Существует термин «неолитическая революция». Когда его слышишь, то представляется масса бородатых всклокоченных людей в шкурах, вооруженных примитивными топорами и копьями. Эта масса бежит с воинственными воплями на штурм пещеры, где засела толпа точно таких же людей, бородатых, всклокоченных, с примитивными топорами и копьями в ручищах. На самом деле этим термином обозначается смена форм хозяйствования — от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Неолитическая революция стала следствием перехода от кочевничества к оседлости. Именно так, сначала человек стал вести оседлый образ жизни, затем освоил земледелие и одомашнил некоторые виды животных, просто вынужден был освоить. Затем появились первые города, первые государства… Современное состояние мира — следствие того, что человек когда-то перешел к оседлости.
Первые постоянные поселения людей появились около 10-13 тысяч лет назад. Где-то они появились раньше, где-то позже, в зависимости от региона мира. Древнейшие, первейшие — на Ближнем Востоке — около 13 тысяч лет назад. Одно из первых, из тех, что найдены и откопаны археологами, — Мурейбет на территории Сирии, на берегу Евфрата. Оно возникло около 12 200 лет назад. Его населяли охотники-собиратели. Дома они строили по типу кочевых съемных жилищ — круглыми, 3-6 метров в диаметре, но гораздо основательнее: использовали куски известняка, скрепляли их глиной. Крыша накидывалась из стеблей камыша. Надежность жилищ — единственное, в чем жители оседлой Мурейбеты превосходили кочевников. Более важный фактор — пища. Питались в Мурейбете скуднее кочевников. Зависели от случая — уродятся в этом сезоне дикорастущие бобы, желуди и фисташки или урожай будет незначительным, не хватит толком племени; пройдет ли поблизости стадо газелей или нет, будет ли достаточно рыбы в реке. Одомашнивание (или «доместикация», на научном языке) растительной пищи в Мурейбете произошло через тысячу лет после возникновения поселения: научились самостоятельно выращивать пшеницу, рожь и ячмень. Одомашнивание животных произошло еще позже.
Короче говоря, продовольственной причины для создания поселения на берегу Евфрата не было. Постоянное поселение, наоборот, создавало регулярные продовольственные трудности. То же самое в других регионах — обитатели древнейших оседлых деревень питались скуднее, чем их кочевые современники. Если взять все регионы, где раньше других происходил переход от кочевничества к оседлости — Ближний Восток, области на Дунае и в Японии — то получится, что между появлением оседлых поселений и следами первых доместицированных растений прошло от одной до трех тысячи лет (то есть в сирийской Мурейбете жители относительно быстро сообразили, как самим выращивать зерно). В настоящее время большинство палеоантропологов считает, что обитатели первых стационарных поселений жили существенно беднее и питались менее разнообразно и обильно, чем бродячие охотники. А продовольственная безопасность, обеспеченность пищей — одна из основных причин движения человеческих цивилизаций. Значит, еда отпадает — не из-за нее люди стали жить оседло.
Важный момент — мертвецов хоронили в жилых домах древнейших поселений. Предварительно скелеты очищались — оставляли трупы на деревьях, их обклевывали птицы, либо самостоятельно счищали мясо, мягкие ткани с костей, — после хоронили под полом. Череп, как правило, отделяли. Черепа хранили отдельно от других костей, но тоже в жилище. В Мурейбете их выставляли на полки в стенах. В Телль Рамаде (Южная Сирия) и Бейсамуне (Израиль) черепа были водружены на вылепленные из глины фигуры — подставки высотой до четверти метра. Для людей 10-тысячелетней давности, вероятно, именно череп символизировал личность умершего, поэтому столько почтения, столько уважения к нему. Черепа использовали в религиозных обрядах. К примеру, их «кормили» — делились с ними пищей. То есть умершим предкам оказывалось всяческое внимание. Возможно, их считали незаменимыми помощниками в делах живых, с ними обязательно поддерживали связь, к ним обращались с молитвами, с просьбами.
Основываясь на находках захоронений в древнейших поселениях, историк-религиовед Андрей Борисович Зубов выводит теорию, что человечество начало переходить на оседлость из-за своих религиозных убеждений. «Такое внимание к предкам, родоначальникам, продолжающим помогать живым в их и временных, земных, и в вечных, небесных, нуждах, такое чувство взаимозависимости поколений не могло не отразиться и в организации жизни. Могилы предков, священные реликвии рода, нужно было максимально приблизить к живым, сделать частью мира живых. Потомки должны были зачинаться и рождаться буквально «на костях» праотцов. Не случайно захоронения часто находят под теми глинобитными скамьями неолитических домов, на которых сидели и спали живые.
Кочевой образ жизни, характерный для палеолита, вступал в столкновение с новыми религиозными ценностями. Если могилы предков должны быть как можно ближе к дому, тогда или дом должен быть недвижим или кости переноситься с места на место. Но почитание родящей стихии земли требовало стационарных погребений — зародыш новой жизни, погребенное тело, не мог по мере необходимости изыматься из утробы. И поэтому единственное, что оставалось человеку протонеолита — это осесть на землю. Новый строй жизни был труден и непривычен, но тот духовный переворот, который произошел в сознании людей около 12 тысяч лет назад, требовал выбора — или пренебречь родом, общностью с предками ради более сытой и удобной бродячей жизни, или связать себя навсегда с могилами предков нерасторжимыми узами единства земли. Некоторые группы людей в Европе, на Переднем Востоке, в Индокитае, на Тихоокеанском побережье Южной Америки сделали выбор в пользу рода. Они-то и положили начало цивилизациям нового каменного века», — делает заключение Зубов.
Слабое место теории Зубова — опять же продуктовое оскудение. Древние люди, переставшие кочевать, получается, уверовали, что их предки и боги желают им полуголодного существования. Чтобы смириться со своим пищевыми бедствиями, пищевым дефицитом, должны были уверовать. «Предки-черепа-кости благословили нас на голодание, на тысячу лет голодания», — учили родители своих детей. Так выходит из теории Зубова. Да не могло этого быть! Ведь костям молились о даровании больших благ: спасти от нападения хищников, от грозы, чтобы удачно прошла предстоящая рыбалка, охота. Наскальная живопись того периода и более ранняя — множество диких животных на стенах и потолках пещер — интерпретируется как мольба об успешной охоте, обильной добыче.
«Палеолитические Венеры» — ими пользовались, чтобы получить поддержку сил Жизни. Невероятно, невозможно, чтобы в самых разных регионах мира люди решили, что боги, высшие силы хотят, чтобы они осели и оголодали. Скорее наоборот: осевшее племя, закопавшее кости предков под полами своих жилищ, понимает, что рацион их уменьшился, и решает, что такова кара от предков — потому что нарушили образ жизни, кочевничество, принятый у предков, у тысяч поколений предков вглубь времен. Не осело бы добровольно ни одно племя, если это вело к продовольственным проблемам. Добровольно — нет. Но вот если их заставили, принудили — да.
Насилие. Насильно одни племена заставляли оседать другие. Чтобы побежденные охраняли священные кости. Одно племя побеждало, избивало другое, принуждало побежденных в качестве контрибуции охранять черепа и скелеты умерших предков. Кости в земле, черепа на полках — побежденные, угнетенные «кормят» черепа, проводят для них праздники — чтобы умершим отцам было не скучно на том свете. Где надежнее всего хранить самое ценное? Дома, да. Поэтому кости под полом, черепа на полках круглых жилищ.
Вероятно, не только для охраны мертвецов использовали победители побежденных. В древнейшем оседлом поселении Европы — Лепенски Вир, в Сербии, на берегу Дуная, оно появилось около 9 тысяч лет назад — древнейшая часть поселения имела сезонный характер. Избитое племя или слабейшие из племени принуждались оседать на несколько месяцев в году, чтобы заниматься некой работой в интересах сильнейших. Производили топоры или копья, занимались сбором урожая дикорастущих растений. Работали в интересах сильнейших.
Со временем на оседлость переходили и победители, сильнейшие — скорее всего, когда поняли, что с помощью побежденных можно разрешать вообще все свои нужды. Разумеется, для хозяев поселения строились особые жилища: больше по площади, с алтарями, дополнительными помещениями. Среди остатков одного из древнейших поселений Иерихона нашли башню 8-метровой высоты, диаметром 9 метров. Возраст башни — около 11 500 тысяч лет. Старший преподаватель кафедры археологии Тель-Авивского университета Ран Баркай считает, что ее построили для устрашения. Такого же мнения профессор Московского архитектурного института Вячеслав Леонидович Глазычев: «Башня — это еще своего рода замок, господствующий над всем городком и противопоставляющий его рядовым обитателям обособившуюся от них власть». Иерихонская башня — пример того, что сильнейшие тоже стали переходить к оседлости и контролировать тех, кого они заставили работать на себя. Подчиненные, эксплуатируемые, наверняка, бунтовали, пытались избавиться от правителей. А правители придумали засесть в мощной башне, спрятаться в ней от неожиданного нападения, от ночного восстания.
Таким образом, принуждение, насилие — в корне возникновения оседлости. Оседлая культура изначально несет заряд насилия. И в дальнейшем ее развитии заряд этот увеличивался, росли его объемы: первые города, государства, рабство, все более и более изощренное уничтожение одних людей другими, деформация религиозного мышления в пользу подчинения царям, жрецам, чиновникам. В корне оседлости — подавление человеческой природы, естественной потребности человека — кочевничества.
«Без Принуждения не могло быть основано ни одно поселение. Над рабочими не было бы надсмотрщика. Реки не разливались бы», — цитата из шумерского текста.
Фев 16, 2014Александр Рыбин
rabkor.ru
Жизнь людей в первобытное время Урок 3
Жизнь людей в первобытное время
Урок 3. Тема: Хозяйство и быт первобытных людей.
Как мы уже говорили, дописьменную историю человечества учёные разделили на исторические эпохи. В свою очередь палеолит (древнекаменный век) они разделили три периода: ранний, средний и поздний. В эпоху палеолита на Земле был так называемый ледниковый период, когда ледник продвинулся далеко на юг. Но, примерно, 600 тысяч лет ледник начал отступать и начался период потепления, который продолжается до настоящего времени. В раннем палеолите человек имел очень ограниченный набор орудий труда. Это - каменное рубило, дубинка и палка-копалка, с помощью которой первобытные люди добывали съедобные коренья, плоды, ягоды, мелких животных, личинки насекомых из земли, т. е. всё съедобное. Для жилища человек использовал природные пещеры, так как ещё не умел строить жилища и не имел для этого необходимых орудий труда.
В позднем палеолите число орудий труда человека возрастает. Появляются копьё с каменным наконечником, скребок и нож из камня. Из костей изготавливались гарпуны для ловли рыбы. Появились костяные иглы и шила. Продолжая использовать природные пещеры, первобытные люди начали строить примитивные круглые шалаши, используя для этого ветки деревьев, шкуры и растения. Так как первобытные люди пи -тались лишь тем, что могли найти и добыть в окрестностях своего жилища, то по мере того, как съедобные плоды, коренья, растения и мелкие животные были съедены, люди спасаясь от голода, переходили на новое, более богатое пищей место. Таким образом, первобытные люди вынуждены были вести кочевой образ жизни. Человек эпохи палеолита всё своё время вынужден был посвящать добыче пищи. Мужчины, в основном, занимались загонной охотой, а женщины – собирательством. Лишь в эпоху позднего палеолита наряду с охотой и собирательством, человек научился ловить рыбу разными способами. Питался человек лишь тем, что мог найти в природе. Такой вид хозяйства называется присваивающим (потребляющим).
Человек раннего палеолита мало чем отличался от животных, но, тем не менее, отличия были и этого человека учёные называют «Человеком умелым» . «Человек умелый» жил первобытным стадом, то есть коллективы этих людей были непрочными, часто распадались и произвольно создавались. Лишь в эпоху позднего палеолита мы видим появление «человека разумного» . Объединения людей стали более прочными. Ближайшие родственники образовали т. н. родовые общины. Самым строгим наказанием для человека стало удаление, изгнание из общины. При разрастании родовых общин стали формироваться роды, во главе которых стояли старейшины, наиболее мудрые, опытные и авторитетные люди рода. У «человека разумного» начинает зарождаться вера в сверхъестественные существа, формируется религиозное мышление.
В конце ледникового периода именился животный мир. В лесах исчезли крупные животные, что заставляло человека искать другие методы охоты. Люди изобрели лук и стрелы, которые позволяли добывать дичь и зверя на расстоянии. Усовершенствовались орудия труда. Появились каменные топоры, серпы с каменными вставками, мотыги. Всё это дало людям более надёжные средства обеспечения себя пищей. Поэтому люди стали переходить к оседлому образу жизни. На смену временному человеческому стаду пришли постоянные коллективы ближайших родственников, которые получили название родовых общин.
Люди стали строить себе прямоугольные полуземлянки, которые обогревались огнём. Расширился круг занятий людей. Наряду с охотой, собирательством и рыболовством они стали заниматься мотыжным земледелием. В этот же период люди приручили собак, свиней, коз, овец и коров. Люди теперь уже меньше зависели от природы, т. к. часть продовольствия производили сами, занимаясь земледелием и скотоводством. Такое хозяйство называется производящим. Переход от присваивающего хозяйства к производящему резко изменил жизнь первобытного человека и получил название неолитической революции.
Еще больших достижений люди достигли в период неолита. Орудия труда, изготовленные из камня, достигли совершенства: каменный топор, серп и мотыга. Великими изобретениями стали: лодка, колесо и рало. Люди эпохи неолита стали строить поселения, состоящие из наземных домов, и вести оседлый образ жизни. Основными видами их занятий являлись охота, собирательство, рыболовство, мотыжное и плужное земледелие, скотоводство и ремесло. Орудия труда позволяют теперь отдельной семье самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для выживания. Потребность в родовых общинах отпадает и они начинают распадаться. На месте родовых общин появляются соседские общины.
Неолитическая революция изменила хозяйство и быт первобытных людей. У них стало появляться больше свободного времени, что привело к появлению зачатков культуры (искусства и письменности) и религиозных верований. Люди стали украшать свои орудия труда, оружие, предметы быта и одежду вкладывая в это религиозный смысл. Для того, чтобы передавать свой опыт и знания другим поколениям они начали фиксировать информацию с помощью рисунков на камнях. Эти рисунки пролучили название петроглифов и передавали большой объём информации. Рисовали не только на камнях но, и на других материалах. Письмо с помощью рисунков получило название пиктография (рисуночное письмо). Однако эти рисунки можно было расшифровать по-разному. Поэтому древние люди стали упрощать эти рисунки до нескольких линий, которые стали обозначать конкретное слово или слог. Эти условные рисунки стали называть иероглифы.
Первобытные люди полагали, что имеют кровную связь с некоторыми животными. Эта вера получила название тотемизм. Вера в бессмертие души, в существовании невидимых духов получила название анимизм. Изображения тотемных животных и невидимых духов из камня и дерева получили название идолов. Чтобы задобрить идолов необходимо было совершать определённые обряды около них, приносить жертвы. Это могли делать только особые люди – жрецы. Наряду с жрецами некоторые люди уверяли, что могут влиять на сверхъестествен-ные силы, колдовать. Такую веру называли ма-гией. В магии большое место уделялось вере в сверхъестественную силу некоторых «священ-ных» вещей (амулеты, обереги и т. п. ). Такая ве-ра называется фетишизмом. Вера во множе-ство духов и богов, обожествление сил приро-ды получило название язычества. Первобыт-ные люди были язычниками.
present5.com
тесты по истории тема Жизнь первобытных людей 5 класс
1. Многовариантные тесты
(выберите правильный ответ)
1.Когда появился homosapiens?
А. 40 тысяч лет назад;
Б. 250 тысяч лет назад;
В. 10 тысяч лет назад;
Г. 6 тысяч лет назад.
2.Укажите континент-прародину человечества:
А. Северная и Южная Америка;
Б. Азия;
В. Африка;
Г. Европа.
3.Первым занятием древнейшего человека было:
А. скотоводство;
Б.собирательство;
В.земледелие;
Г.ремесло.
4.Укажите, что такое род?
А.человеческое стадо;
Б. все люди земли;
В. постоянный коллектив родственников;
Г. древнейшие люди, происходившие от общего предка.
5.Укажите признаки соседской общины:
А. происхождение от общего предка;
Б. общая территория и взаимопомощь;
В. сбор урожая сообща, в общий амбар;
Г. общее хозяйство.
6.Знатными людьми в соседской общине становились:
А. вождь и его дети;
Б. лучшие земледельцы и скотоводы;
В. лучшие ремесленники;
Г. лучшие скотоводы.
7. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано:
А. с умением изготовлять орудия труда;
Б. с попытками понять явления природы;
В. со страхом перед явлениями природы;
Г. с умением изображать при помощи рисунков явления природы.
8. Укажите, какое время называется Каменным веком?