке.
(Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
Работа с иллюстрацией учебника на странице 25. (Слайд 6)
Как происходила отливка медного топора?
Какое значение имело для человека освоение меди?
(Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.
(Слайд 8). Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:
Как появился плуг?
Какое значение имело появление плуга?
Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9).
(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)
Решение творческой задачи.
«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).
Учитель: мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.
(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.
Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.
Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.
Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.
(Слайд 11). Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый». Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились?
Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.
2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)
3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)
4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).
5. Род занятия человека (ремесло).
6. Богатые, влиятельные люди (знать).
7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).
Итог урока.
Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)
(Слайд 14)
Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.
Домашнее задание: § 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.
Весь материал – смотрите архив.
videouroki.net
Появление неравенства и знати
"Появление неравенства и знати" История / 5 класс Учебник: / Страницы:
Цель урока:
1. Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми. 2. Обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать». 3. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
Основная часть:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земле¬делия и скотоводства»
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как появилось земледелие и скотоводство?». Для этого вспомни:
* На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? * Какие первые культуры начал выращивать человек? * Как первобытные люди обрабатывали землю? * Какие орудия труда они использовали при обработке земли? * Как поступали с детенышами убитых животных? * Каких животных первобытные люди стали разводить? Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие новые занятия появились у древних людей?». Для этого вспомни:
« Из чего люди делали посуду? Из чего изготавливали ткань? Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей. 2. Работа с классом. Впиши недостающие слова: Первые земледельцы вскапывали землю деревянной (мотыгой). Колосья срезали_(серпом). Растирали зерна на;_(зернотерках). Рубили деревья_____ (деревянным топором). Земледелие и скотоводство возникли в Западной __\_ (Азии). Из глины научились делать_(посуду). Женщины научились (ткать) и___(прясть).
см. вложение
VI. Итог урока
— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов из¬меняются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседс-кая, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей.}
Домашнее задание
Домашнее задание. §5.
mognovse.ru
Появление неравенства и знати
скачать "Появление неравенства и знати" История / 5 класс Учебник: / Страницы:
Цель урока:
1. Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми. 2. Обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать». 3. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
Основная часть:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земле¬делия и скотоводства»
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как появилось земледелие и скотоводство?». Для этого вспомни:
* На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? * Какие первые культуры начал выращивать человек? * Как первобытные люди обрабатывали землю? * Какие орудия труда они использовали при обработке земли? * Как поступали с детенышами убитых животных? * Каких животных первобытные люди стали разводить? Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие новые занятия появились у древних людей?». Для этого вспомни:
« Из чего люди делали посуду? Из чего изготавливали ткань? Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей. 2. Работа с классом. Впиши недостающие слова: Первые земледельцы вскапывали землю деревянной (мотыгой). Колосья срезали_(серпом). Растирали зерна на;_(зернотерках). Рубили деревья_____ (деревянным топором). Земледелие и скотоводство возникли в Западной __\_ (Азии). Из глины научились делать_(посуду). Женщины научились (ткать) и___(прясть).
см. вложение
VI. Итог урока
— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов из¬меняются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседс-кая, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей.}