Тест для 5 класса к разделу "Первобытные собиратели и охотники". Первобытные охотники и собиратели
"Первобытные собиратели и охотники"
Тест « Первобытные собиратели и охотники».
Вариант-1.
То, что сохранилось с древних времен до наших дней и помогает рассказать о давних событиях, называется:
а) история;
б) исторические источники;
в) искусство;
г) исторический факт.
2. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?
а) в человеческом стаде;
б) в родовой общине;
в) в государстве;
г) в племени.
Какое главное занятие было у первобытных людей?
А) земледелие и охота;
Б) скотоводство и собирательство;
В) собирательство и охота;
Г) рыболовство и земледелие.
Заполните схему:
Жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда:
а) это то, что обязательно клали в могилу умершего
б) это то, что было общим у сородичей
в) это то, что принадлежало самым искусным охотникам
Первобытные люди жили группами, потому что:
а) так было легче обмениваться информацией;б) в одиночку нельзя было выжить;в) этого требовали обычаи.
7. Опишите как люди изготавливали орудия труда?
Тест « Первобытные собиратели и охотники»
Вариант-2.
Наука, задача которой по источникам восстановить картину прошлого человечества и помочь людям понять свое настоящее – это:
а) история;
б) исторические источники;
в) искусство;
г) исторический факт.
Когда появились первобытные люди на Земле?
а) 2 млн. лет назад;
б) 100 тыс. лет назад;
в) 10 тыс. лет назад;
г) 40 тыс. лет назад.
В какой части Африки жили древнейшие люди?
а) Западная;
б)Восточная;
в)Северная;
г)Южная.
Заполните схему:
5. Красочные рисунки в пещерах, каменные фигурки людей – это:
А) произведения первобытного искусства;
Б) магические предметы;
В) идолы.
6. Главное отличие древнейших людей от животных:
а) умение звуками предупреждать об опасностиб) изготовление орудий трудав) переходы на большие расстояния
7. Опишите как человек овладел огнем?
Тест « Первобытные собиратели и охотники».
Вариант-3.
Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов называются:
а) древние люди;
б) разумные люди;
в) первобытные люди
г) человек «умелый»
В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех и все за одного»?
а) в человеческом стаде;
б) в родовой общине;
в) в государстве;
г) в племени.
Что такое религия?
а) вера человека в сверхъестественные силы;
б) наука о сотворении мира;
в) наука о появлении человека.
4. Заполните схему:
5. Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне.
И древнейшие люди, и люди разумные:
А) умели изготавливать орудия труда;
Б) занимались охотой и собирательством;
В) умели пользоваться огнем;
Г) жили родовыми общинами.
6.Выберите три правильных положения о роли огня в жизни древнейших людей.
1) с помощью костров люди могли общаться с другими группами людей;2) огонь отпугивал диких зверей;3) пища, приготовленная на огне, была более питательной;4) огонь спасал людей от холода;5) людям стало легче охотиться, потому что к огню подходили погреться дикие звери.
Опишите как люди охотились и занимались собирательством?
infourok.ru
Первобытные собиратели и охотники - история, уроки
Боранбаева Т. А.. Учитель истории
СОШ №9 г. Уральска ЗКО
Разработка урока по истории Казахстана в 6 классе.
Урок обобщение:
«Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники»
Цели:
Обучающая: проверить знания усвоенного материала по первому разделу.
Развивающая: с помощью применения различных форм и методов, способствовать формированию у учащихся логического мышления, хорошо владея учебным материалом, учащиеся демонстрируют умение анализировать текст, выбирать правильные утверждения. Выполнение заданий развивают познавательную деятельность, интеллектуальные способности учащихся. Повторяя пройденный материал, учащиеся закрепляют терминологию и значение исторических понятий.
Воспитательная: применяемые элементы методов критического мышления формируют интерес к древней истории Казахстана и к всемирной истории. Способствует воспитанию чувства казахстанского патриотизма и формирует уважительное к истории древнего Казахстана.
Тип урока: урок-обобщение, работа в группах.
Форма и методы: работа с текстом учебника, игровые элементы «мозговой штурм», работа с текстом над заданиями «исправьте ошибки», «соберите своё», «укажите правильную хронологию», «приведи в хронологическую последовательность», отгадай кроссворд», работа с интерактивной доской.
Ход урока: ребята распределены по группам. Каждая группа соответствует определённому историческому периоду: 1. Древний палеолит 2. Мустьерский период среднего палеолита 3. Поздний палеолит 4. Мезолит 5. Неолит.
Учитель: Здравствуйте! Ребята, мы с вами завершили изучение раздела: «Жизнь древнейших людей» и сегодня мы повторим и обобщим и закрепим пройденный материал. Наша работа будет состоять из нескольких этапов. Итак первый этап:
I.Разминка! Что и когда?
Синхронно на доске показывается текст вопроса
1.Как называется самый первый период в истории человечества? (Каменный век)
2.На какие периоды подразделяется каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)
3.Назовите хронологические рамки палеолита (2,6 млн. лет до н.э. – 12 тыс. до н.э.)
4. Назовите хронологические рамки мезолита (12-5 тыс. лет до н.э.)
5. Назовите хронологические рамки неолита (5-3 тыс. лет до н.э.)
6. На какие периоды подразделяется палеолит? (ранний: 2,6 млн. – 40 тыс. лет до н.э, поздний: 40-12 тыс. лет до н.э.)
7.Что означают слова: олдовай, ашель, мустье? Это три периода, на которые делится ранний палеолит.
8.Назовите их хронологические рамки? Олдовай: 2,6 млн. – 800 тыс. лет до н.э. Ашель: 800-140 тыс. лет до н.э. Мустье: 140-40 тыс. лет до н.э.
II.Рассказать более подробно!
Каждой группе даются вопросы на листе по отдельному периоду. В течение трёх минут команды готовят ответы, после чего отвечают на вопросы. Отвечает первой та команда, которая подготовилась раньше других.
Вопросы команды «Древний палеолит»
1.Где и когда появился самый первый человек?
2.Перечислите первые орудия труда древнейшего человека?
3.Основные занятия древнейших людей (как они занимались?)
4.Опишите природу древнего Казахстана в древности.
Вопросы команды «Мустьерский период среднего палеолита»
1.Дайте научное объяснение этого периода?
2.Характеристика климата эпохи мустье.
3.Что нового появилось в жизни людей этого периода, и что явилось причиной этого периода?
4.Занятия людей мустьерского периода
Вопросы команды «Поздний палеолит»
1.Характеристика климата и животного мира этого периода.
2.Что является причиной появления большого разнообразия орудий труда?
3.Искусство и религия.
4.Внешний вид и характеристика «разумного» человека.
Вопросы команды «Мезолит»
1.Особенности мезолита (новшества), занятия.
2.Изменения в общественной жизни.
3.Перечислите стоянки эпохи мезолита.
Вопросы команды «Неолит» жизни человека
1.Выделите особенности мезолита.
2.Характеристика памятников эпохи мезолита.
3.Производящее хозяйство и его значение в жизни человека.
III. Где? Соберите своё!
На доске на листках бумаги прикреплены названия стоянок. Представитель от каждой команды должен забрать листочки с названиями стоянок периода, который представляет его команда, и дают информацию о том, где была обнаружена данная стоянка.
Правильные ответы:
1.Стоянки раннего палеолита: Шабакты, Шакпакат, Танирказган.
2.Стоянки мустьерского периода раннего палеолита: Канай, Обалысай, Музбель.
4.Стоянки периода мезолита: Мичуринская, Ерейментау, Кызылсу.
5.Стоянки эпохи неолита: Сексеул, Зелёная Балка, Пеньки.
IV. Угадай: «Кто это?» и дополни…
(На интерактивной доске дан текст, который учащиеся дополняют текстом, работая в актив студии)
А.Они не были стремительными, как леопард, ловкими, как лев, сильными, как медведь. Однако они могли при помощи орудий труда «увеличить» свою ловкость и скорость действий. Первыми их орудиями были …
Правильный ответ: Древнейший человек эпохи раннего палеолита. Дополнение - правильный ответ: (палка-копалка, заострённый камень, дубина).
Б.Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови чуть выступающие. Шея была у него короткой, голова чуть наклонена вперёд, а зубы были чрезмерно …. Руки были сильными, но не обладали. К тому же у него … … … речь.
Правильный ответ: Неандерталец. Дополнение - правильный ответ: (большими, не была развита).
В.Чтобы не погибнуть от холода, люди должны были обеспечить себя надёжным жилищем и тёплой одеждой. Первыми жилищами людей были … Обычно они были заняты животными. Люди с помощью … выгоняли оттуда огромных пещерных медведей. Чтобы дикие звери не подходили близко к пещере, разжигали перед входом огонь, пещеру застилали шкурами убитых животных.
Г.Он отличался от своих предков. Он ходил прямо, владел … речью. Мозг «… …» был в два раза больше «человека умелого». Он постоянно увеличивали свой словарный запас, придумывая новые слова для объяснения и познания окружающего их мира. То есть «… …» уже имел развитое мышление.
Д.Жили они в одном поселении или в пещере. Каждая … … имела свою территорию. Все члены имели равные права. Общими были: земля, жилища, орудия труда. Все имели право охотиться в лесу, ловить рыбу, пасти скот на общем выгоне. Все работы внутри … делали сообща. Имуществом, принадлежавшим отдельному члену …, например, копьём, топором мог воспользоваться любой сородич. О каком коллективе идёт речь?
1.Примитивное орудие, обработанное с обеих сторон.
2.Метательное оружие с зубчатым наконечником.
3.Большие камни, обработанные с двух сторон.
4.Техника обработки орудий труда.
5.Мелкие каменное орудие труда, длиной 1-2 см.
По горизонтали:
6.Одно из самых первых занятий людей.
7.Умные, смелые, самые уважаемые люди, которых выбирали на общем собрании.
8.Местечко, где был найден скелет неандертальского мальчика.
н
у
б
г
к
с
о
б
и
р
а
т
е
л
ь
с
т
в
о
ф
р
е
а
п
у
р
м
с
у
с
т
а
р
е
й
ш
и
н
а
н
т
к
у
р
т
е
ш
и
к
т
а
ш
о
ь
л
и
т
Рефлексия.
kopilkaurokov.ru
Рабочий лист по теме "Первобытные охотники и собиратели"
Рабочий лист №1 «Первобытные охотники и собиратели»
Задание №1. Впишите недостающие слова.
1.Древнейшие люди жили на Земле более_____________ лет назад.
2. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие – лицо? нижняя челюсть? лоб?)_________________________________.
3. Главным отличием древнейших людей от животных было___________.
4. Древнейшими орудиями труда были_____________________________.
5. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи:_________________________________________________.
6. Приблизительно __________________________ лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его _______________.
7. Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения _____________________________________________.
Задание №2. Ответьте на вопросы.
1. Вы знаете, что «люди разумные » жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какое имущество было общим у сородичей?
Задание №3. Найдите ошибки.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад…. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать»- кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник - огромный динозавр. Что будет дальше? Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
9
8
7
6
5
4
3
2
11
Задание №4. Решите кроссворд. «Первобытные охотники и собиратели»
Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди.
Оружие первобытных охотников, которыми можно поразить цель на большом расстоянии.
Первая сила природы, которой овладели первобытные люди.
Занятия первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.
Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке.
Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди.
Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
Первобытное орудие, особенно нежное рыболовам.
Занятие первобытных людей , позволяющее добывать в основном растительную пищу.
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то в клетках по вертикале, прочтете название пещеры, где впервые были найдены рисунки первобытных людей.
infourok.ru
Первобытные собиратели и охотники конспект урока истории
Боранбаева Т. А.. Учитель истории
СОШ №9 г. Уральска ЗКО
Разработка урока по истории Казахстана в 6 классе.
Урок обобщение:
«Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники»
Цели:
Обучающая: проверить знания усвоенного материала по первому разделу.
Развивающая: с помощью применения различных форм и методов, способствовать формированию у учащихся логического мышления, хорошо владея учебным материалом, учащиеся демонстрируют умение анализировать текст, выбирать правильные утверждения. Выполнение заданий развивают познавательную деятельность, интеллектуальные способности учащихся. Повторяя пройденный материал, учащиеся закрепляют терминологию и значение исторических понятий.
Воспитательная: применяемые элементы методов критического мышления формируют интерес к древней истории Казахстана и к всемирной истории. Способствует воспитанию чувства казахстанского патриотизма и формирует уважительное к истории древнего Казахстана.
Тип урока: урок-обобщение, работа в группах.
Форма и методы: работа с текстом учебника, игровые элементы «мозговой штурм», работа с текстом над заданиями «исправьте ошибки», «соберите своё», «укажите правильную хронологию», «приведи в хронологическую последовательность», отгадай кроссворд», работа с интерактивной доской.
Ход урока: ребята распределены по группам. Каждая группа соответствует определённому историческому периоду: 1. Древний палеолит 2. Мустьерский период среднего палеолита 3. Поздний палеолит 4. Мезолит 5. Неолит.
Учитель: Здравствуйте! Ребята, мы с вами завершили изучение раздела: «Жизнь древнейших людей» и сегодня мы повторим и обобщим и закрепим пройденный материал. Наша работа будет состоять из нескольких этапов. Итак первый этап:
I.Разминка! Что и когда?
Синхронно на доске показывается текст вопроса
1.Как называется самый первый период в истории человечества? (Каменный век)
2.На какие периоды подразделяется каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)
3.Назовите хронологические рамки палеолита (2,6 млн. лет до н.э. – 12 тыс. до н.э.)
4. Назовите хронологические рамки мезолита (12-5 тыс. лет до н.э.)
5. Назовите хронологические рамки неолита (5-3 тыс. лет до н.э.)
6. На какие периоды подразделяется палеолит? (ранний: 2,6 млн. – 40 тыс. лет до н.э, поздний: 40-12 тыс. лет до н.э.)
7.Что означают слова: олдовай, ашель, мустье? Это три периода, на которые делится ранний палеолит.
8.Назовите их хронологические рамки? Олдовай: 2,6 млн. – 800 тыс. лет до н.э. Ашель: 800-140 тыс. лет до н.э. Мустье: 140-40 тыс. лет до н.э.
II.Рассказать более подробно!
Каждой группе даются вопросы на листе по отдельному периоду. В течение трёх минут команды готовят ответы, после чего отвечают на вопросы. Отвечает первой та команда, которая подготовилась раньше других.
Вопросы команды «Древний палеолит»
1.Где и когда появился самый первый человек?
2.Перечислите первые орудия труда древнейшего человека?
3.Основные занятия древнейших людей (как они занимались?)
4.Опишите природу древнего Казахстана в древности.
Вопросы команды «Мустьерский период среднего палеолита»
1.Дайте научное объяснение этого периода?
2.Характеристика климата эпохи мустье.
3.Что нового появилось в жизни людей этого периода, и что явилось причиной этого периода?
4.Занятия людей мустьерского периода
Вопросы команды «Поздний палеолит»
1.Характеристика климата и животного мира этого периода.
2.Что является причиной появления большого разнообразия орудий труда?
3.Искусство и религия.
4.Внешний вид и характеристика «разумного» человека.
Вопросы команды «Мезолит»
1.Особенности мезолита (новшества), занятия.
2.Изменения в общественной жизни.
3.Перечислите стоянки эпохи мезолита.
Вопросы команды «Неолит» жизни человека
1.Выделите особенности мезолита.
2.Характеристика памятников эпохи мезолита.
3.Производящее хозяйство и его значение в жизни человека.
III. Где? Соберите своё!
На доске на листках бумаги прикреплены названия стоянок. Представитель от каждой команды должен забрать листочки с названиями стоянок периода, который представляет его команда, и дают информацию о том, где была обнаружена данная стоянка.
Правильные ответы:
1.Стоянки раннего палеолита: Шабакты, Шакпакат, Танирказган.
2.Стоянки мустьерского периода раннего палеолита: Канай, Обалысай, Музбель.
4.Стоянки периода мезолита: Мичуринская, Ерейментау, Кызылсу.
5.Стоянки эпохи неолита: Сексеул, Зелёная Балка, Пеньки.
IV. Угадай: «Кто это?» и дополни…
(На интерактивной доске дан текст, который учащиеся дополняют текстом, работая в актив студии)
А.Они не были стремительными, как леопард, ловкими, как лев, сильными, как медведь. Однако они могли при помощи орудий труда «увеличить» свою ловкость и скорость действий. Первыми их орудиями были …
Правильный ответ: Древнейший человек эпохи раннего палеолита. Дополнение - правильный ответ: (палка-копалка, заострённый камень, дубина).
Б.Рост его был средним, телосложение плотное, корпус чуть сутулый, лоб крутой, брови чуть выступающие. Шея была у него короткой, голова чуть наклонена вперёд, а зубы были чрезмерно …. Руки были сильными, но не обладали. К тому же у него … … … речь.
Правильный ответ: Неандерталец. Дополнение - правильный ответ: (большими, не была развита).
В.Чтобы не погибнуть от холода, люди должны были обеспечить себя надёжным жилищем и тёплой одеждой. Первыми жилищами людей были … Обычно они были заняты животными. Люди с помощью … выгоняли оттуда огромных пещерных медведей. Чтобы дикие звери не подходили близко к пещере, разжигали перед входом огонь, пещеру застилали шкурами убитых животных.
Г.Он отличался от своих предков. Он ходил прямо, владел … речью. Мозг «… …» был в два раза больше «человека умелого». Он постоянно увеличивали свой словарный запас, придумывая новые слова для объяснения и познания окружающего их мира. То есть «… …» уже имел развитое мышление.
Д.Жили они в одном поселении или в пещере. Каждая … … имела свою территорию. Все члены имели равные права. Общими были: земля, жилища, орудия труда. Все имели право охотиться в лесу, ловить рыбу, пасти скот на общем выгоне. Все работы внутри … делали сообща. Имуществом, принадлежавшим отдельному члену …, например, копьём, топором мог воспользоваться любой сородич. О каком коллективе идёт речь?