Как ученые называли первобытного человека из танзании. Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Открытый урок обобщения по истории казахстана "Появление древнего человека". Как ученые называли первобытного человека из танзании


Тесты по истории Казахстана

  1. Вариант

1.Назовите,где впервые был найден скелет питекантропа?

А.ущелье Олдувай

В. местность Неандерталь в Германии

С. Остров Ява

2.Как ученые назвали первобытного человека из Танзании (Восточная Африка)

А. «человек разумный»

В. «человек умелый»

С. «человек прямоходящий»

3. Какой период охватывает ранний палеолит?

А. 2,6 млн - 40 тыс.лет до.н.э

В. 140-40 тыс. лет до.н.э.

С. 40-100 тыс. лет до.н.э.

4. Какой период охватывает поздний палеолит?

А. 40 тыс. до н.э. — 12 тыс. лет до н.э.

В. 2млн 500 тыс. – 40-35 тыс. лет до н.э.

С. 40-100 тыс. лет до н.э.

5.Занятие первобытных людей?

А.ювелирное дело

В. собирательство

С. рыболовство

6. Метод, применяемый для заострения каменного орудия?

А. отесывание

В. метод ретуши

С. резка

7.Место находки кроманьонского человека?

А. Англия

В. Германия

С. Франция

8.Когда появились первые люди на территории Казахстана?

А. 5 миллионов лет назад

В.1 миллионов лет назад

С.3 миллионов лет назад

9.Кто был правителем рода?

А. вождь

В. охотник

С. земледелец

10.Как решались проблемы рода?

А. голосованием

В. на общем голосовании

С. выборами

2 вариант

1.Назовите,где впервые был найден неандерталец?

А. Остров Ява

В. местность Неандерталь в Германии

С. местечке Тешикташ

2. Как ученые назвали первобытного человека из Восточной Африки?

А. питекантроп

В. синантроп

С. австралопитек

3.Ручное рубило и скребло были изобретены?

А. 60-30 тысяч лет назад

В.800-120 тысяч лет назад

С. 1 миллион лет назад

4. Какой период охватывает поздний палеолит?

А. 40-12 тыс.лет до.н.э

В. 2,6 млн- 800 тыс.лет до.н.э

С. 140-40 тыс.лет.до.н.э

5.Кто занимался только охотой?

А.женщины

В.мужчины

С.старейшины

6.Сколько было волн переселения древнейшего человека из Африки в Азию?

А.2

В. 4

С.8

7.Место находки Австралопитека?

А.Остров Ява

В. Северный Китай

С. Восточная Африка

8.Местонахождение древнейших орудий труда?

А.Германия

В. ущелье Олдувай

С. Алтай

9.Как называется запрет на брак между членами одного рода?

А.полигамия

В. эндогамия

С.экзогамия

10. Назовите время появления «человека разумного»?

А.6-3 тысяч лет назад

В. 40-30 тысяч лет назад

С. 40-12 тысяч лет назад

infourok.ru

Тест на тему: "Жизнь древнейших людей"

Тест. Жизнь древнейших людей.

6 класс

  1. Как ученые назвали первобытного человека из Танзании (Восточная Африка):

а) «человек умелый» в) «человек разумный»

б) «человек прямоходящий» г) «человек пещерный»

2. Где впервые был обнаружен скелет питекантропа:

а) в Америке в) в Англии

б) в Танзании г) на острове Ява

3. Когда появились первые люди на территории Казахстана:

а) 5 миллионов лет назад в) 3 миллиона лет назад

б) 1 миллион лет назад г) 4 миллиона лет назад

4. Местонахождение древнейших орудий труда:

а) Алтай в) ущелье Олдувай

б) Прииртышье г) Германия

5. Занятие первобытных людей:

а) собирательство в) рыболовство

б) плавка металла г) ювелирное дело

6. Кто занимался только охотой:

а) дети в) старейшины

б) мужчины г) женщины

7. Первым жилищем человека были:

а) шалаши в) дупла деревьев

б) пещеры г) хижины

8. Ручное рубило и скребло были изобретены:

а) 60-30 тысяч лет назад в) 800-120 тысяч лет назад

б) 1 миллион лет назад г) 100-90 тысяч лет назад

9. Метод, применяемый для заострения каменного орудия:

а) обстругивание в) метод ретуши

б) резка г) отесывание

10. Когда проходило всеобщее похолодание на Земле:

а) когда установился жаркий климат в) в эпоху бронзы

б) в ледниковом периоде г) в эпоху всемирного потопа

11. Сколько было волн переселения древнейшего человека из Африки в Азию:

а) 10 б) 8 в) 2 г) 1

12. Период позднего палеолита охватывает время:

а) 3 тыс. – 1 тыс. лет до н.э. в) 2,6 млн. – 140 тыс. лет до н.э.

б) 40-12 тыс. лет до н.э. г) 6 тыс. – 3 тыс. лет до н.э.

д) 10 тыс. – 6 тыс. лет до н.э.

13. Человек, сформировавшийся в позднем палеолите:

а) «человек прямоходящий» в) «человек умелый»

б) «человек китайский» г) «человек разумный»

д) «человек пещерный»

14. Место находки кроманьонского человека:

а) Африка в) Франция

б) Германия г) Англия

15. название общности близких родственников:

а) семья в) человеческое стадо

б) родовая община г) материнский род

16. Как решались проблемы рода:

а) выборами в) на общем собрании

б) голосованием г) военной силой

17. Кто был правителем рода:

а) земледелец в) воин

б) охотник г) вождь

18. Как называется запрет на брак между членами одного рода:

а) аменгерство в) смешанный брак

б) экзогамия г) эндогамия

19. В какую эпоху появились лук и стрелы:

а) в раннем палеолите в) в мезолите

б) в неолите г) в энеолите

20. Тонкие каменные пластины длиной 1-2 см называются:

а) наконечник стрелы в) зернотерка

б) микролит г) скребок

21. Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение:

а) бифаса в) рубила

б) скребков г) микролитов

22. Оружие, повысившее роль охоты:

а) кирка в) шило

б) мотыга г) лук

23. Когда началось таяние ледников:

а) около 14 тысяч лет назад в) около 13 тысяч лет назад

б) около 10 тысяч лет назад г) около 15 тысяч лет назад

24. Современный животный мир сформировался в:

а) энеолите в) эпоху бронзы

б) мезолите г) палеолите

25. где в Казахстане было обнаружено жилище эпохи мезолита, площадь которого достигала 40-60 кв. метров:

а) в Приишимье в) в Прииртышье

б) в отрогах хребта Каратау г) в Приуралье

infourok.ru

Открытый урок обобщения по истории казахстана "Появление древнего человека"

Открытый урок

на тему:

6-класс

урок-обобщение

Провела учитель истории:

Горевая Наталья Васильевна

2015-2016 учебный год

Класс: 6 «б» История древнего Казахстана

Тема урока: «Жизнь древнейших людей» урок-обобщение

Цели:

- повторить, закрепить знания по разделу «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники», создать условия для их практического применения;

-способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативной компетенции, умению работать в группе, применять свои знаний на практике, формировать навык само и взаимооценки;

-способствовать воспитанию интереса к предмету, формированию ответственного отношения к результатам своего труда.

Ожидаемый результат: учащиеся на практике применяют знания: версии о происхождении человека, периодизацию каменного века, этапы формирования предков человека, характеризуют изменения в природно-климатических условиях, орудиях труда и занятиях древнего человека, определяют особенности появления древних людей в Казахстане. Учащиеся умеют применить знания на практике, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Тип урока: обобщение и применение знаний.

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная, оформленная доска, рисунки, карта древнего Казахстана, презентация, компьютер, маркеры, постеры.

Форма урока: урок-соревнование «Путешествие по станциям»

Ход урока:

1.Орг.момент.

А) Здраствуйте ребята! (садитесь) Кого нет в классе?

-В начале урока мы проведем тренинг. Посмотрите, ребята, друг на друга, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. 

(10мин)

На сегодняшнем уроке мы повторим изучения истории древнего Казахстана. Цель нашего урока повторить, закрепить знания по разделу «Жизнь древнейших людей. Для этого ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по историческим знаниям, в ходе которого вы должны показать, что вы хорошо изучили жизнь древнейших людей. Мы будем работать в группе и самостоятельно.

Б) Определение капитана, ведущего подсчет очков команды за задания.

Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Наше путешествие мы будем совершать на поезде времени. Вы знаете, что все поезда идут от станции к станции, и нам необходимо будет на каждой станции выполнить какое – то задание, чтобы двинуться дальше.

План урока.

  1. Мозговая атака 

  2. Самостоятельная работа

  3. Станция. «Хронологическая»

  4. Станция. «Знатоки терминов»

  5. Станция. «Археологическая»

  6. Станция. «Казахстанская»

  7. Станция «Историческая мозаика»

  8. Тест

Каждая станция будет для вас небольшим испытанием, начало нам надо взять билеты.

  1. Мозговая атака ( Раздаю вопросы-билеты, учащиеся отвечают) (2мин)Билет №1. Как ты думаешь, зачем нужно изучать историю?

(Мы должны изучать свою историю, историю других народов и стран для того чтобы больше узнать о жизни наших предков, а также обогатить свои познания)Билет №2. Когда появились первые люди на территории Казахстана?(1млн.лет назад)

Билет №3. Как ученые назвали первобытного человека из Танзании?(Восточная Африка)

« человек умелый»

Билет №4. Что обозначает выражение «труд создал человека»?Билет №5. Когда был ледниковый период? (около 100тысяч лет назад)

II. Самостоятельная работа в тетради)  Соотнесите теорию и её содержание.

(3 мин)

Теория Содержание

  1. Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянами

  1. Религиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космоса

  1. Эволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животного

  1. Космическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьян

  1. Радиационная теория

Д. Человек был создан богом

1 - …., 2 - …., 3 - ….. 4 - …., 5 - ….. (соотнесите цифру и букву)

Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите и опишите облик древнейших людей.

  • Были покрыты шерстью, походили на обезьян.

  • Имели грубое лицо.

  • Широкий приплюснутый нос.

  • Выступающие вперед челюсти.

  • Низкий уходящий назад лоб.

  • Над глазами валик, под которыми скрыты глаза.

  • Сутулость, неустойчивая походка.

Станция-3. «Казахстанская»

Завершите постер. «Древние люди в Казахстане» 10 мин.(5мин)

Как охотились древнейшие люди?

Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, посмотрим видеоролик. показ 2 видеоролика

Уровневые задания:

Станция-4. «Хронологическая»

Завершить таблицу периодизацию каменного века

(раздаточный материал команде) (3мин)

КАМЕННЫЙ ВЕК

Периоды каменного века

Хронологические рамки

Особенности

ПАЛЕОЛИТ

а) ранний палеолит

Олдувай

Ашель

Мустье

б) поздний палеолит

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

4.Станция «Знатоков терминов»

Допишите к определениям термины (раздаточный материал)

Термин

Определение

Первоначальный коллектив древнего человека

Способ обработки камня

Постоянный, устойчивый коллектив родственников

Мелкое орудие труда (1-2 см)

Орудие труда, обработанное с двух сторон

Короткое метательное копье

Орудие труда, обработанное с одной стороны

Главенство в роду женщины

Средний каменный век

Переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему это

Станция-5. «Археологическая»

3.Работа с картой.

  1. Где жили древнейшие люди?

  2. Подпиши на карте стоянки палеолита: Шакпаката, Арыстанды, Бориказган, Шабакты, Семизбугы, Шульбинка, Батпак.

  3. Подпиши на карте стоянки мезолита: Акимбек, Дузбай, Мичурино, Явленко

4. "Предки современного человека”

Команда получает рисунок "Этапы формирования современного человека”.

Восстановите последовательность, вам надо подписать под рисунками названия предков современного человека.

(Материал разрезается и систематизируется учащимися в виде схемы)

Станция-6. «Историческая мозаика»

5. Составь предложение из данных слов.

ИЗ КАМНЯ ЧОППЕР ПЕЩЕР ЧОППИНГ УМЕЛИ КАРАТАУ ТРУДА, ОРУДИЯ ЖИТЕЛИ И КОТОРЫЕ НАЗЫВАЛИСЬ ИЗГОТАВЛИВАТЬ

Жители пещер Каратау умели изготавливать орудий труда из камня которые назывались чоппер и чоппинг.

Станция-7. Тест. 5мин (2мин)

1. Где впервые был обнаружен скелет питекантропа?

     А) в Англий

     В) в Танзании

     С) на острове Ява2. Обработка камня рядом мелких ударов для увеличения прочности называется:

     А) Ретушь

     В) Чоппинг

     С) Бифас3. Какой период охватывает мезолит?

     А) 2,6млн. – 40 тыс. лет до н.э.

     В) 12-5 тыс. лет до н.э.

     С) 5-3 тыс. лет до н.э.

4. К какой эпохе относится стоянка Ащысай?

     А) Поздний палеолит

     В) Ранний палеолит

     С) Средний палеолит

5.  Чем человек отличается от других животных:

А) он ходит на двух ногах;

Б) его тело не покрыто шерстью.

он одевается;

С) он умеет изготавливать орудия труда;

6. Эпоха когда зародилась скотоводство

А) мезолит

Б) палеолит

С) неолит

7. Место находки кроманьонского человека?

а) Англия

Б) Германия

С) Франция

8. Какое животное было раньше всех приручено?

а) лошадь

Б) собака

С) кошка

9. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

С) в государстве

10. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

А) цари

Б) жрецы

С) старейшины

Рефлексия. 2 мин.

Ребята оцените наш урок. Прием «Большого пальца»

палец поднят вверх - урок понравился

палец горизонтально - урок не вызвал положительных эмоций

палец вниз - урок не понравился

Итог урока  3 мин.Самооценка. Выставление оценок за урок. 

Слово учителя: И так, мы с вами почти добрались до дома. Мы перемещаемся в 2015 год.

Дaвайте сделаем вывод по нашему путешествию. Мы завeршили путешествие, вы показали свои знания и умения. Вы молодцы!

Домашнее задание. Творческое задание составить кроссворд на выбор по материалу 1 раздела.

Оценочный лист

Ф.И.О

Мозговая атака

Самостоятельная работа

Постер

Уровневые задания:

Тест

Общая

оценка

Критерий

Асемгуль

25-24 – «5»

23-21 – «4»

20-18 – «3»

17-0 – «2»

Бауыржан

Андрей

Роман

Руслан

Теория Содержание

  1. Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянами

  1. Религиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космоса

  1. Эволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животного

  1. Космическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьян

  1. Радиационная теория

Д. Человек был создан богом

Теория Содержание

  1. Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянами

  1. Религиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космоса

  1. Эволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животного

  1. Космическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьян

  1. Радиационная теория

Д. Человек был создан богом

Теория Содержание

  1. Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянами

  1. Религиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космоса

  1. Эволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животного

  1. Космическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьян

  1. Радиационная теория

Д. Человек был создан богом

Теория Содержание

  1. Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянами

  1. Религиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космоса

  1. Эволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животного

  1. Космическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьян

  1. Радиационная теория

Д. Человек был создан богом

Билет №1

Как ты думаешь, зачем нужно изучать историю?

Билет №2

Когда появились первые люди на территории Казахстана?

Билет №3

Как ученые назвали первобытного человека из Танзании?

Билет №4

Что обозначает выражение «труд создал человека»?

Билет №5

Когда был ледниковый период?

Термин

Определение

Первоначальный коллектив древнего человека

Способ обработки камня

Постоянный, устойчивый коллектив родственников

Мелкое орудие труда

(1-2 см)

Орудие труда, обработанное с двух сторон

Короткое метательное копье

Орудие труда, обработанное с одной стороны

Главенство в роду женщины

Средний каменный век

Переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему это

«Историческая мозаика»

Составь предложение из данных слов.

ИЗ КАМНЯ ЧОППЕР ПЕЩЕР ЧОППИНГ УМЕЛИ КАРАТАУ ТРУДА, ОРУДИЯ ЖИТЕЛИ И КОТОРЫЕ НАЗЫВАЛИСЬ ИЗГОТАВЛИВАТЬ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа с картой

  1. Где жили древнейшие люди?

  2. Подпиши на карте стоянки палеолита: Шакпаката, Арыстанды, Бориказган, Шабакты, Семизбугы, Шульбинка, Батпак.

  3. Подпиши на карте стоянки мезолита: Акимбек, Дузбай, Мичурино, Явленко

hello_html_mdd55114.png

КАМЕННЫЙ ВЕК

Периоды каменного века

Хронологические рамки

Особенности

ПАЛЕОЛИТ

а) ранний палеолит

Олдувай

Ашель

Мустье

б) поздний палеолит

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

Тест

1. Где впервые был обнаружен скелет питекантропа?

     А) в Англий

     В) в Танзании

     С) на острове Ява2. Обработка камня рядом мелких ударов для увеличения прочности называется:

     А) Ретушь

     В) Чоппинг

     С) Бифас3. Какой период охватывает мезолит?

     А) 2,6млн. – 40 тыс. лет до н.э.

     В) 12-5 тыс. лет до н.э.

     С) 5-3 тыс. лет до н.э.

4. К какой эпохе относится стоянка Ащысай?

     А) Поздний палеолит

     В) Ранний палеолит

     С) Средний палеолит

5.  Чем человек отличается от других животных:

А) он ходит на двух ногах;

Б) его тело не покрыто шерстью.

он одевается;

С) он умеет изготавливать орудия труда;

6. Эпоха когда зародилась скотоводство

А) мезолит

Б) палеолит

С) неолит

7. Место находки кроманьонского человека?

А) Англия

Б) Германия

С) Франция

8. Какое животное было раньше всех приручено?

А) лошадь

Б) собака

С) кошка

9. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

С) в государстве

10. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

А) цари

Б) жрецы

С) старейшины

ГОМИНИДЫ

(человекобразные обезьяны)

ПИТЕКАНТРОП

(человек прямоходящий)

НЕАНДЕРТАЛЕЦ

АВСТРАЛОПИТЕК

(человек умелый)

СИНАНТРОП

(человек прямоходящий)

КРОМАНЬОНЕЦ

(человек разумный)

ЧЕЛОВЕК

СОВРЕМЕННОГО ТИПА

hello_html_m5fa32d2b.jpg

infourok.ru

Когда и где из природы выделился первобытный человек? - Мои статьи - Каталог статей

Гомо хабилис — человек умелый. Так был назван первобытный человек за умение изготавливать орудия труда из камня и считающийся прародителем рода человеческого.Многие десятилетия ученые пытаются определить возраст человечества. До некоторых пор на основании находок, сделанных в разных частях планеты, считалось, что древнейшими людьми на Земле были питекантропы и синантропы, жившие «всего» восемьсот-четыреста тысяч лет назад, и что самой ранней культурой древнего каменного века — палеолита — была так называемая шелльская культура. Но новые открытия заставили вскоре пересмотреть эти цифры. В 1959-1960 годах известный английский антрополог, палеонтолог и археолог Луис Лики вместе со своей женой археологом Мэри Лики, проводя раскопки в Олдувайском ущелье, расположенном на севере Танзании, в Восточной Африке, обнаружили в древнем слое ущелья множество примитивных каменных орудий с явными следами искусственной обработки. А рядом были найдены кости существа, получившего тогда название гомо хабилис — «человек умелый». Близкое соседство костей и каменных орудий не оставляло сомнений: творцом этих орудий и был человек умелый.Сколько же лет назад жил гомо хабилис?

С помощью современных радиоизотопных методов удалось уста-новить, что он жил около двух миллионов лет назад. Тогда это была сенсация. Ведь в Олдувайском ущелье была обнаружена культура древнее шелльской на миллион лет. По месту находки она получила название «олдувайская»...Так было положено начало серии интереснейших открытий в Восточной Африке.В 1967-1971 годах на юге Эфиопии, в долине реки Омо, впадающей в озеро Рудольф, ученые американо-франко-кенийской экспедиции обнаружили каменные орудия той же олдувайской культуры. Но возраст этих орудий оказался еще большим — два миллиона сто тысяч лет!

В 1972 году сын Луиса Лики — Ричард Лики, проводя раскопки на восточном берегу озера Рудольф в Северной Кении, обнаружил новое скопление орудий древностью в два миллиона шестьсот тысяч лет. Еще одна сенсация — самое древнее творение человеческих рук из всех найденных когда-либо! Творец этих инструментов жил на несколько сотен тысяч лет раньше человека умелого из Олдувайского ущелья.И в этом же, 1972 году экспедицией была сделана еще одна находка. Она вызвала самую большую сенсацию. Из земли извлекли череп высокоразвитого существа, жившего в Восточной Африке... два миллиона восемьсот тысяч лет назад! Объем мозга его составлял восемьсот кубических сантиметров — примерно столько же, сколько у питекантропов с острова Ява, живших на два с лишним миллиона лет позже.

Через несколько лет там же, в Восточной Африке, на северо-востоке Эфиопии, в долине реки Аваш, американо-франко-эфиопская экспедиция нашла несколько скелетных остатков, которые также принадлежат представителям рода человеческого. Их возраст еще больше — около 3,5 миллиона лет.Все дальше в прошлое отодвигается время рождения человечества. Точной даты пока нет.. Но археологи всего мира уже сейчас убеждены: олдувайская культура действительно была самой ранней культурой древнего каменного века, с нее и началось становление человека и первобытного общества. Надо ждать новых открытий, которые окончательно подтвердят уже полученные факты о том, что возникновение древнейшей человеческой культуры произошло на территории Восточной Африки более трех миллионов лет назад.

uchltel-lstoria.ucoz.org

Открытый урок обобщения по истории казахстана Появление древнего человека

Открытый урок

на тему:

6-класс

урок-обобщение

Провела учитель истории:Горевая Наталья Васильевна

2015-2016 учебный год

Класс: 6 «б» История древнего КазахстанаТема урока: «Жизнь древнейших людей» урок-обобщениеЦели:- повторить, закрепить знания по разделу «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники», создать условия для их практического применения;-способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативной компетенции, умению работать в группе, применять свои знаний на практике, формировать навык само и взаимооценки;-способствовать воспитанию интереса к предмету, формированию ответственного отношения к результатам своего труда.Ожидаемый результат: учащиеся на практике применяют знания: версии о происхождении человека, периодизацию каменного века, этапы формирования предков человека, характеризуют изменения в природно-климатических условиях, орудиях труда и занятиях древнего человека, определяют особенности появления древних людей в Казахстане. Учащиеся умеют применить знания на практике, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.Тип урока: обобщение и применение знаний.Оборудование: раздаточный материал, интерактивная, оформленная доска, рисунки, карта древнего Казахстана, презентация, компьютер, маркеры, постеры.Форма урока: урок-соревнование «Путешествие по станциям»Ход урока:1.Орг.момент.А) Здраствуйте ребята! (садитесь) Кого нет в классе?-В начале урока мы проведем тренинг. Посмотрите, ребята, друг на друга, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. (10мин)На сегодняшнем уроке мы повторим изучения истории древнего Казахстана. Цель нашего урока повторить, закрепить знания по разделу «Жизнь древнейших людей. Для этого ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по историческим знаниям, в ходе которого вы должны показать, что вы хорошо изучили жизнь древнейших людей. Мы будем работать в группе и самостоятельно.Б) Определение капитана, ведущего подсчет очков команды за задания.Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Наше путешествие мы будем совершать на поезде времени. Вы знаете, что все поезда идут от станции к станции, и нам необходимо будет на каждой станции выполнить какое – то задание, чтобы двинуться дальше.План урока.Мозговая атака Самостоятельная работаСтанция. «Хронологическая»Станция. «Знатоки терминов»Станция. «Археологическая»Станция. «Казахстанская»Станция «Историческая мозаика»ТестКаждая станция будет для вас небольшим испытанием, начало нам надо взять билеты.Мозговая атака ( Раздаю вопросы-билеты, учащиеся отвечают) (2мин)Билет №1. Как ты думаешь, зачем нужно изучать историю?(Мы должны изучать свою историю, историю других народов и стран для того чтобы больше узнать о жизни наших предков, а также обогатить свои познания)Билет №2. Когда появились первые люди на территории Казахстана?(1млн.лет назад)Билет №3. Как ученые назвали первобытного человека из Танзании?(Восточная Африка)« человек умелый»Билет №4. Что обозначает выражение «труд создал человека»?Билет №5. Когда был ледниковый период? (около 100тысяч лет назад)II. Самостоятельная работа в тетради)  Соотнесите теорию и её содержание.(3 мин)

Теория СодержаниеТотемная теорияА. Человек создан пришельцами инопланетянамиРелигиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космосаЭволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животногоКосмическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьянРадиационная теория

Д. Человек был создан богом1 - ., 2 - ., 3 - .. 4 - ., 5 - .. (соотнесите цифру и букву)Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.Задание: рассмотрите и опишите облик древнейших людей.Были покрыты шерстью, походили на обезьян.Имели грубое лицо.Широкий приплюснутый нос.Выступающие вперед челюсти.Низкий уходящий назад лоб.Над глазами валик, под которыми скрыты глаза.Сутулость, неустойчивая походка.Станция-3. «Казахстанская»Завершите постер. «Древние люди в Казахстане» 10 мин.(5мин)Как охотились древнейшие люди?Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, посмотрим видеоролик. показ 2 видеороликаУровневые задания:Станция-4. «Хронологическая»Завершить таблицу периодизацию каменного века(раздаточный материал команде) (3мин)КАМЕННЫЙ ВЕКПериоды каменного векаХронологические рамкиОсобенностиПАЛЕОЛИТ

а) ранний палеолит

Олдувай

Ашель

Мустье

б) поздний палеолит

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

4.Станция «Знатоков терминов»

Допишите к определениям термины (раздаточный материал)ТерминОпределение

Первоначальный коллектив древнего человека

Способ обработки камня

Постоянный, устойчивый коллектив родственников

Мелкое орудие труда (1-2 см)

Орудие труда, обработанное с двух сторон

Короткое метательное копье

Орудие труда, обработанное с одной стороны

Главенство в роду женщины

Средний каменный век

Переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему это

Станция-5. «Археологическая»3.Работа с картой.Где жили древнейшие люди?Подпиши на карте стоянки палеолита: Шакпаката, Арыстанды, Бориказган, Шабакты, Семизбугы, Шульбинка, Батпак.Подпиши на карте стоянки мезолита: Акимбек, Дузбай, Мичурино, Явленко

4. "Предки современного человека”Команда получает рисунок "Этапы формирования современного человека”.Восстановите последовательность, вам надо подписать под рисунками названия предков современного человека.(Материал разрезается и систематизируется учащимися в виде схемы)

Станция-6. «Историческая мозаика»5. Составь предложение из данных слов.ИЗ КАМНЯ ЧОППЕР ПЕЩЕР ЧОППИНГ УМЕЛИ КАРАТАУ ТРУДА, ОРУДИЯ ЖИТЕЛИ И КОТОРЫЕ НАЗЫВАЛИСЬ ИЗГОТАВЛИВАТЬ

Жители пещер Каратау умели изготавливать орудий труда из камня которые назывались чоппер и чоппинг.Станция-7. Тест. 5мин (2мин)1. Где впервые был обнаружен скелет питекантропа?     А) в Англий     В) в Танзании     С) на острове Ява2. Обработка камня рядом мелких ударов для увеличения прочности называется:     А) Ретушь     В) Чоппинг     С) Бифас3. Какой период охватывает мезолит?     А) 2,6млн. – 40 тыс. лет до н.э.     В) 12-5 тыс. лет до н.э.     С) 5-3 тыс. лет до н.э.4. К какой эпохе относится стоянка Ащысай?     А) Поздний палеолит     В) Ранний палеолит     С) Средний палеолит5.  Чем человек отличается от других животных:А) он ходит на двух ногах;Б) его тело не покрыто шерстью.он одевается;С) он умеет изготавливать орудия труда;6. Эпоха когда зародилась скотоводствоА) мезолитБ) палеолитС) неолит7. Место находки кроманьонского человека?а) АнглияБ) ГерманияС) Франция8. Какое животное было раньше всех приручено?а) лошадьБ) собакаС) кошка9. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?А) в человеческом стадеБ) в родовой общинеС) в государстве10. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?А) цариБ) жрецыС) старейшины

Рефлексия. 2 мин.Ребята оцените наш урок. Прием «Большого пальца»палец поднят вверх - урок понравилсяпалец горизонтально - урок не вызвал положительных эмоцийпалец вниз - урок не понравилсяИтог урока  3 мин.Самооценка. Выставление оценок за урок. 

Слово учителя: И так, мы с вами почти добрались до дома. Мы перемещаемся в 2015 год.Дaвайте сделаем вывод по нашему путешествию. Мы завeршили путешествие, вы показали свои знания и умения. Вы молодцы!

Домашнее задание. Творческое задание составить кроссворд на выбор по материалу 1 раздела.

Оценочный листФ.И.ОМозговая атакаСамостоятельная работаПостерУровневые задания:

ТестОбщаяоценкаКритерийАсемгуль

25-24 – «5»23-21 – «4»20-18 – «3»17-0 – «2»Бауыржан

Андрей

Роман

Руслан

Теория Содержание

Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянамиРелигиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космосаЭволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животногоКосмическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьянРадиационная теория

Д. Человек был создан богомТеория Содержание

Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянамиРелигиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космосаЭволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животногоКосмическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьянРадиационная теория

Д. Человек был создан богомТеория Содержание

Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянамиРелигиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космосаЭволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животногоКосмическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьянРадиационная теория

Д. Человек был создан богом

Теория Содержание

Тотемная теория

А. Человек создан пришельцами инопланетянамиРелигиозная теория

Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космосаЭволюционная теория Ч. Дарвина

В.Человек произошел от священного животногоКосмическая теория

Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьянРадиационная теория

Д. Человек был создан богом

Билет №1Как ты думаешь, зачем нужно изучать историю?

Билет №2Когда появились первые люди на территории Казахстана?

Билет №3Как ученые назвали первобытного человека из Танзании?

Билет №4Что обозначает выражение «труд создал человека»?

Билет №5Когда был ледниковый период?

Термин

Определение

Первоначальный коллектив древнего человека

Способ обработки камня

Постоянный, устойчивый коллектив родственников

Мелкое орудие труда(1-2 см)

Орудие труда, обработанное с двух сторон

Короткое метательное копье

Орудие труда, обработанное с одной стороны

Главенство в роду женщины

Средний каменный век

Переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему это

«Историческая мозаика»

Составь предложение из данных слов.

ИЗ КАМНЯ ЧОППЕР ПЕЩЕР ЧОППИНГ УМЕЛИ КАРАТАУ ТРУДА, ОРУДИЯ ЖИТЕЛИ И КОТОРЫЕ НАЗЫВАЛИСЬ ИЗГОТАВЛИВАТЬ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа с картойГде жили древнейшие люди?Подпиши на карте стоянки палеолита: Шакпаката, Арыстанды, Бориказган, Шабакты, Семизбугы, Шульбинка, Батпак.Подпиши на карте стоянки мезолита: Акимбек, Дузбай, Мичурино, Явленко

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

КАМЕННЫЙ ВЕК

Периоды каменного векаХронологические рамкиОсобенностиПАЛЕОЛИТ

а) ранний палеолит

Олдувай

Ашель

Мустье

б) поздний палеолит

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

Тест

1. Где впервые был обнаружен скелет питекантропа?     А) в Англий     В) в Танзании     С) на острове Ява2. Обработка камня рядом мелких ударов для увеличения прочности называется:     А) Ретушь     В) Чоппинг     С) Бифас3. Какой период охватывает мезолит?     А) 2,6млн. – 40 тыс. лет до н.э.     В) 12-5 тыс. лет до н.э.     С) 5-3 тыс. лет до н.э.4. К какой эпохе относится стоянка Ащысай?     А) Поздний палеолит     В) Ранний палеолит     С) Средний палеолит5.  Чем человек отличается от других животных:А) он ходит на двух ногах;Б) его тело не покрыто шерстью.он одевается;С) он умеет изготавливать орудия труда;6. Эпоха когда зародилась скотоводствоА) мезолитБ) палеолитС) неолит7. Место находки кроманьонского человека?А) АнглияБ) ГерманияС) Франция8. Какое животное было раньше всех приручено?А) лошадьБ) собакаС) кошка9. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?А) в человеческом стадеБ) в родовой общинеС) в государстве10. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?А) цариБ) жрецыС) старейшины

ГОМИНИДЫ(человекобразные обезьяны)

ПИТЕКАНТРОП(человек прямоходящий)

НЕАНДЕРТАЛЕЦ

АВСТРАЛОПИТЕК(человек умелый)СИНАНТРОП(человек прямоходящий)

КРОМАНЬОНЕЦ(человек разумный)

ЧЕЛОВЕКСОВРЕМЕННОГО ТИПА

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

15

globuss24.ru

Возникновение человека / 2

Страницы: 2

Каменный век — самый долгий период в истории человечества. Он длился почти два миллиона лет.

ПЕРВЫЕ ПРЕДКИ ЧЕЛОВЕКА Сейчас учёные знают несколько видов человека каменного века. В Африке, недалеко от погасшего вулкана Нгоронгоро, что в Танзании, в ущелье Олдовей, учёные нашли череп ископаемого человека и следы его деятельности -- примитивные каменные рубила. Было установлено, что «олдовейский человек» жил 1 миллион 750 тысяч лет назад. Умение такого древнего существа изготовлять из камня орудия восхитило учёных, и они назвали его человеком умелым. На острове Ява (современная Индонезия) нашли останки человека, который жил позднее — около 500 тысяч лет назад. Его назвали «питекантропом» — от греческих слов «обезьяна» и «человек». Объём его мозга был больше, чем у олдо-вейского человека. Учёные дали питекантропу и другим подобным ему ископаемым людям общее научное название — человек прямостоящий. И действительно, наши далёкие предки отличались тем, что прямо стояли и ходили без помощи рук. А свободные руки позволяли заниматься какой-нибудь работой, например изготовлять орудия труда. НЕУТОМИМО ИСКАТЬ И ВЫСЛЕЖИВАТЬ! Человек каменного века полностью зависел от природы. Голод, забота о малышах заставляли его действовать: искать пищу, выслеживать животных и птиц. Сначала люди употребляли в пищу дары природы: собирали ягоды и грибы, срывали с деревьев спелые плоды, выкапывали съедобные коренья, разрывали норы мелких грызунов. Охотиться на крупных животных они научились позднее. Таковы были нехитрые занятия человека на протяжении большей части каменного века. Учёные назвали этот первый этап хозяйствования периодом собирателей и охотников (табл. 1). Пользовались наши далёкие предки простыми орудиями труда, которые изготовляли сами. Это были: ручное рубило, палка-копалка и тяжелая палка — дубина. Жизнь людей тогда была тяжёлой и полной опасностей. Немногие доживали до старости. Одни погибали от голода, холода и болезней, на других нападали дикие звери. Первобытные люди, как и их предки-животные, жили сообща — первобытным стадом. Вместе им легче было защищаться от диких зверей и добывать себе пропитание. Первые предки человека умели предвидеть погоду и находить воду, знали о лечебных свойствах трав, понимали поведение зверей. Эти знания помогли им выжить.

izuchaem.info

Азербайджан :: Азыхский памятник

Азербайджан является одним из самых древних человеческих поселений. Это подтверждает Азыхская пещера, обнаруженная в Карабахском регионе Азербайджана. Пещера находится на расстояние в 14 км от Физулинского района. Обнаруженные азербайджанскими учёными во главе с Мамедали Гусейновым в 1968-м году в этой пещере останки нижней челюсти первобытного человека доказывают существование жизни в этом регионе за 350-400 миллионов лет до н.э. Этот первобытный человек прозван учеными как «Азыхантроп». Это четвертая находка в мире. Здесь также обнаружены остатки кострищ и примитивного жилища возрастом в 700,000 лет. Метки на обнаруженном черепе медведя свидетельствуют о том, что Азыхантропы верили в тотемы. Словом, Азыхская пещера содержит много информации о каменном веке Азербайджана и его карабахского региона в частности. Азыхская пещера находится на левом берегу реки Гуручай (Сухая река), расположенной на юго-восточном склоне гор Малого Кавказа на юго-западе Азербайджана. Пещера находится на территории Физулинского района. С сожалением должны отметить, что пещера, являющаяся одним из древнейших мест проживания первобытного человека, с 1993-го года находится под армянской оккупацией и о её дальнейшем состоянии нет никакой информации.Площадь Азыхской пещеры составляет 800 км2. Здесь обнаружены 8 коридоров общей протяженностью до 600 метров. Высота некоторых коридоров достигает 20-25 метров. Азыхская пещера является самой большой пещерой из обнаруженных на Кавказе. Мировая общественность обладает очень скупой информацией об Азыхской пещере, т.к. в советский период ученым исследовавшим эту пещеру, пишущим доклады и статьи об истории и строении этой пещеры не давали возможности обмена информацией с зарубежными коллегами. Результатом этого является ситуация в которой миру мало что известно об Азыхской пещере – одного из древнейших поселений первобытного человека. Население региона в котором была обнаружена Азыхская пещера знала о местонахождении пещеры, но не имело никакой информации о месте этой пещеры в Мировой истории. Население воспринимало эту пещеру не более чем странное и опасное место обитания драконов и других мифических существ. Эти поверья обычных граждан стали причиной избегания посещения этой пещеры.

В 1960-м году экспедиция, возглавляемая Маммедали Гусейновым, открыла Азыхскую пещеру. В 1968-м году плодом усердных и долгих раскопок Азыхской пещеры М.Гусейновым стал обломок нижней челюсти древнего человека Неандертальского типа. Исследования этого обломка челюсти показали, что возраст находки составляет 350-400 тысяч лет. Один из маляров на челюсти сохранился неповрежденным, другой частично сломан. Ученые считают, что владелицей кости является девушка примерно 18-и лет. Этот возраст считался старческим для того периода, т.к. средняя продолжительность жизни была 20-22 года. После обнаружения такой ценной находки, интерес к пещере сильно возрос. Спустя небольшое время в пещере были обнаружены примитивные орудия труда датируемые эпохами Палеолита и Мезолита. Некоторые ученые утверждают, что возраст этим находкам 1–1,5 миллиона лет. По мнению специалистов, челюсть найденная в Азыхской пещере четвертая в мире по возрасту. Археологические находки более древнего возраста были найдены в Танзании, Кении и Франции. Этого факта достаточно для утверждения того, что Азербайджан занимает важное место среди мест проживания первобытного человека. Поселенцы Азыхской пещеры занимались охотой. Этому доказательством являются найденные в пещере кости зверей 45 видов, некоторые из которых давно вымерли. Но среди костей есть экземпляры, принадлежащие древнему медведю и оленю. Некоторые ученые считают, что медведь для жителей Азыхской пещеры был объектом поклонения. Это утверждение объясняют обнаруженными черепами медведя, выстроенными в ряд. С этим связывают и само название пещеры, т.к. «Азых» у древних тюрков означает «медведь». В Азыхской пещере также обнаружены останки кострищ, окаймленные камнями. Ученые делают такие выводы, что из 5 обнаруженных кострищ не все служили приготовлению пищи. Некоторые из них использовались для поддержания в пещере огня. Вокруг одного из кострищ была в форме полумесяца возведена стена толщиной в 30 см. Стена предназначалась для укрытия места жительства от огня. Все вышеперечисленные факты подтверждают факты, что Азербайджан является местом жительства одного из самых древних жителей планеты.

garabagh.net


Смотрите также