Бродянский история первобытного общества. История первобытного общества, Бродянский Д.Л., 2003
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методичка. История Первобытного общества. Бродянский история первобытного общества


История первобытного общества, Бродянский Д.Л., 2003

История первобытного общества, Бродянский Д.Л., 2003.

  С обложки на нас смотрит лик Кадо - Великого стрелка, культурного героя, сбившего из своего Лука два лишних Солнца. Древний миф сбережен памятью людей, живущих на Амуре, в Китае, на Суматре и в Калифорнии. В мифе, дошедшем из глубин каменного века, человек предстает в величии своего мастерства, могущества и в опасной самоуверенности повелителя природы.

Познать и понять себя и окружающий мир маленький человек стремится с колыбели. Это вечное стремление и сделало людей людьми, а не только животными класса млекопитающих. Познание и духовное совершенство - паруса прогресса, а прогресс по латыни означает движение вперед. Чтобы двигаться вперед не вслепую и не разбивать десятки миллионов жизней о стену очередной утопии, чтобы не погубить природу и своих потомков, человечество создало науку и религию, искусство и этику. Изначально они связаны в неразрывной гармонии общественного сознания, в преддверии цивилизаций возникло разделение труда: наука ищет и умножает знание, религия познает душу и веру, но в лучших своих проявлениях люди всегда стремятся к изначальному единству.

Сорок лет автор-археолог ходит по дальневосточной земле, земле Дерсу и В. К. Арсеньева. Природа и древние памятники прекрасной страны погибают, и люди не становятся от этого лучше и счастливей. Познать — полюбить — спасти свою землю необходимо каждому так же как дышать, пить и есть. Без памяти и любви мы становимся духовными инвалидами, и никакие блестящие экипажи и электронные чудеса не принесут душевной гармонии и счастья. Закономерно, что не только дорогие игрушки для взрослых, но и хлеб все больше и больше приходится ввозить из стран, где давно осознали ценность природы и истории, научились их беречь и любить.

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 5ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ (ЭЛЕКТРОННОМУ) ИЗДАНИЮ 6ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 7ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ  К ИСТОКАМ КУЛЬТУРЫ 15ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ  ОБЩЕСТВО НИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ПАЛЕОЛИТА 23ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ  ПРОГРЕСС КУЛЬТУРЫ В ВЕРХНЕМ ПАЛЕОЛИТЕ 25ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ  РОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА 31ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ  ИСТОКИ НАУКИ, РЕЛИГИИ, ЭТИКИ 39ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ  НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - ВЕЛИЧАЙШИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 43ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ  ИЗМЕНИВШИЙСЯ МИР 54ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ.  ВОЖДИ, ЖРЕЦЫ, ПАХАРИ, КУЗНЕЦЫ 61ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ  ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ БОГОВ 68ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ  СИЛА, ПРОИСШЕДШАЯ ИЗ ОБЩЕСТВА И СТАВЯЩАЯ СЕБЯ НАД НИМ 78ЛЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ  ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ? 86ЗАКЛЮЧЕНИЕ  103ВОПРОСЫ «НА ЗАСЫПКУ» 105СЛОВАРЬ 105ЛИТЕРАТУРА 107

x-uni.com

Методичка. История Первобытного общества

Министерство образования Российской Федерации Дальневосточный государственный университет Д.Л. Бродянский ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (ПАЛЕОИСТОРИЯ)

Методические указания, рабочая программа,литература, планы семинаров, основные понятия,график самостоятельной работы

ВладивостокИздательство Дальневосточного университета2007

УДК 931.939 (076)Работа объединяет всю необходимую историку-первокурснику рабочую информацию и методическое обеспечение курса История первобытного общества. Предназначены для студентов-заочников и студентов всех форм обучения

( Издательство Дальневосточного университета, 2007 История первобытного общества – палеоистория изучается студентами всех форм обучения: стационара, заочного отделения – в первом семестре. Теоретическая сложность курса, быстрое динамичное развитие данной области знаний, дискуссионность ряда вопросов – все это создает определенные трудности для студентов, только начавших обучение в вузе, требует от них организованности, трудолюбия, внимательности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯВнимательно ознакомьтесь с содержанием методических указаний.Определите место и время последующей работы над курсом. Необходимое время для изучения курса – 60-70 ч., включая аудиторные занятия и самостоятельную работу. Распределите время в течении семестра равномерно, ни в коем случае не оставляйте подготовку на последние дни перед зачетом или экзаменом.Руководствуйтесь рабочей программой, ведите самоконтроль освоения вопросов и целых блоков рабочей программы. Добивайтесь полного усвоения необходимой информации, часть ее при дальнейшей работе Вы можете утратить, поэтому не довольствуйтесь при самоконтроле минимумом.Трудные для запоминания термины и названия выписывайте на карточки или в словарь и добивайтесь их полного усвоения.Идя на лекцию, прочтите предварительно соответствующий раздел учебника, слушайте лекцию подготовленными, что обеспечит высокий коэффициент усвоения материала. Пренебрежение этим советом часто ведет к полной утрате информации, почерпнутой в аудитории, резко снижает эффективность Вашей работы.Конспектируйте лекции. В течении суток после записи лекции посмотрите свой конспект. Вы потратите 3-5 минут и сэкономите часы. При закреплении конспекта расшифруйте сокращения, сделайте необходимые дополнения, отметьте на полях неясные места и обратитесь за консультацией.Ознакомьтесь с расписанием консультаций преподавателя, посещайте консультации. Если Вы живете во Владивостоке, старайтесь посещать консультации чаще, если нет – используйте дни заочника. Заочное обучение не экстернат, оно предполагает необходимый контакт с преподавателем.Указанные в списке (см.: список источников и литературы) работы Ф.Энгельса Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека и Происхождение семьи, частной собственности и государства необходимо изучить полностью и законспектировать. Не превращайте конспектирование в упражнение по чистописанию. Конспект – инструмент познания, отражение Вашего осознанного прочтения работы, в конспекте должно быть то, что необходимо прочно усвоить, поэтому длинные постраничные выписки создают лишь иллюзию, что работа проделана. Сначала внимательно прочитайте главу, раздел работы, пометьте (в своем экземпляре) то, что будете заносить в конспект. Просмотрите текст с пометками и отберите основные понятия (см. список основных понятий), принципиально важные мысли и аргументы Ф.Энгельса и выпишите в конспект. Понятия выделите. На полях сделайте пометки и добавления, например, там, где в конспекте Роль труда… идет речь о прямохождении, на полях укажите: австралопитеки – первые достоверно известные науке прямоходящие предки человека.Не вносите в свой конспект устаревшую периодизацию Моргана, но не пропустите в конце главы I Происхождения… периодизацию, предложенную Ф.Энгельсом. Не переписывайте устаревшие сведения о кровнородственной и пуналуальной семье, но не пропустите внесенные Ф.Энгельсом в IV издание достоверные сведения о системе группового брака у австралийцев, определения понятий патриархальной семьи, моногамной семьи.Выписывая признаки рода (ирокезов, греков, римлян), отметьте черты общие для рода и особенные. Не пропустите в IX главе сравнительный анализ форм возникновения государства у греков, римлян, германцев.Внесите в свой конспект определения понятий из работ К.Маркса, Ф.Энгельса Основные понятия (см.список основных понятий) необходимо знать полностью и точно, а не приблизительно (своими словами). Для запоминания понятий (труд, государство, патронимия…) разбейте на смысловые отрезки, этот прием эффективен при освоении сложных понятий. Разбивку проделайте сами.Изучение любого исторического курса предполагает знание источников и историографии. Неправильны определения источников археология, археологические раскопки, антропология и т.д.Есть вещественные источники – их изучает наука археология. Историография – это история развития науки, ее идей, гипотез, теорий, а не перечень имен. Какой теоретический вклад в изучение первобытности внесли Л. Морган, Ф. Энгельс, российские ученые, как в наши дни развивается наука – вот основное содержание очерка историографии первобытной истории.В 70-е гг. стремительно увеличивается поток информации о самых ранних этапах истории человечества. В Африке – прародине человека – открыты каменные орудия (4 млн. лет) и остатки жилищ, возраст которых превышает 2.6 млн. лет. Олдувайская эпоха – древнейший этап истории человечества. Наиболее развитые виды австралопитеков, среди них хомо хабилис, сделали решающий в процессе антропогенеза шаг: перешли к системе орудийной деятельности.В конце олдувайской эпохи появляются питекантропы (архантропы), остатки их найдены в Африке (Олдувай), на Яве (более 60 особей), в Китае, в Передней Азии, в Европе. Древнейшие из питекантропов жили 1.6 млн.лет назад, поздние – 300 – 200 тыс. лет назад. С питекантропами связаны поселения ашельского типа (1 млн.лет – 100 тыс.лет). Обязательно знание фактического материала по истории нижнего (раннего) палеолита. Именно в это время происходило становление человека, освоение огня, зарождение элементов духовной жизни, развитие специализированной охоты и орудий труда.Следующий этап – средний палеолит – связан с эпохой мустье (100 – 35 тыс. лет), с людьми неандертальского типа. Обильная информация об орудиях, охоте, жилищах, творческой деятельности, погребениях и самом человеке этой эпохи должна быть усвоена студентами на материалах отечественных и зарубежных памятников. Знание основных групп неандертальцев поможет разобраться в проблематике происхождения современного человека.В верхнем (позднем) палеолите (40-10 тыс. лет) человек заселил Америку, Австралию, освоил полярные районы Сибири. Именно в эту эпоху оформились основные человеческие расы, возникли отдельные популяции и связанные с ними археологические культуры верхнего палеолита, рождается и расцветает замечательное палеолитическое искусство.Студент-историк должен знать выдающиеся памятники этой эпохи как у нас в стране, так и за ее пределами, типы: хозяйственно-культурной деятельности, орудий, жилищ, погребений, уметь рассказать о памятниках искусства.Проблема формирования современного типа человека тесно связана с проблемой экзогамии и родового общества. Теории моноцентризма и полицентризма не следует смешивать с моногенизмом и полигенизмом, последний из них отвергнут наукой, полицентризм же имеет своих сторонников среди антропологов и археологов.Женские статуэтки палеолита не являются ни изображением прародительниц рода, ни аргументом в пользу обязательной первичности материнского рода. Значительная группа археологов (Н.Д. Праслов, Г.П. Григорьев) и этнографов(М.В. Крюков, Н.А. Бутинов, В.Р. Кабо) считают, что первичный род мог оформиться с любым вариантом линейности: отцовским, материнским. Нельзя смешивать понятия материнский род и матриархат. Последний институт возникает, как и патриархат, на стадии разложения первобытного общества и доживает до современности.Экономика первобытного общества основана на охоте, собирательстве, рыболовстве. Это экономика присваивающего типа. 11 – 10 тыс. лет назад в древнейших центрах мирового земледелия зарождается и развивается экономика производящая: земледелие и скотоводство. Г. Чайлд назвал этот процесс неолитической революцией (ср.: промышленная революция у К. Маркса). Значение неолитической революции, по мнению современных исследователей, превосходит весь последующий научно-технический прогресс. Древнейшие очаги (центры) мирового земледелия впервые выделил Н.И. Вавилов, их хронологию и географию уточняют археологи. Важнейшие из них: в Старом Свете – Передняя Азия и Восточная Азия, в Новом Свете – перуанский и мезоамериканский. Третий вид производящей экономики – аквакультура: разведение и выращивание водных организмов – моллюсков, рыб, водорослей, также родился в каменном веке, в тех же первичных центрах мирового земледелия. Факт существования первобытной аквакультуры впервые установлен В.А. Раковым и автором.Выделение земледельческих общин (они же занимались животноводством и аквакультурой) из доземледельческого мира явилось первым крупным общественным разделением труда. Пастухи–скотоводы отделяются значительно позднее, когда уже существуют древние цивилизации. Новые виды хозяйства резко повысили производительность труда, создали основу для появления товарного производства, отделения ремесла, появления городов, специализации общин. У земледельческих народов постепенно меняются уклад жизни, идеология, создаются основания для социального неравенства, эксплуатации человека человеком. В этом процессе разлагается и гибнет первобытная община, зарождаются сословия.В рамках второго крупного общественного разделения труда от производства пищи отделяются не только ремесленники, но и другие группы, специализирующиеся в области управления, идеологии, военного дела, из них формируются первые привилегированные сословия: благородные в Афинах, брахманы и кшатрии в Индии и т.п.Наблюдается серьезный перепад между современным уровнем знаний о раннесословных обществах и абсолютным преобладанием в студенческих ответах схемы: рабы – рабовладельцы. Даже в Греции классического периода рабский труд не был преобладающим, а численность рабов была намного ниже, чем об этом писал в III в. н.э. Афиней, живший в Риме. Крах древнего Рима в значительной степени был обусловлен увеличением доли рабского труда и низкой его производительностью.Ранние формы эксплуатации разнообразны: кабала, аренда, испольщина, наемный труд, ростовщичество, общественные работы, военный грабеж, дань. Рабство – одна из ранних форм эксплуатации. В зависимости от конкретных исторических условий возникали различные типы общин, хозяйственно-культурные области и различные пути и формы возникновения государства.Первые опыты выделения таких форм принадлежат К. Марксу и Ф. Энгельсу. Необходимо при чтении работы Ф. Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства обратить внимание на различие форм возникновения государства в Афинах, Риме, а также у кельтов и германцев, знать эти отличия, сопоставить наблюдения Ф. Энгельса с современными знаниями по истории древневосточных государств, где не было военной демократии (см.: замечание Ф. Энгельса в Анти-Дюринге. Т. 20, стр. 152).Специальные вопросы посвящены духовной культуре первобытных общин: научные знания, искусство, религия, этика, а также идеологии эпохи распада первобытного общества: дальнейшее развитие научных знаний, образ человека в искусстве, формирование религий, возникновение письменности. Говоря о духовной жизни, группируйте материал по разделам: положительные знания, религия, искусство, этика. Не сводите все к религии.Особого внимания заслуживают хронология и знание карты – обязательные элементы подготовки, которыми часто пренебрегают.Весьма полезно и необходимо сопоставление курса первобытной истории с параллельными курсами История древнего мира, Археология. Все названные курсы взаимосвязаны.Планы семинарских занятий могут быть полезны не только студентам стационара, заочники также найдут в них примеры постановки вопросов и списки обязательной и дополнительной литературы.Будьте внимательны к иллюстрациям в учебнике: запоминайте их содержание. Познакомьтесь с экспозицией археологического музея ДВГУ. Вы увидите реальные орудия каменного века.Используйте при подготовке и самоконтроле магнитофон. Запишите свои ответы на разные вопросы программы, прослушайте их. Добивайтесь четкого, ясного, доказательного ответа. Представьте, что Вы объясняете вопрос пятиклассникам. Ваша задача – объяснить им, например, как наши предки перешли к прямохождению, освоили и совершенствовали орудийную деятельность, научились добывать огонь и т.п.Используйте разные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Не теряйтесь и не отступайте при первых неудачных попытках рассказа о неизвестных Вам до этого темах.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПериодизации истории первобытного общества.Источники по истории первобытности.Историография первобытной истории. Л. Морган и Ф. Энгельс как историки первобытности.Предки человека. Движущие силы антропогенеза.Австралопитеки. Хомо хабилис. Олдувайская эпоха.Роль труда в процессе антропогенеза.Питекантропы.Синантропы.Находки архантропов в Европе.Ашельские памятники.Неандертальцы.Мустьерская эпоха.Мустьерские памятники.Мустьерские погребения и святилища, натуральное творчество.Первые хомо сапиенс и теории их происхождения. Расогенез.Верхний палеолит: техника и хозяйство.Палеолитические жилища.Памятники палеолитического искусства.Верхнепалеолитические культуры. Расселение человека в верхнем палеолите.Развитие техники в мезолите и неолите.Охотничье-собирательское хозяйство австралийцев.Возникновение земледелия и скотоводства.Общественные разделения труда.Историческое значение неолитической революции.Отделение ремесла. Возникновение металлургии и металлообработки.Первобытное стадо.Община среднего палеолита (ашель, мустье).Возникновение экзогамии и рода: теории и факты.Род и родовая община.Групповой брак, малая семья.Семья и община в первобытном обществе.Ирокезский род.Развитие родовой общины: австралийцы – папуасы – меланизийцы.Магия, инициации.Тотемизм и другие первобытные религии.Положительные знания первобытного общества.Происхождение искусства.Греческий и римский род.Происхождение товарного производства и частной собственности.Возникновение и ранние формы эксплуатации. Сословия и классы.Большая семья. Клан.Потестарная власть. Престижная экономика.Племя как форма социальной организации.Военная демократия.Возникновение государства.Возникновение Афинского государства.Различные пути и формы образования государства.Духовная культура эпохи распада первобытного общества.Язык и мышление. Возникновение письменности.Остатки первобытного общества в классовых обществах и на их периферии.СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫI. УчебникиБродянский Д.Л. Человек. Культура. Общество: от рождения до порога цивилизаций. Владивосток:

Изд-во ДВГУ, 2003.Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. 3-е изд. М.:

Высш. шк., 1982.

II. Произведения К. Маркса, Ф. ЭнгельсаЭнгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20, с.486-499.Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20, с. 152.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21, с. 23 – 178.

III. Дополнительная литератураАверкиева Ю.П. Индейское кочевое общество XVIII – XIX вв. М., 1970.Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М., 1974.Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.Берндт Г.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.Биока Этторе. Яноама. М., 1972.Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1973.Бьерре И. Затерянный мир Калахари. М., 1963.Бутинов Н.А. Папуасы Новой Гвинеи. М., 1968.Бутинов Н.А. Социальная организация полинезийцев. М., 1985.Гуляев В.И. Города-государства майя:

Структура и функции города в раннеклассовом обществе. М., 1979.Джохансон Д., Иди М. Люси:

Истоки рода человеческого. М., 1984.Иди М. Недостающее звено:

Возникновение человека. М., 1977.Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая. М., 1986.История первобытного общества:

Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. М., 1986.Констэбл Дж. Неандертальцы:

Возникновение человека. М., 1977.Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967.Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.Ламберт Д. Доисторический человек. Л., 1991.Маке Ж. Цивилизации Африки южнее Сахары. М., 1974.Массон В.М. Поселение Джейтун (Проблема становления производящей экономики). Л., 1971.На берегу Маклая (этнографические очерки). М., 1975.Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.Придо Т. Кроманьонский человек:

Возникновение человека. М., 1979.Ранние земледельцы. Л., 1980.Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. Л., 1988.Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978. Гл.10 – 18.Роуз Ф. Аборигены Австралии: их прошлое и настоящее. М., 1983.Семенов С.А., Коробкова Г.Ф. Технология древнейших производств:

Мезолит – неолит. Л., 1983.Семенов С.А. Происхождение земледелия. М., 1974.Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1964.Смирнов Ю.А. Мустьерские погребения Евразии. М., 1991.Уиннингтон А. Рабы прохладных гор. М., 1960.Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980.Хазанов А.М. Социальная история скифов:

Основные проблемы развития кочевников евразийских степей. М., 1975.Шер Я.А. и др. Первобытное искусство (проблема происхождения) – Кемерово, 1998.Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.Эванс-Причард Э.Э. Нуэры:

Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985.Зубов А.А. Неандертальцы: что известно о них современной науке?// Этнографическое обозрение. 1999. № 3. С. 67 – 83.Зубов А.А. Физическая антропология на рубеже ХХ – XXI вв.// Этнографическое обозрение. 2000. № 3. С. 25 – 38.Шер Я.А., Вишняцкий Л.Б., Бледнова Н.С. Происхождение знакового поведения. – М.:

Научный мир, 2004.Прочитайте, как минимум, одну из работ дополнительного списка. Учитесь самостоятельно работать со специальной литературой.

ПЛАНЫсеминарских занятийПервое занятиеТема:

Происхождение человекаПредки человека. Длительный период формирования и становления человеческого общества.Роль прямой походкиРука в процессе антропогенеза.

Развитие мозга и речи.Труд как источник и движущая сила антропогенеза.ЛитератураЭнгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. с. 486 – 499.Используйте из списка дополнительной литературы работы № 3, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 21, 28, 29, 33, 37.

Второе занятиеТема:

Род и общинаОпределение рода. Ф.Энгельс о родовом обществе.Род и община:а) род и община у папуасовб) род и община у ирокезовКоллективная и личная собственность в родовом обществе.ЛитератураЭнгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. с. 23 – 178.Используйте из списка дополнительной литературы работы № 2, 4, 5, 8, 24, 41.

Третье занятиеТема:

Возникновение частной собственности, сословий, классов и государства.Неолитическая революция как экономическая предпосылка социального неравенства.Пути и формы образования частной собственности. Ранние формы эксплуатации.Социальное расслоение, образование сословий и классов.Пути и формы образования государств.ЛитератураЭнгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. с. 152.Используйте из списка дополнительной литературы работы № 1, 2, 10, 15, 19, 20, 22, 27, 36, 38, 41.

СПИСОК-ХРЕСТОМАТИЯОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСАИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВАОпределения К. Маркса и Ф. Энгельса даны по соч. 2-е изд.Трудовая теория антропогенезаТруд…Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека (Энгельс Ф. Т. 20. с. 486)Философский критерий рубежа животное – человекНи одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа (Энгельс Ф. Т. 20. с. 487).Труд Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой (подчеркнуто Д.Б.), процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу (Маркс К. Т. 23.с. 188).Два вида производства и воспроизводства непосредственной жизниСогласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно опять-таки бывает двоякого рода. С одной стороны – производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой – производство самого человека, продолжение рода (Энгельс Ф. Т. 21. с. 25-26).Периодизация истории по Ф.ЭнгельсуПока же мы можем обобщить моргановскую периодизацию таким образом: дикость – период преимущественного присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство – период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. Цивилизация – период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства. (Энгельс Ф., Т. 21. с. 33).Род.Род – однолинейный экзогамный коллектив кровных родственников.(Л.Г. Морган – М.В. Крюков).ОбщинаЛокализованный хозяйственный и социальный коллектив с общинной собственностью и самоуправлением (Н.А. Бутинов).Родовая общинаСущественный признак родовой общины состоит в том, что в ней можно выделить три части: ядро (из сородичей, членов одного рода), временную часть (те сородичи, что уйдут из общины, вступив в брак) и пришлую (те, кто пришел в общину по браку) (Н.А. Бутинов).КультураКультура – это система методов и результатов материальной и духовной деятельности человека, оцениваемая исторически положительно (отрицательные методы и результаты – антикультура). Вырабатывается и передается внебиологически (по Э.С. Маркаряну, С.А. Арутюнову, Д.Л. Бродянскому). Патриархальная семья.Южнославянская задруга представляет собой наилучший еще существующий образец такой семейной общины. Она охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут одним двором, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина (домачин)… Он избирается и отнюдь не обязательно должен быть старшим по возрасту. Женщины и выполняемые ими работы подчинены руководству домохозяйки (домачица)… (Энгельс Ф. Т. 21. с. 62).Моногамная семьяОна основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению… (Энгельс Ф., Т. 21. с. 65).ПатронимияГруппа больших и малых семей, ведущих происхождение от общего мужского предка, носящих общее имя, в той или иной форме сохраняющих хозяйственное, общественное и идеологическое единство, как правило, экзогамная (М.О. Косвен –М.В. Крюков).Частная собственностьПризнаки частной собственности:обособленность, индивидуализация;размеры, превышающие минимальные стандарты потребления в данном обществе;признание обществом прав собственника;право свободного распоряжения: продажи, дарения, передачи по наследству (Д.Л. Бродянский). Товарное производствоС разделением производства на две крупные основные отрасли, земледелие и ремесло, возникает производство непосредственно для обмена, – товарное производство… (Энгельс Ф. Т. 21. с. 163).Военная демократия – власть вооруженного народаВоеначальник, совет, народное собрание образуют органы развивающейся из родового строя военной демократии. Военной потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни (Энгельс Ф. Т. 21, с. 164).ГосударствоОбщество разделяется на классы – привилегированные и обездоленные,эксплуатирующие и эксплуатируемые, господствующие и угнетенные, а государство, к которому стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала только в целях удовлетворения своих общих интересов (например: на Востоке – орошение) и для защиты от внешних врагов, отныне получает в такой же мере и назначение – посредством насилия охранять условия существования и господства правящего класса против класса угнетенного (Энгельс Ф. Т. 20, с. 152).Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах порядка. И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более отчуждающая себя от него, есть государство (Энгельс Ф. Т. 21, с. 170).…существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа (Энгельс Ф. Т. 21, с. 118).

НЕДЕЛЬНЫЙ ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ В I СЕМЕСТРЕ

1 неделя. Бродянский Д.Л. гл. .1.Учебник Першица и др. (по III изд..) с. 3 – 37 (Далее – учебник).Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека – конспект.2 неделя.Бродянский Д.Л. Гл. II.Учебник. С. 38 – 52.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Предисловие. Гл. 1 – конспект.3 неделя.Бродянский Д.Л. Гл. III.Учебник. С. 52 – 60.Энгельс Ф. Происхождение… Гл. 2.4 неделяУчебник. С. 60 – 70.Энгельс Ф. Происхождение… Гл. 3.5 неделяПодготовка к семинару – 1 тема (для студентов стационара).Учебник. С. 70 – 85.6 неделяБродянский Д.Л. Гл. IV.Учебник. С. 85 – 100.Энгельс Ф. Происхождение… Гл. 4.7 неделяБродянский Д.Л. Гл. V.Учебник. С. 100 – 116.Энгельс Ф. Происхождение… Гл. 5.8 неделя Бродянский Д.Л. Гл. VI.Учебник. С. 116 – 145.Энгельс Ф. Происхождение… Гл. 6.9 неделяБродянский Д.Л. Гл. VII.Подготовка к семинару – II тема.Энгельс Ф. Происхождение… Гл. 7.10 неделяБродянский Д.Л. Гл. VII.Учебник. С. 145 – 171.Энгельс Ф. Происхождение… Гл. 8.11 неделяБродянский Д.Л. Гл. VIII.Учебник. С. 171 – 197.Энгельс Ф. Происхождение… Гл. 9.12 неделя Бродянский Д.Л. Гл. X.Учебник. С. 197 – 212.13 неделя1. Бродянский Д.Л. Гл. ХI.2. Подготовка к семинару. – III тема.Закрепление знания основных понятий.14 – 15 неделиОбщая проверка знаний курса.

Работайте по графику, сдавайте предмет своевременно! Давид Лазаревич Бродянский ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА(ПАЛЕОИСТОРИЯ)Методические указанияВ авторской редакции ЛР 020 277 от 18.02.97. Подписано в печать 4.02.2007.Формат 60х84/16.Усл.печ.л.1,4. Уч. – изд. л. 0,81 Тираж 200.Заказ Издательство Дальневосточного университета690600, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27 Отпечатано в типографии ДВГУ690600, г. Владивосток, ул. Алеутская, 56 1

freedocs.xyz

Buy Istoriia_Pervobytnogo_obshestva._Brodianskiiy_D.L.(DVFU and download

Sold: 0 Refunds: 0

Uploaded: 19.11.2016 Content: 0288.00 История Первобытного общества. Бродянский Д.Л.(istperobshc.dat).zip (12,67 kB)

0

No feedback yet.

Period
1 month 3 months 12 months
0 0 0
0 0 0

Seller will give you a gift certificate in the amount of 4,95 RUB for a positive review of the product purchased..

In order to counter copyright infringement and property rights, we ask you to immediately inform us at [email protected] the fact of such violations and to provide us with reliable information confirming your copyrights or rights of ownership. Email must contain your contact information (name, phone number, etc.)

www.plati.com

История Первобытного общества. Бродянский Д.Л.(ДВФУ)

Ответы на тест ДВФУ(бывший ДВГУ) программа тестиования Дидактор История первобытного общества. Бродянский Д.Л. 0288.00 История Первобытного общества. Бродянский Д.Л. Полный список вопросов тут http://kiltest.net/sp/dvgu/0288.00_Istoriia_Pervobytnogo_obshestva._Brodianskiiy_D.L.(istperobshc.dat).html

"Абай Гэсер" - чей эпос? 4 проточеловеческих качества насекомоядных: А "Детинец", где это? Австралопитек - кто он? Ашельские памятники В каких домонгольских храмах сохранились фрески? В каких древнерусских городах построены соборы Софии и стоят до сих пор? В каком веке возникли древнейшие русские города? В каком году Андрей Рублёв написал "Троицу"? В каком году написана "Повесть временных лет"? В какую эпоху фиксируется появление лодок, нарт, лыж? В центре дейсусного чина - Христос. Кто изображается слева от него? Верхний палеолит на Дальнем Востоке Вклад восточноазиатских центров доместикации Война как отрасль экономики Где в мустье хоронили с цветами? Где верили в животворящую Змею-Радугу? Где доместицировали лошадей? Где доместицирована гречиха? Где доместицирована пшеница? Где зародилась русская печь? Где и какие мобильные формы палеолитического искусства найдены? Где изобрели пелммикан? Где на первом этапе возникла номовая система? Где найдены берестяные грамоты? Где найдены древнейшие произведения скифского звериного стиля? Где найдены древнейшие сапиенсы? Где находится "Кром"? Где находится поселение Мезин? Что о нём знаете? Где одомашнили верблюдов? Где одомашнили кур? Где описаны брачные секции? Где раковинные кучи оставлены аквакультурой? Где родилось название "Русь"? Где сооружены самые большие курганы? Где строили дома из китовых костей? Где строили корабли из камня? Где сцены морской охоты запечатлены на скалах? Где Тацит, Птолемей, Плиний Старший помещали венедов, ставанов? Гоминидная триада - что за понятие? Государства кочевников Для чего рисовали палеолитические художники? Для чего служила австралийская "вумера"? Из каких материалов строили мустьерские жилища? Из каких частей состоит род? Из каких частей состоит родовая община? Из каких частей состоял русский город? Из чего делали рыболовные снасти? Икона - взгляд "туда" или "оттуда"? Имена Христа, смотрящего из подкупольного пространства на верующих? Как добывали пещерного медведя мустьерские охотники? Как звали бога грома у славян? Как звали мать князя Игоря? Как и почему человечество перешло к производству пищи? Как мыслители объясняли природу государства? Как называется рисунок на камне? Как называется техника выбивания рисунка на камне? Как открыта древняя аквакультура? Как писали на бересте? Как правильно определить сообщество австралопитеков? Как формировались государства у германцев? Как формируется обычное право? Какая традиция в обряде вкушения кагора - крови Христа? Какие австралопитеки могли быть предками человека? Какие виды питекантропов выделяют антропологи? Какие животные нарисованы на II этаже Каповой пещеры? Какие игрушки были у детей в древнем Новгороде? Какие из памятников относятся к ашелю? Какие инструменты использовались для обработки камня в каменном веке? Какие культуры древних породили миф о золотом веке? Какие курганные могильники дохристианской Руси знаете? Какие мифы каменного века отражены в Ветхом Завете? Какие музыкальные инструменты звучали в древнем Новгороде? Какие музыкальные инструменты использовались для музыкального сопровождения эпоса? Какие находки питекантропов знаете? Какие нормы первобытной этики сохранились? Какие полезные ископаемые добывали в каменном веке? Какие признаки обязательны для общин? Какие протокультурные явления появились в эпоху олдувай? Какие проторасовые типы людей обнаружены в погребениях верхнего палеолита? Какие проявлен

shop.irr59.ru

1 ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ Д.Л. Бродянский История первобытного общества й Издательство Дальневосточного университета 2003 ВЛАДИВОСТОК 2003 г. ОГЛАВЛЕНИЕ

   Книги по разным темам Pages:     | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 25 | ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ Д.Л. Бродянский История первобытного общества й Издательство Дальневосточного университета 2003 ВЛАДИВОСТОК 2003 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................. 5 ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ (ЭЛЕКТРОННОМУ) ИЗДАНИЮ.......................................... 6 ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА......................................................... 7 ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ К ИСТОКАМ КУЛЬТУРЫ........................................................................ 15 ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ ОБЩЕСТВО НИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ПАЛЕОЛИТА........... 23 ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ ПРОГРЕСС КУЛЬТУРЫ В ВЕРХНЕМ ПАЛЕОЛИТЕ........................................... 25 ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ РОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА......................................................................... 31 ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ ИСТОКИ НАУКИ, РЕЛИГИИ, ЭТИКИ............................................. 39 ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - ВЕЛИЧАЙШИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА........... 43 ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ ИЗМЕНИВШИЙСЯ МИР..................................................................... 54 ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ. ВОЖДИ, ЖРЕЦЫ, ПАХАРИ, КУЗНЕЦЫ.................................. 61 ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ БОГОВ........................................................... 68 ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ СИЛА, ПРОИСШЕДШАЯ ИЗ ОБЩЕСТВА И СТАВЯЩАЯ СЕБЯ НАД НИМ....................................................................................................... 78 ЛЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ............ 86 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................... 103 ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ....................................................................................................... СЛОВАРЬ............................................................................................................................................... ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................................... ВВЕДЕНИЕ С обложки на нас смотрит лик Кадо - Великого стрелка, культурного героя, сбившего из своего лука два лишних Солнца. Древний миф сбережен памятью людей, живущих на Амуре, в Китае, на Суматре и в Калифорнии. В мифе, дошедшем из глубин каменного века, человек предстает в величии своего мастерства, могущества и в опасной самоуверенности повелителя природы.

Познать и понять себя и окружающий мир маленький человек стремится с колыбели.

Это вечное стремление и сделало людей людьми, а не только животными класса млекопитающих. Познание и духовное совершенство - паруса прогресса, а прогресс по латыни означает движение вперед. Чтобы двигаться вперед не вслепую и не разбивать десятки миллионов жизней о стену очередной утопии, чтобы не погубить природу и своих потомков, человечество создало науку и религию, искусство и этику. Изначально они связаны в неразрывной гармонии общественного сознания, в преддверии цивилизаций возникло разделение труда: наука ищет и умножает знание, религия познает душу и веру, но в лучших своих проявлениях люди всегда стремятся к изначальному единству.

Сорок лет автор-археолог ходит по дальневосточной земле, земле Дерсу и В. К. Арсеньева. Природа и древние памятники прекрасной страны погибают, и люди не становятся от этого лучше и счастливей. Познать - полюбить - спасти свою землю необходимо каждому так же как дышать, пить и есть. Без памяти и любви мы становимся духовными инвалидами, и никакие блестящие экипажи и электронные чудеса не принесут душевной гармонии и счастья. Закономерно, что не только дорогие игрушки для взрослых, но и хлеб все больше и больше приходится ввозить из стран, где давно осознали ценность природы и истории, научились их беречь и любить.

Храмы наполняются прихожанами, университетские аудитории не пустуют, а в поисках душевной гармонии сбившиеся с пути люди обращаются к разного рода дурману. И все чаще это дети, которым не пели колыбельных песен, мало и редко читали сказки, с детского сада учили ходить строем, а в школе обделяли знанием и любовью. Учитель сам вырос в голодных полупустынях дегуманизированного общества и из последних сил бьется, чтобы выжить и спасти детей.

Автор много раз объяснял студентам, как мы объявились на Земле и стали людьми, чему-то научился и сам. Дальневосточная земля одаривала находками и открытиями, помогла узнать Кадо в изображениях на древней вазе и камнях, помогла заглянуть в прошлое и немного прибавить к его познанию. Познавая истоки, мы познаем себя. Если эта книга даст Вам, читатель, дополнительный глоток кислорода для души и хоть немного поможет в жизни, значит мы с Вами не заблудимся в сомнениях и поддержим близких, детей - всех, кому нужна помощь.

Рисунки подготовила художница М. Т. Маркевич, за что я ей признателен. Перепечатала рукопись Т. Г. Ходченко, прочитали ее и сделали полезные замечания А. Р. Артемьев, И. С. Жущиховская, В. Д. Леньков - спасибо всем! Автор с благодарностью примет замечания читателей.

Читатель, в книге есть выделенные слова (австралопитеки, Костенки...) и определения понятий, например, орда - объединение родственных и зависимых племен и отдельных воинов (у кочевников). Обратите на них внимание, как на опорные слова, помогающие ориентироваться в трудном тексте. Не пугайтесь непривычных терминов и названий, вряд ли стоит стремиться запомнить их сразу.

Если, прочитав седьмую лекцию, Вы запомните, что еще в каменном веке, столкнувшись с голодом, люди изобрели земледелие, скотоводство и аквакультуру, что пшеница к нам пришла из Передней Азии, а картошка - из Южной Америки - уже неплохо для начала.

Н. И. Вавилов не только помог узнать, где родина земледелия, но и обратить эти знания на пользу людям. Пусть нравственный пример его жизни (и безнравственный - его погубителей) сослужит нам еще одну службу - духовного ориентира. В конечном счете, именно такие ориентиры, их выбор определяют Вашу жизнь, а не количество уложенных в голове названий типа Чжоукоудянь, Вёртешсёллеш и других таких же легко запоминающихся слов.

Доброго Вам пути! Введение ко второму (электронному) изданию Знание истоков образует фундамент культуры, знание палеоистории - основание культуры гуманитарной, необходимой каждому человеку, стремящемуся преодолеть уровень растительного существования. То, что происходит с нашим российским образованием под знаменем рыночных реформ, уже привело к тяжелым, труднопреодолимым последствиям.

Школа и вузы выпускают в жизнь все больше и больше людей, нормального образования не получивших. Такие выпускники не умеют и не любят читать, слабо владеют родным русским языком, не ведают ни отечественной, ни всемирной истории. Можно долго перечислять, чем не обеспечивают своих питомцев учебные заведения из необходимого минимума гуманитарного образования человека. Природа пустоты не терпит: вакуум знаний заполняют паранаучные бредни, суеверия, штампы и клише массовой культуры, точнее, антикультуры. Наблюдая сотни молодых людей, поступивших на первый курс университета, я с грустью вижу, как слабо они реагируют на интереснейшую новую информацию о древностях, как не стесняют их мелкое жульничество и собственная беспомощность в приобретении избранной специальности, да они к ней не стремятся. Диплом рассматривается как мостик к чиновной должности, как будто у нас дефицит безграмотных корыстных конторщиков, давящих в стране все инициативное и живое.

Сравнение со студенчеством наших дальневосточных соседей, увы, не в нашу пользу.

Свои позиции в уровне образования 50-60-х годов мы давно уже утратили, а то, что происходит сегодня, отбрасывает страну в опасное болото социальной безграмотности.

Дистанционное образование - современная и бесспорно полезная форма приобретения знаний, противостоящая аудиториям, заполненным людьми, не умеющими и не жаждущими учиться. Возможно, часть из этих молодых людей со временем спохватится и прильнет к мониторам своих компьютеров, чтобы заполнить провалы своего образования. Но при всей пользе любых форм приобретения знаний никто не выдумал ничего лучшего, чем методы Сократа - Конфуция: от учителя ученику. Остается надежда, что настоящие учителя не вымрут как динозавры и окажутся востребованными обществом.

Палеоистория, чаще называемая у нас историей первобытного общества, а в иноязычной литературе - доисторией, преисторией, исследует происхождение человека, общества, культуры. Истоки труда, орудийной деятельности, способов добывания и производства пищи, истоки всех структур общества: семьи, общины, рода, этносов, сословий, государства - в палеоистории. Происхождение искусства, религии, науки, этики можно познать только заглянув в глубины прошлого. 10 тысяч лет назад Земля была в состоянии прокормить не более 10 миллионов охотников и собирателей. Происшедшая в каменном веке неолитическая революция, создавшая производство пищи: земледелие, скотоводство, аквакультуру, величайшая НТР в истории человечества, в конце ХХ века достигшего численности в 6 миллиардов землян. Эта же неолитическая революция поделила человеческие сообщества на цивилизации и варваров. Древние историки Геродот, Сыма Цянь неизменно включали описание варваров в свои Истории - это и были первые страницы палеоистории. Но сама наука о первобытности возникла в XIX в. из наблюдений среди индейцев, папуасов, австралийских аборигенов - людей, сохранивших те или иные уровни развития, пройденные человечеством.

В ХХ в. решающий вклад в изучение палеоистории внесли археологи, антропологи, - их методы проникают на всю глубину палеоистории, этнографы, лингвисты, мифологи, физики, генетики - представители всего научного сообщества.

Российские ученые обогатили палеоисторию множеством выдающихся открытий.

Н. Н. Миклухо-Маклай исследовал общество папуасов - в то время людей каменного века.

Н. И. Вавилов создал великолепно работающую теорию происхождения земледелия (В. А. Раков и автор открыли древнейшую аквакультуру). М. О. Косвен открыл патронимию.

В. П. Алексеев предложил гоминидную триаду как критерий определения человека в мире животных. В. Я. Пропп и поколения фольклористов и мифологов разработали методику анализа текстов, превращения их в качественные источники о далеком прошлом.

А. П. Окладников, А. Д. Столяр, Я. А. Шер внесли огромный вклад в познание древнейшего искусства. На страницах учебника читатель встретит еще ряд имен людей, чьим трудом по крупицам воссоздается палеоистория.

Первое издание книги воспроизвело текст, написанный в 1992 году. За прошедшие годы серьезные коррективы потребовались в первой главе. Остальные главы (лекции) потребовали незначительных дополнений и правки. В новом издании добавлены контрольные вопросы и тесты.

Контрольные вопросы 1. Какие науки участвуют в изучении палеоистории 2. Какие открытия российских ученых освещают историю первобытных обществ Лекция первая ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Первый день, первый день! Все прекрасно, все здорово, хоть уже на всем второго дня лежит косая тень!Современные представления о появлении человека основаны на достижениях археологии, антропологии, ядерной физики, генетики, этологии (науки о поведении животных).

Человек - продукт природы, ее неотъемлемая часть и ее губитель, к истокам человечества дорогу знанию прокладывают все науки, изучающие природу, - от геологии до астрофизики.

С начала эры новой жизни - кайнозоя, 67 миллионов лет назад, в поясе экваториальных тропических лесов, в их верхнем ярусе, высоко над землей обитают насекомоядные. Эти маленькие, с белку, зверьки типа обитающих до сих пор в тропиках галаго, долгопятов, тупайя были всеядными, обладали цепкими конечностями, объемным зрением и вестибулярным аппаратом, приспособленным к жизни в трехмерном пространстве. Эти 4 качества - можно назвать проточеловеческими, эволюция сохранит их у многих видов отряда приматов.

емуры - их максимальное разнообразие видов сохранила природа Мадагаскара, полуобезьяны типа потто, и, наконец, низшие обезьяны, появившиеся 40 миллионов лет назад, - ступени эволюции приматов. Отделившуюся от Старого Света Америку населяют широконосые обезьяны, Африку, Азию и Европу - узконосые. Из их числа более 20 миллионов лет назад появляются древнейшие человекообразные - дриопитеки. В 1932 г. на Сиваликских холмах в долине Инда (современный Пакистан) были впервые найдены зубы рамапитеков.

Впоследствии зубы похожих приматов были найдены в Кении, Грузии, на Балканах. Рисунок жевательной поверхности зубов рамапитека близок к человеческому, что и привлекло внимание антропологов к этим приматам, жившим 15-8 миллионов лет назад, но по одним зубам трудно определить место рамапитека в истории наших предков. Между 9 и 6 миллионами лет назад на Земле появились австралопитеки - первые прямоходящие приматы. Впервые их открыл в 1924 г. на юге Африки Р. Дарт, он и дал им название люжная (ископаемая) обезьяна, предположил, что австралопитеки вели хищный образ жизни, использовали камни и длинные кости как орудия и, возможно, использовали огонь. Один из видов австралопитеков Р. Дарт назвал прометеевым, он же - грациальный. Был выделен Р. Дартом и массивный австралопитек.

Выдающиеся открытия в ущелье Олдувай сделали Луис и Мэри Лики, открывшие не только черепа и другие кости австралопитеков, но и каменные орудия. Открытия семьи Лики в 1959-1961 гг. стали переломными в признании австралопитеков как связующего звена в цепи приматы - люди, а Африки как колыбели человечества.

Pages:     | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 25 |    Книги по разным темам

geum.ru

История Первобытного общества. Бродянский Д.Л.(ДВФУ)

Ответы на тест ДВФУ(бывший ДВГУ) программа тестиования Дидактор История первобытного общества. Бродянский Д.Л. 0288.00 История Первобытного общества. Бродянский Д.Л. Полный список вопросов тут http://kiltest.net/sp/dvgu/0288.00_Istoriia_Pervobytnogo_obshestva._Brodianskiiy_D.L.(istperobshc.dat).html

"Абай Гэсер" - чей эпос? 4 проточеловеческих качества насекомоядных: А "Детинец", где это? Австралопитек - кто он? Ашельские памятники В каких домонгольских храмах сохранились фрески? В каких древнерусских городах построены соборы Софии и стоят до сих пор? В каком веке возникли древнейшие русские города? В каком году Андрей Рублёв написал "Троицу"? В каком году написана "Повесть временных лет"? В какую эпоху фиксируется появление лодок, нарт, лыж? В центре дейсусного чина - Христос. Кто изображается слева от него? Верхний палеолит на Дальнем Востоке Вклад восточноазиатских центров доместикации Война как отрасль экономики Где в мустье хоронили с цветами? Где верили в животворящую Змею-Радугу? Где доместицировали лошадей? Где доместицирована гречиха? Где доместицирована пшеница? Где зародилась русская печь? Где и какие мобильные формы палеолитического искусства найдены? Где изобрели пелммикан? Где на первом этапе возникла номовая система? Где найдены берестяные грамоты? Где найдены древнейшие произведения скифского звериного стиля? Где найдены древнейшие сапиенсы? Где находится "Кром"? Где находится поселение Мезин? Что о нём знаете? Где одомашнили верблюдов? Где одомашнили кур? Где описаны брачные секции? Где раковинные кучи оставлены аквакультурой? Где родилось название "Русь"? Где сооружены самые большие курганы? Где строили дома из китовых костей? Где строили корабли из камня? Где сцены морской охоты запечатлены на скалах? Где Тацит, Птолемей, Плиний Старший помещали венедов, ставанов? Гоминидная триада - что за понятие? Государства кочевников Для чего рисовали палеолитические художники? Для чего служила австралийская "вумера"? Из каких материалов строили мустьерские жилища? Из каких частей состоит род? Из каких частей состоит родовая община? Из каких частей состоял русский город? Из чего делали рыболовные снасти? Икона - взгляд "туда" или "оттуда"? Имена Христа, смотрящего из подкупольного пространства на верующих? Как добывали пещерного медведя мустьерские охотники? Как звали бога грома у славян? Как звали мать князя Игоря? Как и почему человечество перешло к производству пищи? Как мыслители объясняли природу государства? Как называется рисунок на камне? Как называется техника выбивания рисунка на камне? Как открыта древняя аквакультура? Как писали на бересте? Как правильно определить сообщество австралопитеков? Как формировались государства у германцев? Как формируется обычное право? Какая традиция в обряде вкушения кагора - крови Христа? Какие австралопитеки могли быть предками человека? Какие виды питекантропов выделяют антропологи? Какие животные нарисованы на II этаже Каповой пещеры? Какие игрушки были у детей в древнем Новгороде? Какие из памятников относятся к ашелю? Какие инструменты использовались для обработки камня в каменном веке? Какие культуры древних породили миф о золотом веке? Какие курганные могильники дохристианской Руси знаете? Какие мифы каменного века отражены в Ветхом Завете? Какие музыкальные инструменты звучали в древнем Новгороде? Какие музыкальные инструменты использовались для музыкального сопровождения эпоса? Какие находки питекантропов знаете? Какие нормы первобытной этики сохранились? Какие полезные ископаемые добывали в каменном веке? Какие признаки обязательны для общин? Какие протокультурные явления появились в эпоху олдувай? Какие проторасовые типы людей обнаружены в погребениях верхнего палеолита? Какие проявлен

regr.org


Смотрите также