ГлавнаяПервобытноеНакопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
Часть первая Основные исторические периоды развития естествознания. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
Часть первая Основные исторические периоды развития естествознания
1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
Как мы уже отмечали, наука — это определенная историческая форма незнания. Она складывается в древнегреческой цивилизации в первом тысячелетии до н.э. как результат длительного развития познавательной деятельности в эпоху первобытной родовой общины и первых цивилизаций Древнего Востока.
Накопление донаучных рациональных знаний о природе началось еще в первобытную эпоху.
Следует отметить, что познавательная деятельность, духовное освоение мира, духовное творчество — важнейшие обстоятельства, которые окончательно вырвали человека из-под влияния биологических факторов эволюции, из биологического мира. О громадной жажде познания первобытных людей свидетельствуют археологические и этнографические данные. Как писал выдающийся исследователь духовной культуры первобытных племен К. Леви-Строс, «жажда объективного познания образует один из наименее учитываемых аспектов мышления тех, кого мы называем «примитивными». Если оно (это мышление) редко направляется к реальностям того же уровня, к каковым привязана современная наука, то подразумевает все же сопоставимые интеллектуальные действия и методы наблюдения. В обоих случаях мир является объектом мысли, по меньшей мере настолько же, как и средством удовлетворения потребностей» *. Многие данные говорят о том, что потребность познания — одна из фундаментальных потребностей человека, начиная с эпохи верхнего палеолита.
* Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 114—115.
Для того чтобы представить себе картину первобытного познания, необходимо прежде всего учесть, что духовный мир первобытного человека, первобытное сознание, т.е. сознание человека эпохи первобытной родовой общины, было двухуровневым:
1) уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания;
2) уровень мифотворчества (мифологии) как некоторой «дотеоретической» формы систематизации обыденного, повседневного знания.
1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание
Первобытное обыденное, повседневное сознание было достаточно емким по содержанию. Оно включало очень много конкретных знаний о той среде, в которой человек жил, боролся за свое существование, совершенствовал (хотя и медленно) орудия труда.
Первобытный человек поразительно тонко знал окружающую его местность. Так, приморские народы — смелые мореплаватели, прекрасно знали морские течения и направления ветров, расположение островов и архипелагов, великолепно ориентировались по звездному небу, находя свой путь в океане. Люди, жившие в тайге, отлично знали ее законы, природу, повадки животных, могли уходить на промысел зверя в тайгу на долгое время, безошибочно ориентироваться в ней и т.д.
На поздних этапах эпохи первобытной родовой общины появились первые способы воспроизведения географического пространства, зачаточные формы географических карт. Наиболее ранней формой были вырезанные на оружии, копьеметалках и др. изображения центров тотемического культа, расположенных на территории общины. Географические схемы, вычерчивавшиеся часто просто на земле, изображали стоянки, водоемы, места кочевок, тотемических святилищ и др. Особенно интересной формой древних географических карт были словесные географические карты и карты-песни, в которых последовательно назывались (распевались) горы, скалы, тропинки, водоемы и расстояния в днях пути между ними.
В практической повседневной деятельности человек постепенно накапливал разнообразные знания не только о географической местности, в которой он проживал, но и о животных, растениях, о самом себе. Наскальные и пещерные рисунки верхнего палеолита позволяют сделать вывод, что в те далекие времена люди не только xopoшо различали большое число видов животных, но и были хорошо знакомы с их анатомией: сохранились рисунки головы быка с отходящим от нее позвоночным столбом, слона, у которого в области груди изображено сердце, и др. Первобытный человек хорошо знал повадки животных, что позволило ему позднее перейти к одомашниванию животных (доместикации). Первым таким животным была собака, оказывавшая существенную помощь на охоте. (Развитие доместикации позднее привело к переходу от присваивающего хозяйства к производящему.) Первобытный человек хорошо ориентировался и в свойствах растений, особенно лечебных и токсических. На основе векового опыта народов были накоплены достаточно точные и ширные знания о лекарственных свойствах растений. Например американские индейцы хорошо знали жаропонижающие, наркотические, психотропные средства, анестетики, а аборигены Австралии хорошо знали и употребляли в пищу свыше 200 видов растений, 4 которых использовалось еще и в лечебных целях.
Первобытный человек не только накапливал знания о флоре и фауне, но и пытался их классифицировать. Так, ботанический словарь племени хануну (Филиппины) достигает двух тысяч названий; тысячи видов насекомых объединены в 108 групп, и каждая имеет свое название *. У первобытных племен Австралии также были развиты сложные системы классификаций родства.
* По словам Леви-Строса, «на нынешнем этапе познания цифра 2000 выглядит вполне соответствующей в качестве порядка величины, нечто вроде порога, вблизи которого находятся этнозоологические или этноботанические возможности памяти и способности к определению, основанные на устной традиции» (Леви-Строс К. Указ. соч. С. 233).
Первобытный человек хорошо знал и анатомию человека. В далекой древности зародилась и первобытная медицина, вырабатывались разнообразные средства лечения и самолечения, даже приемы примитивной хирургии: перевязка, лечение ран и переломов, вывихов, вплоть до хирургических операций на черепе.
Первобытная культура синкретична, в ней еще тесно переплетаются познавательная, эстетическая, предметно-практическая и другие виды деятельности. Интересна, например, следующая история. В одной из почти безжизненных центральноавстралийских пустынь заблудилась группа путешественников-европейцев. Ситуация в тех условиях трагическая. Однако проводник, абориген, успокоил путешественников, заявив примерно следующее: «В этой местности я раньше никогда не был, но знаю ее... песню». Следуя словам песни, он вывел путешественников к источнику. Этот пример ярко иллюстрирует глубинные истоки единства науки, искусства и повседневного обыденного опыта.
studfiles.net
Часть первая Основные исторические периоды развития естествознания
1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
Как мы уже отмечали, наука — это определенная историческая форма незнания. Она складывается в древнегреческой цивилизации в первом тысячелетии до н.э. как результат длительного развития познавательной деятельности в эпоху первобытной родовой общины и первых цивилизаций Древнего Востока.
Накопление донаучных рациональных знаний о природе началось еще в первобытную эпоху.
Следует отметить, что познавательная деятельность, духовное освоение мира, духовное творчество — важнейшие обстоятельства, которые окончательно вырвали человека из-под влияния биологических факторов эволюции, из биологического мира. О громадной жажде познания первобытных людей свидетельствуют археологические и этнографические данные. Как писал выдающийся исследователь духовной культуры первобытных племен К. Леви-Строс, «жажда объективного познания образует один из наименее учитываемых аспектов мышления тех, кого мы называем «примитивными». Если оно (это мышление) редко направляется к реальностям того же уровня, к каковым привязана современная наука, то подразумевает все же сопоставимые интеллектуальные действия и методы наблюдения. В обоих случаях мир является объектом мысли, по меньшей мере настолько же, как и средством удовлетворения потребностей» *. Многие данные говорят о том, что потребность познания — одна из фундаментальных потребностей человека, начиная с эпохи верхнего палеолита.
* Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 114—115.
Для того чтобы представить себе картину первобытного познания, необходимо прежде всего учесть, что духовный мир первобытного человека, первобытное сознание, т.е. сознание человека эпохи первобытной родовой общины, было двухуровневым:
1) уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания;
2) уровень мифотворчества (мифологии) как некоторой «дотеоретической» формы систематизации обыденного, повседневного знания.
1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание
Первобытное обыденное, повседневное сознание было достаточно емким по содержанию. Оно включало очень много конкретных знаний о той среде, в которой человек жил, боролся за свое существование, совершенствовал (хотя и медленно) орудия труда.
Первобытный человек поразительно тонко знал окружающую его местность. Так, приморские народы — смелые мореплаватели, прекрасно знали морские течения и направления ветров, расположение островов и архипелагов, великолепно ориентировались по звездному небу, находя свой путь в океане. Люди, жившие в тайге, отлично знали ее законы, природу, повадки животных, могли уходить на промысел зверя в тайгу на долгое время, безошибочно ориентироваться в ней и т.д.
На поздних этапах эпохи первобытной родовой общины появились первые способы воспроизведения географического пространства, зачаточные формы географических карт. Наиболее ранней формой были вырезанные на оружии, копьеметалках и др. изображения центров тотемического культа, расположенных на территории общины. Географические схемы, вычерчивавшиеся часто просто на земле, изображали стоянки, водоемы, места кочевок, тотемических святилищ и др. Особенно интересной формой древних географических карт были словесные географические карты и карты-песни, в которых последовательно назывались (распевались) горы, скалы, тропинки, водоемы и расстояния в днях пути между ними.
В практической повседневной деятельности человек постепенно накапливал разнообразные знания не только о географической местности, в которой он проживал, но и о животных, растениях, о самом себе. Наскальные и пещерные рисунки верхнего палеолита позволяют сделать вывод, что в те далекие времена люди не только xopoшо различали большое число видов животных, но и были хорошо знакомы с их анатомией: сохранились рисунки головы быка с отходящим от нее позвоночным столбом, слона, у которого в области груди изображено сердце, и др. Первобытный человек хорошо знал повадки животных, что позволило ему позднее перейти к одомашниванию животных (доместикации). Первым таким животным была собака, оказывавшая существенную помощь на охоте. (Развитие доместикации позднее привело к переходу от присваивающего хозяйства к производящему.) Первобытный человек хорошо ориентировался и в свойствах растений, особенно лечебных и токсических. На основе векового опыта народов были накоплены достаточно точные и ширные знания о лекарственных свойствах растений. Например американские индейцы хорошо знали жаропонижающие, наркотические, психотропные средства, анестетики, а аборигены Австралии хорошо знали и употребляли в пищу свыше 200 видов растений, 4 которых использовалось еще и в лечебных целях.
Первобытный человек не только накапливал знания о флоре и фауне, но и пытался их классифицировать. Так, ботанический словарь племени хануну (Филиппины) достигает двух тысяч названий; тысячи видов насекомых объединены в 108 групп, и каждая имеет свое название *. У первобытных племен Австралии также были развиты сложные системы классификаций родства.
* По словам Леви-Строса, «на нынешнем этапе познания цифра 2000 выглядит вполне соответствующей в качестве порядка величины, нечто вроде порога, вблизи которого находятся этнозоологические или этноботанические возможности памяти и способности к определению, основанные на устной традиции» (Леви-Строс К. Указ. соч. С. 233).
Первобытный человек хорошо знал и анатомию человека. В далекой древности зародилась и первобытная медицина, вырабатывались разнообразные средства лечения и самолечения, даже приемы примитивной хирургии: перевязка, лечение ран и переломов, вывихов, вплоть до хирургических операций на черепе.
Первобытная культура синкретична, в ней еще тесно переплетаются познавательная, эстетическая, предметно-практическая и другие виды деятельности. Интересна, например, следующая история. В одной из почти безжизненных центральноавстралийских пустынь заблудилась группа путешественников-европейцев. Ситуация в тех условиях трагическая. Однако проводник, абориген, успокоил путешественников, заявив примерно следующее: «В этой местности я раньше никогда не был, но знаю ее... песню». Следуя словам песни, он вывел путешественников к источнику. Этот пример ярко иллюстрирует глубинные истоки единства науки, искусства и повседневного обыденного опыта.
studfiles.net
Раздел 1. Естествознание как феномен культуры
раздел 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
раздел 3. Основные исторические периоды развития естествознания
Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
Наука в цивилизациях древности
Создание первой естественнонаучной картины мира в древнегреческой культуре
Естествознание в эпоху средневековья
Познание природы в эпоху Возрождения
Научная революция XVII в.: возникновение классической механики
Естествознание XVIII — первой половины XIX в.
Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции
Базовый модуль № 2
раздел 4. Природа в современной естественнонаучной картине мира
Возникновение человека и общества (антропосоциогенез)
Системность в естествознании
раздел 5. Современная физическая и химическая картины мира
раздел 6. Современная астрономическая картина мира
раздел 7. Современная географическая картина мира
раздел 8. Современная биологическая картина мира
раздел 9. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез)
Базовый модуль № 1
раздел 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Естествознание как элемент мировоззрения
Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности.
Разные исследователи определяют понятие «естествознание» по-разному: одни ученые говорят, что естествознание - это система наук о природе, а другие - что это единая наука о природе. Это видимое противоречие. Структура естествознания иерархична. Будучи единой системой знания, оно состоит из определенного количества входящих в эту систему наук, которые в свою очередь состоят из еще более дробных отраслей знания. Естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой взглядов на всю природу и на ее части.
Во всех определениях естествознания присутствуют два основных понятия - «природа» и «наука». В широком смысле слова природа - это все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений (Вселенная, бытие, объективная реальность), а в узком – природа обычно противопоставляется обществу. Под наукой обычно понимают сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности. (В дальнейшем эти два базовых понятия будут развернуты в более полном виде.).
Цель естествознания — раскрыть сущность явлений природы, познать их законы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике познанных законов природы.
Взаимодействие двух культур
Как любое сложное базовое понятие, культура не имеет единого общепринятого определения. Сейчас их насчитывается более 500. При всем различии подавляющее большинство определений культуры едины в том, что это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных, т.е. культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.
Культура - важнейший регулятор взаимоотношений между обществом и природой. И с этой точки зрения наиболее общим и подходящим для нас может быть следующее определение: культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, различных групп, человечества в целом в их взаимодействии между собой и с природой.
Разделение культуры на гуманитарную и естественнонаучную во многом обусловлено существованием двух основных способов процесса мышления, которые имеют физиологическую природу.
Человек приобретает знание в процессе повседневного взаимодействия с различными предметами и явлениями окружающего мира. Рациональное знание относится к интеллекту, функции которого - различать, разделять, сравнивать, измерять и распределять по категориям. Оно хорошо приспособлено к формализации, компактной записи и возможности трансляции, благодаря чему возникает феномен накопления, роста рационального знания увеличивающимся темпом. Таким образом, рациональный тип мышления в значительной степени формирует стереотипы и идеологию общества.
Интуитивное восприятие мира, напротив, индивидуально. Интуитивное знание невозможно адекватно передать после того, как оно получено. Невозможно и объяснить, как оно было получено, а также точно воспроизвести процесс его получения. Интуитивный опыт должен быть пережит индивидуально. Обычно интуитивное знание направлено на внутренний мир человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. Однако оно обладает огромной познавательной силой, так как оно ассоциативно и метафорично. Используя принцип аналогии, оно способно выходить за рамки логических конструкций и рождать новое в сфере искусства и науки.
Таким образом, на современном витке развития общества становится все более очевидным, что решение многих проблем человечества связано с большей гармонизацией двух частей единой культуры.
Сциентизм и антисциентизм
Рассмотрим еще одну проблему интеграции науки, в частности естествознания, в общемировую культуру. Дело в том, что бурное развитие науки, укрепление ее взаимосвязей с техникой, с другими сферами общественной жизни и т.п. привели философов, социологов к различным оценкам науки и ее возможностей.
Наряду с такими восторженными откликами на значимость науки для цивилизации, получившими название сциентизма, есть и другие мнения о науке - антисциентизм. Так, современный известный методолог науки П. Фейерабенд считает, что значение и роль разума (рациональности) не следует преувеличивать и, более того, науку (как главного носителя разума) необходимо лишить ее центрального места в обществе, так как «господство науки - угроза демократии». Поэтому он предлагает ее «отделить от государства» и уравнять ее с религией, мифом, магией и другими духовными формообразованиями.
Таким образом, возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке.
Классификация наук и отраслей естествознания
Подходы к классификации наук
Одной из проблем естествознания является проблема классификации его отраслей, необходимой для раскрытия взаимной связи этих отраслей.
Классификация естественнонаучных отраслей имеет большое значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности и т.д. Классификации позволяют в общем случае хотя бы приблизительно судить о соотношении наук и служат цели систематизации представлений о научных направлениях.
Сложившееся разделение наук
В настоящее время приняты следующие системы:
В Российской академии наук существует классификация фундаментальных отраслей науки естествознания, о ней можно судить по списку отраслей, по которым Российским фондом фундаментальных исследований объявляется конкурс грантов на поддержку исследований:
01. Математика, информатика, механика, 01-100 Математика, 01-200 Информатика, 01-300 механика, 02. Физика и астрономия, 02-100Ядернаяфизика, 02-300 Оптика, Квантовая электроника, 02-400 Радиофизика, электроника, акустика, 02-600 Физика плазмы, 02-700 Теоретическая физика, 02-800 Астрономия, 03.Химия, 03-100 Органическая химия, 03-200 Неорганическая химия, 03-400 Физическая химия, 03-500 Динамика и структура атомно-молекулярных систем и т.д.
О классификации наук в настоящее время можно судить по списку из 22 направлений, по которым в нашей стране присуждается степень кандидата и доктора наук: архитектурные науки, биологические науки, ветеринарные науки, военные науки, географические науки, геолого-минералогические науки, искусствоведение, исторические науки, медицинские науки, педагогические науки, политологические науки, психологические науки, сельскохозяйственные науки, социологические науки, технические науки, фармацевтические науки, физико-математические науки, филологические науки, философские науки, химические науки, экономические науки и юридические науки.
Естествознание и религия
В течение тысячелетий существования человеческих цивилизаций знания о мире, ремеслах и вере не разделялись. Накопление практических знаний об окружающем мире на самых древних этапах становления общества происходило в рамках мифологического, а далее религиозного миропонимания. Эмпирически найденные приемы охоты, обработки земли и создания орудий закреплялись авторитетом религии как данные свыше установления. В различных эпосах, мифах, сказаниях разных народов мира классическим сюжетом является повествование о том, как Бог (или боги) дарует людям изначально плуги, кузнечные, ткацкие и иные ремесленные орудия и научает людей, как возделывать землю, изготавливать посуду, строить дома, ткать ткани и т.д. Рождались освященные традиции.
Теоретическое сознание как оперирование понятиями, необходимое для возникновения науки, также формировалось в рамках религиозного мировоззрения. В средние века в рамках схоластики развивались логические знания. Не только математика, логика, но и астрономия, медицина и другие отрасли науки как особые отрасли духовного производства возникали и функционировали в системах религиозного мировоззрения.
Особую остроту взаимоотношения религии и естествознания приобрели в XVII-XVIII вв. Один из таких конфликтов возник вокруг созданной Н. Коперником гелиоцентрической системы движения планет. Сам автор предложил ее, как наиболее простой способ исчисления пасхалий; он говорил: «Моя задача - найти истину в великом Божьем творении». Однако объективно эта система подрывала представление о Земле как неподвижном центре Вселенной.
Благодаря успехам механики как науки была создана механическая картина мира, в которой Бог признавался в качестве творца материи и движения. На этой научной основе возникла новая философская концепция - деизм, который противопоставляется исторически существовавшей религии.
В середине XIX в. новый конфликт между религией и естествознанием возник в связи с появлением теории Ч. Дарвина. Обобщив обширный фактический материал, он доказал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, и пришел к выводу, что способность организмов приспосабливаться, целесообразность их строения и поведения есть результат процесса естественного отбора. Теория Дарвина вступала в противоречие с идеей божественной целесообразности живой природы.
Естественнонаучные открытия и основанный на них научно-технический прогресс оказали заметное воздействие на интерпретацию фундаментальных принципов различных типов и видов мировоззрений. В конечном счете, это послужило одним из факторов процесса секуляризации, т.е. освобождения от религиозного влияния многих сфер жизнедеятельности общества и личности.
Естествознание и философия
Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь. Она восходит еще к античному периоду становления науки. Первичное нерасчлененное знание о мире и человеке, накопленное в течение многих столетий развития первобытно-родового общества, было совокупностью эмпирических сведений, верований и мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. Изобретение письменности, развитие материального производства, разделение умственного и физического труда интенсифицировало накопление знаний. Это привело к возникновению науки как теоретической системы знаний о мире, а затем - к дифференциации наук. Становление философии и конкретных естественных наук по их предмету и теоретическому содержанию исторически происходило более или менее одновременно и параллельно при постоянном взаимодействии друг с другом и непрерывном обмене концепциями. Уже в Древней Греции наряду с философскими концепциями мироздания и общества начали формироваться такие науки, как астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история, которые не считались философией.
Вместе с этим происходило предметное самоопределение философии, которая все более сосредоточивалась на всеобщих проблемах бытия и познания. В ее рамках рассматривались вопросы сущности мира: был ли он создан Богом или существует вечно и материален; в чем смысл жизни, каковы перспективы и цели общества, грядущая судьба человечества; познаваем ли мир и каковы законы и методы этого познания. Эти вопросы и сейчас являются предметом философских дискуссий. Естественные науки также участвовали в их обсуждении и давали свои решения, но по мере дифференциации наук и более точного определения их предмета область исследования в каждой из наук ограничивалась более частными и конкретными вопросами.
Философские основания фактически входят в содержание любой фундаментальной науки, определяют ее мировоззренческое и методологическое значение.
Философия разрабатывает наиболее общую картину мира, строит определенные универсальные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия, синтезируя все знания, представляя мир в его универсальных характеристиках, дает общее видение мира, всеобщую основу для разработки конкретно научных представлений о мире. Философия помогает исследователю выбрать характерную для конкретной науки систему категорий, принципов, понятий и других средств и форм познания, определенные мировоззренческие и ценностные установки и т.д. Она вооружает его знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в целом, учением об истине и путях ее достижения, о социокультурном контексте познания и т.п.
Естествознание и математика
Наука не может ограничиться констатацией фактов и отдельных эмпирических законов. На определенном этапе ее развития необходим переход от чувственно-эмпирического исследования к рационально-теоретическому. На этой стадии выдвигаются гипотезы для объяснения фактов и эмпирических законов, установленных с помощью наблюдений и экспериментов. В процессе разработки и проверки гипотез приходится обращаться не только к логическим, но и к математическим методам. Поэтому естествознание тесно связано с математикой, которая, исследуя формы и отношения, встречающиеся в природе, обществе, а также в мышлении, отвлекается от содержания и исключает из допускаемых внутри нее аргументов наблюдение и эксперимент. Математику нельзя причислить к естествознанию или общественным наукам: естествознание непосредственно изучает природу, а математика изучает не сами объекты действительности, но математические объекты, которые могут иметь прообразы в действительности.
Во все исторические эпохи математика оказывала огромное влияние на развитие естествознания и ее роль в развитии человеческого общества трудно переоценить.
Многие выдающиеся ученые XX в., в особенности физики, говорили о значении математики как важнейшего средства для точного выражения научной мысли.
Однако в настоящее время к применению количественного языка математики особенно критически настроены ученые, занимающиеся исследованием сложных биологических, психических и социальных процессов и привыкшие больше доверять опыту и интуиции, чем их математическому анализу.
Вопросы:
1. Что такое естествознание? Какие науки естественнонаучного цикла Вы знаете?
2. Что такое культура? Что общего и в чем различия между естественно-научной и гуманитарной культурами?
3. Чем отличается наука от других отраслей культуры?
4. Какова структура естественнонаучного познания?
5. Как мотивируют свои воззрения представители сциентизма и антисциентизма? Охарактеризуйте точки зрения каждого направления и выскажите свои соображения на этот счет.
6. Как развивались взаимоотношения между религиозным и научным видами знания? Есть ли у них точки соприкосновения? В чем противоречия между этими видами знания?
7. Что такое естествознание с точки зрения современных теологов?
8. В каком смысле можно говорить о совместимости и несовместимости науки и религии? Может ли быть верующим ученый?
9. Назовите основные этапы в развитии взаимоотношений естествознания и философии.
10. Что такое натурфилософия и позитивизм? Как они соотносятся?
11. Каковы основные философские основания современного естествознания?
12. Где и почему наиболее тесно переплетаются философское и естественнонаучное знания?
13. Назовите возможные основания классификации наук. Почему не удается построить единую универсальную классификацию?
14. Какие функции выполняет математика в естествознании? Как развивалась математика, и какое место она занимала в естествознании в разные исторические эпохи?
15. Каковы основные направления математизации науки? Почему не удается одинаково хорошо математизировать разные отрасли естествознания?
16. Каково значение науки в материальной, социальной и духовной культуре?
17. В чем заключается процесс "антропологизации" современной культуры?
Укажите основную и дополнительную литературу, которую Вы использовали
Пожалуйста, четко и развернуто дайте ответ на заданный Вам вопрос
studfiles.net
Основные сокращения и обозначения
а. е. — астрономическая единица, расстояние от Земли до Солнца
Световой год — расстояние, которое проходит луч света за один год
°,', " — градус, минута, секунда дуги
°С, К — градус температурных шкал Цельсия и Кельвина
Дж — джоуль
пк — парсек
как — килопарсек
Мпк — мегапарсек
эВ — электрон-Вольт
1 эВ = 1,6 • 10-19 Дж = 1,6 • 10-12 эрг
МэВ — мегаэлектрон-Вольт (106 эВ.)
ГэВ — гигаэлектрон-Вольт (10 эВ)
с— секунда
Е — энергия физической системы.
F— сила
m — масса
t — время
Т — температура
V — скорость
с — скорость света
Z — красное смещение
λ — длина волны
ν — частота
е — электрон
n — нейтрон
р— протон
γ — фотон
≈ — приближенно равно
≥ (≤) — больше (меньше) или равно
h — постоянная Планка
G — гравитационная постоянная
k — постоянная Болъцмана
Соотношения между некоторыми физическими величинами
1 а. е. =149 600 000 км
Световой год равен 9,46 • 1015 м = 0,3 пк, или около 10. 000 млрд км
Парсек (пк) - единица для выражения межзвездных расстояний, равная пути, который бы прошел свет (с = 300 000 км/с) за 3, 26 года
1 пк = 3,08 • 1016 м = 206 265 а. е.
Килопарсек (Кпк) равен 1000 пк
Мегапарсек (Мпк) равен 1 000 000 пк
1 ангстрем = 10-10 м
h = 6,6 • 10-27 эрг • с = 6,6 • 10-34 Дж
ћ = h/(2π) = 1,054 • 10-27 эрг • с
G=6,6•10-11Н • м2/кг2
К =1,3 • 10-23 Дж • К-1
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Естествознание как отрасль научного познания 4
B.I. Понятие культуры 4
В.2. Материальная и духовная культура 5
В.З. Наука как компонент духовной культуры 6
В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству 7
В.5. Структура естественно-научного познания 8
Часть первая 12
Основные исторические периоды развития естествознания 12
1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания 12
2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования цивилизаций Древнего Востока 31
2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке) 31
2.2.2. Географические знания. 33
2.2.3. Биологические, медицинские и химические знания 34
2.2.4. Астрономические знания 35
2.2.5. Математические знания 37
3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре 39
3.1. Культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации 39
3.2. От Хаоса к Космосу 42
3.3. Категория субстанции 44
3.4. Мир как число 45
3.4.1. Пифагорейский союз 45
3.4.2. Математические и естественно-научные достижения пифагореизма 46
3.5. Формирование первых естественно-научных программ 47
3.5.1. Великое открытие элеатов 47
3.5.2. Атомистическая программа 49
3.5.3. Математическая программа 50
3.6. Физика и космология Аристотеля 51
3.6.1. Учение Аристотеля о материи и форме 51
3.6.2. Космология Аристотеля 52
3.6.3. Основные представления аристотелевской механики 52
3.7. Естествознание эллинистически-римского периода 53
3.7.1. Культура эллинизма 53
3.7.2. Александрийская математическая школа 54
3.7.3. Развитие теоретической и прикладной механики 55
3.8. Развитие древнегреческой астрономии 56
3. 8.1. Становление математической астрономии 56
3.8.2. Геоцентрическая система Птолемея 58
3.9. Античные воззрения на органический мир 59
3. 9.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого 59
3.9. 2. Биологические воззрения Аристотеля 60
3. 9.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности 61
3.9.4. Античные представления о происхождении человека 63
3.10. Упадок античной науки 64
studfiles.net
1. накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
1. накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания - страница №3/5
того, на ранних этапах становления металлургии престижное исполь- зование металлов было монополизировано знатью. Первые зафиксированные археологами железные вещи восходят к первой половине V тыс. до н.э. (Иран) и IV тыс. до н.э. (Египет) и были изготовлены методом ковки из метеоритного железа. Ос- воение рудного железа относят ко второй половине IV — первой половине Ш тыс. до н.э. (Анатолия). Существует мнение, что рудное железо могло быть вторичным продуктом медного металлургичес- кого производства, в котором железная руда использовалась в ка- честве флюса. На первых порах развития черной металлургии же- лезо ценилось очень дорого, считалось редким металлом и исполь- зовалось лишь для изготовления предметов роскоши. Только после открытия технологии науглероживания железа, что делало его зна- чительно тверже, были освоены залежи железных руд (конец II тыс. до н.э., Восточное Средиземноморье), произошел переход к массо- вому производству железа. Л это в свою очередь дало возможность коренным образом преобразовать технику, орудия сельскохозяйст- венного производства. Использование металлических орудий повы- шало производительность труда в несколько раз. Железные топоры
позволили ускорить наступление человека на леса, облегчали освое-
ние новых пространств и угодий. На основе железного лемеха был создан настоящий плуг и интенсифицировано сельскохозяйствен- ное производство. Кроме того, исключительно важную роль начи- нает играть ремесленное производство, а также развитие горного дела, истоки которого уходят в эпоху неолита, когда была налажена шахтовая добыча кремния. Следует особо отметить, что для возникновения раннеклассовых отношений производство металла не являлось необходимостью. Ран- неклассовые отношения во многих регионах мира сложились на ос- нове дометаллургической, каменной технологии. Использование ме- таллов было побочной, вторичной стороной становления произво- дящего хозяйства, которая имела место далеко не везде; так, в Поли- незии классовое общество сложилось вовсе без употребления металла. В эпоху раннеклассового общества металлы использовались не столько для совершенствования предметов хозяйственного назна- чения, сколько для производства предметов роскоши, престижа, ору- жия и транспортных средств. Создание черной металлургии, массо- вое производство и широкое использование железа стало важным фактором ускорения процессов классообразования, развития част- ной собственности, преобразования раннеклассового общества в зрелое классовое общество.
2. 1.2. Рационализация форм деятельности и общения
Присваивающее хозяйство задавало тот тип отношения человека к миру, при котором человек являлся только пассивным потребителем даров природы, по сути, выступал лишь одним из звеньев существо- вавших в ту эпоху биогеоценозов. Только активное, преобразователь- ное отношение к природе могло открыть простор для развития про- изводительных сил, общественных отношений, новых форм созна- ния. Активное производственное отношение к миру ставит человека в положение инициативного, деятельного полюса в системе отноше- ний человек — мир. Использование сил природы здесь определяется уже не природой, но возможностями и потребностями человека: чем более активен, динамичен, инициативен субъект, тем в большей сте- пени он может освоить объект, природные стихии, приспособить их к своим потребностям. Переход к производящему хозяйству — необ- ходимое условие обособления человека как самостоятельной твор- ческой и созидающей силы, формирующей свою культурно-истори- ческую среду обитания, «чувственно-сверхчувственную» природу. Кроме того, переход к производящему хозяйству определил и новый тип отношений между людьми, новый тип духовности, качественно отличный от родового мифологического сознания, и новый тип трансляции культурных достижений от одного поколения другому. Базой для преодоления первобытного традиционализма, консер- вативности мифологического сознания, развития рациональной со- ставляющей деятельности выступала необходимость во все больших масштабах контролировать и корректировать многообразные усло- вия, процессы и результаты новых типов деятельности и форм обще- ния. Ведь между целью и результатом деятельности возникает все больше опосредующих звеньев и факторов, без учета которых дости- жение цели не реально. Такие опосредующие звенья сами по себе становятся промежуточными целями деятельности, а потому долж- ны быть зафиксированы сознанием в качестве устойчивых, опреде- ленных абстракций. Совершенствование системы деятельности, трудовых процессов, разведение во времени и пространстве целеполагания, целереализа- ции и результата деятельности (что и имело место в системе произ- водящего хозяйства) было важным, но далеко не достаточным усло- вием его разрешения. Оно усложняло структуру сознания в той его сфере, которая обслуживала формы деятельности, но не затрагивало тех аспектов функционирования сознания, которые обеспечивали процессы общения. Первое должно было дополняться вторым: сфера сознания, регулирующая формы общения, также должна была пере- страиваться с тем, чтобы отражать и воспроизводить ситуации опос- редованного общения. Эта грандиозная историческая задача реали- зовывалась по мере становления и развития сначала форм обмена', а затем и возникновения общественного разделения труда. В первобытном родовом коллективе, в котором господствовала общественная собственность на средства производства и предметы потребления, экономические отношения между его членами носили распределительный, а не обменный характер. Межобщинный обмен в обществах охотников, собирателей, рыболовов носил случайный, спорадический характер, поскольку каждая община в принципе обес- печивала сама себя пищей и всем необходимым. Глубинные истоки обмена лежат в системе первобытных распределительных отноше- ний, а также личностных и престижных отношений внутри рода, конкретный смысл которых определялся образами и символами ми- фологического сознания. Такое распределение выполняло двойную функцию — являлось средством обеспечения индивидуализирован- ных потребностей членов общины (в условиях коллективистского производящего хозяйства, первобытной кооперации каждый член общины получал свою долю в соответствии с его индивидуализиро- ванными потребностями) и одновременно средством выражения со- циального престижа в общине, укрепления внутриобщинных и меж- общинных связей. Таким образом, в распределении уже были заложены предпосыл- ки обмена. С появлением устойчивого избыточного продукта, а также специализации родов, семей, индивидов и общин на отдельных видах труда, возрастанием значения межличностных связей, роли социаль- ного престижа коллективистское распределение постепенно преоб- разуется в устойчивый экономический обмен. На базе разделения труда между различными общинами, специа- лизации общин на производстве определенных видов продукции (растениеводства, скотоводства, ремесла) постепенно складывается высшая форма обмена — обмен товарами (товарообмен). Как извест- но, товаром называется вещь, созданная трудом человека и предна- значенная для обмена на другой продукт труда. Обмен товаров возмо- жен в силу того, что все товары имеют нечто общее — овеществлен- ный в них абстрактный человеческий труд, который и является суб- станцией их стоимости. На самых ранних этапах товарообмена вещи не создавались спе- циально для обмена, а становились товаром лишь тогда, когда спора- дически обменивались на другие вещи, как правило, созданные в другой общине. Впоследствии обмен становится более или менее систематическим. Часть продукта начинает производиться специаль- но для обмена, т.е. на этом этапе зарождается товарное производство. На следующем историческом этапе развития товарообмена из массы товаров выделяется один, который становится всеобщим эквивален- том, т.е. через него выражается стоимость всех других товаров. В ка- честве всеобщего эквивалента выступали и скот, и слитки металла, и редкие камни, и др. Когда же роль всеобщего эквивалента закрепля- ется за каким-либо одним товаром, вытеснившим другие, такой товар
становится деньгами. Чаще всего в качестве денег выступали редкие или драгоценные металлы (медь, серебро, золото и др.). Но полный простор для своего развития товарообмен получает только в системе общественного разделения труда. Каждый новый шаг в развитии форм обмена сопровождался и глубинными преобразованиями системы сознания: совершенствова- лись звенья идеального целеполагания, разводились целеполагание и целереализация, усложнялись способы выработки абстракций; сами абстракции становились все более и более устойчивыми, неза- висимыми от ситуаций непосредственного восприятия. Здесь исто- рическим критерием наиболее развитых состояний служит денеж- ный товарообмен, который невозможен без развитых форм абстра- гирования мира: абстрактный труд мог выражаться в денежной форме стоимости только при условии того, что сам человек уже обладает достаточно развитой способностью к абстрактному модели- рованию ситуаций, как угодно далеко отнесенных в будущее. А по- скольку в денежный товарообмен явно включается ситуация риска, то сознание не только должно проектировать будущее, но и быть способным достаточно эффективно блокировать эмоционально-аф- фективную регуляцию мотивационных состояний. Иначе говоря, здесь не только мотив определяет цель, но и цель, и возможности целереализации оказывают воздействие на мотивационную сферу. На этом пути развивается самосознание. Постепенно на смену первобытному типу непосредственного об- щения приходят новые типы общения, новые социальные отноше- ния — те, которые присущи цивилизации. Человек достигает такого уровня, когда организация его деятельности и общения осуществля- ется с позиций не непосредственно-ситуационной включенности, а ясного осознания содержания любых возможных (в том числе буду- щих и не требующих непосредственного пространственного взаимо- действия субъектов) ситуаций общения. Цивилизация строится на способности человека мысленно соотносить непосредственные усло- вия своей деятельности и общения с такими же условиями других людей, которые осуществляются в любое время и в любом месте. С появлением такой способности формируется новый тип единства людей, который обьединяет лиц не только незнакомых, но даже и никогда не находившихся (и не могущих находиться) в одно время в одном месте. Иначе говоря, человек, прежде чем стать цивилизован- ным, должен был научиться общаться не просто с другими, чужими ему людьми, но и свободно чувствовать себя в ситуации общения с воображаемым партнером, с его знаково-символическими, образны-
ми проявлениями. Знак вещи, ее образ и сама вещь должны были отделиться настолько, чтобы они воспринимались как отдельные сущности, хотя и связанные между собой.
2. 1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры
Необходимой стороной становления цивилизации выступало разви- тие форм разделения труда'. Превращение обмена из случайной, спорадической в, необходимую форму жизнедеятельности человечес- ких коллективов осуществлялось, по-видимому, путем развития сна- чала межобщинной, а затем и внутриобщинной специализации. В свою очередь развитие специализации способствовало значительно- му росту производительности труда, что закрепляло и развивало спе- циализацию и разделение труда. Определенные виды производствен- ной деятельности все больше закреплялись за отдельными община- ми, семьями, товаропроизводителями. Так формировалось общест- венное разделение труда. Историческая наука ХХ в. существенно (по сравнению с представ- лениями XIX в.) углубила понимание этого вопроса. В неолите сложи- лись различные виды специфического хозяйства и межобщинного обмена: • между племенами, которые в большей степени занимались охо- той, рыболовством и собирательством, и племенами, которые в большей степени занимались земледелием и скотоводством и постепенно переходили к оседлому образу жизни; • между различными земледельческо-скотоводческими оседав- шими племенами; • между земледельцами-скотоводами и рыболовами; • между рыболовами и охотниками; и др. Но первое крупное разделение труда вырастало не из любой формы межобщинного обмена, а из такой, которая 'была исторически перспективной, содействовала развитию товарного обмена, макси- мально стимулировала экономические интересы производителей, приводила к максимально возможному (в тех условиях) росту произ-
водительных сил и производительности труда, способствовала появ-
лению регулярного (и возрастающего) устойчивого избыточного продукта. Таким условиям удовлетворяло межобщинное разделение труда, состоявшее в выделении земледельческо-скотоводческих пле- мен из племен, занимавшихся охотой, собирательством, рыболовст- вом и ведущих по преимуществу кочевой образ жизни. Последующие крупные общественные разделения труда состояли в отделении от земледелия кочевого скотоводческого хозяйства, а затем и ремесла. Ремесленное производство (обслуживание внешних заказчиков или рынка) нужно отличать от домашних промыслов (производство изделий в домохозяйстве для внутреннего потребле- ния). Ремесло связано со специализацией, особым профессионализ- мом, индивидуализированными знаниями и навыками, которые часто хранились в тайне и передавались по наследству от отца к сыну. Становление ремесла из домашних промыслов земледельческих общин было достаточно длительным и многоэтапным процессом. На начальных этапах — появление работы на заказ; в дальнейшем — фор- мирование рынка для обмена товаров и, наконец, окончательное отделение ремесленного производства. На начальных этапах ремес- ло, по-видимому, не оказывало существенного влияния на рост про- изводительности сельскохозяйственного труда, поскольку было ори- ентировано преимущественно на производство престижных това- ров, военного снаряжения, транспортных средств. Нацеленность на рост средств производства у ремесла появляется скорее всего в эпоху освоения металлургии, но не в самом ее начале. Современные архео- логические данные свидетельствуют, что бронзовые орудия начина- ют применяться в сельском хозяйстве только со второй половины 11 тыс. до н.э. Отделение ремесла имело очень важные последствия для станов- ления цивилизации. Прежде всего отделение ремесла было тесно связано и с другими общественными процессами — так, от непосред- ственного участия в производстве пищи освобождались лица, специ- ализировавшиеся на организации производства и управления, а также на выполнении идеологических функций. Иначе говоря, отде- ление ремесла от земледелия теснейшим образом сопрягалось с отде- лением физического труда от умственного. Кроме того, отделение ремесла от земледелия было важнейшим условием становления горо- да, отделения города от деревни. Древнейший город возник не про- сто как поселение ремесленников на перекрестке торговых путей, но как средоточие всех существовавших в ту эпоху форм активности людей, как место концентрации цивилизационно продвинутых форм деятельности и общения, требующих абстрактного и динамического сознания. Именно такое сознание представлено ремесленниками и выделившимися из них купцами. Ремесленное производство обладает рядом принципиально новых черт, которые ставят его в особое положение по сравнению с предшествующими типами производства. В о - п е р в ы х, оно удовлетворяет не столько биологические (видо-специфические) потребности человека, сколько его социаль- но-культурные потребности В о - в т о р ы х, производительность ремесленного производства не определяется жестко природными факторами, как в сельскохозяй- ственном производстве, а во многом зависит от производственных навыков, профессионализма, знаний самого производителя. В отно- шении человек — мир активная сторона начала перемещаться к субь- ективному полюсу («человек»). В - т р е т ь и х, в ремесленном производстве в непосредственное взаимодействие ставятся два природных объекта (предмет труда и средства труда), а результатом взаимодействия необходимо выступа- ет проявление объективных (не зависящих от субъекта, человека) характеристик этих предметов. Ранние формы товарообмена осуществлялись без каких-либо-осо- бых посредников, а самими производителями (членами их семей) и покупателями. Но такой обмен малоэффективен. Он сдерживал раз- витие ремесленного производства, поскольку производитель много времени тратил на реализацию своего товара. Постепенно из среды ремесленников и их семей выделяется группа лиц, непосредственно обеспечивающая реализацию, обмен товаров, — купцы, торговцы. Анализ различного рода знаков собственности (печатей, штампов, пломб и др.), глиняных сосудов, выполнявших роль «посылок», остат- ков разрушенных городов, архитектурных сооружений позволяет сделать вывод, что в конце IV — начале Ш тыс. до н.э. в Месопотамии уже существовали сословия купцов, торговавших преимущественно престижными товарами, предметами роскоши, обслуживавших хра- мовые сооружения, родовую знать. Зародившись в предклассовом обществе, торговля получила свое полное развитие 'в условиях клас- сового общества, в условиях цивилизации, когда складываются меж- дународные экономические связи. Таким образом, развитие в неолитическую эпоху производитель- ных сил, создание производящего хозяйства, земледелия и скотовод- ства, появление избыточного продукта, развитие обмена и формиро- вание общественного разделения труда создали совершенно новую ситуацию в обществе. (,"ложились условия для качественного услож-
нения структуры общества, для нового его структурирования, уста- новления не только нового типа организации производства, но и новых типов связей между людьми во всех сферах общественной жизнедеятельности. Основные направления перестройки общества в эту эпоху — установление и развитие социального и имущественно- го неравенства, обособление собственности, возникновение клас- сов, политогенез, качественная перестройка общественного созна- ния, рационализация духовной жизни как доминанта ее развития. Неолитическая революция привела в конечном счете и к карди- нальным преобразованиям в сфере духовной культуры, в обществен- ном сознании. Мифология не могла обеспечить нормального ориен- тирования человека в новых формах производственной деятельнос- ти и в новых социальных связях. Развитие производительных сил, рост населения, глубинные социально-экономические сдвиги, клас- сообразование, обособление собственности, разрыв родовых свя- зей, эволюция форм семьи, динамизм общественной жизни — все это ускоряло развитие общественного сознания, требовало качественно нового типа духовного освоения мира, сознания, способного обеспе- чить деятельность человека в условиях активного, производящего хозяйства и социально-классового расслоения. В ответ на эту общест- венную потребность на смену первобытному мифологическому со- знанию формировался новый исторический тип сознания, новый тип духовной культуры. В о - п е р в ы х, возникновение общественного разделения труда имело глубочайшие последствия для становления человеческой ин- дивидуальности, развития духовного мира личности. В образе жизни постепенно выделяются две сферы: • личной, повседневной, бытовой жизнедеятельности с соответ- ствующим сознанием, обслуживающим структуры повседнев- ности; • производственной, трудовой, определяемой общественными условиями труда жизнедеятельности, которой соответствова- ло рационалистически-ориентированное сознание. Внутренний мир человека значительно усложнился за счет окон- чательного закрепления различий между социальными и личными, семейно-бытовыми интересами, представлениями, оценками, зна- ниями и т.п. Цивилизация развивается именно в русле становления и укрепле- ния сферы социально мотивированной регуляции поведения инди- вида, когда в системе ценностей предпочтение отдается обществен- ным условиям жизнедеятельности над мотивами бытовой повседнев- ности, сиюминутного ситуационного реагирования. Усложнилась
(стала еще более опосредованной и диверсифицированной) как сис- тема мотивов, так и ее связи, с одной стороны, со сферой целепола- гания, а с другой — со сферой потребностей. Появились условия для существования глубокого внутреннего конфликта, повышенных токов духовной напряженности, драматизма во внутреннем мире личности. Именно поэтому цивилизованность всегда драматична. А главный сюжет «драмы цивилизации» — это борьба социально и лич- ностно мотивированного во внутреннем мире человека, выступаю- щая, как правило, в ипостаси борьбы добра и зла. В о - в т о р ы х, происходит социально-классовая поляризация об- щественного сознания, формируется идеология и психология клас- сового разделения общества. В - т р е т ь и х, единое, целостное, синкретическое первобытное мифологическое сознание дифференцируется на относительно самостоятельные формы общественного сознания (основные компо- ненты духовной культуры) — религию, мораль, искусство, филосо- фию, политическую идеологию, правосознание и, наконец, науку. Исторически процесс такой дифференциации был весьма дли- тельным. Каждая форма общественного сознания имеет собственную исто- рию и логику отпочкования, обособления от системы первобытного сознания. По-видимому, ценностные формы сознания (мораль, рели- гия, политическое сознание, правосознание) складывались сначала более интенсивно, получили на первых порах преимущественное развитие по сравнению с формами рационального сознания — с нау- кой и философией. Очевидно, это связано с тем, что в данную эпоху наиболее быстрыми, динамичными и множественными, прямо воз- действующими на сознание были изменения не в формах деятельнос- ти, а в системе социальных связей и отношений, функционирование которых обеспечивается именно ценностной сферой сознания.
2. 1.4. Возникновение письменности
Грандиозным по своей исторической значимости и последствиям событием было возникновение письменности. Письменность по сравнению с речью — принципиально новое средство общения, по- зволяющее закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. Письменные знаки — это матери- альные предметы-посредники в общении людей между собой. В отличие от непосредственного речевого общения письмен- ность способна преодолевать пространственные и временные грани-
цы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимо- действия субъектов, развертывать содержание общения в простран- стве и во времени. С возникновением письменности процесс общения как бы приоб- ретает два новых «измерения» — историческое и географическое. Один безвестный египетский писец свыше четырех тысяч лет назад, размышляя о значении письма, записал на папирусе: «Человек исче- зает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверх- ности земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме». В истории письменности (и особенно ее конкретных видов) еще немало тайн, загадок, нерасшифрованных страниц. Не все детали этого процесса в полной мере прояснены наукой. Это и не удивитель- но: ведь процесс становления письменности длился тысячелетия (на- чиная, возможно, с верхнего палеолита). И тем не менее основные этапы этого процесса уже достаточно обстоятельно выявлены, изуче- ны и сейчас мало у кого вызывают сомнения. Принято считать, что первые, зачаточные формы неречевых (до- письменных) средств передачи информации связаны с так называе- мым предметным письмом. предметное письмо — это совокупность npeд- метов, вещей, которые искусственно создавались (или сочетались из npupoд- ных вещей) одним человеком (или группой) для передачи какой-либо информа- ции другому человеку (группе). В качестве таких знаковых предметов служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из кам- ней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ объявления войны и др. Вполне вероятно, что такое предметное письмо широко применялось уже в эпоху верхнего палеолита. С по- мощью предметного письма,' а также магических ритуалов и симво- лов человечество в течение длительного времени осваивало знако- вую функцию вещей — способность определенной вещи указывать на нечто другое, принципиально отличное от самой этой вещи, — на другие вещи, явления, процессы. Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как пра- вило, требует предварительной договоренности для своего адекват- ного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегре- ческого историка Геродота о том послании, которое скифы напра- вили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию. Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противополож-
ный тому, который вкладывали скифы'. И следствием стала гибель
персидского войска: Следующий шаг в становлении письменности состоял в переходе к использованию изобразительных средств закрепления информа- ции. Первые изобразительные средства представлены рисуночным письмом — пиктографией. Пиктография — это фиксация и передача информации с помощью рисун- ков. Пиктографическое письмо появилось еще в период расцвета первобытного общества в верхнем палеолите. С помощью. последова- тельного размещения ряда рисунков, изображающих отдельные кон- кретные предметы, передается определенная информация о хозяй- ственных, общественных, военных и других ситуациях. Пиктографи- ческое письмо имело множество несомненных достоинств, которые определили возможности его развития в более высокие формы пись- менности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следует следующая страница >>
polpoz.ru
ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, Зарождение и развитие научных знаний в древнем мире, Накопление рациональных знаний в первобытную эпоху (от неандертальца к homo sapiens), Повседневная, стихийно-эмпирическое знание
21 Зарождение и развитие научных знаний в древнем мире
211 Накопление рациональных знаний в первобытную эпоху (от неандертальца к homo sapiens)
По последним данным, род существует около двух миллионов лет, современный же вид (HOMO SAPIENS) - не более сорока тысячелетий
Homo sapiens существенно отличается от своего предшественника Homo - неандертальская человек - малая, казалось 6, все необходимые для интенсивной трудовой деятельности органы: большой мозг, подвижную руку, не го оворячы уже о устойчивую походку, прямохождение. Но морфологические особенности неандертальской человека, в частности строение его мозга, свидетельствуют о том, что она была существом, недостаточно приспособленной к условиям. Общественно ьного жизни в коллективе из-за своей агрессивности и недостаточное развитие мозговых центров, которые отвечают за торможение. Процессы возбуждения в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно перев ажалы процессы торможения, что вызвало вспышки дикой злобы неандертальского стадии и часто приводило к столкновениям. Поэтому коллектив неандертальцев был еще не готов к становлению общественных форм жизненноиття.
От предков человек разумный унаследовала умение трудиться, изготовляя для этого простейшие орудия труда. Однако в течение тридцати тысяч лет своей истории она могла только приобретать для себя подарки природы с помощью собственноручно изготовленных орудий, но не умела воспроизводить природные блага. Поэтому жизнь человеческих коллективов (общин) в огромной степени зависело от внешних природных, в частности климаты ческих, условий, от наличия добычи, от счастливого случая. На огромных пространствах. Земли людей было очень мало и их численность почти не увеличивалось, а время, пожалуй, даже уменьшаласьася.
В суровой борьбе за существование развились руки человека и его интеллект. От случайных и неосознанных приложений палок и камней для защиты и добывания пищи она перешла к изготовлению орудий сп начала в виде грубо и примитивно обработанных кусков камня и палок, затем к все более совершенных орудий, лука и стрел, рыболовных снастей, охотничьих ловушек - этих первых программирующих устройств ел. Наибольшим достижением человека стало добывание и использование огня. В ходе этой эволюции, длившейся тысячи и тысячи лет, формировалась сознание человека, развивалась речь, накапливались представления п ро мир. Об огромной жажду знаний у первобытных людей свидетельствуют археологические и этнографические сведения. Многие свидетельствуют о том, что потребность познания - одна из фундаментальных потребностей человека, начиная с эпохи верхнего палеолита. Духовный мир первобытного человека, первоначальная сознание, т.е. сознание человека эпохи первобытной родовой общины, были двухуровневымиевими:
уровень обыденного, повседневного знания, накапливалось стихийно;
уровень мифотворчества (мифологии) как своеобразной"теоретическим"формы систематизации обыденного, повседневного знания;
2111 Повседневная, стихийно-эмпирическое знание
В борьбе за существование опыт человека обогащался реальными знаниями о растениях и животных, о движении и силы, о метеорологические явления, небесные светила и тд. Накопленные знания и практические навыки, которые пе ередавалися из поколения в поколение, создавали первоначальное фон будущей науки. Первоначальная будничная, повседневная сознание было достаточно емкой по содержанию. Она содержала очень много конкретных знаний о том се среды, в котором человек жил, боролся за свое существование, совершенствовала (хотя и медленно) орудия трудараці.
Люди, которые жили в тайге, отлично знали ее законы, природу, поведение и повадки животных, безошибочно ориентировались на местности. Поморы прекрасно знали морские течения и направления ветров, расположение остров рвов и архипелагов, прекрасно ориентировались звездного неба, находя свой путь в океані.
На поздних этапах эпохи первобытной родовой общины появились первые, зачаточные формы географических карт. Географические схемы, сначала креслилися часто просто на земле, изображали стоянки, водоемы, места я кочевок, тотемических святилищ и др.. Особенно интересными были словесные географические карты и карты-песни, в которых последовательно назывались (наспивувалися) горы, скалы, тропинки, водоемы и расстояния в днях путь в между нимми.
Наскальные и пещерные рисунки позволяют сделать вывод, что в те далекие времена люди не только хорошо различали большое количество видов, но и хорошо знали анатомию. Первобытный человек хорошо знала н вичкы животных, что позволило позднее перейти к их одомашнивания. Первой такой животным была собака. Позже одомашнивания животных способствовало переходу от присваивающего хозяйства к воспроизводящего. Первоначальная люди на хорошо знала и на свойствах растений, особенно лечебных, наркотических и токсических. Она не только накапливала знания о флоре и фауне, но и пыталась их классифицировать. Так, ботанический словарь племени. Хануне (Филиппины) охватывает около двух тысяч названий, тысячи видов насекомых объединены в 108 групп, и каждая имеет свое название. Первобытный человек хорошо знала анатомию человека, основы медицины, примитивной х ирургии: перевязку, лечения ран и переломов, вывихов, вплоть до хирургических операций на череп черепі.
Первобытная культура была синкретической, в ней тесно переплетались познавательная, эстетическая, предметно-практическая и другие виды деятельности человека. Однако археологические материалы не указывают на какие-то существенные изменения ни в сфере духовной и материальной культуры - изменения, которые могли бы стать трамплином для гигантского по сравнению с предыдущим этапом прыжка, который был сделан в последующие периоды истории человечества.
Единственным качественно новым археологическим материалом, появившийся вместе с новым биологическим видом человека, есть изображение - скульптурные, графические, живописные, геометрические знаки, а также образцы, созданные по схожис стью с предметами, которые существуют в природе. В первобытном искусстве приобретают своего развития первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков и является средством м общения между людьми, а также средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. В первобытном обществе чуть ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство. Открыв для себя изображение, человек"остановила"момент, получив таким образом определенную власть над временем, она якобы начала новую форму бытия - бытия художественной формы. Искусство пер сервисного общества является практически единственным источником познания духовной жизни человека того времени часу.
uchebnikirus.com
Основные сокращения и обозначения
а. е. — астрономическая единица, расстояние от Земли до Солнца
Световой год — расстояние, которое проходит луч света за один год
°,', " — градус, минута, секунда дуги
°С, К — градус температурных шкал Цельсия и Кельвина
Дж — джоуль
пк — парсек
как — килопарсек
Мпк — мегапарсек
эВ — электрон-Вольт
1 эВ = 1,6 • 10-19 Дж = 1,6 • 10-12 эрг
МэВ — мегаэлектрон-Вольт (106 эВ.)
ГэВ — гигаэлектрон-Вольт (10 эВ)
с— секунда
Е — энергия физической системы.
F— сила
m — масса
t — время
Т — температура
V — скорость
с — скорость света
Z — красное смещение
λ — длина волны
ν — частота
е — электрон
n — нейтрон
р— протон
γ — фотон
≈ — приближенно равно
≥ (≤) — больше (меньше) или равно
h — постоянная Планка
G — гравитационная постоянная
k — постоянная Болъцмана
Соотношения между некоторыми физическими величинами
1 а. е. =149 600 000 км
Световой год равен 9,46 • 1015 м = 0,3 пк, или около 10. 000 млрд км
Парсек (пк) - единица для выражения межзвездных расстояний, равная пути, который бы прошел свет (с = 300 000 км/с) за 3, 26 года
1 пк = 3,08 • 1016 м = 206 265 а. е.
Килопарсек (Кпк) равен 1000 пк
Мегапарсек (Мпк) равен 1 000 000 пк
1 ангстрем = 10-10 м
h = 6,6 • 10-27 эрг • с = 6,6 • 10-34 Дж
ћ = h/(2π) = 1,054 • 10-27 эрг • с
G=6,6•10-11 Н • м2/кг2
К =1,3 • 10-23 Дж • К-1
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Естествознание как отрасль научного познания 4
B.I. Понятие культуры 4
В.2. Материальная и духовная культура 5
В.З. Наука как компонент духовной культуры 6
В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству 7
В.5. Структура естественно-научного познания 8
Часть первая 12
Основные исторические периоды развития естествознания 12
1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания 12