Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Власть и социальные нормы первобытного общества
Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
Образование общества предшествует государственной организации его жизни (до этого общество существовало, а государства не было). Жизнь общества на ранних ступенях развития строилась на началах естественного самоуправления (соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного). Возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни. История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя (орудия производства были несовершенны, производительность труда низкая). Поэтому в основе жизни общества лежала общественная собственность на средства производства, распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества одинаково трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.
Власть носила сугубо общественный характер (исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления). Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органы общественной власти – родовые собрания; старейшины (вожди), избиравшиеся из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозные функции власти выполняли жрецы. Должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем. Не было специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами в родовой организации. Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Роды входили в более крупные объединения. Высшая форма объединения родов – племя (иногда союз племен). Общими делами племени руководил совет, состоявший из старейшин и военачальников родов).
Основа организации первобытного общества – община – род, племя, их объединения. Род (родовая община) – объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.
Род – это личный, а не территориальный союз (люди объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы). Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения (служили регулятором общественных отношений людей). Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени.
studfiles.net
Власть и нормы в первобытном обществе. Теория государства
Зачётка.рф
Дискуссионное исследование действующего и перспективного законодательства
1C
Аграрное право
Адвокатура
Административное право
Анализ
Английский язык
Антикризисное управление
Арбитражный процесс
Аудит
Банковское дело
Банковское право
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учёт, аудит
Бюджетная система
Бюджетное право
Бюджетный учет
Внешнеэкономическая деятельность
Высшая математика
География
Государственное и муниципальное управление
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Гуманитарные дисциплины
Деньги, кредит, банки
Договорное право
Естествознание
Жилищное право
Земельное право
Инвестиции
Инновации
Информатика
Информационное право
История
История государства и права зарубежных стран
История государства и права России
История политических и правовых учений
История экономики
История экономических учений
Комментарии к нормативным актам
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Человеческое общество возникло гораздо раньше государства, с появлением первых общностей, в которые входили первобытные люди. Исторически первой формой организации первобытного общества принято считать родовую общину, основанную на кровнородственных связях. Способом реализации власти в общине было общественное самоуправление, при котором не существовало аппарата управления и принуждения. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной (от лат. potesta - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества). Общее собрание решало все важнейшие общие дела. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Их власть базировалась исключительно на личных качествах: мудрости, авторитете, храбрости, опыте. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий.
Принуждение носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины.
Отношения в первобытном обществе регулировались посредством социальных норм в виде табу (непререкаемые запреты), обычаев, ритуалов, религиозных предписаний, мифов. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы» («моно» - единый, этот термин был введен Першицем А.И., известным отечественным этнографом), т.к они носили слитный, нерасчлененный характер. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, групповые и т. д., как это делается в современном обществе.
Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Они обеспечивались в первую очередь силой привычки, общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения.