Развитие культуры первобытных людей в эпоху палеолита. 2.1. Становление первобытного общества и начальные стадии зарождения и развития культуры в эпоху палеолита
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эпоха позднего палеолита. Развитие культуры первобытных людей в эпоху палеолита


Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. Если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в этом плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности лишь намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пешерах Нио, Ласко (Франция). Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания). Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.

На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некоторые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в которой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.

Эпоха мезолита

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает ире- обладать. В его изображении появляется некий схематизм. В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).

studfiles.net

§ 4. Люди эпохи палеолита

Условия жизни первобытных людей.

Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.

От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община.

Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

Достижения людей в период позднего палеолита.

Поздний па­леолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.

Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня — нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).

Была изобретена копьеметалка — дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 — 3 подобных жилища.

Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.

Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.

Первобытная религия и искусство.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил — духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1'Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную '• связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |'6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — не­больших (5—15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также 'около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

Стоянки палеолита на территории России.

Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.

Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет.

Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур.

К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 — 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежа­ли головами друг к другу мальчик 12— 13 лет и девочка 7 — 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча — мамонта. Остается загадкой, почему, эти удостоились такого пышного захоронения.

studfiles.net

2.1. Становление первобытного общества и начальные стадии зарождения и развития культуры в эпоху палеолита

Первой формой человеческого общежития было первобытное общество. По новейшим данным, оно возникло на Земле более 2 млн лет назад и существовало в отдельных районах до 5-4 тыс. лет до н. е. Вся эпоха возникновения и развития первобытного строя делится на два периода. На первом, который условно называют «дикостью», человек постепенно выделился из животного мира, начала присваивать готовые продукты природы, создавала первые орудия труда, добывала огонь. Здесь возникли зачатки производственных отношений, которые в своем развитии прошли две стадии (эпохи): привласнюючого и воспроизводящему ведению хозяйства. В этот период зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство, традиции и тому подобное.

Новые материалы археологических экспедиций в Украине и других странах мира постоянно вносят коррективы в хронологию первобытного строя. Так, еще совсем недавно считалось, что древнейший человек на Земле — австралопитек — появилась 2 млн лет назад, как об этом свидетельствовали научные данные раскопок 60-80-х годов XX века. в Южное-Восточной и Восточной Африке в Олдувайском ущелье (Танзания), проведенные доктором Л. Лики и его последователями. Однако в 1994 г. зарубежные археологи, проводя раскопки в Африке и Азии, нашли кости австралопитека и по строению его черепа пришли к выводу, что эта первая человек жил не 2 млн лет назад, а 3-4 млн лет назад. Следовательно, за этим сенсационным открытием зарубежных ученых-историков, наверное, последует уточнение всей периодизации первобытного строя. Вообще отметим, что периодизация истории первобытного общества — это сложная и окончательно не решенная научная проблема.

Относительно времени появления древнейших людей на территории современной Украины, то сначала историческая наука утверждала, что это произошло в период раннего палеолита — 300-200 тыс. лет назад. Подтверждением этому являются материалы палеолитической стоянки, которая существовала 200 тыс. лет назад вблизи с. Аука-Врублівець (Каменец-Подольского района Хмельницкой области, на Днестре). Однако недавно украинские археологи в одной из экспедиций на Закарпатье нашли каменные орудия труда, изготовленные человеком, которые датируются гораздо раньше, миллион лет назад. Это на сегодня самая старая достопримечательность в Европе палеолитического периода. Учитывая приведенные факты, можно сделать неоспоримый вывод, что территория Украины была заселена первыми людьми еще в праісторичну сутки. Как свидетельствует археология, антропогенез в Украине происходил, наверное, согласно тех же стадий развития человека, что и в других регионах Земли. На смену древнейшей человеку — архантропа (питекантропу), известной под названием «человек прямоходящий», которая появилась около 2 млн лет назад, пришел человек типа палеоан-тропа (неандертальца), что произошло 150-100 тыс. лет назад. Около 40 тыс. лет назад палеоантроп уступил место человеку современного физического типа — «человеку разумному», которую назвали кроманьонцев

Соответствующие изменения произошли и в организации первобытного строя. Первой формой общественно-экономических отношений было «первобытное человеческое стадо» — условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно пришел на смену зоологические объединения ближайших животных предков человека. Период существования первобытного человеческого стада — это время становления человека современного антропологического типа, который совпадает с эпохой формирования человеческого общества. Древнейшие люди занимались в основном собирательством и охотой, применяя первые орудия труда — острые сколы из гальки, отщепы, ручные рубила из кремня, остроконечники и др.

Большую роль в жизни архантропов играл огонь. Он обогревал людей, использовался для приготовления пищи и во время охоты. Практически на всех стоянках первобытных людей в Украине найдены следы очагов.

Основой производственных отношений первобытного строя была общественная собственность на средства производства, которая существовала в неразвитом виде.

Фактически она была общинной, групповой собственностью. Для того периода характерны коллективный труд и простая кооперация, основывались не на разделении труда, а на объединении усилий коллектива людей при добывании средств для жизни. В этих условиях труд отдельного лица выступала как общественная. Следует отметить, что основная цель ее состояла не в удовлетворении потребностей отдельных членов общины, а в обеспечении условий существования общины в целом. Отсутствие прибавочного продукта не создавала материальных условий для эксплуатации человека человеком.

С развитием материальной культуры, ростом коллективного труда зарождались основы духовной культуры, в частности мышление, язык, религия, идеологические представления, элементы искусства и магии.

В эпоху палеолита совершенствуются орудия труда и вся хозяйственная деятельность человека. На смену обостренном камня и дрючку приходят деревянное копье и копьеметалка — предшественник лука, что повысило эффективность охоты. Распространяются орудия из кости, в том числе иглы, что свидетельствует о появлении шитой одежды из кожи зверей. Значительное распространение получило строительство жилья — землянок. Появление жилья и шитой одежды позволило человеку расширить территории своего расселения на Земле. Стоянки людей позднего палеолита открыты археологами практически на всей территории Украины. Причем такие из них, как Мизин-ская на Десне, Кирилловская, Межирічська, Гінцівська, как отмечает О. Знойко, не имели аналогов в Европе. Подтверждается это многочисленными материализованными памятниками духовной культуры палеолита. Важное место среди них принадлежит погребением. Они впервые появились в различных районах мира, в том числе и на территории Украины. Все палеолитические погребения, совершенные в местах проживания людей, в пределах жилищ и поселений выступают как своеобразное жертвоприношение, которое должно было обеспечить спокойную жизнь их родственникам на том свете, а не как погребальный обряд, который возник позже.

Духовное возвышение палеолитического человека сказалось на его искусстве. С этой точки зрения интересным является утверждение Н. Чмихова* о том, что древнейшим предметом с элементами графики есть часть ребра быка, найденного во Франции. На нем изображены длинные глубокие параллельные линии, пересеченные короткими параллельными линиями, образующими в местах пересечения вроде углы, зигзаги с прямоугольными зубцами. В Украине первые образцы искусства появились примерно в эту же эпоху. Из стоянок Молодове И (Черновицкая обл.) и Пронятин (Тернопольская обл.) происходят кости животных, украшенные прочерченными линиями. На мамонтовой лопатке с Молодово И в центре изображено животное, а по бокам — различные прямые и кривые линии. Предметы из позднего искусства известные на территории Евразии и Малой Азии. Немало их обнаружено и в Украине. Так, роспись красной охрой сохранился на лопатке и двух челюстях мамонта (Мизин) и на черепе мамонта (Межирич), прорисованные композиции — на мамонтовых бивнях (Межирич, Кирилловская стоянка в Киеве, Гонцы), разные черточки и ямки, расположенные в определенном порядке на изделиях из кости, рога, камня. На Мизинской стоянке найдены костяные пластинки с орнаментом (меандр, углы, «елки»), а также два браслета: один сделан в виде широкой пластинки, вырезанной из мамонтового бивня и орнаментованої зигзагом и меандром, другой — из пяти скобок-пластинок, покрытых рядами резных перекошенных линий, образующих шевроны.

На упомянутых палеолитических стоянках в Украине обнаружены также костяные статуэтки женщины, животных, украшенные геометрическим орнаментом. Женские статуэтки связывают с культом прародительницы, другие — с охотничьей магией.

Первобытное искусство было тесно связано с магическими обрядами, которые справлялись в культовых помещениях или святилищах — рукотворных или природных, к которым, по мнению известных археологов В. Даниленко и Н. Чмихова, относят Каменную Могилу под Мелитополем. Гроты Каменной Могилы, начиная с позднего палеолита, использовались как помещения для религиозных обрядов.

Закономерно возникает вопрос: как эти гроты были оформлены для проведения религиозных обрядов? Один из исследователей памятников Каменной Могилы М. Чмыхов подчеркивает, что все гроты разрисованы изображениями животных больших размеров — туров, мамонтов. Эти настенные рисунки окрашены и занимают большие площади. Большинство изображений животных окружена рядами вертикальных насечек, округлыми ямками, точками, имитирующие раны от копий. Следовательно, исходя из сюжетов этих изображений, можно утверждать, что они связаны с охотничьей магией.

Аналогичный сюжет имеет композиция изображенных животных в Пещере Колдуна, которая входит в памятников Каменной Могилы. Отличие лишь в том, что среди изображений мамонтов, быков, пещерных львов, носорогов встречаются образы людей (преимущественно женщин), часто в масках с рогами и шкурах. И здесь сюжет рисунка свидетельствует о выполнении изображенными образами некоего магического обряда.

По мнению исследователей, диапазон ритуальных изображений и предметов со стоянок позднего палеолита, открытых в различных районах Земли, в том числе и в Украине, достаточно широк и свидетельствует о зарождении представлений первых людей про природу и человеческое общество. Убедительным свидетельством этого являются тотемные символы австралийских аборигенов и близких им за развитием народов, в которых распространенными тотемними символами были удлиненные плоские камни, галька или куски дерева. Эти культовые предметы часто покрывали орнаментом и натирали жиром. Орнамент представлял собой реалистические или схематические (в виде концентрических кругов, спиралей, линий, точек, ямок) изображения тотемических предков, змей, рыб, черепах, птиц, животных, растений. Тотемические символы во время обрядов использовались по-разному: их держали в руках, клали на землю, втыкали в землю специально заостренным концом, вращали над головой с помощью шнура. И когда последние во время вращения начинали «гудеть» или «хурчати», это означало, что тотемный символ — чуринг поможет человеку или покойнику, потому что тотем является высшим символом единения человека, общества и природы, а также прошлого и современного.

Еще несколько интересных моментов о тотемические символы: одни из них были предназначены для выполнения некоторых обрядов, другие считались универсальными, их хранили в специальном хранилище, в которое посторонним, невтаємниче-им и женщинам запрещалось входить под угрозой смерти. Верховным хранителем тотемных символов был старейшина тотемных групп. Кроме коллективных чуринг были и личные, которые взрослый человек всегда держал при себе.

В Украине, по мнению ученых, тотемними символами были ритуальные предметы со стоянок позднего палеолита (Мизин, Каменная Могила, Костенки И и др.) в виде статуэток женщины, птички. Древнейшими символами тотемов-женщин выступали, на наш взгляд, многочисленные женские, тотемов-мужчин — одиночные мужские статуэтки, тотемов-животных — анималистические изображения.

Позже сложились представления о тотемы-птиц, пресмыкающихся, земноводных, а также тотемов-яиц и икринок. Такими тотемами были рибоподібна плитка из Каменной Могилы, которая имела черты женской фигуры, и два яйцеобразных предметы из бивня мамонта, заканчивались острыми шипами (Костенки). Кроме того, палеолитическая население Украины начала использовать тотемы-«вращающейся гуделки» на образец соответствующего символа австралийских аборигенов, которые были распространены по всей территории Евразии от Атлантического до Тихого океана.

Для того чтобы картина духовности палеолитического населения была более полной, следует сказать о зарождении музыкальной культуры. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, в эпоху палеолита начали появляться первые музыкальные инструменты. Отметим, что у всех народов мира они были идентичными. Об этом свидетельствуют их образцы, найденные во многих странах, в том числе и в Украине. Например, на стоянке палеолитического Приднестровья найдено четыре флейты, одна из которых имела очень сложную на то время конструкцию: на ее роговом корпусе остались следы шести отверстий, с помощью которых можно было воспроизводить всю гамму звуков. По свидетельству исследователя Мизинской стоянки С. Бибикова, часть костей мамонта использовали как первые ударные инструменты (голень, лопатка, тазовая кость, нижняя челюсть и тому подобное).

Учитывая указанное, можно сделать вывод, что культура населения в палеолитическую эпоху, образцы искусства, музыки, верований на территории Украины, как и в других районах Земли, зарождались в период позднего палеолита. Наивысшим достижением палеолитического человека в духовной сфере можно считать тотемические символы, представления и зарождение обрядов, которые не выходили за пределы охотничьей магии.

(Visited 202 times, 1 visits today)

jayo.ru

2.1. Становление первобытного общества и начальные стадии зарождения и развития культуры в эпоху палеолита

Первой формой человеческого общежития было первобытное общество. По новейшим данным, оно возникло на Земле более 2 млн лет назад и существовало в отдельных районах до 5-4 тыс. лет до н. е. Вся эпоха возникновения и развития первобытного строя делится на два периода. На первом, который условно называют «дикостью», человек постепенно выделилась из животного мира, начала присваивать готовые продукты природы, создавала первые орудия труда, добывала огонь. Здесь возникли зачатки производственных отношений, которые в своем развитии прошли две стадии (эпохи): привласнюючого и воспроизводящему ведению хозяйства. В этот период зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство, традиции и тому подобное.

Новые материалы археологических экспедиций в Украине и других странах мира постоянно вносят коррективы в хронологию первобытного строя. Так, еще совсем недавно считалось, что древнейший человек на Земле — австралопитек — появился 2 млн лет назад, как об этом свидетельствовали научные данные раскопок 60-80-х годов XX века. в Южное-Восточной и Восточной Африке в Олдувайском ущелье (Танзания), проведенные доктором Л. Лики и его последователями. Однако в 1994 г. зарубежные археологи, проводя раскопки в Африке и Азии, нашли кости австралопитека и по строению его черепа пришли к выводу, что эта первая человек жил не 2 млн лет назад, а 3-4 млн лет назад. Следовательно, за этим сенсационным открытием зарубежных ученых-историков, наверное, последует уточнение всей периодизации первобытного строя. Вообще отметим, что периодизация истории первобытного общества — это сложная и окончательно не решенная научная проблема.

Относительно времени появления древнейших людей на территории современной Украины, то сначала историческая наука утверждала, что это произошло в период раннего палеолита — 300-200 тыс. лет назад. Подтверждением этому являются материалы палеолитической стоянки, которая существовала 200 тыс. лет назад вблизи с. Аука-Врублівець (Каменец-Подольского района Хмельницкой области, на Днестре). Однако недавно украинские археологи в одной из экспедиций на Закарпатье нашли каменные орудия труда, изготовленные человеком, которые датируются гораздо раньше, миллион лет назад. Это на сегодня самая старая достопримечательность в Европе палеолитического периода. Учитывая приведенные факты, можно сделать неопровержимый вывод, что территория Украины была заселена первыми людьми еще в праісторичну сутки. Как свидетельствует археология, антропогенез в Украине происходил, наверное, согласно тех же стадий развития человека, что и в других регионах Земли. На смену древнейшей человеку — архантропа (питекантропу), известной под названием «человек прямоходящий», которая появилась около 2 млн лет назад, пришел человек типа палеоан-тропа (неандертальца), что произошло 150-100 тыс. лет назад. Около 40 тыс. лет назад палеоантроп уступил место человеку современного физического типа — «человеку разумному», которую назвали кроманьонцев

Соответствующие изменения произошли и в организации первобытного строя. Первой формой общественно-экономических отношений было «первобытное человеческое стадо» — условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно пришел на смену зоологическом объединению ближайших животных предков человека. Период существования первобытного человеческого стада — это время становления человека современного антропологического типа, который совпадает с эпохой формирования человеческого общества. Древнейшие люди занимались в основном собирательством и охотой, применяя первые орудия труда — острые сколы из гальки, отщепы, ручные рубила из кремня, остроконечники и др.

Большую роль в жизни архантропов играл огонь. Он обогревал людей, использовался для приготовления пищи и во время охоты. Практически на всех стоянках первобытных людей в Украине найдены следы очагов.

Основой производственных отношений первобытного строя была общественная собственность на средства производства, которая существовала в неразвитом виде.

Фактически она была общинной, групповой собственностью. Для того периода характерны коллективный труд и простая кооперация, основывались не на разделении труда, а на объединении усилий коллектива людей при добывании средств для жизни. При этих условиях труд отдельного лица выступала как общественная. Следует отметить, что основная цель ее заключалась не в удовлетворении потребностей отдельных членов общины, а в обеспечении условий существования общины в целом. Отсутствие прибавочного продукта не создавала материальных условий для эксплуатации человека человеком.

С развитием материальной культуры, ростом коллективного труда зарождались основы духовной культуры, в частности мышление, язык, религия, идеологические представления, элементы искусства и магии.

В эпоху палеолита совершенствуются орудия труда и вся хозяйственная деятельность человека. На смену обостренном камня и дрючку приходят деревянное копье и копьеметалка — предшественник лука, что повысило эффективность охоты. Распространяются орудия из кости, в том числе иглы, что свидетельствует о появлении шитой одежды из кожи зверей. Значительное распространение получило строительство жилья — землянок. Появление жилья и шитой одежды дала возможность человеку расширить территории своего расселения на Земле. Стоянки людей позднего палеолита открытые археологами практически на всей территории Украины. Причем такие из них, как Мизин-ская на Десне, Кирилловская, Межирічська, Гінцівська, как отмечает А. Знойко, не имели аналогов в Европе. Подтверждается это многочисленными материализованными памятниками духовной культуры палеолита. Важное место среди них принадлежит погребением. Они впервые появились в различных районах мира, в том числе и на территории Украины. Все палеолитические погребения, совершенные в местах проживания людей, в пределах жилищ и поселений выступают как своеобразное жертвоприношение, которое должно было обеспечить спокойную жизнь их родственникам на том свете, а не как погребальный обряд, который возник позже.

Духовное возвышение палеолитического человека сказалось на его искусстве. С этой точки зрения интересным является утверждение Н. Чмихова* о том, что древнейшим предметом с элементами графики есть часть ребра быка, найденного во Франции. На нем изображены длинные глубокие параллельные линии, пересеченные короткими параллельными линиями, образующими в местах пересечения вроде бы углы, зигзаги с прямоугольными зубцами. В Украине первые образцы искусства появились примерно в эту же эпоху. Из стоянок Молодово И (Черновицкая обл.) и Пронятин (Тернопольская обл.) происходят кости животных, украшенные прочерченными линиями. На мамонтовой лопатке с Молодово И в центре изображено животное, а по бокам — различные прямые и кривые линии. Предметы из позднего искусства известны на территории Евразии и Малой Азии. Немало их обнаружено и в Украине. Так, роспись красной охрой сохранился на лопатке и двух челюстях мамонта (Мизин) и на черепе мамонта (Межирич), прочерченные композиции — на мамонтовых бивнях (Межирич, Кирилловская стоянка в Киеве, Гонцы), различные черточки и ямки, расположенные в определенном порядке на изделиях из кости, рога, камня. На Мизинской стоянке найдены костяные пластинки с орнаментом (меандр, углы, «елки»), а также два браслета: один сделан в виде широкой пластинки, вырезанной из мамонтового бивня и орнаментованої зигзагом и меандром, другой — из пяти скобок-пластинок, покрытых рядами резных перекошенных линий, образующих шевроны.

На упомянутых палеолитических стоянках в Украине обнаружены также костяные статуэтки женщины, животных, украшенные геометрическим орнаментом. Женские статуэтки связывают с культом прародительницы, другие — с охотничьей магией.

Первобытное искусство было тесно связано с магическими обрядами, что справлялись в культовых помещениях или святилищах — рукотворных или природных, к которым, по мнению известных археологов В. Даниленко и М. Чмихова, относят Каменную Могилу под Мелитополем. Гроты Каменной Могилы, начиная с позднего палеолита, использовались как помещения для религиозных обрядов.

Закономерно возникает вопрос: как эти гроты были оформлены для проведения религиозных обрядов? Один из исследователей памятников Каменной Могилы Н. Чмыхов подчеркивает, что все гроты разрисованные изображениями животных больших размеров — туров, мамонтов. Эти настенные рисунки окрашены и занимают большие площади. Большинство изображений животных окруженная рядами вертикальных насечек, округлыми ямками, точками, имитирующие раны от копий. Следовательно, исходя из сюжетов этих изображений, можно утверждать, что они связаны с охотничьей магией.

Аналогичный сюжет имеет композиция изображенных животных в Пещере Колдуна, которая входит к памятникам Каменной Могилы. Отличие лишь в том, что среди изображений мамонтов, быков, пещерных львов, носорогов встречаются образы людей (преимущественно женщин), часто в масках с рогами и шкурах. И здесь сюжет рисунке свидетельствует о выполнении изображенными образами некоего магического обряда.

По мнению исследователей, диапазон ритуальных изображений и предметов со стоянок позднего палеолита, открытых в различных районах Земли, в том числе и в Украине, достаточно широк и свидетельствует о зарождении представлений первых людей про природу и человеческое общество. Убедительным свидетельством этого является тотемные символы австралийских аборигенов и близких им за развитием народов, в которых распространенными тотемними символами были удлиненные плоские камни, галька или куски дерева. Эти культовые предметы часто покрывали орнаментом и натирали жиром. Орнамент представлял собой реалистические или схематические (в виде концентрических кругов, спиралей, линий, точек, ямок) изображения тотемических предков, змей, рыб, черепах, птиц, животных, растений. Тотемические символы во время обрядов использовались по-разному: их держали в руках, клали на землю, втыкали в землю специально заостренным концом, вращали над головой с помощью шнура. И когда последние во время вращения начинали «гудеть» или «хурчати», это означало, что тотемный символ — чуринг поможет человеку или покойнику, потому что тотем является высшим символом единения человека, общества и природы, а также прошлого и современного.

Еще несколько интересных моментов о тотемические символы: одни из них были предназначены для выполнения некоторых обрядов, другие считались универсальными, их хранили в специальном хранилище, в которое посторонним, невтаємниче-им и женщинам запрещалось входить под угрозой смерти. Верховным хранителем тотемных символов был старейшина тотемных групп. Кроме коллективных чуринг были и личные, которые взрослый человек всегда держал при себе.

В Украине, по мнению ученых, тотемними символами были ритуальные предметы из стоянок позднего палеолита (Мизин, Каменная Могила, Костенки И и др.) в виде статуэток женщины, птички. Древнейшими символами тотемов-женщин выступали, на наш взгляд, многочисленные женские, тотемов-мужчин — одиночные мужские статуэтки, тотемов-животных — анималистические изображения.

Позднее сложились представления о тотемы-птиц, пресмыкающихся, земноводных, а также тотемов-яиц и икринок. Такими тотемами были рибоподібна плитка из Каменной Могилы, которая имела черты женской фигуры, и два яйцеобразных предметы из бивня мамонта, заканчивались острыми шипами (Костенки I). Кроме того, палеолитическая население Украины начала использовать тотемы-«вращающейся гуделки» на образец соответствующего символа австралийских аборигенов, которые были распространены по всей территории Евразии от Атлантического до Тихого океана.

Для того чтобы картина духовности палеолитического населения была более полной, следует сказать о зарождении музыкальной культуры. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, в эпоху палеолита начали появляться первые музыкальные инструменты. Отметим, что у всех народов мира они были идентичными. Об этом свидетельствуют их образцы, найденные во многих странах, в том числе и в Украине. Например, на стоянке палеолитического Приднестровья найдено четыре флейты, одна из которых имела очень сложную на то время конструкцию: на ее роговом корпусе остались следы шести отверстий, с помощью которых можно было воспроизводить целую гамму звуков. По свидетельству исследователя Мизинской стоянки С. Бибикова, часть костей мамонта использовали как первые ударные инструменты (голень, лопатка, тазовая кость, нижняя челюсть и тому подобное).

Учитывая указанное, можно сделать вывод, что культура населения в палеолитическую эпоху, образцы искусства, музыки, верований на территории Украины, как и в других районах Земли, зарождались в период позднего палеолита. Наивысшим достижением палеолитического человека в духовной сфере можно считать тотемические символы, представления и зарождение обрядов, которые не выходили за пределы охотничьей магии.

bibook.ru


Смотрите также