По материалам из которых люди изготавливали орудия историю первобытного общества делят на. Тема 7 Культура первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ответы / 2 / 2.1 К первобытного об-ва. По материалам из которых люди изготавливали орудия историю первобытного общества делят на


2.1 К первобытного об-ва

Первобытная культура

Первобытная культура - самая большая и длительная историческая форма культуры. На протяжении всей этой эпохи формировался биологический род человека. Родина человека - Восточная Африка, 3 млн - 2,5 млн лет назад. Сначала были палеонтропы. Хомо Эректус, - человек прямоходящий, Хомохосбилис - человек трудолюбивый . Появляются питекантропы, австралопитеки и др. 2,5 млн лет назад появились каменные орудия. И с этого времени начинается культурогинез (процесс формирования и дальнейшего развития культуры), антропосоциогинез (процесс формирования и развития человека в общественной среде). Homo Sapiens появились 180-150 тыс лет назад и закончили формирование 45-40 тыс лет назад.

Самые древние орудия дотируются около 2.5 млн лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железные века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Границы каменного века 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь подразделяют на 3 перода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс лет до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (4 - началао 1 тыс. до н. э.). В начале (1 тыс. до н. э. его сменил железный век.

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание 3-мя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития складывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобна для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и нестадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки. Первое из прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода.

Палеолит - так как элементарными орудиями труда были грубейшие и простейшие каменные орудия , изготовленные из гальки - палеолит называется древним каменным веком. Кроме каменных были деревянные и костяные. Древний человек не знал одежды, обуви, не было никаких жилищных построек. При похолодании осваивают пещеры. Истребили целый вид животных из пещер (например, медведей). Не умели пользоваться огнем, в эпоху палеолита не было огня, посуды. Питались сырой свежеубитой дичью, кореньями, грибами, ягодами. Первобытные люди начинают накапливать знания о лечебных наркотических веществах. Не существовало семьи и не было родовой общины и, как следствие, не было чувств.

Мезолит - совершенствуются каменные орудия, расширяется номенклатура изделий: каменные топоры, рубила, зубила, скрепки, проколки, наконечники, каменные наконечники стрел. Улучшается качество и технология. Появляется большой ассортимент костяных и деревянных вещей (косятная игла, одежда, обувь, лук, стрелы, копье). Появляется огонь. Люди активно расселяются на больших территориях. Появляется община, коллективная ответственность, происходит прирост населения и расселение.

Неолит - свершилась великая неолитическая революция. Характеристика: тончайшее разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают деревни и города.

Происхождение искусства

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшем в 1836 году в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (сочетание разнообразных воззрений). Возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

Памятники искусства появились позднее орудий труда почти на миллион лет. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического были звери. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые "Венеры" по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Женские статуэтки были разными по стилю. Сопоставление стилей произведений палеолитического искусства наряду с техническими традициями позволило обнаружить поразительные и притом специфические черты сходства находок между отдельными областями. Подобные Венеры найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районов мира.

Одновременно с ними появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, оленя, лошади.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Палеолит: первоначально первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют 3 этапа изобразительной деятельности: 1) натуральное творчество (композиции из туш, костей, натуральный макет) 2) Искусственно-изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур 3) Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировка на кости.

Натуральное творчество включало обрядовые действия с тушей убитого зверя, позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объем - природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова.

Для третьего этапа характерного дальнейшим развитием палеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном выражении. Наиболее характерные образцы живописи э того периода представлены пещерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Зап. Европе. В 1879 году испанский археолог Саутуола открывает многокрасочные изображения палеолитических эпох в пещере Альтамира (Испания). В 1895 году рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Археолог Пестрони в пещере Фон де Гом в1908 году открывает целую картинную галерею - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. Рисунки написаны охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века была бедна - в ней основные краски черная, белая, красная, желтая.

Музыкальный элемент "натуральной пантомимы" включал: имитацию звуков природы, искусственную интонационную форму (мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона), интонационное творчество: двух и трехзвучные мотивы. Музыкальные ниструменты: из костей мамонта, флейта из рога, северного оленя, колотушки из бивней мамонта.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве - резьбе по камню и кости, рельефах.

Особая область первобытного искусства - орнамент. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивней мамонта. Геометрический орнамент - основной элемент Мезинского искусства. В его основе оказался узор, нарисованный самой природой. На сосудах каменного века был богатый орнамент, который выдавливался специальными штампами. Они изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям их находились прорези. Оттиск с такого штампа называют гребенчатым или зубчатым.

Создавались и произведения малых форм - самые ранние из них относятся к палеолиту.

Мезолит и неолит: в эпоху неолита и бронзового века подлинный расцвет пережил орнамент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства: керамика, обработка металла.

Бронзовый век: яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Люди затрачивают на создание петроглифов (резьба) все меньше усилий, наспех нацарапывая на камне маленькие фигурки. В поздний период первобытного общества развивалис художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра. Появлися новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружение из огромных грубо отесанных камней.

В средней лесной полосе Европы со второй половины 1 тыс до н. э. распространились поселения и погребения.

Поселения делятся на неукрепленные (стоянки) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками - поселения каменного и бронзового веков. И стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя - все это поселения. Особый вид поселений - римские террамары - укрепленные поселения на сваях. Римляне строили город на сухом месте, а уже потом вокруг поселений пространство заполняли водой.

Погребения: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые. Курганами отмечены все погребения Ямной культуры, над некоторыми из них возвышались каменные надгробия, надмогильные статуи, каменные бабы.

Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве. Наиболее сложные сооружения - мегалитические погребения, то есть в гробницах, сооруженных из больших камней - дольмены, менгиры. В Зап. Европе и юге России распространены дольмены (от слова стол, камень). Четыре плиты стоят на ребре и пятая на перекрытие. Менгиры: отдельные каменные столбы.

studfiles.net

Тема 7 Культура первобытного общества

 

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного общества на каменный, медный, бронзовый и железные века. Вопрос о временных рамках этих периодов вызывает много споров.

Каменный век делится на палеолит (800–13 тыс. лет до н. э.), мезолит (13–7 тыс. лет до н. э.) и неолит (7– 4 тыс. лет до н. э.).

Каменный век сменил медный (примерно 4–3 тыс. лет до н. э.), затем бронзовый (примерно 2 – нач. 1-го тыс. лет до н. э.). В начале 1-го тыс. лет до н. э. наступил железный век.

 

“Возраст” самых древних орудий труда составляет более 2 млн лет. Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты. 800–500 тыс. лет назад наши предки уже могли пользоваться огнем. Примерно 50–30 тыс. лет назад появляется человек современного типа Homo sapiens (кроманьонец). Кроманьонцы занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей. Техника изготовления орудия труда стала более совершенной. В эпоху мезолита появились новые орудия труда (сети, охотничий лук, стрелы), было приручено первое домашнее животное – собака. В эпоху неолита были открыты новые способы обработки камня и кости – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство). Этот переход ученые назвали «неолитической революцией», так как в жизни первобытного человека многое изменилось. Главным было то, что начался переход к оседлому образу жизни, а на основе земледельческих общин в дальнейшем будут формироваться древнейшие государства.

Анализ характерных особенностей первобытной культуры строится на основе данных археологии, этнографии и языкознания.

Определяющей чертой первобытной культуры является синкретизм (что означает соединение, сочетание разнообразных воззрений). Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами.

Первобытный человек не вычленял себя из общины, это значит, что он давал себе оценку не сам, а оценивал себя “глазами общины”. Худшим наказанием, после смерти, являлось изгнание. Все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, так как от этого зависело ее существование. Добывание пищи, производящая деятельность, религия, искусство существовали в нерасчлененном виде, в зародышевом единстве. Предметы искусства долгое время использовались как элементы магических ритуалов, без которых не возможна практическая деятельность первобытного человека.

Еще одной важной чертой первобытной культуры был антропоморфизм (от греч. антропос – человек, морфэ – форма) – наделение человеческими свойствами предметов и явлений природы (растений, животных, небесных тел и т. д.). Первобытный человек наделял живую и неживую природу своими чувствами, сознанием и волей (например: «дождь идет», «земля устала» и т. д.).

В подобном мире человек чувствовал себя значительно уверенней, так как с ним можно было договориться.

Большую роль в жизни первобытного общества играла традиция. Традиции племени способствовали передачи накопленного опыта из поколения в поколение. Накопленный опыт передавался при точном воспроизведении всех деталей, какого бы вида деятельности они ни касались, поэтому для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям. Однако изменения все же происходили из-за неточной трактовки ритуала или под влиянием взаимодействия с другими племенами. Тем не менее, новое быстро включалось в существующие традиции, так как только они давали человеку чувство стабильности и устойчивости.

С точки зрения социальной организации характерной особенностью первобытной культуры было отсутствие государства, ярко выраженного имущественного неравенства, а также письменности. Знания передавались устно, однако использовались также знаки татуировок, прически, украшения, одежда. Позже появилось узелковое и палочное письмо. Самым последним способом передачи информации, ближе всего стоящим к письменности, было рисуночное письмо.

Таким образом, первобытная культура – это доклассовое, догосударственное общество, которому было присуще дописьменное состояние культуры.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Именно тогда рождались такие формы культуры, как религия и искусство.

Рождение веры в существование сверхъестественных сил, которые могут помочь или навредить, наблюдается у первобытного человека уже в период верхнего палеолита. Об этом свидетельствуют два обстоятельства:

1) практика захоронений, что означает наличие представлений о загробном мире, мире умерших и духов. Забота о мертвых означала то, что духи могут влиять на жизнь живых;

2) появление пещерной живописи магического содержания. Подавляющее большинство рисунков – это сцены охоты, изображение людей, животных либо людей, ряженных в животные шкуры. Это свидетельствует о том, что первобытные люди верили в существование сверхъестественных связей между людьми и животными. Вера первобытного человека в родство с определенным видом животных или растений получила название тотемизм. Члены родовой группы верили в то, что они произошли от этого животного, поэтому обычно носили имя своего тотема и свято почитали его. Тотемные представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: возникло четкое представление о своих, принадлежащих к данному тотему, и чужих. Возникла система запретов – табу, которая стала в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений.

Одной из ранних форм религиозных верований стал анимизм. Анимизм – это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений, неодушевленных предметов, приписывание к ним разума и сверхъестественного могущества. А раз так, то ко всем этим явлениям природы следовало относиться со вниманием, т. е. приносить жертву, совершать обряды. К анимизму восходит и культ предков – вера в то, что души людей продолжают свое существование в бестелесной форме и могут оказать покровительство в таинственном мире потусторонних сил.

Нелегкая борьба за выживание требовала от родового коллектива найти связь с миром духов. Эту задачу выполняла первобытная магия. Магия – это комплекс ритуальных обрядов, имеющих цель воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. По мере развития магических обрядов многие отдельные предметы начинали восприниматься в качестве носителей магической силы. Так возник первобытный фетишизм, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.

Таким образом, мир сверхъестественного с его огромным потенциалом и магической силой стал неотъемлемой частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества, и поэтому должное уважение к ним – важнейшая обязанность первобытного коллектива, если он хочет нормально существовать.

Комплекс верований и представлений первобытного человека, как и вся его реальная жизнь со всеми трудностями, проблемами и достижениями, находили свое отражение в устной традиции. Со временем она обрастала фантастическими деталями и становилась мифом.

Миф (греч. предание, слово) – форма коллективного переживания и объяснения мира с помощью наглядно-чувственных образов, которые, несмотря на всю вымышленность, воспринимаются людьми как достоверная реальность. Древние мифы представляли собой сказания о духах, затем богах, обожествленных героях и первопредках, участвовавших прямо или косвенно в создании мира, его природных и культурных элементов. В мифе человек находил ответы на вопросы о жизни и смерти, о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, появлении важнейших изобретений и установлений. Мир с помощью мифа превращался из хаоса в упорядоченный и полный смысла, становился близким и понятным человеку. Таким образом, первобытный миф:

1) способствовал осознанию родом своего единства, поддерживал социальный порядок;

2) служил основным способом организации и хранения культуры первобытного коллектива;

3) открывал смысл мира и человеческой жизни;

4) в чувственно-образной форме объяснял мир и создавал иллюзорно-обнадеживающую картину мира для человека.

Способность и потребность людей творить мифы сохраняется у них до сих пор. Видимо, миф является одной из самых универсальных форм человеческой культуры.

В результате археологических открытий обнаружилось, что искусство появилось неизмеримо позднее, чем орудие труда – почти на миллион лет.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, служили магическим целям. Тем же целям служили и пещерные рисунки животных, фигурки, выполненные из глины, вырезанные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался культ плодородия. Появляются женские фигурки из глины, камня или кости с гипертрофированными формами тела – так называемые палеолитические «Венеры».

Первые произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту (Ориньякская культура, названная по пещере Ориньяк во Франции) и датируется приблизительно 30-м тыс. до н. э. Многокрасочные изображения палеолитической эпохи отражены в пещере Альтамира (Испания), пещерах Ле-Комбатель и Фон де Гом (Франция).

В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия, преобладали многофигурные композиции.

Архитектура первобытного общества представлена поселениями и погребениями. Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). К концу первобытной эпохи появляется новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего эти сооружения из огромных грубо отесанных камней. Погребения делятся на два вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, гробницы) и погребения грунтовые (т. е. без надмогильных сооружений). Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения, т. е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней – дольменов и менгиров. Дольмен – это четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие. Менгиры – отдельные каменные столбы. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех. Самый известный кромлех – алтарь солнца Стоунхендж в Англии.

Первобытность кажется нам далеким прошлым человечества. Однако следы первобытной культуры продолжали существовать на протяжении всей истории общества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники искусства. Пережитки первобытных верований сохранились во всех религиях, а также традициях и быте народов мира. А искусство первобытной эпохи послужило основой дальнейшего развития мирового искусства.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Первобытности

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 103Следующая ⇒

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века — свыше 2 млн. — 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4 —3 тыс. до н. э. Затем наступил бронзовый век (4—начало 1-го тыс. до н.э.), в начале 1-го тыс. до н.э. его сменил железный век.

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобнее для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и нестадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.

Эти технические достижения — результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства — не меняли существа дела. Человечество по-прежнему лишь присваивало продукты природы.

Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки.

Начало разработки истории первобытного общества, как уже отмечалось, было положено американским этнографом Л.Г. Морганом в работе «Древнее общество». Переход от присвоения к земледелию далеко не так прост и естественен, как иногда представляется. Открытие земледелия было сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки земледелия прослеживаются уже в памятниках Натуфийской культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукояти, и зернотерки. В неолитических слоях Иерихона обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы-эммера.

Следы земледелия находят и в других районах мира.

О происхождении другого вида производящего хозяйства-животноводства существовали различные гипотезы и предположения. Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных — собака — была одомашнена еще в палеолите, около 15—10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода.

В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя посредством искусства. На этом качестве человека первобытной эпохи мы и остановимся.

 

mykonspekts.ru

Первобытности

Количество просмотров публикации Первобытности - 10

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века — свыше 2 млн. — 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода˸ нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4 —3 тыс. до н. э. Далее наступил бронзовый век (4—начало 1-го тыс. до н.э.), в начале 1-го тыс. до н.э. ᴇᴦο сменил железный век.

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами˸ собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобнее для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех её обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и нестадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.

Данные технические достижения — результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства — не меняли существа дела. Человечество по-прежнему лишь присваивало продукты природы.

Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки.

Начало разработки истории первобытного общества, как уже отмечалось, было положено американским этнографом Л.Г. Морганом в работе ʼʼДревнее обществоʼʼ. Переход от присвоения к земледелию далеко не так прост и естественен, как иногда представляется. Открытие земледелия было сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки земледелия прослеживаются уже в памятниках Натуфийской культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукояти, и зернотерки. В неолитических слоях Иерихона обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы-эммера.

Следы земледелия находят и в других районах мира.

О происхождении другого вида производящего хозяйства-животноводства существовали различные гипотезы и предположения. Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных — собака — была одомашнена ещё в палеолите, около 15—10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода.

В самой природе человека заложено то, что он не должна быть только частью природы˸ он формирует себя посредством искусства. На этом качестве человека первобытной эпохи мы и остановимся.

referatwork.ru

Первобытная культура | www.ruclass.ru

20. Первобытная культура.Первобытная культура - самая большая и длительная исирическая форма культуры. На протяжении всей этой эпохи формировалася биологический род человека. Родина человека - Восточная Африка, долина Олдувей (*название возможно неправильное, если это так напишите правильное в гостевой*), от гоминидов (*??*) 3 млн - 2,5 млн лет назад. Сначала были палеонтропы. Хомо Эректус (*???*), - человек прямоходящий, Хомохосбилис - человек трудовлюбивый (*?*). Появляются питекантропы, австралопитеки и др. 2,5 млн лет назад появились каменные орудия. И с этого времени начинается культурогинез (процесс формирования и дальнейшего развития культуры), антропосоциогинез (процесс формирования и развития человека в общественной среде). Homo Sapiens появились 180-150 тыс лет назад и закончили формирование 45-40 тыс лет назад.Самые древние орудия дотируются около 2.5 лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железные века.Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Границы каменного века 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь подразделяют на 3 перода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс лет до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (4 - началао 1 тыс. до н. э.). В начале (1 тыс. до н. э. его сменил железный век.Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание 3-мя спсобами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития складывалмя разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или игную широкую долину. Пересеченная местность была удобна для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и настадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.Эти технические достижения результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства - не меняли существа дела. Человечество по прежнему присваивало продукты природы.Открытие земледелия бало сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки земледелия уже прослеживаются в памятниках натуфийской культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремнеевых вкладышей, вставленных в костяные рукояти и зернотерки. В неолитических слоях Черихона обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы - элмера.О происхождении другого вида производящего хозяйства - животноводства существовали различные гипотезы и предложения. Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода.Палеолит - так как элементарными орудиями труда были грубейшие и простейшие каменные орудия изготовленные из гальки - палеолит называется древним каменным веком. Кроме каменных были деревянные и костяные. Древний человек не знал одежды, обуви, не было никаких жилищных построек. При похолодании осваивают пещеры. Истребили целый вид животных из пещер (например, медведей). Не умели пользоваться огнем, в эпоху палеолита не было огня, посуды. Питались сырой свежеубитой дичью, кореньями, грибами, ягодами. Первобытные люди начинают накапливать знания о лечебных наркотических веществах. Не существовало семьи и не было родовой общины и, как следствие, не было чувств.Мезолит - совершенствуются каменные орудия, расширяется номенклатура изделий: каменные топоры, рубила, зубила, скрепки, проколки, наконечники, каменные наконечники стрел. Улучшается качество и технология. Появляется большой ассортимент костяных и деревянных вещей (косятная игла, одежда, обувь, лук, стрелы, копье). Появляется огонь. Люди активно расселяются на больших территориях. Появляется община, коллективная ответственность, происходит прирост населения и расселение. Монголоидная разновидность переходит через Берингов пролив (*рекомендую посмотреть, где он находится, так - на всякий случай ;)* ).Неолит - свершилась великая неолитическая революция. Характеристика: тончайшее разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают деревни и города.

www.ruclass.ru


Смотрите также