Основные способы образования права в первобытном обществе. Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Geum.ru. Основные способы образования права в первобытном обществе


Образовательный портал | 3. Способы образования права.Признаки права, отличающие его от

Некоторые философы, этнографы, историки, а также теоретики права утверждают, что право существовало в первобытном обществе, т.е. еще до возникновения государства. Другие полагают, что право возникает одновременно с государством, является продуктом деятельности соответствующих государственных органов.Парадокс в том, что правы и те, и другие. Все зависит от того, что понимать под правом.Если право понимать в строго юридическом смысле, то его возникновение, несомненно, связано с деятельностью государства. С этой точки зрения право возникает после или одновременно с возникновением государства.Те же , кто утверждает, что право возникло до возникновения государства, исходят из неюридического его понимания. В хронологии развития первобытного общества это тот период, когда на смену господства природной необходимости и существующей неразличимости и нерасторжимости прав и обязанностей начинает приходить понимание свободы их поведения. При этом каждый человек достаточно четко может сказать о том, что вот это он де-1 См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч'. Т. 41. С. 246; Т. 43. С. 199; Т. 44. С. 233.1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функциониро-вании государства;3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач й достижение целей, встающих на каждом исто-рическом этапе;4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления (в том числе властно-принудительных).Сущность государства и его социальное назначение являются ключевыми факторами в определении направленности деятель-правленность, а сознание животных не развивается выше опреде-ленного уровня. Во-вторых, человек в отличие от животного имеет способность создавать орудия труда и пользоваться ими. Если животные производят изменения в природе в силу своего присутствия в ней, то человек между собой и природой ставит нечто опосредованное, а именно орудия труда. При этом он воздействует на природу целенаправленно, сознательно. В-третьих, человек имеет определенную психофизическую конституцию (строение, форму скелета, обладает речью и т.д.). В-четвертых, человек обладает высокой степенью организованности. Совместная жизнедеятельность, коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины.Значительное время в своей истории люди существовали в ус-ловиях первобытного стада. Это был период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство). Орудия труда были весьма примитивны (камни и палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период мало, чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.Постепенно по мере совершенствования орудий труда (в эволюции человека данного периода можно выделить каменный век, бронзовый век и железный век), открытия способов искусственного добывания огня появилось более обширное и прочнее орга-низованное, чем первобытное стадо, объединение людей - род.
  1. 12. В. С. Соловьевспособы реализации добра с помощью права зави сят от состояния нравственного сознания общества и от других исторических условий. Таким образом, - писал Соловьев, - право естественное становится правом положительным и фор мулируется с этой точки зрения так: право есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равно- весия двух нравственных интересов - личной свободы и обще
  2. ГЛАВА II. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 2.1. Хозяйство азиатского способа производстваспособа производства. Однако установлено, что одни страны сразу переходят к феодализму, минуя рабовладение, а другие сначала переходят к рабовладельческому обществу, затем к феодализму. Хронологически это выглядят следующим образом: Европа с конца III тыс. до н.э. до конца IV в. н.э., страны Востока - с конца XVII тыс. до н.э. до конца VI в. н.э. (Азия и Африка) От первобытнообщинного общества к
  3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАспособ производства, ко-торой соответствует форма таких государств как Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.д. По-другому шел процесс формирования государства в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Это классическая форма возникновения государства. Возникновение древнегерманского государства в
  4. 7.1. Понятие социального регулированияспособствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддержку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Обыкновения (деловые обыкновения) - обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой
  5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМАспособ его материализации3. На начальной стадии генезиса политико- правовой системы границы между социально-историческими общностями и их организациями являются очень размытыми, поэтому представляется допустимым отождествлять понятия лсубъект и линститут. При этом вряд ли обоснованно опасаться лудвоения социальных субъектов4, поскольку для стадии ин- ституциализации властеотношений этот
  6. Мифологияспособы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семей- но-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения. лать вправе в данном обществе, а такие-то варианты поведения являются его обязанностями. Подобный подход в понимании возникновения права и его сущности имеет большое научное, теоретическое значение. Однако
  7. 4.5. Организационно-управленческие инновацииспособствуют расширению возможностей на рынке рабочей силы, мобилизуют персонал организации на достижение поставленных целей. Стимулом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Коммерческие организации, освоившие эффективные инновации, имеют возможность снизить затраты производства и соответственно стоимость реализуемой продукции (работ, услуг). К основным целям
  8. з 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВАспособом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или пу тем федерации на базе автономии или конфедерации, - государствен ный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным госу-дарством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверен ных прав субъектов
  9. з 2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАспособ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается ис кусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство соци альных благ. В итоге это ведет к
  10. з 1. ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВАспособной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права. Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство . Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая тео рия наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право яв
  11. 1.3.1. Неформальные правиласпособен испытывать чувство вины. Карл Льюэллин, знаменитый американский юрист, наиболее выдающийся представитель американского правового реализма, считал, что порядок в обществе достигается в основном благодаря воспитанию, а не закону [EШckson, 1987, р. 71].Этим воспитанием занимается семья и школа. Образование - это не обучение чтению, письму и арифметике. Образование - это об учение
  12. 2.1.4. Сочетание методов государственного управленияспособны по-разному реагировать на управляющие воздействия. Можно выполнить директиву формально, а можно и по существу, можно всячески затягивать исполнение, ссылаясь на объективные обстоятельства. Так что добросовестное выполнение государственных директив заслуживает материального и морального поощрения. Следует признать естественным стремлением государственного аппарата управления опираться, в
  13. 5.4. Трудовые ресурсыспособностями и знаниями, дающи-ми воможность трудиться. К трудовым ресурсам относится населе ние как в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда, войны, детства и неработающих лиц трудоспособ-ного возраста, получающих пенсии по старости на льготных услови-ях), так и старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в тру-довом процессе. Решающую роль в трудовых
  14. з 3. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАспособ судебного обжалования неправомерных актов. И далее, следуя широкой трактовке административных отношений как отражения публичных интересов, А.И. Елистратов рассматривает начало законности в управлении, публично- правовые отношения и их защиту, зачатки административной юстиции в России, а также в сравнительном плане право передвижения, право печати, право собраний и обществ, народное
  15. з 3. ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПОВЕЛЕНИЕспособов защиты публичных интересов и мер административной ответственности за их нарушение. Тем самым публичные интересы, обеспеченные административным правом, приобретают значение нормативных ориентиров деятельности и критерия принятия правовых актов и иных документов. Они способствуют формированию социально значимого правосознания граждан и мотивации их поведения, предотвращают отступления от
  16. з 3. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАспособах нормативного выражения и структурирования правовых правил поведения. Благодаря им право как бы материализуется, становится ощутимым и воспроизводимым в различных актах поведения, действий. Природа источников или форм права обстоятельно исследована в литературе по теории права как прежних десятилетий, так и последних лет. Выделяются наиболее типичные источники права - правовой обычай,
  17. з 1. КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНспособствует укреплению правового порядка. Формула управления на основе закона и посредством закона жизненно необходима в условиях российской действительности. Нужно ее усвоить и правильно ею пользоваться. Предстоит прежде всего освоить положения Конституции как основного источника всех отраслей, включая и административное право. Их значение нередко недооценивается и ведет к сужению сфер
  18. з 2. АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИспособами, в т.ч. путем издания актов. Например, осуществление Президентом руководства внешней политикой РФ; в) имеется общая содержательная и юридическая зависимость актов Президента от его функций и полномочий. Его усмотрение определяет выбор формы акта и момента для его издания. Таковы акты, издаваемые в соответствии с законами об обороне, безопасности, чрезвычайном положении, о
  19. з 3. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюгиспособов их удовлетворения в наиболее короткое время. Тем самым предполагается громадное разделение общественного труда, а также громадное разделение функций и тем самым громадное неравенство современных людей". Защита свободной индивидуальной трудовой деятельности, а также признание личных свобод придают риторичность протестам Дюги против понятия субъективного права. Эти протесты направлены
  20. з 8. Нормативизм Г. Кельзенаспособы социальной регламентации поведения людей. В науках о сущем главным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном - принцип вменения, В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория "не отрицает того, что содержание любого

geum.ru

Первобытное общество и догосударственные формы социального управления

Лекция № 2. Возникновение государства и права

Вопросы к учебному занятию:

  1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления.
  2. Древневосточная и Античная правовые системы.
  3. Источники древнего права.
Актуальность темы:

Происхождение государства – это длительный, сложный, многоплановый и многоаспектный путь. До возникновения государственной организации общества человечество прошло длительный период развития, именуемый первобытно-общинным строем. Первобытно-общинный строй – исторически первая, целостная формация. Будучи самой продолжительной, не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения. Становление первобытно-общинного строя означает прежде всего возникновение и развитие новых социальных отношений. В соответствии с этим, важным является характеристика первобытно-общинного строя.

^

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий свыше 2 млн. Первые цивилизации (когда можно было уже говорить о существовании государства и права) появились всего несколько тысячелетий назад.

Мы будем говорить о сравнительно развитых социальных (общественных) структурах первобытного общества.

Для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающее хозяйство (возникновение семьи, рода, родовой общины) и вторая стадия – производящее хозяйство (эпоха неолита – неолитическая революция) – образование племени. Третья стадия – возникновение межобщинных (образование племенных союзов) и надобщинных (авторитет власти). Четвертая стадия - образование протогосударств.

1. Стадия присваивающего хозяйства.

- люди использовали простейшие орудия и существовали за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыбалка)

- вели бродячий образ жизни

- для более успешного добывания пищи объединялись в группы под предводительством вожаков (первобытное стадо или праобщина), но они имели равный статус внутри стада

- уровень развития культуры, общественных отношений был низким, отношения носили эгалитарный характер – уравнительный (равное распределение между собой продовольственных ресурсов)

- в основе таких групп лежал взаимный обмен – реципрокный – женами, пищей, орудиями труда

2. Стадия производящего хозяйства.

- стадо разбивается на определенные ячейки – семьи (муж, жена, дети), происходит введение экзогамии – запрещение брачных связей внутри кровнородственных объединений;

- появление семейных групп, которые входят в состав рода – общность семей по кровному родству, общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве отдельной хозяйственной единицы

- роды в свою очередь образовывали более крупные объединения – родовые общины. Такая система называлась родовым строем

- в основе родового строя лежали родственные отношения

- происходит постепенный переход от присваивающего хозяйства к производящему (неолитическая революция)

- производящее хозяйство привело к оседлому образу жизни и установлению контроля семейно-клановых групп (родовых общин) над определенной территорией и религиозными верованиями

- распределение добычи и товаров производства уже осуществлялось с учетом ролевых функций (какая роль кому принадлежит, по принципу пола, возраста и т.д.)

- большую роль в родовой общине приобретает вождь – лидер – имеющий в родовой общине уважение, почет, мудрость, опыт. Главной функцией его стала властно-управленческая деятельность и охрана общины и территории от врагов. Он уже выделяется из группы: весомая поддержка членов общины, которые за предоставленные вождем услуги признавали его авторитет и власть. Эта власть выступала как догосударственная (потестарная). Но власть выборная – плохо справлялся с делами общины, мог быть смещен с должности

- территориальная община и внутриобщинные семейно-клановые группы живут по особым правилам поведения, обязательных для всех членов общины – обычаям.

3. Образование межобщинных (племя, племенные союзы) и надобщинных (власть) структур

- разделение труда на земледелие, скотоводство, ремесло. Такая производительность обусловила появление излишков в родовых общинах. Излишки реализовывались первоначально внутри родовой общины, путем взаимного обмена. Но потом перешли в сферу межобщинных связей (создание племен, племенных союзов), приобретая характер товара,

- рост излишков в родовом обществе привел к накоплению богатства, что стало предпосылкой появления имущественного неравенства как между отдельными семьями, так и между родовыми общинами

- большей привилегией обладал вождь - как социальные привилегии (авторитет, поклонение), так и имущественные (богатство). Но должность вождя еще была выборной.

- увеличение обязанностей вождя – организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями, а также перераспределение прибавочного продукта, который добывался и производился не лидером лично (как это было еще при родовом строе), а усилиями всей группы

- власть авторитета (существовавшая в родовом строе, где лидер имел уважение за счет исключительно только своих личных качеств) перерастает в авторитет власти (авторитет уже зависит от занимаемой должности – мы можем не уважать человека по его личным качествам, но будем подчинять ему) – это надобщинная связь

- образование надобщинной структуры: складываются органы племенного самоуправления (племенной совет, совет старейшин), в который входили вожди (старейшины) составляющих племя родов; члены племенных советов и вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены; члены племени имели право выступить на заседании совета и высказать свое мнение по поводу решений или действий вождя; распределительные отношения регулировались членами племени, а не племенными вождями.

4. Образование протогосударств

- наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, появления ремесла) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Люди делятся на две неравные категории – управляемые и управляющие – такое разделение является последней ступенью в создании раннего государства. Управленческие посты для верхушки власти дают определенные материальные выгоды, а также дают возможность навязывать свою волю коллективу

- не желая расставаться с властью и привилегиями, верхушка власти закрепляет власть за своими семьями и кланами (выборность, которая была раньше, сходит на нет) – власть переходит по наследствую

- организационная деятельность верхушки приобретала политическую окраску, а управленцы (вождь, помощники вождя) в государственную верхушку.

- появление жрецов – особая каста, им покланялись и боялись, определяли, что власть дана от Бога свыше (а не путем выборов, как это было раньше)

Протогосударства представляют собой прототипы государства как такового и постепенно превращаются в так называемые ранние (варварские) государства. Если протогосударство целиком опирается на общинно-клановые структуры и получает от них необходимую материальную, военную, духовную поддержку, то раннее государство, хотя и складывается в рамках сохраняющейся общинно-родовой системы, но опирается уже главным образом на дружину, на формирующуюся дворцовую и жреческую элиту.

^

Мы говорили, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и система регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

^ , мифами, которые создавали образцы для подражания героям.

Социальные нормы назывались мононормы (моно-единый).

^ (слитный, нерасчлененный).

Потому и мононормы, что их нельзя было четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные, так как это делается в современном обществе.

^

Обычай – это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

^

Отличительные признаки социальных норм родовой организации от правовых норм

^

2) не проводится различие между правами и обязанностями субъектов (существующие правила были единственным вариантом поведения, были одновременно и правом и обязанностью лица).

^

4) они исполнялись добровольно и не имели особых средств обеспечения

^

Система как понятие – это множество элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Другими словами – это целое, составленное из частей.

Таким образом, когда мы изучаем правовую систему, то в первую очередь мы изучаем и сравниваем правовую структуру страны, правовую организацию всего общества, которая складывается из совокупности юридических средств, институтов, учреждений, которые функционируют в пределах государства (это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и пр.), т.е. политическая надстройка всего общества.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели (системы): древневосточную и античную.

^ была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс.до н.э. – 1-й пол.I тыс.н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.).

^

Основное различие между этими правовыми системами состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью. Собственность в Древневосточных государствах принадлежала государственной власти и была связана с должностью: для того, чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Вторая (античная), наоборот, была построена на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

  1. Обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т.е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей.
  2. Обе системы были связаны тесно с религией. Понятие греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители (жрецы).
  3. Правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев судебной практики – казусов или инструкций для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения.
  4. Обе системы не знали деления права на отрасли.
  5. За исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.
^

Что такое источник? Это начало чего-либо.

Источник права – это начало, из чего рождается право, способ возникновения права.

  1. Обычай. Устная форма, при несоблюдении обычая лишь общественное порицание. Принудить исполнять в обязательном порядке обычай нельзя (все зависит от моральных и духовных ценностей самого человека.
  2. Но если обычай санкционируется государством, т.е. государство облекает обычай в письменную форму, определяет обычай как общеобязательное правило поведения для всех живущих на данной территории этого государства, то такой обычай становится правовым обычаем (или обычным правом). То в отличие от простого обычая за несоблюдение правового обычая человек может понести ответственность, а также государство может принудить человека исполнять нормы обычного права.
  3. С возникновением крупных государственных образований обычаи и обычное право постепенно вытесняются следующим источником права – законом. Это нормативно-правовой акт имеющий высшую юридическую силу, который принимается только высшим законодательным органом власти, отражает волю и интересы всего общества и изменить или дополнить закон можно только в особом, предусмотренном государством специальном порядке.
  4. Судебный прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел (известен еще с Древнего Рима). Эдикты – решения по конкретным вопросам таких органов государственной власти как преторов.

userdocs.ru

Персональный сайт - 9.Происхождение права

№9 Происхождение права

Основные понятия: присваивающее хозяйство, мононормы, производящее хозяйство, неолитическая революция. 

Социальное регулирование в первобытном обществе

Право существовало не всегда. Оно возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Для того чтобы уяснить причины образования права, следует рассмотреть особенности социального регулирования в первобытном обществе.

Этап первобытного развития был самым длительным в истории человечества. Наши непосредственные предки — Homo sapiens (человек разумный) появились около 40 тысяч лет назад. Хозяйственная деятельность первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли.

Присваивающее хозяйство — это способ хозяйственной деятельности, состоящий в присвоении готовых животных и растительных форм.

Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась обычаями, ритуалами, мифами, обрядовыми и религиозными нормами, обеспечивавшими присваивающую экономику и гармоничное сосуществование родовых общин с природной средой. Нормы первобытного общества были направлены на сохранение и обеспечение оптимального функционирования «целого» (рода, племени), отличались суровостью, не предполагали индивидуальной инициативы. Следование им осуществлялось в силу подражания, привычки, благодаря возможности применения мер принуждения органами родового управления: народным собранием, вождями, старейшинами, жрецами. Наиболее типичными санкциями были общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.

Правила поведения в первобытном обществе называются также «мононормами».

Мононормы — это правила поведения, носящие одновременно обычный, религиозный и мифологический характер.

Так, запрет убивать определенные виды животных, считавшихся священными для рода (племени), носил не только религиозный, но и мифологический характер. В мифах, передававшихся из поколения в поколение, можно было найти обоснование такого запрета. Со временем религиозно-мифологический запрет входил в привычку и становился обычаем.

Условия и закономерности происхождения права

Сложно говорить о единых для всех обществ закономерностях происхождения права. В каждом из обществ создавалась уникальная, не воспроизводившаяся больше нигде комбинация взаимодействия социальных факторов, порождавших право. Тем не менее, возникновение права стало возможным только при наличии строго определенных условий:

1) производящего хозяйства, обеспечивающего регулярное производство прибавочного продукта;

Производящее хозяйство — способ хозяйственной деятельности, при котором создается прибавочный продукт.

 

2) разделения общества на классы;

3) появления государства.

Там, где эти условия не создавались, не возникало и право. Юридическая наука, на основе изучения особенностей становления и развития права в различных обществах, выделяет три пути возникновения права: древневосточный, античный, германский (германо-славянский).

Происхождение права на Древнем Востоке

На Древнем Востоке возникновение права связано с кризисными экологическими явлениями, произошедшими в эпоху неолита — нового каменного века. Резкое изменение климата привело к вымиранию отдельных видов животных и растений, служивших главными источниками питания людей. Люди были вынуждены перейти к более совершенным способам хозяйственной деятельности, в первую очередь, к земледелию. Данный процесс получил название «неолитическая революция».

 

Неолитическая революция — это процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему в эпоху неолита.

В долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. возникли раннеземледельческие общества, а на их основе — раннеклассовые государства.

Правовые нормы формировались при непосредственном участии государства путем установления ответственности за нарушение некоторых обычаев. Взятые под охрану государством, обычаи стали одними из важнейших форм выражения правовых норм. В них еще проявлялись представления родового строя, но все большее значение приобретала идеология раннеклассовых обществ, утверждавшая социальное неравенство и привилегированное положение правящей верхушки. Правовые обычаи способствовали укреплению власти знати. Они устанавливали более строгие меры наказания за преступления против чиновников и государства.

Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили решения, становившиеся правилами при рассмотрении аналогичных дел другими судами. С укреплением государственной власти и развитием письменности правовые нормы стали фиксироваться в законах. Первые законы создавались в качестве сводов правовых обычаев и судебных решений. Такими, например, были законы царя Хаммурапи, правившего в Вавилоне в XVIII в. до н. э.

В отличие от мононормативного социального регулирования первобытного общества, основанного на доминировании запретов (табу), правовая регламентация общественных отношений все больше использовала обязывания и дозволения. Дозволения устанавливали социально оправданную свободу поведения личности, позволяли индивиду действовать по принципу «имею право». Право давало возможность более эффективно разрешать споры между отдельными лицами и общинами, принадлежащими к разным племенам, преодолевая тем самым междоусобицы, имевшие зачастую губительные для общества последствия.

Происхождение права в Древней Греции и Риме

В Древней Греции и Риме становление права было обусловлено постепенным разделением труда и обособлением в самостоятельные отрасли хозяйственной деятельности земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Постепенное увеличение производительности труда вело к возникновению прибавочного продукта и появлению частной собственности. Это ослабляло родовые связи и уменьшало их социальную значимость. Органы родового управления не могли прежними методами выполнять функции по обеспечению жизнедеятельности общества и с возникновением классов преобразовывались в государственные. Античное государство, сложившееся в VII—VIII вв. до н. э., создало право, придавая обязательную силу отдельным обычаям родового строя и используя судебные решения в качестве правил по аналогичным делам. Впоследствии на основе правовых обычаев и судебных решений создавались своды законов. К таким правовым актам относятся древнеримские Законы двенадцати таблиц. Свое название Законы получили оттого, что были начертаны на 12 деревян­ных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима — Форуме.

Происхождение права у германцев и славян

В Западной и Восточной Европе, населенной в основном германскими и славянскими племенами, становление права, как и государства, шло параллельно с разложением органов родового строя и образованием феодального государства. Государство взяло под охрану часть обычаев, а также создало новые нормы права в процессе осуществления  правосудия. Правовые нормы объединялись в так называемых «варварских правдах»: Салической, Ринуарской, Бургундской и других. Во время правления Ярослава Мудрого в Киевской Руси (XI в.) была создана первая редакция так называемой «Русской правды» («Правда Ярослава»), представлявшей собой сборник судебных решений князя, его суда, а также некоторых обычаев.

Особую роль в праве феодальной Европы играло каноническое (церковное) право Римской католической и Православной церквей. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых, семейных, наследственных, и некоторые уголовные отношения.

 

 

tgp1.narod.ru


Смотрите также