План-конспект урока по истории на тему Неолитическая революция (10 класс). Первобытное общество 10 класс конспект урока
Урок по обществознанию на тему "Общество в развитии" (10 класс)
Образовательные: определить, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; подвести учащихся к пониманию того, что при многообразии мира существует единство человечества.
Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение мыслить критически, отстаивать свою точку зрения, умение соотносить знания
Воспитательная: воспитать интерес к предмету, умение слушать другую точку зрения .
Средства обучения: Учебник Обществознание/ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., раздаточный материал.
Методы обучения: проблемных вопросов, частично-поисковый.
Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, критерий общественного прогресса, критерий социального прогресса.
II. Сообщение темы урока
1. Работа в тетрадях
Здравствуйте!
Пояснение места урока в разделе, целей и задач урока, видов деятельности на нем.
Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет.
— И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели!
Мотылёк рассмеялся.
— Дед, — сказал он, — мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!
C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце.
Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…
Какие проблемы поднимаются в данной притче?
Действительно, сегодня мы будем рассуждать о прогрессе, его последствиях, желании развиваться, видеть новое. Тема занятия «Развитие общества». На нем мы поговорим об изменчивости общества, рассмотрим пути его развития, выясним значение понятия глобализация и поговорим о проблемах, которые вызывает данное явление.
Что вы знаете о развитии общества? Выясним это в ходе анкетирования.
Учитель предлагает заполнить анкету для определения начальных знаний по теме. Раздаточный материал "Лист 1" с текстом анкеты раздается каждому учащемуся. После работы, преподаватель кратко обобщает результаты.
Тема урока "Общество в развитии". (слайд 1).
Общество, в котором мы живем, находится в постоянном движении. Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее, чем прежде. Куда идет человечество? (слайд 2.)
Каким должно быть общество будущего? (ответы учащихся). Все ли страны развиваются одинаково, или у каждой свой путь развития?
(запись темы и проблемного вопроса в тетрадях)
III. Изучение нового материала
1. Многовариантность общественного развития.
Работа с текстом учебника.
Работа в тетради.
1. Многовариантность исторического развития
Актуализация знаний. Предлагается ответить на вопрос
- Что такое общество? (ответы). Действительно, общество- это сложная система, которая, подобно организму, постоянно развивается.
На уроках истории мы говорили о развитии государств. Если мы вспомним события, которые происходили в их истории, то увидим немало общего. Первобытное общество сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные государства. В некоторых странах произошли буржуазные революции. Перечисление можно продолжать еще долго. Общество не стоит на месте. Все эти события говорят о его развитии. Но каково это развитие?
Раздаточный материал "Лист 2". Задание для учащихся: прочитать текст. В правом столбце записать слова - ассоциации, которые возникли при его чтении.
Учащиеся заполняют лист ассоциаций. По ходу выполнения задания идет взаимопроверка.
Коллективная проверка выполнения задания. Учитель предлагает учащимся сформулировать обобщающий вывод.
Резюме учителя. Развитие общества происходит по спирали, скорость развития неодинакова не только на разных этапах, но и у разных народов. Ученые, изучающие эволюцию обществ, пришли к выводу, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.
(слайд 3). Если вы вспомните ход исторических событий в мире, то заметите, что развитии различных стран немало общего. Везде на смену первобытному обществу пришло государство; во многих странах произошли революции. Но, тем не менее, нет стран с одинаковой историей. Потому что каждая проблема, стоящая перед страной в тот или иной период, решалась путем выбора различных форм , способов, путей решения. Посмотрите на слайды: о каких событиях истории России они нам говорят? (ответы учащихся- Отмена крепостного права- крестьянская реформа) и революция 1917 года)
Слайд 4.Итак, мы выяснили, что изменения большие или малые в обществе происходят всегда.
Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед выбором. Такой выбор осуществляется государственными деятелями, народными массами, которые и определяют путь развития своей страны.
Рассмотрим основные способы общественного развития. Принято выделять два : эволюция, революция.
● Используя полученные ранее знания, назовите отличия одного способа развития от другого?
Предполагаемый ответ учащихся. Скорость, первый путь проходит мирно, второй - через силу и агрессию.
Рассмотрим подробнее каждый способ. Ученые, являющиеся сторонниками идеи эволюционного развития человечества, утверждают, что эволюция часто осуществляется в форме реформ.
● Значение понятия реформа?
Данный путь предполагает постепенность, поэтапность и не имеет сиюминутных результатов. В ходе проведения реформ могут меняться планы, изменяя действия людей, а предполагаемый результат не соответствовать поставленной цели. Вскоре мы изучим с вами реформы, проведенные в России в 1861 году, и убедимся в истинности данных утверждений.
Известно, что реформы на первом этапе приводят не к улучшению, а ухудшению жизни людей. Иногда таким же печальным бывает итог всей реформы. Поэтому принято различать реформы прогрессивные и регрессивные.
● Приведите пример из истории.
● Кто является организатором реформ в стране?
Второй путь внесения преобразований в ход общественного развития - революция.
● Каково определение этого понятия?
Резюме. Исторический процесс создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм развития каждой страны.
2. Целостность и противоречивость современного мира.
Работа в группах.
Работа с текстом учебника.
Работа в тетради.
Итак, мы выяснили, что главное в историческом процессе- это правильный выбор форм и путей развития. От правильности выбора зависит дальнейшее развитее страны.
Для современного мира характерна глобализация.
Составьте кластер (ассоциации) к этому слову- (работа в тетради).
(слайд 5).
В современном мире процесс глобализации неизбежен. Он несет с собой как положительные, так и отрицательные последствия.
Работа с текстом учебника.
Задание: Используя текст учебника и собственные обществоведческие знания, 1 группа: найти положительные последствия.
Используя текст учебника и собственные обществоведческие знания, 2 группа: найти отрицательные последствия. (слайд 6).
Вывод: Противоречивость прогресса состоит в том, что у развития общества есть как положительные, так и отрицательные последствия. Поработайте в группах и запишите, в чем состоит противоречивость прогресса.
Критерии общественного прогресса
2. Прогресс. Регресс.
В чем проявляется развитие общества?
Говоря о развитии, нужно знать такое понятие как прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
Слайд 7. Посмотрите на картинки.
Как изобретения изменили жизнь человека?
Оцените характер этих изменений (положительные, отрицательные)
Сделайте обобщающий вывод о влиянии прогресса на жизнь человека.
Предполагаемый ответ учащихся. Двойственность прогресса, но необходимость прогрессивного развития человечества. Слайд 8.
Резюме учителя. В качестве подтверждения вашего вывода приведу слова Станислава Ежи Леца: « Если кричат: "Да здравствует прогресс!", всегда справляйся: "Прогресс чего?"
Всегда ли общество движется вверх (вперёд) в своём развитии?
Приведите примеры из истории, которые говорят об обратном?
Процессом , противоположным прогрессу, является регресс - процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню. (слайд 9).
Поведем итог. Все сведения, что вы узнали о прогрессе и регрессе, можно уложить в схему
Итак, мы выяснили критерии общественного прогресса. А критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить человеку. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств- интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к еще одной точке зрения на социальный прогресс. Речь идет о человечности, гуманности.
Подведение итога урока.
Вернемся к нашему проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Каким должно быть общество будущего? Слайд 10.
Теперь, после всего изученного на уроке, ответьте на этот вопрос.
Слайд 11.Итак, общество будущего- это такое общество, в котором есть условия для развития в индивиде всего человеческого. Это прежде всего гуманное общество, дающее возможность развивать разум, нравственность, творческие силы. Другими словами, прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Закрепление изученного материала.
5-минутный тест с взаимопроверкой). Возвращение к тесту, проведенному в начале урока. Исправление ошибок, дополнение. Анализ полученных результатов. Слайд 12.
Домашнее задание.
Параграф 30. Эссе «Место Росси в современном мире».
Масленникова Г.В., учитель истории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок № 28 история 10 класс
Тема: Предыстория России
Цель:определить,какой вклад в освоение пространств современной России внесли племена, расселившиеся по территории нашей страны в первобытную эпоху.
Определить, представители, каких языковых семей расселились на территории современной России в эпоху древнего мира. В чем эти племена отличались друг от друга? Сделать вывод по проблеме: кого можно считать предками современных россиян?
Тип урока:Изучение нового материала
Требования к уровню подготовки обучающихся: Знать Факторы самобытности российской истории. Первые культуры и общества
Ход урока
Действия учителя
Действия ученика
1.Создание проблемной ситуации.
- Давайте обратимся к историческим документам на стр170.
-Сравните распространенное мнение о предках современных россиян и научные факты: в чем они противоречат друг другу?
- Сформулируйте проблему урока на основании этого противоречия.
- Сравните с вариантом авторов на стр. 367.
Чтение документов на стр. 170
Кого можно считать предками современных россиян?
2.Гипотезы
- Какие у вас есть предположения на счет решения этой проблемы?
3. Повторение необходимых знаний
-Объясните значение слов: народ (этнос), племя, родовая община (словарь)
- как образовались народы (этносы) при переходе от первобытного общества к цивилизации? (§4, стр. 56-57)
- В чём причины и значение Великого переселения народов в мировой истории?
Народ (этнос)- это общность людей, обладающих общим самосознанием, выраженным в самоназвании и в осознании своего единства, отличия от других этносов по каким-то стабильным особенностям культуры: традиции, образ жизни, поведение, как правило, единство языка, историческая память и т.д.
Племя–это союз родовых общин, которых объединяют единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.
Родовая община – объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей и управляемых родовыми старейшинами.
Стр 57 последний абзац.
Стр. 118-119, вывод на стр. 122
4.Открытие нового знания
Чтение п.1. Стр. 171-173
-Что определяло единство народа?
-О каких видах культуры сказано в тексте?
-Дайте определение материальной культуры.
-В чём крылись отличии народов?
- Дайте определение духовной культуры?
- Как шёл процесс образования народов на территории нынешней России?
- По тексту определите, какой вклад в освоение пространств современной России внесли племена, расселившиеся по территории нашей страны в первобытную эпоху.
-Сделайте вывод по проблеме: кого можно считать предками современных россиян?
Чтение п.2. стр. 172-173.
-Определите, представители каких языковых семей расселились на территории современной России в эпоху древнего мира.
-Чем эти племена отличались друг от друга?
-Сделайте вывод по проблеме: кого можно считать предками современных россиян?
Чтение п. 3. Стр. 174
- Рассмотрите карту на стр. 175 и перечислите племена, которые входили в единую культурную общность восточных славян от Карпатских год до Верхней Волги.
-Позднее из нее выросли современные народы: русские, украинцы и белорусы.
-Используя текст, сделайте вывод по проблеме: кого можно считать предками современных россиян?
-Единство народа определяло уже не кровное родство, а культура.
- О материальной и духовной.
-Материальная культура – это занятия, жилища, одежда, орудия, предметы быта.
В духовной культуре
Духовная культура- это мифы о происхождении мира, богов, людей; сказаниях о героях, песнях, танцах.
Древнеевропейские племена
Индоевропейцы
5. Итог урока
Сформулируйте вывод по проблеме урока.
- Сравните свой вывод с авторским.
6. Домашнее задание §12, стр. 170-175
infourok.ru
План-конспект урока по истории на тему Неолитическая революция (10 класс)
Преподаватель истории Павлюк А. Е.Дата проведения урока: Урок на тему:«Неолитическая революция»
Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока:осветить понятие неолитической революции и основные ее проявления в первобытном обществе; понимать последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему;проследить изменения в хозяйственной деятельности человека;рассмотреть процесс перехода от матриархата к патриархату;подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми;обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать».Основные понятия и термины: неолитическая революция, матриархат, патриархат, энеолит, оседлость, соседская община, неравенство, знать.Оборудование: карта, учебник, проектор, доска.
Ход урокаI. Организационный момент урока.II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.Кого мы называем первобытным человеком?Поясните термин "первобытное общество"? Как можно назвать современное общество?Можете ли вы предложить свою теорию происхождения человека или свою периодизацию развития? Какую?III. Изучение нового материала.1. Возникновение земледелия. Одомашнивание животных и скотоводство. Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек, вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.2. Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они
weburok.com
Конспект урока по истории России Неолитическая революция 10 класс
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(10 класс)
Цели урока:
Проследить изменения в хозяйственной деятельности человека; выявить особенности неолитической революции
Рассмотреть процесс перехода от матриархата к патриархату
Способствовать формированию умений учащихся анализировать факторы, которые привели к зарождению неравенства
Тип урока: комбинированный
Основные понятия и термины: неолитическая революция, матриархат, патриархат, энеолит
Ход урока
Проверка выполнения домашнего задания
Проверку домашнего задания можно организовать в двух вариантов.
Воспроизвести на доске схему «Этапы становления человека» и прокомментировать ее.
Фронтальная беседа по вопросам в конце $4
Изучение новой темы
ПЛАН
Человек и природа: первый конфликт
Аграрно-скотоводческие культуры
Матриархат и патриархат. Переход к энеолиту
Человек и природа: первый конфликт
Изучение данного вопроса целесообразно начать с объяснения с элементами беседы.
Коренные изменения в жизни людей произошли на рубеже IX-YIII тысячелетия до н.э. Это время было названо неолитической революции.
Неолитической революцией называют переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства, то есть от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества, связанные прежде всего с развитием оседлости и резким увеличением численности населения (так называемый первый демографический взрыв), позволяют ряду исследователей говорить о неолитической революции как о первом экономическом перевороте в истории человечества.
Толчком к переходу, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тысячелетиями до н.э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Пищи для скота стало мало. Часть его уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредоточилась вокруг источников (Иерихон), третья бродила в истощении вокруг стоянки человека. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к появлению цивилизации.
Почему переход от присваивающего хозяйства к производящему назван революцией?
В чем проявился конфликт между человеком и природой?
Аграрно-скотоводческие культуры
Древнейшие земледельческо-скотоводческие культуры возникли на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются YIII-YII тысячелетиями до н.э. (в Иордании, Северном Иране, Южной Турции). В них нередко вообще отсутствует глиняная посуда, в связи с чем их относят к пронеолиту, или докерамическому неолиту.
Для этих культур характерно существование оседлых поселений с глинобитными домами (иногда на каменных фундаментах), наличие обводных стен, распространение святилищ, часто богато украшенных рельефами и фресковой живописью, а также глиняных фигурок людей и животных и разнообразных украшений в виде ожерелий, браслетов и подвесок. Чуть позже возникли аграрно-скотоводческие культуры в Средней Азии (YI тысячелетие до н.э.), в Закавказье (Y-IY тысячелетия до н.э.), в Китае (IY-III тысячелетия до н.э.)
В Европе неолитические культуры земледельцев и скотоводов впервые появляются в Македонии в конце YII тысячелетия до н.э., а затем, в YI- IY тысячелетиях до н.э. распространяются на Балканах и в Средней Европе. Поселки, состоящие в основном из каркасных наземных домов, плоскодонная керамика, богато украшенная расписным и процарапанным орнаментом, и разнообразная антропоморфная пластика – характерные черты этих культур.
Неолитические культуры развитых охотников и рыболовов распространены в Северной Европе, в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы и Сибири. Основой хозяйства была охота с использованием лука, сочетавшаяся с разными формами рыболовства. Население здесь было более редким, чем в зоне земледелия. Характерны полуземлянки, временные стойбища с шалашами. В отдельных областях интенсивное рыболовство иногда способствовало переходу к оседлости (Прибайкалье, Приамурье, Приморье), а в Японии к раннему появлению керамики (Х- YIII тысячелетия до н.э.)
Задание для учащихся:
Найдите в тексте учебника и проанализируйте факторы, способствующие зарождению имущественного неравенства и возникновению частной собственности
После ответа учащихся, учитель формулирует выводы
Переход к земледелию и скотоводству, а затем выделение ремесла привело к возникновению обмена. Сфера обмена постепенно расширялась. Первоначально обмен носил натуральный характер. С его расширением появилась потребность в едином эквиваленте, которым стали деньги.
Усовершенствование орудий труда и повышение производительности труда привели к возникновению избытков продукции, а затем к расширению торговли и зарождению имущественного неравенства. Постепенно начинается переход к зарождению частной собственности.
Матриархат и патриархат. Переход к энеолиту.
Этот вопрос учащиеся изучают самостоятельно, опираясь на текст учебника и дополнительную информацию.
Задание.
Дайте характеристику матриархата и патриархата и объясните причины перехода к патриархату.
Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Матриархат
Одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки матриархата: доминирующее положение женщины в обществе, наследование имущества и должностей по материнской линии, матрилокальность или дислокальность брачного поселения – результат трансформации некоторых норм материнского рода.
Впервые период матриархата был выделен И.Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. Матриархат исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности.
Патриархат
Наиболее распространенная форма первобытно-общинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытно-общинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение ее труда преимущественно домашней работой.
Для патриархата характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общение мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения еще более укрепились в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.
Закрепление изученного материала
Для закрепления материала учащимся можно предложить заполнить логическую цепочку.
5
6
1
2
3
4
7
Неолит
Земледелия и скотоводство
Ремесло
Обмен и торговля
Неравенство и частная собственность
Освоение металла
Энеолит
Домашнее задание. $ 5, вопросы. Опережающее задание: подготовить сообщение на тему «Культура и верование в Древнем Египте».
Главная > Школьнику > 10 класс > Конспект урока по истории России Неолитическая революция 10 класс