Обществознание 6 класс таблица общество первобытное цивилизация. Схемы, Таблицы, Задания по Обществознанию 6 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 3. Исторические ступени развития общества. Обществознание 6 класс таблица общество первобытное цивилизация


§ 11. Основные типы обществ. Обществознание 6 класс Кравченко



Вопрос 1. Какие бывают общества? Почему общества разные?

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях. Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.

Разница в обществах связана с постепенным умственным развитием человека и прогрессом всего общества.

Вопрос 2. Используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, приведите примеры народов, которые в настоящее время продолжают жить благодаря охоте и собирательству.

Некоторые африканские племена, группы индейцев, народы крайнего севера.

Аборигены — коренные жители Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет. До сих пор ещё не все аборигены перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады — охотники.

Коренное население штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон занимается собирательством. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели.

Вопрос 3. На смену аграрному обществу пришло индустриальное, в котором уже преобладала промышленность. Как изменился труд людей с изобретением парового двигателя, с появлением машин?

Резко повысилась производительность труда, начали расти города и городское население, увеличился жизненный уровень населения. Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности.

Вопрос 4. Какие черты постиндустриального общества отражают фотографии?

Всеобщая компьютеризация, создание и применение роботов, попытки создать искусственный интеллект.

Вопрос 5. Какие ступени в развитии человеческого общества выделяет наука?

Современные социологи разделили всемирную историю на три эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

А современные антропологи (учёные, изучающие становление и развитие человека) все общества с древнейших времён до наших дней подразделили на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество. В основе этого деления — способ добывания средств к существованию и формы хозяйствования.

Вопрос 6. Объясните значение понятий: «аграрное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество».

Аграрное общество (аграрная экономика) — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции.

Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.

Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.

Вопрос 7. Перечислите отличительные черты постиндустриального общества и кратко охарактеризуйте их.

Главные отличительные черты постиндустриального общества от индустриального — очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями и бизнесом. И высокая стоимость и производительность высококачественного национального человеческого капитала, генерирующего избыток инноваций, вызывающих конкуренцию между собой.

Вопрос 8. Проследите, как изменялись занятия и способы хозяйственной деятельности людей от одной ступени развития к другой. К каким переменам в жизни людей они привели?

1) Общество охотников и собирателей. Так как у первобытных людей не было постоянного жилища мужчины возводили стоянки, на которых уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков. Женщины занимались собирательством.

2) Общество огородничества. От собирательства люди переходили к огородничеству – выращиванию окультуренных овощей и злаков. Поскольку землю истощалась быстро, то община на этом участке задерживалась всего на несколько лет.

3) Общество земледельцев и скотоводов. Охотники и собиратели превращались в- земледельцев и скотоводов. Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

4) От аграрного общества к индустриальному. Общества охотников и собирателей, огородников, земледельцев и скотоводов объединяют в единую ступень развития – аграрное общество. Жизнь людей в нем была тесно связана с природой. Более 200 лет назад аграрное общество сменило индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность.

Практикум

1. Прочитайте текст «Современные охотники и собиратели» на с. 88 и ответьте на вопросы: на каких континентах и в каких странах обитают современные охотники и собиратели? Каковы причины их существования в современном мире? Какие проблемы есть у людей, живущих по законам традиционного общества, в XXI веке?

Современные охотники и собиратели живут в Австралии, Северной и Южной Америке. Они проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города.

2. Завершите предложения.

Древнегреческое общество было аграрным, потому что _ господствовало натуральное хозяйство.

Чертами постиндустриального общества являются _ преобладание информационных технологий и всеобщая компьютеризация.

3. Какие ступени развития общества вы уже изучили на уроках истории? К каким историческим эпохам они относятся? Приведите примеры.

Общество охотников и собирателей, общество огородничества – Древний мир, общество скотоводов, земледельческое общество – Средневековье.

4. Сравните аграрное и индустриальное общества по следующим позициям: тип хозяйства (присваивающее, производящее), образ жизни (оседлый, кочевой), основное занятие большей части население (сельское хозяйство, промышленность), наличие ручного или машинного труда. Заполните таблицу.

Аграрное общество – присваивающее хозяйство, кочевой образ жизни, сельское хозяйство, ручной труд.

Индустриальное общество – производящее хозяйство, оседлый образ жизни, промышленность, машинный труд.

5*. Черты каких типов обществ можно обнаружить в современной России? Подготовьте компьютерную презентацию.

В современной России присутствуют черты и аграрного, и индустриального, и постиндустриального обществ.

resheba.com

Первобытное общество – искусство, культура и общины (6 класс, история)

История человеческой расы насчитывает не одну тысячу лет, и самым первым этапом развития человечества является первобытное общество. Это огромный исторический пласт, который берет свое начало с появления древнейших людей и заканчивается возникновением государств и цивилизаций.

Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества – это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Первобытный человек

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Через первобытный строй прошли все народы мира. На планете нет такой цивилизации, которая бы «перескочила» через данный отрезок развития. Несмотря на то, что первобытное общество давно кануло в лето, на Земле еще остались малочисленные племена, которые ведут характерный образ жизни и сохраняют пережитки далекого прошлого.

Этапы первобытного общества

Существует несколько видов хроник первобытного общества, среди которых выделяют периодизацию по типу производства, археологическую периодизацию и некоторые другие.

Весьма показательным является разделение эпохи первобытного общества по типу организации общественного строя. Выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные черты:

  • Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада – охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник.
  • Родовая община. Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода.

Родовая община

Рис. 2. Родовая община.

  • Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь.

Культура первобытного общества

Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.

Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.

Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.

Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы – наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок. Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

Петроглифы

Рис. 3. Петроглифы.

Важнейшим видом первобытного искусства был орнамент – различные линии, геометрические фигуры, примитивные изображения животных и растений, которые повторялись в определенной последовательности. Орнамент служил не только украшением: он являлся знаком принадлежности к тому или иному племени, оберегал владельца от злых сил.

Что мы узнали?

При изучении темы «Первобытное общество» по программе 6 класса истории мы узнали кратко об особенностях эпохи первобытного общества: какими характерными особенностями она обладала, какой временной промежуток охватывала и на какие периоды была разделена. Также мы выяснили, какие достижения в области культуры и искусства соответствовали данному периоду развития человеческого общества.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Схемы, Таблицы, Задания по Обществознанию 6 класс

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, ЗАДАНИЯ Тема1: Что такое общество. ОБШЕСТВО Общее Совместное Коллективное Сплоченное Социальная Организация государства народность нация НАРОД ГОСУДАРСТВО СТРАНА СОЦИАЛЬНЫЙ политическое географическое СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА экономическая социальная политическая духовная

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, ЗАДАНИЯ

Тема1: Что такое общество.

ОБШЕСТВО

Общее

Совместное

Коллективное

Сплоченное

Социальная

Организация государства

народность

нация

НАРОД

ГОСУДАРСТВО

СТРАНА

СОЦИАЛЬНЫЙ

политическое

географическое

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

экономическая

социальная

политическая

духовная

Тема 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА 1. ДУХОВНАЯ 2. ВНЕЗЕМНАЯ РАССЫ – ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ СЛОЖИВЩИЕСЯ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ. НЕГРОИДНАЯ ОКЕАНИЧЕСКАЯ МОНГОЛОИДНАЯ ЕВРОПОИДНАЯ

Тема 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

1. ДУХОВНАЯ

2. ВНЕЗЕМНАЯ

РАССЫ – ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ СЛОЖИВЩИЕСЯ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ.

НЕГРОИДНАЯ

ОКЕАНИЧЕСКАЯ

МОНГОЛОИДНАЯ

ЕВРОПОИДНАЯ

Тема 3:ИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ОХОТНИКИ, СОБИРАТЕЛИ. ОГОРОДНИКИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, СКОТОВОДЫ. АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ

Тема 3:ИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ОХОТНИКИ, СОБИРАТЕЛИ.

ОГОРОДНИКИ

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, СКОТОВОДЫ.

АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ

ТЕМА4 : Современное общество Современное общество –это общество в котором большую роль играет наука, знания, техника. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сохранение окружающей среды УГРОЗА ВОЙН, ТЕРРОРИЗМА . Борьба с бедностью, Болезнями, голодом.

ТЕМА4 : Современное общество

Современное общество –это общество в котором большую роль играет наука, знания,

техника.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Сохранение окружающей среды

УГРОЗА ВОЙН,

ТЕРРОРИЗМА .

Борьба с бедностью,

Болезнями, голодом.

Тема5: Человечество, как сума поколений Человечество – это непрерывающаяся эстафета устремленных вперед людей. ПОКОЛЕНИЕ- ГРУППА ЛЮДЕЙ РОДИВЩИХСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД. Культурное наследие- часть культуры созданная прошлыми поколениями, передающаяся следующим поколениям, как нечто ценное и почитаемое . НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ

Тема5: Человечество, как сума поколений

Человечество – это непрерывающаяся эстафета устремленных вперед людей.

ПОКОЛЕНИЕ- ГРУППА ЛЮДЕЙ РОДИВЩИХСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД.

Культурное наследие- часть культуры созданная прошлыми поколениями, передающаяся следующим поколениям, как нечто ценное и почитаемое .

НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ

МАТЕРИАЛЬНАЯ

Тема6: Человек, общество, природа ЭКОЛОГИЯ- НАУКА О ОКРУЖАЮШЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЕ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Климатические изменения Исчезают животные и растения. Загрязнение природной среды ГРИНПИС – ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ КОСТИТУЦИЯ статья 42 РФ. КРАСНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ.

Тема6: Человек, общество, природа

ЭКОЛОГИЯ- НАУКА О ОКРУЖАЮШЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЕ.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Климатические изменения

Исчезают животные

и растения.

Загрязнение природной

среды

ГРИНПИС – ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

КОСТИТУЦИЯ статья 42 РФ.

КРАСНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА Тема 7: Что такое экономика. ЭКОНОМИКА – древнегреческое слово есть искусство вести домашнее хозяйство. ЭКОНОМИКА РАЦИОНАЛЬНО ОРГАНИЗОВАН- НАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ . УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ. РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬ- ЗУЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. СОЗДАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ . ПРОИЗВОДСТВО ЧТО ДЛЯ КОГО КАК Производство – процесс создания различных видов экономических продуктов. Производитель – человек, предприятие изготавливающее товары и услуги. производитель потребитель Рынок, магазин, биржа, аукцион.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7: Что такое экономика.

ЭКОНОМИКА – древнегреческое слово есть искусство вести домашнее хозяйство.

ЭКОНОМИКА

РАЦИОНАЛЬНО ОРГАНИЗОВАН-

НАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ .

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

ПОТРЕБНОСТЕЙ.

РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬ-

ЗУЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ

РЕСУРСЫ.

СОЗДАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ .

ПРОИЗВОДСТВО

ЧТО

ДЛЯ КОГО

КАК

Производство – процесс создания различных видов экономических продуктов.

Производитель – человек, предприятие изготавливающее товары и услуги.

производитель

потребитель

Рынок, магазин, биржа, аукцион.

ТЕМА 8: РЫНОК СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА РЫНОК СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЬГИ ЦЕНА ТОРГОВЛЯ ПОКУПАТЕЛЬ ПРОДАВЕЦ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНКИ КОММЕРЧЕСКИЙ ВКЛАДЫ

ТЕМА 8: РЫНОК

СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА

РЫНОК

СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ

ДЕНЬГИ

ЦЕНА

ТОРГОВЛЯ

ПОКУПАТЕЛЬ

ПРОДАВЕЦ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

БАНКИ

КОММЕРЧЕСКИЙ

ВКЛАДЫ

ТЕМА 9: Что такое предпринимательство и бизнес. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО- деятельность направленная на систематическое получение прибыли. Предприниматель –это человек организующий производство товаров и услуг с целью получения прибыли. Бизнес –это деятельность человека или группы людей, связанная с производством и продажей товаров и услуг. БИЗНЕС МАЛЫЙ КРУПНЫЙ СРЕДНИЙ Страховым Производственным Финансовым Торговым ВОПРОС? ЧТО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ БИЗНЕС БЫЛ УСПЕШНЫМ? Стр. 61 ДВИЖУЩАЯ СИЛА БИЗНЕСА ------- ДЕНЬГИ. КАПИТАЛ СОБСТВЕННОСТЬ

ТЕМА 9: Что такое предпринимательство и бизнес.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО- деятельность направленная на систематическое получение прибыли.

Предприниматель –это человек организующий производство товаров и услуг с целью получения прибыли.

Бизнес –это деятельность человека или группы людей, связанная с производством и продажей товаров и услуг.

БИЗНЕС

МАЛЫЙ

КРУПНЫЙ

СРЕДНИЙ

Страховым

Производственным

Финансовым

Торговым

ВОПРОС? ЧТО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ БИЗНЕС БЫЛ УСПЕШНЫМ? Стр. 61

ДВИЖУЩАЯ СИЛА БИЗНЕСА ------- ДЕНЬГИ.

КАПИТАЛ

СОБСТВЕННОСТЬ

ТЕМА 10. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО Домашнее хозяйство включает в себя все имеющиеся ресурсы, и прежде всего собственность семьи. СЕМЬЯ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОДЫ РАСХОДЫ ДЕФИЦИТНЫЙ СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ВОПРОС: Как пополняются доходы? Куда идут расходы? Стр. 65 – 67. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Перечислите доходы и расходы за месяц для семьи состоящей из папы(работает), мамы(работает) бабушки(пенсия), дедушки(пенсия), дочки (школьница).

ТЕМА 10. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Домашнее хозяйство включает в себя все имеющиеся ресурсы, и прежде всего

собственность семьи.

СЕМЬЯ

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

ДЕФИЦИТНЫЙ

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ

ВОПРОС: Как пополняются доходы? Куда идут расходы? Стр. 65 – 67.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Перечислите доходы и расходы за месяц для семьи состоящей из папы(работает), мамы(работает) бабушки(пенсия), дедушки(пенсия), дочки (школьница).

ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСКА ГРАЖДАНСКИЙ И ТРУДОВОЙ КОДЕКС Р.Ф. 14 ЛЕТ право заниматься предпринимательской деятельностью От 14 до 18 лет может совершать Сделки с согласия родителей.

ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСКА

ГРАЖДАНСКИЙ И ТРУДОВОЙ КОДЕКС Р.Ф.

14 ЛЕТ право заниматься

предпринимательской

деятельностью

От 14 до 18 лет может совершать

Сделки с согласия родителей.

Тема 12: Труд сточки зрения закона ТРУДОВОЙ КОДЕКС Р.Ф. Всеобщая декларация прав человека 1948 год КОНСТИТУЦИЯ Каждый человек имеет право трудиться 14 ЛЕТ с Согласия Родителей или по обстоятельствам Труд гражданина является свободным По закону с 16 лет Трудовой договор Трудовая книжка ВОПРОС: Что записано в трудовом договоре? Какие ограничения введены для несовершеннолетних работников? Стр.77.79.80

Тема 12: Труд сточки зрения закона

ТРУДОВОЙ КОДЕКС Р.Ф.

Всеобщая декларация прав человека

1948 год

КОНСТИТУЦИЯ

Каждый человек

имеет право трудиться

14 ЛЕТ с

Согласия

Родителей или

по обстоятельствам

Труд гражданина

является свободным

По закону с

16 лет

Трудовой договор

Трудовая книжка

ВОПРОС: Что записано в трудовом договоре?

Какие ограничения введены для несовершеннолетних работников?

Стр.77.79.80

Тема 13 : Социальная сфера жизни общества СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – КЛАССЫ ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ – НАЦИИ ПО ВОЗРОСТУ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО – КЛАССЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ. ВЫСШИЙ КЛАСС (БОГАТЫЕ) СРЕДНИЙ НИЗЩИЕ (ЗАЖИТОЧНЫЕ) (БЕДНЫЕ) КРАЙНЯЯ БЕДНОСТЬ (НИЩИЕ)

Тема 13 : Социальная сфера жизни общества

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

  • СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – КЛАССЫ
  • ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ – НАЦИИ
  • ПО ВОЗРОСТУ
  • ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
  • ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ
  • ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО – КЛАССЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ.

ВЫСШИЙ КЛАСС

(БОГАТЫЕ)

СРЕДНИЙ

НИЗЩИЕ

(ЗАЖИТОЧНЫЕ)

(БЕДНЫЕ)

КРАЙНЯЯ БЕДНОСТЬ

(НИЩИЕ)

ТЕМА:14 МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА СЕМЬЯ БРАК ФУНКЦИИ Продолжение рода Воспитание детей. Дает любовь, общение, взаимопомощь 4. Организация домашнего Хозяйства. С16 ЛЕТ ПО С 18 ЛЕТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ПО ЗАКОНУ КОНСТИТУЦИЯ – СЕМЬЯ, МАТЕРИНСТВО, ДЕТСТВО НАХОДИТСЯ ПОД ЗАЩИТОЙ ГОСУДАРСТВА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: РУСУНОК «МОЯ СЕМЬЯ»

ТЕМА:14 МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

СЕМЬЯ

БРАК

ФУНКЦИИ

  • Продолжение рода
  • Воспитание детей.
  • Дает любовь, общение,

взаимопомощь

4. Организация домашнего

Хозяйства.

С16 ЛЕТ ПО

С 18 ЛЕТ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

ПО ЗАКОНУ

КОНСТИТУЦИЯ – СЕМЬЯ, МАТЕРИНСТВО, ДЕТСТВО НАХОДИТСЯ ПОД ЗАЩИТОЙ ГОСУДАРСТВА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: РУСУНОК «МОЯ СЕМЬЯ»

ТЕМА15: Правила и нормы в обществе. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБЫЧАИ- традиционно установившиеся порядок поведения МАНЕРЫ – внешние формы поведения человека ТРАДИЦИИ – все то , что унаследовано от предшественников ОБРЯДЫ – СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ УСТАНОВЛЕНЫХ ОБЫЧАЯМИ. НРАВЫ – особо оберегаемые ,высокочтимые людьми действия. ЦЕННОСТИ – социально одобренные большенством людей представления о добре, справедливости, патриотизме, гражданственности. ЗАКОН – правовая норма Я МОГУ Я ХОЧУ Я ДОЛЖЕН

ТЕМА15: Правила и нормы в обществе.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

  • ОБЫЧАИ- традиционно установившиеся порядок поведения
  • МАНЕРЫ – внешние формы поведения человека
  • ТРАДИЦИИ – все то , что унаследовано от предшественников
  • ОБРЯДЫ – СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ УСТАНОВЛЕНЫХ ОБЫЧАЯМИ.
  • НРАВЫ – особо оберегаемые ,высокочтимые людьми действия.
  • ЦЕННОСТИ – социально одобренные большенством людей представления о добре, справедливости, патриотизме, гражданственности.
  • ЗАКОН – правовая норма

Я МОГУ

Я ХОЧУ

Я ДОЛЖЕН

ПОЛИТИКА И ПРАВО. Тема 16 ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО. Государство – важнейший институт общества, признанный обеспечить порядок и организовывать жизнь людей. Внешняя и внутренняя государство Демократические недемократические Монархии республики ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ. СУВЕРЕНИТЕТ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ. НАЛОГИ. НАЛИЧИЕ ЗАКОНОВ. ГРАЖДАНСТВО – ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ГИМН

ПОЛИТИКА И ПРАВО. Тема 16 ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО.

Государство – важнейший институт общества, признанный обеспечить порядок

и организовывать жизнь людей.

Внешняя и

внутренняя

государство

Демократические

недемократические

Монархии

республики

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

  • ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ.
  • СУВЕРЕНИТЕТ
  • АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ.
  • НАЛОГИ.
  • НАЛИЧИЕ ЗАКОНОВ.
  • ГРАЖДАНСТВО – ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

ГИМН

ТЕМА 17 : ПРАВО НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА ПРАВО – ЭТО СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХНОРМ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ БЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ВСЕХ. ЗАКОН – ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. ПРАВИЛА ЗАПИСАННЫЕ В НЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЮДЕЙ ОТВЕЧАТЬ ЗА ТО , ЧТО ОНИ СДЕЛАЛИ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. дисциплинарная Граждански - правовая 14 ЛЕТ ЧАСТИЧНАЯ 16 ЛЕТ ПОЛНАЯ административная

ТЕМА 17 : ПРАВО НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВО – ЭТО СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХНОРМ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ БЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ВСЕХ.

ЗАКОН – ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. ПРАВИЛА ЗАПИСАННЫЕ В НЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЮДЕЙ ОТВЕЧАТЬ ЗА ТО , ЧТО ОНИ СДЕЛАЛИ.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ.

дисциплинарная

Граждански - правовая

14 ЛЕТ

ЧАСТИЧНАЯ

16 ЛЕТ

ПОЛНАЯ

административная

ТЕМА 18: КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА. ПРЕЗИДЕНТ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 1993 ГОД ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ Р.Ф. ПУТЕМ РЕФЕРЕНДУМА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОКУРОР СУД ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЯ ДУМА СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ВЕТВИ ВЛАСТИ. 1.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ 2.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ 3. СУДЕБНАЯ.

ТЕМА 18: КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА.

ПРЕЗИДЕНТ

МЕСТНОЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ

1993 ГОД ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ Р.Ф. ПУТЕМ РЕФЕРЕНДУМА.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ПРОКУРОР

СУД

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЯ

ДУМА

СОВЕТ

ФЕДЕРАЦИИ

ВЕТВИ ВЛАСТИ.

1.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

2.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

3. СУДЕБНАЯ.

ТЕМА 19 : право и правопорядок ЗАКОННОСТЬ – ПОЛИТИКО – ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, ПРИ КОТОРОМ И ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНЕ СТРОГО СОБЛЮДАЮТ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ЗАКОНЫ. ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА ПРОКУРОТУРА СУД МИЛИЦИЯ

ТЕМА 19 : право и правопорядок

ЗАКОННОСТЬ – ПОЛИТИКО – ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, ПРИ КОТОРОМ И ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНЕ СТРОГО СОБЛЮДАЮТ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ЗАКОНЫ.

ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА

ПРОКУРОТУРА

СУД

МИЛИЦИЯ

ТЕМА20: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. СУДЫ ГОРОДСКИЕ ОБЛОСТНЫЕ. РАЙОННЫЕ МИРОВОЙ СУД АРБИТРАЖНЫЙ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. 1.ИМЕТЬ ДОКУМЕНТЫ, ПИСЬМЕННЫЕ ДОКОЗАТЕЛЬСТВА. 2. УСПОКОИТЬСЯ ВСЕГДА ЕСТЬ РЕШЕНИЕ. 3.ОБРАТИТЬСЯ В СУД, ПРОКУРОТУРУ, К АДВОКАТУ. 4. ОБРАТИТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К РОДИТЕЛЯМ.

ТЕМА20: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.

СУДЫ

  • ГОРОДСКИЕ
  • ОБЛОСТНЫЕ.
  • РАЙОННЫЕ
  • МИРОВОЙ СУД
  • АРБИТРАЖНЫЙ.
  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.

1.ИМЕТЬ ДОКУМЕНТЫ, ПИСЬМЕННЫЕ ДОКОЗАТЕЛЬСТВА.

2. УСПОКОИТЬСЯ ВСЕГДА ЕСТЬ РЕШЕНИЕ.

3.ОБРАТИТЬСЯ В СУД, ПРОКУРОТУРУ, К АДВОКАТУ.

4. ОБРАТИТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К РОДИТЕЛЯМ.

ТЕМА 21: ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ – физика, химия, биология… ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ – история, экономика, политология, культурология, философия, психология, демография, антропология, социология. Опрос Наблюдение Эксперименты измерения ОБРАЗОВАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЕ. ДОМА ТРИ СТЕПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ. 1.ДОШКОЛЬНОЕ 2.ОБЩЕЕ ШКОЛЬНОЕ 3.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НЕФОРМАЛЬНОЕ ТРАДИЦИОННОЕ

ТЕМА 21: ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ – физика, химия, биология…

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ – история, экономика, политология, культурология, философия, психология, демография, антропология, социология.

  • Опрос
  • Наблюдение
  • Эксперименты
  • измерения

ОБРАЗОВАНИЕ

САМООБРАЗОВАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ.

ДОМА

ТРИ СТЕПЕНИ

ОБРАЗОВАНИЯ.

1.ДОШКОЛЬНОЕ

2.ОБЩЕЕ ШКОЛЬНОЕ

3.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

НЕФОРМАЛЬНОЕ

ТРАДИЦИОННОЕ

ТЕМА 22: МОРАЛЬ СЕМЬЯ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЛЮДЕЙ О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ, О ДОБРЕ И ЗЛЕ, О СПРОВЕДЛИВОСТИ, ДОЛГЕ, ЧЕСТИ, СОВЕСТИ…. . ОБЩЕСТВО РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВО

ТЕМА 22: МОРАЛЬ

СЕМЬЯ

НРАВСТВЕННЫЕ

ЦЕННОСТИ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЛЮДЕЙ О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ, О ДОБРЕ И ЗЛЕ, О СПРОВЕДЛИВОСТИ, ДОЛГЕ, ЧЕСТИ, СОВЕСТИ…. .

ОБЩЕСТВО

РЕЛИГИЯ

ГОСУДАРСТВО

ТЕМА 23: ИДЕАЛ И ЦЕННОСТИ. ДОБРО СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ…. ИДЕАЛИСТЫ МАТЕРИАЛИСТЫ ЦЕННОСТИ

ТЕМА 23: ИДЕАЛ И ЦЕННОСТИ.

ДОБРО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ,

ЧЕСТНОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ,

ЛЮБОВЬ,

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ….

ИДЕАЛИСТЫ

МАТЕРИАЛИСТЫ

ЦЕННОСТИ

ЦЕННОСТЬ – ЭТО ТЕ ПЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ В ЖИЗНИ. КРАСОТА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ИСТИНА СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПОЛЬЗА СВОБОДА ДОБРО Три этапа нравственного развития КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ! 1. Не совершает Плохих поступков Биться наказания 2.Дорожит общественным мнением 3. Поведение Определяется Принципами. НАЙТИ ПРИМЕРЫ ПРОЧИТАВ стр. 154

ЦЕННОСТЬ – ЭТО ТЕ ПЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ В ЖИЗНИ.

КРАСОТА

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

ИСТИНА

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ПОЛЬЗА

СВОБОДА

ДОБРО

Три этапа нравственного развития

КОНФЛИКТ

ЦЕННОСТЕЙ!

1. Не совершает

Плохих поступков

Биться

наказания

2.Дорожит

общественным

мнением

3. Поведение

Определяется

Принципами.

НАЙТИ ПРИМЕРЫ ПРОЧИТАВ стр. 154

Золотое правило Относись к людям так, как ты хочешь, Чтобы относились к тебе.

Золотое правило

Относись к людям так, как ты хочешь,

Чтобы относились к тебе.

Тема 24 : РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. МИР РЕБЕНКА. ДЕТСТВО ИМЕЕТ ТРИ СТАДИИ: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3 ЛЕТ. ОТ 3 ЛЕТ ДО 6 ЛЕТ. ОТ 6 ЛЕТ ДО 11 ЛЕТ СЕМЬЯ ДВОР ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ КЛАСС ГРУППА ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА стр.165.

Тема 24 : РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.

МИР РЕБЕНКА.

ДЕТСТВО ИМЕЕТ ТРИ СТАДИИ:

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3 ЛЕТ.
  • ОТ 3 ЛЕТ ДО 6 ЛЕТ.
  • ОТ 6 ЛЕТ ДО 11 ЛЕТ

СЕМЬЯ

ДВОР

ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ

КЛАСС

ГРУППА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА стр.165.

Тема:25 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ МЕСТО РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА 1.ИСТОЧНИК ПОДДЕРЖКИ. 2.ВОПЛОШЕНИЕ ВЛАСТИ. 3.ОБРАЗЕЦ И ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРОЖАНИЯ. 4.СТАРШИЕ ДРУЗЬЯ И СОВЕТЧИКИ. МЕСТО ДЕТЕЙ В ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ . 1.ЛЮБОВЬ И ЗАБОТА. 2. ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА. 3. СЕМЬЯ. 4.ПОДДЕРЖКА В СТАРОСТИ. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ : ВСЕ РЕШАЮТ РОДИТЕЛИ. РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЮТ СОВМЕСТНО. 3.КОГДА ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ОСТАЕТСЯ ЗА ПОДРОСТКОМ. 4. РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЮТ ТО РОДИТЕЛИ, ТО ДЕТИ, А ИНОГДА СОВМЕСТНО. ПРАВИЛО СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ 1.УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ КОМПРОМИСС. 2.УВАЖАТЬ ЧУВСТВА И ЖЕЛАНИЯ ДРУГИХ.

Тема:25 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

МЕСТО РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

1.ИСТОЧНИК ПОДДЕРЖКИ.

2.ВОПЛОШЕНИЕ ВЛАСТИ.

3.ОБРАЗЕЦ И ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРОЖАНИЯ.

4.СТАРШИЕ ДРУЗЬЯ И СОВЕТЧИКИ.

МЕСТО ДЕТЕЙ В ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ .

1.ЛЮБОВЬ И ЗАБОТА.

2. ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА.

3. СЕМЬЯ.

4.ПОДДЕРЖКА В СТАРОСТИ.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ :

  • ВСЕ РЕШАЮТ РОДИТЕЛИ.
  • РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЮТ

СОВМЕСТНО.

3.КОГДА ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

ОСТАЕТСЯ ЗА ПОДРОСТКОМ.

4. РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЮТ ТО

РОДИТЕЛИ, ТО ДЕТИ, А ИНОГДА

СОВМЕСТНО.

ПРАВИЛО СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ

1.УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ КОМПРОМИСС.

2.УВАЖАТЬ ЧУВСТВА И

ЖЕЛАНИЯ ДРУГИХ.

ТЕМА 26: РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

ТЕМА 26: РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

ТЕМА 27: ДРУЗЬЯ И РОВЕСНИКИ ДРУЖБА – это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов. Умение хранить тайны . Бескорыстна . Верность. Верить другу. Как завести Друзей? Работа с вопросом 3 стр. 183.

ТЕМА 27: ДРУЗЬЯ И РОВЕСНИКИ

ДРУЖБА – это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Умение хранить тайны .

Бескорыстна .

Верность.

Верить другу.

Как завести

Друзей?

Работа с вопросом 3 стр. 183.

kopilkaurokov.ru

§ 3. Исторические ступени развития общества.

1. Перед вами схема «Исторические ступени развития общества»

А. Дайте название каждой ступени развития.

Б. Перечислите важнейшие открытия и умения человека на каждой ступени,

В. Придумайте и нарисуйте символы для каждой стадии развития.

Ответы даны в следующем порядке: название — открытия и умения — символ этапа. Впишите их в схему, начиная с левого столбца.

(I ступень) Первобытное общество: изобретение лука и гарпуна, добывание огня. Символ — гарпун или каменный топор.

(II ступень) Аграрное общество: колесо, письменность, алфавит, бумага, книгопечатание, земледелие, ремесла, искусство, наука. Символ — колосок.

(III ступень) Индустриальное общество: паровая машина, телеграф, телефон, радио, строение атома. Символ — паровая машина или заводская труба.

(IV ступень) Постиндустриальное общество: интернет, генная инженерия, открытия в области высоких технологий. Символ — спираль ДНК или изображение атома.

2. В книге Э. Д'Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» описываются странствия девятилетнего Крека, который не сумел сберечь огонь, пока племя охотилось. Сначала его приговорили к смерти, но потом, когда огонь вновь удалось разжечь, наказание смягчили, изгнав мальчика из племени. Подумайте над ситуациями и ответьте на вопросы.

А. Когда старейшины племени судили Крека и его младшего брата, один из них сказал: «Огонь умер. Виновники тоже должны умереть. А всем остальным да будет их судьба уроком».

Почему огонь играл большую роль в жизни первобытных людей?

При помощи огня люди готовили пищу, спасались от холода, охраняли жилище от диких зверей и пока не научились добывать его, сохранение огня играло исключительную роль для выживания.

Б. Когда решали судьбу Крека, старейшина племени сказал: «Кто хоть однажды изменил своему долгу, тот и позднее сможет изменить ему. Никто не может больше доверять Креку. Он должен быть изгнан».

Какие отношения существовали между членами племени? Считаете ли вы их необходимыми?

В племени существовали четкая иерархия и дисциплина. В тяжелых и суровых условиях выживания первобытных людей подобный подход необходим и оправдан.

В. Когда Крек покидал племя, он думал: «Много опасностей таит лес, и что может сделать один человек, как бы храбр и находчив он ни был?»

Мог ли первобытный человек выжить в одиночку? Почему?

Выжить в одиночку было практически невозможно, так как нельзя было решить проблему добывания пищи (охота была коллективным занятием, а собирательство сезонным), защиты от врагов и диких зверей, а также защиты от холода.

3. В XX в. в Центральной Австралии ученые открыли племя охотников и собирателей биндибу. В раннем возрасте девочки и мальчики этого племени начинают помогать родителям и учатся всему, что умеют делать взрослые. Девятилетний мальчик, будущий охотник, может часами ждать, когда рядом опустится птица, чтобы поразить ее метательной палицей.

Составьте рассказ о том, что должны знать и уметь дети в первобытном племени. Как они этому учатся?

В первобытном племени, как и в любом другом обществе, девочкам и мальчикам присущи определенные навыки и умения. Мальчики должны уметь изготавливать орудия труда и оружие для охоты, уметь охотиться или ловить рыбу, защищать свое племя, уметь выживать в суровых условиях дикой природы. Девочки должны уметь готовить пищу, изготавливать одежду, выполнять любую работу по «хозяйству», присматривать за младшими и стариками.

Учились всему дети у взрослых, наблюдая или участвуя вместе со взрослыми в той или иной деятельности, Большое значение придавалось и играм, имевшим прикладной характер.

4. Выберите верное окончание предложения.

Земледелие появилось примерно:а) 50—40 тыс. лет тому назад;б) 12—10 тыс. лет тому назад;в) 3—2 тыс. лет тому назад.

Земледелие появилось:а) раньше огородничества;б) одновременно с огородничеством;в) позже огородничества.

Первые земледельцы и скотоводы появились в:а) Азии;б) Африке;в) Европе.

Развитие земледелия и скотоводства способствовало:а) уменьшению численности населения;б) сохранению постоянной численности населения;в) увеличению численности населения.

5. Используя знания по обществознанию и истории Древнего мира, решите кроссворд.

1. Название территории, где появилось земледелие. 2. Растение, которое одним из первых стал выращивать человек. 3. Палка с сучком или прикрепленным наконечником, которая использовалась для рыхления земли. 4. Изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня. 5. Подношения богам или духам. 6. Процесс изготовления нитей. 7. Опытные и уважаемые люди, управляющие племенем. 8. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности. 9. Материал, из которого делали посуду. 10. Ручное костяное или деревянное орудие для скашивания хлебов.

Нажми, чтобы увеличить

Ответы: 1. Азия. 2. Пшеница. 3. Мотыга. 4. Идол. 5. Жертва. 6. Прядение. 7. Старейшины. 8. Племя. 9. Глина. 10. Серп.Ответ по вертикали: Земледелие.Дайте определение термина, который получился под номером 11 в вертикальном столбце (земледелие):

Земледелие - система приемов обработки и возделывания земли для выращивания сельскохозяйственных растений и получения высоких, устойчивых урожаев.

6. И в наши дни в различных частях мира живут первобытные племена.

А. Почему эти племена остаются на стадии первобытного общества?

Вероятно, причин несколько, к примеру, специфические условия обитания, удаленность и, следовательно, изолированность от цивилизованного мира, традиционализм и консерватизм общинного уклада, особое восприятие окружающего мира.

Б. Как вы думаете, каково их значение в современном мире?

Эти племена представляют собой наглядный пример одной из ступеней развития человеческого общества и дают возможность всестороннего изучения жизнедеятельного первобытного человека.

7. Заполните таблицу. Что полезного и опасного принес прогресс людям?

Что полезного принес технический прогресс людям? Какие опасности для человека несет прогресс?
Развитие науки и техники; улучшение условий жизни, быта, труда; увеличение продолжительности жизни; возможность преобразования окружающей среды; защита от эпидемий и болезней. Техногенные катастрофы; загрязнение окружающей среды; уничтожение флоры и фауны; демографический кризис; угроза ядерной войны.

gdzplus.com

Основные типы обществ - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ - 6 класс к учебнику А. И. Кравченко - 2014 год

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Урок 13. Основные типы обществ

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием человеческих обществ; дать представление о закономерности появления различных обществ людей; познакомить с терминами и понятиями: типы обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать различные типы общества; составлять сравнительную таблицу; высказывать суждения на обществоведческие темы; осмысливать теоретический материал; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: практикум.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Человек появился тысячи лет тому назад. Как он жил? Что его интересовало? Как шло развитие человеческого общества? Какие этапы в своем развитии прошло человеческое общество? Предлагаю провести исследование.

Тема урока: «Основные типы общества».

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Классификация типов обществ.

2. Типология обществ.

а) Общество охотников и собирателей.

б) Общество огородничества.

в) Общества земледельцев и скотоводов.

г) От аграрного общества к индустриальному.

д) Постиндустриальное общество.

III. Введение в новый материал

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделили на определенные типы. Несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В обществознании принято выделять несколько типологий. Предлагаю познакомиться с ними поближе.

IV. Работа по теме урока

1. Классификация типов обществ

Общество, прежде чем приобрело современный вид, прошло в своем развитии несколько стадий.

Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 86 учебника, познакомьтесь с понятием «типы обществ». (Проверка выполнения задания.)

Существуют различные научные подходы по вопросу развития общества.

Задание: изучите и прокомментируйте предложенную схему.

(Проверка выполнения задания.)

А теперь нам предстоит более подробно познакомиться с каждым из этих типов обществ.

2. Типология обществ

Типология (от греч. typos — отпечаток, форма, образец и logos — слово, учение) — способ научного познания, в основе которого лежат расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Потребность в типологии возникает, когда наука имеет дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядоченного описания.

Разделившись на группы, работая с текстом учебника, дайте характеристику различных типов общества на протяжении развития человечества.

Задание для первой группы: охарактеризуйте общество охотников и собирателей.

Задание для второй группы: охарактеризуйте общество огородничества.

Задание для третьей группы: охарактеризуйте общество земледельцев и скотоводов.

Задание для четвертой группы: охарактеризуйте переходное общество от аграрного к индустриальному.

Задание для пятой группы: охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Каждая группа:

• дает характеристику;

• придумывает символ характеризуемого общества;

• представляет результаты своей работы.

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы «Типология обществ».)

Тип общества

Характеристика

Общество охотников и собирателей

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из родовых общин - небольших кровнородственных групп (триб) из 40—60 человек. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы постоянно жили вместе и редко встречались с другими группами, находились в родственных отношениях. Для пропитания им требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам и собирателям в поисках добычи приходилось передвигаться на очень большие расстояния и у них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные стоянки, где мужчины, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков. Женщины занимались собирательством. Таким образом, в древности люди не производили все необходимое для удовлетворения своих потребностей, а брали то, что в готовом виде давала природа. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества. Ученые называют его «детством» человеческого общества. До сих пор в различных частях нашей планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории — племена кочующих охотников и собирателей. Аборигены Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет, до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады - охотники. Совсем недавно они начали пользоваться винтовками и пересели на снегоходы. Коренное население штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон и округа Колумбия (США) занимается собирательством, так же как индейцы на Великих озерах Канады. Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования. Они продают дичь и рыбу и живут на вырученные средства. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели.

В мире существует около 5000 таких групп народов общей численностью около 300 млн человек. Помимо того, что они принадлежат к наименее развитой части населения планеты, эти народы проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города

Общество огородничества

Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Затем человечество перешло к следующей ступени — огородничеству. Люди выкорчевывали часть леса, сжигали пни, деревянными мотыгами выкапывали ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. На смену кочевому образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он еще не стал главной чертой жизни людей. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет. Огородничество было переходной формой хозяйствования, от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянным, а позже — железным сохе или плугу. С усложнением орудий возросла производительность труда. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Общины объединялись и создавали племена. Благодаря началу ведения огородничества люди стали понимать важность собственного труда и его продуктивность. Именно огородничество стало посылом к выделению более развитых форм производительного хозяйства — скотоводства и земледелия

Общество земледельцев и скотоводов

В конце каменного века начался первый глобальный продовольственный кризис. Людям пришлось освоить новый производительный способ ведения хозяйства, при котором больше продуктов получают с той же территории благодаря совершенствованию орудий труда и его организации. Таким способом хозяйствования было земледелие — вспашка, засеивание земли и сбор урожая с одного и того же участка на протяжении многих лет. Земледелие возникло из собирательства, из подмеченной людьми способности семян растений прорастать и давать урожай. Первоначально это были зерна ячменя и пшеницы. Землю на полях рыхлили при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Серп — орудие труда, которым срезали поспевшие колосья, — изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зерна на плоских камнях (зернотерках), получали муку. Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Поэтому именно здесь более 10 тыс. лет назад, раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Скотоводство появилось примерно в то же время, что и земледелие. А первыми, после собаки, прирученными животными были дикий осел (кулан), дикий баран (муфлон), дикий бык (тур), северный олень и овца. Обработка земли и появление скотоводства так сильно изменили жизнь людей, что ученые называют этот процесс неолитической революцией (неолит — новый каменный век, завершающий период каменного века). Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в пищу. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения. В племенах земледельцев и скотоводов научились из тонких прутьев плести корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Умение изготавливать из камня различные орудия труда достигло большого совершенства. Женщины освоили прядение и ткачество.

У людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани. Племена земледельцев и скотоводов, первыми начавшие возделывать поля и выращивать скот, говорили вначале на очень похожих языках. Позже от них произошли народы, названные индоевропейцами. И сейчас еще у этих народов: русских, англичан, индийцев, греков, персов — немало слов, которые произносятся почти одинаково. Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни. Возникали большие земледельческие поселки, которые со временем превращались в города. Все большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремеслом. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Города становились средоточием торговой, ремесленной, культурной жизни. Человечество перешло к новой стадии управления — государству

От аграрного общества к индустриальному

Общества охотников и собирателей, огородников, скотоводов и земледельцев многие ученые ставят на одну ступень развития, которую называют аграрным обществом. В аграрном обществе преобладало сельское хозяйство. Это общество называют еще традиционным, потому что жизнь людей в нем была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям. Более 250 лет назад аграрное общество сменило индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность — индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников. Основная часть промышленности сосредоточивается в городах, которые начинают играть главную роль. Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть — аграрным

Постиндустриальное общество

В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 80-х гг. XX в. уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной - капитал, то в современной лимитирующим фактором становятся информация, накопленные знания. Новые технологии стали результатом труда уже не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых интеллектуалов». Итог их деятельности — революция в сфере телекоммуникаций. Если в XIX — первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную — вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США). В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при одновременном стремительном росте «индустрии знаний». Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности. Они знаменуют этап, отрицающий и отношения личной зависимости, и отношения вещной зависимости, выступающий как отрицание отрицания. Отношения личной зависимости существовали в условиях господства естественных производительных сил. Они характеризовали такой этап развития человечества, когда индивид мог развиваться лишь в рамках ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения свободной индивидуальности знаменуют этап гармоничного единения человека и природы, самоконтроль человечества и его общественных сил, интеллектуальный прогресс мировой цивилизации. Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса. Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосредственного трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание. Сейчас очевидно главное: как рыночное хозяйство выработало соответствующий ему тип человека — Homo economicus, так и постиндустриальному обществу будет соответствовать своя форма социальности — свободная индивидуальность.

В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара он ни находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать и получить любую необходимую информацию — деловую и бытовую

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Какие черты духовной жизни традиционного общества отразились в этом поучении Конфуция: «Не сдвигай с места камней, которые установил твой отец... Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято»?

— Рассуждение какого человека — средневекового, традиционного или Нового времени — о свободе приводит французский историк Ле Гофф: «Человек не видел никакого смысла в свободе... Без общины не было бы и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек — это тот, у кого могущественный покровитель»?

— Черты каких типов обществ можно обнаружить в современной России?

Домашнее задание

1. Прочитать § 11 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выполнить задания рубрики «Практикум».

• Подготовить компьютерную презентацию на тему «Основные типы обществ».

www.compendium.su

Мир как единое целое - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ - 6 класс к учебнику А. И. Кравченко - 2014 год

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Урок 16. Мир как единое целое

Цели и задачи: познакомить учащихся с мировым сообществом, процессом глобализации, законом ускорения развития общества; воспитывать гуманизм и толерантность; познакомить с терминами и понятиями: мировое сообщество, глобализация.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать мировое сообщество, процесс глобализации; понимать причины необходимости формирования мирового сообщества; объяснять сущность закона ускорения развития общества; приводить примеры глобализации; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Один пожилой человек учил сыновей жить дружно. Но дети не слушались, и он однажды собрал их всех, положил перед ними веник и сказал: «Сломайте веник». Каждый из сыновей приложил много усилий, чтобы сломать веник, но никто из них не смог этого сделать. Тогда отец развязал веник и сказал: «Ломайте по одному прутику». Все прутики по одному легко переломились. «Вот так и вы, как эти прутья: пока будете дружны между собой, вас никто не одолеет, а если будете ссориться, жить врозь, вас легко можно будет одолеть и погубить», - сказал отец.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Мир как единое целое».

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Всегда ли мир был единым?

2. Современный мир как единое целое.

3. Ускорение мирового общественного развития.

4. Численность населения Земли и единство мира.

III. Введение в новый материал

Часто мы видим по телевизору, читаем в Интернете материалы, в которых ведущие ученые и политики высказывают самые различные взгляды относительно будущего человечества, мира людей. Одни из них видят будущую перспективу человечества в его объединении, другие опасаются этого.

Итак, одни утверждают: единство человечества только кажущееся. Люди говорят на тысячах языков, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

Другие верят: современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир. Каково же наше будущее? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Всегда ли мир был единым?

— Посмотрите друг на друга. Похожи ли мы?

(Ответы учеников.)

В своих ответах вы отметили, что мы все очень разные: физически, умственно, психологически. А ведь на нашей планете насчитывается около 6 млрд жителей. Можно ли говорить о единстве мира?

Задание: представьте, что мы оказались в музее и осматриваем экспозицию «Взгляды ученых на проблему единства мира». Внимательно слушая экскурсовода, кратко, в виде тезисов, в тетради запишите эти взгляды.

Слайд 1. Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и другие. Поскольку их взгляды на мир, материю были наивны, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира в его материальности.

Слайд 2. Философ Платон рассматривал мир как единое целое. Он считал, что все явления мира, в том числе и социальные, находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и развитии.

Слайд 3. В Средневековье, когда господствовали религиозное мышление и верования, философы утверждали, что в мире все взаимосвязано. Бог создал Вселенную и человека, а все явления, происходящие на Земле, проистекают по замыслу Божьему.

(Проверка выполнения задания.)

А теперь попробуем, разделившись на группы, используя полученные знания на уроках истории, дополнительный материал, материал учебника, воспроизвести процесс взаимодействия среди людей на разных этапах развития человечества.

Задание для первой группы: приведите конкретные примеры особенностей совместной жизни людей в глубокой древности.

Задание для второй группы: приведите конкретные примеры особенностей совместной жизни людей в Средневековье.

Дополнительный материал

Феодальная лестница — порядок взаимного подчинения феодалов. Король являлся сюзереном для крупных феодалов, крупные — для средних, а те, в свою очередь, - для мелких. Формула феодальной зависимости: «Вассал моего вассала — не мой вассал».

(Проверка выполнения задания.)

— Как вы думаете, почему люди на ранних стадиях развития жили раздробленно? При ответе используйте иллюстрации на с. 108 учебника.

(Ученики выдвигают предположения и на доске записываются причины.)

• Торговые связи были достаточно редкими.

• Отсутствовали автомобильные дороги и железнодорожные пути.

• Отсутствовали средства передвижения.

• Не существовало современных способов связи (телефон, Интернет и т. п.).

2. Современный мир как единое целое

— Что такое мир?

Задание: придумайте предложения со словом «мир». (Проверка выполнения задания и составление схемы.)

— А что же происходит с современным миром?

Задание: работая в парах, попытайтесь найти примеры, которые доказывают, насколько жители разных уголков Земли стали зависимы друг от друга.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Таким образом, люди в конце XX — начале XXI в. все больше осознают общность человечества. В наши дни понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Речь идет о мировом сообществе.

Задание: историки убеждают нас в том, что именно XX в. уничтожил перегородки между континентами и регионами. Используя метод мозгового штурма, назовите причины образования мирового сообщества.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Центральным органом, который координирует действия мирового сообщества, является Организация Объединенных Наций (ООН), куда входят 186 стран. Эта организация:

• поддерживает международный мир и безопасность;

• улаживает конфликты мирными способами;

• участвует в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

• поощряет и развивает уважение к правам человека;

• посылает миротворческие силы в «горячие точки».

Задание: работая с текстом рубрики «Дополнительное чтение» на с. 110 учебника, дайте характеристику международной организации — Совета Европы и ответьте на вопросы.

— Для чего был создан Совет Европы?

— Почему именно в то время остро встал вопрос о создании такой организации?

(Проверка выполнения задания.)

Когда говорят о мировом сообществе, подразумевают процесс глобализации.

Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!», познакомьтесь с понятием «глобализация».

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Представьте себе, что вы стали участником дискуссионного клуба на тему «Глобализация — “за” и “против”». Вам предстоит определить свою позицию по данной проблеме. Свой выбор вы должны аргументировать.

(Проходит дискуссия и подводятся итоги.)

3. Ускорение мирового общественного развития

— Каким вам представляется развитие человечества?

Задание: графически изобразите путь развития человечества и объясните свой выбор.

(Проверка выполнения задания.)

Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей, тенденций.

Первую из них можно назвать законом ускорения истории. Он гласит, что каждая последующая стадия длится меньшее количество, времени, чем предыдущая. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет, эпоха капитализма короче эпохи феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладельческого строя. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3—4 раза.

Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

— Как вы думаете, что является первопричиной закона ускорения истории? Обсудите это, работая в парах.

(Ученики выполняют задание.)

Отличие человеческой истории от истории природы в том, что между человеком и природой есть промежуточное звено — орудия труда, которые являются причиной ускорения. Чем многообразнее и совершеннее орудия труда, тем больше ускорение истории. Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу.

Задание: изучите и проанализируйте дополнительный материал.

Дополнительный материал

Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых берет начало технический прогресс.

Примерно 15 тыс. лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры.

Около 8—10 тыс. лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Приблизительно 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы.

250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период. Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически три типа цивилизации (аграрную, индустриальную и постиндустриальную).

Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные. Человечество, начиная с кроманьонца — человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет. 1200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 — имели напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры — менее 50. Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло:

• бумага — 1000 лет;

• паровая машина — 80 лет;

• телефон - 50 лет;

• самолет - 20 лет;

• транзисторная техника — 3 года;

• волновые передачи — 20 лет;

• лазер — 6 месяцев;

• факс — 3 месяца.

(Ученики выполняют задание.)

Итак, мы пришли к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше. Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

4. Численность населения Земли и единство мира

Давайте познакомимся еще с одной закономерностью, которую определили ученые.

Задание: работая с текстом п. 4 § 13 учебника, ответьте на вопросы.

— Какую закономерность установил российский ученый С. П. Капица?

— Сформулируйте открытый им закон.

— Используя приведенные статистические данные, проанализируйте закономерности изменения численности населения Земли.

— Каковы прогнозы специалистов относительно численности населения Земли?

— Какова взаимосвязь между численностью населения Земли и единством мира?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Закончите предложения.

1. Средневековое общество нельзя считать единым, потому что...

2. Современный мир можно считать единым, потому что...

Домашнее задание

1. Прочитать § 13 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выполнить задания рубрики «Практикум».

• Написать 5—6 предложение на тему «Как вы лично в своей жизни ощущаете единство мира?».

• Подготовить компьютерную презентацию о деятельности какой-либо международной организации.

www.compendium.su

Современные цивилизации - обществознание, презентации

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета

План изучения новой темы

План изучения новой темы

  • Индустриальная цивилизация
  • Пределы роста современной цивилизации
  • Постиндустриальная цивилизация
  • Традиционные общества
  • Россия в полосе перемен
  • Первые итоги реформ
Типы цивилизаций Постиндустриальное Индустриальное Традиционное общество Первобытное общество

Типы цивилизаций

Постиндустриальное

Индустриальное

Традиционное общество

Первобытное общество

Современные цивилизации Цивилизация - это синоним культуры. Цивилизация –

Современные цивилизации

Цивилизация - это синоним культуры. Цивилизация –

  • это уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры
  • это ступень развития, следующая за варварством.
Многообразие современного мира Различные природные условия Особая историческая среда обитания

Многообразие современного мира

Различные природные

условия

Особая историческая

среда обитания

Существуют древние цивилизации и современные цивилизации, Западные и Восточные типы цивилизаций. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это индустриальная, Западная цивилизация .

Существуют

  • древние цивилизации и современные цивилизации,
  • Западные и Восточные типы цивилизаций.

СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это индустриальная, Западная цивилизация .

Индустриальная цивилизация характеризуется: развитием капитала, новыми ценностями, парламентаризмом

Индустриальная цивилизация

характеризуется:

  • развитием капитала,
  • новыми ценностями,
  • парламентаризмом
Индустриальная цивилизация Западный тип цивилизации возник в бассейне Средиземноморья и, пройдя ряд стадий, привёл в 19-2О веках к возникновению так называемых современных обществ в Западной Европе и Северной Америке. Им свойственно интенсивное производство (внутреннее улучшение производства)

Индустриальная цивилизация

Западный тип цивилизации возник в бассейне Средиземноморья и, пройдя ряд стадий, привёл в 19-2О веках к возникновению так называемых современных обществ в Западной Европе и Северной Америке. Им свойственно интенсивное производство (внутреннее улучшение производства)

Западная цивилизация истоки Природные богатства скудные Улучшение технологии, техники В основе ценностей- активная преобразующая деятельность человека Господство идеи о неотъемлемых правах человека и гражданском обществе

Западная цивилизация

истоки

Природные богатства скудные

Улучшение технологии, техники

В основе ценностей-

активная преобразующая

деятельность человека

Господство идеи о неотъемлемых

правах человека и гражданском

обществе

Западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь, послужило основой для выработки идей о гражданском обществе и правовом государстве

Западная цивилизация

выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность,

что, в свою очередь, послужило основой для выработки идей о гражданском обществе

и правовом государстве

Пределы роста современных цивилизаций Превращение в общество массового производства и потребления. Препятствия для дальнейшего роста Загрязнение окружающей среды Подход к обществу , как к производству. Провал социальной инженерии. Истощение мировых запасов энергоносителей

Пределы роста современных цивилизаций

Превращение в общество

массового производства и

потребления.

Препятствия для дальнейшего роста

Загрязнение

окружающей

среды

Подход к обществу ,

как к производству.

Провал социальной

инженерии.

Истощение

мировых

запасов

энергоносителей

Постиндустриальная цивилизация Революция управ- ления производства Информационное общество Ресурсосберегаю- щие технологии

Постиндустриальная цивилизация

Революция управ-

ления производства

Информационное

общество

Ресурсосберегаю-

щие технологии

Другой тип современной цивилизации- это не западные цивилизации или традиционные общества. В них первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития.
  • Другой тип современной цивилизации- это не западные цивилизации или традиционные общества. В них первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития.
Традиционные общества Древний Восток Земля-собственность общины За счет привлечения дополнительных ресурсов Бывшие колонии ведущих стран мира Духовная сфера стоит над эконо- мической, религиозность Экстенсивные тех- нологии привели к отставанию от Запада . В основе духовных ценностей - приспособление к природе, сохранение традиций.

Традиционные общества

Древний Восток

Земля-собственность

общины

За счет привлечения

дополнительных ресурсов

Бывшие колонии ведущих стран мира

Духовная сфера

стоит над эконо-

мической,

религиозность

Экстенсивные тех-

нологии привели к

отставанию от

Запада .

В основе духовных

ценностей - приспособление

к природе, сохранение

традиций.

Россия в полосе перемен Переходное состояние: Соседство старых и новых элементов. « построение цивилизации начинается с создания революционным путем соответствующих предпосылок» Желание ускорить экономическое развитие – создание административно-командной системы. Диктатура. Человек – «винтик» в госмеханизме Осуждение культа личности. Половинчатость проводимых реформ. Начало в 1970-е гг. затяжного структурного кризиса. Перестройка – «социализм с человеческим лицом», поиски путей реформирования, метания

Россия в полосе перемен

Переходное состояние:

Соседство старых и новых

элементов.

« построение цивилизации начинается с создания революционным путем соответствующих предпосылок»

Желание ускорить экономическое развитие –

создание административно-командной системы. Диктатура. Человек – «винтик» в госмеханизме

Осуждение культа личности. Половинчатость

проводимых реформ. Начало в 1970-е гг.

затяжного структурного кризиса.

Перестройка – «социализм с человеческим лицом», поиски путей реформирования, метания

Куда ведут реформы? Свободное ценообразование Приватизация Создание для человека условий жизни и труда достойных современной цивилизации.

Куда ведут реформы?

Свободное ценообразование

Приватизация

Создание для человека условий жизни и труда

достойных современной цивилизации.

Куда ведут реформы? Рыночная экономика с равноправ- ными формами собственности. Равные социальные возможности, Защита социальных групп. Создание правового государства и гражданского общества Создание условий для гармонич- ного развития человека и общества Россия должна стать продуктом исторического творчества ее народов и мировой цивилизации.

Куда ведут реформы?

Рыночная экономика с равноправ-

ными формами собственности.

Равные социальные возможности,

Защита социальных групп.

Создание правового государства и

гражданского общества

Создание условий для гармонич-

ного развития человека и общества

Россия должна стать продуктом исторического

творчества ее народов и мировой цивилизации.

Противоречия переходного периода Сверхцентрализа- ция-независимые государства. Сверхдержавы СССР США - обнищание населения; - преступность; - межнациональные конфликты; - ослабление государства; - расслоение в обществе; - политическая борьба Выход из кризиса - углубление реформ; общечеловеческие ценности; - борьба в рамках Конституции; - гражданский мир

Противоречия переходного периода

Сверхцентрализа-

ция-независимые

государства.

Сверхдержавы

СССР США

- обнищание населения;

- преступность;

- межнациональные

конфликты;

- ослабление государства;

- расслоение в обществе;

- политическая борьба

Выход из кризиса

- углубление реформ;

  • общечеловеческие

ценности;

- борьба в рамках

Конституции;

- гражданский мир

kopilkaurokov.ru


Смотрите также