Нормативное регулирование отношений в первобытном обществе. Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Нормативное регулирование отношений в первобытном обществе


Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе

Всю историю человечества можно разделить на два больших этапа: догосударственное (первобытное) и государственно-организованное общество. В догосударственном обществе можно проследить эволюцию социальной организации:

? первобытное стадо – возглавлялось советом и вождем, причем последний приобретал всю полноту единоличной власти в военное время;

? родовая община – управлялась старейшиной и советом общины, однако на время войны избирался вождь;

? племя – это уже результат объединения родовых общин. Им управляли совет во главе со старейшиной и вождь в военный период, который занимал все больше времени. Поэтому власть вождя стала непререкаемой;

? племенной союз – результат объединения племен. Образовывается совет вождей во главе с вождем всего племенного союза.

Эти стадии объединяло то, что все должности были выборными и сменяемыми. На первых порах они никак не поощрялись материально, а обладатели имели лишь повышенный авторитет. Однако позднее, на стадии разложения первобытного общества, вожди племенных союзов и их ближайшее окружение оказались в более выгодном положении, присваивая себе большую часть военной добычи. Именно тогда на Востоке появились предпосылки образования государства, основанного на единоначалии и авторитарной власти.

В догосударственном обществе социальная власть существовала в форме потестарной власти (то есть носила анонимный характер) и осуществлялась всеми главами рода без создания специальных органов. Яркий пример тому – военная демократия, когда вождя избирал совет племенных вождей. Бюрократия как таковая отсутствовала. Она появилась только со времени усиления функций вождя и трансформации его в правителя, нуждающегося в советниках и наместниках.

В первобытном обществе нормативное регулирование в нашем привычном представлении отсутствовало. Его систему можно представить как две группы средств:

? ненормативные (побуждение). Они состояли в убеждении в выгодности определенного поведения, основывались на авторитете лидера (вождя или старейшины), а также на кровно-родственных связях. Кроме того, между племенами и союзами существовал принцип талиона («око за око, зуб за зуб»), иными словами, кровная месть;

? нормативные (принуждение) – насилие в форме санкций. Но это не были правовые нормы, привычные для нас, скорее мононормы (единые, нерасчлененные), содержащие в себе начала морали и религии, а также общепринятые представления о жизни. Они обуславливались спецификой первобытного общества (неразделимостью личного и общественного, прав и обязанностей), а поэтому носили универсальный характер, то есть подходили на все случаи. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности исполнения можно выделить две группы мононорм:

? нормы-запреты (табу): запрещали что-то делать, а в случае их нарушения обещали покарать провинившегося;

? нормы-ожидания: формировали у индивида установку на положительное поведение и не содержали строгих санкций. Они существовали в форме легенд и мифов о каком-либо из предков, героизирующих их истинные или чаще всего вымышленные поступки, что позволяло формировать систему ценностей племени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе

Количество просмотров публикации Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе - 229

Период до образования первых государств именуют первобытным обществом. Это был самый длительный по времени этап истории человечества. Благодаря достижениям археологии, современные ученые смогли составить общее представление о жизни первобытных людей. Юридическая наука, опираясь на данные археологии, выделяет в развитии первобытного общества два периода: этап присваивающей и этап производящей экономики.

В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30 человек, объединœенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии. Для объединœения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделœение труда. Главными задачами общества были выживание и воспроизводство. Основными институтами власти в данный период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы.

Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами:

1) Базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть личный, а не территориальный союз.

2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (субъект и объект власти здесь совпадали). В обществе не было специально выделœенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определœенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями.

3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всœех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Принуждение, применяемое к отдельным членам, исходило от всœего рода и поддерживалось им.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определœенные способы добывания и распределœения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всœех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделœений функций в общинœе. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причинœе его ʼʼродстваʼʼ с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной ʼʼКрасной книгиʼʼ.

Кроме запретов имело место позитивное обязывание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.

Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах.

Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определœенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина).

referatwork.ru

Нормативное регулирование в первобытном обществе

Право Нормативное регулирование в первобытном обществе

Количество просмотров публикации Нормативное регулирование в первобытном обществе - 61

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Нормативное регулирование в первобытном обществе
Рубрика (тематическая категория) Право

 

Систему социального регулирования можно представить как две группы средств˸

1. Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения.

2. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций.

Любое общество в т.ч. и первобытное требует регуляции и таким регулятором в первобытном обществе выступили мононормы - единые нерасчленённые специфические нормы содержащие в себе нормы морали, религии права. Они были обусловлены специфичностью первобытного общества (недифференцированность личного и общественногою права и обязанностей) мононормы носили универсальный характер т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийною без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм˸

1. Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой.

2. Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение не содержали строгих санкций. К примеру племя придерживалось легенды о происхождении от какого-либо хищного зверя, что сформировало представление о системе ценностей главной из которых была жестокость поэтому ожидалось что мужчина защитит свою честь в поединке при любом оскорблении и это являлось нормой соответствующей этой ценности. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов норм морали и религии.

Ненормативные регуляторы в первобытном обществе - авторитет лидера, кровнородственные связи.

Все перечисленные регуляторы действовали внутри общины или племени. Отношения между племенами и общинами урегулировались с помощью третейского суда и принципа талиона.

Нормативное регулирование в первобытном обществе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормативное регулирование в первобытном обществе" 2014, 2015-2016.

Читайте также

  • - Нормативное регулирование в первобытном обществе.

    Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на... [читать подробнее].

  • - Нормативное регулирование в первобытном обществе

    Систему социального регулирования можно представить как две группы средств: Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций. Любое общество, в том числе и первобытное, требует регуляции, и таким... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Нормативное регулирование в первобытном обществе

    Право Нормативное регулирование в первобытном обществе

    Количество просмотров публикации Нормативное регулирование в первобытном обществе - 19

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи: Нормативное регулирование в первобытном обществе
    Рубрика (тематическая категория) Право

    Систему социального регулирования можно представить как две группы средств˸

    Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения.

    Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций.

    Любое общество, в т.ч. и первобытное, требует регуляции, и таким регулятором в первобытном обществе выступили мононормы - единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. Они были обусловлены специфичностью первобытного общества (недифференцированность личного и общественного, права и обязанностей), мононормы носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм˸

    Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой.

    Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. К примеру, племя придерживалось легенды о происхождении от какого-либо хищного зверя, что сформировало представление о системе ценностей, главной из которых была жестокость, поэтому ожидалось, что мужчина защитит свою честь в поединке при любом оскорблении, и это являлось нормой, соответствующей этой ценности. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали и религии.

    Ненормативные регуляторы в первобытном обществе - авторитет лидера, кровнородственные связи.

    Все перечисленные регуляторы действовали внутри общины или племени. Отношения между племенами и общинами урегулировались с помощью третейского суда и принципа талиона.

    Нормативное регулирование в первобытном обществе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормативное регулирование в первобытном обществе" 2014, 2015-2016.

    Читайте также

  • - Нормативное регулирование в первобытном обществе

      Систему социального регулирования можно представить как две группы средств: 1. Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения. 2. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций. Любое общество в том числе и первобытное требует регуляции и... [читать подробнее].

  • - Нормативное регулирование в первобытном обществе.

    Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на... [читать подробнее].

  • referatwork.ru


    Смотрите также