Марксист республика ватикан автор капитала первобытное право. 10 класс. I тур 1 Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «нет») и занесите ответы таблицу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность. Марксист республика ватикан автор капитала первобытное право


«Познание»

скачать файл

Тренировочная работа по теме «Познание»

15. Субъект, объект, средства познания

16. В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными - в объем понятия входит только один объект, например - первый президент России. Общими – в объем понятий входит много объектов, например – президент. И нулевыми (пустыми), в объем понятия не входит ни один объект, например – марсианский житель. 1. С каким способом познания связано данное задание? Почему? (рациональный способ познания, т.к. говорится о логике и понятие – форма рационального познания)

2. Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объему, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.

1. Марксист 2. Республика Ватикан 3. Автор «Капитала» 4.Первобытное право 5. Мусульманин 6.Страна 7. Экономический рост в период рецессии 8. Социализация моего первого ребенка 9. Действующая Конституция РФ.
Единичные Общие Нулевые
3, 8,9 1,5,6 2,4,7

17. Что является лишним в ряду? объясните, почему вы так решили.

1. « – А-а-а-а! – кричала Королева. – Кровь из пальца! Хлещет кровь!

При этом она так трясла рукой, словно хотела, чтобы палец вообще оторвался.

– Что случилось? – спросила Алиса, как только Королева замолчала, чтобы набрать воздуха в легкие. – Вы укололи палец?».

Л. Кэролл

2. « - А что такое экспонат? - спросила Алиса.

- Ты и этого не знаешь?- гном был расстроен.

- Я-то знаю, но мне хочется, чтобы Даша тоже знала, - сказала Алиса.

- Правильно. Даше надо учиться. А то она будет такая же необразованная, как ты, - согласился гном. - Экспонат – это тот, кто экспонируется. Ясно?» Кир Булычев 3. «На глазах исчезала стена, отделяющая Китай-город от города Москвы. Исчезал безобразный выступ старого грузного дома на Моховой улице, мусор стройки, кирпичный и железный лом, стены и углы домов рушились и исчезали, как исчезают театральные декорации. На мостовых и тротуарах стояли изумленный прохожий. Он видел, как исчезает стена…» Л. Никулин

4. «Здесь будут идти вниз гранитные уступы. Забьют фонтаны. Расстелются газоны. В Москву-реку вольются воды Волги. Она станет полноводной. Большие трехэтажные волжские теплоходы поплывут по ней. Вы видите это, Петя?

– Вижу…» Л. Славин Ответ: Лишняя позиция 2, т.к. является иллюстрацией исходного элемента рационального познания – понятия, остальные фрагменты иллюстрируют формы чувственного познания:

1-ощущение

3- восприятие

4- представлениескачать файл

voeto.ru

Впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность

Всероссийская олимпиада школьников 2015/16 уч.г. Школьный этап

Обществознание, 11 класс, задания

Время выполнения 90 мин. Максимальное количество баллов 100

Разработчики: Гуртовая Наталья Ивановна, учитель МБОУ лицея № 1, Гумерова Елена Валерьевна, учитель МБОУ СОШИ № 1 им. В.П. Синякова

 

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Внесите в таблицу свои ответы.

1.1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1.2. В случае, когда Президент РФ не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель правительства.

1.3. Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество.

1.4. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

1.5. Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление её носителей.

1.6. В соответствии с законом адвокатская деятельность является предпринимательской.

1.7. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1.8. Согласно закону стоимости величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.

1.9. Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

1.10. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

За каждый правильный ответ – 2 балл. Всего – 20 баллов.

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10
               
 
 

 

В логике все понятия по объёму и содержанию делятся на несколько видов. По объёму они бывают единичными – в объём понятия входит только один объект, например первый Президент России; общими – в объём понятия входит много объектов, например президент; и нулевыми (пустыми) – в объём понятия не входит ни один объект, например марсианский житель. Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объёму, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.

1) марксист; 2) республика Ватикан; 3) автор «Капитала»; 4) первобытное право; 5) мусульманин; 6) страна;

7) экономический рост в период рецессии; 8) социализация моего первого ребёнка;

9) действующая Конституция РФ.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего –9 баллов.

 

Единичные Общие Нулевые
     

 

Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации. (максимально 18 баллов)

3.1 Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летного С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь? Укажите все нарушения (8 баллов).

3.2 Депутатская фракция Государственной думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали лишать российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.Каково должно быть заключение экспертов с позиции международного и внутреннего законодательства? Объясните (6 балла). Почему? (4 балла). Всего – 10 баллов.

4. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

За правильно определенный термин 2 балл, за правильное значение до 4 баллов. Максимум за задание 24 баллов.

 

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Ничто» Мировоззрение    
«Кошелек» Экономическая инфраструктура    
«Невменяемый» Убеждения    
«Порча» Власть    

Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А.познавательная деятельность; Б. практическая деятельность; В. ценностно-ориентировочная деятельность;

Г. социально-преобразовательная деятельность; Д. духовная деятельность; Е. материально-производственная; Ж. прогностическая деятельность; З. деятельность.

 

Всего 10 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.

Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть налоговой политики и основные виды налогов. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами налогов.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

Подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов налогов

впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. Налоги берутся с каждого гражданина и каждой действующей в стране фирмы. 2. Самый распространенный вид – подоходный налог с граждан. 3. Также налоги берутся с тех, кто совершает определенного рода действия, например обмен валюты. 4. Фирмы платят налог на прибыль. 5. Закон может освобождать от налога некоторую часть доходов фирмы, которая идет на расширение производства или, например, на благотворительные цели. 6. Акцизы обычно вводятся на товары, потребление которых устойчиво и легко контролируется. Это могут быть предметы роскоши или те товары, потребление которых не считается полезным. Например, спиртные напитки или табачные изделия. 7. Также налоги могут существовать при продаже любого товара. Например, налог с продаж, составляет определенный процент от цены товара. 8. Во многих странах существует налог на наследство, который может быть достаточно высоким.

megaobuchalka.ru

10 класс. I тур 1 Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «нет») и занесите ответы таблицу

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

6 -12 апреля 2009 г. 10 класс I тур Брянск

10 класс. I тур

14. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. «Благочестивейший великий государь-батюшка наш, царю и великий княже Алексие Михайлович, самодержец и наследниче всея Великия и Малыя и Белыя России и иных многих государств владетелю и повелителю!..» Данное обращение является примером политической культуры участия. 1.2. Во всех мировых религиях мы видим схожие тенденции в традиции изображения Бога.1.3. Если жизнь облыжная вам не дарит дланями –

помогите ближнему, помогите дальнему!

Помогите встречному, все равно чем именно.

Подвезите женщину – не скажите имени.

В данных строках А. Вознесенского проявляется альтруистическая позиция. 1.4. Для современной западноевропейской культурной традиции характерны перечисленные признаки: 1) существование примата правового государства; 2) взаимообязательные отношения граждан с государством; 3) государство является носителем ценностных, нравственно-религиозных критериев, с помощью которых, стремится контролировать все общество; 4) существует высокая социальная мобильность.1.5. «В то время, как роль, которую играет в производстве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в нем человек обнаруживает тенденцию к возрастанию отдачи». В приведенном высказывании отразилось изменение соотношения между важнейшими экономическими ресурсами в постиндустриальном обществе. 1.6. Помнишь, Постум, у наместника сестрица,

Худощавая, но с полными ногами.

Недавно стала жрица.

Жрица, Постум, и общается с богами.

В данных строках И. Бродского отразилось такое явление, как социальная адаптация личности.

1.7. «Московский английский клуб открыт в 1802 году на Петровке в бывшем доме князя Гагарина. Каждый член клуба имеет право записывать гостем всякого иногороднего и даже московского жителя, если только тот не служит и не имеет собственного дома, но этим правом должно пользоваться с большой осторожностью. Ваш гость может требовать все, что ему угодно: кушать устрицы, разварных стерлядей, пить шампанское и сверх того проиграть несколько тысяч рублей, не заплатя за все это ни копейки; от него ничего не потребуют, ему даже не намекнут, что в английском клубе едят и пьют за деньги, а на мелок никогда не играют; он как гость не обязан этого знать, за все будет отвечать тот член клуба, которым он записан». Перед вами пример корпоративных социальных норм.

1.1. 1.2 1.3 1.4. 1.5. 1.6. 1.7.

2 2. Что является лишним в ряду? объясните, почему вы так решили.

1. « – А-а-а-а! – кричала Королева. – Кровь из пальца! Хлещет кровь!

При этом она так трясла рукой, словно хотела, чтобы палец вообще оторвался.

– Что случилось? – спросила Алиса, как только Королева замолчала, чтобы набрать воздуха в легкие. – Вы укололи палец?». Л. эрролл

2. « - А что такое экспонат? – спросила Алиса.

- Ты и этого не знаешь? – гном был расстроен.

- Я-то знаю, но мне хочется, чтобы Даша тоже знала, - сказала Алиса.

- Правильно. Даше надо учиться. А то она будет такая же необразованная, как ты, -- согласился гном. – Экспонат – это тот, кто экспонируется. Ясно?» Кир Булычев 3. «На глазах исчезала стена, отделяющая Китай-город от города Москвы. Исчезал безобразный выступ старого грузного дома на Моховой улице, мусор стройки, кирпичный и железный лом, стены и углы домов рушились и исчезали, как исчезают театральные декорации. На мостовых и тротуарах стояли изумленный прохожий. Он видел, как исчезает стена…» Л. Никулин

4. «Здесь будут идти вниз гранитные уступы. Забьют фонтаны. Расстелются газоны. В Москву-реку вольются воды Волги. Она станет полноводной. Большие трехэтажные волжские теплоходы поплывут по ней. Вы видите это, Петя?

– Вижу…» Л. Славин

3 6. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами два сюжета, в которых представлены социальные ситуации, обозначаемые подобными понятиями.

3.1. Укажите понятие и раскройте историю его происхождения.

3.2. Составьте предложение, в котором грамотно использовалось бы данное понятие. А. Я, гений Игорь Северянин,Своей победой упоен:Я повсеградно оэкранен!Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-АртуруЧерту упорную провел.Я покорил литературу!

Взорлил, гремящий, на престол!

И. Северянин.

3.1.________________________________________________________________________________

3.2.________________________________________________________________________________

Б. «Религия албанцев — это албанизм» — так ещё в XIX в. охарактеризовал верования своего народа албанский интеллектуал Васо Пашко. Позднее эти слова повторил и албанский диктатор Ходжа. Неудивительна после этого и чудовищная жестокость боевиков по отношению к сербам и их святыням в Косово.

Опасность провозглашения независимости Косово — это ещё один гигантский шаг на пути к Великой Албании. Н. Брусиловский. «По Балканам вновь бродит призрак великой страны».

3.1.________________________________________________________________________________

3.2.________________________________________________________________________________

4 3. В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными – в объем понятия входит только один объект, например – первый президент России. Общими – в объем понятий входит много объектов, например – президент. И нулевыми (пустыми), в объем понятия не входит ни один объект, например – марсианский житель.

Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объему, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.

Единичные Общие Нулевые
1. Марксист 2. Республика Ватикан 3. Автор «Капитала» 4.Первобытное право 5. Мусульманин 6.Страна 7. Экономический рост в период рецессии 8. Социализация моего первого ребенка 9. Действующая Конституция РФ.

65. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

5.1. На месте преступления был задержан Сергей М., которому было предъявлено обвинение в хищении, и он был заключен под стражу. В совершении хищения Сергей М. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что Сергей М. совершил хищение, задержан, содержится под стражей и его ожидает суд.

Правомерна ли подобная газетная публикации? Свое мнение обоснуйте.

5.2. 6. Шестнадцатилетнему Борису Л., который остался без попечения родителей, назначили попечителя Сергея В. Однако через год Борис с разрешения Сергея занялся предпринимательской деятельностью – открыл собственное малое предприятие.

Имеет ли смысл продолжение попечительства над Борисом Л.? Свое мнение обоснуйте.

6 10. Прочитайте текст, посвященный функциям семьи.

6.1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, из помещенного под текстом списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

6.2. Определите, какие функции семьи проявились в описанных далее ситуациях. Запишите порядковый номер каждой ситуации в соответствующей графе, приведенной в конце задания таблицы. Обратите снимание: одна и та же ситуация может служить примером проявления разных функций семьи!

Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как по своему характеру, так и по их иерархии. В ________ обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для ________. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на ________ в соответствии с нуждами каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного ________. Ряд исследователей считают важнейшей социальной функцией семьи репродуктивную, обеспечивающую воспроизводство населения страны. Решение задач ______ рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив,   необходимостью ограничения уровня рождаемости. Семья, осуществляя функцию воспитания детей, выступает институтом первичной _______ ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное _________ ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. Воспитательная функция неразрывно связана с функцией первичного социального контроля, которая заключается в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, применении моральных _________ (позитивных или негативных) для поощрения следования социальным нормам в семье и обществе или для наказания при нарушении этих норм. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья предоставляет (передает) определенный социальный статус ее членам, удовлетворяет их потребности в социальном продвижении. Большое значение имеет сексуально-эротическая функция. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая ________, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров. ______ функция семьи состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в совместном использовании свободного времени, во взаимообогащении своих интересов. В современном обществе возрастает роль  функции духовного общения, предполагающей духовное взаимообогащение членов семьи, информационный обмен, обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни, общение в контексте восприятия художественных произведений. С ней тесно связана функция эмоциональной поддержки, обеспечивающая чувство _______ и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в _________ и самоактуализации. За последние десятилетия заметно возросло значение данной функции, реализующей _______ человека в принятии его другими людьми и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмоциональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопонимания.

1. общение 2. ценности 3. социализация 4. коммуникация 5. досуговый
6. адаптация 7. потребление 8. самовыражение 9. санкция 10. производство
11. трудовой 12. цикл 13. доиндустриальный 14.потребности 15. личность
16. планирование 17. обмен 18. планирование 19. деятельность 20. безопасность
1. Окончив школу, Н. поспешила выйти замуж, так как стремилась «не отстать» от старшей сестры, которую ей всегда ставили в пример. 2. В воскресный день муж и жена Т. Отправились в кинотеатр вместе со своими сыновьями 7 и 9 лет на просмотр детского анимационного фильма.3. Потеряв работу, Р. Вскоре ушел из семьи, так как жена его постоянно упрекала в том, что он не может зарабатывать и обеспечивать прежний уровень достатка.4. В семье З. детей принято наказывать, если они не убирают за собой кровать и грязную посуду, не поддерживают самостоятельно в опрятном виде свою одежду, так как родители считают, что необходимо как можно раньше выработать у детей навыки самообслуживания.5. Под влиянием бабушки-искусствоведа ученик 9 класса Е. стал посещать вместе с ней выставки современной живописи, делиться с домашними своими впечатлениями.6. «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его. Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах, поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки, там окажу я ласки мои тебе. Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть любовь». Библия. Книга Песни Песней.7. И. де Мадариага, английская исследовательница жизни Ивана IV, отмечает, что молодой великий князь отказался от намерения взять в жены невесту из иностранной королевской или княжеской династии, так как у него не было своей семьи в России, и в случае, если отношения с женой не заладятся, он бы чувствовал себя одиноким. Впоследствии Ивану очень понравилось «быть женатым человеком».
Экономическая Хозяйственно-бытовая Репродуктивная Воспитания Первичного социального контроля Социально-статусная Сексуально-эротическая Духовного общения Досуговая Эмоциональной поддержки
7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Двигаю» Деятельность ________________ - _______________________________
«Имею значение» Денежное обращение ________________ - _______________________________

_________________________________________________

«Надлежащее соотношение частей» Человек ________________ - _______________________________

_________________________________________________

«Отцовский» Государство ________________ - _______________________________
«Освобождение» Право ________________ - _______________________________
  1. А.С. Пушкин в трагедии «Скупой рыцарь» описал не только человеческий порок - скупость, но и отразил аллегорично основные функции денег. Прочитайте приведенные ниже отрывки из поэмы и укажите, какие функции денег в них отражены. Впишите ответ в первую колонку таблицы в соответствии с определенными вами функциями.
____________________________________ Деньги? — деньгиВсегда, во всякий возраст нам пригодны;Но юноша в них ищет слуг проворныхИ не жалея шлет туда, сюда.Старик же видит в них друзей надежныхИ бережет их как зеницу ока.
_____________________________________ Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;В великолепные мои садыСбегутся нимфы резвою толпою;И музы дань свою мне принесут,И вольный гений мне поработится,И добродетель и бессонный трудСмиренно будут ждать моей награды.Я свистну, и ко мне послушно, робкоВползет окровавленное злодейство,И руку будет мне лизать, и в очиСмотреть, в них знак моей читая воли.
____________________________________ Тут есть дублон старинный…. вот он. НынчеВдова мне отдала его, но преждеС тремя детьми полдня перед окномОна стояла на коленях воя.Шел дождь, и перестал и вновь пошел,Притворщица не трогалась; я мог быЕе прогнать, но что-то мне шептало,Что мужнин долг она мне принесла,И не захочет завтра быть в тюрьме.
____________________________________ А все ж он не в убытке;Его нагрудник цел венецианский,А грудь своя: гроша ему не стоит;Другой себе не станет покупать.Зачем с него не снял я шлема тут же!

edu.likenul.com

«Познание»

скачать файл

Тренировочная работа по теме «Познание»

15. Субъект, объект, средства познания

16. В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными - в объем понятия входит только один объект, например - первый президент России. Общими – в объем понятий входит много объектов, например – президент. И нулевыми (пустыми), в объем понятия не входит ни один объект, например – марсианский житель. 1. С каким способом познания связано данное задание? Почему? (рациональный способ познания, т.к. говорится о логике и понятие – форма рационального познания)

2. Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объему, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.

1. Марксист 2. Республика Ватикан 3. Автор «Капитала» 4.Первобытное право 5. Мусульманин 6.Страна 7. Экономический рост в период рецессии 8. Социализация моего первого ребенка 9. Действующая Конституция РФ.
Единичные Общие Нулевые
3, 8,9 1,5,6 2,4,7

17. Что является лишним в ряду? объясните, почему вы так решили.

1. « – А-а-а-а! – кричала Королева. – Кровь из пальца! Хлещет кровь!

При этом она так трясла рукой, словно хотела, чтобы палец вообще оторвался.

– Что случилось? – спросила Алиса, как только Королева замолчала, чтобы набрать воздуха в легкие. – Вы укололи палец?».

Л. Кэролл

2. « - А что такое экспонат? - спросила Алиса.

- Ты и этого не знаешь?- гном был расстроен.

- Я-то знаю, но мне хочется, чтобы Даша тоже знала, - сказала Алиса.

- Правильно. Даше надо учиться. А то она будет такая же необразованная, как ты, - согласился гном. - Экспонат – это тот, кто экспонируется. Ясно?» Кир Булычев 3. «На глазах исчезала стена, отделяющая Китай-город от города Москвы. Исчезал безобразный выступ старого грузного дома на Моховой улице, мусор стройки, кирпичный и железный лом, стены и углы домов рушились и исчезали, как исчезают театральные декорации. На мостовых и тротуарах стояли изумленный прохожий. Он видел, как исчезает стена…» Л. Никулин

4. «Здесь будут идти вниз гранитные уступы. Забьют фонтаны. Расстелются газоны. В Москву-реку вольются воды Волги. Она станет полноводной. Большие трехэтажные волжские теплоходы поплывут по ней. Вы видите это, Петя?

– Вижу…» Л. Славин Ответ: Лишняя позиция 2, т.к. является иллюстрацией исходного элемента рационального познания – понятия, остальные фрагменты иллюстрируют формы чувственного познания:

1-ощущение

3- восприятие

4- представлениескачать файл

www.voeto.ru

2. Марксистское учение о государстве и праве

С ростом численности и организованности класса наемных ра­бочих росло и число публицистов и теоретиков, притязавших на выражение и защиту интересов этого класса. Наиболее влиятель­ным и теоретически оформленным коммунистическим учением, оказавшим роковое влияние на классовую борьбу и пролетарскую идеологию во второй половине XIX и особенно в XX веке, было марксистское учение. Его основоположниками были использованы идеи французских историков об истории как борьбе классов, идеи французских социалистов и коммунистов о социализме и комму­низме, отмирании государства при коммунизме, их критика совре­менного общества и государства, немецкая философия права, учения о государстве и праве Нового времени и др.

Домарксистские учения социалистов основывались на надежде коренных общественных преобразований с помощью мирной про­поведи примера, образца нового строя, прямого народоправства (Т. Мор, Т. Кампанелла), «разумного строя общности» (Ш. Фурье), новой промышленной системы» (А. Сен-Симон), коммунистических общин (Р. Оуэн). Синтезировав коммунистические идеи своих пред­шественников, основоположники марксизма обосновали необходи­мость насильственной пролетарской революции, установление дик­татуры пролетариата, отмирание государства и права.

272

Марксизм как самостоятельная доктрина сложился в конце 40-х — начале 50-х гг. XIX в. Его основоположниками выступили Карл Маркс (1818 —1883 гг.)1 и Фридрих Энгельс (1820 —1895 гг.)2.

Каковы основные положения марксистского учения о государ­стве и праве?

К.Маркс и Ф.Энгельс выступили с резкой критикой существо­вавших общественных порядков, считая их неразумными и не отве­чающими духу времени. Их критике было подвергнуто и гегелевс­кое учение о государстве, его государственно-правовые взгляды.

В основе жизни общества, утверждали основоположники марк­сизма, лежит производство материальных благ, необходимых для существования людей. Люди прежде всего должны есть, пить, иметь жилище, одеваться, только затем они уже могут заниматься полити­кой, искусством, науками и т.п. Поэтому производство материаль­ных средств к жизни и экономический строй общества составляют основу, базис, на которых развиваются государственные, правовые и прочие учреждения и идеи — надстройка. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, кото­рый экономически господствует при данной системе производства.

Экономическая основа определяет исторический тип, характер и особенности общества, той или иной общественной формации. Аб­страктного общества не бывает. История общества есть естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономиче­ской формации. Первобытное общество, античное, феодальное, буржуазное, социалистическое общество — каждая формация

1Маркс Карл — философ и социолог, экономист и публицист, основатель учения, впоследствии названного его именем. Родился в г. Трире (Германия) в семье адвоката. В немецких ун-тах изучал право, философию, историю. Защитил диссертацию, став доктором философии (1841 г.), однако его надежды на академическую карьеру не оправдались. В 1842 г. стал редактором демократической «Рейнской газеты». После ее закрытия переехал в Париж (1843 г.), бывший тогда центром теорет. деятельности сторонников коммунизма и коллективизма. Здесь в 1844 г. началась совместная тео­ ретическая деятельность Маркса и Энгельса по выработке нового мировоззрения. Его решающие пункты были впервые научно изложены в работах «Святое семейство» (1845 г.), «Немецкая идеология» (1846 г.), «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.). С 1849 г. до конца жизни Маркс жил в Лондоне. Автор фундаментального тРУДа «Капитал». Сочинения Маркса и Энгельса были изданы в 50—60-х гг. XX в. в 39 томах.

2 Энгельс Фридрих — философ и социолог, экономист и публицист, один из осно­ воположников марксизма. Родился в г. Бармене (Германия), в семье фабриканта. В 1841—1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал ун-т. Сотруд­ ничал в «Рейнской газете», редактором которой был Маркс. В 1845 г. издал книгу «Положение рабочего класса в Англии», в 1848 г. вместе с Марксом — «Манифест Коммунистической партии». Перу Энгельса принадлежит большое количество ра­ бот по истории общественно-политического строя и классовой борьбы в Германии, Франции и др. странах, также философии и теории марксизма. Особое место среди них занимает книга «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). Вместе с Марксом участвовал в организации рабочего движения, создании Международного товарищества рабочих (I Интернационала), социалистических пар­ тий в ряде стран Европы и в США.

273

представляет определенное звено в едином всемирно-историческом процессе развития общества по восходящей линии. Всеобщим зако­ном общественного развития является закон борьбы антагонисти­ческих классов как движущей силы такого развития.

Происхождение государства, по Марксу и Энгельсу, обусловлено образованием антагонистических классов. «Родовой строй, — пи­сал Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства», — был взорван разделением труда и его последст­вием — расколом общества на классы. Он был заменен госу­дарством». Оно — результат внутреннего социального развития и непримиримости классовых противоречий, сила, стоящая над обще­ством и умиряющая столкновения классовых интересов. Господ­ствующий класс складывается из представителей новой «аристок­ратии богатства», оттесняющей на задний план старую родовую знать.

Признаки государства: «по сравнению со старой родовой органи­зацией, — писал Энгельс, — государство отличается: первое — разде­лением подданных государства по территориальным делениям... вторая отличительная черта — учреждение публичной власти...». Ее отличие от общественной власти, во-первых, в классовом ха­рактере; во-вторых, она обособлена, отделена от народа; в-третьих, она «состоит не только из вооруженных людей, но и из веществен­ных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству»; в-четвер­тых, для содержания аппарата принуждения и управления, не при­нимающего участия в производстве материальных благ, «для содер­жания этой публичной власти необходимы взносы граждан — на­логи»; в-пятых, обладая властью и правом взыскания налогов, особая группа лиц, особый аппарат управления и принуждения ста­новится, как орган общества, над обществом. Непосредственным воплощением, особой организацией этой власти и есть государство. Сущность государства, объясняли основоположники марксизма, это — общественный институт, с помощью которого экономически господствующий класс становится также политически господству­ющим, приобретая тем самым новые средства для реализации сво­их классово-исторических задач. По их мнению, любое эксплуа­таторское государство «во все типичные периоды является государ­ством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплу­атируемого класса». Оно выступает как политическая организация господствующих классов, служащая для удержания в повиновении эксплуатируемого большинства. Такая сущность государства сохра­няется у всех исторических типов государственности — рабо­владельческой, феодальной, капиталистической. Современное го­сударство, писал Маркс в «Капитале», — «совокупный капиталист общих дел». Или: «Современная государственная власть — это 274

только комитет, управляющий общими делами всего класса бур­жуазии».

К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что капитализм уже в середи­не XIX в. стал тормозом общественного развития, гражданского общества. Силой, способной разрешить противоречие между расту­щими производительными силами и тормозящими их рост капита­листическими отношениями, они считали пролетариат. Он «посред­ством насильственного ниспровержения буржуазии» осуществит всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрес­сивное общество без классов и политической власти. «Первым ша­гом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». Пролетариат, ука­зывали основоположники марксизма, использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках пролетар­ского государства, быстрее увеличить сумму производительных сил, что сделает возможным переход к бесклассовому, коммунистичес­кому обществу.

Политическая власть рабочего класса — диктатура пролетариата, были убеждены Маркс и Энгельс, — высший тип демократии, выража­ющей интересы и опирающейся на поддержку огромного большинства народа. Пролетарская демократия будет соответствовать историческо­му периоду социализма — первой фазе коммунистического общества. Примером и формой такой демократии они называли Парижскую коммуну 1871 г. Отмечая ряд особенностей Коммуны Парижа, свой­ственных ей как традиционному органу городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность отчитываться перед избирате­лями, выборность и сменяемость должностных лиц, соединение в Сове­те Коммуны законодательной и исполнительной функций и др.), Маркс писал, что «Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией... она была, по сути дела, правительством рабочего класса... она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда». Маркс и Энгельс допускали возможность мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии, Франции и США, Энгельс в последние годы жизни писал о возможности использования рабо­чим классом представительных учреждений и всеобщего избиратель­ного права для борьбы против буржуазии.

Коммунизм, подготовленный социалистическими преобразова­ниями, были уверены основоположники марксизма, навсегда покон­чит с эксплуатацией, социальным, национальным и колониальным гнетом, кровавыми войнами. Социалистический принцип «каждому По труду» он сменит принципом распределения «по потребностям». При коммунизме отпадает надобность в праве и государстве.

«Манифест Коммунистической партии» заканчивается слова­ми: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунис-

275

тической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме сво­их цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Свои надежды на будущую коммунистическую революцию Маркс и Энгельс связывали, главным образом, с основанным ими Интерна­ционалом, новыми социалистическими партиями и растущими ра­бочим и национально-освободительным движением.

По марксистскому учению право тоже носит классовый харак­тер. Обращаясь к буржуазии, авторы «Манифеста» писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, со­держание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Они утверждали: право было, есть и остается преж­де всего оружием в руках экономически и политически господству­ющего класса.

Государство и право в марксистском учении — надстроечные явления, две стороны одного и того же феномена: политической власти. В «Немецкой идеологии» подчеркивается: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны при­дать своей воле, обусловленной этими определенными отношения­ми, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде зако­на...». Политическое господство, конституированное в государстве, должно получить и свое правовое закрепление, принять тем самым «форму господствующей воли».

Тезис о единстве государства и права, права и закона, об особой взаимосвязи политической и юридической надстроек конкретизи­рован у Маркса и Энгельса рядом важных теоретических положе­ний. 1) Государство и право вместе появляются на исторической арене и вместе сойдут с нее. 2) Каждому историческому типу госу­дарства соответствуют свой, адекватный ему тип права. 3) Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государ­ство есть тот политический организм, который переводит социаль­ное в правовое и следит за тем, чтобы движение общественных отно­шений соответствовало праву. 4) Государство, в свою очередь, не­мыслимо без права. Во-первых, потому что «сама организация государственного механизма должна получить свое оформление в праве». Во-вторых, веления государственной власти должны быть обязательными для населения всей страны, а это невозможно, гово­рится в «Немецкой идеологии», если не выражать государственные веления в виде общеобязательных правил поведения, в нормах пра­ва. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящих за правовой нормой, и есть основная специ­фическая черта, отличающая правовые нормы от других соци­альных норм.

Основоположники марксизма делали вывод о все возрастающей роли правотворчества государства, особенно правотворчества как законодательства, судебного правотворчества.

276

рГ

Право защищает интересы господствующего класса от преступ­лений. Преступления, объясняется в марксизме, коренятся в мате­риальных условиях жизни индивидов. Преступления в капиталис­тическом обществе — это борьба индивида против существующих капиталистических отношений, отношений частной собственности и гнета. Существующая система законов и наказаний не учитывают этих обстоятельств.

Переход от капиталистического к социалистическому обществу, по Марксу и Энгельсу, — переход от одного классового типа права к другому, более высокому типу и отмирание права, т.к. отпадает на­добность в принудительной системе социальных норм. Отмирание права в будущем коммунистическом обществе не означает отказа этого общества от социального нормирования. Но оно станет всеоб­щим, гуманным, добровольным (со всеобщего согласия), основан­ным на принципах морали. Таким образом, отмирание права про-изводно от отмирания государства, политической власти.

Марксизм избежал судьбы других социалистических и комму­нистических доктрин, ставших достоянием узкого круга едино­мышленников. В XX в. он станет мощным идейным оружием ком­мунистов по переустройству мира.

studfiles.net

Марксистская теория происхождения государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

4.      Марксистская теория происхождения государства

  По мнению Маркса и Энгельса,  в основе развития  общества, происходящих в нем изменений  лежит  экономические, производственные отношения, составляющие экономический базис общества. Одним из условий  развития производства, согласно  Энгельсу,   является общественное разделение труда, когда  отдельные племена  стали специализироваться на  определенной  производственной деятельности. По мнению Энгельса, вначале  произошло выделение пастушеских племен.  Затем ремесло отделилось от земледелия. Такая специализация  привела к резкому повышению производительности труда. В этих условиях   род  мог производить  значительно больше продуктов, чем  требовалось для его существования. Избытки были необходимы и для обмена  продуктами земледелия, скотоводства и ремесла.   Для осуществления обмена появилась новая группа  людей - купцы. Повышение производительности труда  привело к утрате необходимости работать сообща всем членам рода. Нужную для жизни  продукцию  могли производить  члены общины, которые   вначале объединились   для  производства, а затем и для  совместной жизни.  Так образовалась семья. Постепенно и  собственность , принадлежавшая ранее всему роду,  превратилась в семейную собственность, то есть  собственность частную. А это привело к неравенству собственности  среди отдельных семей. В одних семьях  появились достаточно большие излишки, в других  таковых оказалось мало. Именно в это время   начинается  длительный период  развития общества,  определяемый как «военная демократия». Военная -  потому, что  это был период непрерывных войн за передел, захват  собственности. Ибо путем захвата можно  было получить быстрее и больше, нежели в процессе производства. Военная демократия привела  к изменениям в отношениях между родами и семьями:  1. Резко увеличилась собственность отдельных, наиболее  воинственных   племен. 2. Резкое обогащение отдельных семей внутри рода, ибо  львиную долю добычи  получали военноначальники,  воины, старейшина рода. 3.  Значительно возросла роль военного руководителя, который при поддержке  армии мог диктовать свою волю остальным членам рода,  (в т.ч. и старейшине). Таким образом, возникло   имущественное неравенство, породившее расслоение  уже не только между родами, но и внутри самого рода. Постепенно это расслоение получило крайние формы - деление на имущих и неимущих. Эти группы людей получили  название  «классы». Представители имущественного класса стали иметь возможность  увеличения  доходов и за счет эксплуатации неимущих.  Естественно, эксплуатируемый, неимущий класс  не мог смириться с таким положением, восставал  в целях возвращения социального  и имущественного равенства. Господствующий же класс эксплуататоров в силу   значительного количественного меньшинства не мог  противостоять  восстаниям  массы неимущих.   В целях поддержания своего господства и подавления восстаний эксплуатируемых господствующий  класс и создал  вооруженную силу (армию, полицию, суды).  Благо, у господствующего класса  было достаточно средств для их содержания. Такой слой людей  уже не занимался производством, а только осуществлял насилие.  Эта-то вооруженная сила и называется «государством».     Таким  образом, государство, по Марксу (Энгельсу)  - это аппарат насилия в руках эксплуатируемого  экономически имущего меньшинства для подавления сопротивления неимущего большинства.     Чем же государство отличается от  организации власти  в первобытной общине ? 1.         Государственная власть осуществляется не  самим обществом, а лишь специально созданным для этого аппаратом насилия; 2.         Государство объединяет под своей властью  людей не по  кровному родству, а по территории, на которую эта власть распространяется. Эта марксистская концепция  была поддержана советской  юридической наукой и была господствующей в  среди ученых. В последние годы в связи с критикой   марксистско-ленинского учения  об обществе, государстве и праве большинство положений Маркса оказались забытыми. В действительности же  многие положения работы  Энгельса, особенно те из них, в которых       рассматривался процесс разложения первобытной общины, не потеряли актуальности и сегодня.   Однако если  внимательно рассмотреть  особенности марксистского учения, можно  сделать ряд серьезных замечаний.    Согласно этой теории  среди причин  образования государства на первом месте   лежат экономические условия жизни.  Безусловно, с этим  следует согласиться. Однако   Маркс   не учитывает и иных факторов, изменения иных сторон общественной жизни. Это,  например, социальные условия. Образование семьи повлекло не только формирование частной собственности, но и иные социальные изменения (переход от матриархата к патриархату, запрет инцеста переход к наследованию по  мужской линии и т.д.) Эти изменения  повлекли и изменения в организации общественной жизни, их развитию, организации и защите. Значительную роль сыграли и расширение торговли, обмен товарами, образование купечества, городов с их специфической организацией. Наконец, нельзя отрицать роли религии, различных религиозных воззрений и концепций, оказавших влияние на  формирование  единой государственной власти.    И, наконец, самое главное. Процесс образования государства  Энгельс рассматривал на примере формирования  государств  европейского средиземноморья - Греции и Рима. Однако, как  показывает историческая наука,  помимо европейского  пути образования государства существует и азиатский тип. Если  в Риме и Греции  государства действительно развивались в условиях классовой борьбы между рабами и рабовладельцами, то, например, на территории Египта государство образовалось в отсутствии классов и классовой борьбы. Здесь государство  как единая  принудительная власть образовалось из необходимости  руководства трудом большого количества людей  для осуществления массовых работ (осушения, орошения и т.д.). Как показывает  опыт, большинство государств возникло  именно по азиатскому пути развития общества. Так что теория Маркса – лишь частный  случай  образования государства, частный путь разложения общины.     Однако общий вывод, сделанный  Энгельсом в своей работе, представляется правильным.  Он говорит о том, что государство ни в коей мере  не представляет собой силу, извне навязанную обществу. Государство есть продукт общества на известной  стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно не может. Нужна была сила, которая бы смиряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И  эта сила, происшедшая  из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от  него, есть государство . Таким образом,  государство -  новая, отличная от  первобытной, организация  власти.  А каким же образом  отдельные властвующие субъекты получают эту власть?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

 

zinref.ru

Марксистская теория происхождения государства

ТОП 10:

По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит экономические, производственные отношения, составляющие экономический базис общества. Одним из условий развития производства, согласно Энгельсу, является общественное разделение труда, когда отдельные племена стали специализироваться на определенной производственной деятельности. По мнению Энгельса, вначале произошло выделение пастушеских племен. Затем ремесло отделилось от земледелия. Такая специализация привела к резкому повышению производительности труда. В этих условиях род мог производить значительно больше продуктов, чем требовалось для его существования. Избытки были необходимы и для обмена продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Для осуществления обмена появилась новая группа людей - купцы. Повышение производительности труда привело к утрате необходимости работать сообща всем членам рода. Нужную для жизни продукцию могли производить члены общины, которые вначале объединились для производства, а затем и для совместной жизни. Так образовалась семья. Постепенно и собственность , принадлежавшая ранее всему роду, превратилась в семейную собственность, то есть собственность частную. А это привело к неравенству собственности среди отдельных семей. В одних семьях появились достаточно большие излишки, в других таковых оказалось мало. Именно в это время начинается длительный период развития общества, определяемый как «военная демократия». Военная - потому, что это был период непрерывных войн за передел, захват собственности. Ибо путем захвата можно было получить быстрее и больше, нежели в процессе производства. Военная демократия привела к изменениям в отношениях между родами и семьями:

1. Резко увеличилась собственность отдельных, наиболее воинственных племен.

2. Резкое обогащение отдельных семей внутри рода, ибо львиную долю добычи получали военноначальники, воины, старейшина рода.

3. Значительно возросла роль военного руководителя, который при поддержке армии мог диктовать свою волю остальным членам рода, (в т.ч. и старейшине).

Таким образом, возникло имущественное неравенство, породившее расслоение уже не только между родами, но и внутри самого рода. Постепенно это расслоение получило крайние формы - деление на имущих и неимущих. Эти группы людей получили название «классы». Представители имущественного класса стали иметь возможность увеличения доходов и за счет эксплуатации неимущих. Естественно, эксплуатируемый, неимущий класс не мог смириться с таким положением, восставал в целях возвращения социального и имущественного равенства.

Господствующий же класс эксплуататоров в силу значительного количественного меньшинства не мог противостоять восстаниям массы неимущих.

В целях поддержания своего господства и подавления восстаний эксплуатируемых господствующий класс и создал вооруженную силу (армию, полицию, суды). Благо, у господствующего класса было достаточно средств для их содержания. Такой слой людей уже не занимался производством, а только осуществлял насилие. Эта-то вооруженная сила и называется «государством».

Таким образом, государство, по Марксу (Энгельсу) - это аппарат насилия в руках эксплуатируемого экономически имущего меньшинства для подавления сопротивления неимущего большинства.

Чем же государство отличается от организации власти в первобытной общине ?

1. Государственная власть осуществляется не самим обществом, а лишь специально созданным для этого аппаратом насилия;

2. Государство объединяет под своей властью людей не по кровному родству, а по территории, на которую эта власть распространяется.

Эта марксистская концепция была поддержана советской юридической наукой и была господствующей в среди ученых. В последние годы в связи с критикой марксистско-ленинского учения об обществе, государстве и праве большинство положений Маркса оказались забытыми. В действительности же многие положения работы Энгельса, особенно те из них, в которых рассматривался процесс разложения первобытной общины, не потеряли актуальности и сегодня.

Однако если внимательно рассмотреть особенности марксистского учения, можно сделать ряд серьезных замечаний.

Согласно этой теории среди причин образования государства на первом месте лежат экономические условия жизни. Безусловно, с этим следует согласиться. Однако Маркс не учитывает и иных факторов, изменения иных сторон общественной жизни. Это, например, социальные условия. Образование семьи повлекло не только формирование частной собственности, но и иные социальные изменения (переход от матриархата к патриархату, запрет инцеста переход к наследованию по мужской линии и т.д.) Эти изменения повлекли и изменения в организации общественной жизни, их развитию, организации и защите. Значительную роль сыграли и расширение торговли, обмен товарами, образование купечества, городов с их специфической организацией. Наконец, нельзя отрицать роли религии, различных религиозных воззрений и концепций, оказавших влияние на формирование единой государственной власти.

И, наконец, самое главное. Процесс образования государства Энгельс рассматривал на примере формирования государств европейского средиземноморья - Греции и Рима. Однако, как показывает историческая наука, помимо европейского пути образования государства существует и азиатский тип. Если в Риме и Греции государства действительно развивались в условиях классовой борьбы между рабами и рабовладельцами, то, например, на территории Египта государство образовалось в отсутствии классов и классовой борьбы. Здесь государство как единая принудительная власть образовалось из необходимости руководства трудом большого количества людей для осуществления массовых работ (осушения, орошения и т.д.). Как показывает опыт, большинство государств возникло именно по азиатскому пути развития общества. Так что теория Маркса – лишь частный случай образования государства, частный путь разложения общины.

Однако общий вывод, сделанный Энгельсом в своей работе, представляется правильным. Он говорит о том, что государство ни в коей мере не представляет собой силу, извне навязанную обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно не может. Нужна была сила, которая бы смиряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство .

Таким образом, государство - новая, отличная от первобытной, организация власти. А каким же образом отдельные властвующие субъекты получают эту власть?

5. Основные теории образования государственной власти

Теории происхождения государства многообразны. Среди ученых не было единства взглядов в отношении образования государства. Множественность таких теорий объясняется различием исторических и социальных условий, в которых работали авторы, разнообразием идеологических, религиозных, философских позиций, которые они занимали .

Помимо рассмотренной выше марксистской (ее еще называют материалистической, классовой) теории можно отметить еще несколько важных:

Одной из ранних является теологическая теория. Наиболее известным ее представителем стал Фома Аквинский. Смысл данной теории состоит в обосновании божественного происхождения государственной власти. Творец всего сущего нам земле, в том числе и государства – бог. Любая власть на земле - от бога, в том числе и власть государственного правителя, который является помазанником божьим. Следовательно, любому государственному властителю следует подчиняться, ибо его воля и власть – это воля божья. Эта теория имела широкое распространение, особенно в средние века, в эпоху феодализма.

С точки зрения науки, эту теорию нельзя ни опровергнуть, ни поддержать, ибо речь, прежде всего, идет о признании или отрицании существования бога.

Можно отметить и ее положительные моменты, так как она подчеркивала незыблемость, вечность государства, его верховенство над всеми другими видами власти.

Другая известная теория - теория патриархальная, яркими представителями которой являлись Платон и Аристотель, а так же русский ученый Н.К. Михайловский. Суть ее заключается в том, что общество понимается как разросшаяся патриархальная семья. А поскольку в каждой семье объективно существует отцовская власть, то и глава государства выступает как отец этой разросшейся большой семьи. Простая, на первый взгляд, эта теория имеет ряд недостатков. Прежде всего, государственно-властные отношения – это отношения управленческие. Семейные же, брачно-семейные отношения имеют совершенно иную природу, задачи и цели. Как показал Энгельс, семья не объединяет род, а, напротив, является средством его разложения.

Психологическая теория.(Её положения развивались Цицероном, отечественным ученым Л.И. Петражицким). Основные причины возникновения государства сторонники этой теории видят не в экономических или социальных условиях, а в особенностях психики человека. Русский ученый Коркунов связывал возникновение государства с потребностью людей к «психологическому единению», «коллективному сознанию». Психологическое качество «стремления к власти» у всех субъектов различно. Одни могут и желают властвовать, другие привыкли подчиняться и выполнять чьи-либо указания. Однако у всех есть потребность жизни в коллективе, которое невозможно без властных проявлений отдельных представителей. Безусловно, психологические особенности личности, как исполнителя, так и властвующего субъекта имеют большое значение. Однако вряд ли они имели решающее значение в процессе образования государственной власти.

Теория насилия( К. Каутский , Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.). Согласно этой теории государство – возникло как результат войн, завоеваний, принудительного установление власти. Причем различается внутреннее и внешнее завоевание. Внутреннее завоевание характеризуется захватом власти одной части общества другой. Это результат борьбы рас, классов, наций. История человечества есть история борьбы классов, подчеркивал К. Маркс. Внешнее насилие заключается в завоевании одного племени другим. Государство в этих условиях и выступает как орудие господства завоевателей над побежденными народами. Безусловно, завоевание и насилие существовало во все периоды общественного развития. Однако связывать его с основным признаком образования государства вряд ли целесообразно.

Широкое распространение даже среди современных ученых получила договорная теория. Ее развивали такие известные мыслители как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, Б.Спиноза. Эта теория возникла в период раннебуржуазных революций и была направлена на борьбу с феодальным абсолютизмом, абсолютной властью монарха. Согласно сторонникам этой теории до образования государства люди жили в «естественном состоянии». Т. Гоббс характеризовал это состояние как «война всех против всех», ибо каждый человек обладал индивидуальной свободой. Но в этих условиях он не был защищен от произвола других, ибо его свобода не была защищена от воли других людей. При этом свобода одних людей вступает в противоречие со свободой других. Для обеспечения порядка, защиты интересов личностей люди заключили договор о правилах совместного проживания. При этом они отказались от части своих свобод, передав по договору возможность властвования избранному ими субъекту, и взяли обязательство подчиняться этому субъекту, который, в свою очередь, обязуется охранять права и свободы человека, общественную безопасность и порядок, то есть осуществлять функции, свойственные государству. В случае нарушения условий договора народ имеет право на восстание против деспота, монарх - на наказание виновных.

Эта теория имеет ряд положительных моментов. На ее основе были выработаны иные демократические теории и принципы. Таковой является теория парламентаризма, вывод о взаимной ответственности государства и личности и т.д. Однако в какой-либо форме реального договора историки не обнаружили.

Ирригационная теория. Автор этой теории немецкий ученый К. Витфогель. Суть его концепции в том, что государство возникает вследствие потребности общества в осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных и ирригационных сооружений. Осуществить руководство такими работами (куда вовлечено не только большое количество людей, но и различные роды, племена) может только сильная, единая для всех власть, то есть государство. Исторически известны такие формы организации в междуречье, Китае, Египте.

Теория «инцеста». Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал идею, согласно которой особенности воспроизводства рода, а точнее запрет инцеста (кровосмешения), являлись исходным социальным фактором в выделения человек из мира природы, структурализации общества и образования государства. По мнению автора, для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять суровые, жесткие меры пресечения. Для этого потребовалось создавать внутри общины специальные контрольные и принудительные органы, которые явились прообразом будущего государства.

Особняком среди этих теорий стоит органическая теория. Отличительная особенность ее заключается в том, что ее сторонники не отделяют государство от человека, от человеческого общества. Так, еще Платон сравнивал государство с организмом человека, а деятельность государства, в том числе по созданию законов, с процессом его мыслительной деятельности. В Х1Х в. эту теорию развил Г.Спенсер. По его мнению, общество, как и его отдельные представители – люди, представляет собой организм. Органы же государства, как и органы отдельного человека, выполняют определенные функции, необходимые для нормального существования и развития общества.

Мы рассмотрели только основные теории. В литературе, кроме указанных, рассматриваются также расовая, спортивная, патримониальная, экономическая, диффузионная теории, теория специализации. Подробно основные теории рассмотрены в работе Т.В.Кашаниной[1]. Какая же из них наиболее полно и объективно отражает процесс образования государственной власти? Полагаем, что на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. За исключением органической теории все иные имеют право на существование. Другое дело, что при анализе необходимо подходить к вопросу исторически, анализировать процесс образования государства в различные периоды истории, в различных регионах. Как уже указывалось, в соответствии с ирригационной теорией происходило образование государств в Азии и Египте. Государства, образовавшиеся в результате татаро-монгольских завоеваний, несут на себе элементы теории насилия. Если вспомнить норманскую теорию образования русского государства, здесь можно обнаружить элементы договорной теории и т.д.

Вместе с тем, подводя итог, можно выделить наиболее общие закономерности возникновения государств.

1. Возникновение государства представляет собой достаточно длительный процесс, происходящий параллельно с разложением рода.

2.Государство образуется объективно в силу различных социальных и экономических причин, а не по воле какого-либо субъекта.

3. Государство возникает там, где появляются непримиримые противоречия внутри рода, которые сам род преодолеть не может.

4. Возникнув на определенном этапе развития общества, государство становится его постоянным спутником.

 



infopedia.su


Смотрите также