Первобытный театр. Музыкальное и театральное искусство первобытного человека.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вехи развитие театра: от первобытных времен до наших дней. Первобытный театр


Истоки театрального искусства

Театральное искусство не всегда было таким, каким мы его привыкли видеть сейчас. Предположительно оно берет свое начало с обрядовых игр, которые в первобытные времена служили инструментом расположения «высших» сил к человеку. Первобытное общество всецело зависело от сил природы, происхождение которых не было понятным для людей. Болезни, пожары, внезапные холода, неурожай – на все была воля сверхъестественных существ. И чтобы ублажить «повелителей», первобытный человек производил различные обряды магического характера.

Перед любым важным процессом разыгрывалась своеобразное мимическое представление, что изображало удачное завершение этого действа. Вскоре подобные мимические сценки трансформировались в обрядовые игры. Они представляли собой довольно сложную пантомиму под аккомпанемент песен, музыки и танцев. Это действие, если и не имело магической силы, хотя первобытные люди были в этом убеждены, то обладало довольно мощным влиянием на сознание, настроение и мировоззрение человека. Стоит отметить, что уже в тех ранних обрядовых играх присутствовали современные элементы, которые позже превратились в то привычное происходящее, что мы видим с современных театральных помостов. Древние представления были яркими и эмоциональными, состояли из сцен разного бытового характера. Основная масса всех подобных обрядовых игр была посвящена различным божествам – покровителям того или того дела. В этих действиях скорбь и печаль сменялись весельем, радостью и шутками. Эти черты праздника можно наблюдать и в современных западноевропейских карнавалах.

Современный образ театрального действия своим происхождением обязан древним сельскохозяйственным, охотничьим и другим ритуальным празднествам, которые изображали явления природы и служили инструментом ублажения высших сил. Главное отличие древних обрядовых действий и современного театра заключается не в концепции представления, а в отклике публики. Ведь сценическое действие не может быть полноценным без зрителя.

Театральное искусство на ранних стадиях развития представляло собой сочетание танца, песни, музыки и драматического действия. Под влиянием дальнейшей профессионализации и развития театр стал менее комплексным представлением. Вскоре сценическое искусство разделилось на три основных вида: балетный, оперный и драматический театр. Существует также и несколько промежуточных форм.

www.letopis.info

Истоки театрального искусства

Театральное искусство не всегда было таким, каким мы его привыкли видеть сейчас. Предположительно оно берет свое начало с обрядовых игр, которые в первобытные времена служили инструментом расположения «высших» сил к человеку. Первобытное общество всецело зависело от сил природы, происхождение которых не было понятным для людей. Болезни, пожары, внезапные холода, неурожай – на все была воля сверхъестественных существ. И чтобы ублажить «повелителей», первобытный человек производил различные обряды магического характера.

Перед любым важным процессом разыгрывалась своеобразное мимическое представление, что изображало удачное завершение этого действа. Вскоре подобные мимические сценки трансформировались в обрядовые игры. Они представляли собой довольно сложную пантомиму под аккомпанемент песен, музыки и танцев. Это действие, если и не имело магической силы, хотя первобытные люди были в этом убеждены, то обладало довольно мощным влиянием на сознание, настроение и мировоззрение человека. Стоит отметить, что уже в тех ранних обрядовых играх присутствовали современные элементы, которые позже превратились в то привычное происходящее, что мы видим с современных театральных помостов. Древние представления были яркими и эмоциональными, состояли из сцен разного бытового характера. Основная масса всех подобных обрядовых игр была посвящена различным божествам – покровителям того или того дела. В этих действиях скорбь и печаль сменялись весельем, радостью и шутками. Эти черты праздника можно наблюдать и в современных западноевропейских карнавалах.

Современный образ театрального действия своим происхождением обязан древним сельскохозяйственным, охотничьим и другим ритуальным празднествам, которые изображали явления природы и служили инструментом ублажения высших сил. Главное отличие древних обрядовых действий и современного театра заключается не в концепции представления, а в отклике публики. Ведь сценическое действие не может быть полноценным без зрителя.

Театральное искусство на ранних стадиях развития представляло собой сочетание танца, песни, музыки и драматического действия. Под влиянием дальнейшей профессионализации и развития театр стал менее комплексным представлением. Вскоре сценическое искусство разделилось на три основных вида: балетный, оперный и драматический театр. Существует также и несколько промежуточных форм.

www.letopis.info

от первобытных времен до наших дней

Театр - неповторимое чудо, изумительная магия, всем понятная и одновременно недоступная никому. Ни телевидение, ни развитые технологии, ни Интернет не сумели вытеснить его волшебство из жизни современных людей. Какова история возникновения театра? Как появилось, развивалось и культивировалось великое искусство, высоко почитаемое поныне?

Первобытная эпоха

История началась еще в первобытном обществе, во времена, когда жизнь человека полностью зависела от природных явлений, совершенно непонятных людям. Нежданные холода и засуха, пожары, даже смена времени года считались проявлением сверхъестественных сил, умилостивив которые магическими обрядами, можно было надеяться на благополучие. Перед любым новым делом его участники разыгрывали сценки, изображающие успешное проведение и завершение процесса. Сложная пантомима, пение, танцы, музыка – первые обрядовые действия содержали элементы нынешнего театрального действия.

Древний мир

В конце третьего тысячелетия театры стали неотъемлемой частью жизни людей. В Древнем Египте сцены устраивались при храмах. Действа посвящались покровительству богом Осирисом труда земледельцев, ремесленников.

Греки проводили карнавальные обряды, демонстрирующие почтительное отношение к сельским богам. Существенное влияние на развитие театров в Греции оказал культ бога Диониса. Сцены сооружались прямо под открытым небом и достигали огромных размеров. Актерами могли стать только мужчины.

В Древнем Риме театральные зрелища служили развлечением родовитой публики. Актерами служили люди низших сословий, хотя некоторые сумели достичь известности и всеобщего уважения.

В Древней Руси первыми актерами стали скоморохи – странствующие певцы, музыканты, острословы, акробаты. Они соединяли все формы народного искусства, были неизменным участниками празднеств. Скоморохов можно по праву назвать первыми русскими актерами, режиссерами и драматургами одновременно. Их проделки вызывали смех, восхищение смелостью, талантом, вовлекали в действо всех зрителей спектакля.

От Возрождения до наших дней

Со времен эпохи Возрождения театры приобрели всеобщую популярность, началось их сосредоточие в крупных городах. Спектакли обладали жизнерадостным характером, насыщенным сатирой, острым юмором. Началось деление театров по видам: на рубеже 16-17 вв. появилась опера, с середины 18 в. – балет, в 19 в. – оперетта. Основой драматургии служило поклонение героическому началу, разделение добра, зла.

Сегодня театральные постановки обладают драматическим, комедийным, политическим, формальным, мистическим, прочими характерами. Разнообразие направлений подтверждают гениальные слова Шекспира о том, что «мир – театр», сказка, которая неизменно рядом, если ее хотят видеть. И гаснет свет, звучит музыка, и зрители погружаются в волшебство, творящееся совсем рядом, на сцене театра.

ИА «Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.

www.temapenza.ru

Театральное искусство и его особенности :: SYL.ru

Театральное искусство в современном мире является одной из самых распространенных отраслей культуры. По всему миру построено огромное множество зданий театров, в которых ежедневно играют постановки. С развитием инновационных технологий многие люди стали забывать об истинных ценностях искусства. Прежде всего, театр дает человеку возможность совершенствоваться и развиваться.

Театральное искусство

Театр в древние времена

Театральное искусство - одно из древнейших. Его истоки идут далеко из первобытного общества. Оно возникло из земледельческих и охотничьих игр, носящих таинственный и магический характер. Первобытное общество верило, что если перед началом определенного труда разыграть сценку, изображающую благоприятное завершения процесса, то результат будет положительным. Также они подражали животным, их повадкам и внешности. Древние люди считали, что так можно было повлиять на исход охоты, часто устраивали пляски, надевая при этом звериные шкуры. И именно в этих действиях начали проявляться первые элементы театра. Несколько позже начали использоваться маски как главные атрибуты вхождения жреца-актера в образ.

Студия театрального искусства

Театр в Древнем Египте

Театр в Египте начал свое развитие с самого начала зарождения Древнего мира. Это было под конец третьего тысячелетия до нашей эры. Каждый год при храмах устраивались небольшие театральные постановки, носящие драматический и религиозный характер.

Театр в Древней Греции

В Древней Греции же театры в основном строились под открытым небом и были рассчитаны на десятки тысяч зрителей. Зрители сидели на высоких каменных скамьях лицом к широкой круглой сцене, располагавшейся в центре, называлась она "орхестре". Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ великого бога плодородия Диониса. Репертуар состоял из трех трагедий и комедий. Актерами были только мужчины, которые иногда играли и женщин. В комедии они должны были рассмешить зрителей, для этого они использовали самодельные маски, на которых были изображены приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. Маски изготавливались из сухого дерева, а потом из материи, после чего их покрывали гипсом и красили разнообразными красками. Маски позволяли зрителям, сидящим вдали от древней сцены, видеть выражения лица, соответствующее действию. Широко открытый рот, вырезанный в маске, позволял актерам увеличивать громкость голоса, можно было даже сказать, что она служила в качестве рупора.

Театральное искусство античности

В Греции имели большую популярность выступления народного театра, которые древние греки называли мимами. Мимом считалась небольшая сцена бытового либо сатирического характера, в которой изображались актерами мифологические герои, смелые воины или простые рыночные воришки. В мимах могли выступать и женщины, во время представления не использовали масок.

Театр в Древнем Риме

В Древнем Риме театр был в первую очередь для развлечения толпы зрителей. А актеров считали одним из низших слоев населения, мало кто из римских актеров достиг уважения в театральном искусстве. Чаще всего актерами становились отпущенники и рабы. В римском театре, как и в греческом, места для зрителей располагались в зависимости от основного круга. Кроме трагедий и комедий, римские актеры играли антонимы, пиррихии, мимы и аттеланы. Посещение театра было бесплатно как для женщин, так и для мужчин, но не для рабов. Чтобы привлекать зрителей и удивлять их роскошью, организаторы игр украшали зал золотом, кропили в нем ароматнейшие жидкости и усыпали пол цветами.

Театр в Италии

В итальянском театре эпохи Возрождения спектакли очень сильно отличались, они были более жизнерадостными, насыщенными юмором и сатирой. Театральное зрелище устраивалось на специально изготовленных деревянных подмостках, вокруг которых всегда собиралась огромная толпа зрителей. Античные театры начали сосредотачиваться в крупных культурных и промышленных городах. Именно театральное искусство античности произвело революцию в целом и разделило театр на разновидности. С тех самых времен принципиальной перестановки и революционных нововведений по сегодняшний день не наблюдается.

Театр в 17-18 веке

Театральное искусство 17-18 века все больше наполнялось романтизмом, фантазией и воображением. В эти годы театр чаще всего создавался труппами, в которые входили объединившиеся бродячие актеры и музыканты. В 1580 годы его посещали простолюдины, но, начиная с 1610 года, данным искусством начали интересоваться более обеспеченные и элегантные жители Франции. Позже театр рассматривался уже как нравственное культурное учреждение, чаще всего его посещали аристократы. Французский театр в основном играл костюмированные пьесы, комедии и балет. Декорации приобретали более схожий вид с реальной обстановкой. Театральное искусство 17-18 века стало основой развития всего будущего мирового искусства. Многие театры с тех времен сохранились и до наших дней.

Театральное искусство 17-18 века

В Англии

Английское театральное искусство 18 века сыграло значимую роль в истории и развитии всего европейского театра. Оно стало родоначальником драматургии Просвещения. Также в те времена появился новый драматический жанр, который назывался мещанской драмой, или, как его называли зрители, буржуазной трагедией. Впервые именно в Англии возникли спектакли мещанской драмы, позднее они проникли в Германию, Италию и Францию.

Музыкально-театральное искусство

Переход от Возрождения к Просвещению

Переход от Возрождения к Просвещению был очень бурным, долгим и достаточно болезненным как для актеров, так и для зрителей. Театр Возрождения из года в год постепенно умирал, но просто так умереть такому чуду человеческой мысли, как музыкально-театральное искусство, не удалось. Последний и один из сильнейших ударов ему нанесла пуританская революция. Англия, которая совсем недавно была полна жизни и радости, ярка и красочна, в один миг стала богомольной, одетой в темные одежды и чересчур благочестивой. В такой серой жизни театру не нашлось места. Их все закрыли, а чуть позже и здания сожгли. В 1688 году в Англии произошла долгожданная революция, после нее как раз случился переход от Возрождения к Просвещению.

Вернувшись к власти, Стюарты полностью восстановили театры, но теперь они значительно отличались от представителей прошлой эпохи. В 18 веке музыкальное и театральное искусство расцветает пышным букетом новых жанров. Огромной популярностью начинают пользоваться балладная опера, пантомима и репетиция. С того момента английский театр больше волновали доходы, чем проблемы. В 1737 году правительство Англии утвердило акт контроля над театральной жизнью, и с этого момента все написанные пьесы проходили жесткую цензуру.

Театр в Древней Руси

Музыкальное и театральное искусство

На территориях, бывших когда-то Киевской Русью, театральное искусство появилось в 17 веке. Начиналось оно со школьных и придворных выступлений. Первые студии театрального искусства были основаны при братских школах и дворах богатых людей. Пьесы писались преподавателям и учащимися. В них в основном использовались как житейский предания, так и евангельские сюжеты. Возникновение придворного театра было вызвано большим интересом придворной знати к искусству и западной культуре. Вельможам настолько нравились выступление воспитанников, которых выпускала первая студия театрального искусства, что они могли их смотреть более 10 раз. Изначально придворный театр не имел постоянного места, все костюмы, украшения и декорации переносились с одного места на другое. Со временем, ближе к 18 веку, театральные спектакли начали отличаться большой пышностью и сопровождались танцами и игрой на музыкальных инструментах.

В 19 веке российский театр впервые разделился на музыкальные труппы, драммгруппы, а также они были разделены на оперные и балетные группы. Именно в эти годы открылась одна из первых драматических сцен, которая в будущем назовется Малым театром. Хотя разделение произошло между труппами, они еще долгое время оставались неразрывными. Вскоре начали появляться такие учреждения, как академия театрального искусства, и актерами становились не бедняки, а достаточно состоятельные и образованные люди. Со временем число театров начало активно расти, управлялись они театральной конторой императора. Что касается актеров и работников, то они стали относиться ко всем театрам, а не конкретно к какой-либо труппе. В 20 веке произошло усовершенствование искусства в такой форме, какую мы можем наблюдать по сегодняшний день.

Театральное искусство 18 века

Одним из ярчайших представителей, развившихся в то время, является Большой Театр.

Роль в современном мире

Театр занимает важнейшее место в современном мире искусства, и поэтому он предназначен для широкой аудитории и изо дня в день собирает все больше новых зрителей. Очень часто в современных театрах идут пьесы, посвященные работам известных классиков, это позволяет получить новые знания и лучше ознакомиться с историей. На сегодняшний день существует множество академий и школ, где можно получить профессию актера.

Академия театрального искусства

Но, помимо большой академии, где обучают будущих актеров, есть и небольшие заведения, например студия театрального искусства, в которую может попасть любой талантливый человек, желающий проявить себя и обучиться всем тонкостям актерского мастерства. Некоторые современные театры поражают нас своей красотой и пластичностью архитектурных форм.

www.syl.ru

Музыкальное и театральное искусство первобытного человека.

Слайд 1

Музыкальное и театральное искусство первобытного человека Подготовила Ученица 10 класса A Писанец Кристина ГБОУ СОШ 633 Учитель Кириллова О. А. 2015-2016 уч . год

Слайд 2

П роисхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз ». Но, как же возник этот вид искусства? Еще в прошлом веке, одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д . В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Слайд 3

М узыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо . Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.

Слайд 4

Музыканты. Роспись древнегреческой вазы.

Слайд 5

Р итм раньше всех других элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически бедная, однообразная, эта музыка в то же время была удивительно сложной и разнообразной по ритму. Певцы подчеркивали ритм песни ударами в ладоши или притопыванием: это самая древняя форма «пения с сопровождением». Вскоре люди убедились, что куски дерева, камни, раковины при ударе издают более гром кие и разнообразные звуки. Так были изобретены первые музыкальные инструменты.

Слайд 6

П ервобытные музыкальные инструменты — колотушки и погремушки — вызывали удивление и восхищение: их разрешалось держать в руках только вождям и старейшинам племени.

Слайд 7

После колотушек и погремушек: Самый древний музыкальный инструмент - Иднофон

Слайд 8

В се дальше развивалось музыкальное со знание человека, и все больше он находил во круг себя источники музыки. Он обнаружил, что туго натянутая тетива лука, если ее тронуть пальцем, издает музыкальный звук; научился извлекать мелодичный свист из стебля тростника или пустой кости животного. Он заметил, что удар по дуплистому дереву вызывает более гулкий звук, чем по здоровому, и понял, что пустота внутри предмета обладает свойством усиливать звук. Так возникли древнейшие музыкальные инструменты — предки современной арфы, флейты, барабана. Ученые относят их изобретение к очень отдаленному периоду каменного века.

Слайд 9

Л юди, составлявшие первобытную общину, заполняли свой досуг играми, изображая в них то, что было самым важным в их жизни. В этих играх были слиты в одно целое зачатки поэзии, музыки, танца, театрального действия и изобразительного искусства. У некоторых народов эти древнейшие формы искусства сохранились до наших дней, но стали, конечно, гораздо богаче и красивее.

Слайд 10

Г реческая богиня мудрости Афина придумала флейту, бог Пан изготовил пастушью дудку, а тем временем индийский бог Нарада изобрёл и подарил людям арфообразный инструмент – вину. Но это только мифы. Музыкальные инструменты придумали люди. Это не удивительно, ведь человек и есть – первый музыкальный инструмент. А звук, который он издает - это его голос.

Слайд 11

Вывод: первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

nsportal.ru

Первобытная классика в театре «У Моста»: tstealth2

Театр – одно из древнейших изобретений Человека. На заре времён человеческое стадо танцевало, имитировало охоту, камлало, обращалось к высшим силам, преодолевая звериный индивидуализм, превращалось в общество. Пермский театр «У Моста» славен на всю Россию (и даже мир) тем, что ставит русскую и мировую классику без столь модных сегодня «актуальных прочтений», позволяет зрителям «припасть к истокам» высокой культурной традиции. Но современному человеку чрезвычайно важно иметь возможность обернуться совсем вглубь веков или даже тысячелетий, увидеть свои первоосновы, зафиксировать как истоки величия человеческого разума, так и источники людских бед и даже возможного краха «проекта Человек», о котором всё громче говорят некоторые западные философы. Именно в этот первотеатр «первобытной классики» и погрузил зрителей 19 января пермский театр «У Моста», представив премьеру спектакля «Две стрелы» по пьесе Александра Володина.«Две стрелы» – это своего рода «классика» советского театра 80-х годов, времени, когда люди, тонко чувствовавшие время, хотели обратить внимание на назревающие проблемы и предупредить общество о грядущих социальных и политических катаклизмах. «Две стрелы» даже вышли в кино в 1989 году, но фильм у Аллы Суриковой (режиссёр «Человека с Бульвара Капуцинов») получился откровенно слабый. Возможно смрадный дух поздней перестройки, которым надышались многие деятели культуры того времени, уже не позволял даже большим мастерам не только говорить глубоко и тонко, но и даже профессионально. Вспомните, в какой слабый капустник превратил выдающийся мастер комедии Гайдай свой последний фильм «На Дерибасовской хорошая погода…».

А вот у режиссёра и художественного руководителя театра «У Моста» Сергея Федотова «Две стрелы» получились. И получилось не только передать драму конца изначального общества равенства каменного века - первобытного коммунизма, как это описано в пьесе Володина, но и реконструировать антропологию становления человека. Прекрасно показано, как первым людям трудно говорить, и как облечённая в слово мысль, порождает логическое мышление и первую философию: равенства, а затем … неравенства и превосходства силы. Показано, каким великим открытием стало появление метафор в речи, запустившее развитие образного мышления, которое во многом и сформировало интеллект современного человека. Герои восхищённо пробуют на вкус образы «Моё оружие – слово!», «Попал пальцем в небо – значит никуда не попал!». Именно благодаря метафорам человек познал мир, создал науку и никогда не будет превзойдён сколь угодно быстрой машиной с безграничной памятью (если конечно не откажется от этого своего древнего изобретения).

Моё оружие - слово!В самом начале действа племя хоронит убитого сородича, вероятно в последний раз по традиции уходящего матриархата, произнося символы первой веры: «Длинный, там, куда ты идешь, будет еще сочнее трава, будут еще красивее деревья, будет еще теплее озеро... Ты и там будешь красноречивее всех. И каждое твое слово будет к месту. И сам ты будешь радоваться, слушая себя... Ты и там будешь умнее всех. Все будут удивляться твоему уму. Тебя и там будут любить женщины, и все они будут о тебе заботиться. Чтобы тебе было сладко с последней из всех, как с первой из всех! Но врагов у тебя там не будет, Длинный! Только друзья у тебя будут. Только друзья». Учёные считают, что первобытный человек действительно верил то, что после смерти продолжит охотиться и жить в похожим на свой, но гораздо лучшем мире.

К концу первобытной драмы, ведомый разделением труда «на людей боя» и остальных, в свои права вступит жёстокий патриархат, породивший в человеческом обществе неравенство. Надо заметить, что трагедия смены строя состояла ещё и в том, что «новый режим» надолго лишил даже права на душу и загробную жизнь всех первобытных людей кроме главы рода (патриарха) и его приближённых, добывших по праву силы личную собственность.

Одним из главных нервов постановки, конечно же, является извечный конфликт, взорвавший не одно общество, и не одно великое государство. Со всей ответственностью можно сказать, что и наша великая Родина – Советский Союз, не смогла вовремя разрешить погубившее её противоречие, хотя такие авторы как Володин давно трубили о назревшей проблеме. Нерешено она и в современной России. Тем и важны такие остросоциальные спектакли, которые выбирает для своего репертуара «У Моста». Речь о конфликте «брахманов» и «кшатриев» (в политологической, заимствованной у индийской терминологии). Иначе говоря, жрецов и воинов. Или ещё проще: людей интеллекта, смысла, слова и людей боя, решительного действия. Всегда устойчивыми были общества, где жрецы (интеллектуалы), направляли народ, давали высокие цели, поручали воинам («кшатриям» - людям боя) решение жизненно-важных задач. Но с течением времени это связка по разным причинам рвалась. Или брахманы уже не могли давать людям высоких идей, или кшатрии решали, что сами без указки сверху смогут правильно организовать общество. Разумеется, попутно обеспечив себе «первые куски мяса» из общего котла. Но тело, хоть и вооруженное, не может жить без головы. Также и люди, живущие в обществе без высоких идеалов, целей и смыслов (а их производят условные «брахманы» - «люди слова») не могут ни счастливо жить, ни удерживать территории, ни совершать великие исторические деяния, ни даже эффективно обороняться от напирающих конкурентов. Поэтому трагедией первобытного племени, разыгравшееся на сцене театра «У Моста» является ещё и то, что мы, быть может, наблюдали начало конца несчастного племени. Враждующее с ним племя «Скорпионов», на которое «повесели» убийство древнего интеллектуала, вполне вероятно скоро расправиться с племенем, выбравшим первенство силы над словом, действия над мыслью, а неравенство над справедливостью. Ибо сложность и смысл всегда берут вверх над простотой и тупой силой.

Отдельно хочется отметить блестящую игру актёров и студентов актерского курса Сергея Федотова, которая и породила у меня вот такие размышления об обществе, Человеке, его восхождении по путям Истории. Как замечательно, что в Перми есть театр, который раз за разом поднимает фундаментальные проблемы Человека, а в эти дни проводит исследования театральным методом вопроса, что означает «Человек это звучит гордо!» в спектакле по пьесе М. Горького «На дне». Очень любопытно, что специально для того чтобы сыграть в знаменитом пермском театре в «У Моста» приехал заслуженный артист России, известный актер театра и кино Сергей Барковский. Очень любопытно будет увидеть его в роли Барона.

Ну а свои размышления о первобытном человек мне бы хотелось оптимистично Горьким и закончить:

«..В часы усталости духа, — когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, — когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперед, — в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека.Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек!Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них — лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья — творит богов, в эпохи бодрости — их низвергает. Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом — «зачем он существует?» — он мужественно движется — вперед! и — выше! — по пути к победам над всеми тайнами земли и неба. <…> Все в Человеке — все для Человека! Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним — пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди — стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его.Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути! Так шествует мятежный Человек — вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!»

tstealth1.livejournal.com

Первобытная классика в театре «У Моста»

Театр – одно из древнейших изобретений Человека. На заре времён человеческое стадо танцевало, имитировало охоту, камлало, обращалось к высшим силам, преодолевая звериный индивидуализм, превращалось в общество. Пермский театр «У Моста» славен на всю Россию (и даже мир) тем, что ставит русскую и мировую классику без столь модных сегодня «актуальных прочтений», позволяет зрителям «припасть к истокам» высокой культурной традиции. Но современному человеку чрезвычайно важно иметь возможность обернуться совсем вглубь веков или даже тысячелетий, увидеть свои первоосновы, зафиксировать как истоки величия человеческого разума, так и источники людских бед и даже возможного краха «проекта Человек», о котором всё громче говорят некоторые западные философы. Именно в этот первотеатр «первобытной классики» и погрузил зрителей 19 января пермский театр «У Моста», представив премьеру спектакля «Две стрелы» по пьесе Александра Володина.«Две стрелы» – это своего рода «классика» советского театра 80-х годов, времени, когда люди, тонко чувствовавшие время, хотели обратить внимание на назревающие проблемы и предупредить общество о грядущих социальных и политических катаклизмах. «Две стрелы» даже вышли в кино в 1989 году, но фильм у Аллы Суриковой (режиссёр «Человека с Бульвара Капуцинов») получился откровенно слабый. Возможно смрадный дух поздней перестройки, которым надышались многие деятели культуры того времени, уже не позволял даже большим мастерам не только говорить глубоко и тонко, но и даже профессионально. Вспомните, в какой слабый капустник превратил выдающийся мастер комедии Гайдай свой последний фильм «На Дерибасовской хорошая погода…».

А вот у режиссёра и художественного руководителя театра «У Моста» Сергея Федотова «Две стрелы» получились. И получилось не только передать драму конца изначального общества равенства каменного века - первобытного коммунизма, как это описано в пьесе Володина, но и реконструировать антропологию становления человека. Прекрасно показано, как первым людям трудно говорить, и как облечённая в слово мысль, порождает логическое мышление и первую философию: равенства, а затем … неравенства и превосходства силы. Показано, каким великим открытием стало появление метафор в речи, запустившее развитие образного мышления, которое во многом и сформировало интеллект современного человека. Герои восхищённо пробуют на вкус образы «Моё оружие – слово!», «Попал пальцем в небо – значит никуда не попал!». Именно благодаря метафорам человек познал мир, создал науку и никогда не будет превзойдён сколь угодно быстрой машиной с безграничной памятью (если конечно не откажется от этого своего древнего изобретения).

Моё оружие - слово!В самом начале действа племя хоронит убитого сородича, вероятно в последний раз по традиции уходящего матриархата, произнося символы первой веры: «Длинный, там, куда ты идешь, будет еще сочнее трава, будут еще красивее деревья, будет еще теплее озеро... Ты и там будешь красноречивее всех. И каждое твое слово будет к месту. И сам ты будешь радоваться, слушая себя... Ты и там будешь умнее всех. Все будут удивляться твоему уму. Тебя и там будут любить женщины, и все они будут о тебе заботиться. Чтобы тебе было сладко с последней из всех, как с первой из всех! Но врагов у тебя там не будет, Длинный! Только друзья у тебя будут. Только друзья». Учёные считают, что первобытный человек действительно верил то, что после смерти продолжит охотиться и жить в похожим на свой, но гораздо лучшем мире.

К концу первобытной драмы, ведомый разделением труда «на людей боя» и остальных, в свои права вступит жёстокий патриархат, породивший в человеческом обществе неравенство. Надо заметить, что трагедия смены строя состояла ещё и в том, что «новый режим» надолго лишил даже права на душу и загробную жизнь всех первобытных людей кроме главы рода (патриарха) и его приближённых, добывших по праву силы личную собственность.

Одним из главных нервов постановки, конечно же, является извечный конфликт, взорвавший не одно общество, и не одно великое государство. Со всей ответственностью можно сказать, что и наша великая Родина – Советский Союз, не смогла вовремя разрешить погубившее её противоречие, хотя такие авторы как Володин давно трубили о назревшей проблеме. Нерешено она и в современной России. Тем и важны такие остросоциальные спектакли, которые выбирает для своего репертуара «У Моста». Речь о конфликте «брахманов» и «кшатриев» (в политологической, заимствованной у индийской терминологии). Иначе говоря, жрецов и воинов. Или ещё проще: людей интеллекта, смысла, слова и людей боя, решительного действия. Всегда устойчивыми были общества, где жрецы (интеллектуалы), направляли народ, давали высокие цели, поручали воинам («кшатриям» - людям боя) решение жизненно-важных задач. Но с течением времени это связка по разным причинам рвалась. Или брахманы уже не могли давать людям высоких идей, или кшатрии решали, что сами без указки сверху смогут правильно организовать общество. Разумеется, попутно обеспечив себе «первые куски мяса» из общего котла. Но тело, хоть и вооруженное, не может жить без головы. Также и люди, живущие в обществе без высоких идеалов, целей и смыслов (а их производят условные «брахманы» - «люди слова») не могут ни счастливо жить, ни удерживать территории, ни совершать великие исторические деяния, ни даже эффективно обороняться от напирающих конкурентов. Поэтому трагедией первобытного племени, разыгравшееся на сцене театра «У Моста» является ещё и то, что мы, быть может, наблюдали начало конца несчастного племени. Враждующее с ним племя «Скорпионов», на которое «повесели» убийство древнего интеллектуала, вполне вероятно скоро расправиться с племенем, выбравшим первенство силы над словом, действия над мыслью, а неравенство над справедливостью. Ибо сложность и смысл всегда берут вверх над простотой и тупой силой.

Отдельно хочется отметить блестящую игру актёров и студентов актерского курса Сергея Федотова, которая и породила у меня вот такие размышления об обществе, Человеке, его восхождении по путям Истории. Как замечательно, что в Перми есть театр, который раз за разом поднимает фундаментальные проблемы Человека, а в эти дни проводит исследования театральным методом вопроса, что означает «Человек это звучит гордо!» в спектакле по пьесе М. Горького «На дне». Очень любопытно, что специально для того чтобы сыграть в знаменитом пермском театре в «У Моста» приехал заслуженный артист России, известный актер театра и кино Сергей Барковский. Очень любопытно будет увидеть его в роли Барона.

Ну а свои размышления о первобытном человек мне бы хотелось оптимистично Горьким и закончить:

«..В часы усталости духа, — когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, — когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперед, — в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека.Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек!Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них — лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья — творит богов, в эпохи бодрости — их низвергает. Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом — «зачем он существует?» — он мужественно движется — вперед! и — выше! — по пути к победам над всеми тайнами земли и неба. <…> Все в Человеке — все для Человека! Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним — пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди — стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его.Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути! Так шествует мятежный Человек — вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!»

gurianov-pavel.livejournal.com


Смотрите также