Социальные регуляторы первобытного общества. Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе. Социальные регуляторы первобытного общества


8 Социальные регуляторы первобытного общества.

В первобытном обществе право не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы.

При формировании родоплеменного строя возникли обычаи, которые представляли собой правила жизни рода. Они закрепляли выработанные веками варианты поведения людей в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и соблюдались как бы автоматически.

Обычай являлся общим или нормативным правилом поведения, который был адресован всем членам рода и действовал постоянно.

Наряду с обычаями поведение людей регулировали и индивидуальные решения рода, указания старейшины, которые были адресованы конкретному человеку и действовали только в отношении его. Например, решение собрания членов рода об изгнании из рода одного из его членов за какой-то проступок.

Позднее появились представления о добре и зле и основанные на них нормы, определявшие поведение человека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении героев как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила.

Постепенно все названные нормы слились в единую совокупность, как правило, на основе религиозных представлений и мнений. Эта совокупность норм достаточно полно регулировала все существовавшие тогда отношения в первобытной общине: порядок и способы добывания пищи, других средств существования, внутриобщинную организацию жизни, взаимоотношения вождей, соплеменников, полов, родителей и детей, проведение культовых обрядов, разрешение споров, конфликтов, взаимоотношения с другими родами и общинами и т. д.

В заключение отметим, что правила поведения в перво­бытном обществе носили характер мононорм («моно» — один), они одновременно выступали и как обычаи, и как религиозные, и как моральные нормы. Расчленения на различ­ные виды социальных норм первобытное общество не знало. как не знало и различия между правами и обязанностями.

Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевание, внушение, физическое наказание, изгнание из рода либо даже смертная казнь за особо опасные действия. Эти меры применялись непосредственно самим родом.

В результате расслоения первобытного общества выделялись богатые и бедные, появились рабы, военачальники и воины, князья, торговцы, ремесленники, священники и т. д. Их поведение требовало специального урегулирования. Появились правила, которые регулировали использование рабов, защиту имущества собственников, определяли положение военных, священников и т. д. Данные правила создавались во многом сознательно. В них выражались в основном интересы богатых и властителей. Они не всегда соответствовали интересам всех членов рода, племени, в отличие от первобытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь общины, были едины.

Одновременно происходило разделение норм по видам общественных отношений. К их числу относились имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением материальными ценностями, земельные, семейные, трудовые отношения, уголовно наказуемые деяния и др. Превращение этих норм в правовые произошло в результате их утверждения и защиты от нарушения государством.

studfiles.net

Социальные регуляторы первобытных обществ

 /   /   /  Социальные регуляторы первобытных обществ

Социальные регуляторы первобытных обществ

На ранних этапах развития человеческое общество выработало социальные регуляторы, которые были необходимы для удовлетворения потребностей человека и вырабатывались в процессе совместной жизнедеятельности. Первые социальные регуляторы человеческого общества были неразвитыми и отвечали всего на один вопрос «можно ли».

Одним из первых социальных регуляторов стал табу – запрет на совершение каких-либо негативных с точки зрения общества действий.

Другим регулятором общественных отношений был тотем – мифологическая связь рода с каким-либо животным. Также одним из социальных регуляторов был миф.

Важнейшим социальным регулятором первобытной эпохи являлся обычай – сложившиеся исторически универсальное правило поведения.

Признаки (общие черты) социальных регуляторов первобытной эпохи:

1. Тесная взаимосвязь с природными факторами.

2. Общий, универсальный и неоднократный характер социальных регуляторов.

3. Все первобытные социальные нормы являлись мононормами, т.е. одновременно регулировали все стороны общественной жизни.

4. Социальные регуляторы первобытной эпохи были весьма эффективны, так как поддерживались авторитетом отдельных людей и механизмом коллективного принуждения.

С усложнением общественных отношений претерпевала изменение и система социальных регуляторов. Так, постепенно мононормы распадаются на моральные, религиозные и организационные нормы. В настоящее время мы можем говорить о существовании многих видов социальных регуляторов от правовых регуляторов до корпоративных регуляторов.

Социальное управление в первобытном обществе

Социальный институт управления возникает в человеческом обществе с того момента, как общество стало распадаться на социальные страты и слои, именно в этот момент появилась необходимость в создании органов, которые бы обеспечивали исполнение социальных предписаний.

Первая форма организации человеческого общества – община.

Для общины характерно кровное родство между всем членами, коллективный труд, отсутствие частной собственности. Институтом управления общины был совет старейший, который избирался из числа наиболее авторитетных представителей рода для выполнения определенный, возложенных на него обществом функций.

В процессе общественного развития претерпевал изменения и процесс социального управления, наряду с иной формой организации политической власти (межплеменные союзы) появляются постоянные органы управления и слой людей, которые занимались только лишь управлением.

Интересное:

www.student-pravo.ru

5. Социальные регуляторы в условиях первобытного общества

Социальными регуляторами выступали соц нормы– правила поведения, принятые коллективом и устанавливающие границы дозволенного, обязательного и запрещенного поведения. Необходимость соц норм объяснялась необходимостью пресечения индивидуального эгоизма и необходимостью взаимозащиты и взаимопомощи.

Мононормы– единые, общие для всех правила поведения. Моно- - «единый», «цельный», т.к.:

  • нет различия между правами и обязанностями

  • нет дифференциации различных сфер жизни (мораль не отделена от религии)

  • нет различия между личным и общественным

Первая форма норм – табу, подкреплялись религиозно-магическими санкциями

Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах.

Нормативная система первобытного общества была направлена на господство общего над личным, на сплочение общины, тк вне коллектива человек не смог бы в то время выжить. Эта система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки и объективной целесообразности и не обеспечивались спец аппаратом принуждения.

Мононормы были крайне казуистичны, отсутствовали обобщающие правила.

В период перехода от присваивающей экономики к производящей происходят существенные изменения в норм системе. Мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления, а также появляются новые позитивно-обязывающие нормы. Постепенно складывается право в виде санкционированных государством обычаев (обычное право). Появляются первые письменные источники – агрокалендари (регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения).

6. Происхождение государства и права

Государство возникло постепенно в силу объективных предпосылок.

Переход к производящей экономике + на смену естественному половозрастному распределению обязанностей приходит общественное разделение труда

  • 1 крупное разделение труда – отделение от земледелия скотоводства

  • 2 – ремесла от земледелия

  • 3 – обособление купцов

– рост производительности – появление прибавочного продукта (излишка) – становление новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) – расслоение общества по социальному признаку – формируются классы, соц слои, различающиеся по своим интересам и потребностям, которые нередко перерастают в антагонистические – необходимость в органах государства для контроля и принуждения – возникновение государства.

Первобытно-общинный строй пришел в упадок, тк усложнились общественные отношения. Институты власти первобытного общества были рассчитаны на управление равными людьми с общими интересами, а теперь потребовалась иная организация власти, сориентированная на сдерживание противоборства различных групп и слоев общества.

Сущность государства: аппарат управления стоит НАД обществом и наделен властными полномочиями.

Признаки государства, отличающие его от организации власти в условиях первобытного общества:

  • наличие публичной политической власти, а также аппарата управления и принуждения

  • террит целостность

  • суверенитет

  • налоги

  • правотворчество

Восточный путь возникновения гос-ва(«азиатский способ производства») – Ближний Восток, Китай, Индия. Родо-племенная знать плавно трансформируется в гос органы, а коллективная (общ) собственность постепенно превращается в гос-ную. Классов в общепринятом смысле в восточном обществе не было.

По другому историческому пути возникло и развивалось государство в Европе, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества.

Происхождение права.Обычаи или мононормыпервобытного общества не являлись еще нормами права, но создавали предпосылки для того, чтобы на определенном этапе развития общества появилось право.

С возникновением и развитием государства большинство мононорм продолжали использоваться, но теперь были подкреплены государственной силой. Обычаи, подкрепленные силой государства, называются правовыми или санкционированными обычаями. Такие обычаи уже являются правом (система обычного права).

С изобретением письменности государства начали закреплять свою волю в письменном виде. Таким образом, правовые нормы пробрели точность и конкретность, что облегчило их выполнение и контроль за ним.

С развитием общества и общественных отношений требовались все новые нормы, и государство издавало их посредством различных актов, которые получили название нормативных. Нормативныеакты– это официальные документы, исходящие от государства и содержащие нормы права. В качестве примера нормативных актов можно привести указы королей, княжьи грамоты, современные законы.

Таким образом, зарождение и развитие права шло от мононорм к санкционированным нормам, потом к писаному праву, затем к нормативным актам.

studfiles.net

Социальное регулирование в первобытном обществе.

Общество вырабатывало правила, необходимые для регулирования его жизни. Эти правила повторялись при жизни одного поколения людей и передавались потомкам. Часть этих правил отмирала, оставались лишь те из них, которые проходили проверку временем, были полезны и необходимы людям. Так складывались обычаи.

Обычаи – исторически сложившиеся, неоднократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения в обществе, обеспечиваемые силой общественного мнения.

Характерные черты обычаев.

  1. Они выражают интересы всех членов общества (рода, племени, союза племён).

  2. В них нет чёткого разграничения прав и обязанностей.

  3. Их выполняют в силу привычки, под влиянием общественного мнения или запретов (табу). Табу – это правило поведения устанавливающее запрет.

Обычаи первобытного общества имели характер нерасчленённых «мононорм», т.е. обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Нарушение обычаев рассматривалось как действие, направленное против интересов рода (племени), вредное для всех и для каждого члена. Поэтому родовая община привлекала виновного к ответственности.

Меры, принимавшиеся к нарушителю.

  1. Меры убеждения. (Разъяснение, внушение, порицание).

  2. Меры принуждения. В исключительных случаях – изгнание из рода. За убийство сородича и за переход во вражеский род - лишение защиты своего рода (его имущество отдавали на разграбление).

15. Основные теории происхождения государства.

Сущ-т мн-во теорий происхождения гос-ва и права. Остановимся на наиболее важных из них.

Теологическая теория (Фома Аквинский, XIII в., А. Кентерберийский, Ж. Маритен, Й. Войтыла, ХХ в.) Является одной из самых ранних. Зародилась в глубокой древности, наибольшее развитие получила в период средневековья. распространение имеет в наше время. Не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Последние возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство и право вечны, как и сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как "божий помазаник". Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя и государства - великий грех, поскольку это выступление против Бога.

Патриархальная теория (Платон и Аристотель III-II вв. до н.э., Фил-мер XVII.в., Михайловский XIX в.). Государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.

Договорная теория (истоки в Древней Греции V-IV вв. до н. э., Гроций, Гоббс, Локк, XVII-XVIII вв., а также Спиноза, Руссо, Радищев и др.) Ее именуют также теорией естественного права. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, "золотой век" (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы создать в обществе норм. жизнь и обеспечить естественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав.

Теория насилия (теория внутреннего насилия – Е. Дюринг, XIX в.; теория внешнего насилия - Л. Гумплович и К.Каутский XIX в.). Теория внутреннего насилия - государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Госу-дарство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства. Внешнее насилие - государство возникло из завоевания одного племени или народа другим племенем или народом. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право.

Марксистская (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, XIX в., В. Ленин,.ХХ в.). Государство и право возникают как результат раскола общества на антагонистические классы (классы с непримиримыми противоречиями) и классовой борьбы. Право- и политогенез есть естественноисторический процесс, основанный на развитии экономики, появлении частной собственности, расколе общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых). Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и подавляется при необходимости. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров эксплуатируемым и всему обществу в целом.

16. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

studfiles.net

Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе

Тема 2. Теория права

Ключевые понятия: Суверенитет государства, форма государственного устройства, унитарное государство, федеративное государство, конфедерация, форма правления, монархия, республика, политический режим, демократический политический режим, антидемократический политический режим

План изучения темы на лекционных занятиях:

1. Понятие и признаки права.

2. Принципы права и их значение. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права. Происхождение права. Место права в системе социального регулирования общества.

3. Механизм правового регулирования. Законные интересы. Эффективность права.

4. Понятие и признаки нормы права. Структура правовой нормы.

5. Понятие и виды источников (форм) права. Формы (источники) права.

6. Правовой обычай как исторически первая форма права.

7. Юридический прецедент как источник права.

8. Нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт как источник права.

9. Закон: понятие, признаки, виды. Подзаконные нормативные акты.

10. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

11. Правотворчество Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика.

12. Правовые нормы и источники права.

13. Понятие системы права и ее структурные элементы.

14. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Нормы и основные отрасли права в России.

Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе

Появление государства и права тесно связано с развитием экономических отношений, социальной власти, нравственных и иных правил, семьи и много другого, что неотъемлемо от человеческой жизни, переплетается с ней, образует ее условия и является необходимой основой. По данным современных наук, около 3,5-5 млрд. лет назад в результате эволюции материи на планете Земля возникла жизнь, появилась и стала развиваться биосфера. Около всего лишь 40 тыс. лет назад, а по современным данным еще раньше появился человек (homo sapiens - человек разумный). Это результат существования и активного формирования (около 2 млн. лет) - согласно материалистической концепции - человека умелого (homo habilis). Элементы государственности (армия, полиция и др.) и первые государственные образования возникли относительно недавно (Древний Египет - начало III тыс. лет до н.э.; Китай - II тыс. лет до н.э.; европейские государства, например Россия - более 1 тыс. лет назад).

В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа - все, что добывалось, сдавалось в "общий котел" и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло существовать и было бы обречено на вымирание.

Появлению человеческого рода - группе лиц, связанных кровнородственными связями, - предшествовало стадное существование человека в виде неоформленной группы, орды. Господствовал групповой брак. Род как организационная форма есть результат более позднего развития так называемого "умелого" человека. Род предполагал личные, родственные отношения, но не территориальные. Это была своеобразная производственно-хозяйственная ячейка, производственно-хозяйственный коллектив. В основе такой формы бытия лежали коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ.

Итак, организационной формой первобытного общества являлся род, основанный на кровнородственных отношениях его членов. Несколько родов объединялись во фратрии, которые, в свою очередь, объединялись в племена, нередко объединявшиеся в союзы. Такой союз характеризуют как кровнородственный, но, обратим внимание, не территориальный. Все члены рода связаны трудовыми функциями и общей задачей сохранения рода.

Первоначальную родовую организацию часто называют периодом матриархата. Во-первых, потому что потомство можно было определить только по женской линии. Во-вторых, женщины-матери играли главную роль в хозяйстве рода. Именно она, в большей мере, занималась земледелием, ремеслом и другими видами домашних работ. Воспитание детей и привлечение их труду также входило в обязанности женщин родовой общины.

Роль мужчины возросла значительно позже, и на смену матриархата пришел период патриархата. Функции земледелия, ремесла, использование животной тяги (кроме охоты, рыболовства) мужчины взяли на себя, не бросая главную задачу - защиту рода от нападения. Родство стали вести по мужской линии. Подчеркнем: от охоты, рыболовства и собирания дикоросов мужчины переходят к постоянному производству внутри рода - земледелию, выращиванию скота и ремеслу. Роль мужчины, как отмечалось, начинает возрастать, а жизнь рода в целом все менее зависеть от природных условий.

Власть и управление в первобытном обществе. Обрисованному выше способу производства соответствовали и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основное, что здесь следует подчеркнуть, - это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами - отряда чиновников). Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту. Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др.

Поскольку власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения, нарушитель правил поведения, установленных в роду мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть.

Высший орган власти - родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника - лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Таким образом, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной. Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избрания лидера, собрание решало и другие важнейшие вопросы - войны, мира, перехода на другие земли, изгнания членов рода. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслуженными войнами и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной. Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти. У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена. Так или иначе, в основе такого организационного построения лежал принцип родства.

Итак, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода.

Характерные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер.

Особенности социальных регуляторов. Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.

Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.

Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.

Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.

Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.

В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности*(10). Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.

megaobuchalka.ru

2.Социальные нормы в первобытных обществах

2.1. Система социального регулирования.

С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием. В них, в отличие от первобытных обычаев, уже различаются права и обязанности, т.е. возможность и необходимость определенного поведения. Так возникают правовые обычаи или обычное право. Было ли оно правом в юридическом смысле? Думается, что еще нет, поскольку право в юридическом смысле – это позитивное право, право либо установленное, либо санкционированное государством. Здесь же государства пока не было, а имел место предгосударственный период. Поэтому правовые обычаи этого периода - еще не позитивное право, а протоправо, право, которое не потеряло своего естественного характера, но уже начало приобретать определенные юридические качества. Это выразилось хотя бы в том, что наряду с правами правовые обычаи начали различать и обязанности.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти ) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название — «мононормы», которое ввел российский этнограф А. И. Першиц. )

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов — кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело» ).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание» ), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти ). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил — прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы — государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век ), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных ), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право ), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

Громадное значение в первобытном обществе имели самые первые общественные регуляторы, такие как магия, культовые ритуалы, обряды. Даже право в древнем Риме, особенно на стадиях своего развития, было неразрывно связано и переплетено с религией и традицией.

Современная наука, выделяя способы регулирования организации производства, определявшее поведение людей на этапе производящей экономики, различает шесть таких регуляторов:

1. - биолого-психологический

2. - брачно-семейный

3. - корпоративно-групповой

4. - мифолого-религиозный

5. – правовой

6. – моральный

Моральный фактор лишь с большим трудом выделяется из мифолого-религиозной сферы. По-видимому, его четкое отслоение происходит лишь на более поздних этапах истории, где религиозное мировоззрение, на какое то время вытесняется «светской» моралью. Правовой же регулятор имел множество функции. Он определял организацию производства, перераспледеление производимого и добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда и времени на общественные нужды.[7]

Социальные регуляторы первобытного общества выполняли две функции:

1. Первая функция социальных норм состояла в том, что они позволяли первобытным людям освободить свою психическую энергию от страха перед окружающим миром, тревожности и направить ее на производительную деятельность.

2. Социальное регулирование заключается в установлении в обществе стабильных отношении, поскольку именно такие отношения исключают влияние случайностных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, могущих исходить от каждого из сородичей и соплеменников.

На первом этапе, т.е. в первобытном обществе борьба за существование должна быть человеку посильна для того, что бы он не погиб. Таким образом, не только борьба с силами природы, но и борьба между людьми за выживание - необходимый атрибут человеческого общества. Известная стандартность, предсказуемость, надежность и общепонятность поведения окружающих людей давало каждому человеку определенную гарантию безопасности.[8]

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми.[9]

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

1. Регулируют отношения между людьми

2. Регулируют повторяющиеся ситуации.

3. Рассчитаны сразу на многих людей, причем людей не конкретных и персонально определенных.

4. Создаются разумными существами, которые чаще всего могут предвидеть последствия, связанные с их действием

5. Соц. нормы - это правила поведения, которые имеют определенную форму.

6. Каждая социальная норма имеет санкцию. Санкцией называется предстоящее неблагоприятное последствие, которое настигает нарушителя нормы.

studfiles.net

Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе — МегаЛекции

 

Появление государства и права тесно связано с развитием экономических отношений, социальной власти, нравственных и иных правил, семьи и много другого, что неотъемлемо от человеческой жизни, переплетается с ней, образует ее условия и является необходимой основой. По данным современных наук, около 3,5-5 млрд. лет назад в результате эволюции материи на планете Земля возникла жизнь, появилась и стала развиваться биосфера. Около всего лишь 40 тыс. лет назад, а по современным данным еще раньше появился человек (homo sapiens - человек разумный). Это результат существования и активного формирования (около 2 млн. лет) - согласно материалистической концепции - человека умелого (homo habilis). Элементы государственности (армия, полиция и др.) и первые государственные образования возникли относительно недавно (Древний Египет - начало III тыс. лет до н.э.; Китай - II тыс. лет до н.э.; европейские государства, например Россия - более 1 тыс. лет назад).

В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа - все, что добывалось, сдавалось в "общий котел" и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло существовать и было бы обречено на вымирание.

Появлению человеческого рода - группе лиц, связанных кровнородственными связями, - предшествовало стадное существование человека в виде неоформленной группы, орды. Господствовал групповой брак. Род как организационная форма есть результат более позднего развития так называемого "умелого" человека. Род предполагал личные, родственные отношения, но не территориальные. Это была своеобразная производственно-хозяйственная ячейка, производственно-хозяйственный коллектив. В основе такой формы бытия лежали коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ.

Итак, организационной формой первобытного общества являлся род, основанный на кровнородственных отношениях его членов. Несколько родов объединялись во фратрии, которые, в свою очередь, объединялись в племена, нередко объединявшиеся в союзы. Такой союз характеризуют как кровнородственный, но, обратим внимание, не территориальный. Все члены рода связаны трудовыми функциями и общей задачей сохранения рода.

Первоначальную родовую организацию часто называют периодом матриархата. Во-первых, потому что потомство можно было определить только по женской линии. Во-вторых, женщины-матери играли главную роль в хозяйстве рода. Именно она, в большей мере, занималась земледелием, ремеслом и другими видами домашних работ. Воспитание детей и привлечение их труду также входило в обязанности женщин родовой общины.

Роль мужчины возросла значительно позже, и на смену матриархата пришел период патриархата. Функции земледелия, ремесла, использование животной тяги (кроме охоты, рыболовства) мужчины взяли на себя, не бросая главную задачу - защиту рода от нападения. Родство стали вести по мужской линии. Подчеркнем: от охоты, рыболовства и собирания дикоросов мужчины переходят к постоянному производству внутри рода - земледелию, выращиванию скота и ремеслу. Роль мужчины, как отмечалось, начинает возрастать, а жизнь рода в целом все менее зависеть от природных условий.

Власть и управление в первобытном обществе. Обрисованному выше способу производства соответствовали и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основное, что здесь следует подчеркнуть, - это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами - отряда чиновников). Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту. Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др.

Поскольку власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения, нарушитель правил поведения, установленных в роду мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть.

Высший орган власти - родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника - лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Таким образом, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной. Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избрания лидера, собрание решало и другие важнейшие вопросы - войны, мира, перехода на другие земли, изгнания членов рода. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслуженными войнами и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной. Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти. У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена. Так или иначе, в основе такого организационного построения лежал принцип родства.

Итак, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода.

Характерные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер.

Особенности социальных регуляторов. Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.

Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.

Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.

Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.

Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.

В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности*(10). Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.

 

megalektsii.ru


Смотрите также