Суд в первобытном обществе. Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России. Суд в первобытном обществе


Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России

Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России реконструируется на примерах Скифии, Боспора, Хазарии.

Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судеб­ный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в «Истории» Геродота проходил следующим образом: «Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они... изрекают приблизительно в та­ком роде: такой-то и такой-то из жителей (называя его по имени) принес-де ложную клятву богами царского очага (если скифы же­лают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно по­клялся богами царского очага и что из-за этого-де царь занемог. Об­виняемый с негодованием отрицает вину. Если он продолжает от­пираться, то царь велит призвать еще раз предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию до­стается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания об­виняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все-таки вынесет оправда­тельный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти. Царь не щадит даже детей казненных: всех сыновей каз­нит, дочерям же не причиняет зла». Применение смертной казни к наследникам казненного говорит о нечеткой грани между престу­плениями против протогосударства и личной обидой: подросшие сыновья казненного могли в последующем отомстить царю или его потомкам, поэтому сыновья осужденного подлежали смерти вместе с отцом. Действительно, в Скифии встречаются семейные захоро­нения — возможные свидетельства древнего, архаичного судебного обряда.

Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во-первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязатель­но нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во-вторых, скифский суд состо­ял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени) взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пе­ресмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины пере­распределялись по другим родам и не обладали правом наследо­вания. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: «клятвопреступление тождественно убийству своих родственников».

Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смерт­ной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, кото­рый проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.

Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившие у Николая Дамасского (I в. н. э.) емкое назва­ние «Свод странных обычаев». Насколько объективна информация авторов, зафиксировавших перечисленные выше «законы»? Досто­верность сведений о «странных обычаях» вполне объяснима, если сопоставить древние обычаи и адаты народов Северного Кавказа. В этнографии и фольклоре кавказских горцев отчасти сохранились анахронизмы, похожие на обычаи кочевников, и дается объясне­ние пережитков, уходящих в глубину веков. Кроме того, античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников — эллинов с нравами сосед­них народов — союзников и торговых партнеров. Тексты Геродота, Страбона и других историков носят описательный характер, авторы как бы ставили перед собой задачу объективно отобразить «стран­ные обычаи» соседних с греками народов. Наконец, материальные источники во многом подтверждают наличие в скифо-сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.

Суд и процесс Боспора были такими же, как и в античной Греции, т.е. состязательный истца и ответчика. Точно известно о наличии судебных учреждений в Пантикапее, Херсонесе, такие же судебные учреждения должны были иметь и другие города, обладавшие права­ми полисов. Субъектами правовых отношений могли быть выходцы как из Греции, так и из Пантикапея, а предметом разбирательства в афинском суде иногда служили обязательства, данные в Боспор- ском государстве. По речам Демосфена видно, что при рассмотрении исков взвешивались такие обстоятельства, как неумышленное бан­кротство вследствие кораблекрушения либо неосторожные действия капитана (перегруз судна). На суде могли фигурировать векселя, за­лог мог быть денежным или имущественным (товар, судно). Допу­скались поручительство и представление в суде интересов третьих лиц. Процесс строился на свидетельских показаниях, в качестве до­казательств применялись документы об обязательствах. В своих ре­чах Демосфен широко использовал приемы аналогии права.

Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше. В источниках говорится о преступлениях против государства, царя, должностных лиц, нарушении клятвы. В качестве уголовных нака­заний фигурируют смертная казнь и конфискация имущества. Ве­роятно, по этим видам преступлений существовал инквизицион­ный суд, решения суда приводились в исполнение специальными чиновниками — судебными исполнителями, что контролировалось пресбевтами. В ряде случаев использовалась экстрадиция преступ­ников. Так, при Спартокидах были взаимные обязательства с Афи­нами по выдаче преступников и подозреваемых. Иногда историче­ские коллизии позволяют реконструировать и настоящие судебные прецеденты. Например, во времена Траяна епископ Климент, со­сланный в Боспор за христианские проповеди, был здесь утоплен. Какую информацию можно почерпнуть из этого сообщения? Во- первых, видно, что по римским законам за первое преступление полагалась ссылка (Климент был сослан в Боспор), а за рецидив назначалась смертная казнь (т.е. утопление). Во-вторых, Боспор входил в правовое пространство Римской империи (по крайней мере, по уголовным законам во II в. н. э.). В-третьих, на территории Боспорского царства проистекали те же общественные тенденции (распространение христианства, за пропаганду которого следовало уголовное наказание).

Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в этом первом феодальном и раннесредневековом государстве Юга России известно немного. Из­вестно, в частности, что внутреннее управление и суд подвластных народов сохранялись в неприкосновенности и соответствующие полномочия возлагались на знать покоренных народов. Отношения между каганом и местными правителями, в том числе и в вопросах подсудности, строились по принципу вассалитета — сюзеренитета. Также известно, что административно территория Хазарского ка­ганата состояла из Хазарии, т.е. территории, заселенной хазарами и находящейся в управлении собственно кагана и царя, и 25 вас­сальных государств, в каждом из которых была собственная власть. Подвластные правители скрепляли вассальный союз династиче­ским браком, должны были выплачивать ежегодную дань и предо­ставлять кагану войско. В обмен местные князья и цари получали достаточно широкую автономию, в том числе право суда над сопле­менниками.

Во главе Хазарского государства стоял каган, обладавший также правом высшего суда. Известно, что в Хазарии было два судебно- полицейских учреждения: высший дворец в подчинении кагана и низший дворец в подчинении царя. Некоторые из каганов уделя­ли достаточное внимание рассмотрению судебных дел, лично при­нимали судебные решения. Вторым лицом в государстве являлся царь (визирь), которому принадлежала высшая исполнительная власть, он также обладал судебной властью. В подчинении визиря находились высшие государственные служащие, составлявшие ди­ван («кабинет министров») государства, — кендеры. Их функции были регламентированы, узкоспециальны. Кендеры назывались иногда помощниками беков. В качестве государственных служа­щих кендеры курировали деятельность гражданской и военной ад­министрации, видимо, в их подчинении был местный суд.

Дуализм власти кагана и царя проявлялся в наличии двух го­сударственных органов. В ведении кагана находилась администра­ция, называвшаяся «Двери высшего царя», царь (визирь) имел соб­ственную приемную: «Двери низшего царя». Компетенция обеих структур заключалась в рассмотрении жалоб от населения страны и принятии соответствующих решений.

Во главе гражданской администрации стояли тудуны, они явля­лись своего рода губернаторами или наместниками, а также комен­дантами крупных городов (Саркел, Итиль, Тамарха и т.д.). Туду- нам подчинялась налоговая, таможенная, финансовая администра­ция, они также обладали правом суда. Военные, государственно- охранительные функции выполняли в Хазарии тарханы. Тархан — титул феодала, выполнявшего по поручению сюзерена те или иные государственные, правоохранительные функции, исполнявшего поручения вышестоящего начальства.

Итак, на примерах древнейших государств можно наблюдать различный уровень организации судебной власти и развития про­цесса. В отличие от боспорского суда, имевшего много общего с ме­трополией, у скифов и хазар суд был архаичным, соответствующим родоплеменному устройству общества, характерному для перво­бытного общества и ранней государственности.

 

 

megaobuchalka.ru

Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России.

Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России реконструируется на примерах Скифии, Боспора, Хазарии.

Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судеб­ный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в «Истории» Геродота проходил следующим образом: «Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они... изрекают приблизительно в та­ком роде: такой-то и такой-то из жителей (называя его по имени) принес-де ложную клятву богами царского очага (если скифы же­лают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно по­клялся богами царского очага и что из-за этого-де царь занемог. Об­виняемый с негодованием отрицает вину. Если он продолжает от­пираться, то царь велит призвать еще раз предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию до­стается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания об­виняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все-таки вынесет оправда­тельный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти. Царь не щадит даже детей казненных: всех сыновей каз­нит, дочерям же не причиняет зла». Применение смертной казни к наследникам казненного говорит о нечеткой грани между престу­плениями против протогосударства и личной обидой: подросшие сыновья казненного могли в последующем отомстить царю или его потомкам, поэтому сыновья осужденного подлежали смерти вместе с отцом. Действительно, в Скифии встречаются семейные захоро­нения — возможные свидетельства древнего, архаичного судебного обряда.

Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во-первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязатель­но нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во-вторых, скифский суд состо­ял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени) взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пе­ресмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины пере­распределялись по другим родам и не обладали правом наследо­вания. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: «клятвопреступление тождественно убийству своих родственников».

Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смерт­ной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, кото­рый проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.

Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившие у Николая Дамасского (I в. н. э.) емкое назва­ние «Свод странных обычаев». Насколько объективна информация авторов, зафиксировавших перечисленные выше «законы»? Досто­верность сведений о «странных обычаях» вполне объяснима, если сопоставить древние обычаи и адаты народов Северного Кавказа. В этнографии и фольклоре кавказских горцев отчасти сохранились анахронизмы, похожие на обычаи кочевников, и дается объясне­ние пережитков, уходящих в глубину веков. Кроме того, античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников — эллинов с нравами сосед­них народов — союзников и торговых партнеров. Тексты Геродота, Страбона и других историков носят описательный характер, авторы как бы ставили перед собой задачу объективно отобразить «стран­ные обычаи» соседних с греками народов. Наконец, материальные источники во многом подтверждают наличие в скифо-сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.

Суд и процесс Боспора были такими же, как и в античной Греции, т.е. состязательный истца и ответчика. Точно известно о наличии судебных учреждений в Пантикапее, Херсонесе, такие же судебные учреждения должны были иметь и другие города, обладавшие права­ми полисов. Субъектами правовых отношений могли быть выходцы как из Греции, так и из Пантикапея, а предметом разбирательства в афинском суде иногда служили обязательства, данные в Боспор- ском государстве. По речам Демосфена видно, что при рассмотрении исков взвешивались такие обстоятельства, как неумышленное бан­кротство вследствие кораблекрушения либо неосторожные действия капитана (перегруз судна). На суде могли фигурировать векселя, за­лог мог быть денежным или имущественным (товар, судно). Допу­скались поручительство и представление в суде интересов третьих лиц. Процесс строился на свидетельских показаниях, в качестве до­казательств применялись документы об обязательствах. В своих ре­чах Демосфен широко использовал приемы аналогии права.

Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше. В источниках говорится о преступлениях против государства, царя, должностных лиц, нарушении клятвы. В качестве уголовных нака­заний фигурируют смертная казнь и конфискация имущества. Ве­роятно, по этим видам преступлений существовал инквизицион­ный суд, решения суда приводились в исполнение специальными чиновниками — судебными исполнителями, что контролировалось пресбевтами. В ряде случаев использовалась экстрадиция преступ­ников. Так, при Спартокидах были взаимные обязательства с Афи­нами по выдаче преступников и подозреваемых. Иногда историче­ские коллизии позволяют реконструировать и настоящие судебные прецеденты. Например, во времена Траяна епископ Климент, со­сланный в Боспор за христианские проповеди, был здесь утоплен. Какую информацию можно почерпнуть из этого сообщения? Во- первых, видно, что по римским законам за первое преступление полагалась ссылка (Климент был сослан в Боспор), а за рецидив назначалась смертная казнь (т.е. утопление). Во-вторых, Боспор входил в правовое пространство Римской империи (по крайней мере, по уголовным законам во II в. н. э.). В-третьих, на территории Боспорского царства проистекали те же общественные тенденции (распространение христианства, за пропаганду которого следовало уголовное наказание).

Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в этом первом феодальном и раннесредневековом государстве Юга России известно немного. Из­вестно, в частности, что внутреннее управление и суд подвластных народов сохранялись в неприкосновенности и соответствующие полномочия возлагались на знать покоренных народов. Отношения между каганом и местными правителями, в том числе и в вопросах подсудности, строились по принципу вассалитета — сюзеренитета. Также известно, что административно территория Хазарского ка­ганата состояла из Хазарии, т.е. территории, заселенной хазарами и находящейся в управлении собственно кагана и царя, и 25 вас­сальных государств, в каждом из которых была собственная власть. Подвластные правители скрепляли вассальный союз династиче­ским браком, должны были выплачивать ежегодную дань и предо­ставлять кагану войско. В обмен местные князья и цари получали достаточно широкую автономию, в том числе право суда над сопле­менниками.

Во главе Хазарского государства стоял каган, обладавший также правом высшего суда. Известно, что в Хазарии было два судебно- полицейских учреждения: высший дворец в подчинении кагана и низший дворец в подчинении царя. Некоторые из каганов уделя­ли достаточное внимание рассмотрению судебных дел, лично при­нимали судебные решения. Вторым лицом в государстве являлся царь (визирь), которому принадлежала высшая исполнительная власть, он также обладал судебной властью. В подчинении визиря находились высшие государственные служащие, составлявшие ди­ван («кабинет министров») государства, — кендеры. Их функции были регламентированы, узкоспециальны. Кендеры назывались иногда помощниками беков. В качестве государственных служа­щих кендеры курировали деятельность гражданской и военной ад­министрации, видимо, в их подчинении был местный суд.

Дуализм власти кагана и царя проявлялся в наличии двух го­сударственных органов. В ведении кагана находилась администра­ция, называвшаяся «Двери высшего царя», царь (визирь) имел соб­ственную приемную: «Двери низшего царя». Компетенция обеих структур заключалась в рассмотрении жалоб от населения страны и принятии соответствующих решений.

Во главе гражданской администрации стояли тудуны, они явля­лись своего рода губернаторами или наместниками, а также комен­дантами крупных городов (Саркел, Итиль, Тамарха и т.д.). Туду- нам подчинялась налоговая, таможенная, финансовая администра­ция, они также обладали правом суда. Военные, государственно- охранительные функции выполняли в Хазарии тарханы. Тархан — титул феодала, выполнявшего по поручению сюзерена те или иные государственные, правоохранительные функции, исполнявшего поручения вышестоящего начальства.

Итак, на примерах древнейших государств можно наблюдать различный уровень организации судебной власти и развития про­цесса. В отличие от боспорского суда, имевшего много общего с ме­трополией, у скифов и хазар суд был архаичным, соответствующим родоплеменному устройству общества, характерному для перво­бытного общества и ранней государственности.

 

 

cyberpedia.su

Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России.

Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России реконструируется на примерах Скифии, Боспора, Хазарии.

Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судеб­ный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в «Истории» Геродота проходил следующим образом: «Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они... изрекают приблизительно в та­ком роде: такой-то и такой-то из жителей (называя его по имени) принес-де ложную клятву богами царского очага (если скифы же­лают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно по­клялся богами царского очага и что из-за этого-де царь занемог. Об­виняемый с негодованием отрицает вину. Если он продолжает от­пираться, то царь велит призвать еще раз предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию до­стается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания об­виняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все-таки вынесет оправда­тельный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти. Царь не щадит даже детей казненных: всех сыновей каз­нит, дочерям же не причиняет зла». Применение смертной казни к наследникам казненного говорит о нечеткой грани между престу­плениями против протогосударства и личной обидой: подросшие сыновья казненного могли в последующем отомстить царю или его потомкам, поэтому сыновья осужденного подлежали смерти вместе с отцом. Действительно, в Скифии встречаются семейные захоро­нения — возможные свидетельства древнего, архаичного судебного обряда.

Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во-первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязатель­но нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во-вторых, скифский суд состо­ял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени) взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пе­ресмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины пере­распределялись по другим родам и не обладали правом наследо­вания. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: «клятвопреступление тождественно убийству своих родственников».

Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смерт­ной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, кото­рый проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.

Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившие у Николая Дамасского (I в. н. э.) емкое назва­ние «Свод странных обычаев». Насколько объективна информация авторов, зафиксировавших перечисленные выше «законы»? Досто­верность сведений о «странных обычаях» вполне объяснима, если сопоставить древние обычаи и адаты народов Северного Кавказа. В этнографии и фольклоре кавказских горцев отчасти сохранились анахронизмы, похожие на обычаи кочевников, и дается объясне­ние пережитков, уходящих в глубину веков. Кроме того, античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников — эллинов с нравами сосед­них народов — союзников и торговых партнеров. Тексты Геродота, Страбона и других историков носят описательный характер, авторы как бы ставили перед собой задачу объективно отобразить «стран­ные обычаи» соседних с греками народов. Наконец, материальные источники во многом подтверждают наличие в скифо-сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.

Суд и процесс Боспора были такими же, как и в античной Греции, т.е. состязательный истца и ответчика. Точно известно о наличии судебных учреждений в Пантикапее, Херсонесе, такие же судебные учреждения должны были иметь и другие города, обладавшие права­ми полисов. Субъектами правовых отношений могли быть выходцы как из Греции, так и из Пантикапея, а предметом разбирательства в афинском суде иногда служили обязательства, данные в Боспор- ском государстве. По речам Демосфена видно, что при рассмотрении исков взвешивались такие обстоятельства, как неумышленное бан­кротство вследствие кораблекрушения либо неосторожные действия капитана (перегруз судна). На суде могли фигурировать векселя, за­лог мог быть денежным или имущественным (товар, судно). Допу­скались поручительство и представление в суде интересов третьих лиц. Процесс строился на свидетельских показаниях, в качестве до­казательств применялись документы об обязательствах. В своих ре­чах Демосфен широко использовал приемы аналогии права.

Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше. В источниках говорится о преступлениях против государства, царя, должностных лиц, нарушении клятвы. В качестве уголовных нака­заний фигурируют смертная казнь и конфискация имущества. Ве­роятно, по этим видам преступлений существовал инквизицион­ный суд, решения суда приводились в исполнение специальными чиновниками — судебными исполнителями, что контролировалось пресбевтами. В ряде случаев использовалась экстрадиция преступ­ников. Так, при Спартокидах были взаимные обязательства с Афи­нами по выдаче преступников и подозреваемых. Иногда историче­ские коллизии позволяют реконструировать и настоящие судебные прецеденты. Например, во времена Траяна епископ Климент, со­сланный в Боспор за христианские проповеди, был здесь утоплен. Какую информацию можно почерпнуть из этого сообщения? Во- первых, видно, что по римским законам за первое преступление полагалась ссылка (Климент был сослан в Боспор), а за рецидив назначалась смертная казнь (т.е. утопление). Во-вторых, Боспор входил в правовое пространство Римской империи (по крайней мере, по уголовным законам во II в. н. э.). В-третьих, на территории Боспорского царства проистекали те же общественные тенденции (распространение христианства, за пропаганду которого следовало уголовное наказание).

Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в этом первом феодальном и раннесредневековом государстве Юга России известно немного. Из­вестно, в частности, что внутреннее управление и суд подвластных народов сохранялись в неприкосновенности и соответствующие полномочия возлагались на знать покоренных народов. Отношения между каганом и местными правителями, в том числе и в вопросах подсудности, строились по принципу вассалитета — сюзеренитета. Также известно, что административно территория Хазарского ка­ганата состояла из Хазарии, т.е. территории, заселенной хазарами и находящейся в управлении собственно кагана и царя, и 25 вас­сальных государств, в каждом из которых была собственная власть. Подвластные правители скрепляли вассальный союз династиче­ским браком, должны были выплачивать ежегодную дань и предо­ставлять кагану войско. В обмен местные князья и цари получали достаточно широкую автономию, в том числе право суда над сопле­менниками.

Во главе Хазарского государства стоял каган, обладавший также правом высшего суда. Известно, что в Хазарии было два судебно- полицейских учреждения: высший дворец в подчинении кагана и низший дворец в подчинении царя. Некоторые из каганов уделя­ли достаточное внимание рассмотрению судебных дел, лично при­нимали судебные решения. Вторым лицом в государстве являлся царь (визирь), которому принадлежала высшая исполнительная власть, он также обладал судебной властью. В подчинении визиря находились высшие государственные служащие, составлявшие ди­ван («кабинет министров») государства, — кендеры. Их функции были регламентированы, узкоспециальны. Кендеры назывались иногда помощниками беков. В качестве государственных служа­щих кендеры курировали деятельность гражданской и военной ад­министрации, видимо, в их подчинении был местный суд.

Дуализм власти кагана и царя проявлялся в наличии двух го­сударственных органов. В ведении кагана находилась администра­ция, называвшаяся «Двери высшего царя», царь (визирь) имел соб­ственную приемную: «Двери низшего царя». Компетенция обеих структур заключалась в рассмотрении жалоб от населения страны и принятии соответствующих решений.

Во главе гражданской администрации стояли тудуны, они явля­лись своего рода губернаторами или наместниками, а также комен­дантами крупных городов (Саркел, Итиль, Тамарха и т.д.). Туду- нам подчинялась налоговая, таможенная, финансовая администра­ция, они также обладали правом суда. Военные, государственно- охранительные функции выполняли в Хазарии тарханы. Тархан — титул феодала, выполнявшего по поручению сюзерена те или иные государственные, правоохранительные функции, исполнявшего поручения вышестоящего начальства.

Итак, на примерах древнейших государств можно наблюдать различный уровень организации судебной власти и развития про­цесса. В отличие от боспорского суда, имевшего много общего с ме­трополией, у скифов и хазар суд был архаичным, соответствующим родоплеменному устройству общества, характерному для перво­бытного общества и ранней государственности.

 

 

stydopedia.ru

Организация власти в первобытном обществе

В своем развитии первобытное общество прошло два этапа. Первый этап – догос-ный. Основной признак – присваивающая экономика. Находясь в зависимости от природы, от суровых клим. Условий, люди должны были действовать сообща. Т.к. могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую соц.орг-цию общества – род, родовая община. Род – семейно-производственный союз людей, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Это обуславливало совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ. Власть в первобытном обществе не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила полит характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общ-ого мнения. Т.е. по сути своей была первобытнообщинной демократией, к-ая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, к-ые бы осущ-ли только власть и управление и не участвовали в производственной деят-ти. Власть принадлежала родовому собранию, состоящему из всех взрослых членов рода. Оперативное же управление осущ-ли вожди, старейшины и жрецы. Избирались по личным качествам и первоначально не обладали каким-либо привилегиями. В связи с изменением природно-климатических условий, уменьшения животных (из-за постоянной охоты и вырубки лесов) люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет раст-ой пищи. Многие племена стали заниматься земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем постоянно охотиться – появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда. В первые стал появляться избыточный продукт, к-ый может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда и их разнообразие - ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками – появились купцы. Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную и общую. Част. Собственность сосредотачивалась в руках лиц, осущ-вших властные полномочия. Кроме того, все лица наделенные публичной властью получают привилегии (нап-р, часть военной добычи). Публ. Власть все больше отдалялась от общества, расширялись её полномочия, общество поделилось на богатых и бедных., появились рабы. Причины возникновения гос-ва: переход от экономики присваивающей к производящей; появление част.собственности; возникновение классов. В любом обществе сущ-ют социальные регуляторы, к-ые воздействуют на развитие общественных отношений, поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм. Они были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизни. В них нет различия прав и обязанностей. Позже появляются табу – они был единичные, н-р, запрет на кровосмешение, запрет на членовредительство. Эти запреты были следствием объективных причин – способствовали выживанию родовой общины.

studfiles.net

Тема 17. История становления судебной системы в современной России. — МегаЛекции

История становления современной судебной системы России.

Реформа судебной системы. Закон «О судебной системе Российской Федерации» (Конституционный Суд, федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды) и суды субъектов Федерации (конституционные или уставные суды и мировые судьи).

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 2. Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России

1. Суд в первобытном обществе.

2. Правовые обычаи скифов, сарматов и алан.

3. Суд и состязательный процесс у скифов и алан.

4. Суд у восточных славян накануне образования государственности.

5. Суд в древнейших Государствах на территории России.

6. Болгарский и Хазарский каганаты. Общее и особенное в структуре суда и в процессе.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема 3. Суд и процесс в Древнерусском государстве

1. Русская Правда и три её редакции.

2. Суд и процесс по Русской правде.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

 

Тема 4. Суд в Золотой Орде и в средневековых государствах на территории России

1. Великая Яса как историко-правовой источник.

2. Процессуальное право монголо-татар.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

 

Тема 5. Суд и процесс в Новгороде и в Пскове, в удельных Русских княжествах

1. Новгородская и Псковская судные грамоты.

2. Суд и процесс по Новгородской и Псковской судной грамоте.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

 

Тема 6. Суд и процесс в Русском государстве

По Судебникам 1497 и 1550 гг.

Форма занятия – диалоговый режим.

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления о суде и процессе в Русском государстве по Судебникам 1497 и 1550 гг.

Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.

Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.

Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

При подготовке к семинарскому занятию, которое будет проводиться в диалоговом режиме магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:

1. Судебник 1497 года.

2. Суд и процесс по Судебнику 1497 г.

3. Судебник 1550 года.

4. Суд и процесс по Судебнику 1550 г.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

2. * История российского правосудия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Колоколова. – М., 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

 

megalektsii.ru

1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе. Происхождение государства

Похожие главы из других работ:

Государство и право древних кыргызов по эпосу "Манас"

1.2 Особенности развития кыргызской государственности и власть в традиционном кыргызском обществе

Социально-политические идеи в эпосе "Манас": социально-политическая мысль того или иного народа, отражая общественную жизнь во всем ее многоообразии, выступала в качестве одного из важнейших факторов прогресса общества. Кроме того...

История права и государства в древности и в средние века

2. Как была организована общественная власть в догосударственном обществе?

В современной науке используются различные периодизации древнейшей истории человечества (культурологическая, археологическая и т.д.)...

Мораль и право

1. Правовые нормы и нормы нравственности как разновидности социальных норм

Современное научное знание имеет дело с развитыми, многоуровневыми и многофункциональными феноменами морали и права. В этой связи необходимо, прежде всего, выявить их место в системе социальных норм...

Нормы морали и нормы права

ГЛАВА 2. НОРМЫ МОРАЛИ И НОРМЫ ПРАВА: СВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

...

Нормы морали и права

Глава III. Нормы морали и нормы права: "суверенность и взаимозависимость"

Определяющее значение в цивилизованной системе нормативного регулирования общества имеет глубокая взаимосвязь морали и права. Право под углом зрения этой взаимосвязи может быть охарактеризовано как форма институциализации...

Нравственные требования к деятельности судьи

2. Нравственные нормы поведения судьи во время судебного заседания

нравственный моральный правовой суд Нравственные требования, предъявляемые к поведению судьи, выражены в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", где сказано, что "судья при исполнении своих полномочий...

Общие нравственные требования к деятельности следователя

2. Нравственно-этические нормы поведения следователя при производстве основных следственных действий

Рассмотрим кратко нравственно-этические требования, которые рекомендуется соблюдать при производстве основных следственных действий следователем...

Организация системы правоохранительных органов Российской Федерации

2. Назовите определение общего понятия "власть" и "судебная власть" и охарактеризуйте признаки судебной власти

Согласно толковому словарю русского языка В. Даля, власть - это "право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление" Даль В. Толковый словарь русского языка: Современное написание. - М.: Астрель, 2008. - С. 983....

Особенности правового поведения

1. Правомерное поведение и противоправное поведение как разновидности правового поведения. Виды правомерного поведения

Как было сказано ранее, безусловный интерес для юридической науки, практики, юридического образования представляет поведение людей в сфере правового воздействия, т.е. поведение, урегулированное правом - правовое поведение...

Правомерное поведение: понятие, виды

1.1 Понятие и основные признаки правомерного поведения. Значение правомерного поведения в жизни общества

Человек - существо социальное, общественное. Для удовлетворения своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь различную степень социальной значимости...

Происхождение государства и права

1.2 Власть и органы управления в первобытном обществе

Власть и управление - универсальные социальные категории, присущие любому человеческому сообществу. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учебное Пособие. 2004 г., с. 325...

Профессиональная этика судей

1.3 Нормы поведения судьи во внеслужебной обстановке

Требования морали в юридической профессии определяют поведение людей, как в сфере служебной деятельности, так и во вне выполнения должностных функций. Высокие нравственные качества судья должен поддерживать в процессе повседневной жизни...

Система организации власти

2.2 Организация власти в первобытном обществе

Власть - древнее и повсеместное свойство любой социальной организации, для обеспечения которой необходим элемент властвования и подчинения. В первоначальном, зачаточном виде...

Социальные нормы первобытного общества

Глава 2. Виды социальных норм в первобытном обществе

Первой разновидностью социальных норм исторически являются мононормы - это правила поведения, которым следовали первобытные люди. Свое название мононормы получили в связи с тем, что были едиными и нерасчлененными...

Трудовой кодекс РФ – основа регулирования социально-трудовых отношений

Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации...

pravo.bobrodobro.ru


Смотрите также