Вера в чудеса первобытных людей. Докажи, что у первобытных людей зарождалась религия. Заполни таблицу. Признаки религии Вера в сверхъестественные силы,
Зарождение науки искусства и религиозных верований I. Вера в чудеса первобытных людей
Зарождение науки искусства и религиозных верований I
Зарождение науки, искусства и религиозных верований
I. Человеку необходимо крепкое здоровье и помощь врачей Вывод. Древние люди моги исцелять друга при помощи трав, действий шаманов, делали даже операции
II. Необходимо чувствовать себя в безопасности перед силами природы Вера в сверхъестественные силы Литературные, музыкальные, скульптурные произведения Вера в существование души религия Создание художественных образов Творчество людей Вера людей в чудеса (сверхъестественные явления)
II. Религиозные верования у первобытных людей Признаки религии 1. Вера в сверхъестественные силы, богов, духов ( что такое природные явления, почему они существуют? Рождение мифов) 2. Вера в существование души ( Какие факты говорят о том, что первобытные люди верили в загробную жизнь? ) 3. Вера в чудеса (кто мог творить чудеса? ) 4. Религиозные обряды (какие и для чего существовали? ) Доказательства того, что эти признаки существовали у первобытных людей
II. Религиозные верования у первобытных людей Признаки религии Доказательства того, что эти признаки существовали у первобытных людей 1. Вера в сверхъестественные силы, богов, духов ( что такое природные явления, почему они существуют? ) Люди считали, что природные явления результат деятельности богов 2. Вера в существование души ( Какие факты говорят о том, что первобытные люди верили в загробную жизнь? ) Захоронения доказывают, что люди верили в загробную жизнь 3. Вера в чудеса (кто мог творить чудеса? ) Считали, что шаманы могли творить чудеса 4. Религиозные обряды (какие и для чего существовали? ) Магические обряды, чтобы была удачная охота, использование амулетов
Вывод У древних людей формируются первые религиозные представления, мифы, появляется вера в духов, богов.
III. Зарождение искусства Вера в сверхъестественные силы Литературные, музыкальные, скульптурные произведения Вера в существование души религия искусство Творчество людей Создание художественных образов Вера людей в чудеса (сверхъестественные явления)
План пещеры Ласко
Расскажите об этом произведении Памятка 1. Автор и время создания 2. Что изображено на наскальной картине? 3. Кто является главными персонажами картины и что (кто) их окружает? 4. Насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение? 5. С какой целью эта картина была создана? 6. Какие знания о животных помогали людям охотится?
Скульптура – создание объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, лепки или отливки
Стоунхендж –первое архитектурное сооружение древних Архитектура –вид искусства, строительство зданий, сооружений.
Вывод Первобытные люди создали своё искусство, которое было связано с их религиозными верованиями, научились строить сложные сооружения, используя для этого созданные ими меры расстояний.
present5.com
Презентация «Зарождение искусства и религии»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Ответьте на вопросы 1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими.
3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать.
Слайд 2
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУВ XIXвеке в Северной Испании в пещере Альтамира археологи обнаружили изображения бизонов. Затем рисунки разных животных были найдены в других пещерах. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились.Эти рисунки были расположены очень далеко от входа. И добраться до них было трудно Посмотри на план пещеры. – Какое наблюдается противоречие, какой возникает вопрос?
– Обсудите его в парах, выберите лучший вариант, сравните его с авторским.
Слайд 3
ЗАЧЕМ ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ СОЗДАВАЛИ И ПРЯТАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
Слайд 4
Необходимый уровень. С помощью стрелок укажи отличительные признаки религии.ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМВЕРА В СУЩЕСТВОВАНИЕ ДУШИРЕЛИГИЯ. . . ТВОРЧЕСТВО ЛЮДЕЙВера в сверхъестественные силыЛитературные, музыкальные, скульптурные произведенияВера людей в чудеса
(сверхъестественные явления)Создание художественных образов
Слайд 5
Программный уровень. Запиши название понятия, к которому относятся оставшиеся признаки.ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМВЕРА В СУЩЕСТВОВАНИЕ ДУШИРЕЛИГИЯ. . . ТВОРЧЕСТВО ЛЮДЕЙВера в сверхъестественные силыЛитературные, музыкальные,
скульптурные произведенияВера людей в чудеса
(сверхъестественные явления)Создание художественных образов
Слайд 6
Распиши день первобытной родовой общины: сколько времени останется на занятия искусством после изнурительного труда в борьбе за существование? ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Слайд 7
Зачем изображали животных и прятали их в пещерах?Изображения животных заколдуют живых зверей и они не уйдут из окружающей местности.
Изображения раненых животных способствуют успеху на охоте.
Вера в то ,что животные и люди превращаются в друг друга. Помогают или вредят друг другу.Вывод: у первобытных людей появляется вера в колдовство, зарождается искусство
Слайд 8
Во что еще верили первобытные люди?Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?Вывод: у первобытных людей появляется вера в душу и загробный мир
Слайд 9
Религия – вера в колдовство, духов, загробный мир Капова пещера на Урале. Рисунки первобытных людей в России похожи на рисунки древних пещер Европы. О чем свидетельствует данный факт?
Слайд 10
ВыводУ первобытных людей зарождается религиозная вера и искусство. Человек стал творцом и художником.
Слайд 11
Докажи, что у первобытных людей зарождалась религия.
Заполни таблицу.Домашнее заданиеПРИЗНАКИ РЕЛИГИИ ВЗГЛЯДЫ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ Вера в сверхъестественные силы, богов, Бога Вера в существование души Вера в чудеса (явления, которые нельзя объяснить) Религиозные обряды
(священнодействия)
Слайд 12
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ СТАРАЛИСЬ ПОНЯТЬ МИР, В ИХ СОЗНАНИИ ЗАРОЖДАЛИСЬ РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.
lusana.ru
История возникновения сверхъестественного в человеческой цивилизации - Иной мир - Статьи - Статьи
В свое время английский писатель Гилберт Честертон утверждал: «Самое удивительное в тайнах то, что они существуют!» Мысль достаточно проста, но в то же время глубока и оригинальна.
Происходят ли чудеса в современном мире, откуда они взялись? Современное человечество уже очень далеко зашло в своем техническом прогрессе, но существует очень много вопросов, на которых нет и скорее всего, не будет однозначных ответов. Но вместе с тем длительный и целеустремленный поиск истинности свои результаты принес.
Интерес человека ко всевозможным тайнам, загадкам, чудесам и необычным явлениям окружающего его мира всегда был, есть и будет. Собственно говоря, и развитие всей человеческой цивилизации происходит благодаря этому неуемному желанию человека заглянуть в мир неизведанного. Еще на заре своего развития Homo sapiens решительно пытался понять и раскрыть загадки природы. И некоторые его усилия увенчались успехом. Достаточно много тайн постепенно находили свои логические объяснения. Многое из того, что устрашало людей в прошлом, или наоборот, казалось чудесным, сейчас воспринимается как обыденное и естественное.
Однако, осознавая тот огромный пласт знаний, которые человечество накопило к настоящему времени, все более и более убеждаешься, что в мире есть много того, чего мы еще не знаем. Этим объясняется то обстоятельство, что сейчас СМИ переполнены сообщениями о всяких аномальных явлениях: НЛО, полтергейсте, привидения, левитации, телепортации и т. д. Ежедневно возникают сообщения об этих явлениях под сенсационными заголовками. И это оправдано, так как соответствует огромному желанию человека познать окружающий мир. Тайное притягивает к себе людей как магнит.
Исследование названых явлений станет предметом дальнейших наших статей, а в этой мы рассмотрим истоки возникновения в умах первых людей мыслей о том, что на ряду со своим реальным биологическим существованием человек связан с чем-то сверхъестественным и необъяснимым.
Вопрос возникновения веры человека в высшие силы – один из центральных в различных науках. Примитивные верования, позже мифология и в конечном результате – религия – это те этапы, через которые прошел первобытный человек в процессе своего развития. Именно первобытное общество стало законодателем множества социально-культурных явлений, элементы которых сопровождают жизни и современного человека.
Как и другие духовные феномены, возникшие в те далекие времена, древняя религия (по сути – вера в сверхъестественное) – порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, ума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.
Обратившись к толкованию самого слова «религия» в научно-популярной литературе она рассматривается как благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Американский антрополог Клиффорд Гирц, исследуя культурный аспект анализа религии, дает ее определение как системы символов, «которые способствуют возникновению у человека сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям, ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единореальнимы». На самом деле, Вы когда-нибудь дискутировали с верующими людьми на предмет существования Того, в Кого они верят? Попробуйте, Вас ждут самые интересные доводы, в которых отсутствуют факты, но есть глубокая убежденность, основанная исключительно на вере и массовом ее понимании.
Исторические факты свидетельствуют о том, что истоки первых представлений наших предков о сверхъестественном тесно связаны с появлением ранних форм духовной жизни. Эти факты находят свое отображение в различных исторических науках: археология, антропология, этнография, сравнительное языкознание и т.д. Появление веры в высшие силы отражает несвободу древнего человека, его зависимость от окружающего мира. Именно тогда у него возникло желание прибегнуть к помощи других, более мощных, чем он сам сил. Отсюда возникли первые родоплеменные культы – магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, которые стали уникальными способами объяснения всего непонятного, что окружало человека в те времена. Рассмотрим их детальнее. В основе тотемизма лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (племя, община, род) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой первоначальной формы религиозных верований происходит от слова «додем», которое и сейчас существует в языке североамериканских индейцев племени «оджибва» и означает «род его». В результате изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, давали людям возможность существовать и поэтому становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений, в пищу. Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к очень далекому прошлому. Позже тотемизм стал элементом социальных, и прежде всего кровнородственных отношений. Члены родовой группы поверили в то, что родоначальником и покровителем их племени было определенное тотемное животное или растение, которые выступали объектами связи между поколениями, и имели сверхъестественные способности. Это вело с одной стороны, к усилению культа предков, с другой – к изменению отношения к самому тотему. Например, возник запрет на употребления тотема для питания, кроме тех случаев, когда его поедание имело ритуальный характер. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которая называлась «табу».
На этапе формирования человеческого общества тотемизм выполнял основные функции религии – интегрирующую, регулирующую, контролирующую и даже, в определенной степени, компенсирующую. Хотя, по большому счету, последнюю функцию значительно более полно выполняла, в то далекое время, другая ранняя форма религиозных верований и представлений – анимизм. Анимизм (лат. аnima – дух, душа) – система первобытных верований в существование духов и души. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека и других организмов определенной силы или существ, способных соединяться с ними и их оставлять. Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами, а именно – толкованием первоначальным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эхо, отражений, шумов и т.д. Позднее этот сверхъестественный мир начал наделяться таинственной силой, пошло разделение на хороших и злых духов. Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обморок и т.д.) натолкнули на мысль, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека.
Значительное место в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (гр. мagica – колдовство, чародейство, волшебство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий, возможно повлиять на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. Значительное внимание исследованию этого явления уделил Б. Малиновский в работе «Магия, наука и религия». Автор справедливо указывал, что магия, как и любая религия, предполагает символический образ действий. Во время магического обряда человек делает определенные действия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение определенного результата. Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые находятся под ними. Первобытный человек предшествовал свое участие в охоте на зверя целой системой магических обрядов. Так, перед охотой на медведя или оленя совершались магические репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. Если они удачно стреляли в эти изображения, то верили, что в реальной охоте будут иметь положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы, имитирующие движения охотника во время выслеживания зверя, погони. Из этих фактов можно сделать вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, как от множества иных факторов. Именно эта зависимость и заставляет человека полагаться на помощь таинственных сил и совершать символические действия.
И, наконец, фетишизм. В магии таинственной силой наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши (португ. feitico – заклинание, амулет, магическая вещь). Объектом поклонения мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: необычный камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Эти предметы являлись индивидуальными защитниками и имели сакральное значение для человека.
Таким образом, из давних времен мы унаследовали обряды, ритуалы, символы и стереотипы первобытных людей. Рассмотренные культы характеризуют верования и обряды первобытного человека, но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и были господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные формы их проявлений мы можем четко найти во всех последующих религиозных системах, в частности в современных религиях. Пищевые запреты, причастие – отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы живет в сознании практически каждого человека, который носит кольцо, цепочку с каким-либо кулоном, ставит иконку в автомобиль. Магические символические действия – составная часть всей современной обрядности. Вера в заговоры, порчи, гадания – никогда не исчезала из сознания и практики людей.
avergor.net
Докажи, что у первобытных людей зарождалась религия. Заполни таблицу. Признаки религии Вера в сверхъестественные силы,
богов, Бога Вера в существование души Вера в чудеса (явления, которые нельзя объяснить известными законами природы) Религиозные обряды (священнодействия) Взгляды первобытных людей которые соответствуют признаку религии:
À Â Ç É È Î Ï Ô Û Ÿ Œ Æ ß Ä Ö Ü à â ç é è ê î ï ô û ù ÿ œ æ ä ö ü
Другие символы
⊤ ⊣ ⊥ ⊢ € £ ¥ ¢ ® ™ ‰
koreniz.ru
Лекция IV. Возникновение магии - История магии
– Здравствуйте, ученики. Рада вновь вас видеть. На прошлом занятии мы немного увлеклись современностью. А теперь нам следует вернуться к истокам. Часто говорят, что невозможно изучать историю магии, не имея ни малейшего представления о том, как магия возникла. Так вот. Мы, маги, понятия не имеем, как в действительности возникла магия. Всё, что мы знаем на этот счёт, всего лишь теории без достаточной доказательной базы. Даже не теории, а гипотезы. Всех их одной лекцией не охватить, так что запишем основное. Говоря о возникновении магии, мы должны твёрдо представлять себе, о каком из значений этого слова идёт речь. Откройте свои конспекты к первой лекции.
Магия как существующая в природе чудесная сила, по-видимому, не имеет определенного времени возникновения. Она существует ровно столько же, сколько и наш мир. Законы природные и законы магические – две стороны мироздания. Нам кажется, что они часто противоречат друг другу, но на самом деле они друг друга дополняют, составляя вместе единое целое – обыденное и чудесное.
Значит, когда мы говорим об истории магии, мы имеем ввиду другие значения этого слова – магию как способности, отличающие волшебников от магглов, лишенных волшебной силы, и сквибов – детей волшебников, неспособных колдовать, а также магию как достижения по применению магической энергии в практике. Дело в том, что деление на волшебников, магглов и сквибов в современном понимании кажется немыслимым, если речь идет о глубокой древности. А всё потому, что человек в мире уникален. Это единственный вид, который является одновременно и немагической, и магической расой. Все остальные существа, известные науке, либо поголовно обладают волшебными способностями, либо не обладают ими вовсе. Даже напрашивается вывод, а не являются ли волшебники и магглы разными видами человека? Это было бы логично, но нет. Волшебники и магглы идентичны во всём – за исключением магических способностей.
Быть может, в таком случае, волшебниками стали потомки тех первобытных людей, которые освоили волшебство лучше других и были более «продвинутыми» в средствах? И снова – нет. Магические искусства и науки развивались постепенно, и некоторые привычные, простые волшебные вещи были недоступны волшебникам ещё несколько столетий назад. Или тысячелетий – в данном случае это не принципиально, ведь счёт идёт на десятки, а то и сотни тысяч лет. Выражаясь маггловским языком, магическая техника и технология (волшебные палочки, мётлы, заклинания и