Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России. Суд в первобытном обществе
Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России
Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России реконструируется на примерах Скифии, Боспора, Хазарии.
Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судебный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в «Истории» Геродота проходил следующим образом: «Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они... изрекают приблизительно в таком роде: такой-то и такой-то из жителей (называя его по имени) принес-де ложную клятву богами царского очага (если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно поклялся богами царского очага и что из-за этого-де царь занемог. Обвиняемый с негодованием отрицает вину. Если он продолжает отпираться, то царь велит призвать еще раз предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию достается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания обвиняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все-таки вынесет оправдательный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти. Царь не щадит даже детей казненных: всех сыновей казнит, дочерям же не причиняет зла». Применение смертной казни к наследникам казненного говорит о нечеткой грани между преступлениями против протогосударства и личной обидой: подросшие сыновья казненного могли в последующем отомстить царю или его потомкам, поэтому сыновья осужденного подлежали смерти вместе с отцом. Действительно, в Скифии встречаются семейные захоронения — возможные свидетельства древнего, архаичного судебного обряда.
Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во-первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязательно нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во-вторых, скифский суд состоял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени) взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пересмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины перераспределялись по другим родам и не обладали правом наследования. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: «клятвопреступление тождественно убийству своих родственников».
Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, который проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.
Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившие у Николая Дамасского (I в. н. э.) емкое название «Свод странных обычаев». Насколько объективна информация авторов, зафиксировавших перечисленные выше «законы»? Достоверность сведений о «странных обычаях» вполне объяснима, если сопоставить древние обычаи и адаты народов Северного Кавказа. В этнографии и фольклоре кавказских горцев отчасти сохранились анахронизмы, похожие на обычаи кочевников, и дается объяснение пережитков, уходящих в глубину веков. Кроме того, античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников — эллинов с нравами соседних народов — союзников и торговых партнеров. Тексты Геродота, Страбона и других историков носят описательный характер, авторы как бы ставили перед собой задачу объективно отобразить «странные обычаи» соседних с греками народов. Наконец, материальные источники во многом подтверждают наличие в скифо-сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.
Суд и процесс Боспора были такими же, как и в античной Греции, т.е. состязательный истца и ответчика. Точно известно о наличии судебных учреждений в Пантикапее, Херсонесе, такие же судебные учреждения должны были иметь и другие города, обладавшие правами полисов. Субъектами правовых отношений могли быть выходцы как из Греции, так и из Пантикапея, а предметом разбирательства в афинском суде иногда служили обязательства, данные в Боспор- ском государстве. По речам Демосфена видно, что при рассмотрении исков взвешивались такие обстоятельства, как неумышленное банкротство вследствие кораблекрушения либо неосторожные действия капитана (перегруз судна). На суде могли фигурировать векселя, залог мог быть денежным или имущественным (товар, судно). Допускались поручительство и представление в суде интересов третьих лиц. Процесс строился на свидетельских показаниях, в качестве доказательств применялись документы об обязательствах. В своих речах Демосфен широко использовал приемы аналогии права.
Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше. В источниках говорится о преступлениях против государства, царя, должностных лиц, нарушении клятвы. В качестве уголовных наказаний фигурируют смертная казнь и конфискация имущества. Вероятно, по этим видам преступлений существовал инквизиционный суд, решения суда приводились в исполнение специальными чиновниками — судебными исполнителями, что контролировалось пресбевтами. В ряде случаев использовалась экстрадиция преступников. Так, при Спартокидах были взаимные обязательства с Афинами по выдаче преступников и подозреваемых. Иногда исторические коллизии позволяют реконструировать и настоящие судебные прецеденты. Например, во времена Траяна епископ Климент, сосланный в Боспор за христианские проповеди, был здесь утоплен. Какую информацию можно почерпнуть из этого сообщения? Во- первых, видно, что по римским законам за первое преступление полагалась ссылка (Климент был сослан в Боспор), а за рецидив назначалась смертная казнь (т.е. утопление). Во-вторых, Боспор входил в правовое пространство Римской империи (по крайней мере, по уголовным законам во II в. н. э.). В-третьих, на территории Боспорского царства проистекали те же общественные тенденции (распространение христианства, за пропаганду которого следовало уголовное наказание).
Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в этом первом феодальном и раннесредневековом государстве Юга России известно немного. Известно, в частности, что внутреннее управление и суд подвластных народов сохранялись в неприкосновенности и соответствующие полномочия возлагались на знать покоренных народов. Отношения между каганом и местными правителями, в том числе и в вопросах подсудности, строились по принципу вассалитета — сюзеренитета. Также известно, что административно территория Хазарского каганата состояла из Хазарии, т.е. территории, заселенной хазарами и находящейся в управлении собственно кагана и царя, и 25 вассальных государств, в каждом из которых была собственная власть. Подвластные правители скрепляли вассальный союз династическим браком, должны были выплачивать ежегодную дань и предоставлять кагану войско. В обмен местные князья и цари получали достаточно широкую автономию, в том числе право суда над соплеменниками.
Во главе Хазарского государства стоял каган, обладавший также правом высшего суда. Известно, что в Хазарии было два судебно- полицейских учреждения: высший дворец в подчинении кагана и низший дворец в подчинении царя. Некоторые из каганов уделяли достаточное внимание рассмотрению судебных дел, лично принимали судебные решения. Вторым лицом в государстве являлся царь (визирь), которому принадлежала высшая исполнительная власть, он также обладал судебной властью. В подчинении визиря находились высшие государственные служащие, составлявшие диван («кабинет министров») государства, — кендеры. Их функции были регламентированы, узкоспециальны. Кендеры назывались иногда помощниками беков. В качестве государственных служащих кендеры курировали деятельность гражданской и военной администрации, видимо, в их подчинении был местный суд.
Дуализм власти кагана и царя проявлялся в наличии двух государственных органов. В ведении кагана находилась администрация, называвшаяся «Двери высшего царя», царь (визирь) имел собственную приемную: «Двери низшего царя». Компетенция обеих структур заключалась в рассмотрении жалоб от населения страны и принятии соответствующих решений.
Во главе гражданской администрации стояли тудуны, они являлись своего рода губернаторами или наместниками, а также комендантами крупных городов (Саркел, Итиль, Тамарха и т.д.). Туду- нам подчинялась налоговая, таможенная, финансовая администрация, они также обладали правом суда. Военные, государственно- охранительные функции выполняли в Хазарии тарханы. Тархан — титул феодала, выполнявшего по поручению сюзерена те или иные государственные, правоохранительные функции, исполнявшего поручения вышестоящего начальства.
Итак, на примерах древнейших государств можно наблюдать различный уровень организации судебной власти и развития процесса. В отличие от боспорского суда, имевшего много общего с метрополией, у скифов и хазар суд был архаичным, соответствующим родоплеменному устройству общества, характерному для первобытного общества и ранней государственности.
megaobuchalka.ru
Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России.
Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России реконструируется на примерах Скифии, Боспора, Хазарии.
Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судебный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в «Истории» Геродота проходил следующим образом: «Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они... изрекают приблизительно в таком роде: такой-то и такой-то из жителей (называя его по имени) принес-де ложную клятву богами царского очага (если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно поклялся богами царского очага и что из-за этого-де царь занемог. Обвиняемый с негодованием отрицает вину. Если он продолжает отпираться, то царь велит призвать еще раз предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию достается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания обвиняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все-таки вынесет оправдательный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти. Царь не щадит даже детей казненных: всех сыновей казнит, дочерям же не причиняет зла». Применение смертной казни к наследникам казненного говорит о нечеткой грани между преступлениями против протогосударства и личной обидой: подросшие сыновья казненного могли в последующем отомстить царю или его потомкам, поэтому сыновья осужденного подлежали смерти вместе с отцом. Действительно, в Скифии встречаются семейные захоронения — возможные свидетельства древнего, архаичного судебного обряда.
Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во-первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязательно нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во-вторых, скифский суд состоял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени) взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пересмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины перераспределялись по другим родам и не обладали правом наследования. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: «клятвопреступление тождественно убийству своих родственников».
Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, который проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.
Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившие у Николая Дамасского (I в. н. э.) емкое название «Свод странных обычаев». Насколько объективна информация авторов, зафиксировавших перечисленные выше «законы»? Достоверность сведений о «странных обычаях» вполне объяснима, если сопоставить древние обычаи и адаты народов Северного Кавказа. В этнографии и фольклоре кавказских горцев отчасти сохранились анахронизмы, похожие на обычаи кочевников, и дается объяснение пережитков, уходящих в глубину веков. Кроме того, античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников — эллинов с нравами соседних народов — союзников и торговых партнеров. Тексты Геродота, Страбона и других историков носят описательный характер, авторы как бы ставили перед собой задачу объективно отобразить «странные обычаи» соседних с греками народов. Наконец, материальные источники во многом подтверждают наличие в скифо-сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.
Суд и процесс Боспора были такими же, как и в античной Греции, т.е. состязательный истца и ответчика. Точно известно о наличии судебных учреждений в Пантикапее, Херсонесе, такие же судебные учреждения должны были иметь и другие города, обладавшие правами полисов. Субъектами правовых отношений могли быть выходцы как из Греции, так и из Пантикапея, а предметом разбирательства в афинском суде иногда служили обязательства, данные в Боспор- ском государстве. По речам Демосфена видно, что при рассмотрении исков взвешивались такие обстоятельства, как неумышленное банкротство вследствие кораблекрушения либо неосторожные действия капитана (перегруз судна). На суде могли фигурировать векселя, залог мог быть денежным или имущественным (товар, судно). Допускались поручительство и представление в суде интересов третьих лиц. Процесс строился на свидетельских показаниях, в качестве доказательств применялись документы об обязательствах. В своих речах Демосфен широко использовал приемы аналогии права.
Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше. В источниках говорится о преступлениях против государства, царя, должностных лиц, нарушении клятвы. В качестве уголовных наказаний фигурируют смертная казнь и конфискация имущества. Вероятно, по этим видам преступлений существовал инквизиционный суд, решения суда приводились в исполнение специальными чиновниками — судебными исполнителями, что контролировалось пресбевтами. В ряде случаев использовалась экстрадиция преступников. Так, при Спартокидах были взаимные обязательства с Афинами по выдаче преступников и подозреваемых. Иногда исторические коллизии позволяют реконструировать и настоящие судебные прецеденты. Например, во времена Траяна епископ Климент, сосланный в Боспор за христианские проповеди, был здесь утоплен. Какую информацию можно почерпнуть из этого сообщения? Во- первых, видно, что по римским законам за первое преступление полагалась ссылка (Климент был сослан в Боспор), а за рецидив назначалась смертная казнь (т.е. утопление). Во-вторых, Боспор входил в правовое пространство Римской империи (по крайней мере, по уголовным законам во II в. н. э.). В-третьих, на территории Боспорского царства проистекали те же общественные тенденции (распространение христианства, за пропаганду которого следовало уголовное наказание).
Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в этом первом феодальном и раннесредневековом государстве Юга России известно немного. Известно, в частности, что внутреннее управление и суд подвластных народов сохранялись в неприкосновенности и соответствующие полномочия возлагались на знать покоренных народов. Отношения между каганом и местными правителями, в том числе и в вопросах подсудности, строились по принципу вассалитета — сюзеренитета. Также известно, что административно территория Хазарского каганата состояла из Хазарии, т.е. территории, заселенной хазарами и находящейся в управлении собственно кагана и царя, и 25 вассальных государств, в каждом из которых была собственная власть. Подвластные правители скрепляли вассальный союз династическим браком, должны были выплачивать ежегодную дань и предоставлять кагану войско. В обмен местные князья и цари получали достаточно широкую автономию, в том числе право суда над соплеменниками.
Во главе Хазарского государства стоял каган, обладавший также правом высшего суда. Известно, что в Хазарии было два судебно- полицейских учреждения: высший дворец в подчинении кагана и низший дворец в подчинении царя. Некоторые из каганов уделяли достаточное внимание рассмотрению судебных дел, лично принимали судебные решения. Вторым лицом в государстве являлся царь (визирь), которому принадлежала высшая исполнительная власть, он также обладал судебной властью. В подчинении визиря находились высшие государственные служащие, составлявшие диван («кабинет министров») государства, — кендеры. Их функции были регламентированы, узкоспециальны. Кендеры назывались иногда помощниками беков. В качестве государственных служащих кендеры курировали деятельность гражданской и военной администрации, видимо, в их подчинении был местный суд.
Дуализм власти кагана и царя проявлялся в наличии двух государственных органов. В ведении кагана находилась администрация, называвшаяся «Двери высшего царя», царь (визирь) имел собственную приемную: «Двери низшего царя». Компетенция обеих структур заключалась в рассмотрении жалоб от населения страны и принятии соответствующих решений.
Во главе гражданской администрации стояли тудуны, они являлись своего рода губернаторами или наместниками, а также комендантами крупных городов (Саркел, Итиль, Тамарха и т.д.). Туду- нам подчинялась налоговая, таможенная, финансовая администрация, они также обладали правом суда. Военные, государственно- охранительные функции выполняли в Хазарии тарханы. Тархан — титул феодала, выполнявшего по поручению сюзерена те или иные государственные, правоохранительные функции, исполнявшего поручения вышестоящего начальства.
Итак, на примерах древнейших государств можно наблюдать различный уровень организации судебной власти и развития процесса. В отличие от боспорского суда, имевшего много общего с метрополией, у скифов и хазар суд был архаичным, соответствующим родоплеменному устройству общества, характерному для первобытного общества и ранней государственности.
cyberpedia.su
Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России.
Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России реконструируется на примерах Скифии, Боспора, Хазарии.
Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судебный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в «Истории» Геродота проходил следующим образом: «Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они... изрекают приблизительно в таком роде: такой-то и такой-то из жителей (называя его по имени) принес-де ложную клятву богами царского очага (если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно поклялся богами царского очага и что из-за этого-де царь занемог. Обвиняемый с негодованием отрицает вину. Если он продолжает отпираться, то царь велит призвать еще раз предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию достается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания обвиняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все-таки вынесет оправдательный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти. Царь не щадит даже детей казненных: всех сыновей казнит, дочерям же не причиняет зла». Применение смертной казни к наследникам казненного говорит о нечеткой грани между преступлениями против протогосударства и личной обидой: подросшие сыновья казненного могли в последующем отомстить царю или его потомкам, поэтому сыновья осужденного подлежали смерти вместе с отцом. Действительно, в Скифии встречаются семейные захоронения — возможные свидетельства древнего, архаичного судебного обряда.
Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во-первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязательно нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во-вторых, скифский суд состоял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени) взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пересмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины перераспределялись по другим родам и не обладали правом наследования. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: «клятвопреступление тождественно убийству своих родственников».
Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, который проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.
Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившие у Николая Дамасского (I в. н. э.) емкое название «Свод странных обычаев». Насколько объективна информация авторов, зафиксировавших перечисленные выше «законы»? Достоверность сведений о «странных обычаях» вполне объяснима, если сопоставить древние обычаи и адаты народов Северного Кавказа. В этнографии и фольклоре кавказских горцев отчасти сохранились анахронизмы, похожие на обычаи кочевников, и дается объяснение пережитков, уходящих в глубину веков. Кроме того, античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников — эллинов с нравами соседних народов — союзников и торговых партнеров. Тексты Геродота, Страбона и других историков носят описательный характер, авторы как бы ставили перед собой задачу объективно отобразить «странные обычаи» соседних с греками народов. Наконец, материальные источники во многом подтверждают наличие в скифо-сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.
Суд и процесс Боспора были такими же, как и в античной Греции, т.е. состязательный истца и ответчика. Точно известно о наличии судебных учреждений в Пантикапее, Херсонесе, такие же судебные учреждения должны были иметь и другие города, обладавшие правами полисов. Субъектами правовых отношений могли быть выходцы как из Греции, так и из Пантикапея, а предметом разбирательства в афинском суде иногда служили обязательства, данные в Боспор- ском государстве. По речам Демосфена видно, что при рассмотрении исков взвешивались такие обстоятельства, как неумышленное банкротство вследствие кораблекрушения либо неосторожные действия капитана (перегруз судна). На суде могли фигурировать векселя, залог мог быть денежным или имущественным (товар, судно). Допускались поручительство и представление в суде интересов третьих лиц. Процесс строился на свидетельских показаниях, в качестве доказательств применялись документы об обязательствах. В своих речах Демосфен широко использовал приемы аналогии права.
Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше. В источниках говорится о преступлениях против государства, царя, должностных лиц, нарушении клятвы. В качестве уголовных наказаний фигурируют смертная казнь и конфискация имущества. Вероятно, по этим видам преступлений существовал инквизиционный суд, решения суда приводились в исполнение специальными чиновниками — судебными исполнителями, что контролировалось пресбевтами. В ряде случаев использовалась экстрадиция преступников. Так, при Спартокидах были взаимные обязательства с Афинами по выдаче преступников и подозреваемых. Иногда исторические коллизии позволяют реконструировать и настоящие судебные прецеденты. Например, во времена Траяна епископ Климент, сосланный в Боспор за христианские проповеди, был здесь утоплен. Какую информацию можно почерпнуть из этого сообщения? Во- первых, видно, что по римским законам за первое преступление полагалась ссылка (Климент был сослан в Боспор), а за рецидив назначалась смертная казнь (т.е. утопление). Во-вторых, Боспор входил в правовое пространство Римской империи (по крайней мере, по уголовным законам во II в. н. э.). В-третьих, на территории Боспорского царства проистекали те же общественные тенденции (распространение христианства, за пропаганду которого следовало уголовное наказание).
Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в этом первом феодальном и раннесредневековом государстве Юга России известно немного. Известно, в частности, что внутреннее управление и суд подвластных народов сохранялись в неприкосновенности и соответствующие полномочия возлагались на знать покоренных народов. Отношения между каганом и местными правителями, в том числе и в вопросах подсудности, строились по принципу вассалитета — сюзеренитета. Также известно, что административно территория Хазарского каганата состояла из Хазарии, т.е. территории, заселенной хазарами и находящейся в управлении собственно кагана и царя, и 25 вассальных государств, в каждом из которых была собственная власть. Подвластные правители скрепляли вассальный союз династическим браком, должны были выплачивать ежегодную дань и предоставлять кагану войско. В обмен местные князья и цари получали достаточно широкую автономию, в том числе право суда над соплеменниками.
Во главе Хазарского государства стоял каган, обладавший также правом высшего суда. Известно, что в Хазарии было два судебно- полицейских учреждения: высший дворец в подчинении кагана и низший дворец в подчинении царя. Некоторые из каганов уделяли достаточное внимание рассмотрению судебных дел, лично принимали судебные решения. Вторым лицом в государстве являлся царь (визирь), которому принадлежала высшая исполнительная власть, он также обладал судебной властью. В подчинении визиря находились высшие государственные служащие, составлявшие диван («кабинет министров») государства, — кендеры. Их функции были регламентированы, узкоспециальны. Кендеры назывались иногда помощниками беков. В качестве государственных служащих кендеры курировали деятельность гражданской и военной администрации, видимо, в их подчинении был местный суд.
Дуализм власти кагана и царя проявлялся в наличии двух государственных органов. В ведении кагана находилась администрация, называвшаяся «Двери высшего царя», царь (визирь) имел собственную приемную: «Двери низшего царя». Компетенция обеих структур заключалась в рассмотрении жалоб от населения страны и принятии соответствующих решений.
Во главе гражданской администрации стояли тудуны, они являлись своего рода губернаторами или наместниками, а также комендантами крупных городов (Саркел, Итиль, Тамарха и т.д.). Туду- нам подчинялась налоговая, таможенная, финансовая администрация, они также обладали правом суда. Военные, государственно- охранительные функции выполняли в Хазарии тарханы. Тархан — титул феодала, выполнявшего по поручению сюзерена те или иные государственные, правоохранительные функции, исполнявшего поручения вышестоящего начальства.
Итак, на примерах древнейших государств можно наблюдать различный уровень организации судебной власти и развития процесса. В отличие от боспорского суда, имевшего много общего с метрополией, у скифов и хазар суд был архаичным, соответствующим родоплеменному устройству общества, характерному для первобытного общества и ранней государственности.
stydopedia.ru
Организация власти в первобытном обществе
В своем развитии первобытное общество прошло два этапа. Первый этап – догос-ный. Основной признак – присваивающая экономика. Находясь в зависимости от природы, от суровых клим. Условий, люди должны были действовать сообща. Т.к. могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую соц.орг-цию общества – род, родовая община. Род – семейно-производственный союз людей, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Это обуславливало совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ. Власть в первобытном обществе не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила полит характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общ-ого мнения. Т.е. по сути своей была первобытнообщинной демократией, к-ая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, к-ые бы осущ-ли только власть и управление и не участвовали в производственной деят-ти. Власть принадлежала родовому собранию, состоящему из всех взрослых членов рода. Оперативное же управление осущ-ли вожди, старейшины и жрецы. Избирались по личным качествам и первоначально не обладали каким-либо привилегиями. В связи с изменением природно-климатических условий, уменьшения животных (из-за постоянной охоты и вырубки лесов) люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет раст-ой пищи. Многие племена стали заниматься земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем постоянно охотиться – появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда. В первые стал появляться избыточный продукт, к-ый может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда и их разнообразие - ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками – появились купцы. Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную и общую. Част. Собственность сосредотачивалась в руках лиц, осущ-вших властные полномочия. Кроме того, все лица наделенные публичной властью получают привилегии (нап-р, часть военной добычи). Публ. Власть все больше отдалялась от общества, расширялись её полномочия, общество поделилось на богатых и бедных., появились рабы. Причины возникновения гос-ва: переход от экономики присваивающей к производящей; появление част.собственности; возникновение классов. В любом обществе сущ-ют социальные регуляторы, к-ые воздействуют на развитие общественных отношений, поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм. Они были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизни. В них нет различия прав и обязанностей. Позже появляются табу – они был единичные, н-р, запрет на кровосмешение, запрет на членовредительство. Эти запреты были следствием объективных причин – способствовали выживанию родовой общины.
studfiles.net
Тема 17. История становления судебной системы в современной России. — МегаЛекции
История становления современной судебной системы России.
Реформа судебной системы. Закон «О судебной системе Российской Федерации» (Конституционный Суд, федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды) и суды субъектов Федерации (конституционные или уставные суды и мировые судьи).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2. Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России
1. Суд в первобытном обществе.
2. Правовые обычаи скифов, сарматов и алан.
3. Суд и состязательный процесс у скифов и алан.
4. Суд у восточных славян накануне образования государственности.
5. Суд в древнейших Государствах на территории России.
6. Болгарский и Хазарский каганаты. Общее и особенное в структуре суда и в процессе.
Литература
Основная:
1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.
2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.
3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.
Дополнительная:
1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.
2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.
3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.
4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.
5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.
6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.
7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.
8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.
Тема 3. Суд и процесс в Древнерусском государстве
1. Русская Правда и три её редакции.
2. Суд и процесс по Русской правде.
Литература
Основная:
1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.
2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.
3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.
Дополнительная:
1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.
2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.
3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.
4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.
5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.
6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.
7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.
8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.
Тема 4. Суд в Золотой Орде и в средневековых государствах на территории России
1. Великая Яса как историко-правовой источник.
2. Процессуальное право монголо-татар.
Литература
Основная:
1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.
2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.
3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.
Дополнительная:
1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.
2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.
3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.
4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.
5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.
6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.
7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.
8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.
Тема 5. Суд и процесс в Новгороде и в Пскове, в удельных Русских княжествах
1. Новгородская и Псковская судные грамоты.
2. Суд и процесс по Новгородской и Псковской судной грамоте.
Литература
Основная:
1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.
2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.
3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.
Дополнительная:
1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.
2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.
3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.
4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.
5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.
6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.
7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.
8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.
Тема 6. Суд и процесс в Русском государстве
По Судебникам 1497 и 1550 гг.
Форма занятия – диалоговый режим.
Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления о суде и процессе в Русском государстве по Судебникам 1497 и 1550 гг.
Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.
Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.
Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.
При подготовке к семинарскому занятию, которое будет проводиться в диалоговом режиме магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:
1. Судебник 1497 года.
2. Суд и процесс по Судебнику 1497 г.
3. Судебник 1550 года.
4. Суд и процесс по Судебнику 1550 г.
Литература
Основная:
1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.
2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.
3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.
Дополнительная:
1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.
2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.
3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.
4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.
5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.
6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.
7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.
8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.
megalektsii.ru
1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе. Происхождение государства
Похожие главы из других работ:
Государство и право древних кыргызов по эпосу "Манас"
1.2 Особенности развития кыргызской государственности и власть в традиционном кыргызском обществе
Социально-политические идеи в эпосе "Манас": социально-политическая мысль того или иного народа, отражая общественную жизнь во всем ее многоообразии, выступала в качестве одного из важнейших факторов прогресса общества. Кроме того...
История права и государства в древности и в средние века
2. Как была организована общественная власть в догосударственном обществе?
В современной науке используются различные периодизации древнейшей истории человечества (культурологическая, археологическая и т.д.)...
Мораль и право
1. Правовые нормы и нормы нравственности как разновидности социальных норм
Современное научное знание имеет дело с развитыми, многоуровневыми и многофункциональными феноменами морали и права. В этой связи необходимо, прежде всего, выявить их место в системе социальных норм...
Нормы морали и нормы права
ГЛАВА 2. НОРМЫ МОРАЛИ И НОРМЫ ПРАВА: СВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
...
Нормы морали и права
Глава III. Нормы морали и нормы права: "суверенность и взаимозависимость"
Определяющее значение в цивилизованной системе нормативного регулирования общества имеет глубокая взаимосвязь морали и права. Право под углом зрения этой взаимосвязи может быть охарактеризовано как форма институциализации...
Нравственные требования к деятельности судьи
2. Нравственные нормы поведения судьи во время судебного заседания
нравственный моральный правовой суд Нравственные требования, предъявляемые к поведению судьи, выражены в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", где сказано, что "судья при исполнении своих полномочий...
Общие нравственные требования к деятельности следователя
2. Нравственно-этические нормы поведения следователя при производстве основных следственных действий
Рассмотрим кратко нравственно-этические требования, которые рекомендуется соблюдать при производстве основных следственных действий следователем...
Организация системы правоохранительных органов Российской Федерации
2. Назовите определение общего понятия "власть" и "судебная власть" и охарактеризуйте признаки судебной власти
Согласно толковому словарю русского языка В. Даля, власть - это "право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление" Даль В. Толковый словарь русского языка: Современное написание. - М.: Астрель, 2008. - С. 983....
Особенности правового поведения
1. Правомерное поведение и противоправное поведение как разновидности правового поведения. Виды правомерного поведения
Как было сказано ранее, безусловный интерес для юридической науки, практики, юридического образования представляет поведение людей в сфере правового воздействия, т.е. поведение, урегулированное правом - правовое поведение...
Правомерное поведение: понятие, виды
1.1 Понятие и основные признаки правомерного поведения. Значение правомерного поведения в жизни общества
Человек - существо социальное, общественное. Для удовлетворения своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь различную степень социальной значимости...
Происхождение государства и права
1.2 Власть и органы управления в первобытном обществе
Власть и управление - универсальные социальные категории, присущие любому человеческому сообществу. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учебное Пособие. 2004 г., с. 325...
Профессиональная этика судей
1.3 Нормы поведения судьи во внеслужебной обстановке
Требования морали в юридической профессии определяют поведение людей, как в сфере служебной деятельности, так и во вне выполнения должностных функций. Высокие нравственные качества судья должен поддерживать в процессе повседневной жизни...
Система организации власти
2.2 Организация власти в первобытном обществе
Власть - древнее и повсеместное свойство любой социальной организации, для обеспечения которой необходим элемент властвования и подчинения. В первоначальном, зачаточном виде...
Социальные нормы первобытного общества
Глава 2. Виды социальных норм в первобытном обществе
Первой разновидностью социальных норм исторически являются мононормы - это правила поведения, которым следовали первобытные люди. Свое название мононормы получили в связи с тем, что были едиными и нерасчлененными...
Трудовой кодекс РФ – основа регулирования социально-трудовых отношений
Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации...