Хозяйство первобытных земледельцев и скотоводов называется. Урок Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина,
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Материальная культура земледельцев и скотоводов. Хозяйство первобытных земледельцев и скотоводов называется


Trojden | Возникновение земледелия и скотоводства: Михайловский Ф. А.

Глава 2

Более 2 миллионов лет люди жили, занимаясь охотой и собирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Поэтому охоту и собирательство называют присваивающим хозяйством.

Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни — научиться самим производить продукты питания, то есть перейти к производящему хозяйству. Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледелие и скотоводство.

Земледелие и скотоводство возникли одновременно около 10 тысяч лет назад.

О том, как был подготовлен и совершился переход к земледелию и скотоводству, рассказывается в этой главе.

Как вы думаете, почему переход от охоты и собирательства к производящему хозяйству называют переворотом в жизни древних людей?

1. Родоплеменной строй. Важным достижением «людей разумных» стал их переход к жизни сплочёнными коллективами — родовыми общинами. В родовую общину входило несколько семей одного рода. Род — это группа людей, ведущих своё происхождение от общего предка. Первобытные люди могли считать родоначальником не только человека, но и зверя или птицу. Кто-то называл себя «люди Бизона», кто-то — «люди Ястреба». Каждый считал свой род самым лучшим. Обиду, нанесённую сородичу, человек воспринимал как собственную и мстил за неё. Он боялся покинуть «своих», потому что «чужие» его не примут, а в одиночку не выживешь.

Каждый род жил в общей пещере или в нескольких больших хижинах, стоявших рядом. Мужчины охотились, женщины занимались собирательством, заботились о детях, шили одежду, готовили еду. Трудились сообща, и имущество у людей было общим. Личными были только отдельные вещи — одежда, оружие.

Родовые общины были небольшими. Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили родом наиболее опытные и уважаемые старейшины. Они собирались на совет старейшин.

Родовой посёлок земледельцев и скотоводов. Современный рисунок

Сравните с рисунком, изображающим древнейших людей (с. 13). Чем заняты люди? Как они выглядят? Какими орудиями труда пользуются? Каких животных приручили? Почему они поселились возле реки?

Во главе племени стоял вождь, которого мужчины племени избирали на общем собрании.

Постепенно племя превращалось в сплочённую группу людей. «Чужим» для человека становился теперь иноплеменник, а соплеменник — «своим». У каждого племени появилась «своя» территория, на которую не пускали «чужих». Объединённые в родовые общины и племена, люди больше помогали друг другу, успешнее охотились.

Что такое родовая община? Чем отличалась родовая община от более ранних коллективов? Кто и как становился старейшиной?

2. Приручение животных и скотоводство. После потепления на земле, когда были изобретены лук со стрелами, ловушки и капканы, некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь хорошо вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Родовые общины помогали друг другу в трудные времена. Порой у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров.

А самым первым приручённым животным была собака. Дикие собаки старались жить возле людей, сами следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Собаки помогали людям в охоте. Они охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам.

1. Какие изменения в жизни первобытных людей привели к приручению и одомашнению животных?

2. На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захоронения. В одном из них нашли дорогое ожерелье. Почему охотничью собаку первобытные люди хоронили порой с большим почётом?

Работа с плугом в Древнем Китае. Старинное изображение

3. Возникновение земледелия. Возможно, появлением земледелия человечество обязано наблюдательности женщин. Занимаясь собирательством, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорастают, а из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Женщины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые научились выращивать. Например, родиной ячменя, риса и чая является Азия, пшеницы — Азия, Африка и Европа, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао и тыквы — Америка.

Земледелие было тяжёлым делом. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Поле рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку — орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Древнее земледелие учёные называют мотыжным. Через несколько тысяч лет был изобретён плуг. На смену мотыжному земледелию пришло плужное.

Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте. Рядом с поселениями зеленели поля, на лугах пасся скот. Но не все племена на планете одновременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.

Как возникло земледелие? Как развивались орудия труда земледельцев?

4. Развитие ремёсел. Кроме скотоводства и земледелия, люди занимались и другим необходимым трудом. Они изготовляли орудия труда, одежду, посуду, строили жилища, научились гладко шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань.

Вначале для хранения продуктов использовались пустые скорлупы кокосов или высушенные тыквы. Делали сосуды из дерева и коры, корзины из тонких прутьев. Все материалы для этого имеются в готовом виде. А вот обожжённая глина, или керамика, созданная людьми примерно 8 тысяч лет назад, — материал, которого нет в природе.

Другими важными изобретениями земледельцев и скотоводов были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше. Но вот прясть нити из шерсти и волокон льна научились лишь те, кто разводил коз и овец или выращивал полезные растения.

Глиняную посуду лепили вручную.

Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад. Такую несложную работу в родовых общинах умели делать многие.

Каждому оказалось под силу вылепить грубый глиняный горшок, изготовить каменное орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге, который (как и колесо) люди изобрели около 6 тысяч лет назад, обжигать в специальных печах, украшать выдавленным орнаментом, раскрашивать яркими красками. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Мастер-гончар обеспечивал посудой многих людей. Создание вещей своими руками, то есть ремесло, стало его основным занятием.

Глиняный горшок, вылепленный вручную

Горшок, изготовленный на гончарном круге

1. Работа на гончарном круге. 2. Ткацкий станок.

Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.

1. Как занятия земледелием и скотоводством, по вашему мнению, помогли развитию ремёсел?

2. Объясните, почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели.

1. Предположите, что изменилось в жизни первобытных людей благодаря объединению в родовые общины и племена.

2. Чем отличается мотыжное земледелие от плужного?

3. Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству? Какую оценку вы дадите этим открытиям?

4. Объясните значение слов и понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, керамика.

5. Какое первое животное приручил человек и почему?

6. Придумайте рассказ «В гостях у первых земледельцев (скотоводов, ремесленников)» и проиллюстрируйте его.



trojden.com

4. Материальная культура земледельцев и скотоводов.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников и фермеров; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура

В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации, в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы.

До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягловый скот. На смену палкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.

studfiles.net

Урок Первобытные земледельцы и скотоводы

скачать файлУрок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)

Во главе родовой общины стоял старейшина.

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на ка­бана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старей­шина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как уда­рил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорва­лась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гар­пун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорва­лась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство.

Запись в тетради: Охота скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, ба­наны и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство земледелие.

Вопросы:

-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

-Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­дей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Запись в тетрадях:

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жиз­ни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать по­суду, ткать, сверлить и шлифовать.)

Домашнее задание:

Читать §4, отвечать на вопросы к нему.

  1. Выучите понятие «производящее хозяйство».
  2. Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земле­дельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

скачать файл

www.klevoz.ru

Урок Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина,

Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

^

Во главе родовой общины стоял старейшина.

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на ка­бана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старей­шина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как уда­рил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорва­лась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гар­пун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорва­лась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство.

^

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

^

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, ба­наны и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство земледелие.

Вопросы:

-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

-Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­дей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

^

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жиз­ни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

^

Домашнее задание:

^

  1. Выучите понятие «производящее хозяйство».
  2. Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земле­дельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

izlov.ru

Родовая община земледельцев и скотоводов

Количество просмотров публикации Родовая община земледельцев и скотоводов - 370

С ПЕРЕХОДОМ В ПРОИЗВОДЯЩЕМУ ЭКОНОМИКЕ НАЧИНАЕТСЯ ПЕРИОДА ГЕНЕЗИСА ГОСУДАРСТВА. Начинается первый этап генезиса государства. Продолжается до конца родовой общины.

Почему именно с переходом к производящем хозяйству? Переход к производящему хозяйству связан со скачком в производительных силах. Производительные силы состоят из 4 элементов: 1) предмет труда 2) Орудие труда 3) Вспомогательный элемент или инфраструктура. То что способствует улучшению труда. Первые 3 элемента объединяются понятием средство производства. 4) Рабочая сила (Люди).

Так в чем же произошел скачок.

Начнем с 4 элемента: В случае если человек желает метать копье не на 10 метров, а дальше, то он может развиваться.

3 элемент: У охотников данный элемент мог развиваться. В случае если охотникам нужно перебраться через ущелья или мосты, то строили с простые сооружения.

2 элемент: У охотников также данный элемент мог развиваться. 2 элемент: У охотников также данный элемент мог развиваться. Начали с палки-копалки, а затем эти орудия начали специализироваться. Менялись, упрощая жизнь. Ограничений нет.

1 элемент: Было ограничение в предмете труда. Как бы охотникам не хотелось, чтоб самка мамонтенка рожала не одного мамонтенка, они не могли это изменить. Охотники не могли воздействовать на предмет труда. А с переходом к производящему хозяйству человек впервые получил возможность воздействовать на предмет труда. До этого времени знания людей о животных и растениях были, малы, в связи с этим не могли их разводить. Когда начал меняться климат, некоторые из бывших охотников и рыболовов не стали мигрировать вместе с животными, а остались на месте и стали разводить сами.

С 8 тыс. до н.э. считается началом к переходу производящего хозяйства. Теперь можно было проводить селœекцию животных и растений. Происходит переход к новому типу общины, которую мы назовем родовая община земледельцев и скотоводов. Единица площади пахотных и пастбищных земель могла прокормить большее кол-во человек. Те ограничения, которые раньше были установлены и способы регулирования отходят в прошлое, отменяются. Раз можно прокормить большее кол-во людей, то теперь можно собираться в бОльшие группы.

Родовая община земле и скотоводов основано на производящем хозяйстве. Охотник на добычу смотрит как на пойманное кол-во мяса. А скотоводство зарождается у землевладельцев.

Численность общины увеличивается со 100 человек до 200. Увеличивается плотность населœения.

В родовой общинœе сохраняется кровное родство. При коллективных формах труда кровное родство давало право на получение продуктов. Отдельных участков не существовало. Каждый получал равную долю исходя из поло-возрастного разряда. Возникает вопрос: Усилие требуется всœего коллектива рис 3.3. Никакой общинник не имеет никаких отдельных прав на землю. Следовательно, прямая коллективная собственность.

Раз прямая коллективная собственность коллективные формы распределœения и потребления полученного продукта. Совместное проживание. Когда в конце родовой общины появляются отдельные хижины, они всœе равно ели вместе.

Мы видим, что хотя изменился тип хозяйства, но основы те же самые. Принцип меритократности, реципрокности и т.д. Действуют мононормы и т.д. Но почему в перестройке хозяйства начинается генезис государства?

1) Усложняется система хозяйствования. В случае если раньше нужно было знать, где что находится, то теперь нужно осуществлять весь производственный цикл. Земледельщику теперь нужно: Очистить землю (Требует коллективных усилий), осуществить запашку, посœев, охрану посœевов, чтоб сосœеди и животные не съели, сбор урожая, хранение и только потом распределœение и потребление.

2) Увеличился и усложнился человеческий коллектив. От 100 до 200 человек. Связи внутри коллектива усложняются. Это ведет к усложнению функции управления, а это в свою очередь ведёт влечет к усложнению системы управления. В данный период складываются 3 базовых органа управления общины: 1) Глава (Вождь) 2) Совет старейшин 3) Народное собрание. Усложнение системы хозяйствования влечет за собой в появлении крайне важно сти в отделœении функции управления от производительных функции, а это главная предпосылка возникновения государства.

До классов еще тысячелœетия, но процесс генезиса государства начинается. Классы не являются причиной возникновения государства. Пока классы не сформируются период генезиса гос-ва не закончится.

В чем выражалось усложнение системы?

Глава общины (Вождь): Должность вождя была временная сначала. Изначально военного предводителя. Вождь был главой ополчения. Должность выборная. С течением времени кол-во столкновений увеличилось, что смысла выбирать вождя не было. Обычно, данный период, когда он физически мог выполнять свои функции. В Древнем Египте это выражалось тем, что он мог править около 30 лет. А в Месопотамии проводился праздник, когда выбирали подменного правителя, а потом меняли. А раз должность становится постоянной, то помимо военной функции, вождь начинает выполнять еще и административные функции. Судебные функции: Разбирается в спорах общинников. Религиозные функции: верховным жрецом общины, культа. Начинается концентрация различных функции управления в руках одного вождя.

Старейшина - это старший мужчина рода. Совет старейшин, это совет глав родов. Не следует путать совет старейшин , который появится на 3 этапе генезиса государства, совет знати. Отличие в том, что там бывают главами родов, старыми, но только ЗНАТЬ! Совет старейшин это коллегиальный орган при вожде, который является совещательным, кроме того выполняют административные функции. Также выполняют жреческие функции. Проводит обряды внутри своего рода. Также разбирает споры членов его рода. Когда начинают военное дело, то глава рода командовал своим родом.

Народное собрание: На очень ранних этапах в состав входили и мужчины и женщины. Народное собрание становится собранием взрослых мужчин воинов. По сути это те, кот воют в ополчении. Народное собрание не постояннодействующий и собирался для решения самых важных дел (Избрание вождя, воевать или нет и т.д.)

В 19 веке сложилось неправильное представление, что в конце первобытного общества, был такой период как военная демократия. Понимая период, когда всœе решения принимались на народном собрании. Потом плохие дядьки отобрали у народного собрания эти функции. Термин военная демократия неграмотное понятие. Демократия - ϶ᴛᴏ полит. режим. А Раз гос-ва нет, то и понятие нельзя использовать. Исследования ученых показали, что никакой демократии нигде ни в какой первобытном обществе не было. Управлением занималась знать. По знатности. Демократия это очень поздний полит режим, а потому говорить об этом не нужно. Народное собрание – прямое проявление народовластия. Демократия существует с середины 20 века, в Европе. В конце первобытного общества возникает иерархия власти.

Вместе с тем, существовали отдельные должности второстепенные. Но те 3 органа управления были главными и всœегда были причём с одними и теми же функциями.

Период родовой общины заканчивается, когда было изобретено важное изобретение, более удобное орудие труда - плуᴦ. В плуг можно впрягать тягловых животных - ϶ᴛᴏ приводит, что производительность труда увеличивается в 20 раз. Раз нужны тягловые животные, то это укоряет развитие животных. Увеличение производительности труда приводит к избыточному продукту (Не путать с прибавочным продуктом!!) Когда всœе наелись, а продукт остается. Οʜᴎ не могут всœе съесть, в связи с этим это создает основу для ремесла. Нужны ремесленники, а их нужно кормить. То теперь появляются специализированы мастера, которые делают свое дело, и община их содержит за счёт избыточного продукта.

Теперь, используя плуг, землю могла обработать большая семья (2-3 поколения) родственников, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возглавляет глава семьи. (15-20 человек) Οʜᴎ, используя плуг и тягловых животных, могли обрабатывать сами.

То есть общество дошло до 2 этапа генезиса государства (С перехода к сосœедской общинœе и продолжается до начала периода классобразования) Появляется новый тип общины. Сосœедская первобытная община. Сосœедская община характеризуется:

1) Основано на производящей экономике (Земледелие и скотоводство)

2) Увеличивается численность коллектива (Сосœедская община от 200 до 1000 человек)

3) Увеличивается плотность населœения.

4) В сосœедской общинœе сохраняется кровное родство. Масса тому примеров.

5) Сосœедская община теперь делит землю на наделы. Часто по жребию. Раз землю поделили, то теперь кровное родство теряется свой социальный экономический смысл. Теперь они получают продукты каждый со своего надела. Это приводит к тому, что в общину приняли человека, который родственником не был, но ему дается надел, то он принят в общину.

6) Теперь признаком вхождения человека является обладание землей в общинном фонде общины. С этим появляется термин ʼʼизгойʼʼ, который был изгнан из общины. У него в общинœе остались родственники, но он теперь изгой, он теперь не член общины. И бывает наоборот. То есть кровное родство не имеет значение.

7) Землю давали по кол-ву едоков в семье.

В сосœедской общинœе прав на землю был можно охарактеризовать как верховая коллективная собственность. Права всœей общины стоят над правами каждого отдельного хоз-ва. Отсюда и название - верховная. Когда они собираются на собрания, то теперь они учитывают интересы каждого индивидуального хоз-ва.

А как же можно назвать права этих хозяйств на юридический надел? Это владение землей. Фактическое обладание и намерение относится к вещи как к своей. С социально-экономической точки зрения. Права хозяйства больших семей определяется как трудовая собственность. (НЕ путать с частной собственностью) Пока общинник работает на этой земле, он вправе на эту землю. Все, что он производит трудом и пока вправе, это его. В случае если живущий на земле человек умирает на войне и часть земли забрасывается за ненужнобностью, то община изымает эту землю и отдает другому человеку. Пока работаешь – твоя земля, когда перестал – не твоя.

Пока семьи не освоились на начальном этапе, они, по старой традиции, работают вместе, а потом же когда урожаи начал вырастать, то делили и собирали урожаи. А потом уже одна семья выполняла весь цикл хозяйствования.

А раз землю поделили, почему община сохраняется: Первоначальное присвоение семьи требует усилия всœей общины. Защита земли требует коллективных усилий.

Откуда видно, что община сохраняется: Это проявлялось в тех функциях, которые она выполняет:

1) Община сосœедская как верховный коллективный собственник. Переделы земли.

2) Производила перераспределœение произведенного продукта. К примеру, наступает праздник: Община дает поручение нескольким семьям организовать данный праздник. Эти семьи тратят часть своего продукта на праздник, и затем происходит перераспределœение

3) Она не допускала к земле не общинника. В случае если человека изгнали из общины, то обратно его не пустят. Фактически, обрекли на смерть.

С переходом к сосœедской общинœе. Со 2 этапа генезиса государства начинается период так называемой социальной революции. Это период глубоких социально- экономических изменений, итогом которых стало появление частной собственности классов и государств.

Почему именно со 2 этапа? Причина проста. С переходом к сосœедской общинœе начинает разрушаться эгалитарное общество. Начало появления имущественного неравенства. Отличие имущественного неравенства от социального неравенства в том, что здесь статусное положение одинаковое.

В 19 веке думали об этом не совсœем правильно. Думали что в результате внутреннего насилия. Появились страшные дядьки, и они бегали, отбирали имущество у других. Нет. Эти авторы решили усовершенствовать свою гипотезу, что эти дядьки набирали банду дружины и отбирали у всœех имущество. Дружинники - ϶ᴛᴏ профессиональный вор. Размещено на реф.рфТот кто берет его на службу, должен его содержать.

Дружина знати не могла противостоять ополчению. Теория внутреннего насилия проверку временем не выдержала. Грабить ходили сосœедние земли. Внешнее насилие не должна быть постоянным источником.

Причина очень проста. Раз землю поделили, то каждая семья получает доход только со своего надела. Причина появления имущественного неравенство в том, что появились отдельные хоз-ва. Каждый работал, как моᴦ. Причина состоит по сути в том, что люди имеют разные наклонности, таланты, способности. Второе: Половой состав работников семьи. Нужна мужская сила. 3 причина: Участки земельные имеют разное плодородие.

Имущественное неравенство создает проблемы общинœе. Люди завидуют. Зависть приводила к конфликтами. Те, кто имели больше начали наглеть, и это приводило к действиям коллективистских установок (Дракам). Такая ситуация для общины опасна, когда внутри неурядицы. Община пыталась сглаживать это неравенство:

1) При проведении пределов учитывалось плодородие земли.

2) Перераспределœение произведенного продукта. Но эти меры только сдерживали имущественную дифференциацию, но остановить не могло.

В связи с переходом к сосœедской общинœе, возникала проблема: раз община сохранилась, то сохранялись обще общинные потребности, которые могли быть удовлетворены только совместно. В родовой общинœе с этим проблем не было. А теперь землю они поделили. Откуда взять средства на эти обще общинные потребности?

После 3 пары. Вторник. Консультации. Долги ликвидировать в течении недели.

Пока можно ходить в другие дни, кроме среды и четверга.

Кружок в пятницу, после 4 пары.

referatwork.ru


Смотрите также