Схема объединение первобытных людей. 2. Древнейшая стадия истории человечества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Древнейшая стадия истории человечества. Схема объединение первобытных людей


2. Древнейшая стадия истории человечества

Основные учебные задачи для усвоения.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Домашнее задание: Учебник Данилова, 1 пар.

Антропогенез конспект в тетради для самостоятельных работ: http://socfil.narod.ru/glava_8_2.htm

«Возраст» нашей планеты ученее определяют в 5 млр лет.http://referat-web.ru/content/referat/biology/img107.jpg

Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет

Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.

«Традиционная» схема эволюции. а. питекантроп в.неандерталец с.кроманьонец

Теории антропогенеза.

Его изучение основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».)

Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов.

А. Человек прямоходящий заселил Африку и Азию около 2 млн. лет назад.

Б. Человек разумный начал расселяться по Земле 200 тысяч лет назад.

file:spreading homo sapiens ru.svg

^

Древние люди появились на территории России примерно 700 тыс. лет назад. Одна из самых древних стоянок открыта на Южном Урале на длинном мысу озера Ташбулатовского. Она так и называется — Мысовая. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

http://2.bp.blogspot.com/-jtpouhfxhjw/tyzbqrb25qi/aaaaaaaabim/ifmu8mandqs/s1600/materiki17%255b1%255d.jpg_rand%3d116981211938749http://antropogenez.ru/uploads/tx_antropedia/5a.jpgпогребение костёнки xiv. источник: http://www.donsmaps.com/lioncamp.html

Костенки – одна из древних (45 000 лет) культур на территории России http://antropogenez.ru/article/157/

  1. ^
Среда обитания первобытного человека.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.

^

В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.

Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.

^ – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.

Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».

Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.

Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.

Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом,

появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.

Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.

Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.

^

  • Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
  • Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
  • Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
  • Искусство - образное осмысление действительности, творчество.
^

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.

http://samlib.ru/img/s/sinjukow_b_p/3hronolog_vavil/image002.jpg По Н.Вавилову, БСЭ

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации.^ – занятие собирательством, охотой, рыболовством.

Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.

Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются

  • ^ – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.
  • Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.

  • ^ - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью  другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства.
  • ^ одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
  • Цивилизация – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.
Вывод: Сложный процесс становления и развития первобытного общества вел к развитию самого человека, его социальной природы и к возникновению первых человеческих цивилизаций с разделением труда, рабством и возникновением частной собственности.

edushk.ru

Коллективы древних людей - По следам древних людей

В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. Внутри стада люди все более осознавали взаимную связь между рожденными от одной женщины-матери, становившейся во главе рода, родовой общины, в которую входили десятки, а то и сотни людей-родственников. Так около 30 тысяч лет назад возникла новая общественная организация - материнская родовая община, получившая в науке название матриархальной (от латинского слова "матер" - мать и греческого "архи" - власть). Это была более высокая по сравнению со стадом, форма коллективного сообщества первобытных людей.

Матриархат соответствовал периоду, когда господствовало собирательство, охота и рыболовство. Женщины не только вели все родовое хозяйство, но и играли главную роль в решении всех вопросов жизни и деятельности родовых общин. Именно по материнской линии шло кровное родство общинников. Это продолжалось тысячи лет. Появление производящих форм хозяйства - скотоводства и земледелия, а также ремесленничества выдвинуло на передний план мужской труд как более продуктивный в родовых общинах. На смену материнской родовой общине пришла отцовская, или патриархальная (от греческих слов "патер" - отец, "архи" - власть). Утверждение патриархата по времени соответствовало медному, бронзовому и раннему железному векам в развитии первобытнообщинного строя. С тех пор мужчины заняли господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни родовых коллективов.

Родовые общины объединялись в племена. Они занимали определенную территорию, имели свой язык, обычаи, традиции, самоуправление. Во главе племен стояли советы родовых вождей - старейшин, избираемые из наиболее влиятельных лиц. Для решения важных вопросов созывались собрания всего племени. Старейшины пользовались авторитетом власти. Советы старейшин распределяли между родами племени угодья для охоты

sites.google.com

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ в ПЕРВОБЫТНЫХ ВРЕМЕН - ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ЗА ПЕРВОБЫТНЫХ ВРЕМЕН - Всемирная история 6 класс - А.Г. Бандровский - Генезис

Раздел 1 ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ЗА ПЕРВОБЫТНЫХ ВРЕМЕН

 

§ 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНЫХ ВРЕМЕН

 

• Рассмотрите реконструкция Чатал-Гуюка - одного из крупнейших среди первых городов (было расположено на территории современной Турции). На какие особенности застройки города вы обратили внимание? • Поделитесь предположениями, которые обыденные дела определяли жизнь его обитателей. • Подумайте, что повлияло на возникновение и застройку первых городов.

Реконструкция Чатал-Гуюка и его кварталов.

 

1. Каким было первобытное общество?

С появлением человека современного типа произошло становление человеческого общества. Охотиться на крупных животных одному человеку, вооруженному достаточно простыми орудиями, было трудно. Поэтому, предполагают ученые, жили первые люди общинами из 25-40 человек, состоявших из родственников, представителей 5-7 семей, которые вместе работали и имели общее имущество. Исследователи называют такие коллективы родовыми общинами.

Которыми были правила, регулирующие жизнь общины, ученые могут лишь предполагать. Мужчинам предстояло охотиться и рыбачить, женщинам - поддерживать домашнее хозяйство, присматривать за детьми, очагом, жилищем, собирать съедобные растения.

Руководили общинами опытные члены рода - старейшины. Они решали, как провести охоту и поделить добычу, следили, чтобы никто не нарушал устоявшихся правил.

Новые условия жизни, связанные с возникновением земледелия и скотоводства, а именно: оседлость, возделывание земли, выращивание скота - постепенно меняли образ жизни людей. Территорию, что принадлежала роду, делили на две части: одну составляли обрабатываемые участки, вторую - угодья, где пасли скот, ловили рыбу, охотились, собирали плоды, заготавливали сырье для строительства и изготовления орудий труда.

 

Род - несколько больших родственных семей, объединенных в родовую общину.

Родовая община.

Именно род определял объем хозяйственных работ - расчистка участков от леса, освоения новых земель. Возделывание земли, выращивание урожая были под силу отдельной семье. ей принадлежал и собранный урожай. Так, в рамках общины и рода все больший вес приобретала семья. Постепенно объединяющей основой коллектива, помимо кровного родства, становится и территориальное соседство. Вскоре на смену коллектива кровных родственников приходит соседская община.

В соседской общине роль отдельной семьи еще более возрастает. Именно с тех времен семьи стали вести отдельные хозяйства и жить отдельно и самостоятельно.

В условиях воспроизводственного хозяйства, изобретение способа обработки металлов, совершенствование орудий труда появились возможности не только для разнообразие продуктов, но и для получения их избытка - дополнительного продукта. Вследствие этого происходит расслоение населения: появляются богатые и бедные члены общины, то есть возникает имущественное неравенство. Постепенно слабее становились родственные связи. Зато общины охотно принимали в свой состав чужаков - умелых ремесленников или ловких воинов.

1. Рассмотрите схему и подумайте, как изменилась пахотная участок в соседской общине сравнению с родовой? 2. В родовой общине угодья для выпаса скота были общими. Изменился ли такое положение вещей за соседской общины? 3. На какие еще отличия вы обратили внимание?

Соседская община - коллектив, который состоял из отдельных семей, не связанных между собой родственными связями, и проживал на одной территории.

Соседская община.

 

2. Как была организована власть в первобытных времен?

Развитие земледелия, скотоводства и ремесла обусловил обмен продуктами и изделиями между общинами. Общины начали бороться за земли, пастбища, залежи полезных ископаемых. Это приводило к вооруженным столкновениям: побеждали те, кто имел лучших воинов. Во время конфликта отряды вооруженных членов общины возглавлял военный вождь - человек большой физической силы, которая могла бы сплотить людей для защиты интересов общины, имела авторитет, который давал возможность управлять боем.

В мирное время жизнью общины руководили собрание членов общины (народное собрание) и совет старейшин. Именно сборы, которые состояли из мужчин - воинов, выбирали военного вождя. Совет старейшин продолжала играть роль охранника родовых обычаев и руководила жизнью общины. Старейшины созвали народное собрание по поводу важных событий (войны, переселения, установление правовых и культовых норм). Из вождей и старейшин разных общин формировалась знать - прослойка родовой верхушки, представители которой стремились закрепить свое положение, опираясь на религиозные представления. Старейшины, которые руководили обменом и накоплением запасов, получали дополнительное вознаграждение в виде дополнительных земельных наделов и продуктов. Для обработки этих наделов им позволяли использовать труд военнопленных и обедневших членов общины. Так неравенство между членами общин углублялась.

Из родственных общин состояло мощнее объединения. За общностью языка, территории и образа жизни возникали племена. Племя имело свой центр, где сосредоточено ремесленное производство, происходил обмен продуктами и изделиями, хранились запасы продовольствия. Такой центр постепенно превращался в укрепленное поселение - городище, впоследствии - город. Здесь проводили собрания, собирался совет старейшин, находился военный вождь.

Объединение многих племен называют союзом племен.

1. Подумайте: кто появился раньше - богатые или знатные люди? 2. Почему ученые убеждены, что неравенство присуще любому человеческому сообществу? 3. Как соседская община способствовала возникновению первых государств?

 

3. Какими были первые города?

Древнейшим городом ученые считают Иерихон, расположенный на западном берегу реки Иордан. Об этом городе есть упоминание в Библии. Оно было основано в эпоху неолита в 8 тысячелетии до н. е., занимало большую площадь и был окружен каменной стеной с башней.

Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из необожженного (сырцового) кирпича. В большинстве домов была единственная (круглая или овальная) комната диаметром 4-5 м.

Керамика - изготовление гончарных изделий из глины.

Жители древнего Иерихона пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках. Разводили овец и коз. Не умея лепить глиняной посуды, жители Иерихона все же использовали глину - потолок, стены и пол обмазывали глиной, лепили из нее фигурки животных, которых найдено много в жилищах и гробницах.

Раскопки крепостных стен Иерихона.

Вы уже знаете, что самым из первых городов был Чатал-Гуюк, расположенный на территории современной Турции. Датой его основания считают конец 7 тысячелетия до н. е. Жители этого поселения выращивали более десятка видов растений, среди которых пшеница, ячмень, горох. В жилищах делали лежаки и скамейки из глины. Жители города занимались также скотоводством - разводили в основном овец. Знали в Чатал-Гуюку и керамику.

Улиц в городе не было. В дома жители города попадали через отверстие в плоской крыше, а на крышу - со двора по лестнице. Город не имел оборонительных сооружений: защитой служил сплошной мур, который образовывал внешние стены.

Концентрированность археологических находок на Востоке свидетельствует, что именно там раньше сформировался слой родовой знати, заинтересованной в развитии государства. Чатал-Гуюк, Иерихон и другие «неолитические города», раскопанные археологами, дают основания считать, что их жители почти достигли уровня цивилизации.

1. Реконструкция жилья в Чатал-Гуюку.

2. Головы быков из Чатал-Гуюка в музее в Анкаре.

- Почему останков первых городов не обнаружено на севере?

Оцените себя

1. Как было организовано человеческое общество в первобытных времен?

2. Между кем поделены властные полномочия в первобытном обществе?

3. Витлумачте понятия: родовая община, соседская община, племя, вождь, совет старейшин, народное собрание.

4. Когда возникли древнейшие города? Что способствовало их появлению? Где они расположены?

- Что из материала урока поразило больше всего? Сведения о первобытное общество, власть первобытных времен, древнейшие города засвидетельствованы археологическими находками, а которые основываются на предположениях?

schooled.ru

2. Древнейшая стадия истории человечества

Основные учебные задачи для усвоения.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Домашнее задание: Учебник Данилова, 1 пар.

Антропогенез конспект в тетради для самостоятельных работ: http://socfil.narod.ru/glava_8_2.htm

«Возраст» нашей планеты ученее определяют в 5 млр лет.http://referat-web.ru/content/referat/biology/img107.jpg

Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет

Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.

«Традиционная» схема эволюции. а. питекантроп в.неандерталец с.кроманьонец

Теории антропогенеза.

Расселение людей по земному шару.

Его изучение основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».)

Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов.

А. Человек прямоходящий заселил Африку и Азию около 2 млн. лет назад.

Б. Человек разумный начал расселяться по Земле 200 тысяч лет назад.

file:spreading homo sapiens ru.svg

Археологические памятники каменного века на территории России.

Древние люди появились на территории России примерно 700 тыс. лет назад. Одна из самых древних стоянок открыта на Южном Урале на длинном мысу озера Ташбулатовского. Она так и называется — Мысовая. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

http://2.bp.blogspot.com/-jtpouhfxhjw/tyzbqrb25qi/aaaaaaaabim/ifmu8mandqs/s1600/materiki17%255b1%255d.jpg_rand%3d116981211938749http://antropogenez.ru/uploads/tx_antropedia/5a.jpgпогребение костёнки xiv. источник: http://www.donsmaps.com/lioncamp.html

Костенки – одна из древних (45 000 лет) культур на территории России http://antropogenez.ru/article/157/

  1. Среда обитания и социальная жизнь древних людей.
Среда обитания первобытного человека.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.

Последствия для человека глобальных климатических изменений.

В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.

Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.

Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.

Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».

Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.

Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.

Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом,

появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.

Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.

Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.

У первобытного человека формируются в ходе социальной жизни:

  • Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
  • Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
  • Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
  • Искусство - образное осмысление действительности, творчество.
3.Неолитическая революция

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.

http://samlib.ru/img/s/sinjukow_b_p/3hronolog_vavil/image002.jpg По Н.Вавилову, БСЭ

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации.

Присваивающее хозяйство – занятие собирательством, охотой, рыболовством.

Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.

Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются

  • Разделение труда – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.
  • Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.

  • Рабство - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью  другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства.
  • Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
  • Цивилизация – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.
Вывод: Сложный процесс становления и развития первобытного общества вел к развитию самого человека, его социальной природы и к возникновению первых человеческих цивилизаций с разделением труда, рабством и возникновением частной собственности.

be.convdocs.org


Смотрите также