Возникновение и этапы развития первобытного общества. Этапы развития первобытного общества
Возникновение и этапы развития первобытного общества
Первобытнообщинный способ производства был первым в истории общественным способом производства, начальной формой человеческого общества. Первобытная экономика начала складываться и формироваться с возникновением человека и господствовала на земном шаре вплоть до пятого и четвёртого тысячелетия до нашей эры.
Особенности этой экономики состояли в том, что орудия труда были примитивными, недостаточно развитыми, труд людей носил коллективный характер, собственность выступала в форме общинной собственности, производство было по своему характеру и форме натуральным, господствовало уравнительное распределение продуктов, не существовало социального деления общества.
Первобытное общество прошло следующие этапы в своем развитии.
1. Первобытное стадо, или дородовое общество.
2. Родовой строй, или родовая община. В родовой общине в свою очередь выделяют два периода развития:
матриархат – материнский родовой строй, или материнская родовая община;
патриархат – патриархальный родовой строй, или патриархальная родовая община.
3. Сельская, или соседская, община.
Первобытное стадо как начальная форма экономических отношений между людьми состояло чаще всего из сравнительно небольшой группы людей, которые занимали определённую территорию. Это стадо представляло коллектив, где не знали никаких профессиональных или социальных различий, а труд осуществлялся в виде примитивной кооперации. Орудия труда изготовлялись от случая к случаю, по мере надобности. С течением времени по мере развития орудий труда и роста производства эта начальная форма экономических связей стала изживать себя. Постепенно возникает родовая община, в которой основную ячейку общества составлял род, он объединял группу людей, связанных кровным родством. Несколько родов составляли племя.
На начальном этапе развития родового строя ведущее положение в жизни родовой общины занимала женщина. Она собирала и приготовляла пищу, вела общее хозяйство, создавала и хранила «общественные запасы». Экономическая роль женщины ставила её во главе родовой общины. Это был матриархат, или материнский род, который сложился к 40-му тысячелетию до н.э. По мере дальнейшего развития производительных сил решающую роль в жизни общины стали играть скотоводство, в частности пастушество, и более развитое, чем прежде, пахотное земледелие. Эта деятельность была уделом мужчины, поэтому на смену материнскому роду пришёл отцовский род, или патриархат.
С патриархата начинается разложение первобытнообщинного строя. Большие родовые матриархальные семьи начали распадаться на более мелкие отдельные патриархальные семьи, которые оставались всё же ещё довольно значительными по своим размерам.
Характерные черты экономики первобытного общества:
коллективный труд людей и коллективная общинная собственность на средства производства;
Каждая община жила только за счёт того, что сама добывала. Продукты производились для непосредственного потребления. Общины представляли собой более или менее однородные, жившие замкнутой жизнью, обособленные хозяйства. Для самого труда членов первобытных общин была характерна естественная, половозрастная форма разделения труда.
Рост производительных сил общества, качественно новый этап в их развитии – всё это было обусловлено использованием металлических орудий. Последовало значительное повышение производительности труда во всех областях экономической деятельности первобытного общества – земледелии, охоте, рыболовстве, скотоводстве. Труд членов общин становился всё более специализированным. Разделение труда между людьми, носившее ранее натуральную форму, выходит за рамки первобытной общины, рода и племени. Возникает и складывается общественное разделение труда.
В процессе развития первобытнообщинного производства наряду с земледелием всё большее значение приобретало скотоводство. Постепенно скотоводство отделяется от земледелия как самостоятельная отрасль хозяйства. С выделением скотоводческих пастушеских племен из общей массы первобытных племён произошло первое крупное общественное разделение труда.
Распространение и улучшение изготовления орудий труда, оружия, посуды, украшений из металлов, изобретение ручного ткацкого станка для производства ткани и одежды приводит к дальнейшей специализации труда, повышению его производительной силы. В общинах стали выделяться люди, которые занимались преимущественно ремеслом, а их изделия всё чаще стали поступать в процесс обмена. Выделение ремесла представляло собой второе крупное общественное разделение труда.
Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к тому, что появляется производство продуктов для обмена. Теперь обмен, носивший до сих пор в основном эпизодический характер, становится всё более регулярным. Первоначально он происходил между общинами на границах территории их проживания, в местах соприкосновения одной общины с другой или одного племени с другим.
studfiles.net
Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества.
Стр 1 из 26Следующая ⇒
Проблемы возникновения человека. Взгляды ученых. Периодизация истории первобытного общества. Возникновение искусства и первых верований. Духовный мир первобытного человека: мантика и магия. Искусство живописи эпохи неолита и другие искусства. Система мироздания в представления первобытных людей.
Жизнь первобытного человека не ограничивалась только производственной и материальной сферой, но включала и сферу духовную. Более того, духовная жизнь людей каменного века эволюционировала и имела свои особенности, духовная культура была неотъемлемой частью жизни первобытного человека. «Периодизация первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему».* Проблемы у археологов, этнографов, антропологов начинаются с вопроса: кого считать первым, самым древним человеком? Какие останки относятся именно к человеку, а какие еще принадлежат животному — человекообразной обезьяне? Что принимать за критерий человека — воспроизведенный антропологами вес и объем мозга или внешность и походку человека; а может быть — умение трудиться, признаком которого служат найденные рядом с останками орудия и продукты труда? Ответ ученых: и то, и другое, и третье следует учитывать. Определение времени, к которому принадлежат останки, зависит от уровня развития нашей техники. Еще в 70-е гг. XX в. ученые утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. Сегодня — на рубеже XXI в. — радиологический метод определяет, что самые древние останки принадлежат человеку, жившему 4,5 млн. лет назад.**
*Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1968.
**Архипов А.В. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ. СПб., 1999. С. 19.
Памятники нижнего (раннего) палеолита.
Периодизацию первобытной культуры все же можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах технике изготовления орудий труда.
1. Палеолит (древнекаменный век, 40-10 тыс. лет до н. э.).
2. Мезолит (среднекаменный век, 12—8 тыс. лет до н. э.).
3. Неолит (новокаменный век, 8—3 тыс.лет до н. э.).
Эпоха бронзы (3-2 тыс. лет до н. э.) и эпоха железа (1 тыс. лет до н. э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.
К особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Росписи, рисунки, орнамент, каменные орудия труда, верования древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены: во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Америке или Норвегии, Австралии или на Урале. Выдвигаются несколько причин этого сходства, но в современной науке вопрос о сходстве древних культур остается открытым и не имеет однозначного решения.
Останки древнего человека, жившего около 4,5 млн. лет тому назад, были обнаружены археологами в XX в. «Первого» человека назвали австралопитеком (южной обезьяной). У этого человека был небольшой объем мозга и массивные челюсти, но он уже был прямоходящим и умел изготавливать самые примитивные орудия труда, поэтому его назвали «хомохабилис» («человек умелый»).
Около 1 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» — питекантроп (обезьяночеловек), местом обитания которого была восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объем мозга у него приближался к современному. Питекантроп изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.
Основные области распространения культур верхнего (позднего) палеолита.
Примерно 250 тыс. лет назад в результате эволюции появился неандерталец, которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («человек разумный неандертальский»). От современного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок. Неандерталец умел искусственно добывать огонь, поэтому смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода (начался около 1 млн. лет тому назад). Неандертальцы заселили юг Европы, Азии и Африку вплоть до Западной Сахары. Они усовершенствовали орудия труда, носили шкуры животных, сооружали жилища, хоронили своих сородичей и совершали простые обряды.
Оленей загоняют на цепь охотников, вооруженных луками. Рисунок из пещеры Лос Кабальос ( Испания). Верхний пелеолит.
Около 40—35 тыс. лет до н. э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец (« хомо сапиенс » — «человек дважды разумный»). Он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. По «ледяным мосткам» кроманьонцы перебрались в Австралию и Америку. Биологическое формирование человека завершилось: по своей физической конституции кроманьонец был подобен современному человеку, он владел речью и выделывал около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.
Возникновение искусства и первых верований древних людей относятся к 40—33 тыс. лет до н. э. Во многих регионах мира сохранилась пещерная живопись эпохи палеолита. Это поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных. Создание «второй природы» — это результат освоения окружающего мира. За изображениями животных стоят какие-то предания и обряды, о которых можно только догадываться, но которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы.
Олени. Нолихромная живопись из пещеры Фон де Гом (Франция). Палеолит
Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом. Особой силой наделялись фетиши природного происхождения: «Люди отгоняли черта магическими камнями. Это были просто куски горных пород с дырой. Но такое отверстие должно быть естественным, а не просверленным рукой человека».*По всей вероятности, такой уровень верований существовал у людей каменного века.
*Ружечка Б., Диттлер К. О чем рассказывают окаменелости. М., 1964. С. 20.
К древним формам религии относятся:
1.Анимизм (лат.anima—душа) — одушевление сил и явлений природы, окружающего мира.
2.Тотемизм (индейск. totem — его род) — вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода.
3. Фетишизм — наделение магической силой неодушевленных предметов.
Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям в эпоху неолита, и сегодня они помогают людям, дают духовную силу. Древние верили, что природные стихии огня, воздуха, земли и воды населены духами. Обыкновенный человек не может их видеть, так как его чувства слишком грубы и неразвиты, но те, кого называли жрецами, шаманами, колдунами, владели методами общения с духами. Древние греки называли духов стихий демонами (греч. daimon — дух, божество). Духами земли назывались у разных народов сатиры, паны, гномы, эльфы, лешие, а духами воды считали нимф, ундин, русалок, водяных. Духи огня — саламандры, а духи воздуха — сильфы, сильфиды и феи.
Древние культуры населены образами духов природы. Фольклор и мифы, сказки и легенды всех народов полны сюжетов, героями которых являются гномы, эльфы, лешие, русалки, феи. Духи природы подразделялись на благих и не благих, вредных и полезных, но почитались одинаково. Дух для первобытного человека — это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого.
Очень важную роль в верованиях древних людей играет культ мертвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60—40 тыс. лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красной охрой, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о пожелании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались «обмануть», вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, которое потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мертвых могли навредить или помочь, поэтому их боялись, но ждали от них и помощи. Главное — о них помнили и с ними продолжали общаться.
Ученые по-разному относятся к существованию души вообще, а тем более к вере ее существования после жизни. Так, известный английский этнограф и историк XIX в. Э. Б. Тайлор (1832-1917), глубокий исследователь первобытной культуры, считает: «Отлетание души умершего человека из мира живых, ее странствие в далекую страну мертвых и жизнь, ожидающая ее в новом жилище, составляют предметы, о которых примитивные общества имеют по большей части весьма определенные учения. Когда эти верования попадают в руки современного этнографа, он смотрит на них как на мифы — часто в высокой степени ясные и разумные по своему началу, твердые и правильные по своему построению, но все-таки мифы».*
* Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.278.
Женские глиняные статуэтки. Трипольская культура.
Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.
Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая необходимость, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. Если мантика — это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия — это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек — колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои. Они знали силу звука, слова, могли приводить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.
Нужно отметить, что изображения людей в искусстве палеолита почти не встречаются, за исключением большого количества женских фигур из камня, кости и глины. По всей вероятности, человек этого времени еще не осознавал своего индивидуального «я», не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью, рассматривал себя в единстве и зависимости от создательницы всего — Природы, женского созидательного начала.
В конце XI тыс. до н. э. началось отступление ледников, началась современная геологическая эпоха. Вслед за ледниками на север с юга Африки, Азии двинулись древние люди. Крупные животные в результате похолодания вымерли, охотиться на мелкую дичь, несмотря на изобретение лука и стрел, стало труднее. Видимо, поэтому человек вынужден был искать новые формы хозяйствования. Сначала он кроме охоты стал заниматься рыболовством и собирательством, а затем перешел к земледелию и скотоводству.
Эпоху с VIII тыс. до н. э. в науке называют «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики). Новые формы хозяйствования, возникшие на теперешнем Ближнем Востоке, распространились в Индию, Южную
Сбор и обработка дикого риса.
Приозерные индейцы Северной Америки.
Деревянная
погребальная
камера
под курганной
насыпью.
Унетицкая
культура
(Центральная
Европа).
Эпоха бронзы.
Комплекс археологических аходок на поселении Джейтун. Месопатамия. Неолит.
.
Европу, Среднюю Азию, Дальний Восток, Северную Африку, Америку. Переход к оседлой жизни изменил количество совместно проживающих людей. Небольшую общину из нескольких семей возглавлял старейшина, а во время военных действий — молодой вождь. В материальном отношении люди этих общин были равны. Племена, состоящие из родов, собирались для решения хозяйственных задач, военных действий и на общие праздники.
Продолжалось дальнейшее духовное освоение мира, в котором важную роль играли искусство и верования. Искусство эпохи неолита говорит о развитии абстрактного мышления у древних художников, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и росписи Испании, Сахары, Скандинавии, Сибири. Животные и люди на них представлены схематично, односложно, но достоинством этих росписей является их сюжетность. Древний художник стремится рассказать об охоте, войне, праздниках, ритуалах. Люди объединены общим действом, композиции динамичны. Но сами фигуры людей — это скорее их знаки, схемы. Схематизм можно объяснить стремлением художников неолита рассказать о событиях и оставить о них сообщение. Чтобы рассказать, не нужно соблюдать большую точность изображения, достаточно показать предметы, животных, людей в общих чертах.
О развитии абстрактного мышления, об умении обобщать говорят и орнаменты эпохи неолита. Наблюдая окружающий мир, древние не могли не заметить, что многие предметы имеют устойчивую форму, что можно в орнаменте изобразить довольно сложные и отвлеченные понятия, которые не передаются в конкретной форме: воду обозначить волнистой линией, небо — кругом, землю — квадратом, четыре стороны света — крестом и т. д. Одновременно орнамент выполнял свое прямое предназначение — служил украшением.
Пиктографическая записи о событиях охотничьей экспедиции. Северная Азия.
В первобытной культуре можно говорить об искусстве добывания огня, об искусстве приготовления пищи, об оформлении домашнего очага, гончарном деле и ткацком искусстве. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, метательного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. Начало эпохи бронзы — время возникновения первых цивилизаций и государственных образований по долинам крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхэ и Янцзы.
Человек стремился понять красоту, гармонию окружающего его мира и благоустроить неприютный, а подчас и враждебный ему мир: он строил крепости, рыл каналы, возводил плотины, создавал гигантские статуи и многометровые барельефы. Он стремился украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя. Музыка тоже украшала жизнь первобытного человека и помогала ему в охоте, религии и обыденной жизни.
Как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в отражение мира человеком, и в его психику, формируемую всей совокупностью отношений человека к природе. Она представляет явления, которые подчинены ритму. Весь мир для первобытного человека особенно ощутимо наполнен звуками. Соединение звуков и подчинение их ритму порождает музыкальную гармонию или дисгармонию. Есть музыка дождя, ветра, солнечная музыка, музыка моря, музыка леса. Она создает настроение человека, влияет на состояние его души, может вызвать радость и слезы восторга или страх и отчаяние. Это происходит как раз потому, что душа как явление природы подчинена ритму. Музыка оказывается духовной, если психика человека чувствует хороший настрой. Именно гармония звука создает его, и напротив, дисгармония способствует расстраиванию.
Музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека. Несомненно, на возникновение музыки повлияла охота, в основном опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения, не менее важной была с самого начала задача подражания звукам, издаваемым животными. Другие силы природы тоже были живыми для первобытного человека. Их следовало укротить и умилостивить.
С первобытных времен люди обращались к вещам, надеясь договориться с богами. Своя музыка есть у всех предметов, у каждого времени дня, каждого состояния человека. Когда первобытный человек пытался понять вещи, растения, животных, силы природы, то прислушивался к их голосам и разгадывал их таинственные знаки. Здесь, в музыке, — корни первобытной магии имени и слова, вообще звука. Музыкальные инструменты начинаются с погремушки и барабана, затем появляются и другие: флейта, свирель, струнные инструменты.
Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определенным делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи — формирования единого мироотношения.
В первобытной культуре была стройная система мироздания. Религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была его жизнью и неразрывно связана с другими формами сознания и, прежде всего с мифами (от греч. «сказание») — коллективной памятью человечества, в которой дается эмоционально-образная картина мира. Мифы бережно передавались устно из поколения в поколение, и благодаря им можно восстановить мировоззрение древних людей. Силы природы представляли в мифах многочисленные боги. Каждый бог имел свое имя, функцию, характер, для каждого был разработан ритуал, создан текст молитв.
Смутные воспоминания о животных — первопредках прежних верований — сказались в религии эпохи бронзы в том, что боги имеют зооморфный или антропозооморфный облик. Первобытной культуре характерен политеизм. Люди были каждодневно связаны с магией, обрядами, праздниками, молитвами и заклинаниями. Религия была призвана оградить человека от нежелательного воздействия таинственных сил природы, она была прочной основой бытия, поэтому бережно сохранялась и передавалась, оставаясь в целом неизменной на протяжении тысячелетий, и дошла до наших дней в виде обрядов и поверий, традиций.
Стройная система мироздания, представленная в древних религиях, воплощается в образе Мирового дерева, выступавшего символом единства мира — неба земли, иногда неба, земли и хтонического (подземного) мира. Два или три уровня мира управлялись верховными божествами неба, земли и подземного мира. Мировое дерево являлось воплощением Великой богини, образ которой появился уже в палеолите, но окончательно сложился в эпоху неолита. Очень часто на древних рисунках на вершине Мирового дерева изображался знак неба или солнца — круг или крест. Вероятно, отсюда ведет свое начало обычай зажигать на новогодней елке звезду или шар.
Мировое дерево. Нанайцы. Сибирь
У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись: дуб, ясень, ольха, пальма, фикус, ель, лавр. На Руси таким деревом была береза. Весной девушки приносили ей дары, наряжали ее в женскую одежду, а себя украшали березовыми ветвями и водили вокруг березы хоровод. Иногда Мировое дерево представляла ветка или пучок веток. В Индии и России долго сохранялся обычай при первом выгоне скота ударять по нему веткой. На Руси березовыми ветками хлестали людей для придания им здоровья, а порка березовыми прутьями означала малую дань Великой богине.
Ацтекский вариант мирового дерева. Лист из ацтекского календаря.
Из древних времен сохранился обычаи установки в центре жилища деревянной колонны, украшенной орнаментом (древняя Германия, доколумбовская Америка). У некоторых народов эта опорная колонна называлась «мать-столб» (в Иудее, Грузии, Японии, у эвенков), так как Мировое дерево мыслилось центром мироздания, его опорой.
Во всех первых религиях встречаются изображения богини-женщины как созидательницы, прародительницы рода. К эпохе палеолита относится скульптура «Виллендорфская Венера», а также изображение женщины с рогом бизона на барельефе. Большое количество женских фигур из камня, кости, глины в эпоху палеолита — единственно возможное изображение человека — говорит о том, что она особым образом почиталась и была определенным символом созидания, плодородия, рождения нового — символом первобытной культуры.
Заключая повествование об основных характерных чертах первобытной культуры, следует отметить, что она устанавливает связь между тем, что думали и делали нецивилизованные древние люди, и тем, что думают наши современники. Напрашивается вывод о том, что в определенной мере представления и поступки современных людей являются продуктом знаний, которые возникли на ранних стадиях развития культуры.
Читайте также:
lektsia.com
Физическое, хозяйственное и общественное развитие людей в первобытную эпоху
Климат
Физ.тип человека
Орудия труда
Хозяйственная деятельность
Организация общественной жизни
Пред ледниковый период
Архантропы (2-2,5 млн. лет назад)
Палеолит
Главное занятие – собирательство, изготовление и целенаправленное изготовление орудий труда
Первобытное стадо.
Ледниковый период
200 – 35 тыс. лет до н.э.
Средний палеолит (400 – 35 тыс. лет назад)
Гл. занятие – коллективная охота. Использование огня, пещер, одежды.
Первобытная община. Появление разделения труда. Охота – мужчины, собирательство – женщины. Развитие речи.
Палеоантропы (неандертальцы)
Примитивный погребальный обряд
40-35 тыс.лет до н.э.
Неоантропы (40-35т.)
Верхний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.) — мезолит
Улучшилось оснащение охотников. Более разнообразное оружие. Искусственные жилища.
Главную роль играют женщины (хранение очага, приготовление пищи, изготовление одежды).
Матриархальная родовая община (более прочная).
Совместная деятельность и проживание.
Потепление
Конец мезолита (10-8 тыс. лет до н.э.)
Неолит (7-5 тыс. лет до н.э.)
Появление лука и стрел. Изменение характера деятельности, переход к производящему хозяйству. Появление земледелия и скотоводства. Камень точат, пилят, сверлят, шлифуют, изготавливают керамику, ткани.
1 тыс.до н.э.
(Закавказье)
Энеолит (4-3 тыс. до н.э.)
Медно-бронзовый (3-2 тыс. до н.э.)
Использование железа => революция
Использование меди и бронзы, отделение скотоводства от земледелия, совершенствование ремесла, появление искусства, мифологии и религии.
Резкий рост производительности труда. Усиление специализации. Второе крупное разделение труда: отделение ремесла от с/х
Резко возрастает роль мужчин.
Переход к патриархальной родовой общине.
Распад родовых связей:
Переход к соседской общине. Имущественное неравенство. Выделение знати.
histerl.ru
Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества.
Количество просмотров публикации Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества. - 370
Проблемы возникновения человека. Взгляды ученых. Периодизация истории первобытного общества. Возникновение искусства и первых верований. Духовный мир первобытного человека: мантика и магия. Искусство живописи эпохи неолита и другие искусства. Система мироздания в представления первобытных людей.
Жизнь первобытного человека не ограничивалась только производственной и материальной сферой, но включала и сферу духовную. Более того, духовная жизнь людей каменного века эволюционировала и имела свои особенности, духовная культура была неотъемлемой частью жизни первобытного человека. ʼʼПериодизация первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблемуʼʼ.* Проблемы у археологов, этнографов, антропологов начинаются с вопроса: кого считать первым, самым древним человеком? Какие останки относятся именно к человеку, а какие еще принадлежат животному — человекообразной обезьяне? Что принимать за критерий человека — воспроизведенный антропологами вес и объём мозга или внешность и походку человека; а должна быть — умение трудиться, признаком которого служат найденные рядом с останками орудия и продукты труда? Ответ ученых: и то, и другое, и третье следует учитывать. Определение времени, к которому принадлежат останки, зависит от уровня развития нашей техники. Еще в 70-е гᴦ. XX в. ученые утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. Сегодня — на рубеже XXI в. — радиологический метод определяет, что самые древние останки принадлежат человеку, жившему 4,5 млн. лет назад.**
*Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1968.
**Архипов А.В. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ. СПб., 1999. С. 19.
Памятники нижнего (раннего) палеолита.
Периодизацию первобытной культуры все же можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах технике изготовления орудий труда.
1. Палеолит (древнекаменный век, 40-10 тыс. лет до н. э.).
2. Мезолит (среднекаменный век, 12—8 тыс. лет до н. э.).
3. Неолит (новокаменный век, 8—3 тыс.лет до н. э.).
Эпоха бронзы (3-2 тыс. лет до н. э.) и эпоха железа (1 тыс. лет до н. э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.
К особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Росписи, рисунки, орнамент, каменные орудия труда, верования древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены: во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Америке или Норвегии, Австралии или на Урале. Выдвигаются несколько причин этого сходства, но в современной науке вопрос о сходстве древних культур остается открытым и не имеет однозначного решения.
Останки древнего человека, жившего около 4,5 млн. лет тому назад, были обнаружены археологами в XX в. ʼʼПервогоʼʼ человека назвали австралопитеком (южной обезьяной). У этого человека был небольшой объём мозга и массивные челюсти, но он уже был прямоходящим и умел изготавливать самые примитивные орудия труда, в связи с этим его назвали ʼʼхомохабилисʼʼ (ʼʼчеловек умелыйʼʼ).
Около 1 млн. лет назад появляется еще один вид ʼʼчеловека умелогоʼʼ — питекантроп (обезьяночеловек), местом обитания которого была восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объём мозга у него приближался к современному. Питекантроп изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.
Основные области распространения культур верхнего (позднего) палеолита.
Примерно 250 тыс. лет назад в результате эволюции появился неандерталец, которого в науке назвали ʼʼхомо сапиенс неандерталенсисʼʼ (ʼʼчеловек разумный неандертальскийʼʼ). От современного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок. Неандерталец умел искусственно добывать огонь, в связи с этим смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода (начался около 1 млн. лет тому назад). Неандертальцы заселили юг Европы, Азии и Африку вплоть до Западной Сахары. Οʜᴎ усовершенствовали орудия труда, носили шкуры животных, сооружали жилища, хоронили своих сородичей и совершали простые обряды.
Оленей загоняют на цепь охотников, вооруженных луками. Рисунок из пещеры Лос Кабальос ( Испания). Верхний пелеолит.
Около 40—35 тыс. лет до н. э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец (ʼʼ хомо сапиенс ʼʼ — ʼʼчеловек дважды разумныйʼʼ). Он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. По ʼʼледяным мосткамʼʼ кроманьонцы перебрались в Австралию и Америку. Биологическое формирование человека завершилось: по своей физической конституции кроманьонец был подобен современному человеку, он владел речью и выделывал около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.
Возникновение искусства и первых верований древних людей относятся к 40—33 тыс. лет до н. э. Во многих регионах мира сохранилась пещерная живопись эпохи палеолита. Это поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных. Создание ʼʼвторой природыʼʼ — это результат освоения окружающего мира. За изображениями животных стоят какие-то предания и обряды, о которых можно только догадываться, но которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы.
Олени. Нолихромная живопись из пещеры Фон де Гом (Франция). Палеолит
Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в базе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на базе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На базе этого тождества существует единство в природе в целом. Особой силой наделялись фетиши природного происхождения: ʼʼЛюди отгоняли черта магическими камнями. Это были просто куски горных пород с дырой. Но такое отверстие должно быть естественным, а не просверленным рукой человекаʼʼ.*По всей вероятности, такой уровень верований существовал у людей каменного века.
*Ружечка Б., Диттлер К. О чем рассказывают окаменелости. М., 1964. С. 20.
К древним формам религии относятся:
1.Анимизм (лат.anima—душа) — одушевление сил и явлений природы, окружающего мира.
2.Тотемизм (индейск. totem — его род) — вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода.
3. Фетишизм — наделение магической силой неодушевленных предметов.
Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям в эпоху неолита͵ и сегодня они помогают людям, дают духовную силу. Древние верили, что природные стихии огня, воздуха, земли и воды населены духами. Обыкновенный человек не может их видеть, так как его чувства чересчур грубы и неразвиты, но те, кого называли жрецами, шаманами, колдунами, владели методами общения с духами. Древние греки называли духов стихий демонами (греч. daimon — дух, божество). Духами земли назывались у разных народов сатиры, паны, гномы, эльфы, лешие, а духами воды считали нимф, ундин, русалок, водяных. Духи огня — саламандры, а духи воздуха — сильфы, сильфиды и феи.
Древние культуры населены образами духов природы. Фольклор и мифы, сказки и легенды всех народов полны сюжетов, героями которых являются гномы, эльфы, лешие, русалки, феи. Духи природы подразделялись на благих и не благих, вредных и полезных, но почитались одинаково. Дух для первобытного человека — это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого.
Очень важную роль в верованиях древних людей играет культ мертвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60—40 тыс. лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красной охрой, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о пожелании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались ʼʼобманутьʼʼ, вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мертвых могли навредить или помочь, в связи с этим их боялись, но ждали от них и помощи. Главное — о них помнили и с ними продолжали общаться.
Ученые по-разному относятся к существованию души вообще, а тем более к вере ее существования после жизни. Так, известный английский этнограф и историк XIX в. Э. Б. Тайлор (1832-1917), глубокий исследователь первобытной культуры, считает: ʼʼОтлетание души умершего человека из мира живых, ее странствие в далекую страну мертвых и жизнь, ожидающая ее в новом жилище, составляют предметы, о которых примитивные общества имеют по большей части весьма определенные учения. Когда эти верования попадают в руки современного этнографа, он смотрит на них как на мифы — часто в высокой степени ясные и разумные по своему началу, твердые и правильные по своему построению, но все-таки мифыʼʼ.*
* Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.278.
Женские глиняные статуэтки. Трипольская культура.
Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.
Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая крайне важно сть, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. В случае если мантика — это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия — это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек — колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои. Οʜᴎ знали силу звука, слова, могли приводить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.
Нужно отметить, что изображения людей в искусстве палеолита почти не встречаются, за исключением большого количества женских фигур из камня, кости и глины. По всей вероятности, человек этого времени еще не осознавал своего индивидуального ʼʼяʼʼ, не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью, рассматривал себя в единстве и зависимости от создательницы всего — Природы, женского созидательного начала.
В конце XI тыс. до н. э. началось отступление ледников, началась современная геологическая эпоха. Вслед за ледниками на север с юга Африки, Азии двинулись древние люди. Крупные животные в результате похолодания вымерли, охотиться на мелкую дичь, несмотря на изобретение лука и стрел, стало труднее. Видимо, в связи с этим человек вынужден был искать новые формы хозяйствования. Сначала он кроме охоты стал заниматься рыболовством и собирательством, а затем перешел к земледелию и скотоводству.
Эпоху с VIII тыс. до н. э. в науке называют ʼʼнеолитической революциейʼʼ, которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики). Новые формы хозяйствования, возникшие на теперешнем Ближнем Востоке, распространились в Индию, Южную
Сбор и обработка дикого риса.
Приозерные индейцы Северной Америки.
Деревянная
погребальная
камера
под курганной
насыпью.
Унетицкая
культура
(Центральная
Европа).
Эпоха бронзы.
Комплекс археологических аходок на поселении Джейтун. Месопатамия. Неолит.
.
Европу, Среднюю Азию, Дальний Восток, Северную Африку, Америку. Переход к оседлой жизни изменил количество совместно проживающих людей. Небольшую общину из нескольких семей возглавлял старейшина, а во время военных действий — молодой вождь. В материальном отношении люди этих общин были равны. Племена, состоящие из родов, собирались для решения хозяйственных задач, военных действий и на общие праздники.
Продолжалось дальнейшее духовное освоение мира, в котором важную роль играли искусство и верования. Искусство эпохи неолита говорит о развитии абстрактного мышления у древних художников, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и росписи Испании, Сахары, Скандинавии, Сибири. Животные и люди на них представлены схематично, односложно, но достоинством этих росписей является их сюжетность. Древний художник стремится рассказать об охоте, войне, праздниках, ритуалах. Люди объединены общим действом, композиции динамичны. Но сами фигуры людей — это скорее их знаки, схемы. Схематизм можно объяснить стремлением художников неолита рассказать о событиях и оставить о них сообщение. Чтобы рассказать, не нужно соблюдать большую точность изображения, достаточно показать предметы, животных, людей в общих чертах.
О развитии абстрактного мышления, об умении обобщать говорят и орнаменты эпохи неолита. Наблюдая окружающий мир, древние не могли не заметить, что многие предметы имеют устойчивую форму, что можно в орнаменте изобразить довольно сложные и отвлеченные понятия, которые не передаются в конкретной форме: воду обозначить волнистой линией, небо — кругом, землю — квадратом, четыре стороны света — крестом и т. д. Одновременно орнамент выполнял свое прямое предназначение — служил украшением.
Пиктографическая записи о событиях охотничьей экспедиции. Северная Азия.
В первобытной культуре можно говорить об искусстве добывания огня, об искусстве приготовления пищи, об оформлении домашнего очага, гончарном деле и ткацком искусстве. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, метательного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. Начало эпохи бронзы — время возникновения первых цивилизаций и государственных образований по долинам крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата͵ Ганга и Инда, Хуанхэ и Янцзы.
Человек стремился понять красоту, гармонию окружающего его мира и благоустроить неприютный, а подчас и враждебный ему мир: он строил крепости, рыл каналы, возводил плотины, создавал гигантские статуи и многометровые барельефы. Он стремился украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя. Музыка тоже украшала жизнь первобытного человека и помогала ему в охоте, религии и обыденной жизни.
Как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в отражение мира человеком, и в его психику, формируемую всей совокупностью отношений человека к природе. Она представляет явления, которые подчинены ритму. Весь мир для первобытного человека особенно ощутимо наполнен звуками. Соединение звуков и подчинение их ритму порождает музыкальную гармонию или дисгармонию. Есть музыка дождя, ветра, солнечная музыка, музыка моря, музыка леса. Она создает настроение человека, влияет на состояние его души, может вызвать радость и слезы восторга или страх и отчаяние. Это происходит как раз потому, что душа как явление природы подчинена ритму. Музыка оказывается духовной, в случае если психика человека чувствует хороший настрой. Именно гармония звука создает его, и напротив, дисгармония способствует расстраиванию.
Музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека. Несомненно, на возникновение музыки повлияла охота͵ в основном опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения, не менее важной была с самого начала задача подражания звукам, издаваемым животными. Другие силы природы тоже были живыми для первобытного человека. Их следовало укротить и умилостивить.
С первобытных времен люди обращались к вещам, надеясь договориться с богами. Своя музыка есть у всех предметов, у каждого времени дня, каждого состояния человека. Когда первобытный человек пытался понять вещи, растения, животных, силы природы, то прислушивался к их голосам и разгадывал их таинственные знаки. Здесь, в музыке, — корни первобытной магии имени и слова, вообще звука. Музыкальные инструменты начинаются с погремушки и барабана, затем появляются и другие: флейта͵ свирель, струнные инструменты.
Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определенным делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи — формирования единого мироотношения.
В первобытной культуре была стройная система мироздания. Религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была его жизнью и неразрывно связана с другими формами сознания и, прежде всего с мифами (от греч. ʼʼсказаниеʼʼ) — коллективной памятью человечества, в которой дается эмоционально-образная картина мира. Мифы бережно передавались устно из поколения в поколение, и благодаря им можно восстановить мировоззрение древних людей. Силы природы представляли в мифах многочисленные боги. Каждый бог имел свое имя, функцию, характер, для каждого был разработан ритуал, создан текст молитв.
Смутные воспоминания о животных — первопредках прежних верований — сказались в религии эпохи бронзы в том, что боги имеют зооморфный или антропозооморфный облик. Первобытной культуре характерен политеизм. Люди были каждодневно связаны с магией, обрядами, праздниками, молитвами и заклинаниями. Религия была призвана оградить человека от нежелательного воздействия таинственных сил природы, она была прочной основой бытия, в связи с этим бережно сохранялась и передавалась, оставаясь в целом неизменной на протяжении тысячелетий, и дошла до наших дней в виде обрядов и поверий, традиций.
Стройная система мироздания, представленная в древних религиях, воплощается в образе Мирового дерева, выступавшего символом единства мира — неба земли, иногда неба, земли и хтонического (подземного) мира. Два или три уровня мира управлялись верховными божествами неба, земли и подземного мира. Мировое дерево являлось воплощением Великой богини, образ которой появился уже в палеолите, но окончательно сложился в эпоху неолита. Очень часто на древних рисунках на вершине Мирового дерева изображался знак неба или солнца — круг или крест. Вероятно, отсюда ведет свое начало обычай зажигать на новогодней елке звезду или шар.
Мировое дерево. Нанайцы. Сибирь
У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись: дуб, ясень, ольха, пальма, фикус, ель, лавр. Размещено на реф.рфНа Руси таким деревом была береза. Весной девушки приносили ей дары, наряжали ее в женскую одежду, а себя украшали березовыми ветвями и водили вокруг березы хоровод. Иногда Мировое дерево представляла ветка или пучок веток. В Индии и России долго сохранялся обычай при первом выгоне скота ударять по нему веткой. На Руси березовыми ветками хлестали людей для придания им здоровья, а порка березовыми прутьями означала малую дань Великой богине.
Ацтекский вариант мирового дерева. Лист из ацтекского календаря.
Из древних времен сохранился обычаи установки в центре жилища деревянной колонны, украшенной орнаментом (древняя Германия, доколумбовская Америка). У некоторых народов эта опорная колонна называлась ʼʼмать-столбʼʼ (в Иудее, Грузии, Японии, у эвенков), так как Мировое дерево мыслилось центром мироздания, его опорой.
Во всех первых религиях встречаются изображения богини-женщины как созидательницы, прародительницы рода. К эпохе палеолита относится скульптура ʼʼВиллендорфская Венераʼʼ, а также изображение женщины с рогом бизона на барельефе. Большое количество женских фигур из камня, кости, глины в эпоху палеолита — единственно возможное изображение человека — говорит о том, что она особым образом почиталась и была определенным символом созидания, плодородия, рождения нового — символом первобытной культуры.
Заключая повествование об базовых характерных чертах первобытной культуры, следует отметить, что она устанавливает связь между тем, что думали и делали нецивилизованные древние люди, и тем, что думают наши современники. Напрашивается вывод о том, что в определенной мере представления и поступки современных людей являются продуктом знаний, которые возникли на ранних стадиях развития культуры.