Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Могли ли первобытные люди выжить поодиночке
Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке?
Вопросы по теме «Первобытное общество»
1. Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей? Каковы его черты?
2. Около 30 тыс. лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников.
Как назывались такие коллективы? Укажите основные признаки такого коллектива. *Чем новые коллективы людей отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?
3.Фридрих Энгельс сказал, что человека создал труд.
Как вы понимаете эти слова? Объясните их смысл. Расскажите о развитии первобытных людей в процессе труда.
4.Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.
Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?
5.Древнейшие люди знали много животных, растений, в том числе лекарственных растений, из которых изготовлялись настойки, мази и порошки.
Каким образом, по-вашему, у них появились эти знания? *О чем свидетельствует тот факт, что они научились давать названия не каждому отдельному животному, а виду животных, например волкам, тиграм, слонам и т. д.
6. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные жилища, площадью в 150 - 200 кв. м.
Как вы можете объяснить этот факт? *Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
7. В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако древнейшие люди часто голодали.
Попытайтесь объяснить, в чем заключались причины частых голодовок первобытных людей. Каким признаком первобытнообщинного строя объясняются частые голодовки? Обоснуйте свое мнение. В каких случаях охота первобытных людей могла быть удачной?
8.Фридрих Энгельс характеризует овладение огнем как «гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие».
Объясните слова Энгельса. Расскажите, как первобытные люди добывали огонь. Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей? Можно ли считать, что овладение огнем способствовало выделению людей из мира животных? *Докажите свое мнение.
9. В пещере «Трех братьев» во Франции есть странное изображение на скале. Со стены в танцевальном движении глядит непонятное существо: полуолень, получеловек. На голове рога, на подбородке борода. Тут же изображены другие животные со следами ран.
Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей? Докажите свое мнение.
10. В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.
Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее? *Как и почему изменилась жизнь первобытных людей с началом потепления на Земле? Какие изменение были самыми главными?
Контрольная работа по темам «История как наука» и «Первобытное общество»
1.Человек современного вида появился а) 2—1,5 млрд лет назад б) 4—3 млн лет назад в) 100—40 тыс. лет назад г) 6—5 тыс. лет назад
2.На рубеже IV—III тыс. до н. э. а) возникли первые цивилизации б) началась неолитическая революция в) появился человек современного вида г) зародилась религия
3.Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для а) цивилизационных теорий б) исторической антропологии в) теорий модернизации г) сравнительного изучения истории
4.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм г) магия
5.Эволюционная теория происхождения человека создана а) А. Тойнби б) Ч. Дарвином в) М. Блоком г) Ф. Энгельсом
6.Палеография изучает а) авторство, время и место создания письменного источника б) историю денежного обращения в) даты исторических событий и явлений г) значение гербов
7.Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм г) магия
О какой форме первобытной религии идет речь в каждом описании?
Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»
1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы, опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться. 2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснется без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться... 3. Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску. 4. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары». 5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню. 6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину. 7. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи. 8. Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания. 9. На двух экваториальных островах... где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома. 10. На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.
kak.znate.ru
Возникновение людей
Ученые
считают, что
предками
первых
людей были
обезьяны,
которые под
воздействием
внешних
причин:
климата,
борьбы за
выживание -
постепенно
приобретали
человеческие
черты.
Древнейшие
обезьянолюди
жили в
теплых
землях.
Например, в
Восточной
Африке.
Появились
они там
более 2 млн
лет назад. По-другому
их еще
называют первобытными
людьми.
Эти люди
еще не умели
разговаривать
и общались
друг с
другом при
помощи
разнообразных
звуков. Мозг
у них был
развит
лучше, чем у
обезьяны, но,
конечно, не
так хорошо,
как у людей
нашего
времени.
Первобытные
люди не
могли
выжить
поодиночке
и
объединялись
в группы - человеческие
стада. В
поисках
пропитания
они
собирали
съедобные
плоды, травы,
коренья,
насекомых,
или, как
принято
говорить,
занимались собирательством.
Люди не
знали
металлов и
необходимые
им ножи,
топоры,
рубила -
примитивные
орудия
труда -
изготавливали
из камня или
при помощи
камня.
Поэтому
время, когда
они жили,
называют
каменным
веком.
Умение
изготавливать
орудия
труда и
отличало в
первую
очередь
древнейших
людей, от
животных.
Однажды
человек
овладел
огнем. Это
было
поистине
великое
событие.
Люди стали
готовить
пищу на
кострах, на
углях печь
мясо,
которое
оказалось
вкуснее и
питательнее
сырого.
Яркий огонь
обогревал
их холодной
ночью,
разгонял
мрак,
отпугивал
диких
зверей. С
помощью
огня
первобытные
люди
сделали еще
один важный
шаг к выходу
из мира
животных.
Постепенно
люди
освоили
холодные
страны
Европы и
Азии, в том
числе юг
нынешней
России. В
более
суровом
северном
климате
им
понадобились
надежные
жилища-укрытия
на случай
непогоды,
студеных
ветров и
морозов.
Люди стали
селиться в
пещерах или
построенных
ими
землянках и
шалашах.
Стены
шалашей они
покрывали
шкурами
крупных
животных,
как и сейчас
это
делается
некоторыми
северными
народами.
Шкуры были и
первой
одеждой
человека.
В
холодных
краях
древнейшие
люди не
могли
прокормиться
одним
только
собирательством.
Важнейшим
занятием
становилась
охота. С
развитием
охоты
появилось и
первое
оружие -
копье -
длинная
заостренная
палка из
дерева.
Позже к ней
начали
привязывать
каменный остроконечник.
С
копьями
охотились
на зверей, а
для добычи
крупной
рыбы
применяли
костяной гарпун
-
короткое
копье с
острым
костяным
наконечником.
Очередным
величайшим
изобретением
людей стали лук
и стрелы.
Появилась
возможность
поражать
животных и
птиц с
большого
расстояния.
Успешнее
и легче
стала охота,
у людей
появилось
больше пищи.
Приблизительно
40 тыс. лет
назад
человек
стал таким
же, как люди
нашего
времени.
Ученые
называют
его человеком
разумным.
Люди
разумные
жили уже не
человеческими
стадами, а родовыми
общинами.
Что это
значит? В
общине все
близкие и
дальние
родственники
считались
одной
семьей. Там
действовал
обычай один
за всех, все
за одного.
Общими были
жилище,
костер,
запасы дров
и пищи, кости
и шкуры
животных. Во
главе
родовых
общин
стояли старейшины
- самые
опытные и
мудрые
старики.
Несколько
родовых
общин
составляли племя.
Племенем
управлял совет
старейшин.
Все народы
Земли в
своей
истории
прошли
стадию
родовых
общин.
Наших
предков в
жизни
подстерегало
немало
опасностей,
они видели
вокруг себя
много
непонятного,
загадочного.
Почему
сверкает
молния и
гремит гром?
Почему
летом жарко,
а зимой
холодно?
Почему
снятся сны и
кто
повелевает
стадами
животных?
У людей
возникла
вера, что в
каждом
человеке, в
любом
предмете и
явлении
природы
обитают
сверхъестественные
существа - душа
и духи.
Душа
покидает
тело
человека во
время сна.
Она
встречается
с душами
других
людей, а
спящему об
этом снятся
сны. Древние
люди верили,
что души
предков
продолжают
жить в
далекой стране
мертвых.
Они
полагали,
что душа
человека
может
переселиться
в животное
или какой-то
предмет, а
дух
животного
или
предмета - в
человека.
Человек в
этом случае
становился оборотнем.
Духи
животных,
предметов и
явлений
могли быть
добрыми и
злыми. Самых
могущественных
духов,
старших над
другими,
люди
называли богами.
К ним стали
обращаться
с молитвой
- просьбой
об удаче в
делах. А
чтобы боги
не отказали,
им делались
различные
подношения,
подарки ,- жертвы.
Люди
изготавливали
из
различных
материалов
изображения
богов и
духов, чтобы
молиться им
и приносить
жертвы.
Такие
изображения
называются идолами.
Появившиеся
у
первобытных
людей
верования - в
колдовство,
в оборотней,
в душу, в
жизнь после
смерти, в
духов и
богов -
называются
религиозными.
Люди
верили в
сверхъестественную
связь между
животным и
его
изображением,
созданным
художником.
И если перед
охотой
нарисовать
оленя,
совершить
колдовской
обряд,
поражая
копьями это
изображение,
то охота
будет
удачной. До
наших дней
сохранились
изумительные
по технике
исполнения
рисунки
древнейших
художников
в пещере
Альтамира в
Испании и в
пещере
Ляско во
Франции.
Этим
произведениям
первобытного
искусства
от 14 до 17 тыс.
лет.
peoplehood.narod.ru
Почему человек не может жить один? — ТолВИКИ
Тема исследования
Почему человек не может жить один?
Актуальность проблемы
Человек - общественное существо, и жить без общества человек не может.
Цель
Доказать, что один человек - довольно слабое существо.
Задачи
Гипотеза
Если люди будут жить без контакта друг с другом, без помощи друг друга, то общество исчезнет.
Этапы исследования
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Сбор необходимой информации.
3.Проведение анкетирования.
4. Изготовление схемы "мое человечество"
5. Подведение итогов.
6. Создание презентации.
Объект исследования
Человек среди других людей.
Методы
1. Изучение литературы по данному вопросу.
2. Поисковый.
3. Наблюдение.
4. Практический.
5. Анкетирование.
Ход работы
1.Распределения ребят на группы.
2.Сбор материала по данному вопросу.
3.Обсуждение информации.
4. Оформление результатов в схему.
5.Презентация работы.
Теория вопроса
В результате длительного развития постепенно человечество достигло современного уровня. Сколько временно прошло с той поры, когда появились первобытные люди, нет точного ответа. Но большинство учёных считает, что прошло не менее двух миллионов лет.Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX в.[1][2] В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд. лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23–5,5 млн. лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300–30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.
Самые древние наши предки были очень похожи на обезьян. Тело их покрывала шерсть, челюсти выступали вперёд, а подбородок был скошен назад. Первобытные люди уже ходили на двух ногах. Жили они в пещерах и расщелинах скал. Обогревали свои жилища кострами, на которых готовили пищу.
Ученые считают, что предками первых людей были обезьяны, которые под воздействием внешних причин: климата, борьбы за выживание - постепенно приобретали человеческие черты. Древнейшие обезьянолюди жили в теплых землях. Например, в Восточной Африке. Появились они там более 2 млн лет назад. По-другому их еще называют первобытными людьми. Эти люди еще не умели разговаривать и общались друг с другом при помощи разнообразных звуков. Мозг у них был развит лучше, чем у обезьяны, но, конечно, не так хорошо, как у людей нашего времени. В том, что люди стремятся к контакту и находят в нем источник своего существования, лежит глубокая тайна силы природы, источника существования. К единству стремится все живое. Но единство является источником существования не только живого. Чтобы жить вместе с людьми в обществе, человек должен ограничивать свои желания. Вне общества жизнь человека невозможна. Первобытные люди не могли выжить поодиночке и объединялись в группы - человеческие стада. В поисках пропитания они собирали съедобные плоды, травы, коренья, насекомых, или, как принято говорить, занимались собирательством. Общество появилось именно потому, что люди без контакта друг с другом, без помощи друг друга жить дальше не смогли. Один человек - довольно слабое существо. На него могли напасть и волки, и медведи, и любой другой крупный зверь. Уже это заставляло людей объединяться, держаться вместе, чтобы противостоять зверю. Но на этом необходимость быть вместе у людей не заканчивается. Все вы, наверное, видели охоту волков на лося. Один волк здорового лося не одолеет, а вместе - да. Точно так и людям нужно было объединяться в своей охоте на животного.
Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости. Важнейшим этапом в развитии человека стало изобретение языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время ее и т. д. Люди не знали металлов и необходимые им ножи, топоры, рубила - примитивные орудия труда - изготавливали из камня или при помощи камня. Поэтому время, когда они жили, называют каменным веком. Умение изготавливать орудия труда и отличало в первую очередь древнейших людей, от животных. Однажды человек овладел огнем. Это было поистине великое событие. Люди стали готовить пищу на кострах, на углях печь мясо, которое оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал их холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. С помощью огня первобытные люди сделали еще один важный шаг к выходу из мира животных. Постепенно люди освоили холодные страны Европы и Азии, в том числе юг нынешней России. В более суровом северном климате им понадобились надежные жилища-укрытия на случай непогоды, студеных ветров и морозов. Люди стали селиться в пещерах или построенных ими землянках и шалашах. Стены шалашей они покрывали шкурами крупных животных, как и сейчас это делается некоторыми северными народами. Шкуры были и первой одеждой человека.
В холодных краях древнейшие люди не могли прокормиться одним только собирательством. Важнейшим занятием становилась охота. С развитием охоты появилось и первое оружие - копье - длинная заостренная палка из дерева. Позже к ней начали привязывать каменный остроконечник.
С копьями охотились на зверей, а для добычи крупной рыбы применяли костяной гарпун - короткое копье с острым костяным наконечником. Очередным величайшим изобретением людей стали лук и стрелы. Появилась возможность поражать животных и птиц с большого расстояния. Успешнее и легче стала охота, у людей появилось больше пищи. Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его “человеком разумным”. “Люди разумные” жили уже не человеческими стадами, а родовыми общинами. Что это значит? В общине все близкие и дальние родственники считались одной семьей. Там действовал обычай один за всех, все за одного. Общими были жилище, костер, запасы дров и пищи, кости и шкуры животных. Во главе родовых общин стояли старейшины - самые опытные и мудрые старики. Несколько родовых общин составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Все народы Земли в своей истории прошли стадию родовых общин. Наших предков в жизни подстерегало немало опасностей, они видели вокруг себя много непонятного, загадочного. Почему сверкает молния и гремит гром? Почему летом жарко, а зимой холодно? Почему снятся сны и кто повелевает стадами животных? У людей возникла вера, что в каждом человеке, в любом предмете и явлении природы обитают сверхъестественные существа - душа и духи. Душа покидает тело человека во время сна. Она встречается с душами других людей, а спящему об этом снятся сны. Древние люди верили, что души предков продолжают жить в далекой “стране мертвых”. Они полагали, что душа человека может переселиться в животное или какой-то предмет, а дух животного или предмета - в человека. Человек в этом случае становился “оборотнем”.
Духи животных, предметов и явлений могли быть добрыми и злыми. Самых могущественных духов, старших над другими, люди называли богами. К ним стали обращаться с молитвой - просьбой об удаче в делах. А чтобы боги не отказали, им делались различные подношения, подарки - жертвы. Люди изготавливали из различных материалов изображения богов и духов, чтобы молиться им и приносить жертвы. Такие изображения называются идолами. Появившиеся у первобытных людей верования - в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти, в духов и богов - называются религиозными. Люди верили в сверхъестественную связь между животным и его изображением, созданным художником. И если перед охотой нарисовать оленя, совершить колдовской обряд, поражая копьями это изображение, то охота будет удачной. До наших дней сохранились изумительные по технике исполнения рисунки древнейших художников в пещере Альтамира в Испании и в пещере Ляско во Франции. Этим произведениям первобытного искусства от 14 до 17 тыс. лет.
Общество — исторически развивающаяся система, состоящая из людей и их взаимоотношений, служащая эффективным средством удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Взаимоотношений с другими людьми приносят человеку материальные выгоды, которые можно разделить на две группы. Первая — выгоды от совместных действий: например, один человек не может сдвинуть мешающий камень, а два — могут. Совместными усилиями люди строят каналы, возводят здания и многое другое, что одному человеку не под силу. Вторая группа — выгоды от специализации. Вряд ли доктору стоит пытаться разобраться в устройстве телевизора, гораздо легче ему вызвать мастера. В свою очередь, телевизионному мастеру вряд ли стоит самому лечить болезнь, лучше воспользоваться услугами доктора. Важную роль общество играет и в процессе удовлетворении духовных потребностей человека. Без других людей человек не может стать человеком, человеком он становится в обществе. В конечном счете, самоактуализация — это раскрытия внутреннего «Я» для других. Действительно, зачем писать стихи, если их никто не прочтет, зачем рисовать картины, если их никто не увидит? Человек не может без общества, и поэтому ни один человек добровольно не прерывал контакты с обществом.
Анкетирование
Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?
Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твоё благополучие?
Какие проступки ты смог бы простить другу?
Чего не смог бы простить ему?
Всегда ли ты говоришь другу правду?
Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?
Помогает ли тебе дружба в жизни, учёбе?
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
Друзья открывают друг другу свои секреты, потому что в их дружбе есть такое чувство, как…
Друзья друг другу рассказывают всё, ничего не скрывая, потому что в их дружбе есть чувство….
Друзья должны… друг друга.
Если у одного человека случилось несчастье, как друг в этой ситуации может помочь?
Что делает отношения между друзьями благородными и чистыми?
Если твой друг заболел, что должен делать ты?
Наши результаты
1.Изучили материалы по теме.
2.Собрали информацию.
3.Провели анкетирование.
4.Узнали, что человек общественное существо, и без общества не сможет существовать.
5.Изготовили схему.
6. Сделали выводы.
7. Выполнили презентацию работы.
Выводы
1. Для развития человеку необходимо общество.
2. Ни один человек добровольно не прерывал контакты с обществом.
3. Развитие человека происходит непрерывно.
Список ресурсов
Печатные издания:
А. А. Вахрушев Окружающий мир. 4 класс. "Человек и человечество". Часть 2. - М.: Баласс, 2008. - 128 с.
Журнал "Древо познания"
Энциклопедия "Я познаю мир"
Интернет - ресурсы:
Мое Человечество
wiki.tgl.net.ru
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ «ИСТОРИЯ КАК НАУКА» И «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»
Вопросы по теме «Первобытное общество»
1. Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей? Каковы его черты?
2. Около 30 тыс. лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников.
Как назывались такие коллективы? Укажите основные признаки такого коллектива. *Чем новые коллективы людей отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?
3.Фридрих Энгельс сказал, что человека создал труд.
Как вы понимаете эти слова? Объясните их смысл. Расскажите о развитии первобытных людей в процессе труда.
4.Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.
Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?
5.Древнейшие люди знали много животных, растений, в том числе лекарственных растений, из которых изготовлялись настойки, мази и порошки.
Каким образом, по-вашему, у них появились эти знания? *О чем свидетельствует тот факт, что они научились давать названия не каждому отдельному животному, а виду животных, например волкам, тиграм, слонам и т. д.
6. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные жилища, площадью в 150 - 200 кв. м.
Как вы можете объяснить этот факт? *Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
7. В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако древнейшие люди часто голодали.
Попытайтесь объяснить, в чем заключались причины частых голодовок первобытных людей. Каким признаком первобытнообщинного строя объясняются частые голодовки? Обоснуйте свое мнение. В каких случаях охота первобытных людей могла быть удачной?
8.Фридрих Энгельс характеризует овладение огнем как «гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие».
Объясните слова Энгельса. Расскажите, как первобытные люди добывали огонь. Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей? Можно ли считать, что овладение огнем способствовало выделению людей из мира животных? *Докажите свое мнение.
9. В пещере «Трех братьев» во Франции есть странное изображение на скале. Со стены в танцевальном движении глядит непонятное существо: полуолень, получеловек. На голове рога, на подбородке борода. Тут же изображены другие животные со следами ран.
Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей? Докажите свое мнение.
10. В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.
Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее? *Как и почему изменилась жизнь первобытных людей с началом потепления на Земле? Какие изменение были самыми главными?
Контрольная работа по темам «История как наука» и «Первобытное общество»
1.Человек современного вида появился а) 2—1,5 млрд лет назад б) 4—3 млн лет назад в) 100—40 тыс. лет назад г) 6—5 тыс. лет назад
2.На рубеже IV—III тыс. до н. э. а) возникли первые цивилизации б) началась неолитическая революция в) появился человек современного вида г) зародилась религия
3.Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для а) цивилизационных теорий б) исторической антропологии в) теорий модернизации г) сравнительного изучения истории
4.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм г) магия
5.Эволюционная теория происхождения человека создана а) А. Тойнби б) Ч. Дарвином в) М. Блоком г) Ф. Энгельсом
6.Палеография изучает а) авторство, время и место создания письменного источника б) историю денежного обращения в) даты исторических событий и явлений г) значение гербов
7.Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм г) магия
О какой форме первобытной религии идет речь в каждом описании?
Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»
1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы, опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться. 2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснется без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться... 3. Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску. 4. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары». 5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню. 6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину. 7. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи. 8. Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания. 9. На двух экваториальных островах... где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома. 10. На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.
nsportal.ru
Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке?
Вопросы по теме «Первобытное общество»
1. Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей? Каковы его черты?
2. Около 30 тыс. лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников.
Как назывались такие коллективы? Укажите основные признаки такого коллектива. *Чем новые коллективы людей отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?
3.Фридрих Энгельс сказал, что человека создал труд.
Как вы понимаете эти слова? Объясните их смысл. Расскажите о развитии первобытных людей в процессе труда.
4.Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.
Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?
5.Древнейшие люди знали много животных, растений, в том числе лекарственных растений, из которых изготовлялись настойки, мази и порошки.
Каким образом, по-вашему, у них появились эти знания? *О чем свидетельствует тот факт, что они научились давать названия не каждому отдельному животному, а виду животных, например волкам, тиграм, слонам и т. д.
6. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные жилища, площадью в 150 - 200 кв. м.
Как вы можете объяснить этот факт? *Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
7. В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако древнейшие люди часто голодали.
Попытайтесь объяснить, в чем заключались причины частых голодовок первобытных людей. Каким признаком первобытнообщинного строя объясняются частые голодовки? Обоснуйте свое мнение. В каких случаях охота первобытных людей могла быть удачной?
8.Фридрих Энгельс характеризует овладение огнем как «гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие».
Объясните слова Энгельса. Расскажите, как первобытные люди добывали огонь. Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей? Можно ли считать, что овладение огнем способствовало выделению людей из мира животных? *Докажите свое мнение.
9. В пещере «Трех братьев» во Франции есть странное изображение на скале. Со стены в танцевальном движении глядит непонятное существо: полуолень, получеловек. На голове рога, на подбородке борода. Тут же изображены другие животные со следами ран.
Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей? Докажите свое мнение.
10. В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.
Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее? *Как и почему изменилась жизнь первобытных людей с началом потепления на Земле? Какие изменение были самыми главными?
Контрольная работа по темам «История как наука» и «Первобытное общество»
1.Человек современного вида появился а) 2—1,5 млрд лет назад б) 4—3 млн лет назад в) 100—40 тыс. лет назад г) 6—5 тыс. лет назад
2.На рубеже IV—III тыс. до н. э. а) возникли первые цивилизации б) началась неолитическая революция в) появился человек современного вида г) зародилась религия
3.Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для а) цивилизационных теорий б) исторической антропологии в) теорий модернизации г) сравнительного изучения истории
4.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм г) магия
5.Эволюционная теория происхождения человека создана а) А. Тойнби б) Ч. Дарвином в) М. Блоком г) Ф. Энгельсом
6.Палеография изучает а) авторство, время и место создания письменного источника б) историю денежного обращения в) даты исторических событий и явлений г) значение гербов
7.Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм г) магия
О какой форме первобытной религии идет речь в каждом описании?
Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»
1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы, опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться. 2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснется без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться... 3. Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску. 4. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары». 5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню. 6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину. 7. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи. 8. Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания. 9. На двух экваториальных островах... где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома. 10. На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.
tnu.podelise.ru
Вопросы по теме «Первобытное общество» 1
Вопросы по теме «Первобытное общество»
1. Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей? Каковы его черты?
2. Около 30 тыс. лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников.
Как назывались такие коллективы? Укажите основные признаки такого коллектива. *Чем новые коллективы людей отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?
3.Фридрих Энгельс сказал, что человека создал труд.
Как вы понимаете эти слова? Объясните их смысл. Расскажите о развитии первобытных людей в процессе труда.
4.Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.
Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?
5.Древнейшие люди знали много животных, растений, в том числе лекарственных растений, из которых изготовлялись настойки, мази и порошки.
Каким образом, по-вашему, у них появились эти знания? *О чем свидетельствует тот факт, что они научились давать названия не каждому отдельному животному, а виду животных, например волкам, тиграм, слонам и т. д.
6. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные жилища, площадью в 150 - 200 кв. м.
Как вы можете объяснить этот факт? *Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
7. В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако древнейшие люди часто голодали.
Попытайтесь объяснить, в чем заключались причины частых голодовок первобытных людей. Каким признаком первобытнообщинного строя объясняются частые голодовки? Обоснуйте свое мнение. В каких случаях охота первобытных людей могла быть удачной?
8.Фридрих Энгельс характеризует овладение огнем как «гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие».
Объясните слова Энгельса. Расскажите, как первобытные люди добывали огонь. Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей? Можно ли считать, что овладение огнем способствовало выделению людей из мира животных? *Докажите свое мнение.
9. В пещере «Трех братьев» во Франции есть странное изображение на скале. Со стены в танцевальном движении глядит непонятное существо: полуолень, получеловек. На голове рога, на подбородке борода. Тут же изображены другие животные со следами ран.
Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей? Докажите свое мнение.
10. В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.
Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее? *Как и почему изменилась жизнь первобытных людей с началом потепления на Земле? Какие изменение были самыми главными?
Контрольная работа по темам «История как наука» и «Первобытное общество»
1.Человек современного вида появился а) 2—1,5 млрд лет назад
б) 4—3 млн лет назад
в) 100—40 тыс. лет назад
г) 6—5 тыс. лет назад
2.На рубеже IV—III тыс. до н. э. а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия
3.Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для а) цивилизационных теорий
б) исторической антропологии
в) теорий модернизации
г) сравнительного изучения истории
4.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия
5.Эволюционная теория происхождения человека создана а) А. Тойнби
б) Ч. Дарвином
в) М. Блоком
г) Ф. Энгельсом
6.Палеография изучает а) авторство, время и место создания письменного источника
б) историю денежного обращения
в) даты исторических событий и явлений
г) значение гербов
7.Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия
О какой форме первобытной религии идет речь в каждом описании?
Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»
1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы, опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться.
2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснется без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться...
3. Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску.
4. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары».
5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню.
6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину.
7. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи.
8. Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания.
9. На двух экваториальных островах... где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома.
10. На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.
www.litceyvib.ru
Вопросы по теме «Первобытное общество» 1
Вопросы по теме «Первобытное общество»
1. Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей? Каковы его черты?
2. Около 30 тыс. лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников.
Как назывались такие коллективы? Укажите основные признаки такого коллектива. *Чем новые коллективы людей отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?
3.Фридрих Энгельс сказал, что человека создал труд.
Как вы понимаете эти слова? Объясните их смысл. Расскажите о развитии первобытных людей в процессе труда.
4.Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.
Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?
5.Древнейшие люди знали много животных, растений, в том числе лекарственных растений, из которых изготовлялись настойки, мази и порошки.
Каким образом, по-вашему, у них появились эти знания? *О чем свидетельствует тот факт, что они научились давать названия не каждому отдельному животному, а виду животных, например волкам, тиграм, слонам и т. д.
6. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные жилища, площадью в 150 - 200 кв. м.
Как вы можете объяснить этот факт? *Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
7. В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако древнейшие люди часто голодали.
Попытайтесь объяснить, в чем заключались причины частых голодовок первобытных людей. Каким признаком первобытнообщинного строя объясняются частые голодовки? Обоснуйте свое мнение. В каких случаях охота первобытных людей могла быть удачной?
8.Фридрих Энгельс характеризует овладение огнем как «гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие».
Объясните слова Энгельса. Расскажите, как первобытные люди добывали огонь. Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей? Можно ли считать, что овладение огнем способствовало выделению людей из мира животных? *Докажите свое мнение.
9. В пещере «Трех братьев» во Франции есть странное изображение на скале. Со стены в танцевальном движении глядит непонятное существо: полуолень, получеловек. На голове рога, на подбородке борода. Тут же изображены другие животные со следами ран.
Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей? Докажите свое мнение.
10. В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.
Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее? *Как и почему изменилась жизнь первобытных людей с началом потепления на Земле? Какие изменение были самыми главными?
Контрольная работа по темам «История как наука» и «Первобытное общество»
1.Человек современного вида появился а) 2—1,5 млрд лет назад
б) 4—3 млн лет назад
в) 100—40 тыс. лет назад
г) 6—5 тыс. лет назад
2.На рубеже IV—III тыс. до н. э. а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия
3.Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для а) цивилизационных теорий
б) исторической антропологии
в) теорий модернизации
г) сравнительного изучения истории
4.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия
5.Эволюционная теория происхождения человека создана а) А. Тойнби
б) Ч. Дарвином
в) М. Блоком
г) Ф. Энгельсом
6.Палеография изучает а) авторство, время и место создания письменного источника
б) историю денежного обращения
в) даты исторических событий и явлений
г) значение гербов
7.Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия
О какой форме первобытной религии идет речь в каждом описании?
Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»
1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы, опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться.
2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснется без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться...
3. Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску.
4. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары».
5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню.
6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину.
7. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи.
8. Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания.
9. На двух экваториальных островах... где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома.
10. На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.