Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Содержание программы Первобытное общество Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Содержание программы Первобытное общество Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей


Влияние природных условий на первобытных людей

Содержание

Исторический процесс развития взаимоотношений человека с природой (первобытность) 3

Развитие взаимоотношений человека и природы в каменном и бронзовом веках 4

Кризис охотничье-собирательского хозяйства 10

Список использованной литературы 18

Исторический процесс развития взаимоотношений человека с природой (первобытность)

Выдержка из работы

Первоначальные стада древних обезьяноподобных людей, по данным археологии, занимались собирательством, лишь иногда охотясь на крупных животных. Холмистый тип зубов питекантропов указывает на использование ими растительно-животной пищи. Небольшая концентрация в природе высокопитательных кормов препятствовала скоплению животных – объектов охоты человека. Поэтому стада древних обезьянолюдей были немногочисленны и вели кочевой образ жизни.

Геологическое значение человечества впервые проявилось, очевидно, около миллиона лет назад, когда древние представители этого рода научились пользоваться огнем (приобрели навыки сохранения и использования огня) и стали производить первые орудия труда. Этим человек положил начало своему превосходству над животными. Овладение огнем было связано с переходом от первобытно-стадного жизни до, хотя и примитивной, но организации человеческого общества. Возникли поселения, а с ними и специализация функций отдельных членов первобытной общины. Все это привело к возникновению первых зачатков антропогенных изменений природы в окрестностях крупных стационарных поселений (сжигание растительности, уничтожение определенных видов животных и т.д.).

С появлением неандертальцев, умели изготавливать разнообразные каменные орудия и добывать огонь, связывается быстрое сокращение численности многих видов животных (мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, ряда видов быков и оленей), на которых они охотились. Человек тысячелетиями уничтожала их в большем количестве, чем они рождались.

Как по мне, чтобы отразить истинные коллизии в системе «человек-природа» в первобытном обществе необходимо использовать такой подход, при котором характеризуются взаимоотношения между ними на разных стадиях (периодах) (например, в зависимости от материала и технологии изготовления орудий труда).

Список литературы

Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 1986. – 391с.

Беллер Г.А. Экзамен разума. М.: Мысль, 1988. – 251с.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М.: Наука, 1980. – 240 с.

Семёнов Ю. И. Как возникло человечество. — М.: Наука, 1966. — 567 с.

Экологические очерки о природе и человеке (ред. Б. Гржимека).  М.: Прогресс, 1988. – 470с.

studmagaz.com

Реферат - Древнейшая стадия истории человечества

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. «палео» ― «древний» и «литос» ― «камень»). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Мезолит

Эпоха мезолита (от греч. «мезос» ― «средний» и «литос» ― «камень») охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Неолит

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX—VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» ― «новый» и «литос» ― «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи ― на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи. Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение лошадьми, волами и ослами). Наладилось также разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других ― на ткачестве, в третьих ― на изготовлении посуды и т. д. Между племенами происходил натуральный обмен. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату.

В период, когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25-30 лет.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее, время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV-III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.

www.ronl.ru

Содержание программы Первобытное общество Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей.

скачатьИстория

5 класс.

Учебник: История Древнего мира, авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.

Учитель: Никифорова Елена Анатольевна

Электронная почта: [email protected]

Скайп: elena.nikiforova75, удобное время связи вторник 17.30-18.00, четверг – 17.00-18.00

Содержание программы

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. ^

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. ^ Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

^

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. ^

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. ^ . Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. ^ Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. ^

I полугодие

I. Жизнь первобытных людей. Древнейшие люди.

Главное отличие древнейших людей от животных. Первые орудия труда человека. Первые занятия древнейших людей. Овладение огнем. Первые человеческие коллективы. Изображения и открытия первобытных людей. Человек - разумный. Возникновение искусства и религиозных верований. Земледелие и скотоводство. Появление неравенства. Счет лет в истории.

^

  1. Выберите правильный ответ.
Земледелие возникло:

А) из собирательства примерно 10 тысяч лет назад

Б) из собирательства примерно 40 тысяч лет назад

В) в одно время со скотоводством, примерно 40 тысяч лет назад.

  1. ^

С возникновением земледелия:

А) появились первые религиозные верования

Б) появились первые постоянные поселения

В) появились первые жилища.

  1. ^

Все члены родовой общины:

А) занималлись земледелием и скотоводством

Б) происходили от одного предка

В) говорили на одном языке

  1. ^
А) возникновение мотыжного земледелия

Б) овладение огнем

В) возникновение плужного земледелия

Г) появление родовых общин

Д) изобретение лука и стрел

  1. ^
А) человеческое стадо 1) древнейшие занятия людей

Б) вождь 2) древнейший коллектив людей

В) собирательство и охота 3) глава племени во время войны

  1. ^
Первобытные люди верили в существование:

А) души Б) оборотней В) Г) Д)

  1. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Скот, орудия труда, собственное хозяйство на своем участке земли, урожай:

А) это то, что принадлежало большой семье

Б) это то, что принадлежало только вождям и старейшинам

В) это то, что отличала родовую общину от человеческого стада

  1. ^
Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности, - это:

А) государство Б) племя В) большая семья

9) ^

Жизнью племени управлял _______________. На время войны избирался ____________. Его и _______________ прославляли как ___________людей.

  1. ^
Разделение труда и обмен:

А) разделение труда сделало обмен необходимым

Б) обмен породил разделение труда

В) эти явления никак не связаны

  1. Что означают слова и выражения:
  • Гарпун • Собирательство
  • Охота • Племя
  • Человеческое стадо • Знать
  • Родовая община • Жертва
  • Религия • Идол

II. Древний Восток

Древний Египет.

Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения. Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная власть фараонов. Войско и завоевательные походы фараонов. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги. Обожествление фараона. Искусство древних египтян. Древнеегипетская письменность и ее особенности. Знания древних египтян.

^

  1. Оцените утверждение.
Древний Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря:

А) верно Б) неверно

  1. Выберите правильный ответ.
Пешее войско фараона:

А) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу

Б) создавалось на время войны

В) было единственным родом войск в Египте

  1. ^
Жрецы были могущественны потому, что египтяне верили:

А) они говорят от имени богов

Б) они лучше всех говорят с богами

В) они говорят от имени фараона

4) ^

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тела высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:

А) саркофаг Б) мумию В) гробницу

5) ^

Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:

А) иероглифы Б) бумага В) папирус Г) чернила

6) Приведите в соответствие:

А) бог Солнца

Б) фараон, при котором Египет достиг наивысшего могущества

В) фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде

1) Тутмос III 2) Тутанхамон 3) Амон-Ра

7) ^

Фараону подчинялись:

А) жрецы Б) вельможи В) Г) Д) Е)

8) Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник:

А) это названия государственных должностей в Египте

Б) это титулы фараона

В) это обязанности верховного жреца

9) ^

Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для ______________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - __________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили _____________.

  1. ^
Для государства Египет характерны признаки:

А) власть в Египте принадлежала фараону

Б) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну

В) появились земледелие и ремесло

Г) египтяне верили в многочисленных богов

Д) фараону служило постоянное войско

III. ^

Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хамурапи. Религиозные верования жителей Двуречья. Клинопись. Научные знания. Литература: сказания о Гильгамеше.

^

1) Оцените утверждение.

Овладение железом способствовало развитию земледелия, которое до тех пор процветало лишь в речных долинах с мягкими, жирными почвами:

А) верно Б) неверно

2) Выберите правильный ответ.

Первые государства в Древнем Двуречье возникли:

А) 3 тысячи лет назад Б) 5 тысяч лет назад В) 4 тысячи лет назад

3) Выберите неправильный ответ.

Древние государства Западной Азии:

А) Египет Б) Вавилон В) Ассирия Г) Персия

^

А) Финикия 1) Ниневия

Б) Лидийское царство 2) Сарды

В) Ассирия 3) Тир

5) Назовите страну, соответствующую данному описанию.

Путешественник, истомленный странствиями по безжизненной пустыне, с нетерпением ждал того мгновения, когда перед его глазами предстанет чудесный цветущий край, похожий на сад. Археологи приезжают сюда, чтобы найти на древних холмах глиняные таблички с бесценным надписями. В холмах скрываются и ступенчатые глиняные башни – храмы, подниматься на вершину которых было дозволено лишь жрецам:

А) Финикия Б) Персия В) Двуречье

^

Вавилонское столпотворение:

А) радостное событие Б) сумятица, неразбериха, страшная суета

В) крупное строительство

^

А) возникновение Персидской державы, “царства стран”

Б) законы Хаммурапи

В) образование первых первых финикийских колоний

Г) основание городов Ур и Урук в Двуречье

^ Найдите лишнее.

Крупнейшие правители древних государств Западной Азии:

А) Солоомн Б) Ашшурбанапал В) Шамаш Г) Кир Д) Хаммурапи

9. Выделите важнейшие признаки.

Персидская и Ассирийская военные державы:

А) образовались в результате завоеваний и покорения других государств

Б) подчинили своей властиогромные территории, отличающиеся по языку, религии, уровню хозяйственного развития

В) вели в отношении покоренных народов осторожную политику, стремились жить с ними в мире

Г) с покоренным населением обращались жестоко, по существу, грабили его

Д) были очень прочны и устойчивы

^

Древние государства Западной Азии внесли значительный вклад в историю мировой цивилизации. В Двуречье возникла столь же древняя, как и египетские иероглмфы, письменность - _________________. В Ветхом Завете сформулированы заповеди, лежащие в основе современных норм нравственности: не _____________, не ______________, не _____________. Знаменитая _______________ была основана в столице Ассирии по повелению царя Ашшурбанапала.

11) Что означают слова и выражения:

  • Персеполь • Скрижали
  • Яхве • Клинопись
  • Шамаш • Иерусалим
  • “богат как Крез” • Заповеди

IV. Индия и Китай в древности.

Местоположение и природа Древней Индии. Сельское хозяйство. Религиозные верования. Представление о кастах. Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Строительство Великой Китайской стены. Шелк. Чай. Бумага. Компас.

^

1) Оцените утверждение.

Объединению Индии и Китая под властью одного правителя предшествовал догий период существования враждовавших между собой царств:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

Выдающиеся мудрецы Древней Индии и Древнего Китая:

А) Будда и Ашока Б) Конфуций и Цинь Шихуан В) Будда и Конфуций

^

Касты в Индии

А) брахманы Б) буддисты В) воины

4) Найдите лишнее.

В Древнем Китае были изобретены:

А) компас Б) бумага В) сахар

^

А) Индия 1) строительство Великой стены

Б) Китай 2) вера в переселение душ

3) использование бамбука как материала для письма

4) почитание коров как священных животных

5) изобретение цифр, которые мы называем арабскими

6) иероглифы

^

Одетые так, чтобы любой мог издалека узнать их, они не могли жить в деревне вместе с другими. С ними никто не разговаривал. Каждый старался уйти с их дороги, чтобы не видеть их.

А) неприкасаемые Б) прокаженные В) неприкосновенные

^

Будда и неравенство между кастами:

А) Будда придавал решающее значение различиям между кастами

Б) Будда учил, что главное – это личные достоинства человека, а не его происхождение

В) Будда принадлежал к самой низшей касте, поэтому боролся против неравенства

^

Большую роль в истории Индии и Китая сыграли великие реки. Самые многоводные реки Индии - _________ и __________., Китая - _______________ и ______________. Индийские реки берут начало в горах _____________, китайские несут свои воды по _______________ равнине.

^

А) правление Ашоки

Б) жизнь Конфуция

В) появление первых государств в Китае

Г) восстание народа против наследников Цинь Шихуана

^

Конфуций учил:

А) младших почитать старших

Б) поданных почитать правителей

В) презирать бедных

Г) относиться друг к другу с уважением

Д) правителей сочинять новые законы

^

III Древняя Греция

Местонахождение и природные условия. Роль моря в жизни греков.

Критское царство. Микенское царство.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков.

Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.

Древние Афины. Создание греческого алфавита. Занятия греков.

Греческий полис. Понятия «демос». Борьба демоса со знатью. Реформы

Солона. Демократия в Афинах.

Древняя Спарта. Спартанские воспитания.

Греческие колонии. Причины колонизации.

Греко-персидские войны.

Возвышение Афин в V b. до н.э. и расцвет демократии.

Афинские школы и гимназии. Греческий театр.

Перикл во главе Афин.

Македонские завоевания IV b. до н.э. Личность Александра

Македонского. Распад державы Александра Македонскою после его смерти.

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

^

1) Оцените утверждение.

Природные условия Древней Греции не отличались от природных условий Двуречья:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

О начале Троянской войны рассказывает миф:

А) о Тесее и Минотавре Б) о Дедале и Икаре В) о Парисе и Елене

3) Выберите неправильный ответ.

Главные боги древних греков:

А) Зевс Б) Посейдон В) Гор Г) Аид

^

А) Агамемнон становится предводителем греков

Б) Одиссей придумывает хитроумный план, строится огромный деревянный конь

В) Одиссей расправляется с женихами

Г) Одиссей проходит между Сциллой и Харибдой

Д) Патрокл гибнет в схватке с Гектором

^

А) Микены 1) остров в Средиземном море

Б) Крит 2) город в Малой Азии

В) Троя 3) город в Южной Греции

6) Продолжите перечень.

Боги – покровители основных занятий греков:

А) Деметра – земледелие

Б) Дионис – виноделие

В)

Г)

^

Приам, Гефест, Ахиллес:

А) это воины – герои Троянской войны

Б) это боги и люди – участники Троянской войны

В) это герои поэмы Гомера “Одиссея”

^

Строитель лабиринта, знаменитый мастер, он сделал из перьев, ниток и воска огромные крылья, чтобы бежать от царя Миноса:

А) Дедал Б) Икар В) Эгей

^

По мнению ученых, Гомер жил в 8 веке до н.э. Троя, осаду которой описал Гомер, пала около 1200 года до н.э. (в 13-12 веках до н.э.). Это означает, что:

А) все сведения Гомера – вымысел автора, они не имеют отношения к реальной истории Троянской войны

Б) Троянской войны в действительности не было

В) не всем сведениям Гомера можно доверять, его поэму историки должны использовать с большой осторожностью

^

Наверное, самым известным является греческий миф о Прометее. Вопреки воле ___________, он дал людям _____________, научил их строить дома, пахать землю, считать и ___________.

^

1) Оцените утверждение.

Афины были главными городом области Аттика, Спарта располагалась в области Лакония:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

Основы демократии в Афинах были заложены:

А) законами Дракона Б) законами Солона В) законами Мильтиада

3) Выберите неправильный ответ.

Органы управления в Спарте:

А) совет старейшин Б) Народное собрание В) ареопаг

^

А) один из 9 выборных правителей Афин 1) илоты

Б) рабы, принадлежавшие Спартанскому государству 2) триеры

В) подвижные боевые корабли в Афинах 3) архонты

^

Греки не любили приезжать в этот город. В нем не было ни роскошных зданий, ни статуй на площадях. Мужчины были одеты в одинаковые одежды, а мальчики бегали полуголыми и необутыми, всегда голодными и готовыми подчиниться строгой команде самого храброго из них:

А) Афины Б) Спарта В) Микены

^

Со щитом или на щите:

А) мужественно сражаться, победить или погибнуть

Б) во что бы то ни стало вернуться живым

В) победить любой ценой

^

А) отмена долгового рабства в Афинах

Б) битва при Саламине

В) первые Олимпийские игры

Г) подвиг царя Леонида

Д) вторжение персидского царя Дария

^

Герои греко-персидских войн:

А) Мильтиад Б) Фемистокл В) Геродот Г) Леонид

9) Выделите важнейшие признаки.

Греческие колонии:

А) образовались в результате завоевательных походов

Б) возникли в процессе мирного переселения

В) располагались на морском побережье, вблизи удобных гаваней

Г) как правило, враждовали с местным населением

Д) были исключительно торговыми поселениями, их жители не занимались земледелием

^

Олимпийские игры проводились один раз в _______________ года в ____________. На время игр во всей Греции запрещались ______________. Игры продолжались в течение __________ дней. Победителя награждали венками из _____________, в его родном городе ставили в честь него ___________.

^

1) Оцените утверждение.

В состав державы Александра Македонского вошли государства Греции, Персия, Финикия, Египет:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

С призывами выступить против царя Македонии Филиппа к грекам обращался:

А) Демосфен Б) Исократ В) Эсхил

3) Выберите неправильный ответ.

Александр Македонский:

А) учился у крупнейшего греческого ученого Аристотеля

Б) был сыном царя Филиппа

В) убил на поединке царя Персии Дария III

^ Найдите лишнее.

Ьитвы, выигранные Александром Македонским:

А) на реке Граник Б) близ города Исса В) у селения Гавгамелы

Г) у города Платеи

^

А) Демосфен 1) геометрия

Б) Евклид 2) астрономия

В) Эсхил 3) ораторское искусство

Г) Аристарх Самосский 4) литература

^

ПЕхота строилась в 16 рядов, первые шесть рядов клали длинные копья на впереди стоящих. В момент опасности воины, стоявшие в последних рядах, поворачивались лицом к врагу. Ее сравнивали со страшным, ощетинившимся железным зверем:

А) фаланга Б) триера В) колонна

^

А) битва при Херонее

Б) перенос столицы державы Александра Македонского в Вавилон

В) объявление Александра Македонского богом

Г) осада Трои

Д) смерть Дария III

^

В комплкес здания Музея в Александрии входили:

А) помещение для жилья, занятий, научных опытов

Б) ботанический и зоологический сады

В)

Г)

^

Гордиев узел:

А) от города Гордии – сложный, запутанный вопрос

Б) от имени царя Гордия – безвыходная ситуация

В) от государства Гордий – тяжкие, невыносимые тяжелые условия жизни

^

Войско отказалось подчиниться приказу Александра Македонского двинуться в поход в долину Ганга, после смерти Александра его держава быстро распалась:

А) эти факты никак не связаны

Б) отказ подчиниться приказу царя объясняется недовольством армии, слабость армии стала главной причиной распада империи

В) отказ подчиниться приказу царя свидетельствует о разногласиях между полководцами, эти разногласия усилились после смерти Александра и привели к распаду державы.

IV. Древний Рим.

Местоположение и природные особенности Италии. Легенды об основании Рима. Управление древнейшим Римом. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики.Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Разорение землевладельцев Италии. Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака. Диктатура Цезаря.

Поражение сторонников Цезаря. Борьба Антония и Октавиана. Октавиан Август и его власть.

Римская империя в первые века нашей эры. Возникновение христианства.

Падение Западной Римской империи.

^

(срок сдачи до 20.04)

1) Оцените утверждение.

В 1 тысячелетии до н.э. вся Италия была завоевана племенем латинов:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

В борьбе за господство в Средиземноморье самым опасным противником Рима были:

А) Македония Б) Карфаген В) Сирийское царство

^

Большое и боеспособное римское войско:

А) состояло из беднейших римлян, не владевших землей

Б) состояло в основном из земледельцев

В) делилось на легионы

^

Государства , завоеванные Римом во 2 веке до н.э.

А) Карфаген Б) Македония В) Греция Г) Египет

5) Восстановите последовательность событий:

А) плебеи получают право принимать законы

Б) римляне изгоняют последнего царя

В) Ромул убивает Рема

Г) Пирр терпит поражение от римлян

^

А) Плутарх 1) римский сенатор

Б) Катон 2) греческий писатель и историк

В) Варрон 3) римский ученый

7) Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Консул, патриций:

А) это должностные лица в Риме

Б) консулов в течение многих лет избирали только патрициев

В) бывший консул получал звание патриция

^

“Ликует буйный Рим!” Толпа, заполнившая амфитеатр, требует, чтобы поверженнй гладиатор был убит. Сотни людей поднимают вверх большой палец и швыряют в несчастного огрызки яблок. Бессильно падает поднятая в знак мольбы о пощаде левая рука бойца :

А) на самом деле гладиатор не мог просить зрителей о пощаде

Б) на самом деле бой прекращался, если его участники получали рану

В) на самом деле поднятый вверх большой палец означал, что зрители согласны сохранить гладиатору жизнь

^

А) слова галльского вождя Бренна, потребовавшего от римлян огромной дани

Б) слова римского полководца Пирра после второй победы над римлянами

В) слова, которыми римляне проводили изгнанного царя Тарквиния Гордого

^

Основные сражения второй войны Рима и Карфагена:

А) в долине По Б) при Каннах В)

Проверочная работа №9 по теме “Древний Рим” (срок сдачи до 20.05)

1) Оцените утверждение.

Республиканские порядки сложилиьв Риме в начале 6 века до н.э., когда римские граждане изгнали последнего царя:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

Выдающийся римский поэт:

А) Тацит Б) Сенека В) Вергилий

3) Выберите неправильный ответ.

Цезарь был современником:

А) Помпея Б) Красса В) Спартака Г) Сципиона

^

А) битва при Акции

Б) земельные законы братьев Гракхов

В) разрушение Карфагена

Г) покорение даков

Д) правление Траяна

^

А) римские бани 1) Капитолийский холм

Б) храм всех богов 2) Большой цирк

В) арена для конских бегов 3) Пантеон

Г) район Рима, где находились храмы Юпитера и Юноны 4) термы

^

Римский ученый Варрон утверждал, что существует три вила орудий труда для обработки полей:

А) немые (лопаты, плуги)

Б) В)

^

Траян, Август, Константин:

А) это римские императоры

Б) это римские императоры, одержавшие выдающиеся военные победы

В) это римские императоры, жестоко преследовавшие христиан

^

Важнейшие сражения войн Рима и Карфагена:

А) битва при Каннах Б) битва близ города Зам

В) сражение у подножия Везувия

^

Труд рабов использовался во всех сферах жизни римского общества. Они работали в имениях, занимались ремеслом, служили в домах богачей, были библиотекарями, учителями, врачами, гладиаторами:

А) на самом деле рабы трудились только в имениях и в домах богачей

Б) на самом деле рабы были даже у бедняков

В) на самом деле рабы не могли быть врачами, библиотекарями, учителями

10) Назовите автора этих слов.

“Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздухи и света!”:

А) Тиберий и Гракх Б) Цезарь В) Спартак

11) Каково значение слов:

Республика, сенат, триумф, трибун, амфитеатр, диктатор, ветеран, меценат, Евангелие, апостол, вандализм.

База данных защищена авторским правом © kursovaya-referat.ru 2017При копировании материала укажите ссылку

www.kursovaya-referat.ru

Содержание программы Первобытное общество Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей.

скачатьИстория

5 класс.

Учебник: История Древнего мира, авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.

Учитель: Никифорова Елена Анатольевна

Электронная почта: [email protected]

Скайп: elena.nikiforova75, удобное время связи вторник 17.30-18.00, четверг – 17.00-18.00

Содержание программы

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. ^

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. ^ Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

^

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. ^

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. ^ . Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. ^ Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. ^

I полугодие

I. Жизнь первобытных людей. Древнейшие люди.

Главное отличие древнейших людей от животных. Первые орудия труда человека. Первые занятия древнейших людей. Овладение огнем. Первые человеческие коллективы. Изображения и открытия первобытных людей. Человек - разумный. Возникновение искусства и религиозных верований. Земледелие и скотоводство. Появление неравенства. Счет лет в истории.

^

  1. Выберите правильный ответ.
Земледелие возникло:

А) из собирательства примерно 10 тысяч лет назад

Б) из собирательства примерно 40 тысяч лет назад

В) в одно время со скотоводством, примерно 40 тысяч лет назад.

  1. ^

С возникновением земледелия:

А) появились первые религиозные верования

Б) появились первые постоянные поселения

В) появились первые жилища.

  1. ^

Все члены родовой общины:

А) занималлись земледелием и скотоводством

Б) происходили от одного предка

В) говорили на одном языке

  1. ^
А) возникновение мотыжного земледелия

Б) овладение огнем

В) возникновение плужного земледелия

Г) появление родовых общин

Д) изобретение лука и стрел

  1. ^
А) человеческое стадо 1) древнейшие занятия людей

Б) вождь 2) древнейший коллектив людей

В) собирательство и охота 3) глава племени во время войны

  1. ^
Первобытные люди верили в существование:

А) души Б) оборотней В) Г) Д)

  1. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Скот, орудия труда, собственное хозяйство на своем участке земли, урожай:

А) это то, что принадлежало большой семье

Б) это то, что принадлежало только вождям и старейшинам

В) это то, что отличала родовую общину от человеческого стада

  1. ^
Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности, - это:

А) государство Б) племя В) большая семья

9) ^

Жизнью племени управлял _______________. На время войны избирался ____________. Его и _______________ прославляли как ___________людей.

  1. ^
Разделение труда и обмен:

А) разделение труда сделало обмен необходимым

Б) обмен породил разделение труда

В) эти явления никак не связаны

  1. Что означают слова и выражения:
  • Гарпун • Собирательство
  • Охота • Племя
  • Человеческое стадо • Знать
  • Родовая община • Жертва
  • Религия • Идол

II. Древний Восток

Древний Египет.

Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения. Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная власть фараонов. Войско и завоевательные походы фараонов. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги. Обожествление фараона. Искусство древних египтян. Древнеегипетская письменность и ее особенности. Знания древних египтян.

^

  1. Оцените утверждение.
Древний Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря:

А) верно Б) неверно

  1. Выберите правильный ответ.
Пешее войско фараона:

А) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу

Б) создавалось на время войны

В) было единственным родом войск в Египте

  1. ^
Жрецы были могущественны потому, что египтяне верили:

А) они говорят от имени богов

Б) они лучше всех говорят с богами

В) они говорят от имени фараона

4) ^

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тела высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:

А) саркофаг Б) мумию В) гробницу

5) ^

Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:

А) иероглифы Б) бумага В) папирус Г) чернила

6) Приведите в соответствие:

А) бог Солнца

Б) фараон, при котором Египет достиг наивысшего могущества

В) фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде

1) Тутмос III 2) Тутанхамон 3) Амон-Ра

7) ^

Фараону подчинялись:

А) жрецы Б) вельможи В) Г) Д) Е)

8) Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник:

А) это названия государственных должностей в Египте

Б) это титулы фараона

В) это обязанности верховного жреца

9) ^

Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для ______________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - __________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили _____________.

  1. ^
Для государства Египет характерны признаки:

А) власть в Египте принадлежала фараону

Б) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну

В) появились земледелие и ремесло

Г) египтяне верили в многочисленных богов

Д) фараону служило постоянное войско

III. ^

Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хамурапи. Религиозные верования жителей Двуречья. Клинопись. Научные знания. Литература: сказания о Гильгамеше.

^

1) Оцените утверждение.

Овладение железом способствовало развитию земледелия, которое до тех пор процветало лишь в речных долинах с мягкими, жирными почвами:

А) верно Б) неверно

2) Выберите правильный ответ.

Первые государства в Древнем Двуречье возникли:

А) 3 тысячи лет назад Б) 5 тысяч лет назад В) 4 тысячи лет назад

3) Выберите неправильный ответ.

Древние государства Западной Азии:

А) Египет Б) Вавилон В) Ассирия Г) Персия

^

А) Финикия 1) Ниневия

Б) Лидийское царство 2) Сарды

В) Ассирия 3) Тир

5) Назовите страну, соответствующую данному описанию.

Путешественник, истомленный странствиями по безжизненной пустыне, с нетерпением ждал того мгновения, когда перед его глазами предстанет чудесный цветущий край, похожий на сад. Археологи приезжают сюда, чтобы найти на древних холмах глиняные таблички с бесценным надписями. В холмах скрываются и ступенчатые глиняные башни – храмы, подниматься на вершину которых было дозволено лишь жрецам:

А) Финикия Б) Персия В) Двуречье

^

Вавилонское столпотворение:

А) радостное событие Б) сумятица, неразбериха, страшная суета

В) крупное строительство

^

А) возникновение Персидской державы, “царства стран”

Б) законы Хаммурапи

В) образование первых первых финикийских колоний

Г) основание городов Ур и Урук в Двуречье

^ Найдите лишнее.

Крупнейшие правители древних государств Западной Азии:

А) Солоомн Б) Ашшурбанапал В) Шамаш Г) Кир Д) Хаммурапи

9. Выделите важнейшие признаки.

Персидская и Ассирийская военные державы:

А) образовались в результате завоеваний и покорения других государств

Б) подчинили своей властиогромные территории, отличающиеся по языку, религии, уровню хозяйственного развития

В) вели в отношении покоренных народов осторожную политику, стремились жить с ними в мире

Г) с покоренным населением обращались жестоко, по существу, грабили его

Д) были очень прочны и устойчивы

^

Древние государства Западной Азии внесли значительный вклад в историю мировой цивилизации. В Двуречье возникла столь же древняя, как и египетские иероглмфы, письменность - _________________. В Ветхом Завете сформулированы заповеди, лежащие в основе современных норм нравственности: не _____________, не ______________, не _____________. Знаменитая _______________ была основана в столице Ассирии по повелению царя Ашшурбанапала.

11) Что означают слова и выражения:

  • Персеполь • Скрижали
  • Яхве • Клинопись
  • Шамаш • Иерусалим
  • “богат как Крез” • Заповеди

IV. Индия и Китай в древности.

Местоположение и природа Древней Индии. Сельское хозяйство. Религиозные верования. Представление о кастах. Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Строительство Великой Китайской стены. Шелк. Чай. Бумага. Компас.

^

1) Оцените утверждение.

Объединению Индии и Китая под властью одного правителя предшествовал догий период существования враждовавших между собой царств:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

Выдающиеся мудрецы Древней Индии и Древнего Китая:

А) Будда и Ашока Б) Конфуций и Цинь Шихуан В) Будда и Конфуций

^

Касты в Индии

А) брахманы Б) буддисты В) воины

4) Найдите лишнее.

В Древнем Китае были изобретены:

А) компас Б) бумага В) сахар

^

А) Индия 1) строительство Великой стены

Б) Китай 2) вера в переселение душ

3) использование бамбука как материала для письма

4) почитание коров как священных животных

5) изобретение цифр, которые мы называем арабскими

6) иероглифы

^

Одетые так, чтобы любой мог издалека узнать их, они не могли жить в деревне вместе с другими. С ними никто не разговаривал. Каждый старался уйти с их дороги, чтобы не видеть их.

А) неприкасаемые Б) прокаженные В) неприкосновенные

^

Будда и неравенство между кастами:

А) Будда придавал решающее значение различиям между кастами

Б) Будда учил, что главное – это личные достоинства человека, а не его происхождение

В) Будда принадлежал к самой низшей касте, поэтому боролся против неравенства

^

Большую роль в истории Индии и Китая сыграли великие реки. Самые многоводные реки Индии - _________ и __________., Китая - _______________ и ______________. Индийские реки берут начало в горах _____________, китайские несут свои воды по _______________ равнине.

^

А) правление Ашоки

Б) жизнь Конфуция

В) появление первых государств в Китае

Г) восстание народа против наследников Цинь Шихуана

^

Конфуций учил:

А) младших почитать старших

Б) поданных почитать правителей

В) презирать бедных

Г) относиться друг к другу с уважением

Д) правителей сочинять новые законы

^

III Древняя Греция

Местонахождение и природные условия. Роль моря в жизни греков.

Критское царство. Микенское царство.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков.

Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.

Древние Афины. Создание греческого алфавита. Занятия греков.

Греческий полис. Понятия «демос». Борьба демоса со знатью. Реформы

Солона. Демократия в Афинах.

Древняя Спарта. Спартанские воспитания.

Греческие колонии. Причины колонизации.

Греко-персидские войны.

Возвышение Афин в V b. до н.э. и расцвет демократии.

Афинские школы и гимназии. Греческий театр.

Перикл во главе Афин.

Македонские завоевания IV b. до н.э. Личность Александра

Македонского. Распад державы Александра Македонскою после его смерти.

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

^

1) Оцените утверждение.

Природные условия Древней Греции не отличались от природных условий Двуречья:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

О начале Троянской войны рассказывает миф:

А) о Тесее и Минотавре Б) о Дедале и Икаре В) о Парисе и Елене

3) Выберите неправильный ответ.

Главные боги древних греков:

А) Зевс Б) Посейдон В) Гор Г) Аид

^

А) Агамемнон становится предводителем греков

Б) Одиссей придумывает хитроумный план, строится огромный деревянный конь

В) Одиссей расправляется с женихами

Г) Одиссей проходит между Сциллой и Харибдой

Д) Патрокл гибнет в схватке с Гектором

^

А) Микены 1) остров в Средиземном море

Б) Крит 2) город в Малой Азии

В) Троя 3) город в Южной Греции

6) Продолжите перечень.

Боги – покровители основных занятий греков:

А) Деметра – земледелие

Б) Дионис – виноделие

В)

Г)

^

Приам, Гефест, Ахиллес:

А) это воины – герои Троянской войны

Б) это боги и люди – участники Троянской войны

В) это герои поэмы Гомера “Одиссея”

^

Строитель лабиринта, знаменитый мастер, он сделал из перьев, ниток и воска огромные крылья, чтобы бежать от царя Миноса:

А) Дедал Б) Икар В) Эгей

^

По мнению ученых, Гомер жил в 8 веке до н.э. Троя, осаду которой описал Гомер, пала около 1200 года до н.э. (в 13-12 веках до н.э.). Это означает, что:

А) все сведения Гомера – вымысел автора, они не имеют отношения к реальной истории Троянской войны

Б) Троянской войны в действительности не было

В) не всем сведениям Гомера можно доверять, его поэму историки должны использовать с большой осторожностью

^

Наверное, самым известным является греческий миф о Прометее. Вопреки воле ___________, он дал людям _____________, научил их строить дома, пахать землю, считать и ___________.

^

1) Оцените утверждение.

Афины были главными городом области Аттика, Спарта располагалась в области Лакония:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

Основы демократии в Афинах были заложены:

А) законами Дракона Б) законами Солона В) законами Мильтиада

3) Выберите неправильный ответ.

Органы управления в Спарте:

А) совет старейшин Б) Народное собрание В) ареопаг

^

А) один из 9 выборных правителей Афин 1) илоты

Б) рабы, принадлежавшие Спартанскому государству 2) триеры

В) подвижные боевые корабли в Афинах 3) архонты

^

Греки не любили приезжать в этот город. В нем не было ни роскошных зданий, ни статуй на площадях. Мужчины были одеты в одинаковые одежды, а мальчики бегали полуголыми и необутыми, всегда голодными и готовыми подчиниться строгой команде самого храброго из них:

А) Афины Б) Спарта В) Микены

^

Со щитом или на щите:

А) мужественно сражаться, победить или погибнуть

Б) во что бы то ни стало вернуться живым

В) победить любой ценой

^

А) отмена долгового рабства в Афинах

Б) битва при Саламине

В) первые Олимпийские игры

Г) подвиг царя Леонида

Д) вторжение персидского царя Дария

^

Герои греко-персидских войн:

А) Мильтиад Б) Фемистокл В) Геродот Г) Леонид

9) Выделите важнейшие признаки.

Греческие колонии:

А) образовались в результате завоевательных походов

Б) возникли в процессе мирного переселения

В) располагались на морском побережье, вблизи удобных гаваней

Г) как правило, враждовали с местным населением

Д) были исключительно торговыми поселениями, их жители не занимались земледелием

^

Олимпийские игры проводились один раз в _______________ года в ____________. На время игр во всей Греции запрещались ______________. Игры продолжались в течение __________ дней. Победителя награждали венками из _____________, в его родном городе ставили в честь него ___________.

^

1) Оцените утверждение.

В состав державы Александра Македонского вошли государства Греции, Персия, Финикия, Египет:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

С призывами выступить против царя Македонии Филиппа к грекам обращался:

А) Демосфен Б) Исократ В) Эсхил

3) Выберите неправильный ответ.

Александр Македонский:

А) учился у крупнейшего греческого ученого Аристотеля

Б) был сыном царя Филиппа

В) убил на поединке царя Персии Дария III

^ Найдите лишнее.

Ьитвы, выигранные Александром Македонским:

А) на реке Граник Б) близ города Исса В) у селения Гавгамелы

Г) у города Платеи

^

А) Демосфен 1) геометрия

Б) Евклид 2) астрономия

В) Эсхил 3) ораторское искусство

Г) Аристарх Самосский 4) литература

^

ПЕхота строилась в 16 рядов, первые шесть рядов клали длинные копья на впереди стоящих. В момент опасности воины, стоявшие в последних рядах, поворачивались лицом к врагу. Ее сравнивали со страшным, ощетинившимся железным зверем:

А) фаланга Б) триера В) колонна

^

А) битва при Херонее

Б) перенос столицы державы Александра Македонского в Вавилон

В) объявление Александра Македонского богом

Г) осада Трои

Д) смерть Дария III

^

В комплкес здания Музея в Александрии входили:

А) помещение для жилья, занятий, научных опытов

Б) ботанический и зоологический сады

В)

Г)

^

Гордиев узел:

А) от города Гордии – сложный, запутанный вопрос

Б) от имени царя Гордия – безвыходная ситуация

В) от государства Гордий – тяжкие, невыносимые тяжелые условия жизни

^

Войско отказалось подчиниться приказу Александра Македонского двинуться в поход в долину Ганга, после смерти Александра его держава быстро распалась:

А) эти факты никак не связаны

Б) отказ подчиниться приказу царя объясняется недовольством армии, слабость армии стала главной причиной распада империи

В) отказ подчиниться приказу царя свидетельствует о разногласиях между полководцами, эти разногласия усилились после смерти Александра и привели к распаду державы.

IV. Древний Рим.

Местоположение и природные особенности Италии. Легенды об основании Рима. Управление древнейшим Римом. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики.Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Разорение землевладельцев Италии. Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака. Диктатура Цезаря.

Поражение сторонников Цезаря. Борьба Антония и Октавиана. Октавиан Август и его власть.

Римская империя в первые века нашей эры. Возникновение христианства.

Падение Западной Римской империи.

^

(срок сдачи до 20.04)

1) Оцените утверждение.

В 1 тысячелетии до н.э. вся Италия была завоевана племенем латинов:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

В борьбе за господство в Средиземноморье самым опасным противником Рима были:

А) Македония Б) Карфаген В) Сирийское царство

^

Большое и боеспособное римское войско:

А) состояло из беднейших римлян, не владевших землей

Б) состояло в основном из земледельцев

В) делилось на легионы

^

Государства , завоеванные Римом во 2 веке до н.э.

А) Карфаген Б) Македония В) Греция Г) Египет

5) Восстановите последовательность событий:

А) плебеи получают право принимать законы

Б) римляне изгоняют последнего царя

В) Ромул убивает Рема

Г) Пирр терпит поражение от римлян

^

А) Плутарх 1) римский сенатор

Б) Катон 2) греческий писатель и историк

В) Варрон 3) римский ученый

7) Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Консул, патриций:

А) это должностные лица в Риме

Б) консулов в течение многих лет избирали только патрициев

В) бывший консул получал звание патриция

^

“Ликует буйный Рим!” Толпа, заполнившая амфитеатр, требует, чтобы поверженнй гладиатор был убит. Сотни людей поднимают вверх большой палец и швыряют в несчастного огрызки яблок. Бессильно падает поднятая в знак мольбы о пощаде левая рука бойца :

А) на самом деле гладиатор не мог просить зрителей о пощаде

Б) на самом деле бой прекращался, если его участники получали рану

В) на самом деле поднятый вверх большой палец означал, что зрители согласны сохранить гладиатору жизнь

^

А) слова галльского вождя Бренна, потребовавшего от римлян огромной дани

Б) слова римского полководца Пирра после второй победы над римлянами

В) слова, которыми римляне проводили изгнанного царя Тарквиния Гордого

^

Основные сражения второй войны Рима и Карфагена:

А) в долине По Б) при Каннах В)

Проверочная работа №9 по теме “Древний Рим” (срок сдачи до 20.05)

1) Оцените утверждение.

Республиканские порядки сложилиьв Риме в начале 6 века до н.э., когда римские граждане изгнали последнего царя:

А) верно Б) неверно

^ Выберите правильный ответ.

Выдающийся римский поэт:

А) Тацит Б) Сенека В) Вергилий

3) Выберите неправильный ответ.

Цезарь был современником:

А) Помпея Б) Красса В) Спартака Г) Сципиона

^

А) битва при Акции

Б) земельные законы братьев Гракхов

В) разрушение Карфагена

Г) покорение даков

Д) правление Траяна

^

А) римские бани 1) Капитолийский холм

Б) храм всех богов 2) Большой цирк

В) арена для конских бегов 3) Пантеон

Г) район Рима, где находились храмы Юпитера и Юноны 4) термы

^

Римский ученый Варрон утверждал, что существует три вила орудий труда для обработки полей:

А) немые (лопаты, плуги)

Б) В)

^

Траян, Август, Константин:

А) это римские императоры

Б) это римские императоры, одержавшие выдающиеся военные победы

В) это римские императоры, жестоко преследовавшие христиан

^

Важнейшие сражения войн Рима и Карфагена:

А) битва при Каннах Б) битва близ города Зам

В) сражение у подножия Везувия

^

Труд рабов использовался во всех сферах жизни римского общества. Они работали в имениях, занимались ремеслом, служили в домах богачей, были библиотекарями, учителями, врачами, гладиаторами:

А) на самом деле рабы трудились только в имениях и в домах богачей

Б) на самом деле рабы были даже у бедняков

В) на самом деле рабы не могли быть врачами, библиотекарями, учителями

10) Назовите автора этих слов.

“Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздухи и света!”:

А) Тиберий и Гракх Б) Цезарь В) Спартак

11) Каково значение слов:

Республика, сенат, триумф, трибун, амфитеатр, диктатор, ветеран, меценат, Евангелие, апостол, вандализм.

База данных защищена авторским правом © kursovaya-referat.ru 2017При копировании материала укажите ссылку

kursovaya-referat.ru


Смотрите также