Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества. 1.В чем заключается особенности отбора лекарственных средств в условиях первобытного общества?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Учебное пособие Ставрополь, 2015 ббк 5гя73 В74. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества


im_seminar_2(готовый)

Семинар 2

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

ПЛАН:

  1. Первобытное общество в истории человечества; антропогенез и определение существенных для курса особенностей вида Homo Sapiens

    1. Периодизация первобытного общества.

    2. Антропогенез.

    3. Социогенез.

  1. Формирование современного поведения, инстинктивная помощь и эмпирическое накопление знаний, зарождение врачевания в первобытном обществе.

2.1. Периодизация истории медицины первобытного общества (по Сорокиной Т.С.)

2.2. Накопление и передача эмпирических знаний. Использование природных

лекарственных средств.

2.3. Рациональные и иррациональные знания. Первобытные верования и врачевание.

2.4. Развитие врачевания в первобытном обществе. От «самолечения» к «взаимопомощи».

  1. От «формирующейся медицины» к медицине народной.

3.1. «Формирующаяся медицина».

3.2. Народная медицины. Определение и особенности.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:

  1. Первые хирургические операции в истории человечества (трепанация, ампутация, скарификация).

  2. Анимистические культы первобытных культур и врачевание.

  3. Народная медицина – источники и особенности передачи знаний.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2004. – С. 13–112.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004. – С. 9–43.

3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987. С. 7–98.

4. Малая медицинская энциклопедия / Под. ред. В. И. Покровского. – М., 1992. – Т. 2. – С. 203–225. (любые издания)

5. Интернет-ресурсы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»

ЗАДАНИЕ № 1. Заполните таблицу «Периодизация истории медицины»:

Таблица. Периодизация истории медицины

№ пп

Период истории

(цивилизации-

онный подход)

Период истории (формационный подход)

Хронологические рамки

периода

Абсолютный возраст

периода

Характерные черты медицины и ее особенности

1.

ДРЕВНЕЙШИЙ МИР

(Первобытное общество)

Первобытно общинная формация

Приблизительно 2 млн лет тому назад. IV-Iтысячелетия до н.э.

Приблизительно 2 млн лет.

Народная медицина (устная и универсальная)

2.

ДРЕВНИЙ МИР

а) Древний Восток (Месопотамия, Египет, Индия, Китай)

б) Античный мир(Греция и Рим)

Рабовладелец человека

IVтысячелетие до н.э. – серединаIтысячелетия н.э.

Около 4 тыс лет

Традиционная медицина (восточная, религиозная)

3.

СРЕДНИЕ ВЕКА

а) Византия

б) Арабский Восток

в) Западная Европа

г) Америка

д) Древняя Русь

Феодальная

476-1640гг.

Около 1200 лет

Схолостическая

4.

НОВОЕ ВРЕМЯ

а) Западная Европа

б) Россия

Капиталистическая

160-1918гг.

Около 300 лет

Научная, опытно-экспериментальная, традиционная

5.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

(современная история)

Коммунистическая

С 1918 по настоящее время

Менее века

Современная научная

ЗАДАНИЕ № 2. Дайте определения понятиям и терминам:

Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Homo erectus - человек прямоходящий.

Homo habilis - человек умелый.

Homo sapiens – человек разумный.

Социогенез - происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

Палеопатология - наука о болезненных изменениях у растительных и животных организмов, обитавших на Земле в отдалённые времена.

Палеонтология - наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.

Эмпирические знания - систематизированное знание, основывающееся только на экспериментальных данных.

Иррациональные знания – знания, находящиеся за пределами разума. Они несоизмеримы с рациональным мышлением и противоречивы ему.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Тотемизм – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения.

Анимизм – в существование душ и духов, всеобщее одухотворение природы, обязательный предмет древних религий.

Анимализм – сущность отличительных признаков животного тела сравнительно с растительным.

Лечебная магия -

Рациональные знания – знания, полученные в процессе целенаправленного использования эмпирического опыта и собственного умозаключения.

Трепанация черепа – хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости.

Скарификация - нанесение насечек на поверхности кожи (например, при вакцинации или аллергологическом исследовании).

Формирующаяся медицина -

ЗАДАНИЕ № 3. Сделайте выводы по теме:

– Какое направление медицины вышло из недр первобытного общества? Дайте определение

Народная медицина. Это совокупность накопленных народом эмпирических знаний о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыков ,а также их практическое применение для сохранения здоровья и предупреждения болезней.

- Каковы особенности народной медицины? Выделите несколько характерных черт.

1.Развитие на Руси традиций данного народа, следствием чего является стабильность, неизвестность в течении долгого времени.

2.Философская концепция, определяет место человека в окружающем мире.

3.Характер медицины зависит от ее родины.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ответьте на вопросы по теме «Врачевание в первобытном обществе» для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Каковы периодизация и хронологические рамки первобытного общества?

  2. Что такое палеопатология?

  3. Какие этапы можно выделить в эволюции первобытного человека.

  4. Какие источники сведений о первобытном врачевании используются в истории медицины?

  5. Какие примитивные верования характерны для первобытного общества?

  6. Когда зародилось врачевание в человеческом обществе?

  7. Что такое «формирующаяся медицина»?

  8. Как происходило накопление эмпирических знаний в процессе развития врачевания?

  9. Как формировались рациональные и иррациональные знания в процессе врачевания?

  10. Каковы приемы рационального врачевания в первобытном обществе?

  11. Что такое лечебная магия?

  12. Каковы зачатки гигиенических навыков в первобытном обществе?

  13. Как складывалось коллективное врачевание?

  14. Кто были первыми профессиональными служителями врачевания в первобытном обществе?

  15. Каковы представления о болезнях в первобытном обществе?

  16. Какие способы лечения сложились в первобытном обществе?

  17. Какие лекарственные средства использовались в первобытном обществе?

  18. Что такое народная медицина?

4

studfiles.net

1.В чем заключается особенности отбора лекарственных средств в условиях первобытного общества?. История фармации

Похожие главы из других работ:

Ассортимент и технология лекарственных форм в условиях больничной аптеки

3.Особенности технологии лекарственных средств в больничной аптеке

Если рассматривать выполнение производственных функций больничными (госпитальными) аптеками, как важную составляющую их деятельности...

Деятельность фармацевтической компании "АртЛайф"

4. Ассортимент лекарственных средств

Компания "Артлайф" более шести лет занимается разработкой БАД, их созданием и внедрением в широкое применение на практике...

Изготовление и внутриаптечный контроль лекарственных форм для новорожденных и детей

1.2 Организация условий изготовления стерильных лекарственных форм для новорожденных и детей в условиях промышленного производства, аптеки.

Изготовление стерильных лекарственных форм для новорожденных и детей должно производиться в "чистых" помещениях. Это производственные помещения с чистотой воздуха, нормируемой по содержанию механических частиц и микроорганизмов Кричевский Г...

Изготовление и производство глазных лекарственных форм

6. Анализ сроков годности глазных лекарственных форм изготовленных в аптеках и в промышленных условиях.

При написании дипломной работы была изучена следующая нормативная документация: - Государственная фармакопея Российской Федерации 12-часть 1/М.: Научный центр экспертизы средств медицинского применения, 2008. - 704 с...

Лекарственные средства

Классификация лекарственных средств.

I. Средства, действующие на ЦНС 1. Средства для наркоза 2. Снотворные средства 3. Психотропные препараты 4. Противосудорожные (противоэпилептические средства) 5. Средства для лечения паркинсонизма 6...

Организация и отпуск лекарственных средств

3.2 Особенности отпуска лекарственных средств онкологическим больным и хроническим больным

Для лечения инкурабельных онкологических и гематологических больных норму выписывания и отпуска лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету...

Организация с товарами, обладающими ограниченным сроком годности

1. Особенности лекарственных средств как товара

Лекарственные средства -- фармакологические средства (вещества или смеси веществ), прошедшие клинические испытания и разрешенные к применению для профилактики...

Организация сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара

1.4 Особенности работы медицинской сестры по организации ухода за больными пневмонией в условиях стационара

Медицинские сестры выполняют широкий круг врачебных назначений, диагностических манипуляций. В необходимых случаях медицинские сестры должны уметь подсчитать частоту дыхания и пульса, измерить артериальное давление, суточный диурез...

Применение папоротников в медицине

3. Классификация лекарственных средств[2-4]

Лекарственный препарат - фармакологическое средство, разрешенное уполномоченным на то органом соответствующей страны в установленном порядке для применения с целью лечения...

Применение папоротников в медицине

Классификация лекарственных средств.

I. Средства, действующие на ЦНС 1. Средства для наркоза 2. Снотворные средства 3. Психотропные препараты 4. Противосудорожные (противоэпилептические средства) 5. Средства для лечения паркинсонизма 6...

Пути борьбы с распространением фальсифицированных лекарственных средств в Российской Федерации

1.1 Фальсификация лекарственных средств

Проблема фальсификации лекарственных средств известна человечеству уже как минимум две тысячи лет. Однако лишь в конце ХХ столетия фальсификация медикаментов превратилась в глобальную проблему...

Решение проблем пациента по средствам сестринского ухода. Роль медицинского персонала в организации хранения и раздачи лекарственных средств в лечебном отделении

5. Особенности раздачи лекарственных средств в разных отделениях

В зависимости от отделения ЛПУ существует несколько определенных правил в раздаче лекарственных средств...

Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями

4. ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПАЦИЕНТАМИ С СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Среди болезней сердечнососудистой системы одной из самых распространённых является ишемическая болезнь сердца ( или ИБС, ишемия, коронарная болезнь сердца, коронаросклероз)...

Фармакология

1. Фармакокинетика лекарственных веществ. Пути введения лекарственных средств в организм

Фармакокинетика - это раздел фармакологии о всасывании, распределении в организме, депонировании, метаболизме и выведении веществ. Основное содержание - это биологические эффекты веществ, а также локализация и механизм их действия...

Хранение и качество лекарственных средств

3.2 Обеспечение качества лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях

В аптечной организации должна быть сформирована система управления качеством аптечной организации. Каждая аптечная организация должна иметь правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководителем организации...

med.bobrodobro.ru

Основная литература

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2004. – С. 13-37.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 6-37.

3. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

Дополнительная литература

4. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003

Рефераты:

1. Магическая медицина в первобытном обществе.

2. Лекарствоведение в первобытном обществе.

3. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в развивающихся странах.

Термины:

Палеонтология– (от др.-греч. παλαιοντολογία) – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.

Антропогенез– часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат.Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

Первобытнообщинный строй– первая в истории человечества социально экономическая формация, это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм.

Каменный век– древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но употреблялось также дерево и кость. Точные даты этого периода являются неопределёнными, спорными и зависят от конкретного региона. Включает: палеолит, мезолит, неолит, энеолит).

Анимизм– (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Магия– это древнейшая часть религии; это соединение двух миров, духовного и материального пространства, когда мысль может влиять на физическую реальность и наоборот; а также – совокупность различных обрядов, заговоров, ритуалов, призванных уберечь человека от болезней, бед и несчастий.

Тотемизм– архаичная форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) – тотемом и родовой группой. Тотемизм связан с системой табу – запретом убивать и поедать тотемических животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве.

Фетишизм– религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Язычество– (отцерк.-слав.ıảзы́цы«народы») – обозначение в широком смыслеполитеистическихрелигий в литературехристианскихи других авторов.

Тесты

1. Первыми религиозными представлениями были:

а) тотемизм

б) фетишизм

в) анимизм

г) магия

д) христианство

2. Фетишизм – это:

а) культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами

б) культ злого духа

в) культ животного

3. Первыми исторически сложившимися видами медицинской помощи являются:

а) родовспоможение

б) уход за детьми

в) лечение травм

г) проведение карантинных мероприятий

4. Как объясняет возникновение болезни анимистическая теория?

а) гнев тотема

б) гнев духа предка

в) вселение злых духов

г) внедрение в тело человека мелких животных

5. Как объясняет возникновение болезни тотемистическая теория?

а) гнев тотема

б) вселение злых духов

в) внедрение в тело человека мелких животных

г) гнев духа предка

6. Как объясняет возникновение болезни демонологическая теория?

а) внедрение в тело человека мелких животных

б) гнев тотема

в) влияние злых духов, завладевших душой сородича

г) гнев предка

7. Как объясняет возникновение болезни онтологическая теория?

а) гнев предка

б) вселение в человека демона

в) внедрение в тело человека мелких животных

г) укус животного

8. Назовите, какие гигиенические установки формируются в первобытном обществе:

а) обязательное посещение бани

б) запрет на брак между сородичами

в) запрет каннибализма

г) порядок захоронения трупов умерших

9. На заре культурной жизни человеческого общества создался особый класс людей, посвятивших себя медицине, как профессии:

а) колдун

б) шаман

в) зомби

г) берегиня

д) факир

10. Для изгнания злого духа первобытные люди проводили «операцию»:

а) кастрации

б) трепанации черепа

в) ампутации конечности

г) удаления зуба

д) кесарево сечение

11. В эпоху первобытнообщинного строя единственным видом медицинской помощи была:

а) семейная медицина

б) классовая медицина

в) эмпирическая медицина

г) магия

д) аллопатия

12. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

а) животного происхождения

б) минерального происхождения

в) комбинированные

г) синтетические

д) растительного происхождения

13. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была

а) космическая

б) демоническая

в) пневматическая

г) реалистическая

д) гуморальная

14. Средняя продолжительность жизни первобытных людей составляла

а) 40-45 лет

б) 30-40 лет

в) 15-20 лет

г) 50-60 лет

15. По костным останкам древних людей можно определить

а) опухоли костей

б) рахит

в) травмы

г) инфаркт миокарда

д) гепатит

16. Наиболее частая причина смерти первобытного человека

а) травма

б) зубоврачевание

в) ампутация

г) отравление

д) гнев богов

17. В качестве медицинских инструментов использовались

а) заточный камень

б) ланцет

в) острая рыбья чешуя

г) пинцет

д) острые копья

18. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

а) смены времен года

б) изменений климатических условий

в) воздействия небесных сил

г) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

д) естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

19. Первые хирурги первобытнообщинного строя:

а) женщины

б) пастухи

в) шаманы

г) охотники

20. Кто использовал муравьев при заживлении ран?

а) аборигены Африки

б) инки

в) ацтеки

г) аборигены Бразилии

РАЗДЕЛ 2. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКАТема 2. Медицина в рабовладельческом обществеХарактеристика эпохи рабовладельческого общества. Источники информации о врачевании. Развитие народной и храмовой медицины.^ Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония и Ассирия). Историческое развитие региона: города-государства шумеров (с конца IV тысячелетия до н.э.), Вавилонское царство (XIX – VI вв. до н.э.), Ассирийское царство (XX – VII вв. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания, их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения Шумерской цивилизации. Два направления врачевания в Вавилонии и Ассирии: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения.^ Медицина в Древнем Египте.Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Египта. Источники информации о врачевании. Бальзамирование трупов. Представления о причинах болезней. Медицинские папирусы. Папирус Эберса, ок. 1550 г. до н.э. (Книга приготовления лекарств для всех частей тела), Оперативное врачевание - папирус Смита – о первых лекарствах и врачевании, родовспоможение, лечение женских и детских болезней (папирус из Кахуна). Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах. Врачебная этика. Сведения о зубных болезнях и методах их лечения в Древнем Египте.^ Медицина в Древнем Китае. Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Китая. Достижения древнекитайской цивилизации. Первоисточники о врачевании. Философские основы традиционной китайской медицины. Ученияу-сино пяти стихиях иинь-яньо двух началах. Теоретические представления о болезни и здоровье. Методы обследования больного. Учения о пульсе («Нэй цзин», III в. До н.э.; «Мо цзин», 280г.). Первые лекарства и приемы врачевания: иглоукалывание и прижигание ("чжень-цзю"). Выдающиеся врачи: Бянь Цюе (XI в. до н.э.), Хуа То (II в.), Ван—Шухе (III в.). Предупреждение болезней. Вариоляция против оспы. Гигиенические традиции. Благоустройство городов. Гигиена полости рта в Древнем Китае.^ Медицина в Древней Индии.Периодизация и хронология истории и врачевания древней Индии. Источники информации о врачевании. Древнеиндийские философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевании. Памятники письменности – "Аюр – Веды" (книги знаний). IX-III вв. до н.э. "Яджур – Веда" о врачевании. Врачи-хирурги, терапевты, астрологи. Хирургия в древней Индии: операции грыжесечения, кровопускания, вскрытие абсцесса, пластические операции (индийский способ пластики носа). Лечение ран прижиганием, давящая повязка при остановке кровотечения, холод. Описание болезней: оспа, холера, проказа, калаазар, экзема, ихтиоз, слоновость. Представления о строении человеческого тела (вскрытие умерших). Лекарственное врачевание – «Чарака – самхита». Зарождение этики врача. Гигиенические традиции. «Предписания Ману» о соблюдении чистоты. Санитарно-технические сооружения.^ Медицина в Древней Греции и Древнем Риме.Характеристика периода расцвета рабовладельческого общества. Выдающиеся историки, философы, скульпторы. Вопросы медицины в поэмах Гомера "Илиада", "Одиссея". Греческая мифология о врачевании; боги – покровители врачевания (Апполон, Асклепий, Гигиея, Панакея). Сооруженияе первых асклепионов. Храмовое врачевание. Формирование греческой натурфилософии, её влияние на развитие светского врачевания. Лечебницы (ятреи). Первые врачебные школы. Жизнь и деятельность Гиппократа (460-377 г.г. до н.э.). «Гиппократов сборник». Учение Гиппократа о природе человека, о болезни, десмургии, об этике врача. Гуморальная теория. "Сборник Гиппократа". Клятва врача. Гиппократ о возникновении и лечении зубных болезней. Медицина в Александрии. Учение Аристотеля и его влияние на развитие медицины. Александрийское хранилище рукописей. Герофил (335-280 г.г. до н.э.). Эразистрат (III в. до н э.). Медицина в Древнем Риме.Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Рима. Общая характеристика медицины. Санитарно-технические сооружения в Риме. Зачатки государственной медицины. Архиатры. Философские основы медицины Древнего Рима. Развитие материалистического направления: методическая система Асклепиада из Вифинии (128 – 56 г.г. до н.э.) и формирование солидарной теории в медицине. Диоскорид Педаний (I в. до н.э.). Гален из Пергама (ок. 130 – ок. 200 г.г.) и его учение. Анатомия Галена, открытия в физиологии. Гален как терапевт и хирург. Галеновские препараты. Зубоврачевание в Древнем Риме. Развитие фармации в Древней Греции и Риме.

-3

Тема: Основы медицинской этики и медицинской деонтологии, биоэтика (4 часа)

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с основными вопросами медицинской этики и деонтологии, сутью взаимоотношений между врачом и пациентом, правами пациента, моралью врача

Задачи занятия:

  • Ознакомить студентов с понятие медицинской этики и деонтологии, как части морали.

  • Проследить истоки возникновения медицинской деонтологии и врачебной этики.

  • Раскрыть основные аспекты медицинской этики.

  • Подчеркнуть роль медицинской этики в воспитании врача.

  • Обосновать значение принятия присяги врача России.

Содержание занятия

Медицинская этика- совокупность норм поведения и морали медицинских работников, является частью общей морали. Морально-этические правила поведения врача неизбежно являются отражением не только специфики врачебной специальности, но и особенностей того об­щества, в котором он живет и работает. Основные этические принципы врача, построенные на основе демо­кратической морали, изложены в "Клятве врача России".

Наряду с термином медицинская этика часто применяется термин деонтология. Деонтологияпроисходит от греческогоdeon– должное, долг иlogos– учение, т.е. учение о должном. Медицинская деонтология определяется как выполнение этических норм медработниками при исполнении своих профессиональных обязанностей. Медицинская деонтология является составной частью медицинской этики, носит более конкретный характер и имеет специфику определенных врачебных специальностей (деонтология хирурга, педиатра, стоматолога и др.)

Врачебная специальность имеет свои, весьма важные особенности, которые делают необходимым в наших условиях обсуждение морально-этических проблем. Высокая ответственность врача, берущего на себя забо­ты о предупреждении и лечении болезней, заставляют постоянно думать о том, чтобы всегда быть готовым помочь больному, уметь психологически правильно строить свои контакты с больными людьми, их родственниками, товарищами по работе, со своими учителями, содействовать дальнейшему развитию медицины. Понимание врачебного долга, как дела жизни, харак­терно для медиков.

Морально-этические принципы врачебной деятельности были изложены в трудах Гиппократа.

studfiles.net

Т.Д.Савченко, о.М.Павлюк

«Пятигорский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России»

Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Методические указания

для студентов

заочного отделения

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»

Пятигорск, 2013

удк

Рецензенты: Е.В.Колодийчук, доктор медицинских наук, профессор Ставропольской медицинской академии,

А.Г.Авшаров, кандидат экон. наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «История фармации» / О.М. Павлюк, Т.Д. Савченко,– Пятигорск: Пятигорский медико-фармацевтический институт (ПМФИ) – филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ). – 2013. ‑ 77 с.

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «История фармации» разработано авторами в соответствии с требованиями ФГОС для студентов, обучающихся по специальности 060301 – фармация, и полностью соответствует программе курса.

Цель пособия – оказать помощь студентам при подготовке к практическим занятиям. текущему и промежуточному тестированию и выполнению индивидуальных домашних заданий. В приложении приведены темы рефератов, вопросы к зачету, выдержки из текстов исторических и художественных источников.

Печатается по решению

Центральной методической комиссии ПМФИ

© «Пятигорский медико-

фармацевтический институт –

филиал ВолгГМУ

Методический материал

Занятие № 1

Развитие фармации в цивилизациях:

Лекарствоведение в первобытном обществе

Эпоха первобытной общины охватывает огромный промежуток времени. В истории первобытных людей можно выделить два этапа: период первобытной орды и период родового строя, который в свою очередь делится на 2 стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

Период матриархата характерен тем, что основным способом поддержания существования человека было собирание даров природы: плодов, ягод, трав, корней и т.д. Отыскивая среди окружающей природы всё, что было пригодно для употребления в пищу, первобытные люди замечали ядовитое или лечебное действие многих растений. Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого люди первобытной эпохи открыли значительное количество ЛС растительного происхождения. Большинство ученых считают, что уже в эпоху матриархата эмпирическим путем были обнаружены первые лекарственные растения. Прежде всего это пасленовые (дурман, белладонна, скополия), наркотические (мак, табак, индийская конопля), растения, оказывающие раздражающее действие на ЖКТ (полынь), а также тонизирующие (женьшень, лимонник) и возбуждающие (кока).

Женщина как глава рода заботилась не только о питании и поддержании очага, но и о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей (археологи называют их «каменными бабами»), ученые установили, что в славянских племенах их называли «берегинями».

Причиной болезни первобытных людей могли служить естественные явления: землетрясения, наводнения, нападения диких зверей, нарушение нормального питания в связи с засухой или миграцией диких животных. Костные останки первобытных людей, найденные археологами, несут на себе следы травм, рахита, туберкулеза и других болезней. Вместе с тем не найдено каких-либо достоверных данных об уровне медицинской помощи в период матриархата.

Появление лука и стрел – второй крупное изобретение человека после открытия способов получения огня. С помощью лука человек мог систематически охотиться на птиц и мелких животных. Первобытный человек переходит к охоте и рыболовству как к одному из главных источников существования. Этот переход явился немаловажным фактором расширения медицинских познания. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал открытию целебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека защищало обильное смазывание кожи жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровождающимся травмами, научились применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу, смолу деревьев и глину. Возможно, что в этот период доисторического развития люди познакомились с одним из первых фармацевтических препаратов минерального происхождения – поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Таким образом, на ранней стадии развития лекарствоведения накапливался опыт лечения теми или иными ЛС растительного, животного или неорганического происхождения.

В период патриархата человек создал крупные центры добычи и обработки цветных металлов и железа. Металлургическими навыками стали овладевать самые различные племена, что привело к созданию таких инструментов, как ножи и скальпели. Благодаря развитию гончарного производства появилась глиняная посуда, в которой можно было сварить пищу и приготовить лечебные снадобья. Пастухи, наблюдая за стадом, подмечали лечебное действие растений на животных. Этот опыт первобытные люди перенесли и на человека. Многие авторы ссылаются на предания о пастухе Мелампии, который открыл слабительное действие травы чемерицы. Пастух Хирон обнаружил, что раны у животных быстрее заживают при поедании ими травы золототысячника. Таким образом, использование целебных свойств растений было результатом обобщений человеческих наблюдений.

Первобытная культура внесла огромный вклад в развитие медицины и лекарствоведения. Многое из того, что стал применять первобытный человек, используется и сейчас. Так, например, лечебные свойства хинного дерева открыли инки. Они впервые стали применять порошок и кору этого дерева при заболевании тропической малярией. Горицветом весенним лечили водянку и одышку.

В первобытную эпоху формировались специальные знания, которые потом использовались народной медициной. Под этим термином понимают медицину, накопившую в течение тысячелетий эмпирическим путем сведения о средствах и приемах лечения, которые до настоящего времени передаются устно из поколения в поколение. Ценность народной медицины заключается в том, что в результате эмпирических наблюдений, установления определенных фактов образовался материал и основа для научных исследований. Многие препараты и ЛС, вошедшие в современные фармакопеи, разработаны на основе народной медицины.

Таким образом, медицина и лекарствоведение в эпоху первобытно-общинного строя возникли и развивались в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Причем врачевание и применение ЛС возникли на самых ранних из них, развивались и совершенствовались вместе с эволюцией общества.

Опыт научил первобытных людей пользоваться природными ЛС, собирать растения и готовить из них «снадобья», применять противоядия, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных органов животных. Выработанные эмпирическим путем гигиенические правила и навыки стали более широко применяться в последующие века, многочисленные медицинские приемы и ЛС заложили основу народной медицины.

studfiles.net

V 1: Медицина в первобытном обществе

17

I:

S: Количество периодов истории медицины:

-: два

-: три

-: четыре

+: пять

I:

S: Периоду медицины Древнего мира соответствуют хронологические рамки:

-: XVII – XIX вв.

+: 4 тыс. до н. э. – V в. н. э.

-: 2 млн. лет до н. э.– 4 тыс. до н. э.

-: V в. н.э. – XVII в. н.э.

I:

S: Периоду медицины Средних веков соответствуют хронологические рамки:

-: XVII – начало XX вв.

-: 4 тыс. до н. э. – V в. н. э.

-: 2 млн. лет до н. э.– 4 тыс. до н.э.

+: V в. н.э. – XVII в. н.э.

I:

S: Периоду медицины Нового времени соответствуют хронологические рамки:

+: XVII – начало XX вв.

-: 4 тыс. до н. э. – V в. н. э.

-: 2 млн. лет до н. э.– 4 тыс. до н.э.

-: V в. н.э. – XVII в. н.э.

I:

S: Периоду медицины Древнейшего мира соответствуют хронологические рамки:

-: XVII – начало XX вв.

-: 4 тыс. до н. э. – V в. н.э.

+: 2 млн. лет до н. э.– 4 тыс. до н.э.

-: V в. н.э. – XVII в. н.э.

I:

S: Периоду медицины Новейшего времени соответствуют хронологические рамки:

-: XVII – начало XX вв.

-: 4 тыс. до н. э. – V в. н.э.

+: начало XX в. - н.в.

-: V в. н.э. – XVII в. н.э.

I:

S: Медицина, как профессия, возникла в период:

-: нового времени

-: средних веков

+: древнего мира

-: новейшего времени

I:

S: Материальными источниками изучения истории медицины являются все перечисленные, кроме:

-: древние медицинские инструменты

-: останки доисторических людей

+: мифы, легенды

-: орудия труда

I:

S: Этнографические источники изучения истории медицины, кроме:

-: обычаи

-: легенды

+: клинопись на базальтовом столбе

-: ритуалы

I:

S: Устные источники изучения истории медицины:

-: глиняные таблички с клинописью

+: легенды

-: папирусы

-: монеты

I:

Q: Последовательность общественно-экономических формаций, соответствующих периодам истории медицины:

1 : Первобытно-общинная

2 : Рабовладельческая

3 : Феодальная

4 : Капиталистическая

I:

Q: Последовательность периодов истории медицины:

1 : Древнейший мир

2 : Древний мир

3 : Средние века

4 : Новое время

5 : Новейшее время

I:

S: Общественный строй, соответствующий периоду медицины Нового времени:

-: рабовладельческий

-: феодальный

+: капиталистический

-: социалистический

I:

S: Медицина феодального строя соответствует периоду:

-: Древнего мира

+: Средних веков

-: Нового времени

-: Новейшего времени

I:

S: Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнего мира:

-: капиталистический

-: феодальный

+: рабовладельческий

-: первобытнообщинный

I:

S: Соотнесите исторический период и соответствующую общественно-экономическую формацию:

L1: Древнейший мир

L2: Древний мир

L3: Средние века

L4: Новое время

R1: Первобытно-общинный строй

R2: Рабовладельческий строй

R3: Феодальный строй

R4: Капиталистический строй

I:

S: Соотнесите исторический период и соответствующие хронологические рамки:

L1: Древнейший мир

L2: Древний мир

L3: Средние века

L4: Новое время

R1: 2 млн. лет до н. э.– 4 тыс. до н.э.

R2: 4 тыс. до н. э. – V в. н.э.

R3: V в. н.э. – XVII в. н.э.

R4: XVII – начало XX вв.

I:

S: Одно из альтернативных направлений медицины, сложившееся с древнейших времен, в основе которого лежит коллективный эмпирический опыт по использованию природных лекарственных средств и иррациональные представления о болезнях:

-: традиционная медицина

-: научная медицина

-: формирующаяся медицина

+: народная медицина

I:

S: Человек, занимающийся врачеванием в древней Руси на основе опыта народной медицины ###

+: знахарь

+: знах#рь

I:

S: Процесс эволюционного формирования человека:

-: социогенез

-: биогенез

+: антропогенез

-: этногенез

I:

S: Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества:

-: антропогенез

+: социогенез

-: этногенез

-: биогенез

I:

S: Знания, получаемые человеком в процессе непосредственного наблюдения за окружающей природой:

-: абстрактные

+: эмпирические

-: конкретные

-: умозрительные

I:

S: Знания, получаемые в процессе целенаправленного использования эмпирического опыта и собственного умозаключения:

-: эмпирические

+: рациональные

-: иррациональные

-: конкретные

I:

S: Знания, не постигаемые разумом, невыразимые в логических понятиях и приводящие к наделению непонятных явлений сверхъестественными силами:

+: иррациональные

-: конкретные

-: абстрактные

-: рациональные

I:

S: На основе эмпирического опыта первобытный человек накопил достаточно большие знания по использованию во врачевании:

-: средств животного происхождения

+: природных лекарственных средств (растительного, животного и минерального происхождения)

-: лекарственных средств растительного происхождения

-: средств, используемых в лечебной магии

I:

S: Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами и способностью предохранять от болезней:

-: анимизм

+: фетишизм

-: тотемизм

-: политеизм

I:

S: Верование в душу и духов, будто бы влияющих на жизнь и здоровье людей:

-: фетишизм

-: демонизм

-: тотемизм

+: анимизм

I:

S: Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами и способностью предохранять от болезней ###

+: фетишизм

+: ф#т#ш#зм

I:

S: «Формирующаяся медицина» – это:

-: зачатки медицины, как самолечения

+: зачатки медицины на этапе формирования homo sapiens и коллективного опыта врачевания

-: зачатки медицины на этапе формирования homo erectus

-: зачатки медицины на этапе формирования homo habilis

I:

S: Одно из альтернативных направлений медицины, сложившееся с древнейших времен, в основе которого лежит коллективный эмпирический опыт по использованию природных лекарственных средств и иррациональные представления о болезнях ###

+: народная медицина

+: н#родная м#д#ц#на

studfiles.net

Учебное пособие Ставрополь, 2015 ббк 5гя73 В74

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра общественного здоровья, организации здравоохранения

и медицинской информатики

Вопросы тестового контроля по дисциплине «История медицины»

Учебное пособие

Ставрополь, 2015

УДК 61: 930.004

ББК 5гя73

В74

Вопросы тестового контроля по дисциплине «История медицины». Учебное пособие / cоставители: В.Н. Муравьева, А.В. Карташев, Л.Л. Максименко, А.А. Хрипунова, В.Б. Зафирова, Н. Л. Пиванова, О.О. Хорева, В.В. Зенин, А.С. Корольков, Р.С. Спевак. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2015. – 61 с.

Тесты составлены на основе рабочей учебной программы по дисциплине «История медицины» для направлений подготовки (специальностей): «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология». Предназначены для текущего и итогового контроля знаний студентов по всем темам дисциплины.

Рецензенты:

Н.А. Шибков – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Ставропольского государственного медицинского университета, к.м.н., профессор

Н.Д. Судавцов – профессор кафедры истории России Северо-Кавказского федерального университета, д.и.н., профессор

УДК 61: 930.004

ББК 5гя73

В74

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ

© СтГМУ, 2015

История медицины как наука и предмет преподавания.

Врачевание в период первобытно-общинного строя. Выберите 1 правильный ответ

1.1 Определение истории медицины:

*1. История медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины в тесной взаимосвязи с развитием общества.

2. История медицины – это наука о закономерностях развития врачевания

3. История медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

4. История медицины – это наука об изучении народных средств врачевания Выберите 1 правильный ответ

1.2. В основу периодизации истории медицины положены:

1. Достижения в области естествознания

2. Открытия в области медицины

3. Смена правящих династий

4. Знаменательные исторические даты

*5. Социально-экономические формации

Выберите 1 правильный ответ

1.3. Эпоху первобытного строя еще называют:

1. Бронзовый век 2. Железный век

*3. Золотой век 4. Серебряный век Выберите 1 правильный ответ

1.4. Какое историческое событие знаменует окончание эпохи Древнего Мира и начало эпохи Средневековья:

*1. Падение Римской Империи 2. Рождение Иисуса Христа

3. Появление Византии 4. Первый крестовый поход Выберите 1 правильный ответ

1.5. Общественный строй, соответствующий периоду Средневековья:

1. Первобытнообщинный 2. Рабовладельческий

*3. Феодальный 4. Капиталистический Выберите все правильные ответы

1.6. История медицины подразделяется на:

*1. Общую 2. Всемирную *3. Частную

4. Личную 5. Общественную

Выберите 1 правильный ответ

1.7. Сколько периодов принято выделять в периодизации истории медицины:

1. Два 2. Три 3. Четыре *4. Пять

Выберите 1 правильный ответ

1.8. Какое историческое событие принято считать границей между Новым временем и Новейшей историей:

1. Великая Октябрьская Социалистическая революция

*2. Окончание Первой мировой войны

3. Начало Великой Отечественной войны

4. Первый полет человека в космос 1.9. Первобытное общество являлось:

1. Демократическим 2. Классовым *3. Доклассовым

4. Феодальным 5. Коммунистическим Выберите 1 правильный ответ

1.10. Как называется вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения:

*1. Тотемизм 2. Анимизм 3. Фетишизм 4. Шаманизм

Выберите 1 правильный ответ

1.11. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет:

*1. 99% 2. 90% 3. 85% 4. 80% 5. 75%

Выберите 1 правильный ответ

1.12. Опровержению концепции «золотого века» в значительной степени способствовала:

1. История 2. Биология

*3. Палеонтология 4. Геология Выберите 1 правильный ответ

1.13. Форма мышления, при которой человек верит в то, что может воздействовать на природу различными «тайными силами» с помощью заклинаний, считается:

1. Анимизм *2. Магия

3. Тотемизм 4. Язычество Выберите 1 правильный ответ

1.14. Форма мышления, при которой человек верит в сверхъестественную силу духов называется:

1. Мистицизм 2. Язычество 3. Тотемизм

*4. Анимизм 5. Христианство Выберите 1 правильный ответ

1.15. Особые люди первобытно-общинного строя, посвятившие себя медицине, как «профессии»:

1. Зомби *2. Шаман 3. Берегиня 4. Факир

Выберите 1 правильный ответ

1.16. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется:

*1. Фетишизм 2. Тотеизм 3. Религия

4. Астрология 5. Анимизм Выберите 1 правильный ответ

1.17. Для изгнания злого духа первобытные люди проводили «операцию»:

1. Кастрации *2. Трепанации черепа

3. Ампутации конечности 4. Удаление зуба 5. Кесарево сечение Выберите все правильные ответы

1.18. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества:

*1. Животного происхождения *2. Минерального происхождения

3. Комбинированные 4. Синтетические

*5. Растительного происхождения

Выберите 1 правильный ответ

1.19. Средняя продолжительность жизни первобытных людей составляла:

1. 15-19 лет *2. 20-30 лет 3. 31-45 лет 4. 46-60 лет

Выберите все правильные ответы

1.20. По костным останкам древних людей можно определить:

*1. Опухоли костей *2. Рахит *3. Травмы

4. Инфаркт миокарда 5. Гепатит Выберите все правильные ответы

1.21. Наиболее частой причиной смерти первобытного человека могли быть:

*1. Травма 2. Зубопротезирование 3. Ампутация

*4. Отравление 5. Гнев Богов

Выберите все правильные ответы

1.22. В качестве медицинских инструментов первобытным человеком использовались:

*1. Заточенный камень *2. Острая рыбья чешуя

3. Острые копья 4. Пинцет 5. Ланцет Выберите все правильные ответы

1.23. Первобытные люди верили, что болезнь возникала в результате:

1. Смены времен года

*2. Изменения климатических условий

3. Воздействия небесных сил

*4. Воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

*5. Естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

Врачевание в Древней Месопотамии и Древнем Египте. Выберите 1 правильный ответ

2.1. Особенности медицины рабовладельческого строя:

1. Применение наркоза 2. Открытие лекарственных средств

*3. Классовый характер медицины 4. Общедоступная медицина Выберите 1 правильный ответ

2.2. Анатомические знания в Древнем Египте получали при:

*1. Бальзамировании 2. Общении с богами

3. Изучении медицинских книг 4. Вскрытии животных Выберите 1 правильный ответ

2.3. Первый свод законов в эпоху рабовладения, содержавший правовые основы деятельности врачевателей:

*1. Законы Хаммурапи 2. Римское право

3. Законы 12-ти таблиц 4. Канон медицины Выберите 1 правильный ответ

2.4. Вследствие изобретения ирригационных систем в Древнем Египте произошло широкое распространение:

1. Тениоза 2. Дифиллоботриоза 3. Описторхоза *4. Шистосомоза

Выберите 1 правильный ответ

2.5. Направление врачевания в Древней Месопотамии, основанное на эмпирическом опыте:

1. Ашипуту *2. Асуту 3. Йога 4. Аюрведа

Выберите все правильные ответы

2.6. Письменные источники истории врачевания в Месопотамии:

1. Папирусы *2. Свод законов царя Хаммурапи

*3. Глиняные таблицы 4. Поэмы 5. Аюр-Веды Выберите 1 правильный ответ

2.7. Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых называли:

1. Переодевты 2. Терапевты *3. Тарихевты 4. Прозекторы

Выберите 1 правильный ответ

2.8. Египетские врачи были убеждены в том, что многие болезни происходят от плохой пищи, поэтому они:

*1. Ежемесячно очищали кишечник, три дня принимая слабительные средства

2. Применяли лечебное голодание

3. Делали кровопускания

4. Пили минеральные воды Выберите 1 правильный ответ

2.9. По мнению Геродота, у врачевателей этой страны «врачебное искусство разделено таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь: или глаз, или головы, или зубов и т.д.:

1. Вавилон 2. Китай 3. Индия *4. Египет

Выберите 1 правильный ответ

2.10. Древнеегипетский папирус Э. Смита представляет собой:

1. Трактат по анатомии 2. Трактат по акушерству

*3. Трактат по хирургии 4 Трактат по внутренним болезням Выберите 1 правильный ответ

2.11. Определив болезнь и ее причину, врачеватель-ашипу до начала лечения:

1. Составлял гороскоп *2. Делал прогноз

3. Проводил культовый обряд 4. Проводил омовение Выберите 1 правильный ответ

2.12. Самое раннее государство Древнего Мира, в котором сложились два направления врачевания - асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей):

1. Египет 2. Китай *3. Месопотамия 4. Индия

Выберите 1 правильный ответ

2.13. Акведуки не являются изобретением римлян, они заимствовали эту идею:

1. В Китае 2. В Египте 3. В Индии *4. В Ассирии

Выберите 1 правильный ответ

2.14. Древнеегипетский папирус, посвященный женским болезням:

1. Папирус Смита 2. Папирус Бругша

*3. Кахунский папирус 4. Папирус Эберса Выберите 1 правильный ответ

2.15. В Месопотамии врачебным искусством занимались главным образом жрецы бога-целителя:

1. Ассириса 2. Мордука *3. Эйа 4. Апполона 5. Тота

Выберите 1 правильный ответ

2.16. Разделы этого папируса посвящены лечению внутренних болезней и косметическим средствам:

*1. Эберса 2. Смита 3. Хёрста

4. Бругша 5. Лейденский папирус. Выберите все правильные ответы

2.17. Причиной возникновения болезни в Древней Месопотамии считали:

*1.Возмездие за нарушение обычаев *3. Сверхъестественные

*2. Естественные 4.Невезение 5. Порча

Выберите все правильные ответы

2.18. Где в Древнем Египте готовили врачевателей?

*1. В семье 2. В храмах *3. В специальных школах «Домах жизни»

Выберите 1 правильный ответ

2.19. Изобретение, какой медицинской процедуры приписывают египтянам?

*1. Клизмы 2. Аускультации 3.Измерение температуры

Выберите все правильные ответы

2.20. Перечислите основы развития врачевания в странах древнего востока:

*1. Наличие письменности *2. Накопление эмпирического опыта

*3. Религия 4. Развитие науки. 5. Философия. Выберите 1 правильный ответ

2.21. Общественный строй, соответствующий периоду Древнего мира:

1. первобытнообщинный *2. рабовладельческий

3. феодальный 4. капиталистический Врачевание в Древней Индии и Древнем Китае Выберите 1 правильный ответ

3.1. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае:

1. Ритуальные танцы *2. Лечение от противного

4. Хирургия 3. Заговоры Выберите 1 правильный ответ

3.2. В какой стране Древнего мира впервые производилась операция ринопластики:

1. Вавилонское царство *2. Индия

4. Китай 3.Греция Выберите 1 правильный ответ

3.3. В Индии медицине обучались:

1. В храмах

*2. В специальных школах типа университета

3. В медицинских школах

4. На дому у целителей

5. Нигде, была только народная медицина

Выберите все правильные ответы

3.4. В древнекитайской империи в период ее расцвета имелся медицинский приказ, который:

*1. Обслуживал императорский двор

*2. В ряде случаев организовывал борьбу с эпидемиями

3. Налаживал медицинскую службу в войсках во время походов

4. Контролировал работу провинциальных врачей

5. Занимался изготовлением медицинских инструментов

Выберите 1 правильный ответ

3.5. В какой стране Древнего мира лечили ртутью:

1. Египет 2. Греция *3. Индия 4. Китай

Выберите 1 правильный ответ

3.6. Какой метод применялся в Древнем Китае при натуральной оспе:

1. Вакцинация *2. Вариоляция

3. Оперативное вмешательство 4. Кровопускание Выберите 1 правильный ответ

3.7. Окончив обучение, будущий индийский врачеватель произносил:

1. Клятву 2. Обет 3. Молитву

*4. Проповедь 5. Ничего не делал Выберите все правильные ответы

3.8. Характерной особенностью традиционной древне-китайской медицины являются:

*1. Инь-янь терапия *2. Учение о пульсе 3. Дзю-терапия

*4. Чжэнь-цзю терапия 5. Дао-цзю терапия Выберите 1 правильный ответ

3.9. В Древнем Китае считалось, что настоящий врач - не тот, кто лечит заболевшего, а тот кто:

1. Дает советы

2. Назначает физические упражнения

3. Владеет операционной техникой

*4. Предупреждает болезнь Выберите 1 правильный ответ

3.10. В древней Индии одной из важнейших частей организма, в которой сохраняется «вечный огонь», считается:

1. Ладонь 2. Подошва * 3. Хрусталик

4. Яички 5. Паховая область Выберите все правильные ответы

3.11. Врачебная этика древней Индии запрещала врачу требовать вознаграждения:

1. У богатых людей *2. У обездоленных

*3. У брахманов 4. За работу Выберите все правильные ответы

3.12. В Древней Индии раджа:

*1. Давал право лечебной практики

*2. Контролировать деятельность врачевателей

*3. Контролировал соблюдение врачебной этики

4. Контролировал семейное положение врача

5. Контролировал внешний облик врачевателей

Выберите 1 правильный ответ

3.13. Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае стало учение:

1. О дыхании 2. О пневме

4. Инь-янь *3. О пульсе Выберите 1 правильный ответ

3.14. В своих трактатах, посвященных диагностике болезней ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании:

1. Теплоты тела 2. Цвета кожи и языка 3. Выделений

4. Шумов в легких *5. Пульса Выберите 1 правильный ответ

3.15. Письменный источник изучения истории врачевания в древней Индии:

*1. Веды 2.Эллиада

4. Папирус 3. Глиняные таблички Выберите 1 правильный ответ

3.16. В каком ведическом трактате упоминается о четырех соках организма?

1. Ригведы *2.Аюрведы 3. Атхарведе 4. Предписания Ману

Выберите 1 правильный ответ

3.17. Какая религия способствовала развитию анатомических знаний в древней Индии?

1. Загробный культ *2. Буддизм 3. Язычество 4. Христианство

Выберите 1 правильный ответ

3.18. Какой памятник древней аюр-ведической письменности посвящен лечению внутренних болезней?

*1. Чарака-самхита 2.Аюрведы

3. Сушрута-самхнта 4.Предписания Ману Выберите 1 правильный ответ

3.19. Какой памятник древней аюрведической письменности в основном посвящен оперативному лечению?

1. Чарака-самхита 2.Аюрведы

*3. Сушрута-самхнта 4.Предписания Ману Выберите все правильные ответы

3.20. Чжень-дзю терапия это:

*1. Иглоукалывание *2. Прижигание 3. Массаж 4. Медитация

Врачевание и медицина в Древней Греции Выберите все правильные ответы

4.1. Назовите источники изучения истории врачевания Древней Греции:

*1. Гомер — «Илиада», «Одиссея»

*2. «Гиппократов сборник»;

3. произведения Марциала;

4. Диоскорид — «О врачебной материи». Выберите 1 правильный ответ

4.2. Назовите теорию патологии, разработанную Гиппократом:

1. нервизм

2. органопатология

3. солидарная теория

*4. гуморальная теория Выберите все правильные ответы

4.3. Назовите известных врачевателей Древней Греции:

*1. Герофил

*2.Эврифон

3.Гален

*4.Алкмеон

*5.Гиппократ

Выберите все правильные ответы

4.4. Назовите труды Гиппократа о врачебной этике:

*1.«Клятва»

2. «Прогностика»

*3.«О враче»

*4. «О благоприличном поведении»

*5. «Наставления»

Выберите 1 правильный ответ

4.5. Назовите основателя Кротонской медицинской школы, философия которого является основой медицинской системы Гиппократа:

*1. Алкмеон

2.Эврифон

3.Гален

4.Праксагор

5.Гиппократ Выберите один правильный ответ

4.6. Алкмеон Кротонский связывал этиологию заболеваний, прежде всего, с:

1.сердцем

2. сосудами

*3.головным мозгом

4. спинным мозгом

5. печенью

Выберите все правильные ответы

4.7. Назовите представителей Александрийской школы:

*1.Герофил

2. Асклепиад

3.Диоскорид

4. Соран

*5.Эразистрат

Выберите все правильные ответы

4.8. Назовите лечебные приемы, используемые древнегреческими врачевателями:

*1. гипноз

*2.молитвы, посты

3. прижигание «мокса»

*4. лекарственные средства, водолечение, гимнастика, простейшие хирургические вмешательства;

5. вариоляция.

Выберите все правильные ответы

4.9. Укажите представления о причинах болезней в Древней Греции:

*1.общие для всех людей данной местности

2. внедрение злых духов

*3. индивидуальные, определяемые образом жизни

4. нарушение кармы Выберите все правильные ответы

4.10. Назовите основателя описательной анатомии в Древней Греции:

1.Гиппократ

*2. Герофил

3. Эразистрат

4.Соран

*5.Алкмеон

Выберите 1 правильный ответ

4.11. Кого из древнегреческих врачевателей называют «отцом медицины»?

1. Алкмеон

2. Герафил

3. Эврифон

*4.Гиппократ Выберите все правильные ответы

4.12. Назовите произведения, принадлежащие перу Гиппократа::

1. «Махабхарата»

*2. «О воздухах, водах и местностях»

3. «Салернский кодекс здоровья»

*4. «Прогностика»

*5 «Афоризмы» Выберите 1 правильный ответ

4.13. Назовите бога-целителя, с культом которого связано храмовое врачевание в Древней Греции:

1.Зевс

*2. Асклепий

3. Афродита

4.Геракл

5.Янус Выберите 1 правильный ответ

4.14. Асклепийоны в Древней Греции — это:

*1. святилища в честь Асклепия

2. потомки Асклепия

3. названия медицинских учебников

4.лекарственные средства, примененные впервые Асклепием

5. помещения, в которых жил Асклепий и вел прием больных

Выберите все правильные ответы

4.15. Назовите известных детей древнегреческого бога медицины Асклепия:

*1.Гигиея

*2.Подалирий

3.Анубис

*4.Панакея

5.Морфей Выберите все правильные ответы

4.16. Назовите термины, которые произошли от имен Панакея и Гигиея:

1. панекей — средство от зубной боли

*2. панацея — универсальное средство от всех болезней

*3.гигиена — наука о профилактике заболеваний

4.гигиений — общеукрепляющий лекарственный сбор

5.панакей — водный бассейн

Выберите 1 правильный ответ

4.17. Кого в Древней Греции называли «перерезывателями пуповины»?

*1.женщин, которые оказывали помощь при родах

2.профессиональных акушеров-гинекологов, которыми были только мужчины;

3.врачей, которые ассистировали при родах

4.специальные медицинские инструменты, которые использовали в акушерской практике

5. женщин-хирургов, которых специально приглашали для того, чтобы они перерезали пуповину

Выберите 1 правильный ответ

4.18. В гражданские больницы Древней Греции общественные врачи:

1.назначались правителем города

2.покупали должность

3.приглашались из-за границы

4.таких не было

*5. избирались на народном собрании после соответствующего экзамена.

Выберите 1 правильный ответ

4.19. На чем основано учение Гиппократа о 4-х темпераментах?

1. сочетание в организме элементов инь и ян и их разделение на 4 субстанции;

*2. преобладание в организме одного из 4 телесных соков: крови, слизи, желтой желчи, черной желчи;

3.соотношение 4-х элементов: вода, дерево, огонь, металл, воздух;

4.соотношение 4-х черт личности;

5.наличие 4-х групп крови, каждая из которых определяет склонность человека к болезням и подходы к лечению.

Выберите все правильные ответы

4.20. Назовите основные достижения древнегреческого врача Гиппократа и его школы:

*1.принцип «не навреди»

*2. принцип аллопатии

3.прижигание ран раскаленным железом

*4.учение о 4-х соках и 4-х темпераментах

Медицина в Древнем Риме

Выберите все правильные ответы

5.1. Назовите источники изучения истории медицины Древнего Рима:

*1.«Законы XII таблиц»

*2. акведуки

*3.Лукреций Кар «О природе вещей»

4.«Законы Ману»

5.труды Демокрита

Выберите 1 правильный ответ

5.2. В каком веке были построены первые термы в Риме?

*1.III в. до н.э.

2. IV в. до н.э. Выберите 1правильный ответ

5.3. Как назывались военные учреждения для раненых и больных в Древнем Риме?

*1.валетудинарии

2.асклепийоны

3.ятреи. Выберите 1 правильный ответ

5.4. Назовите основателя методической школы в Древнем Риме.

*1. Темизон

2.Лукреций

3.Цельс

4.Гален Выберите один правильный ответ

5.5. Представления о миазматической концепции возникновения болезней в Древнем Риме связано с именем:

1.Архагат

*2.Лукреций

3.Асклепиад

Выберите 1 правильный ответ

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

8. Вопросы для самоподготовки

  1. Что изучает предмет «История медицины»?

  2. Перечислите основные задачи Истории медицины?

  3. Расскажите о периодизации, согласно которой следует делить Всемирную историю?

  4. Что отражают данные периоды?

  5. Назовите классификация исторических источников?

  6. Сколько групп исторических источников существует?(перечислить).

  7. Подробно рассказать о каждом из исторических источников?

  8. Рассказать о становлении первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн. лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)?

  9. Как происходило становление человека и человеческого общества?

  10. Как формировалась праобщина ,расскажите о зачатках врачевания В этот период?

  11. Рассказать о врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X - V тыс. до н.э.)?

  12. Как формировались общественные отношения и врачевание?

  13. Рассказать о врачевание в период разложения первобытного общества (с X—V тыс. до н.э.)?

  14. подробно остановитесь на особенностях врачевания и врачевателях данного периода?

  15. Что предшествовало развитию формы Матриархата? Подробно расскажите об этом.

  16. Что такое Патриархат? Как вы полагает, какая форма наиболее ярко проявлялась в эпоху первобытнообщинного строя?

9.Тестовые задания по теме с эталонами ответов .

01. Определение истории медицины:

1) история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

2) история медицины – это наука о происхождении научных знаний медицины

3) история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

4) история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания

02. В основу периодизации истории медицины положены

1) достижения в области естествознания

2) открытия в области медицины

3) знаменательные исторические даты

4) социально-экономические формации

03. Возникновение медицины связано

1) с появлением первого человека

2) с возникновением болезней

3) с оказанием взаимопомощи

4) с повышенным травматизмом

04. Первоисточниками являются:

1) впервые найденные памятники древних цивилизаций

2) письменные свидетельства очевидцев или участников произошедших в прошлом событий

3) реконструкции происходивших событий, на основании имеющихся описаний

4) первые исследования на историческую тему

05.историческое событие знаменующее окончание эпохи Древнего Мира и начало эпохи Средневековья

1) падение Римской империи

2) рождение Иисуса Христа

3) появление Византии

4) первый крестовый поход

06. историческое событие, которое принято считать границей между Новым временем и Новейшей историей

1) Великая октябрьская социалистическая революция

2) окончание Первой мировой войны

3) начало Великой отечественной войны

4) первый полет человека в космос

07. Сколько периодов принято выделять в периодизации мировой истории:

1) два

2) три

3) четыре

4) пять

08. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнего мира:

1) первобытнообщинный

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

09. Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества:

1) антропогенез

2) социогенез

3) этногенез

4) биогенез

10. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Средневековья:

1) первобытнообщинный

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

11. В основу периодизации истории медицины положена:

1) гражданская периодизация

2) статистические данные

3) специальная периодизация

4) классификация болезней

12. Операции, производимые в первобытнообщинном строе:

1) аппендэктомия

2) кесарево сечение

3) удаление катаракты

4) пластические операции

13. Средняя продолжительность жизни первобытных людей:

1) 40-45 лет

2) 30-40 лет

3) 15-20 лет

4) 50-60 лет

14. Первые хирурги первобытнообщинного строя:

1) женщины

2) пастухи

3) шаманы

4) охотники

15. при зашивании ран использовали муравьев

1) аборигены Африки

2) инки

3) аборигены Бразилии

4) ацтеки

16. Появление врачевателей характерно для следующей эпохи первобытного общества:

1) эпоха праобщины

2) эпоха первобытной общины

3) эпоха классообразования

4) эпоха матриархата

17. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения:

1) тотемизм

2) анимизм

3) фетишизм

4) шаманизм

18. Древнейшими людьми являются:

1) неандертальцы

2) кроманьонцы

3) палеоантропы

4) архантропы

19. Врачевание в эпоху праобщины было:

1) культовым

2) магическим

3) коллективным

4) осуществлялось специалистами

20. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества:

1) 2 млн.. – 40 тыс. лет назад

2) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.

3) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э.

4) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад

21. Наиболее древним из критериев человека является:

1) развитая кисть

2) прямохождение

3) высокоразвитый мозг

4) общественные отношения

22. Для изгнания злого духа из тела больного первобытные люди проводили «операцию»

1) кастрации

2) трепанации черепа

3) ампутации конечности

4) удаление зуба

23. В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была

1) семейная медицина

2) классовая медицина

3) эмпирическая медицина

4) магия

24. По костным останкам древних людей можно определить

1) возраст человека

2) атеросклероз

3) гепатит

4) инфаркт миокарда

25. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

1) смены времен года

2) изменения климатических условий

3) естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

4) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

26. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет

1) 99%

2) 85%

3) 80%

4) 75%

27. Опровержению концепции «золотого века» способствовала следующая наука:

1) история

2) биология

3) археология

4) палеопатология

28. Прародиной человека считается:

1) Азия

2) Африка

3) Атлантида

4) Америка

29. Первобытное общество, не зная частной собственности, эксплуатации человека человеком, являлось

1) демократическим

2) классовым

3) доклассовым

4) коммунистическим

30. Вера первобытных людей в духов, всеобщее одухотворение природы называется

1) мистицизм

2) язычество

3) тотемизм

4) анимизм

31. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

1) животного происхождения

2) минерального происхождения

3) растительного происхождения

4) синтетические

32. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была

1) космическая

2) демоническая

3) гуморальная

4) реалистическая

33. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется

1) фетишизм

2) тотемизм

3) религия

4) анимизм

34. Первыми людьми, посвятившими себя медицине, как профессии в эпоху разложения первобытного общества были

1) жрецы

2) колдуны

3) шаманы

4) берегини

35. В период матриархата основным способом поддержания существования человека считается

1) охота

2) земледелие

3) рыболовство

4) собирательство даров природы

36. Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом представлении о ее причинах:

1) эмпирическое врачевание

2) приемы устрашения духа болезни

3) оперативное лечение

4) поклонение тотемам

37. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования опыта и собственного умозаключения, называются:

1) эмпирические

2) рациональные

3) иррациональные

4) конкретные

вопрос

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

1

4

3

2

1

2

4

2

2

3

1

2

3

2

3

3

1

4

3

2

вопрос

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

ответ

2

2

3

1

4

1

4

2

3

4

3

2

1

3

4

2

1

studfiles.net


Смотрите также