Стоянки первобытных людей на территории башкирских земель. Белокатайский район, Новобелокатай республика Башкортостан, Башкирия - история и современность, прогноз погоды в Новобелокатае на неделю
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Археологические памятники, древнее и средневековое население бассейна реки Ик. Стоянки первобытных людей на территории башкирских земель


Следы древних людей в Белокатайском районе - Белокатайский район, Новобелокатай республика Башкортостан, Башкирия

Следы древних людей в Белокатайском районеПервые следы пребывания людей на территории Южного Урала относятся к эпохе древнего каменного века, начавшегося более 2-х миллионов лет назад с появлением первых, самых простых орудий грубо оббитых, заостренных галек-чопперов (от англ. чоп удар). Около миллиона лет понадобилось первому в роду человеческих существ хомо-хабилису (человеку умелому) на начальном этапе человеческой истории, который назван по первым находкам в Восточной Африке олдувейским, для заселения тропической и субтропической зон Евразии.

К концу этого периода появляется более прогрессивный вид предков современного человека питекантроп (обезьяночеловек), имевший более сложную социальную организацию, умевший изготовлять универсальные орудия, обладавший навыками обработки шкур, научившийся пользоваться огнем. Это позволило ему освоить умеренные и северные широты Старого Света, перенести резкие похолодания климата.

Следы пребывания архаического человека обнаружены на Среднем и Южном Урале, в частности, на стоянке Мысовой в Абзелиловском районе собрана коллекция характерных для анильской эпохи орудий: чопперы, рубила, грубые скребла и другие. Памятников этой, эпохи во всем мире обнаружено очень мало, что отражает крайнюю малочисленность населения. На территории Башкортостана их известно всего три, и самый интересный это Новобелокатайская стоянка.

Она расположена в центре с. Новобелокатай на левом берегу р. Большой Ик. Стоянка открыта в 1963 году случайно: при купании школьники обнаружили бивни мамонта. Местный краевед Дмитрий Ульянович Дьяконов сообщил о находке в г.Уфу, в Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР. Летом следующего года здесь были произведены небольшие раскопки известным археологом

Константином Владимировичем Сальниковым. Его исследованиями установлено, что памятник представлял скопление костей внутри серо-голубого суглинка горизонта озерно-болотных отложений, которые перекрывает пачка бурого суглинка мощностью 16м. Была собрана коллекция костей вымерших животных ледниковой эпохи: носорога, мамонта, бизона, гигантского оленя, лошади. Поскольку каменных орудий тогда обнаружить не удалось, К.В. Сальников посчитал этот памятник местонахождением костей с бедным, культурным слоем подобно стоянке Горново под Уфой. Кончина этого - выдающегося археолога помешала ему опубликовать полученные результаты. Долгие годы неразобранный и депаспортизированный материал пролежал в запасниках Музея археологии и этнографии Уфимского научного центра, пока не был обнаружен автором этих строк. Велико же было наше удивление, когда среди помытых костей древних животных были обнаружены костяные орудия, которые составили достаточно представительную коллекцию. Изучение под микроскопом показало, как были изготовлены костяные орудия, а также приемы их использования по следам сработанности. Это большая редкость для памятников эпохи палеолита. Было решено продолжить исследования. В 1995 г. этот памятник нами был обнаружен заново, и на следующий год начаты раскопки. Над самой водой был разбит раскоп площадью 48 кв.м. В раскопках приняли участие школьники Новобелокатайской средней школы. Большую помощь оказали администрация Белокатайского района и директор историкокраеведческого музея Александр Иванович Пьячев.

В ходе работ были обнаружены многочисленные кости животных эпохи оледенения, уже вымерших к нашему времени: носорога, бизона, лошади, мамонта. Больше всего оказалось остатков бизона. Очевидно, это скопление древней фауны возникло как остатки охотничьей добычи древних предков. Об этом свидетельствуют многочисленные расколотые кости, угли в древних отложениях и каменные орудия. Хотя наш раскоп был в 1,5 раза больше, чем у К.В. Сальникова, мы собрали гораздо меньше материала. Зато нам удалось найти несколько каменных орудий и скопление углей - остатки очага. Угли из древнего очага по радиоуглеродному анализу дали возраст 41 тыс. лет. Таким образом, около 40 тыс. лет назад на берегу реки древние предки разбили свой лагерь после удачной охоты на бизонов.

Следы древних людей

Судя по размерам стоянки, здесь обитала небольшая группа людей: от 5 до 10 человек. Принесенные на стоянку туши животных разделывались с помощью каменных и костяных орудий (копии некоторых из них хранятся в районном историко-краеведческом музее, на фото справа). Большинство изделий делалось из костей крупных животных. Очевидно, здесь существовало естественное скопление костей, которые служили материалом для изготовления орудий. Большие кости раскалывались с торца подобно тому, как расщеплялся камень. Затем крупные и мелкие осколки ретушировались, подтачивались и скоблились. Древние люди давно научились обрабатывать разнообразными приемами дерево и кость, тем более что не всегда был под рукой хороший кремень для изготовления каменных инструментов. Шкуры обрабатывались, и из них изготавливались одежда и покрытие для жилищ: об этом говорят находки костяных скребков, провертки и ножи по коже. Среди находок есть и такое орудие, как лощило из кости косули, которое использовалось для окончательной доработки шкур до состояния замши. Совершенно не укладываются в наши представления об этой эпохе обнаруженные здесь две челюсти собаки, употреблявшиеся после обжига в качестве грубых режущих инструментов. Считается, что собака была приручена спустя 30 тыс. лет. Если эти кости такого же возраста, как и остальные, то это существенно удревнит время появления и приручения собаки.

Разнообразие приемов изготовления костяных орудий и богатство инвентаря указывает на то, что на Южном Урале существовала на рубеже древнего и позднего палеолита высокоразвитая технология обработки кости, которая станет определяющим направлением совершенствования первобытной индустрии в последующие эпохи. После того как люди ушли с этого места, оно было затоплено водой, здесь образовалась старица Пра - Ика. Речной ил перекрыл остатки стоянки и почти в неприкосновенности сохра­нил до наших дней. В отложениях сохранились даже остатки деревьев и ветки, которые приносили для костра люди. Кто знает, какие еще тайны скрывает здесь земля. Воз­можно, в с. Новобелокатай есть еще одна стоянка людей эпохи оледене­ния, поскольку на ул. Береговой при прокладке траншеи был обнаружен бивень мамонта. Но это уже история для будущих поколений археологов.

Следы древних людейПредположительно не случайной является находка целого черепа первобытного тура в с. Белянка (на фото справа). Осмотр этих мест пока не обнаружил следов древнего человека, но, возможно, они будут найдены местными краеведами.

Стоянка эпохи неолита (или «новокаменного века», VI-V-III тысячелетия до н.э.) открыта в 1972 году археологом Ю.А.Морозовым. Она расположена в 400 м к западу от бывшей д. Камара и в 100 м к востоку от старой мельницы на 1 надпойменной террасе на правом берегу р. Большой Ик. Здесь обнаружена характерная неолитическая керамика и каменные изделия.

Один шлифованный топор, вместе с другими орудиями, был обнаружен в середине 1960-х годов жителем д. Красный Пахарь Салаватом Гариповым. В 1986 г. учениками Шакарлинской восьмилетней школы во главе с учителем Н.У.Дьяконовым на месте находки произведены раскопки. Их труд увенчан открытием древней стоянки охотников и рыболовов: обнаружены остатки костра, а также различные предметы древней утвари, в частности, скребки и штамп для нанесения орнаментов на глиняные горшки. Археологом А.И. Лебедевым подтвержден неолитический возраст памятника. Очевидно, неолитические люди облюбовали эти места из-за обилия рыбы, неслучайно их стоянка расположена на берегу р. Большой Ик. Вот так благодаря краеведам был открыт для науки еще один интересный памятник.

Вслед за неолитом в III II вв до н.э. наступил век металлов. В короткий срок бронзовые изделия распространились по всей Евразии. Появились признанные металлургические центры: Балканы, Кавказ, Алтай, Южный Урал. Медные рудники известны на реках Деме, Ик, а также на восточном склоне Урала. Не исключено, что рудники или следы древней металлургии могут быть обнаружены на территории Белокатайского района. Об этом говорит находка каменного песта, который мог использоваться для измельчения руды.

На территории района в 1988 г. археологом А.И. Лебедевым обнаружено поселение иткульской культуры (IV-III века до н.э.). Оно расположено в 3 км к востоку от д. Красный Пахарь на первой надпойменной террасе на правом берегу р. Ик. На поверхности поселения и в шурфе собрана лепная керамика красного цвета с примесью песка в глиняном тесте. Венчики сосудов слегка отогнуты наружу, украшены оттисками зубчатого штампа. Подобная керамика встречается на зауральских памятниках иткульской культуры.

Возможно, что к эпохе раннего железного века относились два кургана в окрестностях с. Новобелокатай, которые зафиксированы видным исследователем Р.Г. Игнатьевым еще в 1864 г. Очевидно, во время строительства дороги они были разрушены, о чем свидетельствуют находки костей и каких-то древних вещей в районе старого стрельбища.

Памятников эпохи средневековья в районе найдено немного, и они еще должным образом не изучены. Железный наконечник листовидной формы эпохи раннего средневековья найден при пахоте вблизи с. Майгаза (хранится в местном школьном музее). Также вблизи села в 1992 году Сергеем Худяковым на вершине горы Ящильтюбе найден железный средневековый нож. Два кургана зафиксированы в 1864 году Р.Г. Игнатьевым в окрестностях д.Старый Белокатай. В настоящее время они почти полностью распаханы, но, судя по керамике, которая была обнаружена на этом месте, они являются средневековыми. Напротив палеолитической Новобелокатайской стоянки В.Г. Котовым собрана золотоордынская гончарная керамика XIV века. Данный факт свидетельствует о том, что башкирское население здесь появилось в это время, задолго до первого упоминания в имеющихся письменных источниках.

Исследование Белокатайского района еще только началось, но здесь уже есть один из самых древних в Башкортостане памятников археологии. Как быстро эта часть нашей республики перестанет быть белым пятном на археологической карте, зависит во многом от энтузиазма краеведов. Ими уже сделаны замечательные открытия, и новые не за горами.

www.novo-belokatay.ru

Уфа | В Башкирии нашли вероятное место стоянки первобытных людей - БезФормата.Ru

Пещера Иманай в Мелеузовском районе республики буквально усыпана орудиями труда древних племен. По предварительной оценке специалистов, рукотворные изделия могли быть созданы в эпоху среднего палеолита. Но это только часть уникальных находок, которые сделали археологи. На месте раскопок побывал корреспондент "Вести-Башкортостан". 

В лагере научной экспедиции все как во времена золотой лихорадки. Вот только древние кости здесь дороже любого металла. На память оставлять нельзя даже мельчайшие фрагменты. Все археологические находки будут тщательно изучены. Пока у специалистов больше вопросов, чем ответов. Однако есть и мечта – найти останки неандертальцев. Недавно здесь обнаружили орудия  древних людей. 

Учёные только надеются найти кости человека, но уже сделали ряд уникальных открытий. Оказывается, среди древних животных, населявших Южный Урал, были предки совеременных африканских хищников. 

О том, что в пещере Иманай есть кости древних животных ученым стало известно пять лет назад. Но раскопки начали только в прошлом году. После того как удалось расчистить проход внутрь подземелья, археологи начали делать одно сенсационное открытие за другим.  

Чтобы пролезть в основную часть пещеры нужно быть одетым в подходящую одежду и пробираться несколько метров практически на животе. А дальше места уже побольше и можно встать в полный рост. 

Глубина пещеры около 70 метров. В так называемом зале, где сейчас ведутся раскопки, было найдено около 1000 фрагментов костей пещерного льва. По оценке специалистов, это примерно 10 особей древнего животного. Ранее считалось, что они обитали исключительно в Европе и Сибири. Это первая в истории находка такого крупного могильника. 

Больше всего найдено останков пещерного медведя, около 50 особей, но также обнаружены фрагменты красного волка и носорога.  Главная загадка для уральских археологов - откуда на Южный Урал пришли эти африканские животные. 

Весь найденный во время экспедиции материал будет тщательно изучен, чтобы максимально точно установить возраст животных и каменных орудий труда. Однако сама пещера исследована только частично, и археологи планируют вернуться сюда зимой. А значит впереди могут быть новые сенсационные открытия. 

 

Ранее по теме
  • В Башкортостане проходит международная российско-венгерская археологическая экспедиция Калкан
  • В Крыму поисковики из Башкирии обнаружили обломки самолета
  • В Илишевском районе найдены останки современников Юлия Цезаря
  • Уфимские ученые-антропологи воссоздадут образ сарматской жрицы
  • Последние новости Башкортостана по теме:В Башкирии нашли вероятное место стоянки первобытных людей

    Лев Урала-батыра, или главные загадки башкирской пещеры Иманай - ProUfu.Ru Лев Урала-батыра, или главные загадки башкирской пещеры Иманай - Уфа

    Фото автора. Недавние археологические находки в пещере Иманай на юге Башкортостана стали сенсацией в научном мире.18:35 12.08.2016 ProUfu.Ru

    В Башкортостане находится единственное в мире кладбище пещерных львов - БСТ В Башкортостане находится единственное в мире кладбище пещерных львов - Уфа

    В Мелеузовском районе заканчивает свою работу научная экспедиция. Открывать историю с новой стороны приехали археологи, палеонтологи и волонтёры со всей России.23:10 11.08.2016 БСТ

    В Башкирии нашли вероятное место стоянки первобытных людей - Уфа

    Пещера Иманай в Мелеузовском районе республики буквально усыпана орудиями труда древних племен.20:04 11.08.2016 ГТРК Башкортостан

    ufa.bezformata.ru

    Древние следы первобытного общества в Башкортостане

    Варламова В.Ю 202гр

    ВОПРОС №2

    Как известно, человек появился на земле около 3— 2,5 млн. лет назад. Родиной человечества были Африка и южные районы Азии. Постепенно продвигаясь на север, люди начали осваивать территорию Центральной и Северной Азии (Алтай), а также Среднюю Азию и Кавказ. Есть все основания полагать, что около 2 —1,5 млн. лет назад они достигли Южного Урала, хотя археологических доказательств найти пока не удалось. Это связано с трудностями поиска, ведь следы, как правило, находятся под многометровой толщей земли и становятся известными лишь при случайных обстоятельствах.

    А пока самым древним археологическим памятником на Урале считается стоянка Урта-Тубе (Мысовая) на берегу озера Карабалыклы в Абзелиловском районе. При раскопках здесь обнаружены ручные рубила, скребла, остроконечники, изготовленные из кремня. Вместе с ними найдено множество отщепов-отходов, которые получаются при сколах камня. Этим находкам около 200—100 тыс. лет.

    В это время в Северной Европе и Азии до широты Южного Урала происходило похолодание климата, вызванное наступлением многометровых ледников со стороны Ледовитого океана. Истинная причина этого явления пока остается неразгаданной. В результате происшедшего похолодания условия жизни человека здесь значительно усложнились.

    Данный период в истории Урала называют древнекаменным веком, или палеолитом. На позднем его этапе (40—20 тыс. лет назад) люди полностью заселили весь Южный Урал и пересекли Полярный круг.

    Древнейшие на Урале каменные орудия. Стоянка Мысовая на берегу о. Карабалыклы (Абзелиловский район). Древнекаменный век. каменные орудия. Стоянка Мысовая на берегу о. Карабалыклы (Абзелиловский район). Древнекаменный век.
    Около г. Владимира на стоянке Сунгирь были открыты захоронения двух мальчиков, которые лежали головами друг к другу. Костяки мальчиков были покрыты тысячами миндалевидных костяных пластин с круглым отверстием на конце. Оказалось, что эти подвески украшали одежду, напоминавшую комбинезон с капюшоном. Но самыми неожиданными находками здесь оказались два обоюдоострых копья длиной более 2 м, изготовленных из бивня мамонта. Чтобы изготовить их из бивня, человек должен был научиться его выпрямить, расщепить по годичным кольцам и выточить с помощью кремневых ножей. Удивителен такой высокий уровень технических знаний человека древнекаменного века. Первобытные люди занимались собирательством, охотой, рыболовством. В этих занятиях большая роль принадлежала женщине. Она же была хранительницей очага, воспитывала детей. Поэтому неслучайно археологи находят I много статуэток с изображением фигур женщины. Недаром древнекаменный век—век матриархата, т. е. век сильной женской власти, женского авторитета в человеческом коллективе.

    Охота и собирательство не всегда давали гарантированную пищу человеку. Удачная охота чередовалась с долгими голодными неделями; неожиданные засухи, дожди или холода также ставили людей в затруднительное положение. Не умея объяснить отдельные явления природы, люди приписывали управление природой разным божествам или духам. Как и люди, думал первобытный человек, духи имели свои жилища, и в этих местах люди поклонялись им, просили у них помощи.

    К числу таких святилищ относится всемирно известная пещера Шульганташ (Капова) в Бурзянском районе. Она состоит из связанных друг с другом трех этажей и образовалась как русло небольшого ручья Шульган. Ручей течет по поверхности земли и неожиданно уходит под землю, а вытекает на поверхность у входа в пещеру. Ученые полагают, что ручей вначале протекал по верхнему, а затем среднему этажам, образуя огромные залы; сейчас он с шумом течет по нижнему этажу. Примерно 14—12 тыс. лет тому назад верхний и средний этажи пещеры были уже свободны от воды и люди освоили залы для своей жизни. На стенах некоторых залов они краской

    охры нарисовали фигуры мамонтов, лошадей и носорога и совершали перед ними сложные и таинственные для нас обряды, чтобы обеспечить тем самым себе успех в предстоящей охоте.

    У башкир до сих пор сохранилась ^гегея^ о том, что со дна озера, связанного с именем Шульган, вышли табуны лошадей, коров и других животных. Если учесть, что внутри пещеры находится озеро, то связь легенды с этим озером и рисунками вполне возможна. В X—VI тысячелетиях климат на Урале смягчился, стал теплее. Ледники отступили на север, оставив множество озер, богатые разнотравьем луга и леса. Животный и растительный мир приблизился к современному. На смену тяжеловесным носорогам и мамонтам пришли быстрые зайцы, косули и другие животные. Охотиться на них прежними способами было невозможно. Человек изобрел лук и стрелы. Был изобретен также костяной гарпун для рыбной ловли. Изменилась техника обработки камня. На смену массивным орудиям пришли легкие, заменяемые вкладышевые ножи, скребла и т. д. Из кремня высекали очень тонкие прямые пластины и вставляли их в пазы деревянной или костяной основы. Так можно было сделать орудие труда любой формы и размера. Стоянки с такими находками обнаружены вблизи г. Уфы (Романовка, Иль-мурзино), в Бакалинском районе на р. Сюнь. Особенно много их открыто на берегах зауральских озер. Этот период в истории называется археологами средним каменным веком, или мезолитом.

    Очень важные в жизни человека изменения происхо дят в новокаменном веке (неолите). На Урале эпохой неолита считаются VI—V тысячелетия до н. э. Люди научились шлифовать, сверлить, пилить камни. Поэтому они легко изготавливали уже большие орудия труда — каменные молоты, топоры, делали более совершенные наконечники копий, стрел и другие предметы. Камень в руках человека стал материалом, из которого можно было сделать практически все. Но не только свойства камня изучили люди. Они познали глину, научились готовить из нее посуду и обжигать ее. Представьте, как резко изменилось качество пищи, как разнообразился рацион! И это не все. Самым выдающимся достижением человеческой культуры в неолите стал переход к земледелию и скотоводству. Мало что может сравниться с этим открытием человека. Эти перемены в истории человечества получили название неолитической революции. Новые виды хозяйства обеспечили человека достаточным количеством пищи на длительный период. Сразу повысилась численность населения. Люди перебирались на заливные луга по берегам Урала и других рек Приуралья. Появились постоянные селения, застроенные домами-полуземлянками с очагами на полу. Часто эти дома соединялись между собой длинными и глубокими коридорами. Дальнейшее развитие земледелия и скотоводства приводит к выделению отдельного скотоводческого хозяйства в степной зоне. Особенно было развито в степях Приуралья коневодство. Некоторые ученые считают нашу зону родиной коневодства, отсюда, по их мнению, лошадь дошла через Кавказ до Малой Азии и Европы.

    Земледелие и особенно скотоводство требовали применения мужской силы, мужского труда. Поэтому мужчина оттесняет женщину в хозяйственной деятельности, постепенно завоевывает основные позиции и в роде. На смену матриархату приходит патриархат.

    www.coolreferat.com

    Древнейшие стоянки - Вчера, сегодня, завтра... - - Статьи о городе и районе

    Салимьян Бадретдинов

     

    Древнейшие стоянки.

     

    На берегах учалинских озер археологи открыли интереснейшие стоянки первобытных людей. Например, на берегу озера Узункуль обнаружены первые яшмообрабатывающие мастерские. Более двадцати тысяч всевозможных орудий и отходов их производства нашли на стоянке “Мурат”. Изделия из яшмы залегали большими скоплениями в жилищах — полуземлянках. Интересно, что эти жилища — одни из самых древнейших архитектурных комплексов на территории бывшего СССР. Стены жилищ были выложены из крупных каменных плит высотой до одного метра. На дне их были найдены большие склады всевозможных орудий и поделок из кушкульдинской яшмы. Как показали исследования, самое древнее жилище было устроено около десяти тысяч лет назад. Задолго до того, как люди научились лепить и обжигать горшки и приручать животных, они уже обратили внимание на красоту яшмы и стали делать из нее украшения и орудия.

    Древней оказалась и стоянка Малые Учалы II. Более шести тысяч лет назад на высокой обрывистой скале первобытные рыболовы вырубили в камне котлован для жилища. Сверху его перекрыли бревнами. Внутри сооружен очаг. Вокруг очага — раздавленные сосуды из глины и много всевозможных орудий из яшмы, кремния, горного хрусталя и топаза.

    На севере Карагайского озера, из болотистой низины берет начало река Кидыш, впадающая в Уй — приток Тобола. У истока Кидыша было открыто поселение каменного века с тысячами орудий из яшм — Карагайское III. На Тоболе тоже обнаружены стоянки с яшмовыми орудиями и костями мамонта. Может быть, древние охотники именно здесь брали яшмовое орудие для охоты на мамонта? На берегу Яика близ деревни Науруз открыта другая стоянка каменного века. Там раскопаны обломки неолитических горшков и яшмовые орудия из темно-серой и черной яшмы. Определенный интерес представляют собой Ново-Байрамгуловская стоянка и Кудашевские курганы. Всего на территории Учалинского района археологи обнаружили 44 стоянки.

     

     

    С незапамятных времен здесь живут башкирские племена барын-табын, кара-табын, тиляу, кубаляк, кыуакан, айле. Барын-табынцы населяют северную часть района у подножия хребта Ирендык, кара-табынцы — центральную часть, а тиляу, кубаляк — южную часть, бассейн реки Миндяк. У истоков рек Агидель, Урал, Уй жили представители племени кыуакан. Легенды гласят, что ранние башкиры переселились с Сырдарьи, с древней родины — Приаралья. Предания указывают, что родиной табынцев был Алтай. Роды кубаляк и тиляу близки к кара-табынцам.

    Башкиры вели кочевую скотоводческую жизнь, перейдя в XVI веке к полукочевому образу обитания, который продлился до конца XIX века.

    Страна башкир присоединилась к Русскому государству в 1557 году. Но табынцы отказывались подчиняться русскому царю, сохраняли верность Сибирскому хану Кучуму. Лишь спустя полвека их земля завоевана русскими.

    Колонизация земель началась в 40-х годах XVIII века. До этого здесь жили только башкиры. Все земли, леса, воды принадлежали башкирам-вотчинникам. После разрешения купли и продажи вотчинных земель увеличиваются потоки переселенцев. Не довольные политикой царя, башкиры восстают. В башкирские земли поселяют русских, мишарей, типтяр.

    Деревни барын-табынцев и кара-табынцев: Карт Муйнак, Малай Муйнак, Тунгатар, Курама, Кужай, Ихсан, Туляк, Дауыт, Балбук, Ауыш, Абзак, Сулейман, Суйундук, Мулдакай, Ильчигул, Карим, Кулуш, Кутуй, Истамгул, Базаргул, Ишкен, Ишмекей (Сурагул), Сайтак, Абдулкасим, Кудаш, Расул, Муса, Старый Байрамгул.

    Деревни кыуаканцев: Татлембет, Абсалям, Байсакал, Ялсыгул, Сайтембет (Азнаш), Шарип, Бурангул.Деревни кубаляковцев: Казаккул, Узункуль, Кубагуш, Баттал, Аслай.

    Деревни тиляу: Амангильды, Малый Казаккул (Зайнакай), Кильмяк (Алтаяк), Аблаз (Карагай), Рафик (Куйулдар), Карагужа, Науруз, Гадельша, Сураман, Москоу, Ягуда, Ташкыя, Галиахмер, Кучук, Калуй (Какук), Муса, Новый Байрамгул.

    Кудейские деревни: Магади, Суяргул, Кубак (Кудей).

    Айлинская деревня — Кучук.

    Сартовская деревня — Каипкул (Сарт).

    Типтярские деревни: Учалы, Сафар (Аит), Мансур (Ирендык), Ургун (Мулдаш), Рысай (Акбулат), Калкан (Шамар), Юлдаш (Аккужа), Кунакбай (Кандыбулак), Имангул (Ташкисеу), Ураз (Минлебай), Ильсе, Ильтабан.

    Мишарская деревня — Ахун.

    Русские деревни: Кирябинка, Поляковка, Вознесенка, Ильинка.

    Наиболее крупные села: Учалы, Ахун, Уральск, Миндяк, Ураз, Сафар, Комсомольск.

    В устно-поэтическом творчестве народных сказителей (сэсэнов) ярко отразились любовь древних башкир к своей исторической Родине под общим названием “Урал”, восхищение первозданной красотой окружающей природы. На территории Учалинского района жили и творили такие широко известные сэсэны XVIII века, как Махмут и Карас, которые оставили неувядаемые памятники устного творчества в эпическом жанре.

    Прошли века. В 1919 году населенные пункты Кубаляк-Тиляуской, Тунгатаровской, Тептяро-Учалинской волостей вошли в состав Тамьян-Катаевского кантона, только что созданной Башкирской АССР. В конце 20-х годов около деревни Тунгатар создается сельскохозяйственная коммуна. Силами комсомольских активистов был организован колхоз имени Ленина в деревне Карагужа, в деревне Москоу создан колхоз “Яйык”. Учалинский район образован в 1930 году. В 1931 году организуются Башкомбинат “Цветметалзолото”, управление которого находилось в селе Поляковка. К 1939 году в районе насчитывалось 57 колхозов (обрабатывалось 35 тысяч гектаров земли), 3 больницы, 16 медпунктов, 57 сельских клубов, 80 красных уголков. В эти же годы Учалинская МТС стала участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в г. Москве.

    Сейчас в районе 86 населенных пунктов, 22 сельских совета. Численность сельского населения — 36640 человек (42,8 тыс. — в 1970 г., 37,2 тыс. — в 1979 г., 32,1 тыс. — в 1989 г., 33,5 тыс. — в 1995 г.). Из них 75,3% — башкиры, 14,7% — татары, 9,2% — русские. Численность городского населения — 40771 человек.

     

    Социально-бытовые условия.

     

    В районе и городе 78 школ. Из них 32 средних, 13 основных, 31 начальная школа, 54 дошкольных, 7 внешкольных учреждений. Имеются 3 гимназии, 1 лицей, специальная коррекционная школа. В школах обучаются 14800 учащихся, в дошкольных учреждениях воспитываются 3000 детей. В системе образования работают около 2000 педагогических работников, из них 21 заслуженный учитель РБ, 165 отличников просвещения РБ и РФ, 110 учителей первой категории.

    Культурное обслуживание населения осуществляют 18 сельских домов культуры, 38 сельских клубов. Театральную жизнь активно представляют народные драматические театры г. Учалы, с. Учалы, д. Сайтак и д. Юлдаш. Действуют 4 детских музыкальных школы, городской краеведческий музей. Славу танцевальной школы учалинцев продолжают народные ансамбли танцев “Ляйсан”, “Койон”, детский народный ансамбль танца “Иремель”.

    Учалинская центральная библиотечная система объединяет 40 библиотек: 34 — сельские, 6 — городские, 2 — детские. Книжный фонд ЦБС составляет 546000 экземпляров книг. Библиотечные работники проводят много интересных мероприятий, тесно сотрудничают с писателями и учителями. На исторической родине героев открыты музеи Мусы Муртазина, Шакирьяна Мухаметьянова — Александра Матросова, Хакимьяна Ахметгалина. Издаются газеты на башкирском и русском языках “Яйык” и “Серп и молот”.

    Медицинское обслуживание осуществляется Центральной районной больницей, пятью участковыми больницами и более пятидесяти медицинскими пунктами. Квалифицированную помощь и профилактику болезней среди населения оказывают и проводят около одной тысячи медицинских работников и врачей-специалистов. Имеются санаторий-профилакторий ГОКа, детский санаторий-профилакторий “Урал”, дома отдыха “Ахуновский бор”, “Строитель”, “Уралочка”.

    Налажено автобусное сообщение внутри района и с городами Уфа, Белорецк, Сибай, Челябинск, Магнитогорск, Миасс. С каждым годом улучшается состояние дорог, асфальтируются улицы деревень, проводится газификация сел. Продолжается ввод в эксплуатацию новых школ, больниц, домов культуры.

    Районный центр — г. Учалы, город республиканского значения. Образован (1963 г.) в результате объединения населенных пунктов Малые и Новые Учалы, возникших при освоении Учалинского медноколчеданного месторождения. Основное предприятие — Акционерное общество “Учалинский горно-обогатительный комбинат”. Камнерезный цех комбината выпускает ювелирные изделия и сувениры из поделочных камней. Работают заводы металлургического машиностроения, железобетонных изделий, нерудных материалов, предприятие “Кровля”, швейная фабрика, предприятия бытового обслуживания. Производственные помещения, дома, школы, детские сады, дома культуры и другие учреждения воздвигнуты строительным трестом “Учалыстрой”. В городе функционируют музыкальное училище, горно-металлургический техникум, филиалы вузов, профтехучилище им. Героя Советского Союза Х. Ахметгалина, детская художественная школа, музыкальная школа, ДК “Горняк”, историко-краеведческий музей, центральная больница, библиотеки.

     

    На людях жизнь красна.

     

    Немало исторических личностей дала земля Яик-юрта. В памяти потомков оставили свои имена Мухамедьян Бузыкаев — генерал-майор, начальник 4-го башкирского кантона в 1832—60 гг., Зайнулла Расулев — религиозный деятель, знаменитый башкирский ишан (обладал способностью врачевания гипнозом, приемами тибетской медицины, даром пророчества), Габдрахман Расулев — муфтий, председатель Духовного управления мусульман Европейской части и Сибири в 1936—50 гг., Мансур Ибрагимов — депутат Законодательной комиссии Екатерины II, Аккужа-батыр — один из руководителей башкирского восстания в 1735—36 гг., Юсуп Арыков — старшина Барын-Табынской волости, руководитель башкирского восстания в 1735—36 гг., Бапана Турупбирдин — руководитель башкирского восстания в 1737—38 гг., Муса Килкин — тархан, полковник Пугачева, Кучербай Арсланов — старшина, полковник Пугачева, Абдулла Даушев — мурза, депутат Законодательной комиссии Екатерины II, Абдулнасир Наурузов — дворянин, участник Отечественной войны 1812 г., кавалер ордена Анны, Карас-сэсэн — башкирский народный сэсэн и батыр, Махмут-сэсэн — легендарный башкирский народный кураист, поэт-импровизатор, Исмагил Султанов — государственный деятель, народный комиссар внутренних дел БАССР в 1925—27 гг.

    На благодатной учалинской земле выросло много ярких личностей, которые оставили заметный след в истории республики. Среди них легендарный герой гражданской войны, видный государственный деятель, комбриг, историк и публицист Муса Лутович Муртазин. Его личный вклад в военное искусство отмечен серебряной шашкой с дарственной надписью и золотыми часами, он награжден двумя орденами Красного Знамени. Народная память хранит имя достойного своего сына — борца за свободу и независимость Башкортостана. Торжественно отметили учалинцы столетие со дня рождения Мусы Муртазина. В деревне Кучук открыт музей легендарного героя гражданской войны и крупного государственного деятеля. Его дочь Шаура Муртазина — режиссер, заслуженный деятель искусств Башкортостана и РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР.

    Герой Советского Союза Александр Матросов также является нашим земляком, его истинное имя — Шакирьян Мухаметьянов. Попытки установить истину в годы тоталитарной системы не увенчались успехом. На это потребовались годы кропотливого труда и упорных исследований, поиски документов и живых свидетелей, когда-то общавшихся с Шакирьяном Мухаметьяновым. Открытие музея героя в деревне Кунакбай было воспринято общественностью города и района как торжество справедливости, как долгожданный праздник. Ныне имя Шакирьяна — Александра Мухаметьянова с гордостью носит Кунакбаевская средняя школа, питомцы которой бережно хранят память о своем знаменитом земляке.

    Удостоены звания Героя Советского Союза Хакимьян Ахметгалин, Жавдат Сунагатуллин, Александр Серебрянников. А Мавлит Хилажетдинов и Ахнаф Хуснутдинов стали полными кавалерами ордена Славы.

    Не отстают учалинцы и на трудовом фронте. Труд многих работников отмечен высокими наградами. Присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда механизатору совхоза “Байрамгул” Яныбаю Ахметьянову, комбайнеру колхоза “Совет” Губаю Фаткуллину, трактористу колхоза “Коммунар” Фазулле Шаяхметову, комбайнеру колхоза имени Ленина Хакиму Мухутдинову, машинисту экскаватора Учалинского горно-обогатительного комбината Рамазану Нигматуллину.

    Самоотверженно трудились и трудятся на благо республики кандидат технических наук Адгам Шарафутдинов, кандидат экономических наук Муса Билалов, кандидат технических наук Салават Тупеев, министр народного образования республики в 1971—85 гг. Сабир Зиганшин, министр культуры в 1969—76 гг. Виль Каримов, генеральный директор АО “Башинформсвязь” Салават Гайсин, министр лесного хозяйства РБ Риф Казаккулов, министр здравоохранения РБ Сания Шагарова, заместитель министра культуры РБ Гульдар Муратова, заместитель министра народного образования РБ Минлибай Юлмухаметов...

    Учалинская земля взрастила немало деятелей науки, культуры и литературы, которые являются гордостью не только учалинцев, но и всего Башкортостана. Среди них Загиров Наиль Хайбуллович — заведующий кафедрой “Подземная разработка рудных месторождений” Красноярского ордена Трудового Красного Знамени института цветных металлов, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Еще в 1955 году он защитил кандидатскую диссертацию по разработке урановых руд. Сейчас он автор более сотни научных трудов, нескольких брошюр и книг. Нашими земляками являются Хайрулла Муртазин — доктор физико-математических наук, преподаватель Башгосуниверситета, Ишмухамет Галяутдинов — доктор филологических наук, академик, ректор Башкирского института искусств, Илдус Абдрахманов — доктор химических наук, Закия Терегулова — доктор медицинских наук, Булат Минасов — доктор медицинских наук, Борис Ахметшин — доктор филологических наук, Марат Мингажетдинов — кандидат филологических наук, Алим Зарипов — кандидат исторических наук...

    Писатели и поэты, как Талха Гиниатуллин, Газим Аллаяров, Нажибак Хафизов из села Ураз, Мухамет Хайдаров из села Ургун, Маулит Ямалетдинов из деревни Аслай, Рауф Насиров из деревни Кужай, Сабит Суфиянов, Рамзиля Хисаметдинова из села Сафар, Виль Гумеров из деревни Кубагуш, Гузель Галиева из села Имангул внесли и вносят огромный вклад в развитие башкирской литературы, обогащая ее неповторимым колоритом учалинской земли.

    Нижеследующие имена, как Флюра Кильдиярова — народная артистка Башкортостана, лауреат премии имени Салавата Юлаева, Нажия Аллаярова — народная артистка Башкортостана, заслуженная артистка РСФСР, Назифа Кадырова — народная артистка Башкортостана, лауреат премии имени Салавата Юлаева, Абрар Габдрахманов — композитор, заслуженный деятель искусств Башкортостана, Салават Низаметдинов — любимый композитор молодежи, Иршат Сиражетдинов — режиссер Башгосфилармонии, красноречиво говорят сами за себя. Без этих ярких и своеобразных талантов невозможно представить сегодняшнюю башкирскую культуру.

    Да, богат Учалинский край яркими, самобытными талантами и трудолюбивыми, добрыми людьми.

     

    (Из статьи "Здесь Азия встречается с Европой", опубликованой в журнале "Ватандаш", № 11, 2000 г)

    www.uchaly.ru

    Археологические памятники, древнее и средневековое население бассейна реки Ик

    Главная › История › Археологические памятники, древнее и средневековое население бассейна реки Ик.

    Археологические памятники Приуральского региона стали привлекать внимание ученых ещё в 19 веке. Однако исследования проводились за пределами современного Ермекеевского района.

    Только в 1902 году у деревни Александрова (село Верхний Кульчум Ермекеевского района — тогда Белебеевского уезда) провела раскопки московский археолог Вера Владимировна Гольмстен. Место нахождения материалов из раскопок не известно.

    Затем в течение почти семидесяти лет археологические исследования в районе не проводились.

    Территория Ермекеевского района в археологическом отношении остается еще слабо исследованной.

    Заселение как средней полосы России, в том числе и Приуралья, так и Ермекеевского района, который в эпоху последнего максимального (валдайского) оледенения входил в зону приледниковой лесостепи, стало возможным только после освоения древним человеком огня, навыков изготовления теплой одежды и жилищ.

    В ледниковый (примерно 14 тысяч лет назад) и послеледниковый (6-7 тысяч лет назад) период первобытные люди вели кочевой образ жизни. Поэтому археологические памятники, относящиеся к этой эпохе, встречаются редко. Можно только предположить, что тогда древний человек жил и на территории современного Ермекеевского района.

    В неолите население района знакомится также и с производственными отраслями хозяйства, в первую очередь, с животноводством.

    К неолиту относятся Старо-Шаховская стоянка, расположенная на мысу левого берега реки Кидаш, а также Рятамакская, находящаяся на высоком мысу, образованном террасами рек Ика и Ря.

    Эпоха энеолита сменяется бронзовым веком, время бытования которого в районе приходится на II тысячелетие до нашей эры. К бронзовому веку на территории района относятся памятники срубной культуры, индоиранского населения, занимавшего степи и лесостепи Урало-Поволжья и Подонья.

    Памятников срубной культуры на территории Ермекеевского района несколько десятков. Это стоянки близ села Старо-Тураево, на левом берегу реки Кидаш, а также у деревни Кулбаево, села Рятамак, деревни Абдрахманово, на правом берегу реки Ик, выше устья реки Ря и целый ряд других поселений.

    Особенно много на территории Ермекеевского района курганов, невысоких земляных насыпей, которые содержат древние захоронения. Возможно, их большая часть относится к срубной культуре эпохи бронзы. Курганы, высотой до полуметра, известны у села Старо-Шахово (4 кургана), две группы у села Суккулово (6 курганов), по 3 кургана у сёл Елань-Чишма, Абдулово, Рятамак, Ермекеево, Нижнеулу-Елга и в других местах.

    Раскопки под руководством Ю.А. Морозова проводились только на срубном поселении близ деревни Абдулово.

    Абдуловское поселение расположено в 1,5-2 км к югу от одноименного села Ермекеевского района. Площадка памятника находится на невысокой террасе правого берега реки Ик, близ северной оконечности старицы. С северо-восточной стороны памятник ограничен второй надпойменной террасой, с северо-западной — руслом родника, с юго-запада — руслом старицы.

    Площадь, занимаемая памятником, составляет около 1200 м². Поверхность поселения задернована. Вскрытая площадь на памятнике составила 472 м².

    На глубине 100-110 см в северо-восточной части раскопа просматривался контур жилищной впадины размером 8х10 метров, глубиной от общего уровня материка 44 см. В пределах жилища зафиксированы 4 хозяйственные ямы. Яма 1 имела овальную форму размером 308x153x20 см с пологой ступенькой вдоль края шириной 35 см. Яма 2 также была овальной формы размером 150х117×90 см. Она имела вертикальные стенки и сплошное дно. Яма 3 в диаметре составляла 220 см, глубина достигала 135 см. Однако полностью гумус выбрать из ямы не удалось, так как она стала заполняться водой. Видимо, яма в древности являлась колодцем. Яма 4 в диаметре имела 120 см, ее глубина равнялась 45 см.

    Пол жилища плавно понижался к середине котлована, где была ровная площадка размером 5х3,5 метров, по центру которой обнаружены 4 столбовые ямки. Отсутствие следов столбовых ямок по периметру позволяет предполагать наличие на памятнике жилища срубной конструкции. Наиболее характерным орнаментом для керамики Абдуловского поселения являются ломаные и горизонтальные линии, замкнутые и незамкнутые треугольники, ромбы, нанесенные гребенчатым штампом (57,7 %). Не менее распространен на памятнике орнамент в виде оттисков притупленным концом палочки, ногтевые вдавления, округлые и треугольные ямочные вдавления или резные насечки (28,9 %) — 9,6 % керамики имела прочерченный орнамент, небольшая серия керамики (0,8 %) орнаментирована оттисками полой трубочки, остальная орнаментированная керамика несет следы комбинированного декора.

    К изделиям из металла относится небольшой плоский нож, проколка, бронзовая подвеска извилистой формы с отверстием для привязи и с уплощенным рабочим краем и 5 кусков шлака. Изделия из кости представлены двумя подшлифованными трубочками, двумя обломками тупиков, 1 наконечником стрелы, проколкой, деталью конской узды.

    В нижних слоях культурного слоя найдены несколько кремневых орудий — 8 пластин, обломок наконечника дротика, несколько сколов и отщепов. Обнаружены 3 песта из галечника, 1 мотыга.

    Остеологический материал отражает преобладание в стаде крупного скота (крупный рогатый скот — 22 особи, лошади — 14, мелкий рогатый скот — 12, свинья — 6, лось и бобер по 1 особи).

    Население срубных поселений в своей хозяйственной деятельности не было строго привязано к поймам рек. Сами поселения имели разнообразное топографическое расположение.

    Основу хозяйства жителей поселков составляло скотоводство. На основании анализа костей Абдуловского и других поселений установлено, что в состав стада срубного населения входили все основные виды домашних животных: корова, овца, коза, свинья и лошадь. Совершенно очевидно, что основу животноводства составляло разведение крупного рогатого скота. Корова была основным источником питания буквально на всех поселениях срубной культуры. Свиней разводили в небольшом количестве. Состав стада позволяет скотоводческое хозяйство срубного населения считать придомным или пастушеским, основываясь на том, что крупный рогатый скот не приспособлен к длительным перекочевкам, а наличие в стаде свиньи привязывает животновода к постоянному поселению.

    По общепризнанному мнению, земледелие в хозяйстве срубного лесостепного населения играло заметную роль, но фактических материалов об этом у нас нет.

    На Абдуловском поселении Ю.А. Морозовым изучены в 1984 году остатки срубной постройки размером 6×11 метров. Здесь обнаружены хозяйственные ямы и колодец. Глубина котлована достигала 1,5 метров. Интересным сооружением в жилищах являются колодцы, встреченные на Куштирякском поселении. В жилищах же обычно располагались очаги кострового типа в ямах, заполненных глинистым проколом, золой, углем и хозяйственными отходами.

    Памятники эпохи раннего железа и средневековья на территории Ермекеевского района имеются, но они пока не изучены. Однако, судя по аналогии с соседними территориями, можно предполагать обитание здесь населения пьяноборской (фино-угорской) культуры, которое оставило многочисленные могильники и поселения чуть севернее, на территории Бакалинского района.

    Следующий этап в развитии населения района связан с появлением здесь башкир.

    Если для изучения древнейшей истории Ермекеевского края единственным источником являются археологические памятники, то средневековая история, особенно с конца первого тысячелетия нашей эры прослеживается и по документальным, письменным свидетельствам. Древнекитайские и древнетюркские, а также арабские и персидские хроники-летописи, записки европейских путешественников, труды историков и географов раннего средневековья позволяют представить довольно достоверно то, кто и как жил между Волгой и Уралом в те далекие времена, а современные исследования историков систематизируют эти свидетельства. Хотя в средневековых трактатах и современных публикациях не упоминаются ермекеевские села и деревни, реки и долины как места тех или иных значительных событий, но само географическое положение Ермекеевского района на стыке леса и степи, почти в центре путей «Великого переселения народов» в средневековье позволяет с большой долей вероятности реконструировать историю заселения и освоения здешних мест много сотен лет тому назад. В раннее средневековье через территории современного Ермекеевского района продвигались с Востока на Запад и гунны, и огузы, и печенеги («беженеги»), и кыпчаки (половцы). И только на рубеже 9-10 веков они стали местами проживания одного из тюркоязычных племен, которое разные авторы называли «башгирдами», «башжардами», «паскатирами», наконец «башкортами». Народ этот вел кочевой и полукочевой образ жизни, занимался скотоводством, охотой и рыболовством, чуть позднее стал и искусным пчеловодом. По свидетельству средневекового автора, они отличались свободолюбивым характером, были отличными конниками и воинами. Земли между Волгой и Уралом было довольно много, кочевой образ жизни затруднял объединение различных родственных племен в одно государство (этот процесс в конце первого тысячелетия протекал по всей Европе). Вместе с тем временные, не очень долговечные политические образования башкирских племен существовали уже в 10-11 веках и позднее. По мнению видного историка, академика Академии Наук Республики Башкортостан, член-корреспондента Российской Академии Наук Р.Г. Кузеева именно бассейн реки Ик, Бутульминско-Белебеевская возвышенность стали новой родиной башкир. Правда, это утверждение разделяется не всеми исследователями истории башкирского народа. В частности, один из авторов фундаментального труда «История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века», доктор исторических наук, профессор В.А. Иванов считает, что природные условия на территории современного Ермекеевского района затрудняли ведение кочевого скотоводства — для этого нужны были обширные пастбища, а в здешних местах ещё даже в 19 веке было много лесов, рельеф был пересечен оврагами и невысокими горами. По мнению В.А. Иванова, ермекеевские края древние башкиры могли использовать только как летние пастбища — «джейляу». К зиме они уходили на юг, в степи.Ближайшими соседями башкир были булгары, которые в 8 веке образовали одно из самых ранних государств в Восточной Европе — Волжскую или Великую Булгарию. Владения булгарского хана достигали реки Ик. Могущественный булгарский хан обложил своих близких «родственников» данью. Через булгар, которые еще в 922 году приняли мусульманскую религию, к башкирам стал проникать ислам. В 11 веке в ермекеевских краях появились кыпчаки — народ также тюркского происхождения. Название нового огромного государства было «Дешт-и-Кыпчак» («Кипчакская степь»). Влияние кыпчаков на предков ермекеевцев было довольно сильным. Оно больше всего сказалось в языке — и башкирский, и татарский языки лингвисты относят к кыпчакской группе тюркских языков.

    В 1236 году Башкирия и Булгария приняли на себя еще один сокрушительный натиск завоевателей с Востока — войска Бату-хана (хана Батыя). После смерти Чингиз-хана его держава распалась на полусамостоятельные государства — улусы. Ермекеевские земли вошли в «Улус Джучи», впоследствии в Золотую Орду.

    Монгольское завоевание и последовавшие за ним события способствовали миграции (переселению) значительной части башкир с берегов Яика, Кинеля и Ика на северо-восток в горнолесные районы Южного Урала и в Зауралье. Завоеватели обложили покоренное население натуральным налогом — «ясаком», заставляли нести воинскую и подводную повинности.

    В конце 14 — начале 15 веков. Золотая Орда распалась на четыре более мелких самостоятельных государства — Крымское, Казанское, Сибирское и Астраханское ханства, позднее появилось еще одно — Ногайская орда, правители которой носили титул «мурза». Таким образом, территория Башкортостана в 15-16 веках оказалась поделенной между Казанским и Сибирским ханствами и Ногайской Ордой. Территории современного Ермекеевского района вошли во владения казанских ханов. Управление краем, повинности населения и при новых правителях оставались почти такими же, как и при Золотой Орде. Однако распад Золотоордынского государства еще более ухудшил положение башкирского народа. Точно определенных границ между вновь образовавшимися ханствами не было. С одних и тех же улусов требовали ясак попеременно то баскаки и даруги казанского хана, то — ногайских мурз, еще наглее вели себя сибирские ханы. Да и башкирские бии и тарханы ездили за ярлыком то к казанскому хану, то к ногайским мурзам. Разделённость страны между тремя властителями сделали практически невозможным государственное объединение всех башкирских племен и родов.

    Не прекращавшаяся внутренняя борьба феодальной верхушки Казанского ханства за власть, непрерывные войны с Русским государством, попытки отдельных предводителей башкирских родов — биев добиться большей самостоятельности ослабляли Казанское ханство. Этим не преминуло воспользоваться Русское государство. В 1552 году войска московского царя Ивана IV Грозного после ожесточенного сражения штурмом взяли Казань, разграбили и разрушили город, истребили множество мирного населения. Еще до взятия Казани Иван IV разослал к подвластным казанскому хану народам послов с предложением принять их в свое подданство в обмен на обещание сохранить в неприкосновенности их вотчинные земли, традиции, обычаи, религию.

    После падения Казанского ханства первыми на эти предложения откликнулись западные башкиры, которые послали в Казань своих представителей — биев за «жалованными грамотами», почти так же, как еще недавно ездили туда же за ханскими ярлыками.

    Условия вхождения башкир в состав Русского государства были не очень обременительны — они обязывались платить такой же ясак, как и прежде платили казанскому хану, нести те же повинности по военной и дорожной части. Царское правительство обещало не посягать на внутрибашкирские дела.

    «Жалованные грамоты» представляли собой по существу те же ярлыки, которые родовая верхушка башкир получала от золотоордынских и казанских ханов. Подобный ярлык хан Сахибгарей, выдал одному из предков исламбахтинцев. Эти грамоты подтверждали не только обещанные царем Иваном IV права их получателей на свои земли, но и очень часто предоставляли им определенные привилегии — освобождение от ясака и других повинностей, право управлять своими сородичами взамен на обязанность служить «Белому царю». В шежере многих башкирских родов царь Иван IV именуется «Ак батша» — «Белый царь». В российскую историю Иван IV вошел как Иван Грозный, а в памяти татарского народа он запечатлен под именем «Яуыз (злой, жестокий) Иван».

    Среди первых башкир, кто принял русское подданство после падения Казанского ханства, были байляры, кыр-еланцы, то есть предки коренных обитателей ермекеевского края. Государственное управление башкирскими землями вначале осуществлялось из Казани, а в конце 16 века, с постройкой почти в центре Башкортостана города-крепости Уфа — Уфимским воеводой и Уфимской приказной избой. В то же время до конца 18 века сохранялось и деление Башкортостана на «дороги» — Казанскую, Ногайскую, Осинскую и Сибирскую, которые состояли из «волостей», территориально совпадавших с землями расселения крупных башкирских родов (племен). Территория современного Ермекеевского района принадлежала Байлярской и Кыр-Еланской волостям. Во главе волостей стояли старосты. В 18 веке их переименовали в старшин.

    Не получило распространения у башкир и крепостное право. Правда, нередко встречались туснаки — зависимые от состоятельных соплеменников башкиры. Однако они не являлись собственностью тех, у кого находились в услужении.

    С образованием в 1708 году губерний западный Башкортостан (Уфимская провинция) перешел в состав Казанской губернии, а Зауральская его часть подчинялась Сибирской губернии.

    В 1728 году Уфимская провинция находилась непосредственно в ведении Сената Российской империи, а в 1735-1744 годах управление ермекеевским краем осуществляла Оренбургская экспедиция, затем переименованная в одноименную Комиссию. В 1744 году была образована Оренбургская губерния. В 1781 году вместо Оренбургской губернии было создано Уфимское наместничество, состоявшее из 2-х областей — Уфимской и Оренбургской. Наместничество просуществовало до 1796 года, когда вновь была восстановлена Оренбургская губерния. Губернии в России делились на уезды, последние состояли из волостей. Ермекеевский район входил в состав Белебеевского уезда, однако в 1799 году большинство населения было выведено из подчинения местной администрации. Тогда башкиры и мишари были переведены в военно-служилое сословие, наподобие русских казаков, и переданы в непосредственное подчинение Оренбургскому генерал-губернатору. Они стали управляться кантонными начальниками и юртовыми старостами. Вначале было создано 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Башкиры и мишари освобождались от уплаты ясака, но зато были обязаны за свой счет нести военную службу. Впоследствии число кантонов достигло 25. Башкирское население Ермекеевского района входило в состав 8-го, затем 12-го, после разукрупнения кантонов — 21-го башкирского кантона. Часть жителей Абдулкаримово относилась к 5-му мишарскому кантону. Центр кантона находился в деревне Шланлыкулево (ныне Буздякский район). Основным занятием коренного населения района еще долгое время оставалось полукочевое скотоводство, пчеловодство, охота и рыболовство. Леса и реки ермекеевского края в те времена изобиловали и зверьем, и рыбой. Недаром один из притоков реки Ря носит название «Кутемалс» — богатая рыбой, мальком, а приток Стивензи называется «Кондозлы» — «Бобровая». Эти названия говорят сами за себя.

    Но в 18 веке, а может быть еще раньше ермекеевский край стали осваивать переселенцы как из соседних, так и отдаленных регионов России. Наличие больших площадей плодородных земель, разветвленная речная сеть, леса и луга, сравнительно низкая плотность заселения края, а также его отдаленность от административных центров делали его привлекательным для переселенцев — татар, русских, чувашей, мари, мордвы, удмуртов. Кого-то из них присылали власти на сторожевую и административную службу и вместо денежного довольствия, а чаще и вместе с ним, «жаловали» землями. Те, в свою очередь, переселяли на эти земли своих крепостных крестьян. Татары и чуваши, бежали в башкирские леса и степи, спасаясь от колониального гнета и насильственной христианизации. Русские бежали от помещичьей неволи или религиозных гонений (старообрядцы), наиболее предприимчивые стали строить заводы. Согласно «жалованным грамотам» русских царей Ивана IV, Федора Иоанновича, Михаила Романова и Соборного Уложения 1649 года Алексея Михайловича исконными владельцами земель в Башкирии являлись башкиры. Переселенцы заселяли свою новую родину с согласия башкир-вотчинников, кроме тех случаев, когда правительство волевым решением отчуждало землю для строительства городов и крепостей, казенных заводов и дорог, как например, тракта из Белебея в Бугульму через Абдулово («Катаржан юлы» — «Дорога каторжников») или же Нижне-Троицкого медеплавильного завода Ивана Осокина неподалеку от деревни Старо-Шахово на землях «картомленных» (арендованных) за мизерную плату. Огромное большинство пришлого населения составляло с башкирскими родами договоры о припуске их на землю в качестве вотчинников. Однако в 1736 году правительство разрешило продавать башкирские земли с согласия всей общины, а в 1738-1740 годах началось насильственное отчуждение земель тех башкир, которые участвовали в вооруженных восстаниях. Эти земли передавались за верность тем селениям, которые не бунтовали, а часто и помогали подавлять восстания. Документальных свидетельств об участии населения Ермекеевского района в восстаниях 1662-1664 годов, 1681-1684 годов, 1704-1711 годов, 1735-1740 годов, 1737 года, 1755-1756 годов пока не обнаружено, но в знаменитом восстании под руководством Е. Пугачева и Салавата Юлаева (1773-1775) предки ермекеевцев участвовали и довольно активно.

    Подавление этого восстания способствовало проникновению в ермекеевские края крупных русских помещиков — Ляховых, Суворовых и других. К середине 19 века Ермекеевский район стал поистине интернациональным [].

    Примечания и источники

    ermekeevsky-raion.ru

    Сайт города Октябрьский республики Башкортостан. История Башкортостана. Наш край в древности.

    § 1. Наш край в древности.

    Первобытные.

    В Бурзянском районе нашей республики находится пещера "Шулъган-Таш" Иначе ее называют Каповой пещерой. Войдем внутрь пещеры. На известковых стетжх. огромного подземного зала мы увидим различные рисунки. Красной минеральной краской древний художник изобразил дикую лошадь и двух мамонтов, идущих в разные стороны. Затем отдельно - фигуру еще одного мамонта. Ниже изображен носорог. В другом месте того же зала нарисованы идущие друг за другом бизон и три мамонта. Эти рисунки, выполненные рукой человека, говорят о том, что пещера в древности служила местом обитания людей. Здесь они скрывались от непогоды и хищных зверей. А на стенах пещеры изображены те животные, которые в то время водились в нашем крае. На них охотились люди каменного века, обитавшие здесь около 40 тысяч лет тому назад. Доказательством тому служат также кости мамонта, находимые во многих местах Башкирии, особенно по течению реки Белой и ее притокам. Природа нашего края была благоприятна для жизни человека с древнейших времен. Но она сильно отличалась от современной. До начала великого оледенения земли здесь произрастали могучие тропические леса, в которых водилось множество различных зверей. Ледник хотя и не дошел до территории современной Башкирии (его граница проходила в пределах современных Пермской и Кировской областей), но резко изменил климат в этих широтах. Изменился растительный и животный мир. Первобытные люди выжили потому, что они к этому времени научились пользоваться огнем и изготавливать теплую одежду. Об этом рассказывают также остатки поселений древнего человека, найденные археологами в других местах Башкирии В окрестностях столицы нашей республики Уфы археологи обнаружили ряд поселений людей каменного века. В археологических исследованиях окрестностей Уфы принимали участие и юные археологи - члены археологического кружка Уфимского Дворца пионеров. Они открыли поселение древних людей в 10-12 километрах от устья реки Уфы. В честь юных археологов этот памятник седой старины назвали "Селище Юнар" (юный археолог). Ближе к устью Уфы найдены еще два поселения древних людей. В Караидельском районе около устья реки Юрюзань обнаружены остатки каменных орудий в стадии их обработки. По-видимому, на этом месте была "мастерская" по изготовлению каменных орудий. Поселения людей каменного века обнаружены также на окраине города Давлекаково и в Абзелиловском районе. На месте этих поселений, расположенных на берегах озер, найдены каменные орудия и обломки глиняной посуды. Около XVI века до нашей эры люди, жившие на территории нашего края, стали делать орудия труда и оружие из меди и бронзы. Остатки поселений людей бронзового века раскопаны на берегах Белой, на мысу Баланбаш, у села Красный Яр, близ Стерлитамака, у села Береговка, близ Мелеуза и в других местах. Здесь найдены остатки древних жилищ-землянок, обломки костей домашних животных, бронзовые и медные орудия труда и оружие, обломки глиняной посуды. Во многих местах Башкирии раскопаны курганы - погребения древних людей бронзового века. Под насыпью курганов найдены бронзовые топоры, серпы, наконечники копий, ножи. Веря в загробную жизнь, люди снабжали умерших предметами, которыми они поль- зовались при жизни. Примерно с VII века до нашей эры люди научились добывать железную руду и выплавлять из нее железо, из которого стали изготавливать орудия труда и оружие. От этого времени на территории нашего края осталось много укрепленных поселений-городищ, которые располагались на высоких местах и защищались земляными валами и рвами. Такие крепости-городища найдены в окрестностях Уфы, у деревни Бектемирово Бирского района, у села Охлебинино Нуримановского района, в Гафурийском районе и в других местах. Около городищ раскопаны могилы людей железного века. В них обнаружены железные мечи, кинжалы, конские удила, наконечники копий и т. д. Появление крепостей-городищ и оружия, с которым люди почти никогда не расставались, говорит о том, что они постоянно ждали нападения. По-видимому, племена враждовали друг с другом и совершали набеги с целью захвата имущества. Таким образом, на протяжении тысячелетий, с древнейших времен, территория нашего края была заселена людьми, оставившими многочисленные следы своего обитания. Позднее их сменили башкирские племена. Коренное население нашего края - башкиры. Первое упоминание о них относится к X веку нашей эры. Арабский писатель и путешественник Ибн -Фадлан в 921 году проездом посетил Башкирию и оста-вил описание жизни древних башкир. Башкиры, по свидетельству Ибн-Фадлана, были многочисленным народом, ведущим кочевой образ жизни. Кочевали они по обширному пространству, лежащему по обе стороны Среднего и Южного Урала от Волги до Тобола. Помимо кочевого скотоводства, они занимались охотой, рыболовством и бортничеством - сбором меда диких пчел. Природа Башкирии благоприятствовала всему этому: в лесах водилось много разных зверей, реки и озера изобиловали рыбой. Основным оружием для охоты были луки и стрелы. Башкиры хорошо владели этим оружием. Причем они были великолепными наездниками, так как с раннего детства приучались к верховой езде. Жили башкиры в войлочных кибитках, которые перевозили с места на место. В X-XII веках башкиры жили родовыми общинами. Роды в свою очередь объединялись в племена, которые имели свои названия. По Южному Уралу кочевали племена: Бурзян, Кыпсяк, Юрматы и другие. Многие племена жили по нижнему течению реки Белой. По реке Деме на всем ее протяжении кочевало могущественное племя Мин. Во главе каждою рода и племени стояли старейшины - бии. Существовало и народное собрание племен и родов. Каждое народное собрание заканчивалось спортивными состязаниями по борьбе, скачкам и стрельбе из лука. К XIII веку родовой строй у башкир уже значительно разлагается. Родовые и племенные старейшины имеют в своем распоряжении большие табуны скота, гораздо больше, чем другие семьи. Богатые старейшины захватывают и всю полноту власти над рядовыми башкирами. Народное собрание теряет свое значение. Башкиры, подобно славянам, от родового строя перешли к феодальному, минуя рабовладельческий строй. Развитие феодализма шло у них очень медленно. Это объяснялось особенностью кочевого скотоводческого хозяйства. До XII века башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Затем в Башкирию через Булгарское ханство стал проникать ислам. Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию, которая помогала булгарской знати, а также верхушке самих башкир держать в повиновении трудовой народ. В начале XIII века Восточная Европа подверглась нападению монголо- татар. Вначале они обрушились на Булгарское ханство, под властью которого находились северо-западные племена башкир. После разгрома булгар в 1236 году Башкирия попала под власть монголов, а позднее вошла в состав Золотой Орды, основанной ханом Батыем в 1243 году. Башкиры платили золотоордынскому хану ясак - дань, взимаемую шкурами пушных зверей. Ясаком были обложены даже грудные младенцы. Помимо ясака башкиры поставляли хану лошадей для перевозки грузов и ханских послов. Во время военных походов ханы требовали участия в них коренных народов. По их требованию башкиры снаряжали за свой счет определенное количество воинов с годовым запасом продовольствия и запасными лошадьми. Ханские повинности никакими законами не ограничивались. Величина их определялась волей хана и была различной в разное время. Родовая знать башкирского общества жила в лучших условиях. Ханы старались привлечь ее на свою сторону. Знатные башкиры помогали им держать в повиновении простой народ. Мусульманская религия тоже приспосабливается к интересам завоевателей. Ее поддерживает и использует в своих интересах ханская власть. Золотоордынские ханы требовали обязательного исповедывания ислама у всех покоренных народов. Башкиры не мирились с властью Золотой Орды. Они вели борьбу против нее. Об этом рассказывается в народных песнях и сказаниях. Так, народная поэма "Кузы-Курпяч" повествует о том, как завоеватели после длительной кровопролитной борьбы подчинили народ своей власти. Но башкирские батыры поднялись на борьбу, чтобы "избавиться от опасности и всех избавить от пагубы". Но слишком велики были силы завоевателей - освободиться не удалось. В XIV-XV веках Золотая Орда распалась на Казанское, Сибирское, Крымское ханства и Ногайскую орду. Территория Башкирии оказалась разделенной на три части. Южная и центральная части ее попали под власть Ногайской орды; западная и северо-западная части - под власть Казанского ханства; восточная и северо-восточная части - под власть Сибирского ханства. Эти ханства находились в постоянной вражде между собой, а от междоусобных войн сильно страдало башкирское население. Башкирские феодалы были вассалами ногайских мурз, казанских и сибирских ханов. Они освобожда-лись от уплаты ясака, но обязаны были участвовать в войнах, которые вели мурзы и ханы. Вся тяжесть ясачного обложения ложилась на плечи трудящихся башкир. Кроме ясака, они несли повинности и в пользу своих феодалов.

    www.oktb-tower.narod.ru


    Смотрите также