2. Древнейшая стадия истории человечества. Расселение первобытного человека по земному шару
Антропогенез. Расселение людей по земному шару. — КиберПедия
Текст лекции.
Первобытная религия и искусство.
Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу
Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на 6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприношения), а иногда и наказывать.
Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.
С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.
Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки животных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.
В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа. Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.
Протогорода.
Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для зашиты от врагов стены из камня или глины. Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне в Палестине. Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества — общине.
У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община уступала место соседской. В ней родовые связи сменялись территориальными. Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами, «которые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении оказывались вожди, старейшины.
Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.
По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами.
Начало цивилизации.
Период первобытности в отдельных районах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизацией. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилизации.
К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распространения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлантического до Тихого океана.
Вопросы к лекции:
1. Как происходило выделение человека из животного мира?
2. В чем заключается проблема антропогенеза?
3. Какие археологические памятники каменного века вам известны?
4. Что такое родовая община и каковы ее основные черты?
5. Какие были последствия глобальных климатических изменений для человека?
6. Что такое неолитическая революция?
7. Каковы последствия неолитической революции?
8. Каковы основные черты соседской общины?
Текст лекции.
Антропогенез. Расселение людей по земному шару.
Первое событие, которое изучает историческая наука, — это появление самого человека. Сразу встает вопрос: что же такое человек? Ответ на этот вопрос дают разные науки, например биология. Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных.
Биологи со времен знаменитого шведского ученого XVIII в. Карла Линнея относят человека, включая его вымершие ныне ранние виды, к отряду высших млекопитающих — приматам. Вместе с человеком в отряд приматов входят современные и вымершие обезьяны. Человек имеет определенные анатомические характеристики, отличающие его от других приматов, в частности человекообразных обезьян. Однако различить по анатомическим признакам останки ранних видов человека от останков, живших тогда же человекообразных обезьян бывает совсем не просто. Поэтому о происхождении человека между учеными идут споры, а подходы к решению этого вопроса все время уточняются по мере появления новых археологических находок.
Археология имеет первостепенное значение для изучения периода первобытности, так как позволяет ученым получить в снос распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты. Именно способность к изготовлению таких предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.
Неслучайно археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям орудий труда древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В свою очередь, палеолит делится на ранний (нижний) и поздний (верхний). Ранний палеолит состоит из периодов — олдувай, ашель, мустье.
Помимо орудий труда важнейшее значение имеют раскопки жилищ и мест поселения людей, а также их захоронений.
По вопросам происхождения человека — антропогенеза — существует несколько теорий. Большой известностью пользовалась в нашей стране трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф. Энгельсом. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой пришлось прибегнуть предкам человека, привела к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
Современная генетика придерживается несколько иного мнения о причинах эволюции живых существ. Генетика отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями. В настоящее время появились разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности.
Повышенный уровень радиации — это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно воздействие радиации вызвало анатомические изменения, что и привело в конечном итоге к появлению человека.
В настоящее время можно говорить о следующей схеме антропогенеза. Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют возраст 30 — 40 млн. лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека — австралопитека (возраст 4 — 5,5 млн. лет). Австралопитеки, скорее всего не могли изготовлять орудий из камня, но по своему облику походили на первое существо, создававшее такие орудия. Австралопитеки жили и в саваннах, передвигались на задних конечностях и имели незначительный волосяной покров. Череп австралопитека превосходил по размерам череп любой современной человекообразной обезьяны.
Самые древние созданные рукой человека каменные орудия (возраст около 2,6 млн. лет) найдены археологами в местности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаружены в ряде других районов Восточной Африки (в частности, в ущелье Олдувай (Олдовай) в Танзании). В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид человека назван учеными человеком умелым (Ноmо habilis ). Человек умелый внешне не слишком отличался от австралопитека (хотя объем мозга был у него несколько больше), однако его уже нельзя считать животным. Человек умелый обитал только в Восточной Африке.
По археологической периодизации время существования человека умелого соответствует периоду олдувая. Наиболее характерными орудиями Ноmо habilis являются оббитые с одной или двух сторон гальки (хопперы и чоппинги).
Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных животных (ископаемых слонов). Обнаружены даже «жилища» Ноmо habilis в виде ограды из больших каменных глыб, сложенных кругом. Сверху их, возможно, покрывали ветками и шкурами.
По поводу взаимоотношения австралопитеков и Ноmо habilis среди ученых нет единого мнения. Одни считают их двумя последовательными ступенями, другие полагают, что австралопитек был тупиковой ветвью. Известно, что эти два вида в течение некоторого периода сосуществовали.
Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между Ноmо Нabilis и Ното егеctus (человеком прямоходящим). Самая древняя находка останков Ноmо егеctus около озера Туркан в Кении датируется 17 млн. лет назад. Некоторое время человек прямоходящий сосуществовал с человеком умелым. По внешнему виду Ноmо егесtus еще больше отличался от обезьяны: рост его был близок к росту современного человека, объем головного мозга был достаточно велик.
По археологической периодизации время существования человека прямо ходячего соответствует периоду ашеля.
Ноmо егеctus суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы Африки. Возрастом примерно 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. Е.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропом (обезьяночеловеком). В начале XX в. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина раскопали сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков Ноmо егесtus (самая древняя находка — челюсть из Гейдельберга в Германии возрастом 600 тыс. лет) и много его изделий, в том числе следы жилищ, открыты в ряде районов Европы.
Ноmо егесtus вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Ното sаiепs. Согласно современным представлениям первоначально существовало два подвида Ноmо sapiens. Развитие одного из них привело к появлению примерно 130 тыс. лет назад неандертальца (Ното 5арiепs neanderthaliensis). Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Одновременно существовал другой подвид, который пока малоизучен. Возможно, он появился в Африке. Именно второй подвид некоторые исследователи считают предком человека современного типа — Ното sаpiепs . Окончательно Ноmо sарins сложился 40 — 35 тыс. лет назад. Данная схема происхождения современного человека разделяется не всеми учеными. Ряд исследователей не относят неандертальца к виду Ноmо sapiens. Есть приверженцы и у господствовавшей раньше точки зрения, что Ноmо sарiens произошел от неандертальца в результате его эволюции.
cyberpedia.su
15. Литература по Всемирной истории
Изучение курса Всемирной (синхронной) истории предполагает усвоение знаний историографического характера. Классики античной историографии — Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Плутарх, Полибий, Тит Ливий, Тацит и др. — до сих пор представляют интерес для современных исследователей. Большие обобщающие труды по всемирной истории подготовлены отечественными и зарубежными учеными за последние десятилетия. С 1988 г. в нашей стране выходит «История Европы с древнейших времен до наших дней в 8-ми томах», а в 1995 — 2008 гг. вышла «История Востока: В 6 томах». В настоящее время, с 2011 г., Институтом всеобщей истории РАН запущено издание «Всемирная история: В 6 томах» (вышли т.1 - «Древний мир» и т.2 - «Средневековые цивилизации Запада и Востока»). С 2007 г. на русском языке стали выходить тома 14-томной «Кембриджской истории древнего мира», составленные ведущими английскими историками-антиковедами.
Изучение истории России в курсе Всемирной истории предполагает ознакомление с трудами классиков отечественной историографии - В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова, П.Н.Милюкова, А.Е.Преснякова, Б.Д.Грекова, Е.В.Тарле, С.Б.Веселовского, Б.А.Романова, Л.В.Черепнина и других.
Основанная сложность при изучении истории – это разнообразие учебной и научной литературы, авторы которой придерживаются различных исторических школ и высказывают порой взаимоисключающие точки зрения на проблемы Всемирной истории.
Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:
1. Дайте определение науки «История».
2. Расскажите о функциях исторической науки.
3. В чем отличие цивилизационного подхода от формационного?
4. Кого называют «отцом истории»?
5. Какие вы знаете методы исторической науки?
6. Назовите принципы исторической науки.
7. Что означает метод историзма?
8. Что такое исторический источник?
9. Какие вспомогательные исторические дисциплины вы знаете?
Раздел II. Человечество до возникновения
ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
1. Происхождение человека, его расселение по земному
шару и социальная организация
2. Орудия труда и занятия первобытных людей
3. Неолитическая революция и ее последствия
1. Происхождение человека, его расселение по земному шару и социальная организация
Первобытная эпоха охватывает период в миллионы лет - от появления предков современного человека до III-I тысячелетий до н.э.
Согласно данным, полученным учеными, процесс формирования семейства древних человекообразных обезьян начался еще 45 млн. лет назад в тропических и экваториальных районах Африки и Азии. Затем, 5-6 млн. лет назад, здесь же появились представители австралопитеков - "обезьянолюдей", которые являли собой переходные формы от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям — архантропам.
В течение многих сотен тысяч лет австралопитеки и архантропы существовали одновременно. Об этом убедительно свидетельствуют потрясшие весь ученый мир находки английского антрополога и археолога Луиса Лики, сделанные им в Кении, в Олдувайском ущелье, расположенном в зоне Великого Африканского рифта. Они доказали, во-первых, что древний человек появился примерно 2,5 млн. лет назад, т.е. значительно раньше, чем предполагалось до этого, и, во-вторых, что его прародиной была именно Африка. Ему дали видовое название — "человек умелый" (Homo Habilis). С течением времени этот человек постепенно трансформировался в "человека прямоходящего" (Homo erectus).
600-700 тыс. лет назад началась постепенная смена архантропов другими древнейшими людьми - питекантропами, синантропами и пришедшим им на смену неандертальцами, получившими собирательное наименование палеоантропов. Просуществовав несколько сотен тысяч лет, они явились непосредственными предшественниками неоантропа, т.е. "человека разумного" (Homo sapiens), к роду которого относятся и современные люди. Ученые считают, что смена палеоантропов неоантропами — кроманьонцами произошла примерно 30-40 тыс. лет назад. Процесс формирования людей современного вида принято называть сапиентацией.
Первые ареалы возникновения первобытных людей находились в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии. Отсюда началось их расселение по Земле.
В Африке становление древнейшего человека произошло главным образом в зоне травянистой саванны. Затем люди распространились почти по всему континенту. Около миллиона лет назад африканские архантропы продвинулись за пределы тропического и экваториального районов в северном направлении и проникли на территорию умеренного пояса Европы. Поздние их потомки - палеоантропы - расселились уже по большей части Европы.
В Азии основные ареалы зарождения первобытных людей находились в пределах Зондских островов (питекантропы), Индии, Китая (отсюда название "синантроп" - китайский человек). Со временем они также подверглись расширению.
Относительно заселения Америки ученые высказывали две точки зрения. Некоторые из них считали, что население ее автохтонно, т.е. является коренным, первоначальным населением, другие утверждали, что оно пришло из Азии. Со временем победила вторая точка зрения. И в самом деле, до сих пор в Новом Свете не найдено останков человекообразных обезьян. К тому же по своему антропологическому типу коренное население Америки явно близко к монголоидам. Согласно современным представлениям, древние переселенцы из Азии перешли через узкий в то время Берингов пролив либо по льду, либо по перешейку и оказались на Аляске. Это произошло, по одним данным, примерно 30-40, по другим - 12-15 тыс. лет назад. В дальнейшем пришельцы продвинулись сначала до Калифорнии, затем дошли до Панамского перешейка и к концу палеолита — до Огненной Земли, преодолев на своем пути многочисленные горные хребты, реки, лесные массивы и пустыни. Но есть и другие гипотезы заселения Америки, которые подтверждаются некоторыми последними археологическими открытиями.
Подобные же гипотезы существовали и в отношении заселения Австралии. После открытия этого материка долгое время считалось, что местные аборигены являются его автохтонными жителями. И только в ХХв. было доказано, что люди впервые пришли сюда из Юго-Восточной Азии предположительно 35-40 тыс. лет назад.
Эта миграция оказалась не такой уж сложной, поскольку уровень Мирового океана был тогда ниже и острова Малайского и Зондского архипелагов, по существу, составляли с Австралией единое целое (как, впрочем, и Тасмания). В пользу такой версии говорит и то, что в Австралии никогда не было человекообразных обезьян. Да и останков архантропов и палеоантропов здесь до недавнего времени никто не находил.
Заселение Океании также, по-видимому, произошло в глубокой древности. Под давлением монголоидов, нахлынувших с севера, часть населения Южной Азии переместилась в Океанию, образовав там новый антропологический тип. При этом сначала была освоена Меланезия (на Новой Гвинее человек появился примерно 30 тыс. лет назад), затем Полинезия и Микронезия.
В результате можно утверждать, что к концу палеолита, т.е.примерно за 10 тыс. лет до нашей эры, все материки — кроме, разумеется, Антарктиды - были уже в той или иной мере заселены.Приспособившись к экстремальным условиям существования, человек стал обитать во всех природных зонах. Такому быстрому расселению людей способствовало понижение уровня Мирового океана примерно на 100 м, связанное прежде всего с консервацией большого количества влаги в ледниках, площади которых в эпоху оледенения сильно увеличились. В свою очередь это привело к осушению морских мелководий и появлению сухопутных переходов между материками.
Какой же ареал или географический регион следует считать в таком случае прародиной современного человечества? Одни ученые полагают, что таких ареалов существовало несколько, прежде всего в Африке и в Азии; эту теорию обычно называют теорией полицентризма. По мнению сторонников другой, моноцентрической теории, решающую роль сыграл один ареал.
На начальном этапе формирования человека, во время раннего палеолита, предки современного человека, как полагают многие исследователи, жили в составе так называемого первобытного стада. Затем постепенно возник род, или кровнородственная первобытная община. Несколько родов составляли племя. Зародилось и половозрастное разделение труда, при котором женщины занимались собирательством и ведением домашнего хозяйства, молодые мужчины - охотой, а старики - изготовлением орудий труда. В период преобладания собирательства во главе такого рода (общины) обычно стояла женщина, которая была не только продолжа тельницей рода, но и играла главную роль в добывании средств к существованию. По мере того как возрастало значение охоты, а тем более земледелия и скотоводства, ведущая роль стала переходить к мужчине. Так матриархат сменился патриархатом, большесемейной отцовской общиной.
studfiles.net
15. Литература по Всемирной истории
Изучение курса Всемирной (синхронной) истории предполагает усвоение знаний историографического характера. Классики античной историографии — Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Плутарх, Полибий, Тит Ливий, Тацит и др. — до сих пор представляют интерес для современных исследователей. Большие обобщающие труды по всемирной истории подготовлены отечественными и зарубежными учеными за последние десятилетия. С 1988 г. в нашей стране выходит «История Европы с древнейших времен до наших дней в 8-ми томах», а в 1995 — 2008 гг. вышла «История Востока: В 6 томах». В настоящее время, с 2011 г., Институтом всеобщей истории РАН запущено издание «Всемирная история: В 6 томах» (вышли т.1 - «Древний мир» и т.2 - «Средневековые цивилизации Запада и Востока»). С 2007 г. на русском языке стали выходить тома 14-томной «Кембриджской истории древнего мира», составленные ведущими английскими историками-антиковедами.
Изучение истории России в курсе Всемирной истории предполагает ознакомление с трудами классиков отечественной историографии - В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова, П.Н.Милюкова, А.Е.Преснякова, Б.Д.Грекова, Е.В.Тарле, С.Б.Веселовского, Б.А.Романова, Л.В.Черепнина и других.
Основанная сложность при изучении истории – это разнообразие учебной и научной литературы, авторы которой придерживаются различных исторических школ и высказывают порой взаимоисключающие точки зрения на проблемы Всемирной истории.
Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:
1. Дайте определение науки «История».
2. Расскажите о функциях исторической науки.
3. В чем отличие цивилизационного подхода от формационного?
4. Кого называют «отцом истории»?
5. Какие вы знаете методы исторической науки?
6. Назовите принципы исторической науки.
7. Что означает метод историзма?
8. Что такое исторический источник?
9. Какие вспомогательные исторические дисциплины вы знаете?
Раздел II. Человечество до возникновения
ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
1. Происхождение человека, его расселение по земному
шару и социальная организация
2. Орудия труда и занятия первобытных людей
3. Неолитическая революция и ее последствия
1. Происхождение человека, его расселение по земному шару и социальная организация
Первобытная эпоха охватывает период в миллионы лет - от появления предков современного человека до III-I тысячелетий до н.э.
Согласно данным, полученным учеными, процесс формирования семейства древних человекообразных обезьян начался еще 45 млн. лет назад в тропических и экваториальных районах Африки и Азии. Затем, 5-6 млн. лет назад, здесь же появились представители австралопитеков - "обезьянолюдей", которые являли собой переходные формы от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям — архантропам.
В течение многих сотен тысяч лет австралопитеки и архантропы существовали одновременно. Об этом убедительно свидетельствуют потрясшие весь ученый мир находки английского антрополога и археолога Луиса Лики, сделанные им в Кении, в Олдувайском ущелье, расположенном в зоне Великого Африканского рифта. Они доказали, во-первых, что древний человек появился примерно 2,5 млн. лет назад, т.е. значительно раньше, чем предполагалось до этого, и, во-вторых, что его прародиной была именно Африка. Ему дали видовое название — "человек умелый" (Homo Habilis). С течением времени этот человек постепенно трансформировался в "человека прямоходящего" (Homo erectus).
600-700 тыс. лет назад началась постепенная смена архантропов другими древнейшими людьми - питекантропами, синантропами и пришедшим им на смену неандертальцами, получившими собирательное наименование палеоантропов. Просуществовав несколько сотен тысяч лет, они явились непосредственными предшественниками неоантропа, т.е. "человека разумного" (Homo sapiens), к роду которого относятся и современные люди. Ученые считают, что смена палеоантропов неоантропами — кроманьонцами произошла примерно 30-40 тыс. лет назад. Процесс формирования людей современного вида принято называть сапиентацией.
Первые ареалы возникновения первобытных людей находились в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии. Отсюда началось их расселение по Земле.
В Африке становление древнейшего человека произошло главным образом в зоне травянистой саванны. Затем люди распространились почти по всему континенту. Около миллиона лет назад африканские архантропы продвинулись за пределы тропического и экваториального районов в северном направлении и проникли на территорию умеренного пояса Европы. Поздние их потомки - палеоантропы - расселились уже по большей части Европы.
В Азии основные ареалы зарождения первобытных людей находились в пределах Зондских островов (питекантропы), Индии, Китая (отсюда название "синантроп" - китайский человек). Со временем они также подверглись расширению.
Относительно заселения Америки ученые высказывали две точки зрения. Некоторые из них считали, что население ее автохтонно, т.е. является коренным, первоначальным населением, другие утверждали, что оно пришло из Азии. Со временем победила вторая точка зрения. И в самом деле, до сих пор в Новом Свете не найдено останков человекообразных обезьян. К тому же по своему антропологическому типу коренное население Америки явно близко к монголоидам. Согласно современным представлениям, древние переселенцы из Азии перешли через узкий в то время Берингов пролив либо по льду, либо по перешейку и оказались на Аляске. Это произошло, по одним данным, примерно 30-40, по другим - 12-15 тыс. лет назад. В дальнейшем пришельцы продвинулись сначала до Калифорнии, затем дошли до Панамского перешейка и к концу палеолита — до Огненной Земли, преодолев на своем пути многочисленные горные хребты, реки, лесные массивы и пустыни. Но есть и другие гипотезы заселения Америки, которые подтверждаются некоторыми последними археологическими открытиями.
Подобные же гипотезы существовали и в отношении заселения Австралии. После открытия этого материка долгое время считалось, что местные аборигены являются его автохтонными жителями. И только в ХХв. было доказано, что люди впервые пришли сюда из Юго-Восточной Азии предположительно 35-40 тыс. лет назад.
Эта миграция оказалась не такой уж сложной, поскольку уровень Мирового океана был тогда ниже и острова Малайского и Зондского архипелагов, по существу, составляли с Австралией единое целое (как, впрочем, и Тасмания). В пользу такой версии говорит и то, что в Австралии никогда не было человекообразных обезьян. Да и останков архантропов и палеоантропов здесь до недавнего времени никто не находил.
Заселение Океании также, по-видимому, произошло в глубокой древности. Под давлением монголоидов, нахлынувших с севера, часть населения Южной Азии переместилась в Океанию, образовав там новый антропологический тип. При этом сначала была освоена Меланезия (на Новой Гвинее человек появился примерно 30 тыс. лет назад), затем Полинезия и Микронезия.
В результате можно утверждать, что к концу палеолита, т.е.примерно за 10 тыс. лет до нашей эры, все материки — кроме, разумеется, Антарктиды - были уже в той или иной мере заселены.Приспособившись к экстремальным условиям существования, человек стал обитать во всех природных зонах. Такому быстрому расселению людей способствовало понижение уровня Мирового океана примерно на 100 м, связанное прежде всего с консервацией большого количества влаги в ледниках, площади которых в эпоху оледенения сильно увеличились. В свою очередь это привело к осушению морских мелководий и появлению сухопутных переходов между материками.
Какой же ареал или географический регион следует считать в таком случае прародиной современного человечества? Одни ученые полагают, что таких ареалов существовало несколько, прежде всего в Африке и в Азии; эту теорию обычно называют теорией полицентризма. По мнению сторонников другой, моноцентрической теории, решающую роль сыграл один ареал.
На начальном этапе формирования человека, во время раннего палеолита, предки современного человека, как полагают многие исследователи, жили в составе так называемого первобытного стада. Затем постепенно возник род, или кровнородственная первобытная община. Несколько родов составляли племя. Зародилось и половозрастное разделение труда, при котором женщины занимались собирательством и ведением домашнего хозяйства, молодые мужчины - охотой, а старики - изготовлением орудий труда. В период преобладания собирательства во главе такого рода (общины) обычно стояла женщина, которая была не только продолжа тельницей рода, но и играла главную роль в добывании средств к существованию. По мере того как возрастало значение охоты, а тем более земледелия и скотоводства, ведущая роль стала переходить к мужчине. Так матриархат сменился патриархатом, большесемейной отцовской общиной.
studfiles.net
2. Древнейшая стадия истории человечества
Основные учебные задачи для усвоения.
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.
Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.
Домашнее задание: Учебник Данилова, 1 пар.
Антропогенез конспект в тетради для самостоятельных работ: http://socfil.narod.ru/glava_8_2.htm
«Возраст» нашей планеты ученее определяют в 5 млр лет.
Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет
Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.
«Традиционная» схема эволюции. а. питекантроп в.неандерталец с.кроманьонец
Теории антропогенеза.
Его изучение основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».)
Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов.
А. Человек прямоходящий заселил Африку и Азию около 2 млн. лет назад.
Б. Человек разумный начал расселяться по Земле 200 тысяч лет назад.
Археологические памятники каменного века на территории России.
Древние люди появились на территории России примерно 700 тыс. лет назад. Одна из самых древних стоянок открыта на Южном Урале на длинном мысу озера Ташбулатовского. Она так и называется — Мысовая. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.
Костенки – одна из древних (45 000 лет) культур на территории России http://antropogenez.ru/article/157/
Среда обитания и социальная жизнь древних людей.
Среда обитания первобытного человека.
Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.
Последствия для человека глобальных климатических изменений.
В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.
Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.
Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.
Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».
Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.
Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.
Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом,
появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.
Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.
Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.
У первобытного человека формируются в ходе социальной жизни:
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Искусство - образное осмысление действительности, творчество.
3.Неолитическая революция
Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.
По Н.Вавилову, БСЭ
В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.
Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.
В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.
С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.
Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.
Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации.Присваивающее хозяйство – занятие собирательством, охотой, рыболовством.
Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.
Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются
Разделение труда – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.
Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.
Рабство - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства.
Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
Цивилизация – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.
Вывод: Сложный процесс становления и развития первобытного общества вел к развитию самого человека, его социальной природы и к возникновению первых человеческих цивилизаций с разделением труда, рабством и возникновением частной собственности.
100-bal.ru
2. Древнейшая стадия истории человечества
Основные учебные задачи для усвоения.
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.
Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.
Домашнее задание: Учебник Данилова, 1 пар.
Антропогенез конспект в тетради для самостоятельных работ: http://socfil.narod.ru/glava_8_2.htm
«Возраст» нашей планеты ученее определяют в 5 млр лет.
Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет
Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.
«Традиционная» схема эволюции. а. питекантроп в.неандерталец с.кроманьонец
Теории антропогенеза.
Расселение людей по земному шару.
Его изучение основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».)
Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов.
А. Человек прямоходящий заселил Африку и Азию около 2 млн. лет назад.
Б. Человек разумный начал расселяться по Земле 200 тысяч лет назад.
Археологические памятники каменного века на территории России.
Древние люди появились на территории России примерно 700 тыс. лет назад. Одна из самых древних стоянок открыта на Южном Урале на длинном мысу озера Ташбулатовского. Она так и называется — Мысовая. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.
Костенки – одна из древних (45 000 лет) культур на территории России http://antropogenez.ru/article/157/
Среда обитания и социальная жизнь древних людей.
Среда обитания первобытного человека.
Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.
Последствия для человека глобальных климатических изменений.
В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.
Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.
Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.
Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».
Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.
Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.
Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом,
появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.
Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.
Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.
У первобытного человека формируются в ходе социальной жизни:
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Искусство - образное осмысление действительности, творчество.
3.Неолитическая революция
Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.
По Н.Вавилову, БСЭ
В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.
Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.
В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.
С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.
Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.
Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации.
Присваивающее хозяйство – занятие собирательством, охотой, рыболовством.
Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.
Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются
Разделение труда – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.
Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.
Рабство - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства.
Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
Цивилизация – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.
Вывод: Сложный процесс становления и развития первобытного общества вел к развитию самого человека, его социальной природы и к возникновению первых человеческих цивилизаций с разделением труда, рабством и возникновением частной собственности.
bgconv.com
2. Древнейшая стадия истории человечества
Основные учебные задачи для усвоения.
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.
Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.
Домашнее задание: Учебник Данилова, 1 пар.
Антропогенез конспект в тетради для самостоятельных работ: http://socfil.narod.ru/glava_8_2.htm
«Возраст» нашей планеты ученее определяют в 5 млр лет.
Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет
Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.
«Традиционная» схема эволюции. а. питекантроп в.неандерталец с.кроманьонец
Теории антропогенеза.
Его изучение основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».)
Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов.
А. Человек прямоходящий заселил Африку и Азию около 2 млн. лет назад.
Б. Человек разумный начал расселяться по Земле 200 тысяч лет назад.
^
Древние люди появились на территории России примерно 700 тыс. лет назад. Одна из самых древних стоянок открыта на Южном Урале на длинном мысу озера Ташбулатовского. Она так и называется — Мысовая. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.
Костенки – одна из древних (45 000 лет) культур на территории России http://antropogenez.ru/article/157/
^
Среда обитания первобытного человека.
Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.
^
В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.
Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.
^ – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.
Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».
Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.
Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.
Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом,
появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.
Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.
Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.
^
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Искусство - образное осмысление действительности, творчество.
^
Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.
По Н.Вавилову, БСЭ
В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.
Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.
В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.
С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.
Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.
Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации.^ – занятие собирательством, охотой, рыболовством.
Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.
Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются
^ – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.
Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.
^ - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства.
^ одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
Цивилизация – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.
Вывод: Сложный процесс становления и развития первобытного общества вел к развитию самого человека, его социальной природы и к возникновению первых человеческих цивилизаций с разделением труда, рабством и возникновением частной собственности.
pochit.ru
§ 4. У ИСТОКОВ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
РАЗДЕЛ II
ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 4. У ИСТОКОВ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
1. Каковы основные версии происхождения человечества? Почему этот вопрос является дискуссионным?
2. Назовите основные этапы периода первобытности. Какие памятники первобытной истории находятся на территории нашей страны?
1. Этапы становления человека. История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой. Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является её порождением и неотъемлемой частью.
Существуют различные точки зрения на происхождение современного человека. Мировые религии исходят из представлений о его Сотворении высшими силами. В XIX в., в период широкого распространения естественно-научных взглядов, английский естествоиспытатель Ч. Дарвин разработал учение об эволюции. Согласно его гипотезе, люди произошли от человекообразных обезьян. Однако в современной науке, использующей методы генетического и биохимического анализа, вопрос о происхождении человека продолжает вызывать дискуссии.
Дело в том, что общая численность популяции гоминидов первоначально была невелика. Имеющейся информации недостаточно, чтобы выстроить чёткое «генеалогическое древо» современного человечества, в нём оказывается опущено много переходных звеньев.
В районах Восточной Африки 4,4-1,5 млн лет назад жили австралопитеки (это название происходит от лат. Australis — южный).
Они могли передвигаться на двух ногах, а объём их мозга примерно в 1,5 раза превышал обезьяний. Согласно проведённым исследованиям австралопитеки (всего найдено около 30 их скелетов) не были прямыми предками современного человека. Только в строении их черепа выявлено около 50 отличий, которые не могли быть преодолены в ходе естественной эволюции.
Время, начавшееся от 1,2 млн до 700 тыс. лет назад, называют ранним палеолитом (от греч. «палео» — «древний» и «литое» — «камень»). К этому периоду относят находки разных типов древнейших людей: питекантропов на Яве, синантропов в Китае, гейдельбергского человека в Африке и др. Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнём (примерно 400 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.
Около 250-400 тыс. лет назад на большей части территории Европы и Азии преобладающим видом первобытных людей становятся неандертальцы. По объёму мозга (в среднем 1450 см3) они не уступали современному человеку, но весьма существенно отличались от него анатомически. Неандертальцы были ниже ростом, но физически сильнее. Низкий покатый лоб, выступающий затылок, скошенные назад скулы делали их лицо похожим на морду животного. Они были вершиной одного из видов гоминидов, но не предком современного человека, от которого генетически отличались.
Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников. Примерно 100 тыс. лет назад они покрыли почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы.
К концу раннего палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа. Причины исчезновения неандертальцев до сих пор не известны. Вымерли они от естественных причин (голод, болезни) или подверглись истреблению, пока не известно.
Генетические исследования показали, что современный человек произошёл от малочисленной группы кроманьонцев, живших в Африке 200-140 тыс. лет назад, впоследствии рассеявшихся по обширным просторам Африки и Евразии. Потребовались десятки тысяч лет, чтобы человечество стало доминирующей силой на Земле. При этом определённую популярность приобретает гипотеза не о единой, а параллельной эволюции различных групп кроманьонцев,
жишних на большом удалении друг от друга. Это привело к возникновению различных рас современных людей. В число основных рас обычно включают негроидную, европеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную).
Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару — важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.
2. Человек осваивает свою планету. Эпоха мезолита (от греч. «мезос» — «средний» и «литое» — «камень») охватывает период с XX по 1Х-\ III тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.
В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн человек. Это немного, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 50-40 тыс. лет назад — в Австралию.
В эпоху мезолита получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Возникла вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм — убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют магическую силу. Появились начатки религии, при этом особое значение придавалось похоронным ритуалам. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живёт после смерти.
Охота на оленей. Рисунок первобытного человека
Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племён начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны, волхвы, друиды). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.
3. Палеолит и мезолит на территории России. Самые древние стоянки человека современного, европеоидного типа на территории современной России — это Сунгирь (возле города Владимира) и Костёнки (группа из 60 поселений к югу от Воронежа). Обычно они датируются временем 25-35 тыс. лет до н.э., однако некоторые учёные относят их возникновение к более раннему времени. Похожие стоянки найдены вблизи Курска, на реке Десна, в Брянской, Липецкой и Московской областях. Ныне они являются национальными музеями-заповедниками. Открытые экспозиции включают тысячи образцов украшений (бус, амулетов из мамонтовой кости и камней), оружия (кинжалов, копий, дротиков), предметов быта и ремёсел.
Следы обитания древних людей обнаружены также на Южном Урале (Капооа пещера с богатейшей живописью времён палеолита) и в Сибири.
В эпоху мезолита, 12-10 тыс. лет назад, климат в Евразии стал постепенно меняться. Ледники отступали, место тундры занимали леса. Менялся и животный мир — мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи вымерли, а леса заселили представители современной фауны — лоси, косули, кабаны, волки, лисы, зайцы, утки, дикие гуси и т.д.
Ставшие пригодными для обитания земли постепенно осваивались как исходными обитателями Русской равнины, так и мезолитическими племенами, двигавшимися из Средней Европы, с Кавказа, Средней Азии и Северного Прикаспия. На территории современной России, от Карелии до Дальнего Востока, найдены сотни поселений эпохи мезолита, принадлежащих к разным культурам. Археологи различают их по особенностям устройства жилища, погребений, орнаменту на глиняной посуде, типичным предметам культа и т.д. Названия этим культурам даются обычно по месту их обнаружения (например, усть-камская культура в Среднем Поволжье, бутовская в Волжско-Окском бассейне, льяловская на Клязьме, усть-семинская на Алтае и т.д.).
4. Человек и природа: первый конфликт. Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условия м среды обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции — такой была плата за прогресс.
Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своём развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний. В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к её преобразованию.
Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. В 1Х-У1П тысячелетиях до н.э. начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» — «новый» и «литое» — «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.
После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства.
Первым животным, ставшим жить с человеком ещё в XV тысячелетии до н.э., охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. В X тысячелетии до н.э. племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Ещё через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупного рогатого скота.
Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.
5. Аграрно-скотоводческие культуры. Первые земледельческие культуры УН-ТУ тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи — на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.
Структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.
Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой — самостоятельное значение приобрёл ремесленный труд. В УЧУ тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело. Появились глиняная посуда, лодки и первые
Родовой посёлок земледельцев и скотоводов. Современный рисунок
колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами). Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать своё мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно. Поначалу обмен был натуральным. Нос его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.
Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племён, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племён — скот, у многих племён бассейна Тихого океана — редкие раковины. У племён Центральной Африки — слоновая кость, в Китае, Абиссинии — соль.
Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.
Неолитические племена не знали личной собственности. Они вели хозяйство сообща, добытые продукты принадлежали всему племени. Однако в новых условиях у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Со временем сложилось такое понятие, как собственность.
Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться их избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, стало практиковаться разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других — на ткачестве, в третьих — на производстве посуды и т.д.
По данным археологических исследований, самые древние неолитические поселения, где процветал труд ремесленников, Иерихон в Палестине и Чатал-Хююк в Анатолии (Турция), возникли в 1Х-У1И тысячелетиях до н.э.
6. Переход от матриархата к патриархату. Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.
В период, когда основным источником пищи была охота, лишь самые удачливые и умелые из мужчин доживали до 25-30 лет. В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархата".
С переходом к неолиту смертность среди мужчин уменьшилась, число мужчин и женщин сравнялось. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжёлую работу. Это определило повышение роли мужчин в жизни племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.
Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.
Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племён, неизвестно, но он возник достаточно давно.
Подросших девушек отдавали замуж в другие роды, из них же мужчины брали себе жён. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали её постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии.
При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретённое семьей, в ней же и оставалось. Ремесленники и знахари, труд которых особенно ценился соплеменниками, стремились передать свои знания только мальчикам своей семьи.
Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.
7. Переход к энеолиту. С ростом численности населения отдельные роды отселялись на неосвоенные или отвоёванные территории. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племён, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.
Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели скотоводы) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нём появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.
Примерно в V-IV тысячелетиях до н.э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых семей.
В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племён начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.
Доступных запасов металла было ещё немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому ещё долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV—III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.
п 1. Используя знания, приобретённые на уроках биологии, истории Ю и обществознания, расскажите о наиболее распространённых гипотезах происхождения человека. Назовите человекоподобных предков людей.
2. Как происходило расселение человека по континентам планеты?
3. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?
4. Подготовьте доклады о находках поселений эпохи палеолита и мезолита на территории России.
5. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?
6. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение ха-
рактера обмена. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.
7. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.