Первобытный человек и природа. ЧЕЛОВЕК ДОПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Человек и природа в эпоху первобытной древности. Первобытный человек и природа


Человек и природа в эпоху первобытной древности.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Тема взаимоотношения общества и природы с древности  привлекала умы учёных. Уже в античности возникло понятие географического детерминизма (от лат. determino – определять).

Основателями этого понятия в античности можно считать Полибия и Страбона. Современные исследователи при рассмотрении роли географической среды выделяют два вида естественных источников существования и развития человечества:

-        естественные источники предметов существования и выживания,

-        естественные источники средств труда и производства.

Первые – это плоды земли, растений, деревьев; рыбы, птицы, звери; материалы (камень, дерево), находящиеся на поверхности земли, т.е. под рукой, и используемые для приготовления примитивных орудий от грубо оббитых камней, заострённых и удобных, чтобы держать в руке, до ручных рубил.

Вторые – это материалы, добываемые из земли, ранее созданными орудиями труда и способствующие в дальнейшем созданию средств производства. Первые источники действовали на стадии примитивного первобытного общества, которое принято называть палеолитом – древним каменным веком. Вторые источники начинают действовать в условиях неолита.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, повлиявший на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый – археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый – палеоантропы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите – неоантропы, современные люди.

Жизнь людей в первобытную эпоху (знания, орудия труда, жилища)

Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. У синантропов  увеличивались части мозга, ответственные за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Они практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

У неандертальцев были слабо развиты лобные доли мозга, которые отвечали за ассоциативное, абстрактное мышление, которое появилось только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.

Присваивающее хозяйство. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту и собирательство. Их соотношение было неодинаковым на разных этапах развития человеческого общества и в разных природно-климатических условиях. Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты — загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) — рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева — палки-копалки, дубины и копья.

В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши — способа вторичной обработки камня — доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболовство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое, так называемое, половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины — собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обеспечивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совершает сезонные кочевки: летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.

С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними, вслед отступающему леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку.

Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел, был изобретен также бумеранг. В эпоху мезолита человек приручил первое животное – собаку. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.

Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались временные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.

Производящее хозяйство. Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии - шлифования, пиления и сверления камня. Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорастущих растений, позднее — из шерсти овцы. В эпоху неолита происходит одно из самых значительных событий в истории человечества — возникновение животноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолитической революции. Отношения человека и природы становятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоятельно производить все необходимое для жизни и стал меньше зависеть от окружающей среды.

students-library.com

Человек и природа в первобытном обществе — контрольная работа

Воздействие внешних  условий и общий характер жизнедеятельности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках первобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили характерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболевания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформирующие артриты и др. Возникновение большинства костных патологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению.4

Средняя продолжительность  жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 годам. Одной из основных причин различных недугов человека был голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети.

И все же, несмотря на это, большие адаптационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существования, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодания, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты.

3. Эволюция взаимоотношений общества и природы

Первобытный человек активно, методом проб и ошибок, накапливал эмпирические знания об окружающем его мире. По мнению Л.Н. Гумилева, этот человек находился в состоянии «гомеостазиса» (равновесия) с окружающим его ландшафтом.5

Считается, что ведущими факторами, определяющими становление и характер развития взаимоотношений общества с природной средой на ранних этапах его развития, были общая природная обстановка и происходившие в ней геоморфологические, географические и экологические изменения. В раннюю пору формирования человеческого общества не человек преобразовывал и подчинял природу, а наоборот, природа подчиняла себе человека, определяла весь уклад его хозяйства, ставила его в зависимость от специфических особенностей природной среды. В начальный период взаимоотношений природы и общества в силу неразвитости и ограниченности производительных сил стихийные явления природы господствовали над человеком. Это господство идеально отражалось в древних религиях, магиях, народных верованиях, обожествивших эти явления и природу в целом. Осознание человеком своей полной зависимости от природы является важнейшей чертой общественного сознания той эпохи.6

Растения  и животные были одними из первых природных  компонентов, с которыми пришлось иметь  дело людям палеолита. Человек начинал познавать различные свойства растений и животных, возможности их использования в практических целях. Постепенно, по мере накопления знаний поиск и сбор растений стали приобретать целенаправленный характер и определяться потребностями человека. Одновременно появилось и отрицательное влияние первобытного человека на природу.  Сбор наиболее доступных видов приводил к определенному селективному воздействию - сокращению численности, уничтожению в первую очередь наиболее массовых, крупных особей популяций. Накопившиеся наблюдения за природой натолкнули человека на мысль о создании орудий, облегчающих сбор растений, добычу животных и транспортировку добытого.7

С развитием  технической и технологической  сторон еще более увеличилось влияние человеческой деятельности на природу. Однако в эту эпоху влияние человека-охотника на численность добываемых растений и животных, было малозаметным: его можно сравнить с естественным влиянием хищника на жертву. С изменением климатических условий происходили изменения в типе хозяйства первобытных людей и в их взаимоотношениях с окружающей природной средой. Смена природной обстановки послужила стимулом к развитию земледелия. Выращивание злаков потребовало создания прообраза современных полей, что послужило причиной преобразования естественных ландшафтов в антропогенные.

Наметившиеся  и получившие первоначальное развитие в палеолите взаимоотношения  между человеком и окружающим его животным и растительным миром  в мезолите и неолите расширялись  и углублялись. Изменение и совершенствование способов обработки материалов привело к созданию новых орудий труда и охоты, позволявших активно воздействовать на природу. В период неолита усиливаются такие направления хозяйства, как собирательство и рыболовство, приручение (одомашнивание) животных. Накопление огромного объема знаний об отдельных растениях и флоре в целом привело в период неолита к качественному скачку в развитии земледельческой культуры. Земледелие превратилось в главное занятие человечества, обработка земли приобрела систематический характер. Постепенно человечество освоило плодопеременную систему земледелия, террасированное земледелие, подсечное земледелие. Приручение диких животных и переход к элементарному возделыванию растений ознаменовали собой коренное изменение способа производства и производственных отношений. Человек перестал зависеть от природы, начал интенсивно использовать ее ресурсы. Накопленный практический опыт и знания положили начало преобразованию природы человеком.

 

Заключение

Период первобытной истории показывает, как человечество восходило от первых проблесков пробуждающегося разума к вершинам античной цивилизации, и на этом пути отношение к природе всегда являлось надежной мерой культурного уровня общества.

В своем мышлении первобытный человек целостно воспринимал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя. Люди должны были хорошо знать повадки и пути передвижения промысловых животных, рельеф охотничьих угодий, полезные и вредные свойства растений, особенности их местопроизрастания, свойства различных поделочных материалов. Они научились предсказывать погоду, ориентироваться по местным признакам и звездному небу, вести счет времени по лунному календарю, сезонам года и др.

Первобытный человек благодаря трудовой деятельности начал выделяться из природы, однако средства его воздействия, степень изменения им природы еще настолько незначительны, что он пока не может в своем мышлении противопоставить себя природе. Но уже здесь человек выделяет предметы окружающей его природы как нечто отличное от него.

Это было начальным моментом воздействия человека на природу, соответственно и начальным моментом становления  его мышления, в котором природа  фиксировалась в ее нерасчлененности, в ее непосредственной данности. И хотя человек уже начал выделять себя из окружающей его природы, однако она настолько могущественна, что его воздействие на нее незначительно в сравнении с ее силами.

Но в целом во времена  первобытнообщинного строя сохранялся замкнутый цикл в пользовании природными ресурсами. Достижение определенного равновесия в темпах использования продуктов Земли и естественного воспроизводства потребляемых ресурсов и обеспечивало как стабильность взаимоотношений первобытных людей с природой, так и исключительную устойчивость самого общества.

История человечества является также историей отношения человека к Земле и к окружающему его миру природы, растениям и животным. Человек - единственное существо на нашей планете, которое произвело глубокие изменения в природных сообществах (биоценозах), сформировавшихся за миллионы лет, нарушив и в значительной мере разрушив их. Судьбы человечества отныне во многом зависят от того, удастся ли нам достичь нового уровня равновесия между покоренной человеком природой и созданной им цивилизацией. 

Список  использованной литературы

  1. Благосклонов, К.Н. Охрана природы. М.: Высш. школа, 1998. - 442 с.

 

  1. Всемирная история:  Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. - 496 с.

 

  1. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.  – 206с.
  1. Козлова, Т.А. Экология России: рабочая тетрадь. Ч. 2-я [Текст] / Т.А. Козлова, А.Н. Мягкова, Н.И. Сонин. - М.: МДС, 1995. - 20 с.

 

  1. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1999. – 302 с.

 

  1. Рахилин, В.К. Общество и живая природа. Краткий очерк истории взаимодействия [Текст] / В.К. Рохлин. - М.: Наука, 1999. - 214 с.

 

  1. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ¾ 280 с.

 

  1. http://geo-ecology.ru/

 

 

 

 

 

1 См.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1999. С. 192.

2 См.: Всемирная история:  Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 9.

3  Шелльская культура – около 600-400 тыс. лет назад названа так по находкам близ г. Шелль (Франция).

4 См.: Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 35.

5 См.: Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. С. 15.

6 См.: Благосклонов К.Н. Охрана природы. М.: Высш. школа, 1998. С. 47

7 См.: Рахилин В.К. Общество и живая природа. М.: Наука, 1999. С. 82

freepapers.ru

Человек и живая природа | Биология

Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение жизни на нашей планете.

Историческая связь человека и природы

Первобытный человек обожествлял природу и жил по ее законам. Он добывал пищу, собирая съедобные растения, охотился на диких животных. Археологические исследования доказывают, что уже тогда деятельность человека приводила к исчезновению отдельных видов животных. Облавная охота первобытного человека была причиной уничтожения крупных млекопитающих: мамонтов, шерстистых носорогов, гигантских оленей. Позже массовому уничтожению подверглись зубры и дикие лошади — тарпаны.

С исчезновением мамонтов и других крупных животных численность человечества из-за недостатка пищи сократилась. Единственное, что могло спасти людей от вымирания, — изменение образа жизни. Человек стал приручать и одомашнивать диких животных и возделывать культурные растения, перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Под пахотные земли сжигались и вырубались леса. Постепенно естественные природные территории заменялись пастбищами и полями. Этот процесс начался в Центральной и Южной Азии, затем перешел в Европу. Наиболее затронутой человеком оказалась территория Средиземноморья.

В эпоху Великих географических открытий влияние человека на живую природу усилилось. Многие виды культурных растений были привезены в Европу из Америки, Африки, Индии, Китая, Центральной Азии и широко расселились по планете.

Около 200 лет назад началась промышленная революция. Применение техники и добыча полезных ископаемых привели к уничтожению мест обитаний диких животных, растений и грибов на обширных территориях планеты.

В настоящее время воздействие человека на природу приобрело настолько крупные масштабы, что грозит нарушить существующее в ней равновесие. Поэтому человечество постепенно пришло к убеждению в необходимости охраны природы, в частности, сохранения отдельных видов животных, растений и грибов.

Красная книга

Для разработки мер по защите живого богатства Земли был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

В 1966 году была опубликована первая Международная Красная книга с перечнем редких и исчезающих видов нашей планеты. Красная книга это постоянно действующий государственный документ, отражающий современное состояние редких и исчезающих видов растений, животных, грибов. В настоящее время по образцу Международной Красной книги созданы Красные книги различных стран, отдельных республик и даже областей.

Охраняемые территории

Для охраны редких видов растений, животных и грибов создаются охраняемые территории — заповедники, заказники, национальные парки. Здесь живые организмы находятся под защитой закона.

Огромную роль в спасении редких животных, растений и грибов играют заповедники. На территории заповедников запрещена всякая хозяйственная деятельность. Они служат своеобразными эталонами дикой природы.

В национальных парках в отличие от заповедников часть территории открывается для посещения туристов и отдыхающих. В заказниках в течение ряда лет или в определенные сезоны года охраняются лишь отдельные виды живых организмов.

ebiology.ru

Древние люди и природа

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.

Деятельность людей на протяжении 5-6-го тысячелетий существования начальных цивилизаций обеспечила создание основ благополучного развития рода человеческого. Нет такой сферы жизни, в которой в древности не были бы совершены эпохальные творческие открытия, не введены новшества, принятые повсеместно.

Цивилизационный подход позволяет в полной мере оценить то, чем мы обязаны своим предшественникам, а также помогает увидеть, что у людей в разных точках земли значительно больше общего в организации жизни, чем кажется на первый взгляд. Взаимодействуя с Природой, Человек постоянно усовершенствовал материальную базу своего существования.

Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством искусственных рукотворных систем, позволявших поддерживать баланс с природными стихиями. В древнейший период было выведено большинство культурных злаков и растений: пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые культуры, виноград, финиковые пальмы и т. д. Земледелие стало надежным источником самых разнообразных продуктов питания. Люди научились не только выращивать, но и хранить продукты земледелия. Работа с землей вплоть до XX в. была основной сферой деятельности подавляющей части населения в большинстве стран мира.

Занятия земледелием означали оседлость, устойчивость, уверенность в жизни, хотя сохранявшаяся зависимость от капризов природы, отсталость социальных отношений часто снижали возможную эффективность работы с землей. «Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море», – считал греческий историк Ксенофонт.

В древнейшую эпоху происходил процесс отделения скотоводства от земледелия. Собака, коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд, слон и др. стали служить человеку. О сложности доместикации (одомашнивания) животных свидетельствует то, что из многих десятков тысяч в принципе пригодных к одомашниванию видов лишь немногим более 30 удалось одомашнить. В их числе 19 из класса млекопитающих, 9 из класса птиц (курица, индейка, гусь и др.), 2 вида костных рыб (карп и золотая рыбка), 2 вида насекомых (шелкопряд и пчела). Нетрудно заметить, что после эпохи древних цивилизаций людям последующих эпох оставалось лишь главным образом сохранять и совершенствовать породы, выводить новые, приспосабливать их к разным климатическим условиям. Развитие домашнего животноводства значительно улучшило питание, здоровье и самочувствие человека. Возникли самостоятельные скотоводческие, кочевнические цивилизации, что, с одной стороны, способствовало специализации, развитию товарообмена, но, с другой, послужило основой для противоборства оседлого и кочевого образов жизни.

Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы. Из меди, бронзы, железа изготавливались долговечные орудия труда, предметы повседневного обихода, а также оружие. Серебро и золото утвердились в качестве средства обращения и накопления богатств, символизировали успех и занятие ключевых мест в жизни общества. Важную роль играла добыча камня, мрамора, леса, других строительных материалов, которые использовались для строительства жилищ, дворцов, крепостей, различных инженерных сооружений.

Вопрос о прародине человека археологами до сих пор не решён окончательно. Большинство из них склонны считать таким местом Африку и в качестве малой родины всех людей называют либо северо-восточную, либо восточную и южную части этого континента. До открытий в Олдувайском ущелье такой малой родиной многие считали Ближний Восток и Переднюю Азию. Есть гипотеза, согласно которой человечество возникло на огромной территории, в которую входила Северо-Восточная Африка и южная половина Евразии.

Африканский континент выглядит предпочтительным для многих археологов, потому что сделанные там древнейшие находки залегали в геологических слоях с многочисленными остатками животных и для определения их возраста можно было использовать калий-аргоновый метод. Датировки палеонтологов, геологов и полученный радиометрический возраст позволяли археологам доказывать глубокую древность африканских орудий более убедительно, чем для других территорий. К тому же открытия Луиса Лики привлекли к Африке повышенный интерес и именно здесь происходили самые интенсивные поиски предков человека. Но после находок в Израиле, Грузии, Центральной Азии и Якутии прародина человечества вновь ставится под вопрос. С течением времени археологические раскопки будут приносить всё новые открытия, и очень возможно, что точка зрения большинства учёных по поводу этой проблемы снова изменится.



biofile.ru

ЧЕЛОВЕК ДОПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ. До того как умрет природа

ЧЕЛОВЕК ДОПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ

Воздействие человека и животных на природу отличается тем, что деятельность первого переходит ту грань, когда нарушается равновесие.Дж. П. Марш, «Человек и природа»

Столкновение человека с законами биологического равновесия, существующего в природе, началось с момента появления его на Земле. Будучи неотъемлемой частью природного комплекса, человек, подобно животным, вел себя по отношению к природе одновременно и как хищник и как соперник, но вместе с тем он приспосабливался к окружающей среде, подчиняясь ее требованиям и изменяя свой образ жизни в соответствии с климатом и условиями того местообитания, в котором обосновался.

С ростом народонаселения и появлением более совершенных общественных формаций человек получал в свои руки власть, все более возраставшую по мере развития техники. Всю историю человечества, в сущности, следует рассматривать как борьбу человека с окружающей средой, как последовательное освобождение его от различного рода зависимостей, в которые поставила его природа, и, наконец, как «порабощение» им мира с его почвами, растениями и животными.

Разумеется, воздействие на природу первобытного человека, не обладавшего достаточной техникой, ограничивалось очень узкими рамками. Но между пахарем эпохи неолита, расчищавшим участки леса под пашню, и человеком 2000 г., который путем атомных взрывов будет перемещать горы и изменять направление рек, заставляя их орошать пустыни, разница всего лишь на одну ступень1. С самого начала деятельность человека играла важную роль в естественном равновесии, и, если с течением времени она становилась все более активной, ее давность все же нельзя сбрасывать со счетов2.

В течение очень длительного времени влияние человека на при-роду ограничивалось двумя факторами: малой плотностью населения на протяжении тысячелетий и крайне незначительным арсеналом орудий производства. В некоторых районах земного шара это положение сохраняется и до нашего времени. Впрочем, это не говорит о том, что в те отдаленные времена человек не оказывал значительного влияния на окружающую среду, порой даже и во вред своим собственным интересам.

В отличие от большей части животных человек способен полностью разрушить свое местообитание, обусловливающее его существование, задолго до того, как он ощутит результат своей деятельности. В силу этого относительно устойчивое равновесие между человеком и окружающей его средой достигается лишь по истечении скрытого периода, уже после того, как процесс деградации местообитания становится необратимым. Когда размножение травоядных животных достигает предела, который приводит к чрезмерному выпасу, популяция их быстро сокращается. Когда хищные животные размножаются настолько, что запасы их добычи иссякают или резко уменьшаются, число этих животных сокращается соответственно недостатку в добыче. Человек же не знает ограничительных факторов благодаря своему уму и способности противостоять самым тяжелым условиям окружающей среды. Поэтому можно предположить, что биологическое равновесие между человеком и природой исчезло довольно быстро — по-видимому, с того времени, как охотник стал скотоводом, и особенно с тех пор, как он стал земледельцем. Некоторые районы мира, издавна населенные людьми и ставшие колыбелью древней культуры, пришли в упадок задолго до возникновения «современной» цивилизации. В ряде мест Африки и Америки коренные жители в какой-то степени были повинны в значительном оскудении природы еще до появления там европейцев. А в Азии значительные демографические сдвиги причинили этому континенту невозместимый ущерб.

В других районах, наоборот, равновесие человека с природой сохранялось до тех пор, пока «белые» не «наводнили» весь мир. Краткий обзор положения, царившего в мире до проникновения европейцев на другие континенты нашей планеты и до появления «западной» цивилизации, поможет нам уточнить все эти факты.

1. ОХОТНИК И РЫБОЛОВ

Сначала человек жил за счет сбора плодов, съедобных растений и тех животных, которых он мог ловить. Затем он изобрел различные орудия и получил возможность заняться охотой и рыбной ловлей, то есть его деятельность стала хищнической.

На данной стадии, относящейся к эпохе нижнего палеолита, человек еще неотделим от окружающей его среды и полностью от нее зависит. Изменения в этой среде, определяющей количество необходимой человеку пищи, заставляют его либо приспосабливаться к данным условиям, либо искать другие, которые помогут ему выжить.

Занимаясь охотой и собирательством, люди мало изменяли окружающую их среду. Хотя они и вырубали деревья для того, чтобы расчистить место для постройки жилища и поддерживать огонь в домашнем очаге, их влияние на природу было незначительным. Кроме того, хищническая деятельность человека, очевидно, ограничивалась саморегулированием, подобным тому, которое существовало в мире животных между хищником и добычей.

В наше время такое положение наблюдается среди племен, занимающихся по-прежнему собирательством и охотой. Так живут коренные жители Австралии, поддерживающие свое существование рыбной ловлей, охотой и сбором растений (корни, плоды). Иногда они закапывают обратно в землю собранные ими корни и клубни употребляемых в пищу растений (Ipomea, Dioscorеа), чтобы «обеспечить себе урожай». Следует, однако, заметить, что, занимаясь в то же время охотой, австралийцы, чтобы обнаружить дичь, поджигают саванну, нередко уничтожая растительность на площади 50—80 кв. км (Meggitt, 1963).

У народов, занимающихся преимущественно охотой, существуют древние законы, которые носят наполовину религиозный, наполовину этический характер, хотя их экологическая основа не вызывает сомнения. В этих законах отражена связь человека с окружающей его средой. Ни один хищник не «заинтересован» в истреблении всех животных, которые являются его добычей, и древний человек не составлял исключения. В силу этого у охотничьих племен существуют законы, продиктованные самой жизнью и во многом сходные с экологическими принципами, регулирующими равновесие, существующее между хищником и добычей. В данном случае примером могут служить племена пигмеев, живущие в больших африканских лесах охотой и собирательством и самым тесным образом связанные с природой. Пигмеи мбути, поселившиеся в лесах бассейна реки Итури, на северо-западе Конго, охотясь в основном на крупную дичь — антилоп, иногда слонов, окапи и обезьян, — занимаются также сбором улиток, личинок насекомых, термитов, ягод, плодов и корнеплодов. Они называют себя «детьми леса» (бамили нде ндура) и сохраняют устойчивое равновесие со средой, дающей им пищу и кров, не делая попыток ее изменить. Ритм их жизни определяют природные условия — сезонные перемещения дичи, период созревания плодов и способы охоты (Turnbull, 1963). Каждая община имеет свою территорию для охоты, причем дичь не истребляется поголовно, а добывается только такое количество животных, которое необходимо для поддержания существования.

В лесах Амазонки индейцы, ведущие подобный образ жизни, придерживаются столь же твердых правил, разумно сочетающих охрану дичи с ее рациональной добычей.

Однако некоторые охотничьи племена, находившиеся на более высокой ступени развития, поджигали леса, чтобы облегчить себе охоту на стада животных, обезумевших от огня3. Лесные пожары, возникавшие и возникающие и по сей день по вине охотников, особенно в Африке, нанесли огромный ущерб растительным сообществам, полностью их видоизменив. Это свидетельствует о том, что еще в очень далекие времена человек мог сильно нарушить естественное равновесие, вызывая этим ускорение эрозии и изменение облика местности4.

Еще более ярким примером нарушения естественного равновесия в природе могут служить индейцы — прямые виновники расширения зоны прерий на Североамериканском континенте.

Излюбленной дичью, за которой охотились индейцы, был бизон, так как это животное обеспечивало им пищу и одежду. Хотя никаких попыток к одомашниванию бизона не предпринималось, индейцы отлично изучили все повадки этого крупного копытного животного и, зная его пристрастие к большим открытым пространствам, умышленно поджигали лес, освобождая место травяным саваннам. И действительно, распространение североамериканских прерий никак нельзя отнести за счет климатических условий. Следовательно, индейцы, хозяйство которых уже стало носить полускотоводческий характер, заведомо создавали неблагоприятные условия для одних видов растительности и благоприятные для других. Именно они коренным образом изменили местообитания на значительной части территории Северной Америки.

Но в целом первобытные охотники менее всего повинны в изменении поверхности земного шара; рассеянные на больших пространствах, они продолжали оставаться неотделимыми от окружающей их среды, и в связи с тем, что длительное хранение добытой ими дичи было невозможно, это не позволяло им вести охоту в масштабах, грозящих нарушением естественного равновесия.

2. СКОТОВОД

На следующей стадии люди, постепенно переходя от одних средств существования к другим, превратились из простых собирателей и охотников в скотоводов. Первое время животные, которых люди пытались одомашнить, жили, по-видимому, в своих первоначальных местообитаниях, еще не подвергшихся коренным изменениям. Но затем человек стал нарушать эту связь либо тем, что он переселял животных, когда переселялся на другое место сам, либо тем, что изменял их местообитания, стремясь в соответствии с эмпирически полученными им познаниями улучшить условия жизни животных, взятых им под свое покровительство. Заметим, что в ряде случаев скотоводческая система хозяйства развивалась одновременно с земледельческой, а иногда даже опережала ее5, и если в отдельных районах земного шара сельское хозяйство приняло исключительно скотоводческое направление, то во многих других оно стало смешанным.

Одомашнивание травоядных животных было выгодно человеку, так как в этом случае он мог использовать непродуктивный при другой системе хозяйства растительный покров (особенно злаковые травы). Практика одомашнивания животных началась на Ближнем Востоке семь-восемь тысяч лет назад. За исключением ламы и альпаки6, все одомашненные животные являются выходцами из умеренно теплых или холодных зон Старого Света. Позднее человек уже не делал попыток к одомашниванию новых видов, довольствуясь улучшением породы родоначальников путем искусственного отбора.

Воздействие скотовода на внешнюю среду было несравненно более глубоким, чем воздействие охотника, и прежде всего это проявилось в отступании лесов и в расширении открытой площади — саванн и степей. Уничтоженные огнем деревья, кустарники, а также и все многолетние виды травянистого покрова сменялись однолетними травянистыми растениями.

Перекидывающийся огонь — самое могучее средство преобразования внешней среды, которым располагал человек допромыш-ленной эры, и лесные пожары были прежде всего делом рук скотоводов. В наше время такие же приемы характерны для обитателей тропической Африки. Но когда речь идет об отдаленной эпохе истории человечества, трудно сказать, кто повинен в лесных пожарах — скотовод или земледелец, который также поджигал леса, чтобы расширить участок земли для посева. Скотовод и земледелец объединенными усилиями уничтожали леса, на смену которым приходили открытые пространства. Таким образом, ландшафт оказывался полностью измененным, начинались явления ускоренной эрозии, нарушение водного режима и даже климата. К этой теме мы еще вернемся в последующих главах.

Преобразование природы имеет и другие серьезные последствия, так как человек сразу стремится увеличить нагрузку созданных его деятельностью пастбищ, что приводит к чрезмерному выпасу, а следовательно, и к самым тяжелым последствиям нарушения естественного равновесия почв и всей экосистемы. А желание человека увеличить поголовье стада связано с тем, что при скотоводческой системе хозяйства скот являлся уже не только источником пищи, но и признаком богатства и могущества его владельца7.

Итак, в деградации обширнейших районов мира, и главным образом районов большей части Средиземноморья и Ближнего Востока, происшедшей задолго до наступления промышленной цивилизации, повинны скотоводы. По этому поводу имеется обширная литература8, представляющая большой интерес как для историка, так и для естествоиспытателя. Район Средиземноморья и Ближнего Востока был колыбелью нескольких стоящих на высоком уровне развития цивилизаций, и последствия нарушения человеком естественного равновесия природы еще в древности выступают здесь особенно наглядно. Несомненно, на оскудении этих территорий, многие районы которых представляют собой пустыни, созданные человеком, в большой мере сказались и многочисленные события политического характера, в том числе и войны, но все же решающее значение имела деятельность скотоводов. По образному определению Рейфенберга9, «кочевник является 4 не столько сыном пустыни, сколько ее отцом». Огромные усилия, приложенные израильтянами для восстановления почв в Палестине, убедительно свидетельствуют о том, что землю Ханаанскую, которая когда-то сочилась молоком и медом, отнюдь нельзя считать потерянным раем.

Многое в этом аспекте можно сказать и об Африке, где губительное «вторжение» скотоводства характеризовалось коренными изменениями окружающей среды, прежде всего изменением саванн, а также продолжением разрушительной деятельности земледельцев в их наступлении на лесные массивы.

Заканчивая краткий обзор начального периода скотоводства, нельзя не упомянуть о конкуренции, существующей между одомашненными животными и их родоначальниками, оставшимися в диком состоянии. В результате этого соревнования дикая ветвь современных домашних животных почти полностью исчезла. Так, исчез первобытный бык (тур) и предок собаки, происхождение которой пока не удалось установить; дикие виды, от которых произошли наши лошади, ослы, верблюды, овцы и козы, также близки к исчезновению.

Существует предположение, что одомашнивание животных спасло ряд видов, обреченных на вымирание, вне зависимости от воздействия человека, но ни одно доказательство не приводится в подтверждение этого безусловно неверного взгляда. Вероятнее всего, что здесь решающую роль сыграла конкуренция диких видов с одомашненными, но полной ясности в этом вопросе пока еще нет.

3. ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ

Охотник, превратившийся в скотовода, стал вскоре земледельцем. Эта новая форма хозяйствования повлекла за собой еще более глубокие изменения первичных ландшафтов — в частности, она вызвала в широком масштабе обезлесение, а следовательно, и начальную стадию деградации почвы.

Многие авторы полагают, что земледелие зародилось еще в V в. до н. э. на Ближнем Востоке, в плодородной зоне на окраине равнин Месопотамии. Оттуда оно распространилось в бассейн Средиземноморья и в Европу, видоизменяясь в соответствии с окружающей природой. По мере усовершенствования орудий площади обрабатываемых земель расширялись, а естественная среда претерпевала все более глубокие изменения. Так, изобретение железного плуга, пришедшего на смену орудиям первобытного земледелия, позволило обрабатывать богатые тучные земли, для которых не годились примитивные орудия, пригодные для: возделывания более легкой почвы. Это открытие поистине совершило революцию в земледелии: оно повлекло за собой не только расширение площади обрабатываемых земель, но и рост населения, которое с этого времени получило возможность распространиться за пределы прежней, довольно ограниченной зоны земледелия. Хотя уменьшение плодородия почв сказалось не сразу и не-повсеместно, глубокие изменения, вызванные человеком, не заставили себя ждать. Довольно скоро это выявилось в Средиземноморском районе (Fries, 1959). Среди сторонников гипотезы эволюции Средиземноморского бассейна (в самом широком понятии) развернулась дискуссия о причинах уменьшения плодородия почв в этом районе. Одни, в частности Хантингтон (Huntington, 1915), объясняли его изменением климата, который якобы становился все более засушливым; другие, наоборот, видели единственного виновника этого процесса в человеке. Правы, по-видимому, последние: ведь именно человек своей деятельностью вызвал деградацию почв этого района, естественное равновесие Которого и без того было значительно менее устойчивым, чем в других районах земного шара, в частности в Средней Европе (Hyams, 1952; Monod, 1959).

Склоны гор и холмов Средиземноморья были покрыты лесами, погибшими от пожаров еще в древности (основными виновниками их были, как правило, пастухи) и от нерациональной эксплуатации в последующие времена (Heichelheim, 1956). Классическим примером последней служит знаменитый ливанский кедр, сведенный для постройки финикийского флота, дворцов Ахеменидов (столбы Персеполиса были вывезены из Ливана) и Иерусалимского храма10. Этот пример среди тысячи других примеров того же порядка дает наглядное представление о деятельности человека в Средиземноморском бассейне. Во времена Страбона (родился около 60 г. до н. э.) лесной покров был, по-видимому, еще значительным, особенно в Италии и Испании, так как судостроительные верфи получали превосходный строевой лес, поступавший к ним из тех районов, где леса теперь сведены полностью. Тенденция к обезлесению продолжалась и в средние века и со временем все более усиливалась.

Ареной столь же глубоких изменений стала территория Средней и Северной Европы, вначале покрытая густыми лесами. Сведение лесов, начавшееся там в эпоху неолита, продолжалось и в IV и III вв. до н. э. на всем пространстве от Венгрии и южной части германских и польских равнин до самой Бельгии. Люди, принадлежавшие к так называемой Дунайской культуре, пользовались мотыгой и выращивали наряду с другими культурами ячмень и зерновые хлеба; скотоводство было для них побочным занятием.

Обычай использования огня для расчистки участков леса под жилье и посевы лег в основу постепенного обезлесения. В умеренном поясе Европы леса были более густыми по сравнению с лесами Средиземноморского бассейна и обладали большей способностью к возобновлению, что существенно замедлило процесс обезлесения этих районов.

Нельзя считать, что до прихода европейцев тропические районы; оставались нетронутыми. Постепенное сведение первобытных лесов земледельцами и скотоводами началось с тех пор, как люди поселились в этих местах.

В основе повсеместно распространенного в этих районах первобытного земледелия лежала подсечно-огневая система земледелия. Поскольку почва быстро истощалась и земля становилась непродуктивной, люди были вынуждены время от времени забрасывать эти участки и переселяться.

С наступлением сухого времени года человек вырубал на каком-нибудь участке леса всю древесную растительность, оставляя лишь очень большие деревья, и распахивал землю. Солнце высушивало остатки растительности, а человек поджигал ее, чтобы окончательно освободить землю и использовать золу в качестве минерального удобрения.

Обрабатываемая таким способом земля оставалась плодородной недолго, максимум несколько лет, иногда же с нее удавалось собрать всего лишь один-два урожая. Тогда земледелец покидал этот участок и переходил на другой, где начинал весь цикл заново на заброшенных участках растительность постепенно восстанавливалась. Скорость ее возобновления зависела от климатических условий. Сначала появлялся кустарник, а с течением времени возникал так называемый вторичный лес, который всегда можно узнать по его флористическому составу.

Через известный период времени, иногда довольно длительный, плодородие земли восстанавливалось, и тогда ее можно было опять распахивать и повторять весь цикл эксплуатации. Но поскольку земля отдыхает долго (двадцать или даже тридцать лет), люди должны были располагать весьма обширными территориями.

Подсечно-огневая система земледелия, распространенная когда-то во всем мире, и сейчас еще практикуется коренными жителями большей части тропических районов. Деградация почв тесно связана с ростом населения, то есть с неизбежными последствиями его роста — поджогом скотоводами участков леса и открытых пространств (редколесных и злаковых саванн). В Африке уничтожение растительности, несомненно, усилилось после проникновения европейцев на этот континент и включения его в сферу мирового производства, и, как ни странно, это отразилось на зоне влажных тропических лесов. Однако необходимо учитывать и то обстоятельство, что леса, некогда покрывавшие весь континент (за некоторыми исключениями, что было обусловлено характером почв), подверглись большим изменениям еще в доисторические времена (Aubreville, 1949).

Первобытный человек, еще до того как он стал земледельцем, выжигал лесную растительность, чтобы обеспечить себе возможность более свободного передвижения и охоты в этих местах. В результате его деятельности сухолюбивые леса постепенно принимали тот вид, который они имеют сейчас, то есть превратились в более или менее залесенные саванны, а равновесие видов изменялось в пользу солнцелюбивых и более устойчивых к огню растений. Предположение о том, что «преобразование» природы человеком началось гораздо раньше, чем он научился делать орудия из железа и принялся за обработку земли, не опровергается ничтожно малой плотностью населения того времени, так как в сухое время года огонь может распространяться на огромной территории.

Потом появились жители Африки, населяющие ее и по сей день. Они уже выступали в качестве земледельцев, осваивающих сначала сухие, а затем и влажные леса. Расчистка участков для переложного земледелия усилила процесс сокращения лесов и «саваннизации», образуя во влажных лесах «бреши», препятствовавшие распространению огня. Таким образом, преобразование естественного ландшафта Африки восходит к самым отдаленным временам истории человечества и свидетельствует о том, что даже первобытный человек своей деятельностью мог наложить отпечаток на целый континент.

Сходная картина наблюдалась и в других местах земного шара, и прежде всего на Мадагаскаре, который можно считать по исключительному разнообразию биологической среды «континентом» в миниатюре. Большая часть острова, за исключением его юго-западной части, вероятно, была вся покрыта лесом. Задолго до появления на острове европейцев в восточной части леса вырубались участками по методу тави (местное название подсечно-огневой системы земледелия) для возделывания культур, которые давали в год не более одного-двух урожаев. После этого участки забрасывались, и они покрывались вторичной растительностью (савока). На западе низкорослые жестколистные леса выжигались на большом протяжении, и теперь там остались только отдельные островки первоначальных ассоциаций. Потребовалось всего несколько веков, чтобы завершить уничтожение естественной растительности в некоторых районах острова, который еще до прихода европейцев уже относился к наиболее опустошенным деятельностью человека районам земного шара (Humbert, 1927).

Во многих районах Азии переложная система земледелия (называемая в Ассаме джхум, в Индокитае рай, а в Малайзии ладанг) вызвала сильное сокращение массивов первобытных лесов. Это явление характерно и для Филиппин, где система каингин давно заставила отступить леса и привела к распространению саванн (в особенности саванн с Imperata) и появлению вторичных сообществ, не имеющих большой экономической ценности.

В Новом Свете классическим примером истребления лесов человеком допромышленной эры является территория бывшего государства Майя. Считают, что одной из причин гибели этой выдающейся цивилизации Центральной Америки было истощение земель в результате применения подсечно-огневой системы земледелия мильпа11. Города, сохранившиеся архитектурные памятники которых свидетельствуют об их былом могуществе, высоком уровне культуры, великолепии и многочисленном населении, ныне мертвы.

Можно привести бесчисленное количество подобных примеров, и все они подтвердят, что нарушение естественного равновесия в природе началось с тех пор, как на Земле появился человек. Конечно, трудно упрекнуть наших далеких предков за то, что они непреднамеренно изменяли окружающую их среду в целях обеспечения своего существования и существования своих потомков. Но вместе с тем нельзя умолчать и о том, что уже в эту отдаленную эпоху человек приступил к самому настоящему разрушению природы, открыв путь ускоренным процессам эрозии и деградации естественных сообществ без всякой для себя выгоды, а лишь вследствие неправильного ведения хозяйства и непонимания назначения земель и их рационального использования.

Процессы деградации поверхности Земли еще резче проявились в последующие периоды истории человечества, в течение которых возникали и распадались крупные государства, еще задолго до наступления промышленной эры, центром зарождения которой была Европа.

Не раз строились предположения, что деградация природы началась только со времени экспансии «белых». Их разрушительной экономике, их грабежам противопоставляли консервативные методы ведения хозяйства коренного населения всех рас. Эти предположения в корне ошибочны. Во всем, что касается сохранения природы и даже известного равновесия человека с окружающей его средой, о «простодушном дикаре» Ж. Ж. Руссо не может быть и речи12.

Первобытные общества допромышленной эры успели оказать отрицательное влияние на целый ряд естественных местообитаний. Возможно даже, что исчезновение некоторых животных датируется именно этим временем.

Еще на заре своего существования человечество уже несло в себе зачатки разрушения, даже саморазрушения, получившие драматическое развитие на последующих фазах его истории.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Взаимоотношения человека и природы

В раннюю пору формирования человеческого общества воздействие людей на природу, в частности на численность добываемых животных, было малозаметным и походило на простое взаимоотношение хищника и жертвы. В то далекое время люди селились обычно на высоких берегах рек, чтобы обезопасить себя и свои жилища от паводков. Такие поселения были удобны тем, что по ним можно было легко передвигаться: ведь тогда большая часть суши была покрыта непроходимыми лесами, грозящими многими опасностями первобытному человеку. Кроме того, реки и озера давали пищу, главным образом рыбу, добывать которую было проще и безопаснее, чем охотиться на наземных животных. Именно рыба была основной пищей человека каменного века. Этому способствовали регулярные нересты и другие миграции рыб, на путях которых первобытные люди и собирали богатые дары реки.

Только после изобретения лука добыча наземных животных, в том числе и крупных, стала значительно проще. Действительно, дальность полета копья, брошенного рукой, — 30-40 м, стрелы, пущенной из лука, — 100 м, а из тяжелого индейского лука — 450 м; сила боя индейского лука такова, что стрела пробивает человека насквозь с расстояния 300 шагов, а его скорострельность — до 20 выстрелов в минуту. Становится понятным выражение классика, что лук и стрела в эпоху неолита были таким же решающим оружием, как железный меч в рабовладельческую эпоху.

С развитием технической стороны охоты увеличилось и влияние человеческой деятельности на природу. Существует, например, мнение, что мамонты были уничтожены первобытными людьми; охота на них была особенно выгодна из-за обилия мяса.

Новый каменный век характеризуется приручением животных и развитием земледелия. Оседлость стала возможной и необходимой, когда первобытная община начала заниматься скотоводством и научилась консервировать копчением и другими способами добычу, полученную на охоте. Само скотоводство возникло, вероятнее всего, в результате поисков надежного способа консервации пищи: пойманных раненых или молодых животных держали на привязи или в загонах, кормили, чтобы сохранить мясо на период, когда охота переставала быть добычливой и наступал голод, прежде нередко приводивший к вымиранию целого племени. Скотоводство было первым шагом осмысленного вмешательства человека в процесс естественного воспроизводства природных ресурсов.

С развитием скотоводства воздействие человека на животный мир изменилось — охота перестала быть единственным способом добывания пищи. Зато возросло влияние на растительность, так как при пастьбе неизбежна высокая концентрация скота на малых территориях.

Оседлость стала стимулом к появлению и развитию земледелия. Оно в наибольшей мере освобождало людей от голода, так как давало возможность создавать долговременные непортящиеся запасы пищи. Человек научился отбирать съедобные растения, возделывать почву, сеять и собирать урожай. Мир растений для человека-земледельца становился не менее важным для существования, чем мир животных для первобытного человека-охотника.

Приручение домашних животных стало важным этапом развития взаимоотношений человека и природы. Однако лишь через несколько тысячелетий после приручения собаки человек научился использовать животных как рабочую силу. Сначала он стал ездить верхом на лошади и мог теперь догнать чуть ли не любую добычу. Потом появилась корова, которая давала молоко и на которой можно было пахать. Египтяне пахали даже на козах и антилопах, о чем рассказывают сохранившиеся фрески. Они ловили их с помощью арканов и привязывали к ним сельскохозяйственные инструменты. Изображение на чертомлыцкой вазе свидетельствует что египтяне приручили и «фараонову крысу» — ихневмона — маленького, священного тогда хищника из семейства виверровых, заменявшего им кошку. Были приручены и птицы, среди которых был серый журавль.

Рабовладельческий строй, концентрация рабочих рук способствовали развитию земледелия, особенно пашенного, ставшего наиболее эффективным и надежным средством производства продуктов питания. Одновременно происходили существенные изменения в окружающей природе. Например, долина Нила трудом рабов была превращена в плодороднейшую житницу.

Древние рабовладельческие культуры Ближнего Востока и Азии оказывали столь большое влияние на ход естественных процессов., что уже тогда возникла потребность регулирования, ограничения этого воздействия.

В «Книге мертвых», созданной в Древнем Египте, в которой собраны заклинания душ умерших на суде бога Осириса, говорится: «Я не истреблял животных на их пастбищах. Я не ловил сонной рыбы. Я не сгонял животных с божьих земель…» Перечисленные действия, очевидно, тогда уже считались вредными и грешными и ощущалась необходимость ограничения добывания стадных животных, рыбы и наличия «божьих земель», т. е. первых заповедников, откуда нельзя было выгонять животных.

Во время феодализма были освоены громадные территории Евразии и вовлечены в сельскохозяйственное производство новые природные ресурсы: черноземные почвы России, колоссальные лесные богатства. Место лесов и болот заняли массивы пахотных земель, а такие промыслы, как охотничий и рыбный, которые были главными в производстве мясной пищи в дофеодальную эпоху, уступили место животноводству.

Леса ранее всего начали уничтожать в Западной Европе, и лесистый материк был превращен в почти безлесный. Вырубке лесов содействовала и большая нужда в древесине — для всякого рода строительства, главным образом кораблей. В то время был усовершенствован парусный флот, европейцы открывали новые заморские земли и целые материки. Для постройки только одного корабля требовалось 4000 дубов. Известно, что из всех стран Европы лесные запасы были подорваны раньше и сильнее всего в Испании. Такова цена, которую заплатили испанцы за морское могущество страны. Строительство одной только «непобедимой Армады» потребовало более полумиллиона вековых дубов. И до настоящего времени эта страна прилагает большие усилия для скорейшего восстановления своего разрушенного лесного хозяйства.

Изменение ландшафта, превращение лесистых местностей в безлесные, степей в поля отразилось и на животном мире. Так, почти полное исчезновение сурков и стрепетов в Европе было обусловлено распашкой степей. В ту пору в Центральной и Западной Европе сильно сократилась численность многих ценных животных: северных оленей, туров, сайгаков, тарпанов, выдр, лебедей, дроф, гусей и многих других. В то же время различные виды насекомых и грызунов получили благоприятные условия существования, что привело к резкому увеличению вредителей сельского хозяйства.

Вполне естественно, что в феодальную эпоху впервые охрана природы начала принимать определенные формы. Феодалы, заинтересованные в обилии дичи в своих угодьях, издавали охраняющие ее законы. Наказания за нарушения были суровы: за оленя, убитого в угодьях французского короля, полагалась смертная казнь. Начали возникать и первые заповедники, чаще всего в виде территорий, охраняемых для королевских, княжеских или царских охот. Некоторые сохранились до наших дней. Польские короли охраняли исчезавших животных— тура и тарпана, хотя и безуспешно, несмотря на специальную охрану и выделенные заповедные территории.

Существенно возросли мировая торговля и общение между странами по морям и океанам. Из Америки в Европу были вывезены и получили распространение картофель, табак, кукуруза, тыква, фасоль. Эти культуры сильно повлияли на структуру сельского хозяйства Старого Света.

Известный путешественник английский капитан Джемс Кук совершил три кругосветных путешествия (1768-1779). Он положил начало акклиматизации европейских видов животных (более всего птиц) в Новой Зеландии и на других островах. «Европеизации фауны» отдаленных мест содействовали и многие другие мореходы, что привело к непредвиденным и пагубным последствиям: кролики в Австралии и козы в Новой Зеландии стали бичом для сельского и лесного хозяйства.

Изменения в природе планеты, наступившие при феодализме, были вызваны преимущественно развитием сельскохозяйственного производства. Как ни велики они были, но в индустриальном обществе с его быстро развивавшейся промышленностью, эти изменения стали несравненно глубже и шире и охватили всю природу от глубоких недр до атмосферы.

Частная собственность на средства производства, ничем не ограничиваемое предпринимательство, единственный стимул которого жажда наживы, оказывали гибельное воздействие на природу.

На новый уровень взаимоотношения человека с природой перешли в индустриальную эпоху. Во времена бурного развития промышленности большое экономическое значение приобрел морской китобойный промысел — один из первых видов коммерческого производства. Можно отнести развитие мануфактур, организацию китобойного промысла и переход к плодосменной системе в земледелии к трем основным факторам, способствовавшим росту производительных сил человечества. Рост мануфактур стимулировал развитие сального промысла, снабжавшего предприятия китовым техническим и осветительным жиром. Китовый жир в эпоху первоначального накопления капитала играл такую же роль в экономической политике европейских стран, как нефть в эпоху империализма. В XVII веке была создана мощная для того времени китобойная и салотопная промышленность. «Жировой город» Шмеренбург на островах Шпицберген в XVIII веке давал ежегодную прибыль в 200 миллионов золотых рублей.

К концу XVIII века китобойный промысел потерял свое значение, так как основная масса китов в Арктике была уничтожена. Это была первая весьма существенная потеря природы в эпоху раннего капитализма. Впрочем, если бы киты и добывались в прежних масштабах, они не смогли бы обеспечить быстро возраставшую потребность в топливе. «Хлебом» бурно развивавшейся промышленности стал каменный уголь.

При малоразвитом индустриальном обществе древесный уголь был еще необходим, и притом в огромных количествах, для выплавки чугуна. Это давало новый стимул для вырубки лесов.

Индустриальная система хозяйства внесла столь заметные нарушения в природу, что во многих случаях они уже стали препятствием к дальнейшему развитию производительных сил. Например, в Западную Европу приходилось ввозить лес, из-за загрязнения рек иссякали запасы рыбы и ее приходилось добывать только в морях. Это вынуждало многие государства принимать решительные меры в области охраны природы, как ни сложно это было в условиях хищнической системы хозяйствования.

Многие деятели искусств  занимались проблемами взаимоотношений людей с природой. К примеру эту тематику раскрывает известный писатель В.П Астафьев в своем рассказе «Царь — рыба». Один из персонажей, Игнатьич, будучи опытным рыбаком, не может не понимать, что его занятие браконьерством наносит непоправимый вред природе.   Однако все пересиливают его жажда наживы и жадность, он ловит рыбы гораздо больше чем необходимо. Но в ключевой сцене встречи Игнатьича с  огромным  осетром, называемой в повести царь-рыбой, В.П. Астафьев ярко разоблачает  хищническое отношение человека к природе и показывает, что природа вполне может защитить себя. К сожалению это больше художественный вымысел, в реальном мире человек должен сам взять на себя ответственность за сохранность окружающей среды и решение экологических проблем.

Как мы видим, на протяжении всей истории развития человеческого общества животные и растения давали человеку пищу, кров, одежду, рабочую силу, средства передвижения. В наш век роль живой природы, казалось бы, стала неизмеримо меньшей. Ничуть не бывало! Хотя мускульная сила животных теперь почти полностью заменена машинами, источники питания человека остались те же — растения и животные, только потребность в них возросла во много раз, что вызвано ростом населения. Все так же и даже в большей мере современное сельское хозяйство невозможно без насекомых — опылителей растений. Все так же человек продолжает «осваивать» и использовать новые виды животных для хозяйственных нужд. Например, растительноядные рыбы надежнее машин очищают оросительные каналы от зарастания. Химические методы защиты растений от вредителей еще недавно казались универсальными, а ныне прилагаются усилия к их замене биологическими: разводят миллионы трихограмм, привлекают птиц в сады и леса. Даже чудо современной биологической техники — создание организмов, которых не знала природа, — методами генной инженерии возможно лишь при наличии генофонда существующих животных и растений. С развитием культуры человеческого общества многие животные и растения приобрели новые качества, возросло их эстетическое значение. Послушать соловья в лесу или парке, держать в квартире собаку, выращивать цветы стало естественной потребностью многих горожан.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Природопользование | Биология

Начало освоения природы людьми

История человечества начинается с первобытных времен. Весь период существования человечества, становления цивилизации и развитие культуры общества сопровождались процессом активного природопользования. Это началось примерно 1,5-2,5 млн лет назад, во времена существования древнейших людей, то есть первых видов рода Человек — Человека умелого (Homo habilis) и Человека прямоходящего (Homo erectus).

От самых первых ступеней развития человечества до вершин современной цивилизации отношение к природе является мерой культурного уровня общества.

Изготовление каменных орудий древнейшими людьми стало не только началом эпохи материальной культуры человечества, но и началом грандиозных изменений в природе, производимых силами человека на всей поверхности земного шара. Ученые полагают, что уже около 15 тыс. лет тому назад человек полностью заселил ойкумену — весь современный ареал своего обитания на Земле. С этих времен человек начал осваивать природные ресурсы всех географических зон на разных материках.

Первое воздействие людей на природу было связано лишь с добыванием (собирательством) пищи и расселением по земной поверхности. Но, научившись пользоваться огнем, люди стали применять его не только для обогрева, но и во время загонной охоты на зверя, для выжигания леса, расчистки площадок для жилищ и посевов.

Неумелое пользование огнем часто приводило к большим опустошительным пожарам. Многие считают, что выжигание человеком тропических лесов в Африке способствовало увеличению площади саванн и привело к замене первичных тропических лесов в Индии вторичными — джунглями.

Значительным фактором влияния людей на природу служила охота. Особенно сильно повлияла коллективная охота на численность видов крупных животных. С одной стороны, она явилась значительным и перспективных открытием для человека. Планирование загона зверя и осуществление охоты способствовало усложнению социальных отношений, развитию человеческой речи и разума, активности мыслительной деятельности. Вместе с тем все более ухищренные способы коллективной охоты и увеличение численности человеческого населения привели к гибели большого числа животных в разных регионах планеты. Полагают, что к 1600 году по вине человека исчезло не менее 150 видов крупных позвоночных животных.

Применение примитивных орудий, использование огня, совместное проживание и коллективное добывание пищи обозначили качественно новую ступень в освобождении первобытного человека от влияния природы и зародили в нем стремление к господству над ней.

Начало культурного природопользования

Около 10 тыс. лет назад впервые в истории человечества возникло производящее хозяйство — земледелие и скотоводство. Земледелие повлекло за собой переход людей к оседлому образу жизни. Возникли крупные поселения (до 5-6 тыс. человек). Такие скопления людей в отдельных центрах - «очагах» - оказывали весьма негативное воздействие на природу. Последствия его таковы: увеличение площадей, распаханных под посевы; изменение русла рек и подземных водотоков для оросительных систем и снабжения селян питьевой водой; вырубка лесов под пашни, на постройку домов и для обогрева; пастьба скота на равнинах и склонах холмов и гор. Интенсивная, но неумелая хозяйственная деятельность вызывала смывы почв или их засоление, деградацию и опустынивание плодородных слоев почвы. Все это приводило к нарушению хрупкого равновесия между человеческим обществом и природой и сопровождалось гибелью многих природных биогеоценозов, заменой их на агробиоценозы.

Изображение древних пахотных угодийПревращение девственного ландшафта долины Нила, поросшей деревьями и кустарниками, в пахотные угодья. Копия росписи на стене храма Древнего Египта

Если коллективная охота обусловила гибель многих крупных животных, то развитие земледелия, животноводства и оседлость населения привели к существенным изменениям во всем комплексе условий окружающей среды, особенно в местах древних цивилизаций.

Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству вследствие их огромной значимости для жизни человека и общества часто называют сельскохозяйственной революцией, которая считается наиболее важным событием в истории овладения человеком окружающей среды.

Начало научного природопользования

Следует отметить, что античная цивилизация дала миру целый ряд крупных философов-мыслителей, заложивших основы наук о природе. Интерес к природе диктовался нуждами земледелия, мореплавания, медицины и других областей культуры. В учениях философов античного мира человек выделялся из природы, противопоставлялся ей и ставился в центр мироздания. Так, на смену обожествлению природы, присущему первобытным людям, античная цивилизация привнесла в общество идею антропоцентризма. Природа рассматривалась лишь как основа материальной деятельности человека, его мастерская. Критерием ценностей стало служить утверждение: «Человек есть мера всех вещей».

Однако уже некоторые философы Древнего мира высказывали недовольство достижениями цивилизации и избыточностью потребностей человека. Например, древнегреческий философ Диоген Синопский (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.) призывал человека ограничить свои потребности лишь самым необходимым и уподобиться в этом естественной природе. Он писал: «Лишь труды в согласии с природой ведут к счастливой жизни».

Эпоху Античного мира от Новой истории отделяет тысячелетний период. Господствовавший в это время низкий технический уровень природопользования, особенно применение подсечно-огневого способа расчистки земель под посевы, привел к значительному сокращению лесов, уничтожению растений, животных и изменению общего облика поверхности Земли.

Эпоха Возрождения положила начало новому этапу в истории человечества. Это было время Великих географических открытий, зарождения современного естествознания, просвещения и промышленности. Мореплавание способствовало расширению пространственного кругозора человечества и накоплению разнообразных сведений о природе иноземных стран. Возросла деловая активность, в мировоззрении людей прочно утвердилась идея о том, что человек может стать хозяином своей судьбы, а разумным трудом можно взять у природы все необходимое ему для жизни. С освоением залежей различных полезных ископаемых (каменного угля, горючих сланцев, нефти) начинается бурное развитие промышленности. Создание парового двигателя привело к появлению механизированного транспорта, различных машин.

Промышленное природопользование

В XVIII-XIX веках произошла промышленная революция. Она способствовала массированному воздействию человека на природную среду биосферы. В огромных масштабах шло отчуждение земель под промышленные производства, бурный рост которых сопровождался загрязнением воздух и растительности, эрозией почв, изменением климата, исчезновением многих видов растений и животных, ухудшением пастбищ, истощением природных ресурсов.

Однако не только развитие промышленности, но и потребительское отношение людей к богатствам природы вели к ее истощению.

Неизмеримым по мощи и скорости нарастания природопользования в целях повышения комфортности своего существования стал XX век. В науке, особенно в области естествознания, были сделаны небывалые прорывы: открытие новых видов энергии (атомная энергия), создание новых химических органических соединений (нейлон, капрон, полиэтилен, ядохимикаты и др.), выход человека в космос, познание законов наследственности и создание новых сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к болезням, клонирование организмов. Эти достижения обозначили качественно новый этап в жизни человечества — не только покорение природы, но и переделку ее свойств для нужд человека. Этот новый уровень цивилизации, получивший наибольшее развитие во второй половине XX века, назвали научно-технической революцией (НТР).

Осознание человеком своей роли в природе

Однако успехи покорения природы, вызванные НТР, были восприняты людьми с оптимизмом лишь на короткий срок. Обнаружившиеся изменения в природе, произошедшие под влиянием человеческой деятельности, оказались губительными не только для природы, но и для самого человека, всего человечества и биосферы в целом.

В ответ на возникшую под влиянием антропогенного действия угрозу существованию жизни на Земле общество выработало новый взгляд на взаимоотношения природы и человека, выдвинуло требование разумного подхода к использованию возможностей природы с обязательным учетом ее вековых связей и взаимодействий. Люди осознали важность и ценность биологического разнообразия, разнообразия биогеоценозов (экосистем) и закономерностей их существования в биосфере. Возникла острая необходимость не только в изучении взаимного влияния природы и общества для обеспечения устойчивого развития и сохранения биосферы, но и в экологическом образовании населения планеты с целью развития у людей культуры природопользования.

blgy.ru


Смотрите также