Первобытные собиратели и охотники. История Древнего мира 5 класс "Первобытные собиратели и охотники"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок "Первобытные собиратели и охотники" 5класс История. Первобытные собиратели и охотники


Вводный урок. 1. Первобытные собиратели и охотники



К ВВОДНОМУ УРОКУ

Задание №1. Впишите недостающие слова и внесите дополнение в рисунок.

1. Город № 2 находится на западе страны.

Город № 3 находится на востоке страны.

Область находится на юго-западе страны.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Первобытные собиратели и охотники

Задание №2. Впишите недостающие слова.

Древнейшие люди жили на земле более двух миллионов лет назад.

Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие – лицо? Нижняя челюсть? Лоб?) у него было грубое лицо с широкими приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб.

Древнейшими орудиями труда были из камня.

У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: охота и собирательство.

Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

1. Африка;

Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника.

На этом рисунке изображены древнейшие люди. Доказательством этому служит то, что они пользуются орудиями труда – рубилами, а также занимаются охотой, собирательством и рыбаловством.

Задание №5. Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя.

Древнейшие охотники подстерегали зверя у выхода из пещеры. Медведь выглядел злым, агрессивным, но испуганным. Охотники стали подальше от входа и взяли в руки камни и копья. Они стояли на возвышенности, чтобы было удобнее ударить животное. Охотники стремились убить медведя для того, чтобы добыть пищу.

Задание №6. Впишите недостающие слова.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Учёные называют его человеком разумным.

Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения охотничьего лука и стрел.

Задание № 7. Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

1. Вот начало рассказа:

«Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов…»

Предположите, куда и зачем.

… к глубокому оврагу или возможно в болото, чтобы мамонт получил ранения и увечья и стал более легкой добычей.

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

Охотники подожгли траву, машут факелами и громко кричат, чтобы напугать мамонта. Мамонты выглядели как огромные слоны с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Возможно, мамонт провалился в глубокий овраг. По рисункам можно сказать, что охота была опасна. Про это говорят огромные размеры мамонта и очень простые орудия охоты, которыми сложно было справиться с таким большим животным. Первобытные люди охотились на мамонтов, чтобы добыть мясо, которое было необходимо для выживания человека.

Задание № 8. Ответьте на вопросы.

1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

Община называется «родовой» потому, что членами общины становились близкие и дальние сородичи – родственники

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?

Слово «община» выражает, то что у древнейших людей все имущество было общим. Община от слово «общее». Общими были жилище, пища, дрова, очаг, где горел огонь

3. Чем объяснит, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

Тем, что первобытные люди почитали женщин как прародительниц и хранительниц домашнего очага, так как они занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях.

Задание №9. Выполните задания и ответьте на вопросы.

1. это копье с каменным наконечником, использовалось для охоты на зверя.

2. это гарпун с костяным наконечником, использовался для ловли крупной рыбы.

Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.

Задание № 10. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд».

Данный рисунок говорит о вере первобытных людей в существование души у человека. Человека хоронят в позе спящего потому, что считалось, что душа во время сна также покидает тело человека, а когда человек умирает, душа покидает тело навсегда, т.е. человек засыпает навечно. Люди верили, что после смерти человек попадает в «страну мертвых», где нужны те же вещи, что и при жизни, потому они положили ожерелье и копье в могилу.

Задание № 11. Найдите ошибки.

1. Древнейшие люди не разговаривали – речь была еще не развита;

2. Долгое время древнейшие люди не носили никакой одежды, даже из звериных шкур;

3. древнейшие люди жили там, где не было зим, значит снег пойти не мог;

4. древнейшие люди долго не знали огня, значит не могли выпекать хлеб;

5. динозавры вымерли до того, как возникли первобытные люди.

Задание № 12. Разгадайте кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».

1. Африка;

2. Лук;

3. Огонь;

4. Охота;

5. Душа;

6. Мамонт;

7. Бизон;

8. Гарпун;

9. Собирательство.

Слово: Альтамира.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие источники помогают учёным получать информацию о жизни древнейших людей?

Информацию о жизни древнейших людей ученые-археологи получают при раскопках, они находят орудия труда, одежду, украшения и др. Такие исследования помогают изучить способ жизни первобытных людей, их представления о мире.

2. Как вы думаете, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Свой ответ обоснуйте.

Нет, нельзя сравнивать. Первобытные люди имели отличные от наших представления о мире, цель искусства была другая, чем сегодня. Все произведения имели магическую цель.

3. Узнайте, на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет).

Древнейшие люди возникли на территории Восточной Африки (Кения, Эфиопия, Танзания, Сомали). Затем распространились на Ближнем Востоке (Сирия, Иордания, Израиль, Ирак) и по всей Евразии (Турция, Иран, Россия и др.).

resheba.com

Тест по теме "Первобытные собиратели и охотники"

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Первобытные собиратели и охотники»

Вариант 1

 1. Оцените утверждение.

 Люди разумные, в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами:

а)     верно

б)     неверно

2. Выберите правильный ответ.

  Древнейшим способом охоты была:

а)     охота с применением лука и стрел

б)     охота с использованием ям-ловушек

в)     охота на самых слабых животных с применением дубин и заостренных камней

 3. Выберите неправильный ответ.

 Орудиями труда, которые умели изготавливать древнейшие люди, жившие 2 миллиона лет назад, были:

а)     палка-копалка

б)     проколка

в)     рубило

г)      лук и стрелы

 4. Приведите в соответствие:

 а)     около 40 тысяч  лет назад 1)       появление древнейших людей

б)       около 500 тысяч лет назад 2)       появление человека разумного

в)       около 2 миллионов лет назад 3 )       появление древнейших людей на

территории нашей страны

                 

5. Найдите лишнее.

 Основными занятиями древнейших людей были:

а)     охота

б)     земледелие

в)     собирательство г) рыбная ловля

 6. Вставьте вместо пропуска.

 Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые ______________________________.

 7. Продолжите перечень.

 В человеческом стаде:

а) основным занятием было собирательство

б)

в)

 8. Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

 Красочные рисунки в пещерах, каменные фигурки людей — это:

а)     произведения первобытного искусства

б)     магические предметы

в)     идолы

 9. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

 Жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда:

а)     это то, что обязательно клали в могилу умершего

б)     это то, что было общим у сородичей

в)     это то, что принадлежало самым искусным охотникам

 10. Восстановите последовательность событий:

 а)     появление древнейших людей на территории нашей Родины

б)     изобретение древнейших орудий труда

в)     появление человека разумного

г)      открытие археологами первобытных рисунков

 

Вариант 2

1. Оцените утверждение.

 Люди разумные, в отличие от древнейших людей, могли общаться друг с другом при помощи слов:

а) верно   б) неверно

 2. Выберите правильное утверждение.

 Огнем овладели:

а)     люди разумные

б)     человекоподобные обезьяны

в)     древнейшие люди

 3. Выберите неправильный ответ.

 И древнейшие люди, и люди разумные:

а)     умели изготавливать орудия труда

б)     занимались охотой и собирательством

в)     умели пользоваться огнем

г)      жили родовыми общинами

 4. Приведите в соответствие:

 а)     древнейшие люди 1)      овладели речью

б)       человекоподобные обезьяны 2)      научились изготавливать орудия труда

в)       люди разумные 3)      умели использовать разумные предметы

  для добывания пищи

    

5. Найдите лишнее.

 Основными занятиями людей 40 тысяч лет назад были:

а)     собирательство

б)     скотоводство

в)     охота

г)      рыбная ловля

 6. Вставьте вместо пропуска.

 Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вере в существование ________      .

infourok.ru

Первобытные собиратели и охотники - история, уроки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

х. Тамаровский

Первобытные собиратели и охотники.

Кравченко Т.А.

Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Цель урока: познакомить с понятием «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит; с первым этапом эволюции человека: питекантроп, неандерталец; культурный слой, первобытное человеческое стадо, рубило, присваивающее хозяйство, ритуал, религия, родовое устройство. Как расселялись люди по территории Кубани в этом период. Познакомиться со стоянками раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская, с бытом и занятиями древнейшего человека, с орудиям труда и местами обитания (пещеры, гроты).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории Кубани как науки.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, доска на передней стене кабинета  

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: собирательство, первобытное человеческое стадо, родовое устройство, культурный слой, питекантроп, неандерталец, рубило, ритуал, религия, стоянка, присваивающее хозяйство.  

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мин)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить  выполненные задания

Организует отчёт по выполнению домашнего задания

учащиеся докладывают о выполнении домашнего задания

1

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с текстовым материалом, картой, осуществлять контроль результатов.

На экране записаны понятия: собирательство, первобытное человеческое стадо, родовое устройство, культурный слой, питекантроп, неандерталец, рубило, ритуал, религия, стоянка, присваивающее хозяйство

- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

- Самостоятельно составить определение с данными понятиями по парам.

-Для  проверки результатов к доске идут работать два ученика

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Презентация

5

4

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по двум рисункам сравнить обезьяночеловека и формирующегося человека; проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства обезьяночеловека и формирующегося человека, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник страница 7-11

8

7

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную композицию «Солнышко лучистое»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

аудиозапись «Солнышко лучистое»

1

8

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует фронтальную работу по учебнику.

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 11.

Слайды презентации

5

9

Самостоятельная работа в парах

Умение работать  в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу по рабочим тетрадям: задание - вписать недостающие слова; заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

карта

«Территория расселения древнейших людей»

6

10

Коллективная работа с доской

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по природоведению.

 Показать стоянки, на которых археологи нашли кости и орудия труда людей раннего и среднего палеолита.

карта «Территория расселения древнейших людей».

5

11

Дополнительные сообщения учащихся об открытии разного способа добывания огня, зачатках религии и ритуала.

Формирование интереса к предмету

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о разных способах добывания огня, зачатках религии и ритуала

Слушают сообщение ученика об исторических сведениях

2

12

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Задание п.1, стр.7-11, вопросы, рисунок

2

13

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п.1, стр.7-11, вопросы, рисунок

Задают вопросы по тексту заданий

1

kopilkaurokov.ru

Тест: Первобытные собиратели и охотники

Проверочная работа нацелена на проверку знаний учащихся по разделу "Первобытные собиратели и охотники" Работа содержит разные типы заданий: с выбором правильного ответа.

История 5 класс | ID: 1490 | Дата: 15.3.2014

";} else {document.getElementById("torf1").innerHTML="";}; if (answ.charAt(1)=="1") {document.getElementById("torf2").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf2").innerHTML="";}; if (answ.charAt(2)=="1") {document.getElementById("torf3").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf3").innerHTML="";}; if (answ.charAt(3)=="1") {document.getElementById("torf4").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf4").innerHTML="";}; if (answ.charAt(4)=="1") {document.getElementById("torf5").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf5").innerHTML="";}; if (answ.charAt(5)=="1") {document.getElementById("torf6").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf6").innerHTML="";}; if (answ.charAt(6)=="1") {document.getElementById("torf7").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf7").innerHTML="";}; if (answ.charAt(7)=="1") {document.getElementById("torf8").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf8").innerHTML="";}; if (answ.charAt(8)=="1") {document.getElementById("torf9").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf9").innerHTML="";}; if (answ.charAt(9)=="1") {document.getElementById("torf10").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf10").innerHTML="";}; if (answ.charAt(10)=="1") {document.getElementById("torf11").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf11").innerHTML="";}; if (answ.charAt(11)=="1") {document.getElementById("torf12").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf12").innerHTML="";}; if (answ.charAt(12)=="1") {document.getElementById("torf13").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf13").innerHTML="";}; if (answ.charAt(13)=="1") {document.getElementById("torf14").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf14").innerHTML="";}; if (answ.charAt(14)=="1") {document.getElementById("torf15").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf15").innerHTML="";}; if (answ.charAt(15)=="1") {document.getElementById("torf16").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf16").innerHTML="";}; if (answ.charAt(16)=="1") {document.getElementById("torf17").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf17").innerHTML="";}; if (answ.charAt(17)=="1") {document.getElementById("torf18").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf18").innerHTML="";}; if (answ.charAt(18)=="1") {document.getElementById("torf19").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf19").innerHTML="";}; if (answ.charAt(19)=="1") {document.getElementById("torf20").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf20").innerHTML="";}; } }

Получение сертификатао прохождении теста

testedu.ru

« Первобытные собиратели и охотники».

Методическая разработка урока истории в 5 классе.

( в соответствии с требованиями ФГОС )

Выполнила: Хасанова Людмила Рудольфовна учитель истории МОУ СОШ п.Ляскеля, Питкярантского р., РК.

Тема урока: « Первобытные собиратели и охотники».

Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: собирательство, первобытное стадо, люди разумные, орудия труда, родовая община, религия.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник (Вигасин А.А., Всеобщая история. История древнего мира.- М., Просвещение,2012.), рабочие тетради( Годер Г.И., История древнего мира. Рабочая тетрадь,ч.1.-М., Просвещение, 2012.)

Основные понятия, изучаемые на уроке: собирательство, первобытное стадо, люди разумные, орудия труда, рубило, копьё, лук, стрелы, родовая община, верования, религия.

1.

Технологическая карта.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Этап

Оргмомент

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

Создание проблемной ситуации

Мотивация

Изучение нового материала

Динамическая пауза

Первичное применение нового знания

Самостоят. работа в парах

Коллективная работа с доской

Дополнит. сообщения

учащихся о возникновении

первобытного

искусства

Итог урока

Инструктаж

домашнего

задания

УУД

Уметь организоваться к работе

Уметь оценить выполненные задания

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Умение ставить учебные цели

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Формирование умения смыслового чтения, организация познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать помощь

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания

Формирование

интереса к предмету

Осуществлять познавательную рефлексию

Формирование

ответственного

отношения

к самостоят.

работе дома

Деятельность

Учителя

Проверяет готовность к уроку

Организует отчет консультантов

На доске записаны понятия:

-первобытные люди

-орудия труда

-собирательство

- археолог

- реконструкция

Обратить внимание на первый и второй слайды презентации

Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека, найти сходства и различия, сделать вывод.

Организует обсуждение возникших затруднений

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Использует музыкальную презентацию «Весёлый цыплёнок»

Организует работу по закреплению первичных знаний

Организует фронтальную работу по учебнику страница 17

Организует работу в парах по рабочим тетрадям задание №2, №3 (контурная карта)

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении первобытного искусства

Подводит итог урока, организует работу по рабочей

тетради

Объявляет домашнее задание,

проводит инструктаж

Деятельность

Учащихся

Приветствуют учителя

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь.

Сравнивают результат, работая в парах

Выполняют задания, перечисляя отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод о причинах такого изменения

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетрадь, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 17

Самостоятельно выполняют задания, оказывают взаимопомощь, проверяют задания, обмениваясь тетрадями

Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей, отметить наиболее древние стоянки человека

Слушают сообщение ученика и рассматривают

слайды презентации

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых

результатах и их соответствии поставленным целям

Задают вопросы

ЭОР

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Учебник страница

14-16

Презентация «Весёлый цыплёнок»

Презентация

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Карта

«Территория расселения древнейших людей»

Слайд 7

Карта

«Территория расселения древнейших людей»

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Время

1 мин.

1 мин.

7 мин

4 мин

2мин.

10мин.

1мин.

3мин.

5мин.

4мин.

4мин.

4мин.

2мин.

4.

infourok.ru

История Древнего мира 5 класс "Первобытные собиратели и охотники"

История Древнего мира 5 класс Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди: внешний облик
  • Период первобытности охватывает миллионы лет (примерно 2.5 млн. – 100 тыс. лет назад;
  • Нет общего мнения среди ученых где именно зародился первобытный человек, но большинство считают родиной человека Южную и Восточную Африку, так как именно там нашли самые древние окаменелости, которые считаются останками древнего человека.
  • Homo erectus – человек прямоходящий.
Внешний облик
  • Именно по костям этих древнейших людей ученый в XX в. Смогли воссоздать внешний облик первобытного человека.
  • Древние люди имели грубое лицо, с приплюснутым носом, тяжелую и мощную нижнюю челюсть, очень длинные руки.
  • Древнейшие люди ходили на задних конечностях, что позволило освободить руки для труда.
Образ жизни древнего человека
  • Древние люди жили группами (праобщинами).
  • Они не умели разговаривать, но могли жестами и различными звуками передавать информацию друг другу.
  • Питались кореньями, плодами, травами, рыбой и мясом животных.
Орудия труда
  • Орудие труда – это, что дает нам больше возможностей наиболее точно представить жизнь древнего человека.
  • Сначала люди искали подходящие камни со сколами, а потом научились сами изготавливать подобные орудия, так появились каменный нож и каменное рубило.
  • Следующим этапом стало появление палки-копалки и дубины – их человек научился вытачивать из дерева.
  • Труд способствовал развитию мышления человека, сплачивал коллектив, стимулировал развитие речи.
Охота Овладение огнем
  • Овладение огнем – было огромным по своему значению открытием. Люди не только смогли преодолеть страх перед огнем, но и смогли приручить его.
  • Люди научились разводить костры в пещерах, поддерживать костер и готовить на огне пищу.
  • С этого времени понятия огонь и жизнь соединились (защита, обогрев, приготовление пищи).
Древнейшему человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современный человек.

uchitelya.com

Урок "Первобытные собиратели и охотники" 5класс История

Методическая разработка урока истории в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства.

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: ИКТ, слайды на флеш, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска.

Основные понятия изучаемые на уроке: собирательство, стадо, родовая община, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить выполненные задания

Организует отчёт консультантов

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах

1

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена.

На экране записаны понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт.

- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

- Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.

-Для проверки результатов к задней доске идут работать два ученика

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Презентация

7

4

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

2

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно,находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник страница 11-19

10

7

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использую имитацию танцев народов севера

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

1

8

Первичное применение нового знания

Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познаватель-ной деятельнос-ти, осуществле-ние самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует фронтальную работу по учебнику страница 10-11

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 11.

Слайды презентации

3

1

9

Самостоятельная работа в парах

Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 4-5: задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям .Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

Карта рабочих тетр.

«Территория расселения древнейших людей»

6

10

Коллективная работа с доской

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по природоведению.

Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.

карта«Территория расселения древнейших людей».

5

11

Дополнительные сообщения учащихся о возникновении первобытного искусства

Формирование интереса к предмету

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении первобытного искусства

Слушают сообщение ученика об исторических сведениях

2

12

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Задание №12 реши кроссворд

2

13

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п. 1-3 с. 8-17 раб.тетр. стр. 3-14

Задают вопросы по тексту заданий

2

multiurok.ru


Смотрите также