Пиктографическое письмо первобытного человека. Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение письменности. Появление документа (стр. 2 из 7). Пиктографическое письмо первобытного человека


Пиктография - это форма графического общения

Человек – существо социальное. Важным элементом в развитии любого общества является общение. Сегодня появилась возможность черпать интересующую нас информацию из самых различных источников, будь то газеты и журналы, телевидение и радио либо сплетни, рассказанные соседями и сотрудниками.

Но каким образом древние люди фиксировали информацию о том, что происходило вокруг них, какие проблемы их волновали? Человеку свойственно постоянно искать новые способы передачи информации. И первым этапом на пути зарождения письменности стало пиктографическое письмо.

Что такое пиктография?

Пиктография является самой примитивной формой графики, способом общаться друг с другом при помощи рисунков. Никто точно не знает, где и при каких обстоятельствах зародился этот первобытный вид письменности, однако пиктографические картинки, изображенные на кости, дереве, камне, находят повсеместно: Северная Азия, Западная Африка, Северная Америка. До нашего времени сохранились подобные рисунки на скалах и в пещерах. С помощью рисунков делали надписи на надгробных камнях, записывали сведения об условиях обмена, о военных конфликтах и удачной охоте.

пиктография это

Пиктография – это древний вид письма, передающий информацию о предметах, действиях, событиях, понятиях и их связях при помощи фигур, схем, зрительных образов, простых изображений. На основе этого древнего вида письменности возникло начертательное (рисунчатое) письмо.

Значение слова «пиктография»

Слово «пиктография» имеет греческое происхождение: «pictus» (пиктус) – "рисунок", и «grapho» (графо) – "пишу". Таким образом, дословный перевод означает «пишу рисунками». И действительно, этот древний способ передачи информации использует рисунки (пиктограммы) вместо букв и символов.

Особенности пиктографического письма

Пиктография – это универсальный способ общения. Не нужно обладать специальными знаниями или умениями, чтобы хоть приблизительно понять смысл сообщения, зашифрованного в рисунках. Люди, говорящие на разных языках, и даже не умеющие читать, могут одинаково легко понимать этот вид первобытной живописи.

что такое пиктография

Пиктограмма, как правило, сообщает о конкретном явлении, предмете или действии, а иногда и о целом комплексе предметов и явлений. Это не отдельно взятый звук, слог или слово. Древние люди изображали последовательность рисунков, чтобы рассказать о каком-либо событии.

Расшифровка пиктографических рисунков

В древние времена пиктографическое письмо выполняло самые различные функции. Поскольку рисунки – это, прежде всего, полет фантазии автора, то не существовало каких-либо установленных символов для обозначения тех или иных предметов и явлений. И временами довольно сложно расшифровать, что же конкретно хотели сообщить древние люди. Но судя по всему, у отдельно взятых племен все же были определенные договоренности насчет обозначения отдельных понятий. Так, например, эскимосы Аляски оставляли возле своих домов рисунки, которые сообщали случайным гостям о наличии еды в доме: человечек с разведенными в стороны руками говорил, что в доме нет еды, а человечек с поднесенной ко рту едой свидетельствовал о том, что в этом доме могут накормить.

Чтобы лучше понять, что такое пиктография, достаточно взглянуть на примеры наскальной живописи. Этот рисунок рассказывает о храбром мужчине, охотившемся на оленей. В руках он держит лук, рядом лежит колчан со стрелами.

что значит пиктография

Довольно часто встречаются изображения сражающихся мужчин, держащих в руках топоры. Человечки со скрещенными на груди руками у многих племен обозначали товарообменные отношения.

Пиктография в современном мире

Наглядность и простота передачи какой-либо информации в изображениях позволяет применять пиктографию и в современном мире. Достаточно вспомнить знаки дорожного движения, где изображение ножа и вилки обозначает, что поблизости находится ресторан, а бензоколонка означает заправочную станцию. Пиктограммы используют и в спортивных соревнованиях, олимпиадах – для каждого вида спорта нарисован человечек, выполняющий определенные действия. Вывеска, изображающая сапог, обозначает обувную лавку.

Поскольку пиктография считается внеязыковой знаковой системой, то она наилучшим образом подходит для передачи информации, которая должна быть одновременно понятна людям разных национальностей.

Что значит пиктография для современных ученых? Для них пиктографическая живопись является наукой о методах фиксации первобытными людьми предметов, действий, явлений окружающего мира, существовавшего еще до появления привычной для нас письменности.

значение слова пиктографияВсе чаще к передаче информации с помощью рисунков прибегают современные дизайнеры. Для дизайнера пиктография – это искусство создания графического изображения, несущего в себе определенный информационный заряд. С помощью одной лишь картинки (постера, логотипа) можно передать смысл как незначительного явления, так и глобальной проблемы человечества.

Таким образом, пиктография – это не только древнейшая добуквенная система письма, но и метод передачи разнообразной информации в современном мире.

fb.ru

Первобытная пиктография

Первобытности не знакома письменность, но еще в самые отдаленные времена возникает первая форма письменного сообщения или записи. Это — пиктография (лат. pictus — «нарисованный» и греч. graphein — «писать»),образное или изобразительное письмо. Таким образом, пиктография имеет тесную связь с рисунком. Известные формы пиктографии можно видеть и в отдельных видах «языка сигналов». Пиктография развилась у многочисленных племенных народов, в большей степени у меланезийцев, индейцев Северной Америки, сибирских народностей. В развитости пиктографическое письмо содержит в себе отдельные рисунки или композиции имеющие связь, представляющие реалистически либо условно предметы, события и какие-то действия. Пиктографические изображения состоят порою из сложных повествовательных содержаний, дающих событийную хронику, повествуют о геройских подвигах предков. Наносится пиктография на кору, бересту, камень, кость, кожу. Как пример пиктографии демонстрирует рисунок-петиция, которая была подана президенту США в 1849 г. индейцами-делаварами.

рисунок-петиция индейцев подана президенту США в 1849 г.

Изображенная на лоскуте бересты, петиция эта содержит просьбу семи родовых групп с просьбой разрешить переселиться им с озера Верхнего на иные озера по соседству. Представлены здесь семь родов с изображением их тотемов: журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота. Во главе — журавль как главенствующий род. Снизу изображены озера, на которые просители пожелали расселиться. Единодушие просьбы выражено таким образом, что сердца и глаза абсолютно всех фигур имеют соединение с сердцем и глазами журавля, который и выражает их ходатайство.

Особой формой пиктографии можно считать индейский вампум. Это — полосы или пояса из разноцветного, сочетающегося в рисунке бисера, разной длины и ширины, выражающие собой мемориальные записи определенных событий, заключенных договоров и пр. Изготовление одного вампума требовало нескольких лет работы. Вампу мы хранились вождем племени и, время от времени, «прочитывались» и разъяснялись для того, чтобы сохранить их содержание в памяти и передать новому поколению.

Еще одну попытку создать средство записи и сообщения представляет собой так называемое «узелковое письмо». Шнурок с узелками, служащий элементарно для фиксации числа, развивается у некоторых народов, в частности у североамериканских индейцев, некоторых негрских племен, микронезийцев, в средство «записи» событий и передачи сообщений. До своего рода виртуозности было доведено это узелковое письмо, или кипу, в древнем Перу.Перуанское кипу представляет собой связку шнурков разной длины и разного цвета, носящих на себе ряд расположенных на различных расстояниях различной формы узелков, причем вся такая связка прикреплена к одному основному шнуру. Кипу служило для различных целей: хозяйственного учета, статистики населения и пр., вплоть до «записи» целых хроник.

informvest.ru

Возникновение письменности. Появление документа - часть 2

Пиктографическое письмо посредством рисунка, которое называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. Иногда в этом письме использовались и простейшие условные знаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.

Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, художественное достоинство которого не имело существенного значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-то сообщал, а нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.

Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм, последовательности слов и т.д.).

Когда же и из каких источников возникло первоначальное пиктографическое письмо? Важнейшим источником его формирования послужила первобытная живопись (первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита (40-25 тысяч лет до н.э.)[5] . До нас дошло много рисунков, но не все они являются письмом. Многие из них служили для выражения и удовлетворения только эстетических потребностей первобытных людей или использовались в магически-культовых целях.

Появление пиктографического письма связывается с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, т.е. как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя. Как полагают, это относится к эпохе неолита, который начался для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э.[6]

Судя по тем сведениям, которые дошли до нас из отдаленных эпох, а, также учитывая данные этнографии большинства народов, можно заключить, что пиктографическое письмо выполняло самые разнообразные функции.

Известны следующие разновидности пиктограмм:

1. различные записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли и т.д.;

2. сообщения о боевых походах, стычках, охоте;

3. разные письма, в том числе и любовные;

4. племенные летописи-хроники;

5. надгробные мемориальные надписи;

6. записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.

Первый этап в истории пиктографии представлен простейшими рисунками, изображающими события, вещи, явления.

Это первоначальное, зачаточное письмо обычно появлялось в период развития племенного строя. Формирование его было обусловлено превращением небольших и разрозненных родовых групп в более крупные племенные общины, а также развитием между ними постоянных торгово-обменных или иных связей. Пиктографическое письмо широко применялось еще в сравнительно недавнем прошлом племенами американских индейцев, многими народами Крайнего Севера и некоторыми африканскими племенами.

То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось положительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разные толкование сообщений и не давала возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое.

I.3 Идеографическое и смешанное идеографическое письмо

Появление идеографического письма связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретенной ими способностью к бо́́льшим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы – слова. Древнейшие логографические системы письма – египетская, шумерская, критская, китайская и др. обычно возникали в связи в связи с формированием первых рабовладельческих государств (ІV – начало II тысячелетия до н.э.)[7] . Возникновение этих систем письма было обусловлено потребностью первых государств в более упорядоченном и точном письме: потребность эту уже не могла удовлетворить примитивная пиктография. В свою очередь, потребность в упорядоченном и точном письме появлялась в связи с необходимостью сложного хозяйственного учета, характерного для рабовладельческих государств, в связи с развивавшейся торговлей, для записи крупнейших исторических событий, религиозных обрядов, посвящений богам и т.п. (см. Приложение I)

Самый термин «идеография» (от греч. idea «понятие» и graphō «пишу») указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах. В последнее время этот термин все чаще заменяется другим термином «логография» (от греч. logos «речь», graphō «пишу») на том основании, что графические знаки связываются непосредственно с языковой единицей – словом. Но дело в том, что эти знаки связываются не со словами, как таковыми, в их грамматическом и фонетическом оформлении, а с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Не случайно идеографическое письмо может быть одинаково понято говорящими на разных диалектах одного и того же языка, или даже на разных языках.

В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также словопорядок. Оно имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков. Здесь пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берет их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы).

Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособлялся, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Постепенно этот процесс развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность, начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. Процесс этот происходил не сразу, а занял, видимо, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается идеографическое.

На начальном этапе развития письма один и тот рисунок в одном и том же тексте мог выступать то в прямом, то в переносном значениях. Так было в ранней египетской и китайской письменности или в ранней письменности народов майя и ацтеков. Это создавало и создает большие трудности при расшифровке древних памятников подобного рода.

Зарождение государства, развитие общественного производства и торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело большей схематизации рисунков, к превращению их в еще более условные знаки – иероглифы. Так на основе идеографии возникло иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии.

I.3.1 Египетское иероглифическое письмо

Раннее развитие земледелия в долине Нила способствовало росту материальной культуры и техники. Необходимость в искусственном орошении уже в глубокой древности привела к созданию сложной системы каналов, плотин, дамб, водоподъемников, а позднее водо-перегонных колес. Высокого расцвета в период архаики техника обработки камня, а также изготовления изящных украшений из драгоценных металлов. Появилась письменность, постепенно стали накапливаться зачатки научных знаний.

Древнейшая иероглифическая (от греч. hieros – жрец и glyphe – резьба) письменность египтян, подобно шумерийским, древнеиндийским, древнекитайским и другим древнейшим системам письма, самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV – III тысячелетиям до н.э.[8] Первоначально писец, чтобы написать какие-либо слово, изображал это слово наглядным рисунком, рисуя, например, воду в виде трех волнистых линий, гору в виде двух горных склонов, между которыми пролегает долина, представляя округ или область в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на участки.

На глиняных сосудах архаической эпохи эти примитивные рисунки уже приближаются к значению картинных письменных знаков и облекаются в упрощенную схематическую форму линейного орнамента. Для начертания целых фраз отдельные картинные соединялись в сложный смысловой рисунок.

Эта сложная система картинной письменности была наглядной, но в то же время очень неудобной. По мере того, как язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначать особыми знаками отвлеченные понятия, собственные имена и грамматические формы, которые было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками. Естественно, что по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, обозначавшие целые слова или двухбуквенные корни – слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки; они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с необходимостью составления деловых документов появляется скоропись, которую мы вслед за греками называем «иератикой». Самая усовершенствованная скоропись, так называемая демотика, напоминающая современную стенографию, появилась в VIII в до н.э.[9] и получила широкое распространение в позднюю эпоху упадка Египетского государства.

mirznanii.com

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа

Цель: Учить детей вести исследовательскую работу, размышлять и анализировать, на основании сравнения делать выводы о развитии первобытного человека; пробуждать познавательный интерес к истории, археологии.

Оборудование:

  • Рисунки учащихся (выставка работ).
  • Кроссворд, таблицы с условными рисунками.

Организационный момент

Учитель:

1. Вступительное слово

Много следов своей деятельности оставляет на земле человек. Старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, разбитые черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука “ИСТОРИЯ”.

Земля - прекрасная кладовая. Проходят тысячелетия, а она хранит следы прошлого.

2. Постановка учебной цели

Сегодня, мы будем вести исследовательскую работу, размышлять, делать выводы о возникновении письменности, пополним наш исторический словарь.

3. Актуализация знаний по теме_урока.

Начинаем с игры “Историческая разминка”.

Разгадывание кроссворда (кроме цифры 6).

  1. Название пещеры во Франции, где были обнаружены наскальные рисунки? (Ляско)
  2. Животное, изображенное на потолке Альтамирской пещеры (Бизон)
  3. Какое животное имело саблезубых прародителей? (Тигр)
  4. Древнее вымершее животное (Мамонт)
  5. Название пещеры, где впервые были обнаружены наскальные рисунки (Альтамира)
  6. Рисуночное письмо (Пиктограмма)
  7. Животное - родственник (Тотем)
  8. Какой краской пользовались первобытные люди (название)? (Охра)
  9. Как называют древнего человека? (Первобытный)
  10. Как называется время (век), когда жили первобытные люди? (Каменный).

Учитель:

Изучая искусство первобытных людей, мы узнали, как были открыты пещеры Альтамира и Ляско, и познакомились с творчеством, первобытных художников.

Многие пещеры превращены теперь в прекрасно оборудованные музеи.

Предлагаю вам провести экскурсию в таком музее, экспонатами которого будут ваши рисунки. В каждой группе свой экскурсовод.

1 экскурсовод:

Экспонаты I раздела представлены рисунками на куске скалы.

На рисунке изображены мамонты, олени. Мамонт очень похож на слона, только у него большие бивни.

А вот здесь бизоны. У оленя очень длинная шея и большие рога. Так почему же первобытные люди изображали животных? Потому что они охотились на животных. А чтобы охота была удачной, охотники должны были очень хорошо знать повадки зверя. Они должны быть очень наблюдательными.

Рисовали первобытные художники земляными красками: охрой, глиной, углем.

Это были рисунки - “портреты” животных.

2 экскурсовод:

В I разделе нашей экспозиции собраны рисунки, которые рассказывают о том, как охотились первобытные люди, танцевали у костра.

А здесь охотники догоняют оленей.

Это рисунки - рассказы. Они передают информацию. Они не такие подробные, а схематичные, силуэтные. Но зато здесь очень живые, выразительные движения и можно понять, что происходит.

Главная ценность таких упрощенных рисунков - сообщать о каком-то событии.

Учитель:

Я просила вас узнать, какие сейчас существуют способы передачи информации?

Ученики:

  • Можно сказать словами.
  • Можно написать.
  • Можно показать жестами.
  • По телевизору, по радио.
  • По телефону.

Учитель:

А какие средства информации были доступны первобытному человеку? Если речь у него была еще не очень развита, буквы не придумали.

Ученики:

Жестами.

Учитель:

Но как, такую информацию сохранить надолго?

Ученик:

Сделать рисунок.

Учитель:

А если рисунок нужен для того, чтобы оставить какое-то сообщение, значит, его можно еще упростить, изображая все символично в виде легко узнаваемого значка.

Такое упрощенное изображение — значок, называют пиктограммой.

(Запись в тетрадях. Пиктограмма - рисуночное письмо).

А теперь в кроссворде ответьте на 6-е задание.

 

Учитель:

Первобытный человек с помощью рисунков - пиктограмм, рассказал маленькую историю. Давайте и мы разгадаем ее содержание.

Каждая группа дает объяснение.

Я человек. Иду охотится. Олень придет к речке пить воду.

Там я его подстрелю.

(Может быть другое толкование)

Учитель:

Человечество давно пользовалось таким рисуночным пиктограмм-ным письмом, пока не была изобретена письменность.

В истории известны и курьезные случаи, koi via смысл пиктограмм был неправильно истолкован.

Когда персидский царь Дарий I (правил в 521-486 гг. до нашей эры) вторгся в Скифию в районе Северного Причерноморья в 512 году, он получил от своего противника послание, на котором были нарисованы мыть, лягушка, птица и семь стрел.

Изучив послание, Дарий гордо объявил персидским полководцам: “Наш враг написал здесь - Персы, мы обладаем землей (мыть) и реками (лягушка). Мы хотим улететь (птица) от мощи твоей армии. Мы складываем перед тобой свое оружие (стрелы). Таким образом, трусливые скифы хотят нам сдаться, потому что боятся попробовать на своей шкуре наши сабли”.

В ту же ночь скифы атаковали персов и разбили их.

Только после битвы Дарий узнал подлинный смысл послания: “Персы, если вы не способны превратиться в птиц и улететь, стать полевыми мышами и схорониться в земле, или же надеть лягушачью кожу и ускакать в болото, вы будете поражены нашими стрелами”.

 

Выходит, первыми написанными словами были рисунки.

Теперь послушайте рассказ “Охота на мамонтов”, а затем попробуйте передать содержание отрывка, в таком пиктографическом рисунке.

- Мамонты, мамонты, мамонты.

- Мамонты идут сюда, много мамонтов идет сюда!

Шумным ликование встретили охотники эту весть. Они вскочили со своих мест, кувыркались, хлопали в ладоши и весело смеялись. Снова наступит благополучие, снова с племени будут большие запасы мяса!

Опытные охотники не разделяют всеобщего веселья. Охота на мамонта - дело трудное, к ней нужно хорошо подготовиться. Сначала решили напасть на какого-нибудь, отбившегося от стада одиночку и копьями нанести ему как можно больше ран, чтобы мамонт ослаб от потери крови. Надо лишь нападать всем вместе с разных сторон. Как только мамонт ринется на кого-нибудь из охотников, остальные тотчас должны напасть на него и спасти товарищей от верной гибели. Таков закон охоты.

И вдруг одному охотнику пришла в голову великолепная мысль:

- Зубры в болоте - мамонты в болоте!

Охотникам понравился план; они загонят стадо мамонтов в болото, как это сделали с зубрами.

Теперь все принялись готовить к охоте особо острые, прочные копья — основное оружие первобытного охотника.

Вдруг послышался трижды повторенный свист.

- Мамонты идут! Будьте готовы!

Большая охота начинается. Стадо мамонтов приближалось. Огромный мамонт ведет стадо, размахивая хоботом из стороны в сторону, обламывает на ходу ветви и побеги и сует их в рот. Уши его похожи на листья огромных, лопухов, он хлопает ими, отгоняя назойливых насекомых. За ним шествуют остальные, и скоро узкая тропинка под ногами мохнатых гигантов превращается в широкую дорогу. Спокойно шествует стадо мамонтов, не подозревая об опасности...

Попробуйте продолжить этот рассказ или придумайте другую историю из жизни первобытных людей.

(Работу выполняют угольком или черным фломастером.)

Теперь давайте попробуем прочитать рисунки. Понятен ли вам рассказ, удачно ли вы изобразили знаки - символы?

(Дети сочиняют рассказы, пытаются их расшифровать.)

Учитель:

Рисунки - значки, символы постепенно упрощаются, становятся все менее похожи на конкретное изображение, и все более легкими в начертании.

Что же из этого может получиться?

БУКВЫ.

Значит, мы можем сделать очень важный вывод, что рисуночное пиктографическое письмо - ото зарождение письменности.

Ученые также предполагают, что начертание букв исторически связано с древними пиктографическими рисунками.

- Что напоминает вам это изображение?

- Это голова быка.

- А если его перевернуть?

- Буква А.

Эту букву с самого начала называли “алеф” - вероятнее всего по слову “бык”.

Вашим домашним заданием будет следующее. Изобразите первую букву своей фамилии в виде какого-либо образа животного, растения, предмета, название которого начинается с той же буквы.

Напишите букву. Покрутите, переверните, положите па бок. Можете украсить се, как считаете нужным. Можно пририсовать к ней новые элементы, дописать другие буквы и т.д.

Желаю вам успехов!

А теперь вернемся к кроссворду.

Вам следует прочесть зашифрованное слово, поможет сообразительность (читать это слово справа - налево).

Это слово - АРХЕОЛОГИЯ (изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок).

Значение этого слова найдите в словаре толковом, этимологическом и напишите в тетрадь.

Кто ж нашел следу столетий? Кто в ИСТОРИЮ влюблен? Кто сложил в витрине эти Драгоценности времен? Это опытные руки АРХЕОЛОГОВ страны Мы ревнителям науки Благодарны быть должны!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Доклад - Возникновение письменности: пиктография

Реферат по теме «Возникновение письменности: пиктография»

Фёдоровой Алёны

Человечество на заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками, криками. Такой язык доступен и животным. Особенно тем, что живут организованными сообществами.

У многих народов мира есть мифы о первоначалах, повествующие о том, как хаос превратился в мир с небом, землёй и всем, что есть на Земле.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вёл против кочевников скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно». Скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и к4ак можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живёт в земле, лягушка обитает в воде. Птица, быстрая, как конь – знак богатства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который учёные называют предметным письмом. Когда-то, по крайней мере, 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Конечно, письменность родилась из преднамеренного творчества, напряжённой работы мысли. С другой стороны, она дала возможность воспользоваться сокровищами, которые накопили и сберегли бесчисленные поколения. Позволила познать прошлое и приобщиться к вершинам мысли. Письменность заставила человека размышлять о самом себе, открыла сознание «философской одновременности» всех поколений. Вот как далеко может завести простая человеческая потребность.

Кстати, о письменности. В прямом смысле этого слова, принято говорить в тех случаях, если имеются два её признака: рисование и сообщение. С рисованием всё понятно, но рассматривается оно широко: тут и начертание знаков, выскабливание, вырубание, нанесение зарубок и т. п. Что касается сообщения, то оно могло быть адресовано как другим лицам, так и самому пишущему – для сохранения в памяти.

Но было ещё предметное письмо, узелковое письмо… И учёные спорят, письменность ли это, потому что рисунка действительно нет.

Первобытный человек в своей жизни пользовался изображением предметов. Иногда это была серия рисунков, отражающих важнейшие события в жизни племени: переселение с одного места на другое, война, победа, голод… Жизнь далёких предков была не менее полной, чем наша.

Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus – живописный и греч. Grapho – пишу).

Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке: если нарисованное изображение служит средством передачи мысли, то это, несомненно, письменность. Возможность выразить свои мысли, не прибегая к личному контакту с другими людьми, обозначить предметы и явления, поведать о них отвлечённо от конкретной ситуации – в этом есть что-то магическое. Сейчас подобные открытия доступны только маленьким детям, но и они очень быстро забывают о них. Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак или рисунок передаёт не звук языка, не слоги, а обозначает определённое понятие, которое в устном языке соответствует слово. Кроме того, рисуночная запись сообщения может передать мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. В любом случае в пиктограмме выделить составные части, как в предложении, нельзя. Но она имеете такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Более того, смысловую законченность имеет любой фрагмент пиктограммы.

Рисунок только обозначает понятия, даже не сохраняя их порядок в сообщениях, т.к. при любой расстановке сохраняется смысл записи. Поэтому пиктографическое письмо не отражает устной речи.

Вот, например, рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднёс руку ко рту – еда. Человек развёл руки – знак отрицания «нет». Или лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Такое сообщение легко поймёт каждый, кто сможет угадать значение и смысл подобных рисунков, какой бы национальности он ни принадлежал.

Но легко расшифровываются только конкретные изображения. Как только дело доходит до абстрактных, отвлечённых понятий, ситуация изменяется. Трактовок и толкований смысла может быть множество. Считается, что для толкования пиктограмм наиболее удобна стихотворная форма. Отдельный рисунок – строка «Стихотворения». Большинство дошедших до нас рисуночных текстов – охотничьи сообщения, хозяйственные документы, инвентарные описи, записи поступлений и расходов зерна, скота, фуража и различных предметов, изготовленных ремесленниками: кузнецами, ткачами, гончарами; донесение о боевых походах, набегах, победах; политические договоры, петиции, ультиматумы, любовные послания и магические заклинательные формулы. Среди пиктографических текстов были и календари.

Пиктографическая письменность была общедоступна, благодаря своей наглядности. Но чем сложнее становилось послание, тем больше страдала точность передачи сведений, и пиктография превратилась в видеографию – письмо понятиями.

Список литературы.

1) Энциклопедия для детей. Языкознание: русский язык – 2-е издание, исправленное/ гл. редактор М.Аксёнова. – М., Аванта+, 1999 – 704 с: ил.

2) Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) М., 1984 – 352 с., ил.

3) Филякова Е., Меньшов В., Русская письменность, М.2004 г., 47 стр., ил.

www.ronl.ru

I.2 Пиктографическое письмо. Возникновение письменности. Появление документа

Похожие главы из других работ:

Анализ архивных дел конца XIX начала ХХ в., делопроизводственный, документоведческий анализ

2.4 Письмо

Письмо - это один из важнейших каналов связи предприятия, организации, учреждения с внешним миром. Через письма ведутся преддоговорные переговоры, выясняются отношения между организациями, излагаются претензии...

Информационно-справочные документы

4. Письмо

Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте. Оно служит средством общения учреждениями, частными лицами, позволяет сообщать различные сведения, уведомлять о событиях. Письмо используют в том случае...

Организация документооборота на предприятии

2.1.1 СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

Это часто составляемый документ, который информирует адресата о направлении ему прилагаемых к письму документов. Составление сопроводительного письма допускается только в том случае...

Организация документооборота на предприятии

2.1.2 ПИСЬМО-ПРИГЛАШЕНИЕ

В таких письмах адресату предлагают принять участие в каком-либо проводимом мероприятии. Письма-приглашения могут адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. В них раскрывается характер проводимого мероприятия...

Организация документооборота на предприятии

2.1.3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

В таком письме сообщается адресату о каком-либо факте или мероприятии. Наиболее часто с помощью информационных писем рекламируется деятельность какой-либо организации, выпуск продукции, издание литературы...

Организация документооборота на предприятии

2.1.4 РЕКЛАМНОЕ ПИСЬМО

Это письмо является разновидностью информационного письма, направляемого конкретному адресату, и содержит подробное описание рекламируемых услуг или товаров. Его цель -- побудить адресата воспользоваться предлагаемыми услугами...

Организация документооборота на предприятии

2.1.5 ПИСЬМО-ИЗВЕЩЕНИЕ

Письмо по своему стилю близко к форме письма-приглашения и информационного письма. Составляется письмо-извещение для конкретного адресата и чаще всего является ответом на запрос. Начинается словами «Извещаем», «Сообщаем»...

Организация документооборота на предприятии

2.1.6 ПИСЬМО-ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Такое письмо содержит сообщение о получении какого-либо отправления (письма, телеграммы, перевода, бандероли, товаров, ценностей и т. п.), о том, что ранее составленный документ остался в силе (договор, инструкция и т. п.)...

Организация документооборота на предприятии

2.1.7 ПИСЬМО-НАПОМИНАНИЕ

Письмо содержит указание на приближение или истечение срока исполнения какого-либо обязательства или проведения мероприятия. Такое письмо может быть особенно лаконичным, содержать одну заключительную часть и, как правило...

Организация документооборота на предприятии

2.1.8 ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО

Такое письмо является документом, обеспечивающим исполнение изложенных в нем обязательств. В нем адресату обычно гарантируется оплата или предоставление чего-либо (места, работы, проведения исследований и т. п.)...

Организация документооборота на предприятии

2.1.9 ИНИЦИАТИВНОЕ ПИСЬМО

Это письмо, требующее ответа. Большинство категорий этих писем выражают просьбу (предложение, запрос) к адресату в решении какого-либо вопроса. Это самая распространенная разновидность писем, тематика которых неограниченна...

Организация документооборота на предприятии

2.1.10 ПИСЬМО-ОТВЕТ

Такое письмо по своему содержанию носит характер, зависящий от инициативных писем, так как тема их текстов уже задана и остается предложить характер решения поставленных в инициативных письмах вопросов: принятие или отказ от предложения...

Секретарское дело

9. деловое письмо

Составьте письмо запрос в адрес фирмы «FANCE» с благодарностью за предоставленный ими каталог и сообщить, что мы заинтересованы в импорте электронных записных книжек...

Системы документации. Правила составления документов

4. Письмо-запрос

Письмо-запрос - служебное письмо, направляемое с целью получения каких-либо официальных сведений или документов...

Типовой формуляр письма, приказа, протокола, акта, договора, номенклатура дел

2. Письмо

Письмо (служебное письмо) -- один из важнейших каналов связи предприятия, организации, учреждения с внешним миром. Через письма ведутся преддоговорные переговоры, выясняются отношения между предприятиями, излагаются претензии...

buh.bobrodobro.ru

10. Высший уровень первобытного сознания – мифология

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

По версиям сторонников теории палеоконтактов, мифы — эта история, реально происходившие события. Современным примером такого значения слова "миф" является "культ карго". Поэтому они предлагают религии и науке по-новому взглянуть на мифологию. В качестве примеров они приводят описания странных явлений, например из Библии, и дают им новые объяснения, используя современные знания о науке, терминологию.

11. Значение появления магии для первобытного человека

Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой.

В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных "должностей" мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в "элитарную дисциплину" — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.

Необходимо так же учитывать, что это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств.

В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.

12. Историческое развитие письменности и ее значение для развития человечества

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:

*Предметное письмо

Изначально люди не обладали никакой письменностью, пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках).

* Пиктографическое письмо

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие.

* Иероглифическое письмо

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова

* Слоговое письмо

Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.

studfiles.net


Смотрите также