Б. Четыре ранних типа культуры. Первобытный тип культуры
Первобытный тип культуры — Мегаобучалка
Эпоха первобытной культуры – самая длительная в человеческой истории. Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейства Homo habilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) появились около 2 млн. лет назад, a Homo sapiens (человек разумный) – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов Иерихон возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется и в XX веке у некоторых племен Африки и Океании.
Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа. Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм - нерасчлененность, недифференцированность ее форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры – бесписьменность, что обусловливает медленность накопления информации в обществе и слабые темпы культурного и социального развития.
На ранних стадиях первобытного общества язык был еще очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики. Главным информационным каналом культуры была трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.
Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались осознанию. Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур, значительная часть из которых имела магический характер. Для древнего человека магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Никакой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.
Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами – невербальные «тексты» первобытной культуры. Знание их определяло уровень овладения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам. Индивидуальное самосознание полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения, противоречия между личными и общественными интересами не существовало.
Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость. Индивид просто не мог отступить от ритуальных требований, невозможным для него было нарушение запретов – табу, охранявшие жизненно важные устои коллективной жизни. Это порядок распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.
С развитием языка и речи формируется новый информационный канал – устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное самосознание. На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на недостаточность реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.
В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном, недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, – религии, искусства, философии, науки. Проследим основные этапы развития культуры в европейском регионе.
Античный тип культуры
Эпоха античной культуры начинается с образования греческих городов-государств (полисов) на присредиземноморских землях в начале I тысячелетия до н. э. Завершается с падением Римской империи в 476 г. н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развиваются скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Общественная жизнь протекает в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.
Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения. Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков.
Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.
Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития. История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы –греческая и римская античность.
Греческая культура основана на сферах философии и искусства, которые вырастают из мифологии, часто пользуются ее образами. Древнегреческое философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального рассуждения с помощью абстрактных понятий. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний – астрономии, математики, биологии, медицины.
Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, направленную на удовлетворение эстетических потребностей. В нем как особые его виды возникают архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр.
Древнегреческий стиль в искусстве – стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью – это то, что необходимо античному человеку. Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних исторических эпох. В нем родились классические архитектурные стили, каноны скульптурного изображения человеческого тела, образцы любовной лирики, трагедии, комедии. Театральные представления, соединявшие в себе изобразительное, сценическое, литературное, музыкальное творчество, были любимым развлечением древних греков.
Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческий вариант, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука, механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии.
Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи. Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хлеба и зрелищ», поэтому все античное искусство было подчинено принципу зрелищности.
Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской империей потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы.
Однако, четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженности политической борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Античная культура в целом, сохраняя мифологическую оболочку, развивает формы культурной жизни. Для античной культуры характерной чертой является преобладание общественного над личным и социального над индивидуальным.
megaobuchalka.ru
Б. Четыре ранних типа культуры — Мегаобучалка
Ключ к фрагменту: Возможно выделить четыре ранних типа культуры. Первый из них ‑ «до-первобытный» тип культуры – очень неоднороден, поскольку надо констатировать факт наличия различных фаз в культурном уровне развития обществ, которые могут быть к нему отнесены. Общим для культур данного типа является примат идеи выживания человека в природе, культ одного лидера, способного обеспечить эту выживаемость, неразвитость социальных институтов, отсутствие плотных межкультурных контактов и т.д.
Четыре ранних типа культуры, которые мы рассмотрим, это ‑ (1) до-первобытный, (2) первобытный, (3) военный и (4) религиозный.
(1) До-первобытный тип культуры.Одно время бытовало мнение, что существует лишь два типакультуры, а именно: первобытный и цивилизованный. Предполагалось, что все первобытные народы находились на одном уровне культурного развития, а все иные народы более или менее «цивилизованы», и поэтому в равной степени «развиты». Но это очень далеко от истины. Так называемые первобытные культуры существуют на многих стадиях развития также как и цивилизованные. С позиции прогресса предпочтительнее, чтобы этот культурный ряд не прерывался, а качественные различия в этом непрерывном потоке делаются лишь для того, чтобы нам было удобнее их изучать, хотя для такого разграничения есть все основания.
Безусловно, существует множество фаз развития первобытной культуры. Современные австралийский абориген намного меньше продвинулся вперед, чем таитяне, открытые капитаном Куком, а жители Соломоновых островов намного ниже по своему культурному развитию, чем представители некоторых племен Центральной Африки. Аналогичные различия можно заметить и между людьми до-первобытного типа культуры. Вероятно, художники, расписавшие пещеры южной Испании и Франции, оставили далеко позади обладателей более ранних черепов. Люди эпохи Мустье, Ориньяк, Мадлен и Солютре, должно быть имели какие-то формы социальной организации и элементарные культуры, которые позволили им выжить на ледниковом лессе. Культура периода неолита, которая содержит свидетельства о начале вторжения человека в природу и изменении (пока еще незначительном) своей окружающей среды, была намного выше палеолитической культуры… Очевидно, что термин «до-первобытная» культура можно отнести к целому ряду фаз развития предшествовавших первобытной. Мы можем отважиться предположить, что до-первобытный человек кочевал, существовал как паразит за счет лошади, используя это животное как пищу и транспорт; мы можем предположить и то, что изменения, произошедшие с лошадью со времени, когда она была добычей, до превращения в домашнее животное, не особенно повлияли на его социальную природу, поскольку в первую очередь человек думал о собственном выживании. Мы можем догадываться, но не можем знать. Область (познания ) обширна и туманна.
Основной вопрос до-первобытной культуры, обращенный к ее носителям, возможно, состоял в следующем: «Насколько нужен именно ты, чтобы мы все выжили?» Выдающийся индивид ‑ это человек наиболее приспособленный в делах насущных: добывании пищи, отражении нападений и уничтожении врагов (будь то животные или люди), умении найти жилище, продолжении рода. Положение человека в до-первобытной культуре определялось очень просто и жестко: господством выдающегося индивида над другими членами социальной группы, властью, которая в сущности полностью опиралась на физическую силу. Поэтому, в каждой социальной группе до-первобытной культуры было место только для одной выдающейся личности.
Физический и биологический уровни окружающей среды оказывали жесткое влияние на до-первобытную культуру. Взаимодействия практически не было. До-первобытный человек, вероятнее всего не вторгался в природу, принимал ее такой, какой она была, искал у нее поддержки своего рискованного существования и оставил практически неизменной. Язык ограничивался наименованиями небольшого количества предметов, контакты между культурами отсутствовали, повсюду был распространен до-первобытный тип культуры. Известно, что в мезолите существовали погребальные обряды, свидетельствующие о наличии представлений о смерти и загробной жизни. Наличие искусства, хотя и несколько грубого, вера в руководящую роль божественных существ, предписывающих соблюдать определенные погребальные обряды, указывают на возможное существование онтологических представлений. <…>
Безусловно, не существовало такого явления, как дологическое мышление, теоретически обоснованное Леви-Брюлем. Как показал Ч.С.Пирс, уже самые ранние представления людей должны были содержать и идею отрицания, наиболее важную в логическом отношении; и ту, которую он называет дологической, поскольку она должна быть освоена еще до того, как стало возможным постижение закономерностей мышления. По утверждению Элис Реклас в наиболее примитивной из существующих - культуре австралийских аборигенов, бытующие суеверия являются умозаключениями, к которым они пришли путем логических дедукций и ложных посылок. Несколько более мы можем быть уверенными в том, что основным институтом до-первобытной культуры была семья. Мак Леннан утверждал, что архаическое общество было полигамным и матриархальным, затем стало патриархальным с мужской полигамией, и изначально носило тотемический характер. Это сформировало первую стадию, для которой характерны полигамия, матриархат и тотемизм, ту самую, которая названа здесь до-первобытной. Сомнительно, однако, что мы обладаем достаточной информацией, чтобы дать точное определение. До-первобытная культура была, скорее всего, культурой охотников, скотоводство было неизвестно. Безусловно, в до-первобытной культуре социальные институты не были жестко разграничены.
Для до-первобытного человека типично только то, что он почти полностью находился во власти природы. В качестве орудий труда он использовал подходящие предметы естественного происхождения, не особенно изменяя их; охотился ради пропитания, жил в пещерах, приспосабливая себя и свои привычки к окружающей среде. Убийство животных было проявлением постоянной борьбы, столь же опасной для человека, как и для его жертвы. Социальная организация была неразвита, возможно, даже ограничивалась семьей, стимулов от психологических и социальных контактов почти не было. До-первобытная культура представляла собой перманентную, непрекращающуюся борьбу за простое выживание, исход которой не был ясен, а успех зависел от полной самоотдачи каждого представителя данной культуры.
Ключ к фрагменту: «Первобытная культура» ‑ это тип культуры, который присущ первым высокоорганизованным обществам. Для него характерна внутренняя неоднородность и ряд принципиальных черт: включенность в ритмы природной жизни; более совершенная социальная организация чем в до-первобытной культуре, культ индивида следующего образцам общепринятого поведения; мифологичность мышления; ранние формы религии; культурные герои. К контактам с более развитыми культурами первобытные культуры внутренне не готовы.
(2) Первобытная культура. На стадии первобытной культуры мы встречаемся с первым типом высоко организованных обществ. Первобытные культуры включали меньшее количество составляющих, чем другие типы общества, как, например, религиозные, но их структура была намного сложнее, чем предполагалось ранее. Устройство первобытного общества было предельно компактным. Первобытная культура представляла собой фазу, для которой характерны подражательный язык, анимизм, экзогамия и мифологемность. Дюркгейм подверг резкой критике предположение, что все первобытные культуры принадлежат к единому культурному типу и был вероятно прав, поскольку каждый тип содержит разнообразные подтипы. Фриц Гребнер, к примеру, различал у первобытных обитателей побережья Тихого океана шесть разновидностей первобытного культурного типа, которые он обозначил как: тасманский, древне-австралийский, тотемический, дуальный, меланезийский и полинезийский. То, что исследователи 19 в. описывали как низшие племена и высшие нации, или «примитивные» и «цивилизованные», с точки зрения исследователя культурных систем оказалось различием в степени содержательности и совершенства социальной организации. Примитивные общества не обладали составляющими цивилизации, но у них была более совершенная социальная организация. Это означает, что то, что оно включает в себя, высоко организовано. Обычаи и институты социальной группы формируют и окрашивают человека настолько, что его существование становится невозможным вне ее. Однако ясно, что не в этом дело. В первобытной культуре, как и в любой другой, есть место для выдающейся личности. Вероятно, лучше всего показать онтологию первобытной культуры и то влияние, которое общество как целое оказывает на индивида, проанализировав стремления носителя данной культуры.
Основной вопрос первобытной культуры, обращенный к ее представителям, звучит следующим образом: «Насколько ты вовлечен в сообщество?» Выдающийся индивид ‑ это не тот, кто отклоняется от принятых норм, а скорее наоборот, тот, кто их тщательно соблюдает и воспроизводит культурный образец традиционного образа жизни. Общественная жизнь так тесно и высоко организована, что любой человек, который восстает против нее или хочет изменить установленный порядок обычаев и институтов, ipso facto престает быть членом этого общества. Он ‑ изгнанник и больше не может принимать участия в жизни своего сообщества; он должен либо покинуть его, либо погибнуть от наказания. И в этот момент и потом его не оценивают как выродка. <…>
Первобытный тип культуры подвергается более сильному воздействию физического и биологического уровней природы. Этнологи часто отмечают, что первобытные народы по своей способности приспосабливаться к экстремальным природным условиям похожи на высших животных. Негры Золотого Берега и эскимосы в этом отношении могут служить примером слияния людей с природой до такой степени, что вне ее их существование немыслимо. <…>
Контакт с более высокой культурой является для первобытной культуры вызовом, который она вряд ли готова принять. На первобытном уровне язык достигает ступени имитации. Слова часто по своему звучанию схожи с тем, что они предположительно выражают. Появляется элементарный синтаксис, и за очевидными намерениями говорящего начинает просматриваться смысл.
Среди институтов первобытной культуры ведущее место занимают кровнородственные группы, которые являются более сложной, расширенной формой семейной организации. Институт магии является той лженаукой, в основе которой лежит метод аналогии. Формальное обучение сводится к участию в (ритуальных) танцах. В развитых культурах медицина основывается на знании биологии, в первобытной культуре ее заменяет религия. Тотемизм и экзогамия обуславливают политические аспекты (нормы) существования кровнородственных групп. Способ сельскохозяйственного производства сводился к скотоводству и ручному земледелию, пашенное земледелие и фермерство еще не были известны. Общественным управлением занимается совет старейшин. Изобразительные искусства занимают такое же почетное место как и религия. На стадии первобытной культуры существует небольшое количество не вполне оформившихся институтов.
Религия носит анимистический характер и сохраняет божества до-первобытной культуры, являющиеся персонифицированными силами природы: солнце, которое каждый день рождается и умирает; бледноликая женщина ‑ луна; мстительный шторм и тому подобное. На стадии первобытной культуры боги и люди взаимодействуют; человек беспомощен в руках капризных богов. Сами боги ‑ воплощение мифов о природе. Но первобытная культура в добавление к природным божествам, создает божества, помогающие людям выжить, в том числе и «культурных героев». Появляются Кецалькоатль, Гефест и им подобные. Первобытный анимизм просто трансформировал эти божества и увеличил их число: полубоги и сверхъестественные обитатели лесов, равнин, гор и долин, фавны и сатиры, нимфы непокоренного мира и т.д. Всем правят, если не законы, то по крайней мере высшие явления, которые представляют собой не чудеса, но вполне естественное дело: они создают необходимый порядок вещей...
Ключ к фрагменту: «Военный тип» культуры центрируется на идеале воинской доблести и способностях покорять и повиноваться. Для этого типа культуры характерно существование письменности, архитектуры, развитие техники и торговли. Семья вторична по отношению к общественным институтам. С иными культурами культуры данного типа вступают в коммуникацию практически только как их завоеватели.
(3) Военный тип культуры.Этот тип культуры является первым, значительным шагом вперед в развитии, по сравнению с первобытной фазой. Во многих отношениях военная культура далеко ушла от первобытного типа, в том числе в сфере социальной организации. Так как некоторые характеристики военной культуры являются составной частью сложных типов, было бы неплохо их проанализировать.
Военная, или материалистическая культура начинается с безусловного принятия номиналистcкого постулата, гласящего, что реально, объективно существуют лишь отдельные предметы. Вот почему военная культура проявляется в первую очередь в двух видах деятельности: торговой и военной. Торговля руководствуется принципом получения максимума возможного и от единичных физических предметов и в военных действиях: завоевать торговые пути и расширить границы. Следовательно, военная культура является хищнической, грабительской и алчной. Появляется письменность; других серьезных изменений в этой области не произошло. Технические изобретения следуют одно за другим, создаются обширные библиотеки, а архитектура становится доминантой искусства.
Основной вопрос военной культуры, обращенный к ее представителям: «Хорошо ли ты повинуешься?». Идеальная личность должна презреть дружеские связи и заявить о себе как о лидере. Налицо подавляющая власть меньшинства и баранья покорность большинства. Организация военных культур не так высока, как можно ожидать, потому, что цели у них проще, а амбиции намного ниже, чем в других культурах. Индивидуум обязан отказаться от личных чувств во имя великих интересов и достижения общей цели. Героизм и самопожертвование на войне становятся высоко почитаемыми добродетелями, а все остальное в данной культуре подчинено этому простому итогу. Мужчины существуют для войны, а женщины ‑ для воспроизводства воинов, все остальное глупость: нечто подобное провозглашал Ницше, объясняя мировоззрение военных. Военная культура скорее регламентирована, чем организована. <…>
Влияние физической и биологической составляющих окружающей среды на военный тип культуры невероятно велико… Военные обрекали себя на суровое существование, даже тогда, когда им не приходилось переносить невзгоды походной жизни в пустынях или горах. Резко отличаясь от правящего меньшинства, большинство воинов жило очень скромно, практически мало заботясь о физическом комфорте, изысканной еде или мягкой и удобной одежде. Спартанцы считали жизнь в суровых природных условиях своего рода школой. Они практически ничего не делали для того, что бы избежать естественных трудностей. Человек военной культуры умел закалиться так, чтобы ходить под дождем. Способ производства военного типа культуры основывается на рабстве. Один класс работает на другой, но при этом ничего не получает за свою работу.
Контакты с другими культурами, в психологическом и социальном плане не имели особых последствий для этого типа культуры. С другими культурами они поступали просто: все, что они не могли забрать или увезти с собой, уничтожали… Военные культуры не затухают медленно; они резко прекращают свое существование, и конец их обычно насильственный. Безусловно, в кончине такого рода нет исторической необходимости: это означает, что природа культуры военного типа относится к тем, что зависят от шаткого равновесия крайних сил и не могут оказать сопротивления даже малейшему вызову. Военная культура в конце концов оказывается побежденной тем, против чего она воевала.
Институты, которые занимают в ней главенствующее позиции, предназначены для реализации военной политики. Экономические институты также находятся в выгодном положении. Воспитание сводится к выработке выносливости, слава о которой передается сквозь века и известна как «спартанская добродетель». Обработка земли ведется в специальных хозяйствах, сохраняется ручное земледелие. Важную роль играют мужские и женские тайные общества. Изобразительные искусства находятся в полном упадке. Религия зависима от политики и военных действий. Совершенствуется транспорт и системы связи, снижается значение семьи. На стадии военного типа культуры экономика делает большой шаг вперед. Зарождаются общественные институты, но их очень немного и они не очень сложны по структуре.
Характерной чертой религии военного типа является поклонение не природным божествам, помогающим в борьбе за существование, не богу грома или богу урожая, а богам войны. <…> (С. 210-213)
Ключ к фрагменту: «Религиозный» тип культуры характеризуется отторжением материальности военного типа культуры и утверждением ориентаций человека на ценности божественного мира, несоизмеримо более высокие, нежели те, что существуют в мире повседневном. Этот тип культуры дистанцируется от природы, исповедует идею иерархизма и культ высоких абстракций (в своих религиозных системах). Среди его характерных черт можно выделить расцвет искусства и открытость к контактам с иными культурами.
(4) Религиозный тип культуры.Следующий тип культуры, который мы рассмотрим, ‑ это религиозный, или духовный тип. Религиозная культура сильно отличается от военной и в некотором смысле является просто реакцией на нее. Религиозная культура отвергает непосредственную и активную деятельность, поскольку ее идеал ‑ пассивность и неопределенность.
Религиозная культура начинается с откровенного принятия постулата крайнего реализма, гласящего, что только универсалии реальны. Согласно этому постулату, фактически существующие материальные предметы нереальны, вводят в заблуждение и конечно, с точки зрения религиозной культуры, иногда несут зло. К слову сказать, существование зла является великой проблемой для религиозной культуры. Поэтому она обращается к единственному средству ‑ молитве. Все подчинено поклонению Богу, и жизнь в этом мире отрицается во имя другой жизни после смерти. Инструментами культуры, например, языком, овладевают, чтобы достичь максимума эффективности в их использовании.
Основной вопрос религиозной культуры, обращенный к ее носителям, звучит так : «Насколько ты набожен ?».
Идеальной является наиболее богопослушная личность. В этом типе культуры присутствуют как строгая регламентация жизни, так и сильная организация. Общей целью выступает отказ от какой-либо значимости земной жизни, которая основана на реальности чувственного опыта во имя достижения загробной жизни. Содержание религиозных культур предполагает, что их последователи огромными армиями спасения уйдут от действительности в тот край, в ту жизнь, которая начинается после окончания земной человеческой. <…>
Влияние окружающей среды на религиозный тип культуры, возможно, наименьшее по сравнению со всеми другими. Основной догмат этого типа культуры предполагает, что его последователи будут более или менее безразличны к природной среде, и будут обращаться к ней лишь по необходимости для того, чтобы не прерывать основного своего занятия ‑ поклонения богу. Главным принципом в отношении биологических потребностей становится аскетизм, воздержание или ограничение в сексуальном опыте, умеренность и пост ‑ в питании. Религиозный человек должен как можно реже подходить к чувственному уровню жизни, на котором ведущими интересами выступают питание и размножение. Способ производства в религиозном обществе ‑ феодальный. Разделение труда иерархическое, класс священнослужителей правит теми, кто производит продукцию.
На психологическом и социальном уровнях религиозной культуры закладывается фундамент абстрактного языка. Значение слов не сводится лишь к конкретным и эмоциональным символам. Религиозная культура ‑ это время абстрактных богов; они олицетворяют не конкретные силы природы, а единство Вселенной и абстрактные идеи логики, ценности и т.п. Католическая Троица символизирует именно это и только это: единство, логику и ценность, представленную Богом‑Отцом, Христом и Святым Духом. Теперь поклонение богам преисполнено чистоты и для большей части молящихся оно ограничивается обожанием; чувство любви им не присуще. Любовь заменяется идеей взаимодействия богов и людей: можно умолить капризных богов изменить их решение. Религиозная культура - это период чудес. Религиозный порядок отличается от природного тем, что первый вмешивается во второй.
Основным социальным институтом религиозного типа культуры выступает именно тот, который и следовало ожидать ‑ церковь. Образование почти целиком сводится к религиозным целям. В сельском хозяйстве почти полностью осуществлен переход к пашенному земледелию, хотя на этой культурной ступени еще неизвестна обработка земли с использованием мощных орудий. Возвращаются изобразительные искусства, появляются профессиональные художники, музыканты и т.п., несущие чистое искусство. Истинная наука находится еще в зачаточном состоянии, лженауки, такие как алхимия, астрология, магия, процветают... Появляется философия, ограниченная требованиями религии. Транспорт и коммуникации, которые так успешно развивались в рамках военной культуры, в религиозной приходят в упадок. Наблюдается спад в экономике. К семье возвращается ранее утерянная ею значимость.
Религиозная культура открыта, и в ситуациях контактов с другими впитывает религиозные элементы иных культур. Примером этого типа культуры с соответствующим доминирующим институтом может служить западноевропейская католическая церковь в средние века. Акцент на бытие в потустороннем мире делает невозможным исчерпывающее изучение достижений религиозной культуры: мы не можем знать, была ли загробная жизнь представителей религиозного типа культуры лучше или хуже жизни представителей других типов культур ‑ к примеру, военного, в загробном мире. Поэтому мы вынуждены оценивать культуру соответственно тому, что сотворено ею в земной жизни и лишь по этим позициям сравнивать культурные типы. Следовательно, можно говорить, что в этой культуре что-то лучше, а что-то хуже, чем в других. Религиозная культура склонна закрывать двери перед научными исследованиями; в отношении культурного прогресса она всегда играла запрещающую или ограничивающую роль. В общем, этот тип культуры был более консервативен, чем того в действительности требовали его догматы. С другой стороны, его универсальная включенность по многим направлениям представляет собой большой шаг вперед по сравнению с предшествующими типами культуры. Идея братства людей, общая для большинства религиозных культур, является существенной компенсацией за ошибочный отказ от реальной действительности во имя призрачного потустороннего рая. <…> (С. 213-215)
megaobuchalka.ru
Культурология, Первобытный тип культуры
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа за 3 семестрПо дисциплине КультурологияВариант 5Первобытный тип культуры
ВведениеПервобытная культура — самый древний тип культуры, всецелоопределявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Иногда еёопределяют как магическую, как основанную на магических действиях имагическом мышлении.Данная тема актуальна и в наши дни. Ведь в наше время числопоклонников «белой» (лечебной) и вредоносной («черной») магиинеисчислимо. Астрологические прогнозы, гадание, обряды вызывания дождя,колдовство, система суеверий, примет — много ли людей остаютсясвободными от них?Подлинная первобытность отделена от нас тысячелетиями. Сознаниечеловека того времени может служить скорее предметом гипотез, чем прямогоизучения. Чтобы понять некоторые особенности мышления первобытныхнародов необходимо обратить внимание на их жизнь, на традиции иособенности поведения.
стр.3
Мищенкова А.И. №143045
стр.4
1. Проблема возникновения (генезиса) культурыПроблема культурогенеза — появления и развития ранних форм культуры— одна из самых сложных и дискуссионных в культурологии. Единственнымсубъектом культуры, создающим жизненную среду для себя и формирующимсяпод ее воздействием, бесспорно, является человек. Это значит, что становлениемира культуры произошло в результате длительного процесса взаимодействиябиологической и социальной эволюции и истоки культуры следует искать там итогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее,разумное существо.Креационистская концепция утверждает, что человек был создан Богом(или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру,были получены свыше. Поэтому в мифологии многих народов присутствует богпросветитель, обучающий людей речи, различным умениям и навыкам, правиламповедения и организации совместной жизни. Такова была деятельность титанаПрометея из греческой мифологии. Согласно Библии, первые люди были созданыБогом уже взрослыми, владевшими даром речи. Нарушив запрет, вкусив от древапознания добра и зла, они были изгнаны из рая и начали трудиться, чтобы выжитьна земле.Трансцендентальные теории культурогенеза также близки к этойконцепции. Для них возникновение культуры предопределено свыше (или извне),так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом илизамыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры. Так,об устремленности человека к высшему началу писал крупнейший русскийфилософ B.C. Соловьев. По его словам, человеку следует жить лишь для идеивысшей правды, для стремления человеческого духа к его родному, вечномуначалу. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее цельюстановится обожествление человечества через приближение к Христу.Гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза являетсясвоеобразным вариантом трансцендентальной теории. Ярким представителемэтой концепции был Н. Л. Бердяев. Бог — это Творец, создавший мир и человекавсего за семь дней. После этого человек, созданный по Его образу и подобию,продолжил дело творения на Земле, создавая свой, человеческий мир. Такимобразом, создание человеком культуры можно назвать восьмым днем творения.Трудности всех теорий этой группы очевидны: они признают наличие некойвысшей силы и поэтому не могут рассматриваться как научные.
Мищенкова А.И. №143045
стр.5
Космологические теории культурогенеза также выносили источниквозникновения культуры. Большинство космистов — В.И. Вернадский, П.А.Флоренский, Л.H. Гумилев и другие — находили причину развития культуры вдействии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Землескладываются благоприятные условия для развития человека, возникновения егоособых качеств, без которых не произошло бы появления культуры.Натуралистические концепции происхождения культуры считают еёвозникновение следствием саморазвития человеческого рода, естественнымрезультатом его эволюции. При этом обнаруживается родство с процессами вживотном мире, а истоки культуры находят в жизни высших животных.Подобных взглядов придерживаются многие ученые-естествоиспытатели,например Ч.Дарвин, Г. Спенсер. К числу сторонников этой концепции относятсяи представители этологических концепций культуры. Так, К. Лоренц утверждал,что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения,регулирующие жизнь человека в обществе, в зародыше содержатся в поведенииживотных. Природа предусмотрела специальные механизмы, тормозящиепроявления инстинктивных форм поведения (прежде всего агрессии) — долгаяподготовка к схватке, позы покорности и т.п. Это позволяет говорить о некоторойритуализации поведения высших животных и может считаться зародышемкультуры.Игровые концепции культурогенеза являются своеобразным вариантомнатуралистического подхода. Среди их сторонников — Й. Хейзинга, считающий,что культура возникла из игры, известной еще животным. Вначале была игра какспецифическая организация, а позже из нее возникли спорт, искусство, религия,философия и другие сферы культуры. Игра всегда служила тренировкой разныхчеловеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущихдействий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытиеспособностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии. Правда,не очень ясно, почему играли все животные, а культура появилась только употомков некоторых видов обезьян.Психоаналитическая теория культурогенеза. созданная Фрейдом, даётдругой ракурс проблемы. По его мнению, культура появляется при подавлениипервичных влечений и инстинктов (либидо и мортидо) с помощью норм изапретов. В результате происходит ограничение агрессивных, разрушительныхформ поведения, доставшихся пралюдям от их обезьяньих предков. Можносказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов,толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергиинеудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные
Мищенкова А.И. №143045
стр.6
формы — искусство, религию, философию, науку и т.д., а также всематериальные и духовные ценности.Орудийно-трудовая теории происхождения культуры изложена в работеФридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»,где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессеколлективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда.Широко известно заявление Энгельса: «Труд создал человека». Это обусловленотем, что в процессе трудовой деятельности возникает необходимостьорганизовать совместные усилия и согласовать их, для чего требуются средстваобщения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходуобезьяноподобных предков в качественно новое состояние — человека. Так трудпородил культуру. Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделениетруда и рост производительности позволили освободить некоторое время длязанятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживаниячеловека. Досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческихпотребностей, среди которых — потребность в прекрасном. Постепенновыделился ряд «творческих» людей — художников, скульпторов, музыкантов,писателей. С развитием человеческого общества и его культуры создателейдуховных ценностей становилось все больше — появились философы, ученые ит.д.Социальная концепция культурогенеза дополняет данную теорию. Одним изее авторов может быть назван основоположник функционализма в культурологииБ. Малиновский. Он подчеркивает не ценность труда самого по себе, анеобходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнениявозникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли,строительства жилищ. Поэтому на первый план выступают социальныеотношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этихотношений.Магическая теория культурогенеза под иным углом зрения рассматриваетсоциальные отношения. Ее сторонниками являются Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль идругие. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а такжесоциальные отношения были пронизаны магическими представлениями иритуалами, занимавшими господствующее место из-за неразвитости логическогомышления и недостаточности знаний людей о мире, которые возмещалисьфантазией и воображением. Желая воздействовать на предметы и явления дляполучения нужного практического результата, первобытные люди создавализаклинания, совершали символические действия. Исходя из принципа единствамира, они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов;
Мищенкова А.И. №143045
стр.7
совершая необходимые действия, были уверены в нужном исходе. Такпоявляются первичные религиозные представления и переживания, а значит,рождается культура.Символическая концепция культурогенеза — следующий шаг в развитииэтих идей. Её основные положения присутствуют в работах Э. Кассирера,К. Г. Юнга, М. Хайдепера. Сознание по своей природе связано с символами,которые относятся не к предмету, а к обозначению его смысла. Придавать какойто смысл предметам и явлениям (как естественного, так и искусственногопроисхождения) может только человек на основе своей деятельности. Черезсимвол происходит одухотворение вещи, открытие за её предметным планом еёзначения, смысла. Появление этой способности и есть рождение культуры —нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира. Многиеисследователи отмечают объективность принципов символизации. Символыможно считать особой формой знания, имеющей свои внутренние законы икритерии точности. В силу этого они становятся исходной формой культурноговыражения мира, понятого и упорядоченного человеком. Символы могутиспользоваться для художественного отображения мира и служить своеобразнойформой его познания.Нетрудно заметить, что многие из рассмотренных концепцийкультурогенеза пересекаются или дополняют друг друга. Поэтому ряд философови культурологов одновременно являются представителями разных концепций.Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, чтопричины се возникновения носят комплексный характер.
2. Синкретизм первобытной культурыКогда говорят о синкретизме в искусстве, то подразумевают слитность ивзаимопроникновение различных свойств, качеств и объектов, которые зачастуюобладают разными, а то и противоположными характеристиками. И в этом планепервобытное искусство является не просто примером синкретизма в искусстве,оно представляет собой эталон – потому что искусство никогда не было болеесинкретичным, нежели в эпоху «юности человечества».Синкретизм первобытного искусства представляет собой феномен, которыйочень трудно разделить на составляющие и такое деление будет весьма условным— так как в этом искусстве единство охватывает все составляющие, все факторы,все средства и все образы. Но если попытаться обозначить основные векторы, тоследует назвать, конечно, единство художественного образа и изображаемого
Мищенкова А.И. №143045
стр.8
предмета, существа. Любое изображение для первобытного человека являлось непроизведением искусства — оно было живым. Это проявляется, прежде всего, втехнических особенностях создания того или иного произведения. Если берётсякость или камень для создания миниатюрной скульптуры, то исходный материалподбирается такой формы, которая максимально соответствует конечному образу.Кость или камень по своей форме должны напоминать изображаемое существо,оно как будто «спит» внутри материала, а человек должен лишь немного помочьему своей художественной обработкой, чтобы этот образ стал нагляднее. Если настенах пещеры изображается животное, то рельеф поверхности повторяетприродные изгибы этого существа.Но на этом единство образа и предмета не заканчивается, а переходит наболее глубокий и сложный уровень. Это единство означает неразрывную связь всознании первобытного человека между изображением, к примеру, мамонта, исамим мамонтом. Именно благодаря этой стороне синкретизма и развилисьпервоначальные религиозные представления человечества, согласно которымвоздействия на образ животного, на его изображение оказывает точно такое жеили весьма сходное воздействие и на реального быка, оленя или кабана.Существуют находки, которые свидетельствуют, что к нарисованным туловищаммедведей прикрепляли головы настоящих медведей — тем самым люди словнобы дополняли единую картину, и в их сознании не возникало противоречиямежду тем, что голова настоящая, а тело нарисовано.Другой аспект первобытного искусства заключается в единствехудожественного образа и окружающего мира. И дело не только в том, что, разчеловек считал изображённых животных почти что живыми, то и населённый имимир отождествлял с искусственным. Синкретизм первобытного искусства ещё и втом, что для человека оно было точно таким же инструментом познания мира, каки практическая деятельность. Практика и искусство были неразделимы: точно также, как при помощи охоты, наблюдения за животными, за природнымиявлениями, за небесными светилами, постройки жилищ, изготовления одежды иорудий человек познавал материальную часть мира, так при помощи искусства онстарался сформулировать представление о мире в целом.В это представление входили и понимание тех или иных закономерностейво взаимоотношениях природы и человека, человека и животных, однихприродных явлений с другими. Именно в искусстве, которое было объединено срелигией, первобытный человек старался сформировать представление остроении мироздания, о законах, по которым оно существует, о тех опасностях,которые могут грозить в нём человеку и о его месте в общей системе. Искусствобыло единственным способом выражения этих представлений, а благодаря своей
Мищенкова А.И. №143045
стр.9
неотделимости от религии оно становилось ещё и способом взаимодействиячеловека с миром. Первобытное искусство одновременно содержало в себе испособ познания мира, и сам мир, и способы выражения своих представлений онём.Один из наиболее популярных вопросов, касающихся первобытногоискусства, звучит примерно так: «Почему первобытные люди редко изображалисамих себя, а когда изображали, не создавали портретов, хотя с художественнойточки зрения были на это способны?». Проблема эта действительно одна из самыхинтересных в изучении первобытного искусства и является предметом спораучёных до сих пор. Первоначально предполагалось, что первобытные художникипросто не могли нарисовать портрет, не владея перспективой, правильнымсоотнесением масштабов и так далее. Однако многочисленные примерыудивительных по красоте и точности изображений животных заставилизадуматься: если художники могли выполнить такой тонкий рисунок быка, томогли и создать точный человеческий портрет, но не делали этого – почему?Однозначного ответа нет. С точки зрения рассмотрения синкретизмапервобытного искусства наиболее вероятным ответом представляется тот,согласно которому человеку не нужно было портретное сходство наизображениях. Он и так чувствовал собственное единство с образом человека нарисунке или в скульптуре, а функции таких изображений были чистоутилитарными — изобразить ту или иную сцену, которая должна или повторитьсяв жизни, или быть напоминанием об определённых событиях. Возможно, чточеловек просто опасался придавать изображению индивидуальные черты –потому что он верил, что его образ и он сам это единое целое, а значит, если ктото получит контроль над его образом, он сможет управлять и человеком. Этачерта первобытного сознания сохранялась вплоть до вполне цивилизованныхвремён: так, в Древнем Египте свято верили в то, что имя человека напрямуюсвязано с ним и если совершить над именем определённые действия, можнонавредить человеку или его душе. Так что первобытный человек не испытывалпроблем с тем, чтобы ассоциировать себя с теми изображениями, на которыхлюди изображены подчас в виде почти что геометрических фигур.3. Архаический миф. Древнейшие верованияМифология — исторически первая форма духовной культуры. Онавозникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество вформе мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующиелюдей вопросы.
Мищенкова А.И. №143045
стр.10
Миф — это первая форма духовного освоения мира, его образносимволическое воспроизведение и объяснение. Миф упорядочивает в сознаниимир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижениямира как некоего организованного целого, представляет его в простой идоступной форме.Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и егочастей, связанных в единой системе. В них непосредственно отражаютсяпредставления о структуре космоса, описывается его вегетативная (мировоедрево), зооморфная или антропоморфная модель. Космогония обычно включаетразъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух),отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана,установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил, затемсоздание ландшафта, растений, животных, человека.Мир может возникнуть из первоэлемента, например, из мирового яйца илииз антропоморфного первосущества-великана. Различные космические объектымогут быть найдены, даже похищены и перенесены культурными героями,порождены биологически богами или их волей, их магическим словом.Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические — опроисхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя вмифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством).Происхождение человека может объясняться в мифах как трансформациятотемных животных, как отделение от других существ, как усовершенствование(самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ,«доделывание», как биологическое порождение богами или как изготовлениебожественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п., как перемещениенеких существ из нижнего мира на поверхность земли. Происхождение женщининогда описывается иначе, чем происхождение мужчин (из другого материала и т.п.). Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо ужесуществовавшие ранее боги или духи были бессмертны.Мифы эсхатологические — о «последних» вещах, о конце мира возникаютотносительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о сменеэпох, мифов космогонических. В противоположность космогоническим мифам,эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об ихуничтожении — гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса. Трудноотделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великановили старшего поколения богов, живших до появления человека, о периодическихкатастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира. Более илименее развитую эсхатологию можно наблюдать в мифах аборигенов Америки, в
Мищенкова А.И. №143045
стр.11
древнескандинавской, индуистской, иранской, христианской (евангельский«Апокалипсис»)мифологиях.Эсхатологическимкатастрофамчастопредшествуют нарушения прав, морали, распри, преступления людей, требующиевозмездия богов. Мир погибает в огне, потопе, в результате космическихсражений с демоническими силами, от голода, жары, холода.Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ опрошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образомс помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и этообеспечивало духовную связь поколений. Когда древний человек покрывал стеныпещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своеммифологическом сознании осваивал пространство и время. Это значит, что ссамого начала существования культуры ее содержание определяется мифом,который органически связан с фундаментальным устремлением человеческоготворчества на овладение пространством и временем и их преодоление.Характерным моментом мифа является отождествление субъективной иобъективной реальности, образы понимаются как реально существующие. А этозначит, что миф основан на таком породнении человека с миром, когда человекаеще не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективныхсвойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Вкультурологии различают несколько основных типов подобного одушевления,основными из которых являются анимизм, тотемизм и фетишизм. Однако это нестадии и не исторические этапы. Возникнув в первобытно-общинном мире, онимогли сосуществовать в религиозных представлениях одного племени (например,анимизм и тотемизм) и с теми или иными изменениями передавались в течениетысячелетий из рода в род. Политеистические и пантеистические религииисповедуются и во многих странах современного мираАнимизм — вера в существование душ и духов. Первобытный человекодушевлял весь окружающий мир. Реки и камни, растения и животные, солнце иветер, прялка и нож, сон и болезнь, жизнь и смерть — все имело душу, волю,способность действовать, вредить или помогать человеку. Согласно первобытнымпредставлениям, духи обитали в невидимом потустороннем мире, но проникали ввидимый мир людей. Поклонения и магия должны были помочь людям так илииначе ладить с духами — умилостивить их или перехитрить.Тотемизм — вера племени в своё родство с растением или животным, режес явлением природы или предметом. На языке индейского племени одживбеевслово тотем означает «его род». Тотем мыслился как реальный предок, племяносило его имя, поклонялось ему (если тотемическое животное или растениесуществовали реально) или его изображению. Границы между «я» и «не˗я» были
Мищенкова А.И. №143045
стр.12
размыты, неясны, и человек себя представляет неким животным организмом,частью общего природного тела. Вот почему так характерны для древнейшеймифологии смешанные формы, вроде сочетания человека и коня (кентавр),человека и птицы (сирены) или сразу нескольких образов в одном — голова игрудь человека, крылья грифона, туловище льва (Сфинкс).Фетишизм — культ неодушевленных предметов (например, перо тотемнойптицы, сгоревший в грозу дуб или клык убитого на охоте тигра), обладающих, попредставлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетиши(священные предметы) сопровождали всю жизнь первобытного человека. Формыпочитания фетишей были разнообразны: от принесения жертв до вколачивания вних гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставитьисполнить адресованную ему пользу. Элементы фетишизма есть во всех религиях,в том числе в современных, например, поклонение кресту, мощам, иконам и т.д.Миф рождается и господствует в культуре на стадии архаичного сознания.Но с развитием рефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не тольков виде сказок и литературных произведений, но периодически воспроизводится вкультуре через социально мифологические конструкции. Например, немецкийнацизм возрождал и использовал древнегерманские языческие мифы, а такжесоздавал разнообразные политические мифы.Исследования3. Фрейда,Г. Юнгаидругихпредставителейпсихоаналитической культурологии объясняют этот феномен. Они убедительнопоказывают, что в развитых обществах, перестав быть единственной идоминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно — онпродолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в формеархетипов, древнейших культурных образцов. Человек всегда сохраняетпотребность во внерациональном породнении с миром, а это значит, чтомифологическое освоение мира органически присуще человеческой психике ичеловеческой культуре
4. Зарождение искусстваЗарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человеквпервые попытался отразить свои представления об окружающем мире вискусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков,возникновению ещё одной формы общения между людьми. Многочисленныепроизведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурныеизображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем оформилось
Мищенкова А.И. №143045
стр.13
сознательное представление человека о художественном творчестве. Согласноданным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура,живопись, графика).В первобытном обществе художественная деятельность человека быланеразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной иматериальнойкультуры:мифологией,религией,бытовымукладом.Художественная, духовная культура существует в тесном единстве сматериальной, образуя первобытный единый культурный комплекс, которыйлишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы: религию, искусство(во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенныерукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественнорелигиозно-магического действа, отражающего синтез материальной и духовнойкультуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны — этоконтурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистыелинии, выдавленные в сырой глине пальцами руки. Более поздние изображенияэпохи палеолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей,бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшиестатуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставлялачеловека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Этизнания представляли собой практическую ценность. Себя же человек ещё непознал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны,условны. Таковы первобытные «венеры» (Венера из Вил-лендорфа) —простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями,гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческоголица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватилобщую картину мира и не осознал в ней свое место.Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха)10-6 тыс. до н. э. уже стали более красочными. Появились многофигурныекомпозиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений междуплеменами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрытьвзаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительноеискусствосозданиемпроизведениймонументальнойантропоморфной(человекообразной) скульптуры (например, так называемые «каменные бабы»Северного Причерноморья). Характерная черта культуры неолита —распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положилиначало декоративному искусству.
Мищенкова А.И. №143045
стр.14
В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получаетархитектура, названная мегалитической, архитектура больших камней. К нимотносятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитиемрелигиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20метров (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себечерты архитектуры и скульптуры.Антропоморфизм, оружие, элементы одежды и украшений, динамика,многофигурные композиции дают ясное представление о предметной основеизображения. Говоря о событийном характере «мезолитических» композиций,нельзя однозначно ответить на вопрос, отображают ли эти композиции события,происходившие в окружающей реальности, или мы имеем дело с мифологическойкартиной мира, с событиями, сценами из мифологической реальности. Вискусстве невозможно четко разграничить эти сферы. Ни один изсуществовавших в истории реализмов не имел целью адекватное отображениежизни. В то же время любая мифологическая конструкция состоит из элементовреальности.Большая часть древних рисунков и других предметов искусства человека досих пор не изучена. Их исследование представляется увлекательным занятием.Стремление человека понять окружающий его мир послужило основой дляразвития первобытного искусства.
Мищенкова А.И. №143045
стр.15
Заключение
В течение первобытной эпохи в результате очень длительногобиологического развития самого человека, совершенствования материальнойкультуры, развития видов деятельности, эволюции искусства, осложнения ирасслоения общества, углубления представлений об окружающем мире — былизаложены фундаментальные основы всей современной человеческой культуры.В первобытном искусстве образы воплощали все многообразиемифологических представлений каждого этноса, что предопределило уникальнуюмножественность, равнозначность и слитность функций этого искусства, а такжеего особую роль в поддержании социальной устойчивости и традиций. Искусствов древнем мире было важнейшим коммуникативным средством, основнымканалом связи между личностью и социумом, между близкими этническимигруппами.Первобытный человек обладал не меньшими художественнымиспособностями, чем современный, а в среднем — большими. Его вкус былбезукоризненным. Он ещё не стал пассивным потребителем искусства, а был втакой же мере художником, творцом, как и охотником, воином. Творческиеимпульсы были для него столь же естественными, как инстинкты охоты илипродолжения рода. Этот человек не нуждался в художественном образовании,искусство было с ним всегда от рождения до смерти, было одним из естественныхпроявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтомухудожественное наследие «первобытного» мира начинает занимать все большееместо в системе художественных ценностей современного мира.Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследствоостались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытныхкультов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились вовсех религиях, а также традициях и быту народов мира.
Мищенкова А.И. №143045
стр.16
Список литературы1. Окладников, А. П. Утро искусства. Л. : Искусство, 19672. Пархоменко, И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. —М.:Центр, 2001.3. Садохин, А. П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие.— М.: Эксмо, 2007. — 624 с.4. Тайлор, Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре, пер. с англ.Д. А. Коропчевского. — Смоленск: Русич, 2000.5. Флиер, А. Я. Культурогенез. М.: РИК, 1995
freedocs.xyz
Первобытность, как тип культуры
Количество просмотров публикации Первобытность, как тип культуры - 229
Становление человека, как особого существа. Период длился тысячелетия. Простейшая форма периодизации:
1) Каменный век
2) Древнекаменный палеолит
3) Мезолит
4) Неолит
Появляется человек прямоходящий на рубеже среднего и верхнего палеолита͵ соседом его был кроманьенец (остатки его нашли во Франции). Жил он с 40 по 10 тыс, до нашей эры. Создает протокультуру человечества, оставаясь собирателем, подводят человечество к культуре земледелия. Окончательный переход от человека от собирательства происходит в период неолитической революции.
Человек перешел к оседлому образу жизни (человек начал заниматься земледелием, животноводством). На протяжении тысячелетий формируется единство человечества. Как единое целое, единство культурное, физиологическое, психологическое.
В это время формируются человеческие качества. И неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ученые пытаются вывести нравственные чувства из потребности крайне важно сти заботы о детях. Формируются гендерные различия, когда мужик – охотник, а женщина – дом. Работница.
У мужчины развиваются свои качества. У женщин эмоциональная развитость. Как минимум три года безпрестанной заботы со стороны взрослых. Со временем данный период возрастал. Появилась крайне важно сть в постоянной стоянке и было трудно кочевать с детьми. Формируется человек, формируются прототипы семьи. Налаживается сотрудничество между семьями, родовыми сообществами, что приводит к образованию племен, кланов, и в последствии к народам, кланам, нациям. Нравственные принципы первобытности формируются из потребности сохранять социум и продолжать род, т.е это защита жизни, закон ценности жизни.
К примеру, на каком-то этапе рождаются запреты на убийство одноплеменника. Табу – запрет под страхом смерти. Человек на 80% зверь, животное. Все проступки наказываются смертью. Самосознание воспитывал и очаᴦ. Именно здесь человек творит культуру. Появляется человеческий язык. Понятия. Новые слова, обозначающие явления. Мышление конкретное, наглядное. Абстрактно человек мыслить ещё не умеет. Происходит изменение в голосовом аппарате, человек начинается произносить новые звуки, общаться. Увеличилась продолжительности жизни, 25 лет - ϶ᴛᴏ старик.
Первобытность самое продолжительное время, очень маленький объём культурного наследия, на базе которого можно развиваться. 95% времени уходит на добычу пищи. Все в дом. Животные одомашнены первобытными людьми. Первобытный человек – изобретатель, он творит то, чего не было в природе (одежда, колесо, костяная игла, лыжи). Он мыслитель, наблюдает за природой, учиться ориентироваться по звездам, расселяясь по земному шару. У людей развивается потребность в познании мира, вкус к знанию.
Мировоззрение первобытного человека определил анимизм (анима – душа, одухотворение окружающего мира, анимизм). Термин вводит Тайлор (эволюционист, он ʼʼпозитивный чувакʼʼ (Г.Х (с)) – ʼʼда нихренаʼʼ (Д.Л (с)) в своей работе ʼʼПервобытная культураʼʼ, анимизмом он назвал начальную стадию в развитии всех религиозных представлений в истории человечества. Он говорит о том, что анимизм - ϶ᴛᴏ минимум религии. Он исходит из веры философа дикаря, что душа может отделяться от тела, это исходная посылка анимизма. Появляется теория реинкарнации – тотемизм (тотем, его род, принадлежность к роду). Тотемизм - ϶ᴛᴏ вера в кровнородственную связь человека с животным. А тотем - ϶ᴛᴏ есть и животные, растения, животные первопредок. Основа тотемизма является то, что душа природного первопредка способная вселяться в человеческих младенцев. Человек не отделял себя от окружающего природного мира, он не видел разницу между человеком и животными, для него все едино. Беспомощность человека перед лицом природы, от нее он зависим, он ищет защиты, поддержки. Он ищет отца, первопредка. Результатом тотемизма стали появление различных ритуалов, убийство животных на тотеме.
Анимизм определил магическую практику человека. Магия – волшебство (греч.) Фрезер ʼʼЗолотая ветвьʼʼ. Магию поделил на подражательную (гомеопатической) и заразительная (контагиозная). Племя подражает действию животных, разыгрывают процесс удачной охоты. На скалах изображали сцены охоты. Контагиозной можно отнести магию лечебную или вредоносную. Фетишизм (фран. Талисман, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишами могли быть камни, палки, предметы. Формы поклонения разнообразны: от принесения им жертв, до вколачивания в них палок, гвоздей.
Амулет (с араб. гамала – носить, вера в силу амулетов). Таким предметам приписывалась сила охранять их владельцев. Неолитические рыболовы Сибири подвешивали к рыболовным сетям каменных рыб.
Шаманизм (общение с миром духов, которым применяются методы измененных состояний сознаний. Экстатическое общение с сверхъестественной силой. Традиционно их принято называть камлания (исступленная пляска с ударами в бубен, с пением, шаман издает звуки). Дух вселяется в шамана, в бубен, у него появляются способности пророчествовать, лечить. Все мышление первобытного человека синкретично. Синкретизм - ϶ᴛᴏ единство, нераздельность, неделимость. Неотделимость человека от природы. Первобытный человек живет в природе, как природное существо, воспринимает весь мир как живое, он только частица природы. Все в мире точно такое же, как человеческое общество. В своих ритуалах человек воздает благодарность лесу, дереву.
Неотделимость человеческой личности от племени. Отсутствует индивидуальное сознание, нет своего ʼʼЯʼʼ.
Сохранялась традиция кровной мести.
Отсутсвие разделения материальной и духовной сферы. Труд и магия неотдельны.
Сама духовная культура нераздельна. Появился синкретизм вещи. Он стала культовой, знаковой, в случае если на нее нанести ʼʼтотемʼʼ, знак племени, она становится более совершенна по красоте. Первобытный человек – проявление синкретизма. В обществе человек – потребитель, производитель. Сам все создает, сам поет и танцует. Сознание первобытного человека мифологично. Отражено в мифе. Первобытный понимает только то, в чем участвует, он не понимает абстракнтых понятий, не знает причинно-следственных связей, он их домысливает. В мифе излагается сакральная история, о том, каким образом появился данный мир, благодаря подвигам сверхъествественных существ. Отвечает на вопросы, как появился человек… (Секас делал) Рассказывает о том, как появились растения, ремесла. Рассказывает, как появилась письменность. Миф - ϶ᴛᴏ всегда история.
Ритуал - ϶ᴛᴏ система действий, чтобы повлиять на действительность, действия носят символический характер. Размещено на реф.рфДелятся на две категории: отрицательный и положительные. Система табу призвана отделить мир священный от мира вульгарного. Запреты бывают пространственными, к примеру, создание священных пещер, рощ.
Запрет на убийство священного животного.
На каждой стадии человек переходит из одной стадии в другую. Смерть и рождение рассматриваются как особые периоды в жизни человека.
Инициация – вступление в совершеннолетие.
В 4-3 тыс. до н. э. где человек обитает, появляются древнейшие государства востока.
Восток:
Культура месопотамии
Египетские
В междуречьи Тигра и Евфрата
Культура древней Индии (река Инд)
Хараппа
Мохенджо даро
Культура Китая
Государства являются деспотическими. Правитель и бог - одно и тоже. Появляется политеизм (многобожие).