Музей первобытного человека. СУНГИРЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. Светлана Каменева
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МОУ Верхнеякушкинская ООШ имени В.М. Баданова. Музей первобытного человека


Музей первобытного человечества — ПОЧИТАЙ-КА

Поиски начала - едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается человеческий ум. Давай попробуем отыскать в далекой древности истоки изобразительного искусства.

В потайных скалистых пещерах археологи обнаруживали целые "музеи" первобытного человека. Чуть ли не во всех концах земли были найдены и раскрыты стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты, предметы, которые можно назвать художественными произведениями... Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. Большие скульптуры животных.Встречается и такое: каменные изваяния срастаются с массивом скалы. Какой-нибудь выступ скалы, немного напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтесан и доведен до полного сходства с медведем или каким-нибудь другим животным.

Есть и скульптуры из глины, а на них запечатлены следы ударов копьем. Во Франции, в пещере Монтеспан, открыли "израненную" глиняную фигуру медведя без головы. У ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя.Убивая глиняного зверя, верили, что так овладеют его живым двойником. Надевая на себя звериные маски и исполняя "танец буйволов", считали, что это послужит призывом и привлечет буйволов в их края.Это были первые попытки освоить с помощью изображения окружающий мир.Человек продвигался вперед. Люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое  водонепроницаемое вещество. До этого человек использовал только данные ему в готовом виде природой материалы; обжигая же глину, он создал новый, неизвестный в природе - керамику.Появление керамики имело большое значение в развитии пока еще неосознанного чувства прекрасного. Украшая узором сосуды, человек постигал искусство орнамента.Ложка с головой лебедя. Сколько грации в изогнутой лебединой шее, какая чарующая гармония!Развивается и наскальная графика. Здесь впервые в первобытном изобразительном искусстве проявляется стремление к изяществу.На наскальном рисунке, найденном в Аране (Испания), - женщина, собирающая дикий мед. Стройное удлиненное юное тело, красивый контур головы. Одна рука держит высокий сосуд, другая исчезает в легком облаке пчелиного роя. Красота, увиденная и запечатленная в рисунке.
Но есть и другие наскальные изображения, где фигуры людей и зверей напоминают геометрическую схему: изображение - значок, который даже с трудом распознается.Животные изображаются более реально, чем сам человек, но уже не встречаются такие живые "портреты", как бизоны Альтамиры.Онежское озеро. Гранитная скала из окрестностей деревни Бесов Нос. Десятки фигур высечены на ней около четырех тысяч лет назад. Лоси и олени, утки и лебеди, большие лодки с ' гребцами. Все это ясно обозначено. Но встречаются какие-то круги с отростками, а может на длинных палках-шестах. Что это - Солнце? Луна? По-видимому, это какое-то заклинание, призванное дать человеку победу над животными.Может быть, и схематизм в изображении усиливается как раз и потому,
что  слабеет вера человека в изображение как в двойника.  И появляются другие возможности в изображении - рисунок как рассказ о событии. Ведь чтобы рассказать, не обязательно соблюдать большую точность, достаточно показать предмет в немногих общих чертах. Здесь и лежат истоки пиктографии - рисунчатого письма.

01.06.2002

read-ka.cofe.ru

Гигантский музей первобытного искусства. Погибшие цивилизации

Гигантский музей первобытного искусства

Величайшая пустыня мира. Раскаленная, безжизненная, страшная… Лишь кое-где крохотными пятнышками зеленеют оазисы среди моря песка и скал. Вода — это жизнь в Сахаре. Когда-то благодаря животворной влаге ныне мертвая земля была цветущим краем. За историю человечества такое случалось дважды.

Около сорока тысяч лет назад здесь шли дожди, зеленели травы. Отдаленные прапрапредки современных людей появились в Сахаре… Откуда они пришли? Может быть, из Северной Африки, может быть, из района нынешнего Сомали или, может, из Южной Европы? Примитивные каменные орудия, найденные на этих территориях, удивительно похожи на сахарские.

Но вот период дождей кончился, пришла страшная засуха. Пески начали свое безжалостное наступление, растительность погибла. Цветущая территория превратилась в пустыню, по своим размерам превосходившую нынешнюю Сахару: весь северный Судан был оккупирован песками. Но прошли тысячелетия, и снова пошли дожди, потекли большие реки, родились озера, появились растения и животные а вслед за ними и люди.

Мы мало что знаем о первых обитателях Сахары — охотниках раннего палеолита. Зато о втором периоде расцвета великой пустыни мы можем рассказать очень многое. Ибо жители его оставили потомкам бесценные памятники искусства, ставшие вместе с тем не менее ценными документами истории — рисунки на скалах. В середине прошлого столетия Генри Барт, знаменитый путешественник по Африке, пересекал пустыню. Неподалеку от озера Чад он неожиданно обнаружил изображения людей в охотничьих нарядах и масках. Среди рисунков животных, на которых охотились люди, не было изображений «корабля пустыни» — верблюда. А это значило, что возраст рисунков по меньшей мере около двух тысяч лет.

Позднее последовали новые открытия. То один, то другой путешественник сообщал о находке новых наскальных рисунков. А когда в Сахаре появились геологи, число находок возросло еще больше. Носороги, слоны, боевые колесницы, о которых сообщал античный историк Геродот, жирафы, лошади, овцы, разнообразные изображения людей были нарисованы или выцарапаны на скалах.

Правда, рисунки были разрозненны и, несмотря на большое количество мест, где они были найдены, их общее число было все-таки невелико. На их основании трудно было составить полное представление о древних жителях Сахары — они представляли собой как бы разрозненные слова и строки текста, а не целую связную книгу.

Но и эта книга была обнаружена и прочитана. В 1933 г. лейтенант Бренан, ехавший на верблюде во главе отряда, заметил на отвесной скале изображения шагающих слонов с поднятыми хоботами, а также носорогов, жирафов, гиппопотамов. Еще через двенадцать километров пути он увидел новые рисунки, где рядом с животными были изображены странные человекоподобные существа со звериными мордами. Бренан сообщил о своей сенсационной находке в каньоне Тассили парижским и алжирским ученым. Но лишь через тридцать три года удалось организовать большую экспедицию, которая смогла прочесть книгу изображении, оставленную жителями нынешней пустыни. «То, что мы нашли в лабиринте скал Тассили, превосходит всякое воображение. Мы открыли сотни и сотни росписей с десятками тысяч изображении: людей и животных. Одни рисунки располагались особняком, другие представляли собой сложнейшие ансамбли, — рассказывает руководитель экспедиции Анри Лот. — Рисунки, несомненно, относятся к жизни различных народов. Нас поразило разнообразие стилей и сюжетов, говорит ученый, которые мы обнаружили при исследовании различных наслоений рисунков. Рядом с крошечными изображениями людей величиной в какие-нибудь несколько сантиметров, находились и рисунки гигантской величины. На других фресках мы увидели лучников, вступивших в борьбу за обладание стадом быков, и воинов, бьющихся на палицах; стадо антилоп; людей в пирогах, преследующих бегемотов; сцены плясок, пиршеств и т. п. Короче говоря, мы очутились как бы в величайшем музее доисторического искусства».

Тысячи лет назад жили здесь охотники, оставившие великолепные рисунки животных и людей, по своему облику похожих на жителей Южной Африки — бушменов. Затем появились скотоводы, кочевавшие со своими стадами по саваннам: это было в те времена, когда в долине Нила начинала складываться великая египетская цивилизация. Потом наступил «период лошади и колесниц», как его называют исследователи, он был связан с нашествием гиксосов на Египет; изображения колесниц очень похожи на рисунки культуры древнего Крита. Следующий период — «период верблюда» — начинается за две сотни лет до нашей эры и кончается рисунками, которые и в наши дни делают туареги, жители Сахары.

Ныне древнейшие памятники Тассили датируют (правда, с большими оговорками) возрастом семь — десять тысяч лет. Но на территории Африки есть и более древние изображения… С незапамятных времен человек населяет Черный континент — и на всем его огромном пространстве, от Сахары до Южной Африки, разбросаны наскальные изображения, рассказывающие о давно прошедших и совсем недавних событиях. Почти до наших дней во многих районах Черного материка на каменных страницах скал писалась история сынов Африки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

СУНГИРЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. Светлана Каменева

18-й наск Авесты – Дувасарони-джад «О создании союза близких друг с другом»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

Светлана Каменева,Пермь

СУНГИРЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

Летом 2010 г. в Пермь приехала моя знакомая из Канады Маргарет с двумя своими ученицами. Маргарет занимается возрождением традиций североамериканских индейцев и попросила меня показать что-нибудь похожее на Аркаим. Мои гости хотели посетить какое-нибудь древнее место силы, где была стоянка первобытного человека и провести там ритуал общения со стихиями. И тут я вспомнила про Сунгирь и рассказала своим гостям об этой самой древней стоянке первобытного человека из всех известных в мире.

Археологический памятник Сунгирь – город кольцевой структуры, поселение древнего человека наподобие Аркаима, возраст которого более 25 тыс. лет. Сунгирь давно известен историкам как однослойный археологический памятник, сохранивший следы сезонной стоянки древних охотников, которые посещали его в летний и осенний периоды в течение нескольких десятков лет. Однако находки 60-х гг. доказали, что это многослойный археологический памятник, отражающий, по крайней мере восемь тысячелетий (от 20 тыс. до 28 тыс. лет назад), в течение которых на Сунгире проживали первобытные люди. 8 тыс. лет древние люди жили на одном и том же месте! Ведь это о чем-то говорит. Более того, на аэрофотосъемке, приведенной в Интернете, Сунгирь выглядел точно как Аркаим, та же кольцевая структура, то же расположение на слиянии двух рек. И, какая удача, расположен Сунгирь не в труднодоступном месте, где транспорт не ходит, а в пригороде всем известного города Владимира, добраться куда не составит труда.

Исторический музей

Моих гостей очень заинтересовал мой рассказ, и мы решили побывать там. Ведь это еще и повод посмотреть города Золотого кольца России. Удача сопутствовала нам, очень быстро нашлись друзья друзей, которые живут в частном доме под Владимиром и которые согласились принять всех нас. И мы стали собираться в поездку. Хотя я весьма смутно представляла, что и где мы будем искать. Я знала только, что Сунгирь расположен в 6 км от Владимира по дороге на Боголюбово, на месте слияния рек Клязьма и Сунгирь. Что ж, все когда-то в жизни приходится открывать впервые. Сразу вспомнилась наша первая поездка с Олегом Лушниковым на поиски места слияния Камы и Чусовой в мае 1993 г., когда мы, отважная четверка первооткрывателей, думали, что отправились в трудную экспедицию по открытию чуть ли не Америки, а все оказалось элементарно просто: найти мыс Стрелка не представляло большого труда. Но несмотря на то, что нам предстоял более серьезный поиск, мы отправились в путь.

Когда мы приехали во Владимир к нашим знакомым и сообщили им о цели нашего визита, они тоже озадачились. Ведь они думали, что иностранцы, как и все нормальные люди, приехали во Владимир смотреть старинные русские храмы, а тут подавай стоянку первобытного человека 25-тысячелетней давности. Вот так задача! Хозяйка дома Галина позвонила в исторический музей Владимира, чтобы узнать, где находится Сунгирь и как туда попасть. На что ей очень холодно ответили, что таких справок музей не дает, да и зачем вообще ехать на место раскопок, да еще иностранцам, ведь достаточно прийти в музей и увидеть все находки, расположенные в одном зале. Понятия – место силы, энергия земли, приобщение к древним истокам – работникам музея были чужды. И чтобы они не заподозрили в нас черных археологов, мы решили положиться в поисках только на свои собственные силы.

Карта древнего поселения

Друзья предложили нам в этот день съездить на экскурсию в Суздаль вместе с их сыном, а сами на второй машине поехали в Боголюбово, чтобы провести там разведку на местности. Чтобы не терять день, мы поехали в Суздаль. Город канадкам очень понравился, даже невзирая на жару и смок. Вечером Галина и Анатолий нас несказанно порадовали: после длительных поисков и расспросов они все-таки нашли место и даже показали нам фото таблички со словами «Сунгирь – музей-заповедник», сделанное на мобильник.

На следующее утро мы на двух машинах устремились на встречу с древнейшей цивилизацией. Кто поедет вслед за нами в Сунгирь, кратко опишу маршрут, чтобы легче было найти. Когда вы выезжаете из Владимира по указателю на Боголюбово, сразу за выездом из города (у больших железных букв Владимир) нужно повернуть направо на заправку, сразу за заправкой идет грунтовая дорога на Сунгирь. По ней нужно проехать буквально 500 метров и вы упретесь в забор из сетки с табличкой «Сунгирь – музей-заповедник». Дальше за забором –большой пустырь. Здесь фонд «Сунгирь» совместно с ООО ИСК «Антарес» (http://isk-antares.ru) в 2006 г. Начал строительство научно-культурного мемориального комплекса «Сунгирь». Именно его грандиозный план-проект можно увидеть на табличке на заборе. Здесь планировалось построить несколько музеев, обустроить спуски в археологические раскопы, возвести большую гостиницу, спортивный комплекс, конференц-зал. Но строительство так и не было начато. За эти годы пустырь зарос высокой травой, дачники сделали дыру в заборе и проложили кратчайшую дорогу к своим участкам. Да и на нас, внимательно разглядывающих карту и согласно с ней совершивших экскурсию ко всем местам раскопок, проходящие мимо дачники смотрели, как на пришельцев из космоса. Кто-то останавливался, и, глядя, как мы продираемся сквозь колючки к очередной яме раскопа, с каким энтузиазмом прыгаем вниз и рассматриваем дно, говорил: «И что вы тут ищете? Лучше езжайте и посмотрите наш Боголюбский собор, вот там действительно, есть что посмотреть!». Но мы продолжали наши поиски. Однако все места, что были обозначены на карте как места раскопов, находились в низине, а из записок археологов было ясно, что главное городище должно располагаться на вершине. Вот как о нем писал ученый-археолог А.Л.Никитин:«От Сунгирского раскопа открывается потрясающий вид на владимирские Успенский и Дмитриевский соборы, и на Боголюбов –пригородную великокняжескую резиденцию, а вдалеке, в широкой пойме Клязьмы, светится церковь Покрова на Нерли –самого поэтического храма Руси».

Итак, мы решили найти холм, где располагалось городище. Двигаясь дальше, по самочинно проложенной дачниками дороге, мы уперлись в заборы дачных кооперативов. Дорога налево спускалась к железнодорожной насыпи, за которой текла Клязьма, но это было еще ниже. Мы же взяли вправо и, проехав несколько метров, увидели слева высокий холм. Похоже, это именно то, что нам надо. Забравшись наверх, мы и в самом деле увидели собор Боголюбова, а также русло Клязьмы за железнодорожным полотном. Увы, увидеть владимирские соборы мы так и не смогли, вместо них взгляду предстала не радостная картина промзоны города Владимира. Видимо, 50 лет назад, когда велись раскопки, все здесь было иначе. Так как других холмов в округе не было, я сказала канадкам, что это именно то место, где было древнее поселение, и они провели здесь свой ритуал общения со стихиями. Место им понравилось. Я же до сих пор не уверена, то ли место мы нашли, или надо было ехать с другой стороны, чтобы попасть на сам берег Клязьмы и там искать место слияния с Сунгирем. Но никто не знал, можно ли там проехать. Да, железная дорога здесь многое напортила, утрачена целостность древнего поселения и его ландшафта. Хотя в целом место расположения Сунгиря и его планировка очень похожи на Аркаим.

Прорезной диск. Предмет культа

Далее обратимся к истории и посмотрим, чем же так знаменит и интересен для нас Сунгирь. В июне 1955 г. работавший на окраине Владимира в глиняном карьере экскаваторщик заметил, что в ковш вместе с глиной попали какието кости. Остановив машину, он отправился посмотреть на находку. Кости были явно не человеческие. Вызвали ученых. Те идентифицировали их как принадлежащие... мамонтам! Летом 1956 г. на Сунгирь прибыла археологическая экспедиция под руководством Отто Николаевича Бадера (1903–979), прославившегося исследованием доисторических фресок Каповой пещеры на Урале. Сунгирь – вторая неслыханная удача в его жизни, одно из тех великих открытий, о которых мечтает каждый археолог. Уже первые полевые сезоны дали ошеломляющие результаты: оказалось, что на окраине Владимира 25 тыс. лет назад, в эпоху позднего палеолита (древнекаменного века) и последнего, вюрмского ледникового периода располагалась самая северная палеолитическая стоянка Европы, самое северное поселение людей костенковско-селетской культурной общности, охватывавшей Юг России, Украину, Венгрию и Чехословакию, – наших прямых предков, как показали раскопки на Сунгире.

«Найти самую северную в Европе палеолитическую стоянку –это уже само по себе было сенсационным, –вспоминает историк А.Л.Никитин. – Но летом 1964 г. Сунгирь снова заставил говорить о себе. Представьте себе удивление, радость, восторг исследователей, когда вдруг выяснилось, что на Сунгире есть и погребения!». Палеолитические погребения сами по себе большая редкость, а таких богатых, как сунгирские, вообще никогда не находили, ни до, ни после.

Находки из Сунгирского могильника. Внешность реконструирована

Летом 1964 г., расчищая культурный слой, археологи наткнулись на слой красной охры. Под ним и находилось самое интересное, самое загадочное захоронение эпохи палеолита. «В яму насыпали сначала угли из костра, а сверху засыпали их и все дно охрой, – пишет о примененном здесь древними людьми уникальном погребальном обряде А.Л.Никитин. –Угли означали символический костер, который будет греть покойника в царстве мертвых. Охра –символ крови, символ жизни, призванный заменить собою кровь» источник жизненной силы и вместилище души, чтобы умерший, воскреснув в загробном мире, мог жить и охотиться там, как в мире живых. Черные угли от костра в яме лежали вперемешку с белыми, не просверленными, костяными бусинами и символизировали ночное небо, усеянное звездами. (Вспомним, что небо с «извечными звездами» изображалось и на внутренних стенках древнеегипетских саркофагов.) В этой узкой, длинной яме покоились останки 60-летнего мужчины с широкими плечами, широкой грудной клеткой борца, длинными ногами бегуна, с широким лбом мыслителя. Кто это был –царь, верховный жрец?». Для расчистки и извлечения останков «человека из Сунгиря» из Москвы во Владимир, бросив все дела, прибыл сам М.М.Герасимов, вскрывавший гробницы Ивана Грозного, скифского царя Скилура, Ярослава Мудрого, адмирала Ф.Ф.Ушакова. Он собственноручно производил все работы в раскопе, а в Москве, в своей лаборатории, восстановил по черепу его красивое, властное лицо. И научный мир ахнул! «Конечно, это европеоид, –писал коллега Герасимова, антрополог Г.Ф.Дебец. –У него высокий лоб, большой мозг и развитый подбородок. Это вполне сложившийся тип современного человека». Именно сунгирцы, пишет А.Л.Никитин, являются «предками народов Северной и Восточной Европы. Поэтому нет ничего удивительного, что они похожи на нас, или, вернее, мы похожи на них».

На груди «человека из Сунгиря» нашли каменную подвеску-амулет, на его руках насчитали 20 браслетов, вырезанных из бивня мамонта. Все его тело покрывали 3500 бусин из мамонтового бивня, которые некогда были нашиты на его одежду. Их расположение впервые в истории дало археологам возможность восстановить одежду людей эпохи верхнего палеолита. На «человеке из Сунгиря» были меховые, расшитые бусами шапка, увенчанная, как короной, нашитыми клыками песца, короткая рубашка с длинными рукавами, брюки, сапоги-унты, длинная, до колен, куртка и плащ, застегивавшийся под подбородком. Брюки под коленями и щиколотками и рукава у локтя и запястья имели рас- шитые бусинами и клыками песца перевязи, не пропускавшие холод. «Мнение ученых едино: никогда еще наука не имела дела с таким богатым погребением древнекаменного века», – писала газета «Правда». Настоящую сенсацию вызвали и обнаруженные археологами кострища, окружавшие место захоронения. Точно такие же следы костров окружают курган Синташта близ Аркаима! Не удивительно ли это, ведь Синташта младше Сунгиря почти на 20 тыс. лет, а ритуальные костры вокруг захоронения те же. Ведь, по мнению ученых, в Синташте также находится захоронение царя или верховного жреца. Значит, на протяжении многих тысяч лет обряды захоронения сохранялись у древних народов без изменения.

Поверх могилы в слое красной охры были найдены хуже сохранившиеся останки женщины. Видимо, согласно обычаю, по свидетельству арабского путешественника Ибн Фадлана, сохранявшемуся еще в IХ в. У русов, эта женщина, одна из жен вождя, добровольно последовала за своим супругом туда, откуда нет возврата.

Историки спорили по поводу владимирских находок, а в Сунгире тем временем продолжались раскопки. В 1969 г. и в Москве, и за рубежом о новой находке уже знали. Во Владимир спешили историки, археологи, журналисты и просто любопытные. А.Л.Никитин вспоминает: «Наверху, у края раскопа, остановился автобус. Потом второй. Вереница людей, поддерживая друг друга, спускается по скользким ступеням в раскоп. Точно так же, как на фотографии к книге Картера и Мейса «Гробница Тутанхамона». Эта могила, найденная под четырехметровой толщей суглинков, по своему научному значению вполне может поспорить с саркофагом египетского фараона из листового золота!». Как и над первым погребением, и над этим в слое красной охры лежали останки разрушившегося человеческого костяка. Кто добровольно последовал в могилу за двумя детьми, погребенными в ней, маленькими царевичем и царевной палеолита, –мамка-кормилица, дядька-наставник?

Дети лежали не бок о бок, поскольку так хоронили супругов, а голова к голове; очевидно, то были брат и сестра. Мальчику было лет 12–3, девочке –7–; внешность их восстановили ученицы М.М.Герасимова, антропологи Г.Лебединская и Т.Сурнина. 7,5 тыс. бусин покрывали их одежду. Пальцы их были унизаны перстнями из мамонтова бивня. Об их знатности и высоком статусе свидетельствовали остатки одежды: по подсчетам историков, только на то, чтобы изготовить бусины для нее, требовался год непрерывной работы! В 1961 г. на другой стоянке Гагаринской (более поздней по датам ХIХ—ХV тыс. до н.э.), на полу древнего жилища археолог Л.М.Тарасов нашел вырезанные глубоким рельефом на бруске мамонтова бивня две детские фигурки, лежащие голова к голове, –одна побольше, другая поменьше. Узнаем ли мы когда-нибудь, кто были эти дети, чем история их недолгого земного бытия так запомнилась, что спустя несколько тысяч лет, их захоронение еще продолжало изображаться соплеменниками!

Дети лежали, как и «человек из Сунгиря», в длинной яме, наполненной углями и бусинами, – в звездном небе подземного мира, согретые теплом его костра, с ног до головы обсыпанные красной охрой –краской жизни и воскресения. Одеты и снаряжены в загробный путь они были одинаково, только в руку мальчику вложили кремневый нож и костяную иглу с ушком, и на голове его была шапочка с подвесками из бусин, украшенная «короной» из клыков песца; тонкое кольцо из бивня мамонта крепило к ней пышный султан из перьев птиц и хвостов песцов. А на девочке был капюшон или капор и бисерная налобная повязка. Сзади к одежде мальчика крепилась имитация хвоста из низок бивневых бус, подобного тому, что украшал церемониальную одежду египетских фараонов во время священного праздника хеб-сед. На талии девочки был «пояс девичества», густо обшитый песцовыми клыками, с застежками из бивня мамонта. На груди ее лежал прорезной диск из мамонтова бивня –знак Солнца и Матери-Земли, на груди мальчика –фигурка «сунгирской лошадки», а под левым его плечом –резное изображение мамонта, древнейшее в Восточной Европе. Мамонт и лошадь были тотемами-первопредками древних обитателей Сунгиря, покровителями их тайного охотничьего союза. «Сунгирская лошадка» –самая знаменитая находка Сунгиря. Маленький, вырезанный из бивня мамонта и окрашенный красной охрой амулет, носили на шее, на шнурке. Такой лошадки раньше не находили археологи. Она стала своеобразной эмблемой Сунгиря. Значки с изображением «сунгирской лошадки» носили участники владимирских раскопок, туристы охотно раскупали их как сувениры.

Рядом с детьми в захоронении были найдены предметы, подобных которым еще не знала наука: не привычные каменные и костяные наконечники от истлевших деревянных копий, дротиков и стрел, а целый склад прекрасно сохранившегося оружия – три острых и тонких кинжала-стилета, одиннадцать метательных копий-дротиков и два огромных копья (1,66 и 2,42 м) с ударными концами, усиленными рядами чешуек кремня (в праздники на них надевались лежавшие здесь же навершия –тонкие диски с отверстиями, к которым крепились перья птиц, цветные ремешки и хвосты песцов), –всего 16 предметов, все изготовленные... из цельных бивней мамонта! «И прямые! –пишет археолог Л.Н.Асанов. –А ведь бивни у мамонтов чуть ли не кольцами завиваются. Значит, древние люди умели распрямлять мамонтовую кость?!». «Бивень мамонта загнут дугой, –комментирует эти невероятные находки А.Л.Никитин. –А сунгирские кинжалы, дротики и копья –прямые. Сейчас мы не знаем, как сделать слоновую кость мягкой, чтобы ее легко было гнуть и резать. Таким секретом владели древние греки. (Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» отмечал, что среди мастеров, приглашенных на строительство Афинского Акрополя (V в. до н.э.), были «размягчители слоновой кости»). И сунгирцы могли выпрямлять бивень мамонта!»

«Сунгирцы шли на север за отступающим ледником, –пишет археолог Л.Н.Асанов. –Эта стоянка древних людей находилась в суровых приледниковых степях, и ее обитатели не раз, наверное, подходили к самому краю ледника» – к ледяной толще двухкилометровой высоты. Уже первые раскопки выявили остатки шести разрушенных жилищ, остатки кострищ и очажных ям, десятки тысяч предметов материальной культуры –кремневые скребки, резцы, наконечники стрел, предметы домашнего обихода из камня и кости, а также множество костей мамонтов, оленей, диких лошадей, пещерных львов, бизонов и других ископаемых животных. Когда на Сунгире жил человек, здесь была тундра. Низкий кустарник, редкие островки чахлого леса. На месте Владимира бродили мамонты и северные олени, на которых охотились сунгирцы.

Сунгирская лошадка. Амулет

Что же стало с этой землей после Сунгиря? Как известно, свято место пусто не бывает. В первые века новой эры в этот лесной, болотистый край, вставший на месте былой тундры приледниковья, в безлюдные места, куда лишь изредка захаживали охотники, пришли финно-угорские марийские племена. На высоком (40–0 м) юго-западном мысу горы обнаружены остатки их поселения. Считается, что именно они назвали речку приток Клязьмы – Сунгирем (от финно-угорского судерекиес – «сумрачный», «угрюмый») из-за доисторических костей, которые они здесь порой находили. В эпоху Великого переселения народов сюда приходят из Причерноморья и Приднепровья первые славянские переселенцы. На Сунгире, близ заброшенной палеолитической стоянки, раскопаны остатки основанного им древнеславянского городища VI–III вв. Вскоре на речке Ирпень –соседке Сунгири появляется урочище Ярилова долина. Здесь проводились праздники в честь бога Солнца Ярила, покровителя весенней природы и плодородия. Затем в XII–III вв. в этих же местах вырос Константиново-Еленинский женский монастырь и было основано село Боголюбово.

Жезл. Предмет культа

В ранней истории Владимира много загадочного. Неизвестно даже первоначальное имя города. В 1108 г. великий князь Владимир Мономах построил в нем первый деревянный кремль, по имени князя-строителя город получил свое нынешнее имя. На Сунгире, на месте славянского и марийского поселений, тогда же, в 1108 г., встала крепость Сунгиревский городок, доныне сохранились остатки кольца ее земляных валов и рвов. Возможно, приехав в Сунгирь, мы обследовали не место древней стоянки, а часть земляного вала. Хотя близость раскопок убеждает, что все же мы нашли истинное место древнего Сунгиря.

Интересна и история основания женского монастыря в Боголюбово. Летом 1155 г. все население Сунгиревского городка во главе с духовенством, с иконами и хоругвями, под праздничный звон колоколов местной церкви стояло на берегу Клязьмы. По реке плыли празднично разукрашенные ладьи. Они направлялись в Ростов, везя из Киева дар константинопольского патриарха для великого князя Юрия Долгорукого –чудотворную икону Богородицы, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. В 10 верстах на северо-восток от Владимира на подходе к Сунгиревскому городку князю Андрею Боголюбскому, что вез икону, было видение, ему явилась сама Богородица и сказала, что хочет, чтобы образ ее остался во Владимире. Так и было решено, икона осталась во Владимире и с тех пор стала называться Владимирской. Нам же интересен тот факт, что видение Богородицы произошло у князя как раз в том месте, где, по нашим предположениям, находилось древнее поселение Сунгирь времен палеолита. Если это так, то место сохранило свою силу и спустя многие тысячелетия дало это мистическое видение православному князю Андрею Боголюбскому. В честь этого памятного события и был построен женский монастырь в Боголюбово. Мы также посетили его. Огромный белокаменный собор не только красив снаружи, но хранит в своих стенах множество чудодейственных мощей и икон, которые дают исцеление от недугов. У калитки монахиня продавала монастырский сыр, говоря, что он изготовлен по древним рецептам и такого сыра мы больше нигде не найдем. Мы купили сыр и он оказался на самом деле очень вкусным, а главное, прекрасно перенес сильную жару (ведь было за 30oС) и за неделю без холодильника совсем не испортился. Вот что значит –древние рецепты!

Осмотр самого города Владимира удачно совпал с днем города, когда на главной площади проходило театрализованное представление, а все музеи работали бесплатно. Нам повезло, мы смогли попасть и внутрь Дмитриевского собора, который, как нам сказали, практически всегда бывает закрыт. Жители и гости города радостно шли по площади, размахивая флажками –»Владимиру 1020 лет». Мне подумалось, если бы они знали о Сунгире, могли бы написать не 1020 лет, а 28 тыс. лет. Но кто из них, жителей Владимира, серьезно задумывался когда-либо о столь глубокой древности. Может быть, некоторые и знают, что в местном музее выставлены кости из древнего захоронения, но не более того. Кости ведь так и останутся костями, они не расскажут нашему современнику о том, как жили древние сунгирцы, какими искусствами и мастерством владели, каким богам поклонялись. А ведь есть чему у них поучиться, хотя бы разгадать загадку, как сунгирцы выпрямляли бивни мамонта, ведь наша наука это сделать не в силах, а древние могли. Конечно, создание музея-заповедника Сунгирь помогло бы возродить интерес людей к древнейшей истории. Но по каким-то причинам строительство так и не было начато. Хотя эти причины очевидны, разве допустит Владимирская епархия, чтобы буквально под боком женского монастыря в Боголюбово появился второй Аркаим, куда, по их мнению, будут стекаться язычники со всех концов страны и проводить свои ритуалы. Да и само театрализованное представление во Владимире оставило впечатление, что мэр города очень дружит с церковью, герои постановки не раз со сцены провозглашали, что развитие земли русской началось только после крещения Руси. Значит до того у нас ничего и не было, а Сунгирь, с ее прекрасными произведениями прикладного искусства?...

Буквально перед отъездом мы зашли в исторический музей. Там на редкость было много посетителей. Экспонаты, найденные в Сунгире, расположены в первом зале у входа довольно скромно, всего в двух витринах. Ни что не выдает мировой сенсации, что возраст этих находок более 25 тыс. лет. Нет, это, конечно, написано, но обычным мелким шифром и, если человек не знает всю историю открытия Сунгиря, то он просто не обратит внимания на эти цифры. Сразу вспоминается огромный музей в Хотане (Китайский Туркестан), который построен специально ради 5 мумий, найденных в пустыне Такла-Макан. Там у входа крупными буквами написано: «Сенсация! Это самые древние на Земле мумии, на несколько веков старше египетских». Для каждой мумии оформлен в стиле древнего захоронения свой специальный зал с подсветкой, в такой музей зайдешь и не забудешь, что самые древние мумии в Китае, а не в Египте. Во владимирском музее кости знаменитых «человека из Сунгиря» и «детей из Сунгиря» выставлены в том виде, как были найдены в захоронении, но все это расположено на нижней полке, где и освещение-то не очень хорошее, чтобы сделать фото, не говоря уже о каких-то внешних мотивах оформления, которые просто отсутствуют. Пройдешь эти две витрины, а в памяти ничего так и не останется. Ну, кости и кости из могильника, изделия из кости мамонта и древние орудия, как и в других музеях. Понятие о чуде, древности находки совсем не возникает, а жаль. Ведь все можно представить по-другому, что каждый житель Владимира будет гордиться древней цивилизацией, которая некогда процветала на этих землях.

На выходе, в музейном киоске ни буклетов, ни открыток по Сунгирю не оказалось. К 50-летию открытия Сунгиря в 2006 г. они были напечатаны, но уже их все раскупили. И немного порывшись в сувенирах, продавщица протянула мне небольшой пакетик с чем-то розовым: «Вот остались только магниты с сунгирской лошадкой», –сказала она. Честно говоря, я испытываю антипатию к магнитам, не вижу смысла в украшении холодильника всей этой бутафорией, а друзья из дальних странствий везут и везут мне такие магниты с видами всех городов мира. Поэтому слово «магнит» вызвало у меня отторжение, продавщица же продолжала убеждать: «Возьмите, это точная копия того амулета, что найден на груди сунгирского мальчика, его можно и как подвеску использовать». Видя, что я продолжаю сомневаться в целесообразности покупки этого маленького куска пластмассы за 70 руб., она еще порылась в своей кладовке и извлекла на свет ту же сунгирскую лошадку, но уже оформленную, как картину. Этот же магнит был наклеен на черный бархат и помещен в обычную рамку для фото. При виде картины со мной произошла разительная перемена, казалось, что не картина приближается ко мне, а сама лошадка движется на фоне мерцающего яркими звездами бездонно черного неба. И настолько образ этот показался мне близким и родным, что я смотрела на него и не могла оторваться. Видимо, память предков присутствует в наших генах, и все древние символы находят в ней свой отклик. Я, конечно, тут же купила сунгирскую лошадку, но не в рамке, а просто магнит, с целью после заказать у настоящего мастера сделать ее копию из кости слона или моржа. Увы, кость мамонта не доступна нам сейчас, так что сделать себе амулет, максимально близкий к подлиннику, не удастся. Но все равно, я рада, что смогла почувствовать этот древний символ и его совершенство. Сейчас сунгирская лошадка стала одним из моих любимых талисманов. А как много загадок Сунгиря до сих пор еще не открыто! Главное, чтобы этот памятник древней цивилизации не был предан забвению. И пока строительство музея-заповедника не началось, можно сделать Сунгирь местом проведения разных фестивалей, организовать туда поездки, как в Аркаим и Окунево. Ведь если появятся энтузиасты возрождения Сунгиря, он не будет забыт, и со временем приобретет всемирную славу и известность, которую в полной мере заслуживает._________________________________________________________

Религия в древности

Людей хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый и разнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни, религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета».

Чрезвычайно возрастает количество украшений, сопровождающих умершего. На каждого захороненного 25–8 тыс. лет назад приходится в среднем 4– тыс. бусин, подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.

Парное погребение подростков имеет зеркальную структуру. В культурном слое другого верхнепалеолитического поселения –Гагарино (Верхний Дон, Воронежская обл.) – обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры в аналогичной позе –соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, с мифами о близнецах –славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат и сестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуал погребения связывают с культом плодородия.

«Жезл» из бивня мамонта

«Жезл» из бивня мамонта был найден в парном захоронении подростков на стоянке Сунгирь. Входил, наряду с другими «жезлами», зооморфными фигурками, костяными бусами, браслетами, перстнями и пр. в состав погребального инвентаря. «Жезл» имеет четырехугольную головку (5х4,5 см), в центре которой сделано круглое отверстие d = 2,3 см. Рукоятка «жезла» длиной 14 см имеет овальное сечение, более уплощается к концу, слегка заостряется. «Жезл» имел, скорее всего, ритуальное назначение. О.Н. Бадер считает, что это «своеобразная поясная пряжка». По лицевой стороне изделия, вдоль окружности отверстия на головке, вдоль двух сторон головки и до середины рукояти, идут неглубоко высверленные круглые точки.

Предметы, аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новой истории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги, геометрически разделенные на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4-секторный диск символизирует бога Хорса –указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6-секторный диск –Перуново колесо. 12-секторный диск –символ бога Коляды (календарь).

zoroastrian.ru

Краеведческий музей — место, где встречаются настоящее и прошлое. - 12 Февраля 2013

       Родина… Такое короткое слово, но какой огромный у него смысл! Мы, порой, даже не задумываемся над тем, что конкретно имеем ввиду, произнося его. Родина – это кремлевские куранты, звук которых знаком с детства, это златоглавые купола православных церквей, это величественные памятники Санкт-Петербурга и Золотое Кольцо России.

       А есть еще более близкая Родина, та, с которой соприкасаемся каждую секунду жизни, начиная с рождения. Это тот дом, в который когда-то счастливые родители принесли нас на руках, где сделаны первые шаги по своей земле, где все знакомо до боли и чего отнять уже нельзя никогда. Родина – это еще и традиции. В каждом краю – свои. Раскрыть для себя значение слова Родина важно для каждого человека, чтобы определить свое место в жизни, ощутить свои корни. Без знания истории своего народа это невозможно. 

    Но особенно четко мы ощутили смысл понятия Родина, когда были на экскурсии в краеведческом музее Новомалыклинского района.  

Краеведческий музей — место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда проходишь по его залам, то чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя то скифом, то солдатом Гражданской  войны, то бойцом, водружающим знамя над рейхстагом. Экскурсия в краеведческом музее начинается с доисторических экспонатов. Это орудия труда первобытного человека, произведения древнейшего искусства, оружие и многое другое. Проходя по залам музея, можно увидеть, как совершенствовался человек, становясь более умелым, искусным, образованным. Наши далекие предки были великими мастерами, могучими воинами, талантливыми зодчими. Испытываешь гордость за них, живших много веков назад и умевших обустраивать свой быт с такой тщательностью и сноровкой.

     Когда мы смотрели экспозицию и слушали рассказ экскурсовода об укладе жизни крестьянских семей, живших почти век тому назад, в душе ощущалось чувство необычайной близости всего того, что мы видели и о чем нам рассказывали. Мы попали как бы в другой мир: все вроде бы знакомо и в то же время ново, увидено с другой стороны и по-другому осмыслено и воспринимаемо. Все предметы, собранные в музее, имеют богатую и долгую историю. Каждый экспонат прошел через многие руки (был подарен, принесён, найден) и теперь занимает достойное место в нашем музее. Ребята, знакомясь с экспонатами, знакомятся с культурой своих земляков, начиная от древних времен до наших дней. Вещи, письма, документы рассказывают о людях, оказавших судьбоносное влияние на наш край. И всё это через конкретные факты, встречи, поиски.

В конце экспозиции можно увидеть экспонаты, рассказывающие о победе во Второй мировой войне, которую одержали войска Советского Союза. Особенно впечатлил нас раздел, посвящённый  Сталинградской битве, одной из величайших битв Великой Отечественной,  которая явилась поворотным событием в ходе Второй Мировой войны. Ребята ещё ближе познакомились с одной из ярких операций Сталинградской битвы знаменитым Тацинским рейдом танкистов под командованием генерал-майора В.М.Баданова, имя которого носит  школьная дружина. В.М. Баданов - генерал не давший возможности немецкому командованию 70 лет назад деблокировать окружённые в Сталинграде войска фельдмаршала Паулюса.

      Большой интерес представляет постоянно действующая экспозиция "Великая Отечественная война". Здесь можно увидеть то, к чему, кажется, не должно было стремиться человечество: орудия, предназначенные для массового убийства. Вторая мировая была, по определению историков, индустриальной войной: в убийственный водоворот были втянуты не только народы, но и все материально-технические ресурсы стран-участниц.

        Современные экспозиции радуют глаз. Во всем своем многообразии представлены шедевры народных ремесел, работы фотохудожников, скульпторов, живописцев — всех тех, кого в полной мере можно назвать творцами истории.

 Музей очень впечатлил и понравился!

Нам провели чудесную познавательную экскурсию. Получился такой, я бы сказала, экскурс в историю. Нам рассказали об экспонатах, об их применении, что это, как это... какие-то забавные истории связанные с ними! Все очень интересно и познавательно! Узнали много нового!

Понравилась экскурсовод - директор музея Ильина Вера Фёдоровна неутомимо и увлеченно рассказывавшая об экспонатах и их историческом значении...приятный, интеллигентный голос, грамотная речь...так и хотелось слушать-слушать-слушать!

    Хочется сказать спасибо нашему классному руководителю Якуновой Е.А.,  а также нашему водителю Рузанкину А.М. за то, что помогли нам совершить такое увлекательное путешествие.

    Я думаю, что в этот музей надо ходить много раз, чтобы запомнить его экспонаты, знать и любить свою историю. Музей позволяет поддерживать интерес детей к своей национальной культуре. А сегодня было только первое и мимолетное знакомство с историей Отечества.

verhschool.ucoz.ru

Музей первобытной региональной истории Ментона

Входная цена   € 0  Рейтинг    4  

Адрес: Ментон, rue Lorédan Larchey

Тип достопримечательности: Музей

Время работы: 10:00-12:00, 14:00-18:00, каждый день, кроме вторника и праздничных дней

Музей носит имя натуралиста Станисласа Бонфиса (Stanislas Bonfils), поскольку именно он, в 1878 году, основал первый городской музей в Ментоне. Музей первобытной региональной истории (Musée de Préhistoire Régionale «Stanislas Bonfils») - потомок этого музея, для которого здание на улице Lorédan Larchey было специально построено в начале ХХ-го века. В музее представлено три экспозиции.

Экспозиция первобытной историиВыставки музея иллюстрируют эволюцию и образ жизни первобытного человека в регионе города Ментона, департаменте Приморские Альпы, регионе Прованс — Альпы — Лазурный берег и Лигурии в период с одного миллиона лет назад до конца Бронзового Века (700 г. до н.э.). Экспозиция представлена в виде: - Диорам в натуральную величину, иллюстрирующих 9 этапов эволюции,- Кинозала с фильмами о доисторической эпохе на выбор,- Интерактивного пространства с информацией о происхождении и эволюции человека в Африке и Евразии и викториной, посвященной гроту Валлонне (Grotte du Vallonnet, Roquebrune-Cap-Martin), где миллион лет назад Человек прямоходящий (Homo Erectus) обтёсывал орудия, которые являются частью наиболее древних следов прибывания первобытного человека, известных в Европе.

Экспозиция, посвященная естествознанию (происхождению горных пород и рельефа региона Ментона)Представлены горные породы, окаменелости животных и растений региона Ментона, Приморских Альп и региона Прованс — Альпы — Лазурный берег, свидетельствующие о геологической истории, истории морских и наземных сред, которые следовали друг за другом между концом Докембрийского периода и последним обледенением Четвертой эры (20 тыс. лет назад). Также в коллекции музея представлены аммониты последней эпохи мелового периода (100 - 85 миллионов лет назад).

Экспозиция об Античном периодеВ коллекции музея представлены свидетельства повседневной жизни и экономической деятельности в регионах Ментона, Приморских Альп и в Вентимильи в период с 300 г. до н.э. до 660 г. н.э. Эспозиция базируется на изучении Дороги Юлия Августа (Via Julia Augusta), проходящей по региону.

www.lazurka.ru

Зал эпохи Палеолита - Музеи ИАЭТ СО РАН

«Рядом близкое и далекое, рожденное жизнью и сказкой.На подоконнике, столе и этажерке разбросаны нуклеусы, рубила, скребла, наконечники стрел и копий… Археолог берет их осторожно, словно они таят теплоту рук первобытных мастеров. Потемневшие от времени они обладают могучей силой воспоминаний. Археолог научился видеть прошлое так ясно, словно сам сидел рядом с первобытными людьми у их костров, вместе с ними мчался за мамонтами…».

академик Деревянко А.П.

Экспозиция зала посвящена проблеме происхождения и расселения человека в древнекаменном веке. Демонстрируется карта археологических памятников и миграционных путей освоения Сибири. На материалах Алтая раскрыта теория  академика А.П. Деревянко о мультирегиональной эволюции человека современного физического типа и о формировании нового  подвида Homo altaiensis.

Археологические материалы Алтая (многослойные пещерные комплексы Денисовой, Каминной, Страшной пещер и Сибиричихи — пещеры им. А.П. Окладникова) дают полное представление о развитии культур эпохи палеолита. Материалы самого древнего памятника — пещеры Карама, свидетельствуют о том, что территория Алтая была заселена не менее 800 тыс. лет назад. Археологические находки в Денисовой пещере раскрывают эволюцию технологии изготовления каменных орудий на протяжении 300 тыс. лет. Большую научную ценность имеют украшения из кости и рога — сакральные предметы, свидетельствующие о достаточно многообразном и сложноорганизованном духовном мире древнего населения.

В витринах располагаются материалы, полученные в результате исследований палеолитических памятников разных регионов – от Кавказа до Дальнего Востока, которые отражают адаптационные возможности человечества эпохи палеолита.

В экспозиционном пространстве отдельным блоком выделены предметы первобытного искусства — достоверные свидетельства существования религиозных представлений у людей живших десятки тысяч лет назад. Особой выразительностью отличаются объемные произведения (реплики) из мамонтового бивня со стоянок Мальта и Буреть в Восточной Сибири – фигурки людей и птиц.

museumiaet.ru

Исторический музей — Начальная школа ОЧУ "Газпром школа"

Экскурсия в Исторический музей

Отзывы педагогов и учащихся 3-х классов

 

 

В солнечный весенний день 4 марта 2013 года учащиеся 3 «А», 3 «Б» и 3 «Г» классов побывали на экскурсии вГосударственном историческом музее, который расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов.

Тема нашей экскурсии - «Как жили люди в далеком прошлом». По дороге из школы в центр города Янина Татьяна Петровна настроила нас на интересную экскурсию в Исторический музей, рассказав необычные исторические и археологические факты.

Школьники прошли по залам, которые посвящены первобытному обществу и культуре того времени, увидели экспонаты, относящиеся к самому началу истории человеческого общества и первым этапам заселения территории нашей страны первобытными людьми. Своими впечатлениями поделились учащиеся 3 «Б» класса.

Миронова Т.И., воспитатель 3 «Б» класса

В весенний день, 11 марта 2013 года, мы с 3 «В» классом побывали в Государственном историческом музее. Это крупнейший национальный музей России, в нем хранятся памятники истории, начиная с древнейших времен и до наших дней. Музей является уникальным по численности и содержанию своих коллекций.

Наша экскурсия была посвящена теме «Как жили люди в далеком прошлом». Ребята прошли по залам, которые посвящены первобытному обществу и культуре того времени. Они поделились своими впечатлениями.

Егорова С.В., воспитатель 3 «В» класса

Мне очень понравилась экскурсия в Исторический музей на тему «Как жили люди в далеком прошлом». В начале экскурсии мы побывали около парадного входа (сеней). Особенно нас поразили «золотые» львы, рядом с которыми мы фотографировались. Во время экскурсии мы услышали очень интересный рассказ о Каменном, Железном и Бронзовом веках. Особенно мне запомнился зал, в котором были представлены бивни мамонта. Нам рассказали об этом гигантском животном. Мне хочется побывать в этом музее еще раз и посмотреть остальные залы.

Торова Анна

Больше всего в Историческом музее мне понравился зал, в котором был представлен огромный, длиной в 7,5 м, челн, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа. Еще мне запомнились рисунки на камнях, которые оставили первобытные люди, и дом из Каменного века».

Карабельников Алексей

Экскурсовод провела нас по очень интересным залам, в которых были представлены экспонаты, дошедшие до нас из далекого прошлого. Поразили меня огромные бивни мамонта, которые висели на стене так, чтобы мы могли представить размер самого животного. Экскурсовод очень интересно рассказывала обо всем. Жалко, что мы не прошли по всем залам музея.

Савченко Кристина

В Историческом музее мне больше всего запомнились скульптурные изображения – реконструкции портретов древнейших людей – питекантропа, неандертальца, которые выполнены по настоящим черепам, найденными археологами.

Хаджиева Алика

Я с классом ездил в Исторический музей, который расположен на Красной площади. Экскурсовод рассказывал нам о жизни первобытных людей. Я видел бивни мамонта, их длина – 2 метра. Люди выкапывали яму, животное попадало в ловушку. Его убивали, из шкуры делали одежду, а мясо ели. Я видел вещи, которыми пользовался первобытный человек: лук, стрелы, топоры, глиняную посуду. Экскурсия мне очень понравилась, хотелось бы еще раз посетить этот музей, чтобы осмотреть остальные залы.

Кайма Арсений

Мне очень понравилась экскурсия в Исторический музей. Я многое узнала о жизни первобытных людей. На стенах зала были изображения древних животных – мамонтов. Меня поразили огромные бивни одного из них, длиной больше 2-х метров. В одной из витрин я увидела кости первобытного человека. Было интересно посмотреть на древний календарь и лодку, сделанную из ствола огромного дерева. Я бы посоветовала своим друзьям побывать в этом музее.

Родина Даша

11 марта я с классом ездил на экскурсию в Исторический музей. В самом начале просмотра мы побывали около парадного входа, сеней. На меня произвели впечатление золотые львы. В одном из залов мы увидели Таманский саркофаг, изготовленный из мраморной глыбы. В музее было ещё много витрин с представленными в них историческими экспонатами. Экскурсия мне очень понравилась. Я много узнал о жизни первых людей. Мне бы хотелось ещё раз побывать в этом музее, чтобы узнать и увидеть много нового и интересного.

Асеев Александр

В Историческом музее мы многое узнали из жизни древнего человека, хотя что-то уже знали. В этом музее мне понравился рассказ о древних животных – это мамонты, саблезубые тигры и бизоны. Очень интересно посмотреть на огромные бивни мамонта, на его зубы. Ведь он был такой огромный, а являлся травоядным, потому что питался травкой. Кстати, зубы мамонт менял несколько раз за свою жизнь. Еще меня поразило то, что в каменном веке древние люди умели делать иголки и даже нитки из жил животных, сшивали шкуры. Они использовали камни и выполняли трудоемкие работы. Всех нас поразила лодка из дерева. Ее длина 7,5 метра, и в нее помещалось 14 человек. Эту лодку обнаружили на берегу реки Дон под огромным слоем песка. Удивительно то, что уже в то время люди умели сооружать что-то наподобие скамейки. Древние скифы научились мумифицировать богатых людей.

Много интересного и поучительного я узнала в Государственном Историческом музее. Я горжусь историей своей Отчизны!

Кристина Говердовская

Мы сегодня, 11 марта 2013 года, побывали в Государственном историческом музее. На пути в музей наша Татьяна Петровна Янина рассказала нам о том, что нас ждет на экскурсии. Там мы больше узнали о раннем ледниковом периоде. Все внимательно слушали экскурсовода. Еще при входе мы были ослеплены красотой парадного входа. На потолке изображено древо царей и тех, кто причислен к лику святых.

Далее нам рассказали о древних людях. О том, как они жили, как охотились, кому поклонялись и многое другое. Но больше всего меня удивили останки древних людей. Они не настоящие, всего лишь сделаны копии, настоящие хранятся в специальном резервуаре. В отдельном зале мы увидели лодку. Она вся черная от времени, но все-таки пригодна для плавания по воде. На стенах музея развешаны отрывки наскальных картин. Они все настоящие.

Мне очень понравилась эта экскурсия. Советую вам побывать в этом музее. Я уверена вам понравится!

Арина Варванская

Мне понравилась экскурсия в Государственный Исторический музей. Мы только зашли в музей и уже на потолке увидели семейное древо князей, царей, императора и государя русской земли. Там мы познакомились с жизнью древних людей, встретили много различных экспонатов того времени. Мне бы очень хотелось увидеть в этом музее шкуру мамонта. Хотя я понимаю, что это практически невозможно, ведь это было так давно. А вообще, я хочу побывать в этом музее еще раз!

Дмитрий Власов

Мне очень понравилась поездка в Государственный исторический музей. Особенно запомнилась лодка, которая могла вместить 14 человек. На стене в одном из залов музея вывешены огромные бивни мамонта, расположены настенные рисунки. На них изображены охота, рыбная ловля, то есть все то, чем занимались древние люди, чтобы прокормиться. Я бы хотел посмотреть весь музей, но даже маленькой его части хватило, чтобы узнать великое наше прошлое. Я хочу съездить в музей еще раз!

Антон Яценко

Недавно я был на экскурсии в Историческом музее, где мне посчастливилось узнать много нового о жизни первобытных людей. Например, как они охотились. Оказывается, у каждого на охоте была своя обязанность. Невероятное впечатление на меня произвели погребения, в которых были захоронены дети 8-9 лет, они были уложены голова к голове. Как я понял, они погибли во время охоты на мамонтов. В обязанности детей на охоте входило кричать и бросать в зверей камни.

Потом нам показали оружие, которым первобытные люди пользовались во время охоты. Жизнь первобытных людей изменилась после схода ледника. Они стали ловить рыбу, плавать по рекам на лодках. Одна из таких лодок стоит в музее. В этой лодке есть недоделанные отверстия, предназначение которых и поныне остается загадкой для ученых. После этого нам показали крючки уловки, которыми люди пользовались во время рыбалки.

Еще в музее есть статуя деревянного человека, скорее всего это было божество, которому поклонялись первобытные люди. В одном из залов стоял саркофаг, в нем был захоронен богатый человек. Это видно из того, что вместе с ним лежало золото и драгоценности. К сожалению, они не попали к ученым, потому что первыми их нашли грабители. Еще нам показали принадлежности вождя, которые он брал с собой на переговоры. Это были каменный топорик и нож со сменяющейся рукояткой. Эти предметы вождь применял крайне редко, но они были ему необходимы для того, чтобы произвести впечатление на другого вождя и его племя. Когда вождь умирал, это было большое горе для его племени. Чтобы почтить его память, на могилу вождя ставили плиту с его изображение. В этом мы недалеко ушли от наших первобытных предков, только теперь памятники на могилах ставят не только вождям.

И, пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвело увиденное в музее древо царских династий. Оно изображено на потолке одного из залов и невероятно искусно оформлено. Мне очень повезло, мой прадедушка всегда интересовался историей нашего рода, он кропотливо разбирал семейный архив, будучи еще молодым, просил своих родных вспомнить все, что они знают об их бабушках и дедушках. Все эти сведения он подробно записывал, чтобы потом, когда кто-нибудь из нас, его потомков, захочет узнать об истории своей семьи, смог это сделать. Я смотрел на разветвленное древо Романовых, начало которого лежит в 17-ом веке, и очень гордился, как ни странно, именно своим прадедушкой.

Андрей Ткаченко

 

Вернуться к ЭКСКУРСИЯМ 2012-2013 уч.г.

 

grade.gazpromschool.ru


Смотрите также