Характерные признаки первобытного мировоззрения. 21. Первобытность как исторический тип мировоззрения, основные характеристики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2) Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения. Характерные признаки первобытного мировоззрения


5. Синкретичность мировоззрения - это:

1. Коллективное сознание.2. Рабское сознание, не обладающее способностью мыслить самостоятельно.3. Системный взгляд на человека и мир.4. Нерасчлененность эмоциональной, интеллектуальной, речевой и моторной активности людей.5. Все перечисленное.

Современный дифференцированный человек может без затруднений и чувства дискомфорта говорить одно, делать другое, чувствовать третье, думать четвертое. Синкретичность (недифференцированность) мировоззрения дикаря делала его целостным, тотальным, не расщепленным на отдельные, хотя и относительно, но независимые формы активности. Если упростить, дикарь, что думал, то и чувствовал, и говорил, и делал; что чувствовал, то и говорил, и делал, и думал; что говорил, то и делал, и думал, и чувствовал. И так далее во всех возможных вариантах. Синкретичные образы Кармен, Ромео и Джульетты вызывают осеннюю грусть по утерянному историческому детству человечества.

6. Специфика первобытно- религиозного мировоззрения-

1. В вере в сверхъестественные силы.2. В появлении основы теоретического мышления.3. Конец господства только эмпирического мышления.4. Все перечисленное.

Форм первобытных верований специалисты выделяют несколько: фетишизм, тотемизм, анимизм, аниматизм, магия. При всех различиях они достаточно обоснованно относятся к одному типу мировоззрения. Основным в таком "Я" была вера в сверхъестественную силу, в скрытую, неясную тайну, прячущуюся за эмпирическими свойствами предметов и событий. Качественное отличие этого типа мировоззрения в том, что первобытный эмпиризм дал трещину. Появилось "знание" о неэмпирическом, сверхчувственном свойстве, т.е. теоретическое знание, знаменующее появление зародыша абстрактного (логического, разумного. спекулятивного, теоретического) мышления, наряду с эмпирическим. Это новое знание пока пусто, бедно, лишено содержания, оно даже не знание, а только ставшая реальностью возможность теоретического знания. Потому оно еще темное, неопределенное, таинственное, молчащее и неизреченное, бессловесное, загадочное и пугающее. Но именно из него вырастут впоследствии две ветви; философско-религиозная рефлексия и наука. Человек заглянул за ширину красочного эмпиризма мира и ... увидел пока лишь черноту. Ему еще предстояло научиться смотреть и видеть за кулисами эмпирической сцены действительности.

7. Фетишизм - это:

1. Вера в приметы.2. Ношение медальонов и кулонов.3. Вера в чудодейственную (сверхъестественную) силу какой-то вещи.4. Все перечисленное.

Фетишизм - это форма первобытного верования в то, что какие-либо необычные (по материалу, по геометрии, по способу их получения) предметы могут оказать сверхъестественную помощь человеку.

Фетишистское мировоззрение внешне представлялось как приписывание предметам сверхчувственной силы, что на самом деле означало первый шаг в сознании человеком в себе действительной сверхчувственной силы - силы разума (сознания).

"Перевернутая логика" этого типа мировоззрения постоянно переворачивает связь вещей и людей. То, что появляется в человеке на самом деле, осознается не как собственные силы, а видится искаженно в отраженном виде во внешних предметах. Отголоски фетишистских представлений сохранились в виде ношения медальонов, кулонов и т.д.

studfiles.net

5. Синкретичность мировоззрения - это:

1. Коллективное сознание.2. Рабское сознание, не обладающее способностью мыслить самостоятельно.3. Системный взгляд на человека и мир.4. Нерасчлененность эмоциональной, интеллектуальной, речевой и моторной активности людей.5. Все перечисленное.

Современный дифференцированный человек может без затруднений и чувства дискомфорта говорить одно, делать другое, чувствовать третье, думать четвертое. Синкретичность (недифференцированность) мировоззрения дикаря делала его целостным, тотальным, не расщепленным на отдельные, хотя и относительно, но независимые формы активности. Если упростить, дикарь, что думал, то и чувствовал, и говорил, и делал; что чувствовал, то и говорил, и делал, и думал; что говорил, то и делал, и думал, и чувствовал. И так далее во всех возможных вариантах. Синкретичные образы Кармен, Ромео и Джульетты вызывают осеннюю грусть по утерянному историческому детству человечества.

6. Специфика первобытно- религиозного мировоззрения-

1. В вере в сверхъестественные силы.2. В появлении основы теоретического мышления.3. Конец господства только эмпирического мышления.4. Все перечисленное.

Форм первобытных верований специалисты выделяют несколько: фетишизм, тотемизм, анимизм, аниматизм, магия. При всех различиях они достаточно обоснованно относятся к одному типу мировоззрения. Основным в таком "Я" была вера в сверхъестественную силу, в скрытую, неясную тайну, прячущуюся за эмпирическими свойствами предметов и событий. Качественное отличие этого типа мировоззрения в том, что первобытный эмпиризм дал трещину. Появилось "знание" о неэмпирическом, сверхчувственном свойстве, т.е. теоретическое знание, знаменующее появление зародыша абстрактного (логического, разумного. спекулятивного, теоретического) мышления, наряду с эмпирическим. Это новое знание пока пусто, бедно, лишено содержания, оно даже не знание, а только ставшая реальностью возможность теоретического знания. Потому оно еще темное, неопределенное, таинственное, молчащее и неизреченное, бессловесное, загадочное и пугающее. Но именно из него вырастут впоследствии две ветви; философско-религиозная рефлексия и наука. Человек заглянул за ширину красочного эмпиризма мира и ... увидел пока лишь черноту. Ему еще предстояло научиться смотреть и видеть за кулисами эмпирической сцены действительности.

7. Фетишизм - это:

1. Вера в приметы.2. Ношение медальонов и кулонов.3. Вера в чудодейственную (сверхъестественную) силу какой-то вещи.4. Все перечисленное.

Фетишизм - это форма первобытного верования в то, что какие-либо необычные (по материалу, по геометрии, по способу их получения) предметы могут оказать сверхъестественную помощь человеку.

Фетишистское мировоззрение внешне представлялось как приписывание предметам сверхчувственной силы, что на самом деле означало первый шаг в сознании человеком в себе действительной сверхчувственной силы - силы разума (сознания).

"Перевернутая логика" этого типа мировоззрения постоянно переворачивает связь вещей и людей. То, что появляется в человеке на самом деле, осознается не как собственные силы, а видится искаженно в отраженном виде во внешних предметах. Отголоски фетишистских представлений сохранились в виде ношения медальонов, кулонов и т.д.

studfiles.net

8. Тотемизм - это:

1. Форма первобытного верования в то, что какое-то животное является сверхъестественным покровителем рода или племени.2. Учение о представлениях народов, которые поклонялись каменным (или сделанным из др. материала) идолам.3. Вера в богов с животными головами.4. Все перечисленное

Тотемизм - форма первобытного верования в то, что какое-либо животное или растение является сверхъестественным покровителем рода или племени. Вера в сверхъестественную силу отражает "ощущение" человеком в себе сверхчувственной (интеллектуальной) силы. Это самоощущение воспринимается как ощущение (знание) сверхчувственного свойства, присущего объектам природы. Если не по хронологии, а по логике, то Тотемизм более высокая ступень, чем фетишизм, ибо антропологизация "поднялась" выше. Сверхчувственное свойство человек приписывает не только неодушевленным предметам, но уже и растениям и животным. Тем самым приближается к самому себе, чтобы в конце этой цепочки увидеть, что никто, кроме него самого, не обладает силой Разума, которая способна поднять скрытые существенные силы действительности.

9. Анимизм - это:

1. Вера в сверхъестественных духовных двойников.2. Вера в то, что причины всего. что происходит с людьми, кроются в сверхъестественном мире.3. Все перечисленное в 1 и 2.4. Вера в одушевленность и разумность всех природных предметов и явлений.

Анимизм - форма первобытного верования в то. что все имеет сверхъестественных духовных двойников, являющихся носителями причин всего, что происходит на земле. В анимизме сверхъестественной силой обладает уже вся действительность без исключения. Тем самым, это форма первобытно-религиозного верования продолжает "совершенствовать" логику аниматизма, фетишизма, тотемизма. Вера в сверхъестественную силу "зреет" до своей действительной формы, когда она сбросит личину "превращенной логики", и станет логически прозрачным пониманием мышления в нем и отражалось в форме развития первобытно-религиозного "Я" дикаря.

10. Магия - это:

1. Ложь, выдуманная колдунами, чтобы одурачивать невежественных людей.2. Вера в сверхъестественную силу ритуальных действий (словесных и предметных) с целью повлиять на ход событий или судьбу отдельного человека.3. Средневековое учение об "эликсире жизни", "философском камне" и т.д.

Магия - форма первобытного верования в то, что с помощью ритуальных действий (словесных и предметных) можно сверхъестественным образом повлиять на ход событий или судьбу отдельного человека. В этой форме первобытно-религиозного типа мировоззрения тот же характерный момент - вера в сверхъестественную силу.

Но есть и своя особенность, отличающая магию от фетишизма, тотемизма и анимизма. В магии сверхъестественную силу вызывает и направляет человек. Разлившуюся по всему миру в анимизме сверхъестественную силу сейчас мы видим собранную в фокусе на человеке. В такой перевернутой форме "в видении мира" человек видел рост в нем самом силы, способной объявить мир в единстве его всех свойств, доступных хоть чувственному (сенсуализм), хоть логическому (рационализм) познанию. В "домагических" формах сверхъестественная сила выступала как темная стихия, независимая от человека. В магии она тоже остается темной, неразгаданной силой, но уже (пусть частично), управляемая самим человеком. Синкретичность и тождество индивидуального и общественного сознания - особенности мировоззрения дикаря дают основательную трещину.

studfiles.net

2) Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения.

Мировоззрение- система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Уровень 3 - миропонимание

Уровень 2 - мировосприятие

Уровень 1 - мироощущение

Когнитивный компонент: От греческогоcognitio, «познание, изучение, осознание». Является базовым компонентом мировоззрения.

Ценностно-нормативный компонент: Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.

Эмоционально-волевой компонент: Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Практический компонент: Мировоззрение - это в том числе и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует определенный тип поведения.

Уровень 1: мироощущение: Мироощущение – это чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений.

Уровень 2: мировосприятие: Мировосприятие – это представление окружающего мира в идеальных образах. Оно может быть адекватным и неадекватным, то есть не соответствовать действительности, когда искажается реальность или имеют место иллюзии. Основывается на индивидуальном опыте.

Уровень 3: миропонимание: Миропонимание – познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а так же на понимание взаимосвязи происходящих в природе процессов и явлений.

Главным фактором в формировании мировоззрения являются знания и опыт человека, приобретенные в процессе его жизни. Именно особая форма мировоззрения позволяет создать индивидуальную сферу жизни человека

3) Причины возникновения и особенности мифологического мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология – первая общественная форма сознания, возникшая на самой ранней стадии развития человечества.

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В мифе были объединены зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая, эмоциональная оценка ситуаций. Таким образом, мифология - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Миф – это упорядоченное, систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

Причины возникновения:

  • первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной

  • первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы

Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д.

Отличительные черты:

  • Антропоморфизм - перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил

  • синкретизм - слитность, нерасчлененность миропонимания

  • иррационально-фантастический характер - широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве

  • художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному миру человека

  • диахронический и синхронический аспекты мифа – рассказ о прошлом, настоящем и будущем.

  • Миф являлся продуктом коллективного бессознательного творчества и отражал опыт народной жизни.

Функции мифов:

  • Мировоззренческая

  • Миф обеспечивал связь поколений

  • Создавал единую картину мира

studfiles.net

21. Первобытность как исторический тип мировоззрения, основные характеристики

Первой исторической формой мировоззрения является первобытное мировоззрение. Четкие хронологические рамки «детства человечества» указать невозможно, для каждого конкретного этноса они свои, сущностно оно заканчивается с утверждением института частной собственности и товарно-денежных отношений. Начинается с возникновением сознания человека. Для анализа и сравнения исторических форм мировоззрения выберем критерий. Из базового определения мировоззрения следует, что мировоззрение суть отношения. Сравним исторические типы с точки зрения отношений человек — природа, человек — человек, человек — общество. В первобытное время человек слит с природой, включен в нее как часть окружающей среды. Отношение выстраивались по формуле «я есть то, то есть я». Человек отождествлял себя и окружающее его. Все вокруг него так же одушевлено, думает, чувствует и т.д.. В отношение человек — человек кроме отношений особей одного вида, которые наследуются от животного состояния, включаются и первые социальные черты. Индивид выделяется из общей слитности общества благодаря своим полезным для этого общества навыкам. Например, первый собственно человеческий институт — институт старейшин. Здесь ценится способность дожить, сохранить себя до старости, эти навыки не только передаются, но и наделяются сакральным значением, старик становится во главе общества. То есть, выделяется из общества (а значит и противопоставляется ему) не сам индивид, а его навыки. В целом здесь применима та же формула: «я есть тот, тот есть я». Человек слит с обществом, отношения человек и общество выстраивается как отношение части к целому. Отстранение от общества, противопоставление ему – изгой, тождественно смерти.

22. Основные характеристики мифа:

1. Синкретизм

2. Антропоморфизм и зооморфизм.

3. Признание мистической сопричастности вещей и явлений

4. Тотемизм (обожествление животных) и фетишизм (обожествление предметов).

5. Магический способ воздействия на вещи.

6. Регулятивная функция: поучает, запрещает, санкционирует.

(у наташки в 9 выше пояснено подробно - а там кратко можно перечислить при ответе)

23. Сакральное и профанное в мифе

Единство мира мыслится в двух ипостасях — сакральной и профанной. Время также имеет две части — время творения богов и людей (сакральное) и время эмпирическое (профанное), в котором живут люди. Более поздние мифы (эсхатологические) выделяют третье время — упадка или греха. Эти времена последовательны и представляют собой цикл. Люди живут как было установлено в сакральное время, развития мира нет, есть акт творения вне времени, и бесконечная повторяемость. В профанном времени магические силы поддерживают установленный порядок. Ритуал обеспечивает «вечное возвращение» природных жизненных циклов.

24. Социальная сущность мифа

Смысл мифа - в гармонизации отношений человека с окружающим миром, в установлении равновесия между природой и культурой, индивидом и коллективом, жизнью и смертью. Миф социален, так как нацелен на объяснение, поддержание, санкционирования установленного порядка. Миф внеисторичен. Время представляется в виде пространства, имеющего отрезки; пространство же воспринималось в виде вещи. Интерпретации времени были различны: цветовая, музыкальная, звездная, планетарная, в терминах стихий, элементов мира, пола, тела и т.д.. Смены времен спонтанны, случайны, творятся богами или духами по их желанию. Но тем не менее, существует установленный регулярно и циклично повторяющийся порядок. Время лишь делает возможным появление и существование вещей, но никакого влияния на это существование не оказывает, так как оно само беспрерывно возрождается. Нет времени, нет и истории.

studfiles.net

Библиотека - Хазиен В.С. - Философия для студентов заочников

ТЕСТ 1 ФИЛОСОФИЯ КАК ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это: 

совокупность чувственных и интеллектуальных представлений людей о себе и о мире, в котором они живут.

Знание о космосе,  научная картина мира.

Раздел философии о генезисе ( возникновении, становлении и развитии) мироздания.

Все перечисленное.

 

2.  УКАЖИТЕ ДОФИЛОСОФСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

    1. Научное.

    2. Иудаистское, исламское, буддистское, христианское.

Первобытное, первобытно-религиозное, мифологическое.

Все перечисленное.

 

3. Характерные признаки ПЕРВОБЫТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

    1. Примитивность и оптимизм.

    2. Вера в сверхъестественные силы.

    3.Эмпиризм, синкретичность, тождество индивидуального и              общественного сознания.

    4. Все перечисленное.

 

4. Эмпиризм —  это:

    1. Практический опыт.

    2. Вера только в личный опыт.

    3. Критическое отношение к неопытным (например логическим) знаниям.

    4. Ограниченность знаний чувственно-предметным  опытом.

    5. Все перечисленное.

 

 5. СИНКРЕТИЧНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ — это:

     1. Коллективное сознание.

     2. Рабское сознание, не обладающее способностью мыслить самостоятельно.

     3. Системный взгляд человека на мир.

     4. Нерасчлененность эмоциональной, интеллектуальной, речевой и моторной активности людей.

     5. Все перечисленное.

 

6. Специфика ПЕРВОБЫТНО- РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

    1. В вере в сверхъестественные силы.

    2. В появлении основы теоретического мышления.

    3. Конец господства только эмпирического мышления.

    4. Все перечисленное.

 

7. ФЕТИШИЗМ — это:

    1. Вера в приметы.

    2. Ношение медальонов и кулонов.

    3. Вера в чудодейственную (сверхъестественную) силу какой-то вещи.

Все перечисленное.

 

 8. ТОТЕМИЗМ — это:

    1. Форма первобытного верования в то, что какое-то животное является сверхъестественным  покровителем рода или племени.

     2. Учение о представлениях народов, которые поклонялись каменным (или сделанным из др. материала) идолам.

     3. Вера в богов с животными головами.

     4. Все перечисленное

 

9. АНИМИЗМ — это:

    1. Вера в сверхъестественных духовных двойников.

    2. Вера в то, что причины всего, что происходит с людьми, кроются в сверхъестественном мире.

    3. Все перечисленное в 1 и 2.

Вера в одушевленность и разумность всех природных предметов и явлений.

 

  10. МАГИЯ — это: 

      1. Ложь, выдуманная колдунами, чтобы одурачивать невежественных людей.

      2. Вера в сверхъестественную силу ритуальных действий  (словесных и предметных) с целью повлиять на ход событий или судьбу отдельного человека.

      3. Средневековое учение об «эликсире жизни», «философском камне» и т.д.

 

11. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это:

      1. Вера в сказочных, нереальных существ.

       2.Очеловечивание (антропологизация) явлений природы.

       3. Чувственно-художественное восприятие и понимание человека и мира, в котором он живет.

       4. Все перечисленное.

 

12. ФИЛОСОФИЯ — это:

        1. Учение о первосущностях.

        2. Учение о предельных основаниях мироздания.

        3. Мировоззрение, где представления о человеке и мире выражены в понятиях.

        4. Учение об истине, добре и красоте.

        5. Наука всех наук.

        6. Форма разумной духовности.

 

13. ОСНОВНОЙ ВОПРОС (проблема) философии — это:

       1. Учение о бессмертии  индивидуальной души.

        2. Вопрос о соотношении понятия и предмета  (души и тела, сознания и материи).

        3. Учение о гармоничном развитии личности.

  К оглавлению

libbook.net


Смотрите также