Социальная организация первобытных людей состав и численность. Каменный век. Хозяйство и социальная организация.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каменный век. Хозяйство и социальная организация. Социальная организация первобытных людей состав и численность


Организация социальных групп в древности

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

Люди взаимодействуют друг с другом как отдельные личности или в составе групп — семей, хозяйств, общин и т. д. Они живут в сообществах с разной степенью социальной организации, что значительно влияет на их жизненный уклад. Реконструкция социального устройства в древности очень важна для археологов. Исследование доисторического социального устройства сосредоточено вокруг двух главных вопросов: размер и как оно было организовано.

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИДНК И АРХЕОЛОГИЯ

Генетика оказала значительное влияние на изучение истории эволюции человека. Современные методы молекулярной биологии сделали возможным обнаружение и анализ новых полиморфических генов (генов, присутствующих в слегка измененных формах в разных людях), что может представлять интерес с точки зрения медицины или антропологии. В генах всех людей зафиксирована их история. В последние годы особое внимание вызвало изучение митохондриальной ДНК (мтДНК), присутствующей вне ядра клетки в маленьких структурах, называемых митохондриями. Митохондриальная ДНК наследуется по женской линии и передается от матери потомкам практически в неизменном виде, за исключением редких изменений, вызванных мутацией. Крупномасштабные изучения мтДНК современных людей по всему миру показали, что имеются незначительные вариации мтДНК, что может вызвать предположение о том, что «разветвление» людей произошло сравнительно недавно. МтДНК африканцев являются самыми переменными, поскольку у них было больше времени для аккумулирования генетических изменений, что совпадает с теорией о том, что африканские линии человечества являются самыми древними.

Молекулярные биологи Ребекка Кэн, Марк Стоункинг и Алан Уильсон высказали предположение о том, что современное человечество произошло от единого анатомически современного населения, которое обитало в Тропической Африке 200 000 лет назад (Кэнн и другие — Cann and others, 1995). Эту гипотезу много критиковали и пересматривали, но теперь все более вероятным кажется, что Homo sapiens sapiens произошел в Африке, оттуда распространился по Старому Свету и, наконец, по Америкам. Митохондриальные исследования американского населения показали, что они связаны с сибирскими предками, как и можно было предположить.

О первых древних последовательностях ДНК сообщил шведский ученый Сванте Пяябо, который в 1985 году выделил и изучил ДНК из кожи додинастического египтянина из 4000 года до н. э. С тех пор ДНК выделяется с помощью современного метода полимеразной цепной реакции (PCR) из костей, зубов, остатков растений. Пяябо использовал этот метод на мозге человека, относящегося к 3000 году до н. э., из памятника Уиндовер, штат Флорида, и идентифицировал ряд мтДНК, ранее ненаблюдаемых в Северной Америке. Недавно ученые добились успехов в выделении ДНК из кости неандертальца возраста 50 000 лет и показали, что эти архаичные европейцы генетически отличны от современного человека. Анализ мтДНК древних скелетов человека с острова Пасхи в Тихом океане показал, что местом происхождения островитян является Полинезия и что эти острова были колонизированы с островов Товарищества (регион Таити) до 500 года н. э.

Молекулярная биология играет все более важную роль в изучении древнего населения и его миграции.

Стадии социальной организации

Вопросы масштабности социального охвата общества играют важную роль, так как они дают возможность археологам изучать не только сложность отдельных сообществ, но и то, как они взаимодействуют с другими сообществами. Археологи рассматривают социальное устройство в древности с помощью общих концептуальных схем, предложенных антропологами. Такие схемы особенно значимы при рассмотрении культурной эволюции человека. Антрополог Элман Сервис в своей классической работе «Социальное устройство примитивного общества» (1971) определил три уровня социально-культурной эволюции, которые дают общую рамку для того, чтобы проследить эволюцию социального устройства от первых простых семейных структур древних охотников-собирателей до сложных высокоорганизованных государственно-образующих сообществ древних цивилизаций.

Все теории о культурной эволюции основаны на положении, что человеческие сообщества изменялись во времени и общей тенденцией является нарастающее усложнение культуры человека и социальных институтов. Разные виды занятий разделили человеческие сообщества на стаи, племена и государства. Эта классификация получила широкое признание, но и во многом подвергалась критике за чрезмерную жесткость. Из-за этого сложного и противоречивого положения многие археологи предпочитают более широкое деление на группы, под которое подпадают и категории Сервиса.

Догосударственные сообщества — это небольшие сообщества, в основе которых лежит община, стая или деревня. По степени своей политической интеграции они различаются на три категории.

1. Стаи являются автономными и самодостаточными группами, обычно состоящими из нескольких семей. Они эгалитарны — лидерство обычно зависит от опыта и личных качеств отдельных людей, а не от политической власти.

2. Племена, как и стаи, эгалитарны, но для них характерен более высокий уровень социальной и культурной сложности. В них развились основанные на родстве механизмы приспособления к более оседлой жизни, для перераспределения пищи и организации некоторых общинных работ. Некоторые более сложные сообщества охотников-собирателей, включая тихоокеанские северо-западные группы, можно классифицировать как племенные, большинство из них ассоциируется с земледелием. В эгалитарных сообществах в принятии решений главную роль играет общественное мнение.

3. Сообщества, руководимые вождями, вождества. Они возглавляются людьми с необычными ритуальными, политическими и предпринимательскими способностями, часто их трудно отделить от племен. Такое сообщество все еще основано на родственных связях, но имеет более строгую иерархическую структуру. Власть в нем сосредоточена в руках могущественных вождей. В них большая плотность населения, чем в племенах, признаки социального ранжирования выражаются в обладании материальными ценностями. Степень сложности сообщества различается и зависит от многих факторов, включая распределение населения по местности. Таитянские вожди правили сильными и постоянно ссорящимися между собой вождествами, часто ссоры перерастали в жестокие войны. Сложные миссисипианские сообщества американского Среднего Запада и Юга процветали в начале 2-го тысячелетия н. э., они создали интенсивную торговую сеть и поддерживали ритуальные контакты на больших территориях.

Сам термин «вождество» является крайне противоречивым, и существует много его определений (Эрл — Earle, 1991; Йоффе — Yoffee, 1993). В настоящее время его считают в основном политической единицей, в которой местная автономия на уровне поселения или стаи формирует власть, при которой верховный вождь контролирует ряд поселений. В вождествах социальная стратификация и социальное неравенство формируются в меньшей степени, чем в древних государствах, по отношению к которым они являются альтернативным путем социального развития.

Государственно-организованные сообщества действуют на высоком уровне. Для них характерны централизованное социальное и политическое устройство, классовая стратификация и интенсивное сельское хозяйство. В них существуют сложные политические структуры, постоянные правительственные институты и твердые представления о социальном статусе (Фаган и Скарр — Fagan and Scarre, 2003).

Государственно-организованные сообщества управляются полностью оформившимся правящим классом, власть и привилегии которого поддерживаются светской и религиозной бюрократией, по крайней мере примитивной системой правосудия, и системой ранжированных классов аристократии, воинства, торговцев, священнослужителей, бюрократии, крестьянства и, возможно, рабов. Правитель обладает огромным богатством и часто считается полубожеством. Египетские фараоны были монархами от бога и обладали абсолютной властью. Они владели всей землей и управляли государственной религией. Фараоны законно правили веками посредством сложной иерархии чиновников, среди которых главные были представлены практически наследственными династиями (Кемп — Kemp, 1989). Многие государственные сообщества, такие как майя и инки, были жестко организованными со строгим делением на аристократию, ремесленников и прочих. Только экстраординарные воинские заслуги или чрезвычайно ревностное религиозное служение могли позволить отдельным счастливчикам попасть в высочайшие классы общества (Таунсенд — R. E. Townsend, 1992). Все члены общества, даже рабы, точно знали свое место в нем.

Государственно-организованные сообщества являлись основой древних цивилизаций Юго-Западной Азии, Китая и Америки, они являлись предтечами классических цивилизаций Греции и Рима.

Социальное ранжирование

Социальное неравенство стало характерной чертой жизни человека с момента возникновения земледелия приблизительно 10 000 лет назад и стало институтом цивилизации за 3000 лет до н. э. Социальное ранжирование (социальные различия между отдельными людьми, общинами и другими единицами общества) существует в нескольких формах. Одна из форм заключается в социальном различии между отдельными людьми (часто отражается в надгробиях), включая взаимоотношения между отдельными людьми, общинами и более широкими сообществами, что видно при изучении архитектуры, структуры поселений, распределения предметов роскоши, таких как золотые украшения (глава 11). Другая форма заключается в социальном разнообразии (этнической принадлежности), социальном неравенстве, которая отражается между группами внутри сообщества.

Получить представление о социальном ранжировании можно множеством разнообразных путей. Материальные свидетельства о материальном благополучии, такие как горы золотых украшений в усыпальницах или тонкой работы сосуды для пития, заставляют предположить некую форму ранжирования, при котором богатство концентрировалось в руках немногих. Об этом же говорят и изощренные дворцы, и общественные здания, такие как микенские дворцы в Греции или шумерские храмы в Месопотамии, великие ритуальные центры майя в Тикале и Паленке. Такие здания строили как символические декларации о политической, социальной и религиозной власти. Тикаль, например, является символической моделью духовного мира майя, наполненной священными горами, деревьями и пещерами (рис. 15.2). Возможно, что самым искусным примером таких зданий является кхмерский храм Ват в Ангкоре в Камбодже, являющийся удивительным описание буддистского мира и строившийся по повелению божественных царей в течение приблизительно сорока лет в XV веке н. э. (рис. 16.3).

Рис. 16.3. Ангкор Ват, Камбоджа. Храм является символическим описанием буддистского космоса. В храм входят по мощенной дорожке в галерее длиной 150 метров, которая увенчана башней. Вдоль галереи идет балюстрада, украшенная многоголовыми змеями

Рис. 16.3. Ангкор Ват, Камбоджа. Храм является символическим описанием буддистского космоса. В храм входят по мощенной дорожке в галерее длиной 150 метров, которая увенчана башней. Вдоль галереи идет балюстрада, украшенная многоголовыми змеями

Многие из таких монументов, например Храм бога Солнца Амуна в Карнаке, Египет, украшались статуями и живописью верховных правителей, в данном случае — фараонов, часто вместе с богами. Иероглифы и детали царских костюмов постоянно напоминают о монаршей власти и данной богами власти.

Выводы о социальном ранжировании иногда можно сделать, исследуя здания и планы поселений. В Теотихуакане имеются все признаки того, что это был тщательно спланированный город, в нем были специальные районы для рынков, для ремесленников, верховные жрецы и аристократия жили в домах по соседству с улицей Мертвых, которая рассекала город на части (рис. 15.12). В таких случаях достаточно легко идентифицировать дома, принадлежащие разным классам общества, как по их архитектуре, так и по отличительных артефактам, находимым в них (рис. 16.4).

 Рис. 16.4. Город Хараппа, цивилизация Мохенджо-Даро, 2-е тысячелетие до н. э. Ширина самых широких улиц составляла 9 метров, монотонные дома выгходили на улицы глухими кирпичными стенами

Рис. 16.4. Город Хараппа, цивилизация Мохенджо-Даро, 2-е тысячелетие до н. э. Ширина самых широких улиц составляла 9 метров, монотонные дома выгходили на улицы глухими кирпичными стенами

Археология мертвых

Захоронения являются самым важным источником о доисторическом социальном устройстве и социальном ранжировании (Браун — J. A. Brown, 1971). Захоронение тела в действительности является минимальной частью погребальной практики в каком-либо обществе. Ритуалы похорон обычно отражаются не только в положении тела в могиле, но также и в украшениях и погребальной утвари (в том числе мебели). Содержимое могилы, очень богатой или чрезвычайно бедной, является барометром социального статуса. Египетский фараон Хуфу затратил огромные ресурсы на возведение своей пирамиды и погребального храма в Гизе (рис. 16.5). Тысячи людей переместили 2,3 миллиона известняковых блоков весом от 1,5 до 2,5 тонны только для строительства пирамиды за 23 года правления этого фараона.

Рис. 16.5. Пирамиды в Гизе, Египет

Рис. 16.5. Пирамиды в Гизе, Египет

Египетские пирамиды возводились в высокоцентрализованном государстве в течение более века ценой огромных затрат. Затем неожиданно эти же ресурсы были перенаправлены на другие работы и в другие провинции, как если бы в самой природе египетского общества и правительства произошли резкие изменения (Лернер — Lerner, 1997). Археологи до сих пор пытаются разгадать социальный и политический смысл этого сдвига.

Иногда различающийся статус захоронений может указывать на то, что общество было жестко ранжировано. Когда Леонард Вулли проводил раскопки древнединастических царских захоронений в Уре Халдейском в Месопотамии, он обнаружил большое кладбище из 1850 могил (Вулли — Woolley, 1943). Шестнадцать из них сохранились благодаря замечательной погребальной обстановке. Царские гробницы находились в более ранних слоях кургана, а склеп, состоящий из нескольких комнат, был сооружен в середине огромной траншеи. Тела были убраны каскадами золотых украшений и изделиями из полудрагоценных камней; золотые и серебряные украшения находились возле гробов, несколько слуг были принесены в жертву, чтобы они сопровождали умерших. Когда склеп был закрыт, весь двор заполнил могильный ров, люди приняли яд и их тела были уложены в соответствии с протоколом (рис. 16.6). Вулли смог идентифицировать различных по чину придворных по их украшениям. В противоположность всей этой роскоши, людей, имевших обычный статус, хоронили завернутыми в циновки или в скромных гробах.

Рис. 16.6. Гипотетическая реконструкция похорон в Уре. Выполнена Леонардом Вулли

Рис. 16.6. Гипотетическая реконструкция похорон в Уре. Выполнена Леонардом Вулли

В таких захоронениях — могилах фараонов или даже вождей эпохи железного века в Европе — ясно отражается ранжирование общества. Но что можно узнать об организации социума для менее богатых сообществ, где различие в социальном статусе и ранге выражены в меньшей степени? Для археологов очень важно распознавать подобное неравенство, так как степень социального ранжирования часто является мерой размера и сложности общества. Часто бывает, что ранги появляются тогда, когда веками устанавливавшиеся фамильно-родственные связи заменяются правителями, которые правят намного более развитыми социальными системами. Браун указывал (Браун — Brown, 1981), что такие факторы, как возраст, пол, способности, личность и даже обстоятельства смерти могут оказать влияние на то, как человек похоронен. Свидетельства ранжирования могут быть выявлены не только из погребальной обстановки и знаков отличия, оставленных при покойных, но и из положения могил в селении или на кладбище или даже из символических отличий, которые трудно обнаружить в археологическом материале (О’Ши — O’Shea, 1984). (См. вставку «Открытия».) В целом, однако, чем более могущественной становится власть правителя, тем больше усилий и средств затрачивается на похороны. Подобная же щедрость может также распространяться на его ближайших друзей и родственников (Чэпмэн и другие — R. Chapman and others, 1981).

ОТКРЫТИЯНУБИЙСКИЕ ЦАРИ КЕРМА, СУДАН

Выпускник Гарвардского университета Джордж Райснер (1867–1942) изучал археологию у известного британского египтолога Флиндерса Петри перед Первой мировой войной. Как и его наставник, он полагал, что важен даже самый маленький артефакт. Он был одним из первых археологов, проводивших раскопки египетской Нубии, сейчас являющейся частью Судана. В 1913 году он обнаружил серию царских погребальных курганов в Керме, столице когда-то могущественного африканского государства начала 2-го тысячелетия до н. э.

Цари жили в важном государстве и отправлялись в свой последний путь с большой пышностью. Райснер описал царские захоронения, в которых было много небольших помещений с большим количеством жертв обрядовых убийств. Используя пятна на полу, Райснер подсчитал, что в день похорон убивали, по крайней мере, 400 человек, включая членов семьи покойного правителя. Райснер выдвинул предположение, что жертвы входили в помещения, ложились в позах покоя и затем их заживо закапывали. Многие тела лежали так, что передавали ощущение страха, покорности, у многих были такие конвульсии, которые бывают при медленном удушении. Взрослые лежали главным образом в спокойных позах, но некоторые молодые женщины заползали под кровати и другую мебель и там медленно умирали. Некоторые мертвые держали головы руками или клали руки между ног. Некоторые обнимали друг друга. Райснер утверждал, что акт жертвоприношения являлся жестом лояльности, успокоения и целостности, который обеспечивал продолжение царской жизни в вечности.

Райснер (1923) живо описал картину плача и скорбного песнопения, по мере того как похоронная процессия двигалась к погребальному холму (рис. 16.7). Тело царя укладывали в его усыпальнице, вокруг располагали подношения, жены и слуги занимали места в своих усыпальницах, «возможно, они кричали или произносили только те слова, которые требовались в этом месте». Затем по сигналу ожидающая толпа начинала корзинами песка засыпать открытые отверстия в усыпальнице, где находились еще живые люди. По мере того как песок поднимался, «шелест страха» окутывал умирающих, и они исчезали из виду. В городе забивали скот в честь умершего правителя, к западу от кургана разделывали туши и готовили мясо, черепа животных складывали большим полукругом (полумесяцем) на южной стороне кургана. Образная реконструкция Райснера была основана на внимательном изучении материала и тщательных раскопках.

Рис. 16.7. Царское захоронение в керме. Толпы людей торопятся завершить могильный холм

Рис. 16.7. Царское захоронение в керме. Толпы людей торопятся завершить могильный холм

Миссисипианский церемониальный центр в Маундвилле, штат Алабама, процветал в XIII и XIV веках н. э. На огороженной деревянным частоколом территории площадью 150 гектаров на реках реки Блэк Уорриер находилось более 20 курганов, на вершинах которых стояли храмы или жилища элиты. В Маундвилле были проведены раскопки более 3000 могил. Археолог Крис Пиблз (Chris Peebles,1987) применил кластерный анализ для серии найденных более чем в 2000 могилах керамических сосудов с моделями похорон в качестве метода их дифференциации на группы по социальному ранжиру. Пиблз обнаружил, что людей высокого ранга хоронили в земляных курганах или поблизости от них со сложной погребальной обстановкой, включая медные артефакты. Вторую группу людей хоронили с меньшим количеством погребальных предметов и не в курганах, а людей самого низкого ранга хоронили на краю поселения почти без погребальной утвари (Пиблз — Peebles, 1987). Пиблз разработал также социально-иерархическую лестницу для Маундвилля, на вершине которой находились семь захоронений, все мужские (рис. 16.8).

Рис. 16.8. Маундвилль, Алабама. Пирамидоподобная социальная иерархия захоронений, разработанная Пиблзом на основании анализа более чем двух тысяч могил. Артефакты, перечисленные напротив отдельных скелетов, являются погребальными предметами, найденными рядом с ними

Рис. 16.8. Маундвилль, Алабама. Пирамидоподобная социальная иерархия захоронений, разработанная Пиблзом на основании анализа более чем двух тысяч могил. Артефакты, перечисленные напротив отдельных скелетов, являются погребальными предметами, найденными рядом с ними

Изучение социального устройства в древности не может быть легким, особенно когда отсутствуют письменные или устные материалы. Но археология мертвых дает обильные материалы для исследований.

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

В этот день:

Нет событий

Свежие записи

arheologija.ru

Люди палеолита [Жизнь] — население, общество, структура, сословия, быт, культура, вики — WikiWhat

Образ жизни в палеолите

Поселения

Для поддержания жизни людям палеолита требовались обширные площади. Крупных поселений в древнекаменном веке как таковых не было. Для того чтобы население смогло прокормиться собирательством и охотой, его плотность должна была быть очень низкой. Поселения с небольшим количеством жителей должны были отстоять друг от друга на десятки километров, что лимитировалось площадями охотничьих угодий.

Стоянки палеолита на территории России

см. Стоянки палеолита на территории России

Охота и собирательство

Племена людей палеолита перемещались вслед за объектами охоты. Такой образ жизни сохранялся в некоторых регионах мира до недавнего времени. Численность населения была подвержена колебаниям в зависимости от состояния биологических ресурсов, точно так же, как и у животных. Как свидетельствуют ученые, изучающие тропические развивающиеся страны, экологическая приспособляемость первобытных племён является характерной для всего пояса с экстремальными условиями жизни, как в аридных, так и в арктических районах. В частности, бушмены Калахари отличаются весьма сложной моделью поведения: они способны быстро переходить от занятий собирательством к охоте и обратно в зависимости от меняющихся климатических условий и тем самым менять образ жизни. В периоды потеплений, ухудшавших условия ведения оленеводства, современные ненцы переключались на охоту и на ловлю рыбы.

Питание

Энергетические затраты охотника каменного века составляли около 16-18 кДж (4-5 кКал), которые он компенсировал забирая энергию (питание) из биосферы в том же объёме.

Сознание и мышление

см. Первобытное сознание

Исследования племен, сохранивших до последних десятилетий образ жизни времен палеолита показывают несостоятельность представлений о примитивизме людей живущих на уровне каменного века. Они воспринимали окружающий мир и отдельные его части в целостности и стремились изучать их такими, какими они им представлялись. Мышление первобытных людей было не только практичным, но и с определенного периода магическим. В основе его лежала вера в возможность человека изменять реальность силой своего желания.

Социальная организация палеолита

В связи с самодостаточностью, в охотничьем обществе отсутствует классовое разделение (или выражено минимально). Конечно, не стоит идеализировать абсолютное равенство первобытных людей, но оно не шло в никакое сравнение с классовыми различиями более поздних земледельческих народов.

«Научно-технический» уровень общества каменного века могли нести в себе очень небольшие человеческие общины. Племя каменного века было способно воспроизводить себя и свою культуру, имея в своем составе несколько сотен человек. Этого хватало, чтобы хранить обычаи, навыки охоты на разных зверей, знания о растениях, способы изготовления оружия и одежды, строительства простейших жилищ.

Охотничье общество не могло перейти на более высокий технический уровень. Огромные расстояния плюс отсутствие развитой транспортной техники делали невозможными массовый обмен продуктами и идеями между поселениями. Отсутствие излишков продуктов не давало возможности содержать профессионалов, специализирующихся на чём-то отличном от непосредственного добывания пищи — т.е. не могло быть ни ремесленников, ни управленцев. Всё это делало невозможным создание городов, а значит и возникновение цивилизации.

Взаимосвязь человека и природы

Влияние человека на природу

Палеолит — это период наибольшего экологического соответствия человека природной среде. В период палеолита использовалась исключительно мускульная энергия животных и человека, отрицательного влияния на природу практически не было, т.к. по сути человек сам являлся её неотъемлемой частью. Промысловое и собирательское освоение в период палеолита не приводило к изменению ландшафтов.

В палеолитический период развития самое большее, на что был способен человек — влиять на животный мир, то есть на самый слабый компонент природы. Впрочем, современный опыт наблюдений за образом жизни охотничьих народов показывает, что для них не характерно подрывать собственную кормовую базу. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Влияние природы на человека

Влияние природы на человека в первоначальный период его развития — палеолит — было значительным. Барьером, который культура поставила между человеком и природной средой, стали одежда и жилище. Именно они решили для человечества проблему приспособления к внетропическим условиям географической среды.

В то же время к медленным (эволюционным) изменениям в природе человек адаптировался вместе с другими представителями экосистемы, но катастрофические явления могли серьезно влиять на человека задавая (или изменяя) вектор его развития. К таким относятся экологические катастрофы.

Неолитическая революция

см. Неолитическая революция

На этой странице материал по темам:
  • Жизнь людей каменного века

  • Палеолит рост людей

  • Как повлияло охота и собирательство на людей

  • Социальная организация эпохи палеолита

  • Образ жизни людей палеолита

wikiwhat.ru

Каменный век. Хозяйство и социальная организация.

Стр 1 из 40Следующая ⇒

Эпоха камня - период формирования человека и становления основных свойств человеческого бытия.

Каменный век делится на палеолит (древнекаменный век) — начинается 2,5-2 млн. лет назад, который в свою очередь делится на нижний (ранний) палеолит, средний (120-40 тысяч лет назад), верхний (поздний) палеолит (40-12 до н.э).

Переходный от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (меднокаменный век) - 3 тыс. до н.э. - Весь период истории до появления первых государств и письменности принято именовать первобытно - общинным (употребляется еще термин «доистория»).

В эпоху камня, началось заселение человеком территории Казахстана. Природные условия в то время резко отличались от современных, основными представителями фауны Казахстана были такие крупные животные как мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь и др. Климатические условия резко менялись. распространения палеолитических культур: в районе Сары-Арки и хребта Каратау (стоянки Борыказган, Танирказган, Казангап и др.). Орудия труда в основном представлены рубилами различных форм (бифасы - двусторонние, унифасы - односторонние) - они были грубыми и массивными. Но постепенно наблюдается переход к менее массивным и лучше обработанным орудиям - микролитам, В палеолите человек научился пользоваться огнем.

Охота играет ведущую роль в хозяйстве периода палеолита. Способы охоты были разнообразны: загон с применением огня, ловчие ямы и т.д. Большой толчок развитие охотничьих орудий получило вследствие вымирания крупных животных, когда объектом .охоты стали мелкие животные, охота на которых с копьем была менее продуктивной. Именно тогда изобрели лук и стрелы. В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей с помощью гарпунов и примитивных крючков из кости. Человек также занимался собирательством.

«Первобытное человеческое стадо» или «праобщина» появилось вместе с выделением человека из животного мира. Праобщина была неустойчивой структурой и постепенно уступала место более прочной форме общественной организации, т.к. устойчивые иерархические объединения могли наиболее успешно бороться за существование. Этой формой стал материнский род. Реальной основой для упрочнения социальных связей были стихийно возникшие узы кровного родства. Во- вторых можно предполагать, что это родство могло устанавливаться только по материнской линии. Переход к родовому строю подтверждается и археологическими данными (коллективные Жилища).

В позднем палеолите в качестве жилищ люди использовали пещеры, стали строить искусственные жилища - наземные и землянки. Человек в это время научился шить.

Мезолит (от греческого «мезос»-средний)отступление ледников.В это время складывается близкий современному состав флоры и фауны. Исчезновение «мамонтового» фаунистического комплекса.появляются элементы земледелия и скотоводства,рыболовческое,собирательско-охотничье хозяйство.В мезолите широкое употребление получают луки и стрелы, происходит изменение в технике изготовления орудий труда.

В эпоху неолита первобытное общество обретает новую структуру. Племена имели своё название, территорию, диалект и др. особенности. В неолите человечество научилось изготовлять первый искусственный материал - керамику. Неолит по всем параметрам является революционной эпохой. В это время появляются производящие формы хозяйства: земледелие и скотоводство. В эпоху неолита территория всего Казахстана была плотно заселена небольшими воинственными племенами, переходящими от охотничьего образа жизни к коневодству, к древней металлургии и земледелию.

В эпоху энеолита на территории Казахстана произошла доместикация (одомашнивание) лошади, что известно по археологическим находкам на территории Северного Казахстана (Ботайская культура). Ботайцы - первые коневоды на нашей территории в древности. В энеолитических поселениях обнаружено огромное количество костей лошадей.

По поводу этнических процессов, происходивших в то далекое прошлое, можно сказать, что Казахстан, возможно, являлся ареалом возникновения индоевропейской и урало-алтайской общностей, от которых происходят многие современные народы.

 

mykonspekts.ru

Каменный век. Хозяйство и социальная организация — Мегаобучалка

Эпоха камня - период формирования человека и становления основных свойств человеческого бытия.

Каменный век делится на палеолит (древнекаменный век) — начинается 2,5-2 млн. лет назад, который в свою очередь делится на нижний (ранний) палеолит, средний (120-40 тысяч лет назад), верхний (поздний) палеолит (40-12 до н.э).

Переходный от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (меднокаменный век) - 3 тыс. до н.э. - Весь период истории до появления первых государств и письменности принято именовать первобытно - общинным (употребляется еще термин «доистория»).

В эпоху камня, примерно миллион лет назад, началось заселение человеком территории Казахстана. Природные условия в то время резко отличались от современных, основными представителями фауны Казахстана были такие крупные животные как мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, пещерный медведь и др. Климатические условия на протяжении всего каменного века резко менялись. Мамонты и шерстистые носороги были обречены на гибель, возможно, что какую-то роль в этом сыграла и деятельность человека.

В нашей стране выделяют две зоны распространения палеолитических культур: в районе Сары-Арки и хребта Каратау (стоянки Борыказган, Танирказган, Казангап и др.). Орудия труда в основном представлены рубилами различных форм (бифасы - двусторонние, унифасы - односторонние) - они были грубыми и массивными. Но постепенно наблюдается переход к менее массивным и лучше обработанным орудиям - микролитам, В палеолите человек научился пользоваться огнем.

Охота играет ведущую роль в хозяйстве периода палеолита. Способы охоты были разнообразны: загон с применением огня, ловчие ямы и т.д. Большой толчок развитие охотничьих орудий получило вследствие вымирания крупных животных, когда объектом .охоты стали мелкие животные, охота на которых с копьем была менее продуктивной. Именно тогда изобрели лук и стрелы. В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей с помощью гарпунов и примитивных крючков из кости. Человек также занимался собирательством.

«Первобытное человеческое стадо» или «праобщина» появилось вместе с выделением человека из животного мира. Праобщина была неустойчивой структурой и постепенно уступала место более прочной форме общественной организации, т.к. устойчивые иерархические объединения могли наиболее успешно бороться за существование. Этой формой стал материнский род. Реальной основой для упрочнения социальных связей были стихийно возникшие узы кровного родства. Во- вторых можно предполагать, что это родство могло устанавливаться только по материнской линии. Переход к родовому строю подтверждается и археологическими данными (коллективные Жилища). Важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т.е запрещение брачных отношений внутри рода. Постепенно возникла индивидуальная организация - объединение двух экзогамных родов в одно постоянное взаимобрачное эндогамное племя. Первой формой брака был групповой брак (при нём все члены рода имели право и должны были вступать в брак с членами другого). Постепенное развитие брачных отношений приводит к сложению парного брака.

В позднем палеолите в качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними стали строить искусственные

жилища - наземные и землянки. Находки костяных иголок свидетельствуют, что человек в это время научился шить.

Мезолит (от греческого «мезос»-средний) знаменателен изменениями в климате, это связано прежде всего с отступлением ледников. В это время складывается близкий современному состав флоры и фауны. Также в данное время идет поиск новых способов обеспечения средств существования в связи с исчезновением «мамонтового» фаунистического комплекса. В одних регионах появляются элементы земледелия и скотоводства, в других рыболовческое и собирательско-охотничье хозяйство. В мезолите широкое употребление получают луки и стрелы, происходит изменение в технике изготовления орудий труда, их размер не зависел от размеров камня.

В эпоху неолита первобытное общество, в котором господствовал коллективный труд и общая собственность на средства производства, обретает новую структуру. Племена имели своё название, территорию, диалект и др. особенности. В неолите человечество научилось изготовлять первый искусственный материал - керамику. Неолит по всем параметрам является революционной эпохой. В это время появляются производящие формы хозяйства: земледелие и скотоводство. В эпоху неолита территория всего Казахстана была плотно заселена небольшими воинственными племенами, переходящими от охотничьего образа жизни к коневодству, к древней металлургии и земледелию.

В эпоху энеолита на территории Казахстана произошла доместикация (одомашнивание) лошади, что известно по археологическим находкам на территории Северного Казахстана (Ботайская культура). Ботайцы - первые коневоды на нашей территории в древности. В энеолитических поселениях обнаружено огромное количество костей лошадей.

По поводу этнических процессов, происходивших в то далекое прошлое, можно сказать, что Казахстан, возможно, являлся ареалом возникновения индоевропейской и урало-алтайской общностей, от которых происходят многие современные народы.

 

megaobuchalka.ru

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана.

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана.

Эпоха камня - период формирования человека и становления основных свойств человеческого бытия. Изучение проблемы происхождения человека породило огромное количество различных теорий, которые можно свести к двум основным концепциям - философско-религиозной (человека создал Бог) и материалистической, согласно которой человек произошел от животных в результате эволюции и трудовой деятельности.

Каменный век делится на палеолит (древнекаменный век) — начинается 2,5-2 млн. лет назад, который в свою очередь делится на нижний (ранний) палеолит, средний (120-40 тысяч лет назад), верхний (поздний) палеолит (40-12 до н.э). Палеолит включает в себя эпохи: Олдувай, Ашель, Мустье, Солютре, Ориньяк и Мадлен. Мезолит (среднекаменный век) охватывает период с 12 по 6 тыс. до н.э. Новокаменная эпоха (неолит) датируется 6-4 тыс. до н.э. Переходный от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (меднокаменный век) - 3 тыс. до н.э. - Весь период истории до появления первых государств и письменности принято именовать первобытно - общинным (употребляется еще термин «доистория»).

В эпоху камня, примерно миллион лет назад, началось заселение человеком территории Казахстана. Природные условия в то время резко отличались от современных, основными представителями фауны Казахстана были такие крупные животные как мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, пещерный медведь и др. Климатические условия на протяжении всего каменного века резко менялись. Мамонты и шерстистые носороги были обречены на гибель, возможно, что какую-то роль в этом сыграла и деятельность человека.

В нашей стране выделяют две зоны распространения палеолитических культур: в районе Сары-Арки и хребта Каратау (стоянки Борыказган, Танирказган, Казангап и др.). Орудия труда в основном представлены рубилами различных форм (бифасы - двусторонние, унифасы - односторонние) - они были грубыми и массивными. Но постепенно наблюдается переход к менее массивным и лучше обработанным орудиям - микролитам, В палеолите человек научился пользоваться огнем.

Охота играет ведущую роль в хозяйстве периода палеолита. Способы охоты были разнообразны: загон с применением огня, ловчие ямы и т.д. Большой толчок развитие охотничьих орудий получило вследствие вымирания крупных животных, когда объектом .охоты стали мелкие животные, охота на которых с копьем была менее продуктивной. Именно тогда изобрели лук и стрелы. В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей с помощью гарпунов и примитивных крючков из кости. Человек также занимался собирательством.

«Первобытное человеческое стадо» или «праобщина» появилось вместе с выделением человека из животного мира. Праобщина была неустойчивой структурой и постепенно уступала место более прочной форме общественной организации, т.к. устойчивые иерархические объединения могли наиболее успешно бороться за существование. Этой формой стал материнский род. Реальной основой для упрочнения социальных связей были стихийно возникшие узы кровного родства. Во- вторых можно предполагать, что это родство могло устанавливаться только по материнской линии. Переход к родовому строю подтверждается и археологическими данными (коллективные Жилища). Важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т.е запрещение брачных отношений внутри рода. Постепенно возникла индивидуальная организация - объединение двух экзогамных родов в одно постоянное взаимобрачное эндогамное племя. Первой формой брака был групповой брак (при нём все члены рода имели право и должны были вступать в брак с членами другого). Постепенное развитие брачных отношений приводит к сложению парного брака.

Существующее уже в праобщине естественное разделение труда получило дальнейшее развитие. Мужчины - охотники, женщины - собиратели и хранительницы домашнего очага, дети и старики помогали трудоспособным сородичам. Старики, кроме того, обычно были хранителями коллекционного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Эта специализация способствовала росту производительности труда, вела к четко выраженному половозрастному делению, положившему глубокий отпечаток на всю общину. Инициациями принято называть комплекс обрядов, отмечающих возрастной рубеж перехода подростков в категорию взрослых.

В позднем палеолите в качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними стали строить искусственные  жилища - наземные и землянки. Находки костяных иголок свидетельствуют, что человек в это время научился шить.

К верхнему палеолиту также относятся первые захоронения людей, что свидетельствует о зарождении религиозных представлений в ту эпоху. Природа и человек в ранних религиозных представлениях людей мыслились слитными, и это сказалось- во всех видах - в тотемизме, фетишизме, анимизме, магии. Развитие языка шло параллельно с развитием хозяйственной деятельности человека.

Мезолит (от греческого «мезос»-средний) знаменателен изменениями в климате, это связано прежде всего с отступлением ледников. В это время складывается близкий современному состав флоры и фауны. Также в данное время идет поиск новых способов обеспечения средств существования в связи с исчезновением «мамонтового» фаунистического комплекса. В одних регионах появляются элементы земледелия и скотоводства, в других рыболовческое и собирательско-охотничье хозяйство. В мезолите широкое употребление получают луки и стрелы, происходит изменение в технике изготовления орудий труда, их размер не зависел от размеров камня.

В эпоху неолита первобытное общество, в котором господствовал коллективный труд и общая собственность на средства производства, обретает новую структуру. Племена имели своё название, территорию, диалект и др. особенности. В неолите человечество научилось изготовлять первый искусственный материал - керамику. Неолит по всем параметрам является революционной эпохой. В это время появляются производящие формы хозяйства: земледелие и скотоводство. В эпоху неолита территория всего Казахстана была плотно заселена небольшими воинственными племенами, переходящими от охотничьего образа жизни к коневодству, к древней металлургии и земледелию.

В эпоху энеолита на территории Казахстана произошла доместикация (одомашнивание) лошади, что известно по археологическим находкам на территории Северного Казахстана (Ботайская культура). Ботайцы - первые коневоды на нашей территории в древности. В энеолитических поселениях обнаружено огромное количество костей лошадей.

По поводу этнических процессов, происходивших в то далекое прошлое, можно сказать, что Казахстан, возможно, являлся ареалом возникновения индоевропейской и урало-алтайской общностей, от которых происходят многие современные народы.

У первых коневодов сформировался культ лошади и ряд основополагающих элементов кочевого быта. Они находят отражение в священном для казахов понятии «алаш» / «алаша». У индоеворпейских народов от первые пегих лошадей (алаша ат) берет начало мифологический образ крылатого коня - «пегас», в то же время в древнем словаре индоевропейских народов слово пеку /пеки - означает «лошадь», «личное движимое имущество У богатство», «скот» и т.д. От древнего «алаша ат» - славянское - «лошадь». В силу многих причин еще в древности племена Великой степи начали заселять территории Запада и Юга, создавая в них государства и основы современной цивилизации.

В это время получило развитие эстетическое миропонимание — искусство. Доказательством художественной деятельности позднепалеолитических племен Казахстана в основном служат гравюры на скалах, основной сюжет которых составляют изображения - шерстистого носорога, быка-тура, бизона. Наряду с гравюрой в Казахстане обнаружены образцы наскальной живописи. Это изображения быка в горах Бектау ата, росписи в пещере Аулие-тас в Баянауле и в Бухтарминском гроте.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

www.elim.kz


Смотрите также