тотемизм первобытная мифология и. Мифология первобытная
Особенности первобытной культуры. Мифология. Шаманизм
В отечественной философии человек рассматривается как
единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и
формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры
является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и
социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты:
1)
способность общественного человека продуцировать культуру является итогом
взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию
орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам
формируется на основе труда и культуры;
2) переход от дочеловеческой стадии к
человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение
длительного времени.
Иными словами, не только история развития культуры есть
история объективирования духовных способностей, но и история развития духовных
способностей человека есть история превращения культуры в «ингредиент» этих
способностей.
Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом перехода от
животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от
определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к
неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает
инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в области
этологии показывают, что поведение одних животных, живущих в относительно
стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует
строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося
окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих
альтернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия
(поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной
истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он
действительно не знает, что должен делать.
Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и
определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе
генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным
арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность
человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не
существующих событий при помощи различных стратегий. Одной из таких трех
стратегий в первобытных, архаических культурах является стратегия подражания,
когда предугадывание будущего исходит из подражания воспринимаемым свойствам
тех или иных явлений окружающего мира. С этой стратегией органически связаны
процедуры магии и колдовства, когда будущее не столько предсказывается, сколько
вынуждается: жертва умиротворяет гневных богов и заставляет их выполнить ту или
иную просьбу человека или племени. В этом плане существенно то, что эта
стратегия создает у человека религиозную веру, снимая тем самым
неопределенность ситуации принятия решения. В общем оказывается, что
неопределенность знания снимается определенностью веры. Такого рода стратегия
обеспечивает надежность поведенческих решений в тех ситуациях, где с
рациональной точки зрения можно было бы ожидать от индивида полной
беспомощности.
Другой стратегией является индивидуальное систематическое наблюдение
пространственно-временных связей и зависимостей. Один из множества примеров
такого типа содержится в сообщениях об индейцах племени «черная стопа»: они
заблаговременно предсказывали приход весны по степени развития плода в чреве
убитой самки бизона. Такое предсказание, как правило, оказывается достаточно
точным. Возьмем второй пример: заклинание осагов (одно из индейских племен)
связывает воедино одно дикое растение, маис и бизонов. Объясняется это
переплетение следующим образом: летом осаги охотятся на бизонов до тех пор,
пока в прерии цветет указанное растение. Они знают, что маис созревает вскоре
после окончания цветения этого растения. А это значит, что надо возвращаться в
Пуэбло к уборке урожая маиса.
Третья стратегия — умозаключение на основе выделения сходных
признаков анимистическим мышлением, которое населяет природу божествами,
демонами и духами. Примеры, иллюстрирующие эту стратегию, весьма многочисленны.
Так, известно, что в одном племени пигмеев спорынья, имеющая форму зуба,
применяется как противоядие при змеином укусе. Или овладение огнем в эпоху
палеолита, сыгравшее колоссальную роль в культурной эволюции человечества. В
преданиях всех народов огонь — символ вечности. Поэтому огонь в легендах не
создан, а украден у богов и отдан людям (именно так, например, описывает это
событие древнегреческий драматург Эсхил). Существенно здесь то, что огонь
необходимо поддерживать, «подкармливать» как животное, а это породило традицию
сохранения его жрицей огня — весталкой. С факелом в руках человек наконец стал
господином самых сильных и самых быстрых животных, использование огня привело к
появлению различного рода технических устройств, что оказало влияние на
развитие общества.
Уже первоначальное знакомство с различным характером этих трех стратегий
показывает, что все они содержат рациональные моменты, но в разной степени
пригодны для отражения свойств реальности и для экстраполяции будущего. В плане
нашего изложения существенно то, что именно культура позволяет вырабатывать
различные стратегии, устраняющие неопределенность принимаемых человеком или
группой людей решений и тем самым снимать страх перед будущим. Таким образом, в
основе происхождения и функционирования культуры лежит эта потребность,
органически присущая природе человека.
Необходимо учитывать сложный характер человеческой природы, которая имеет
космический, биологический, психический, социальный и культурный аспекты.
Вместе с тем человеческую природу, как бы она ни была определена, следует
рассматривать как некое целое, чьей функцией является культура. Поэтому можно
считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом
и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура —
культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в
известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда
особенностями.
Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо-генность
(однородность). В современной культурологии выделяется три типа социокультурных
систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым
присущи:
1) аксиологический (ценностный) плюрализм
2) существование множества
социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими интересами.
Эти системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными в
двойном смысле: культурном и социальном.
Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга,
динамизируют целостную социокультурную систему, способствуя, с одной стороны,
распространению новых культурных ценностей, с другой же — стимулируя эволюцию
групповых интересов.
Имеются социокультурные системы, которые находятся в изоляции и постоянно
воспроизводят свое первоначальное устройство. Это гомогенные системы, т.е.
такие, где нет аксиологического плюрализма {культурная гомогенность) и нет
социальных групп с различными интересами (социальная гомогенность). В этих
системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а
отсутствие этого плюрализма блокирует формирование новых интересов. Такой
процесс консервирует целостную социокультурную систему.
Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга культур, и
гомогенной системой, типичной для первобытных культур, находится большая группа
промежуточных социокультурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция
и императорский Китай. С первой системой их связывает дифференциация интересов
отдельных социальных групп, переходящих в определенных случаях в открытый
антагонизм, с другой — существование монолитной, повсеместно принятой
совокупности основных ценностей. О промежуточных социокультурных системах можно
сказать, что они гомогенны культурно, но гетерогенны социально, и поэтому
социальный плюрализм дополняется культурной однородностью. и Первобытная социокультурная
система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению
существующей системной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних
факторов не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя периодически
ритуалы обновления, позволяющие устранить накапливающиеся напряжения, и
регенерируя свой социальный состав при помощи церемоний инициации. Описания и
анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи,
размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была
принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными
функциями человеческого поведения. Именно в этих рамках человек, чье
информационное развитие (восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их) было
ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с помощью
умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение. Другой
особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла
воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры —
идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным
животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности
первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть
иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они старались это
компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим
подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрезера о родстве магии с наукой можно
прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую
недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно содержал в себе не только
науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую
благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно
самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.
Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет
собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом,
он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и
регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало
половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи,
предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан
с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных
категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие
вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрезер, Л. С. Васильев и др.)
приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти
нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой
святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его
соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя,
он скончался в мучительных страданиях.
К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу
помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На
последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления
альтернативности и многовариантности в мировой истории и многообразия культур.
Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт
самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в
социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы
которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной
детерминации нормы поведения становятся внутренними побудительными стимулами
жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения. Этот феномен с
наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития
человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы.
Альфой и омегой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытным,
архаическим обществам, выступает ритуал. Сквозь его призму рассматриваются
природа и социальное бытие, дается оценка поступков и действий людей, а также
разнообразных явлений окружающего мира. Ведь ритуал переживается как
непосредственная данность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого
существования. Ритуал — основное средство обновления мира, чтобы обеспечить
непрерывность его существования и тем самым гарантировать выживание коллектива
в экстремальных условиях. Главное здесь в том, что в основе ритуальной
человеческой деятельности лежит принцип подражания явлениям природы — они
воспроизводились путем соответствующих ритуальных символических эквивалентов.
Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия
человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него
впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и
общественная деятельность.
Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях природы,
полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу
человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным
с космосом и космическими ритмами. В эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную
диалектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и
социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей космоса. В
архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце
человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост
растения, соединиться с божеством. Постоянное психическое напряжение, вызванное
неопределенностью судьбы, отношения к врагу или божеству, приводило к
специфическому двигательному побуждению, которое и находило выход в танце.
Танцующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей,
например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в
честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец должен был
усилить чувство силы и солидарности членов племени.
В целом немаловажно то, что в ритуале участвовали все члены коллектива, он
активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и
переживания мира — зрение, слух, обоняние,
осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыслительных
возможностей индивида благодаря внутриритуальным действиям и соответствующим им
знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, философия и наука
как институциализированное умозрение.
Известно, что содержание культуры представляет собой продукт творческой
деятельности человека в своих различных проявлениях, что всякого рода
деятельность формирует систему поведения и вместе с тем организуется этой
системой. Следовательно, культура в целом может быть описана и в терминах
этологии. Многообразная система поведения человека своей парадоксальностью
выделила его из окружающего мира, позволила ему выйти из состояния полной
подчиненности природе и создать универсальный динамический канон своего бытия,
учитывающий его биологический, социальный и идеологический аспекты. Из трудов
по этологии животных и человека известно, какую существенную роль играет
поведение в формировании и развитии ритуалов.
Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит в модифицированной
форме на определенном языке систему поведения. Эта этологическая система
порождает систему мифа как некую универсальную систему, определяющую ориентацию
человека в природе и обществе. В системе мифа закрепляются и регламентируются представления
человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания.
Отечественные исследователи С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов
мира» следующее о мифе: «неспособность провести различие между естественным и
сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных
понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность — эти
и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную
символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался
весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само
мышление осуществляется благодаря использованию зафиксированного в памяти
человека знания, которое неотъемлемо от мифотворческого восприятия
пространства) времени, причинности с его слитностью субъекта и объекта.
Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о
важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном
творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и
времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание
определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением
человеческого творчества на
-овладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не случайно
представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно
связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или
поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом
сознании осваивал пространство и время.
В настоящее время проявляется большой интерес к первобытной мифологии, магии и
шаманизму. Не случайно в фокусе философских исследований на Западе сегодня
находятся ненаучные формы знания и сознания. Это связано с ростом негативного отношения к сциентизму и поиском
альтернативных мировоззренческих ориентаций. Эпистемологи и религиоведы
подвергают анализу шаманизм и магию, причем первые обращаются к ним, чтобы
придать науке «человеческое лицо» путем обнаружения в ней черт ненаучного
мышления и следов человеческих интересов и ценностей, а вторые рассматривают
магию как своеобразный тип рациональности; об этом свидетельствует, в
частности, развитие психотроники.
В новейшей западной философии имеется релятивистская тенденция к сближению
науки и ненаучных форм мировоззрения. Так, в книге английского ученого У.
Резерфорда «Шаманизм. Основания магии» описываются действия шамана, его
магические пляски, экстаз и транс. Собравшиеся вокруг костра соплеменники
«наблюдают», как душа шамана якобы покидает тело, отправляясь путешествовать в
заоблачные выси. Эту картину и сейчас можно увидеть в ряде африканских и
северных племен. Магия оставила свой след в культуре месопотамской цивилизации,
даосизме, зороастризме, исландских сагах, древнегреческих мифах, в
полинезийских поверьях, на всем пространстве от Арктики до Австралии.
Магическое «искусство» шамана, его врачующие снадобья и весь опыт зависит от
локальных этнических и географических условий. Этимологически термин «шаман»
восходит к понятию «знания» в индоевропейских языках: шаман — это «тот, кто
знает». Антропологи подчеркивают, что шаман значит «властитель духов»,
религиоведы связывают шаманизм с идеей сверхъестественного, с анимизмом и
тотемизмом.
Мировоззрение шамана покоится на метафорическом представлении природы как
человеческого тела, живого существа, функционирование которого производно от
действия каждой его части. Такого рода представление просматривается в
индуистском понятии дхармы, в даосизме, в «космосе» древних греков. Осью
мировоззрения шамана является представление о Вселенной как о космосе. Космос же, как упорядоченное и
сбалансированное целое предполагает источник организации — так возникает идея
«великого духа», первый шаг на пути к монотеизму. Для достижения обители
«Великого духа» шаману необходимо звено, соединяющее мир людей и небесные выси.
Им выступает священная гора (Синай, Олимп, месопотамские зиккураты,
древнеегипетские пирамиды, ацтекские храмы Солнца) или Мировое дерево
(Иггдразиль у скандинавов и пр.).
Для понимания структуры магического универсума важное значение имеют магические
числа, например, число «семь», касается ли это звезд, смертных грехов, небесных
сфер или чудес света. Йогическая космология предполагает и разделенность мира
людей и потустороннего мира — этому обычно служит река (типа Стикса у древних
греков), через которую проложен путь, часто в виде узкого моста, подобного
острию меча. Переправа по такому мосту — испытание веры. И наконец, соотношение
тела, духа и души, способность к перевоплощению и переселение душ (метемпсихоз
или реинкарнация) характеризуют понимание природы в шаманизме.
Особую роль в деятельности шамана играет методика магического транса,
традиционно это психическое состояние понимали как форму одержимости демоном,
который подчинил шамана своей воле. Транс — это способ «путешествия души»
шамана в потусторонний мир, и в нем неправомерно усматривать лишь
замаскированный обман и невежество. В настоящее время появились свидетельства,
позволяющие понять магический транс как своеобразную форму человеческого
существования. Во-первых, ученики М. Харнера, организовавшего в США школу
шаманов, утверждают, что во время транса они переживали связные и красочные
картины «иного мира», в котором душа якобы «свободно витала». Во-вторых, есть
сообщения ряда людей о том, что они переживали (во время болезни, под действием
лекарств, музыки или танца) переход в «иные состояния сознания». И в-третьих,
имеются отчеты исследователей о так называемых паранормальных феноменах,
которые говорят о способности некоторых людей к телепатии, ясновидению,
биолокации и т.д. В рамках этих концепций принято считать, что шаман способен
к экстрасенсорному восприятию, его способности развиты до необычных пределов.
В ходе специального обучения шаман приобретает мистический опыт, позволяющий
ему совершать экстатические «путешествия» с Земли на Небо или с Земли в
Преисподнюю. Ему известна тайна прорыва уровней реальности, представляемой в
архаическом сознании трехэтажной — Небо, Земля и Преисподняя. Эти три
космические зоны
соединены между собой центральной осью (ее образами являются Мировой столб,
Небесная колонна, Мировое дерево, Мост, Лестница и т.д.). Только шаман может
духовно «путешествовать» по всем этим космическим зонам, вести борьбу со злыми
духами и демонами в преисподней и передавать небесным богам просьбы и
приношения своих соплеменников.
Главное здесь в том, что шаман осваивает космологию, мифологию и магию своего
племени, чтобы использовать их в качестве своеобразных карт для мистического
«путешествия» в «иные» миры. Результаты этого находят практическое приложение в
жизнедеятельности племени, дают возможность решать различные реальные проблемы,
имеющие значение для существования племени. Есть удовлетворительное объяснение,
согласно которому шаман решает эффективно эти проблемы не при помощи
оперирования понятиями и словами, а посредством манипулирования образами
памяти. Скажем, он должен ответить на вопрос, куда делись стада диких оленей,
на которых охотится племя. На этот факт в реальности влияет множество факторов:
состояние трав на пастбищах, направление и сила ветра, температура и т.д. Здесь
слишком много неизвестных причин, чтобы обычный человек мог ответить на этот
вопрос. К тому же не все «переменные» можно даже зафиксировать, в то же время
все они содержатся на уровне подсознания в виде образов. Адепты мистицизма
считают, что только шаман может в своем «путешествии» в глубь подсознания
достигнуть этих образов. Во время Камлания их селекция, ассоциация совершается
моментально — так как это образная, а не вербальная память. В итоге камлания
шаман может сделать, скажем, такой интуитивный вывод: «Вижу оленей в долине на
востоке».
Необходимо учитывать, что шаман в своей ритуальной деятельности синтезирует
целостную модель мира, сформированную в рамках архаических культур, и дает
возможность древним коллективам ориентироваться в окружающем мире и решать свои
насущные проблемы. Зачастую шаман является хранителем всей коллективной памяти,
т.е. Мифологии и эпоса, изобретателем музыкальных инструментов, знахарем,
художником и певцом.
Он же следит за календарем и фиксирует
первые астрономические сведения. Особая связь существует между шаманизмом,
культом огня и обработкой металлов, в которой издавна усматривали магические
элементы. Гипнотическое искусство шамана в дополнение к выполняемым им функциям
обеспечивают ему высокий авторитет, дающий возможность порой объединять в себе
власть шамана и вождя.
В целом можно сказать; что шаманизм представляет собой смесь реальных знаний и
умений, фантазии, некритической веры, спонтанных реакций, примитивных
заблуждений, иллюзионистского и гипнотического искусства и многого другого. И
нет ничего удивительного, что шаманизм вошел в качестве одного из
фундаментальных элементов во многие культуры мира, что имеются многообразные
связи между шаманизмом и исламом, христианством, иудаизмом, индуизмом,
буддизмом и даосизмом. Именно шаманизм как архаическая система верования
выполняет в первобытных, архаических культурах вполне определенные социальные
функции, обусловленные условиями бытия первобытного человека. Ведь окружающий
человека мир в процессе его предметно-чувственного освоения опосредован «миром»
символов, символической деятельностью, которые на ранних этапах развития
общества проявляются в формах тотемизма, анимизма, магии, шаманизма и религии в
силу низкого уровня производительных сил и неразвитости общественных отношений.
Вполне понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не
была развита способность к рефлексии. Под последней понимается высокая форма
теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия, которые
были выработаны в древнегреческой философии (от Сократа, Платона и Аристотеля
до Плотина и неоплатоников). Понятие рефлексии не приложимо к мышлению человека
каменного века. Однако это мышление создало изобразительное творчество —
механизм, регулирующий не только поведение человека, но и развивающий
способность к связной речи, графической деятельности, обобщению и
образно-символическому отражению мира. Благодаря этому человек осознает свою
сопричастность окружающему миру и находит свое место в нем. Изобразительное
творчество — вершина первоначальной синтетической деятельности человека,
«схватывающего» законы окружающего мира.
Эта изобразительная деятельность представляет собой весьма сложную и глубоко
специфическую форму «удвоения» мира в условиях древнекаменного века, когда
окружающая среда постигалась при помощи символического использования объема,
линии и цвета. Нужно отметить, что наукой до сих пор не решен окончательно
вопрос о происхождении изобразительной деятельности человека, о путях ее
возникновения. Имеется достаточно интересная и заслуживающая внимания гипотеза, основанная на анализе так называемых «медвежьих пещер», где
находились оставленные неандертальцами черепа и конечности медведя, что
указывает на изобразительную природу, на символический характер этих
комплексов. Развитие изобразительной деятельности в этом случае идет по схеме:
от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, к
плоскостным рисункам на глине, соответствующих образно-абстрактному аспекту
первобытного мышления. В этом случае прослеживается связь изобразительной
деятельности с ритуалом, с его первичной формой — погребальным обрядом.
Результаты анализа древнейшей изобразительной деятельности позволили советскому
ученому А.Д. Столяру сделать вывод, что «между конкретно-образным и абстрактным
типами мышления как бы сами собой возникают первые контуры образно-абстрактного
типа мышления, переходного по своему характеру, оправданного как логикой
развития, так и фактами». Существенно то, что изобразительная деятельность дала
возможность совершить переход от конкретно-образного к абстрактному типу
мышления. Не менее важно и то, что в основе этого перехода лежит принцип
пропорции, принцип равного изменения и геометрического подобия, который
является одновременно и принципом природы, и принципом познания и творчества.
Ведь принцип пропорции в форме золотого сечения или принцип золотой пропорции
играет немалую роль в науке, искусстве и архитектуре.
Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Так, имеется
магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком
искусства являются магические верования и обряды. На наш взгляд, изложенный
выше материал позволяет сделать вывод в пользу следующей концепции, приведенной
отечественным ученым Д. Угриновичем в его книге «Искусство и религия»: «Хотя
искусство и религия порождены принципиально различными социальными
потребностями, возникли они в одно время и реализовались первоначально в „единой
нерасчлененной системе духовно-практической деятельности, которую представлял
собой первобытный мифологический обрядовый комплекс». Существенно то, что
источником эстетического отношения к .миру, сконцентрированного в
изобразительной деятельности, танцах, музыке и прочих видах искусства, служит
трудовая деятельность. Однако, возникновение искусства связано не только с
трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельная
звуковая речь — форма выражения логического понятийного мышления, но общение
может осуществляться посредством рисунка, жеста и пения, зачастую выступающих
элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт,
что искусство представляет собой суггестивную форму существования социально
значимой и циркулирующей в обществе информации, систему эстетических ценностей. Этот факт играл колоссальную
роль в жизнедеятельности первобытного коллектива: информация, выраженная в
системе эстетических кодов, была необходима для совершения практических коллективных
действий, обеспечивающих, в конечном счете, существование племени.
Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на
значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог
Я.Я. Рогинский. Оказывается, в отличие от других органов человеческого
организма, которые функционируют ритмично, мозг может осуществлять свои высшие
функции, выходя за пределы ритмов организма. Для глубокого постижения мира, для
выработки абстракций мозг нацелен не на физиологические ритмы, а на динамику
отражения окружающего мира. Возникает аритмия, вызывающая усталость у человека.
Чтобы ее снять, необходим отдых, перерыв в умственной деятельности, т.е.
необходимо возвращение к нарушенным ритмам организма. Аналогично происходит на
последней стадии антропогенеза, с момента появления «человека разумного». «Под
воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, —
пишет Я.Я. Рогинский, — не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности
задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством.
Универсальный, чисто человеческий мир ритмов — ритмы танцев, звуков, линий,
красок, форм, узоров в древнейшем искусстве — оберегал от перенапряжений и
срывов мыслящий мозг».
Традиционное родоплеменное искусство в силу своей синкретичности (оно
переплетается со всеми иными аспектами культуры — мифологией, религией, обрядом
и пр.) является полифункциональным. Прежде всего оно, наряду с другими формами
(или сферами) культуры, представляет собой воплощение и выражение общих,
устоявшихся представлений данного общества, т.е. выполняет идеологическую
функцию.
В основе произведений искусства дописьменной и особенно предписьменной эпохи
лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству первобытное и
традиционное искусство эффективно выполняет различные социальные функции.
Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки и другие
изобразительные формы и художественные предметы, используемые при совершении
обрядов инициации, так же как игры, танцы, театрализованные представления,
составляют «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно
для передачи культурных приобретений из рода в род» (Г.В. Плеханов).
Символический характер первобытного и традиционного искусства, его условный
изобразительный язык, идеопластические формы призваны выражать сложные идеи и
понятия, которые невозможно воспроизвести натурально.
В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно переплетаются с
магико-религиозными: статуэтки — вместилища душ умерших, предназначенные для
культа предков, играют определенную социальную роль. Ведь они отражают реально
существующую структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует
земной. Синкретизм этого искусства, нерасчлененность его магико-религиозных,
социально-политических и иных функций отражает нерасчлененность этих аспектов в
реальной жизни архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между
статуями предков, различными фетишами, масками, так как и те и другие наделены
сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предметом
поклонения.
Первобытный и традиционный религиозно-художественный комплекс можно
рассматривать как гипотетическую картину мироздания, удовлетворяющую человека
своей законченностью и полнотой, т.е. речь идет о его познавательной функции.
Различного рода магия имеет целью воздействие на определенный объект, в случае
охотничьей магии — овладение животным. В процессе магических действий человек
воссоздает образ, предстоящий его мысленному взору, что само по себе является
актом абстрагирования. Рука помогает мысли, образ фиксируется, становится
доступным восприятию, исследованию в изобразительном искусстве. Изображение
дает возможность группировать предметы, акцентировать детали, выявляя назначение,
сущность того или иного предмета. Это — особенная форма познания, отличающаяся
от собственно научного познания уже тем, что «истины от искусства» даны нам в
непосредственном восприятии, связаны с аффективными актами человеческого духа.
Завершая данную лекцию, необходимо отметить следующее. В первобытном обществе
функционирует триада — родовой строй, миф и изобразительная деятельность. С
разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену
этой триаде приходит новая: государство, религия и письменность, происходит
смена мифа религией, включающей в себя моральный момент. Однако во всех
религиозных системах, рожденных мифами каменного века, сохраняется комплекс
основных идей древнейшего мифа. Так, идея бессмертия Души восходит к самому
древнему в истории человечества сюжету о Жизни и смерти, запечатленному в
росписях палеолитической пещеры Ляско. В целом можно сказать, что
первобытнообщинная социокультурная система характеризуется, насколько об этом
можно судить на современном уровне знания, поразительной однородностью
социальных структур, одним и тем же набором типов деятельности, высокой степенью
«похожести» в плане духовной культуры различных человеческих отношений. С
разложением же первобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировой истории, появляется разнообразие
социокультурных систем, с чем мы и столкнемся в следующих лекциях.
Литература:Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М. 1983. Мириманов
В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М. 1973. Симонов И .В.,
Ершов 11.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М. 1989.
Тайлор Э. Первобытная культура. М. 1989. Токарев С.А. Ранние
формы религии. М. 1990. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М. 1984.
Фрейдеберг О.М. Миф и литература древности. М. 1978. Элиаде М.
Космос и история. М. 1987.
biofile.ru
тотемизм первобытная мифология и
Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия
Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия. Юрий Семёнов Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива с особями одного определенного ...
Книги по Тотемизму в Доме Солнца - верованию в объекты или явления природы с которыми мистическим образом связан человек или группа людей с убеждением во влияние свойств тотема на судьбу человека.
https://www.sunhome.ru/books/totemizm
Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии
... первобытной культуры и религии. Обе главные темы, давшие наименование этой книге, тотем и табу, получают в ней не одинаковую разработку. Анализ табу отличается безусловно большей достоверностью, и разрешение этой проблемы более исчерпывающе. Исследования тотемизма ... как "категорическим императивом" Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку. Тотемизм напротив – чуждый нашему современному чувствованию религиозно-социальный институт, в действительности давно оставленный ...
Фетишизм и тотемизм. Культ животных. Фрагмент из книги академика М.А.Коростовцева Религия Древнего Египта - одной из лучших отечественных монографий, посвященных религии Египта.
Эта книга, рассказывающая о различных обычаях и преданиях кельтов, существенно расширит представления читателя о народе, жизнь и история которого и сегодня в значительной мере окутаны покровом тайны.
... Наиболее известная работа Фрезера, принесшая ему мировую славу. Была впервые опубликована в 1890 году. В этой книге собран и систематизирован огромный фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. В этой книге проводятся параллели между древними культами и ранним христианством.
https://www.sunhome.ru/books/zolotaya-vetvj.html
Происхождение и развитие сознания
Происхождение и развитие сознания. Эрих Нойманн. Задача этой книги - показать, что основной составляющей мифологии является ряд архетипов, что они органически связаны друг с Другом, и что их стадиальная последовательность и определяет развитие сознания. В ходе онтогенетического развития индивидуальное сознание ...
Джеймс Джордж Фрезер (1854 - 1941), английский антрополог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии, внёсший огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозгых верований на протяжении истории человечества.
https://www.sunhome.ru/books/dzheyms_frezer
Юрий Семёнов
Семёнов Юрий Иванович (1929) российский историк и философ, специалист по теории познания, философии истории, этнологии, истории первобытного и раннеклассового общества; кандидат философских наук, доктор исторических наук.
https://www.sunhome.ru/books/yuriy_semenov
Проникновение
Современная мистерия, или роман, написанный во сне Летаргия – малоизученное явление, доктора называют основной причиной сильный стресс и бегство от реальности. Кира несчастна, чувствует себя лишней в жизни. Маленькие повседневные трагедии приводят к летаргическому сну. Во сне Кира создаёт свой мир грёз: Москва, Прага, Каир, Александрия, Карфаген, Мальта, Атлантида, мистический город-лабиринт над морем… – разные судьбы, времена, эпохи в одиссее по зазеркалью подсознания. Но фантазия не ...
https://www.sunhome.ru/books/proniknovenie.html
www.sunhome.ru
Мифологическое мировосприятие первобытного человека. Мифология нашего времени
Содержание
Самой древней из принятых сегодняшней классификации форм общественного сознания (философия, наука, искусство, право и т.д.) является миф, мифологическая форма общественного сознания.
Особенности этой формы общественного сознания заключаются в том, что миф на ранних этапах развития человеческого общества является особым видом мировоззрения, в котором переплетены зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения, господствовавшие в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д. Мифология, по мнению многих исследователей (Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль и др.), рассматривается как система, своеобразным образом регламентирующая поддержание устойчивого социального порядка, как средство утверждения природного и социального единства, психологической монолитности первобытного коллектива.
В обыденном понимании мифы – это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.
Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.
Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.
Несмотря на фанатичность с точки зрения современного человека наивных представлений первобытной эпохи о мире, для древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. Первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. Миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества.
Первичные религиозные верования древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).
Как и все остальное, что было в жизни первобытного человека, религиозные представления должны были служить задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.
Мифология – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.
В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антилопий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, «теоретический» и «практический».
Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в «личностях» – в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, – в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий своей волей, «личностными» качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения.
Итак, человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и см природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных, как им казалось, сил: враждебной, губившей их урожай и угрожавшей тем самым их жизни, и другой, устрашающей (гром), но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить на их именах ассоциативно-метафизический ряд умозаключений, являющих собой причудливую смесь фантазии и реальности.
Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. Отсюда текучесть природы. Мифы не объясняют ее, они ее только отражают. Она, эта сверхприрода, и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.
Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственной данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.
Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.
Общепринятой теории мифа нет до сих пор, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную философию мифа создал итальянский ученый Дж.Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных уровнях общественного развития. «Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать родовые понятия вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры, т.е. фантастические роды или универсалии, чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды». Он же предположил позже, что человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности природы, поскольку древние рассматривали ее по своему образу и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом.
Новый этап в понимании сущности мифов начался тогда, когда стало возможным массовое привлечение этнографического материала (т.е. с середины XIX в.). Связан этот этап прежде всего с именем английского ученого Э.Тейлора, автора знаменитой книги «Первобытная культура».
В основе мифов и религиозных верований лежит, по мнению Тейлора, анимизм – наделение неживых предметов душою с целью объяснить их действия. Это – первобытные, «детские» мысли об окружающем мире, на них наталкивали древнего человека сны, духи умерших и т.п. По мнению Г. Спенсера, стоявшего на тех же позициях, первобытный человек не отличал естественного и сверхъестественного, возможного и невозможного. Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф – это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания. Таков был суровый вывод науки XIX в., да и в XX в. целый ряд исследователей, например Дж.Фрезер, подчеркивал рудиментарно-научный характер первобытного мифа, квазилогическое, ассоциативное начало в мифотворчестве, при котором «похожее» часто оказывалось в мифе тождественным. Миф для Фрезера - умственное и словесное осмысление магического действия. Например, ритуалу убиения состарившегося вождя соответствует миф о смерти божества.
Принципиально новым подходом к мифу отличалась так называемая психологическая школа (В.Вундт, Л.Леви-Брюль, 3.Фрейд, К.-Г.Юнг). По их мнению, в основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека, который воспринимал все чувства, эмоции, вызываемые явлением, как свойство самого этого явления («мифологическая апперцепция»). Миф становился продуктом или особого типа мышления («первобытного мышления»), или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека. В последнем случае (по Юнгу) всевозможные сюжеты и мотивы мифов образуются в психике как первобытного, так и современного человека, но под влиянием ограничений и требований социальной жизни или оттесняются за границы сознания, в подсознание. Однако то, что существует в подсознании, – это, собственно, не сам миф, а нечто более целостное, смутное, некая заданность формы психической активности, это то, что стоит за мифом, что Юнг назвал архетипом. Его-то проекцией и является миф.
Но наиболее влиятельными в XX в. оказались два других направления социальной антропологии, много сделавших для изучения сущности мифотворчества. Первое связано с именем Б.Малиновского, второе – с именем Леви-Строса и известно под названием структурализма.
Согласно Малиновскому, миф – не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф – не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам – Библии, Корану и т.д.
Миф для первобытного человека – это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.
Структурализм впервые обратился не к рассмотрению отдельных мифов, а к изучению их в совокупности, характерной для каждого локально устойчивого этнического образования. Эту совокупность Леви-Строе определил как знаковую моделирующую систему – мифологическое мышление, которое он считает коллективно-бессознательным явлением и относительно самостоятельным от других форм жизнедеятельности племени. Мифологическое мышление способно к обобщениям, классификации и логическому анализу. Поэтому оно является интеллектуальной основой технического прогресса эпохи неолита. Но в то же время это особый тип мышления, образно-чувственный, мышление конкретное и метафорическое.
Для Леви-Строса структура мифов как знаковая моделирующая система – это аналог естественного языка как средства общения. Анализ мифов выявляет первичные структуры сознания, т.е. врожденной «анатомии» человеческого ума. В семантике мифа для Леви-Строса особенно важны двоичные (бинарные) противопоставления: верх - низ, мужское - женское, сырое - вареное, жизнь - смерть и т.д. Эти оппозиции как бы выражают фундаментальные противоречия сознания, объединить которые и стремится мифологическое мышление.
Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:
мифы – это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;
особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий – отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;
миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;
структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;
миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;
миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии – божество;
мифология – средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.
Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации.
Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность — непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии. Интерпретация универсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, которые окрашивают бытие индивида и его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствие субъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичны для мифологии. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. Символическое воображение продуцирует образы, воспринимаемые как часть действительности.
Боги древнегреческого пантеона, например, столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии. Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продуктом синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон — властитель морской стихии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Аполлон — бог света. Конкретный мифологический персонаж соотносится с предельно широкой сферой феноменов, которые объединяются в единое целое посредством метафоры, созидающей символическое.
Религиозно-мифологические представления специфичны своей направленностью на непостижимое, принципиально находящееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшую инстанцию по отношению к любым теологическим аргументам. Вера сопряжена с экзистенциальной активностью субъекта, попыткой осмыслить свое существование. Обрядовые действия и практика индивидуальной жизни базируются на ней, служат ее продолжением. Одновременно они стимулируют веру и делают религию возможной. Мифологические представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих.
Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии.
В нашем столетии мы имеем дело главным образом с мифами политическими и идеологическими.
Мифология требует, чтобы в нее верили безоговорочно, просто принимали ее как должное, без рассуждений. Для мифологических образов и символов характерна высокая степень эмоциональной насыщенности. Они вызывают у человека не размышления, а смешанное чувство любви и страха, обожания и ужаса. Характерные примеры таких мифологических символов - это образы вождей (например, Сталина или Гитлера), образ Родины-матери, знамя воинской части. Человек мечтает о том, чтобы хотя бы издали, хоть на мгновение прикоснуться взглядом к вождю; он видит смысл своего существования в том, чтобы сохранять свою кровную связь с Родиной; он готов пожертвовать жизнью, чтобы вынести знамя с поля боя.
Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс. Также она дает человеку силы преодолевать житейские трудности и надежду на то, что все его лишения окупит счастливое будущее всего человечества. В этом отношении политический миф глубоко дегуманизирован; он внушает человеку мысль о том, что его индивидуальная жизнь ничтожна по сравнению с теми задачами, которые стоят перед партией и государством.
Наиболее благоприятны для политической мифологии эпохи тоталитарного правления. Тоталитаризм превращает свою идеологию в своеобразную мифологию, поскольку приписывает ей абсолютную истинность, считая любые другие взгляды в лучшем случае ложными, а в худшем – враждебными.
С политической мифологией связан особый механизм управления людьми: они должны не просто бояться наказания и подчиняться приказам, но искренне и глубоко верить в необходимость и справедливость такого положения вещей, которое обрекает их на жертвы и лишения.
Ту идеологию, которая была создана в нашей стране в сталинский период, вполне обоснованно можно назвать тоталитарной мифологией. Явно мифологический характер имело учение о коммунистическом будущем человечества (своеобразная модификация христианской мифологемы Царства Божия на земле) или учение о мессианском предназначении рабочего класса. Человеку предписывалось любить товарища Сталина, верить в грядущее торжество мировой революции и ненавидеть капиталистическое окружение. И при этом отрицалась религия (которая именовалась "поповщиной") и демократические ценности (которые именовались "псевдогуманизмом"). В конце XX века тоталитарная мифология лишилась своего психологического и интеллектуального оправдания. Закономерно, что в начале 1990-х гг., с крахом КПСС и распадом СССР, она просто перестала существовать. Тем не менее крах тоталитарной мифологии не привел к демифологизации общественного сознания. Современное мифотворчество базируется на социальном расслоении, этнических конфликтах, локальных войнах и террористических актах, ложи политиков и их бездарности.
Можно наметить 4 группы современных мифов.
Это мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами.
Мифы, связанные с этнической и религиозной самоидентификацией (например, различные мифы о России и православии, их прошлом и современном состоянии).
Мифы, связанные с внерелигиозными верованиями (например, мифы об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.).
Мифы массовой культуры и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни.
Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
В современности существует не одна мифология, а множество мифов и мифологий, причем продолжительность их существования может быть весьма незначительной: они возникают, конфликтуют друг с другом и столь же быстро исчезают или трансформируются во что-то иное.
У нас нет серьезных оснований для того, чтобы считать, что со временем мифологии станет меньше или, наоборот, больше. По-видимому, и в обозримом будущем сохранится определенный баланс между рациональным знанием и мифологией.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит. лит., 1986г.
Раджабов У.А. От мифов к современным космологическим концепциям. Философсие науки. – 1991г., №7.
Алексеев В.П., Першиц Ф.И. История первобытного общества. М, 1991г.
Ростошинский Е.Н. Структура мифологического мировоззрения. http://www.anthropology.ru/ru/texts/rostosh/misl8_10.html
В истории первобытных верований якнайризниших племен и народов, можно выделить три исторических типа представлений о сверхъестественном - "чувственно-сверхчувственный", демонистичний и теистический. Первый из этих типов представляет древние верования, которые складывались еще в эпоху ранньородового общества и известные в формах фетишизма, тотемизма, анимизма, первобытной магии. Для них характерны были представления о зрощенисть сверхъестественного с телесным, его индивидуальность, зооморфнисть, ограниченность влияния на окружающую среду и присущие ей орудно функции (способности не создавать, а только орудовать готовым). Продуктом дальнейшего религиетворення стал второй тип верований в сверхъестественное - демонистичний, которые заключались в вере в духов (от греч. Daimon - "дух"). Эти верования, сложившиеся в условиях развитого родоплемьяного общества, были представлениями о существовании бесплотных сверхъестественных существ - духов, которые уже имеют достаточно широкую сферу влияния на окружающую среду, могут переселяться из вещи в вещь или в человека и проявляют некоторые признаки творильности по природному. Демонистични верования были важнейшей и самой распространенной формой религиозного освоения древнего мира. В условиях общества, становилось на путь социально дифференцированного развития, постепенно зарождается исторически третий тип представления о сверхъестественном - теистический, связанный с верой в богов. Для этого типа, существует сначала в виде политеизма, а затем набирает и монотеистического содержания, характерны представления о сверхъестественном как мощную, всевластную существо - Бога с имманентной ему демиургической функцией о природных и общественных явлений, о мире в целом. Исторические данные по древнейших верований, к сожалению, очень ограничены, все же дают основания считать, что среди них были распространены фетишистские верования (от португ.fetiko - "очарована вещь"). Эти верования представляют, в частности, камни-фетиши и створки речных ракушек. Люди думали, что фетишизовани предметы - камни, кости, панцири черепах и т. Д. являются живыми существами и могут иметь для них охранительное значение (амулеты, талисманы), наносить врагу урон, вызвать или привлекать дождь, лечить от лихорадки и т. Что касается тотемистические верований (от индейского. Ot-totem - "его род"), то они заключались в представлениях о кровные связи данного рода или племени с определенным животным или растительным "сородичей". Тотем представлялся реальным существом, которая, однако, имеет особые, "сверхчувствительные" качества, благодаря которым она может оказывать людям как своим братьям и сестрам определенной помощи. В частности, люди орла или медведя, волка и т. П. Верили, что их пение родственники-тотемы могут передавать ценные черты - остроту зрения, силу, быстроту ног и тому подобное. Но особенно распространенными среди остатков древнейших представлений были анимистические верования (от лат. Anima - "душа"). Они заключались в вере в существование в теле двойника - души, издававшейся вполне реальным существом - человечком в зрачка глаза, птичкой в груди, паром, кровью и т. Д. Считалось, что от души, имеет особые свойства, зависят состояния человека - жизнь и смерть, сон и бодрствование, здоровье и болезнь и на душу, в свою очередь, можно влиять средствами контактной магии (блюдам, лаской и т.д.). Наши предки, вероятно, часто представляли душу в виде крови: разлитая по телу, она давала жизнь всем его органом. О таких представления свидетельствуют многочисленные захоронения вохрованих покойников в ямах или ящиках из каменных плит: считалось, что охра поддерживает жизненные силы души, которая является носителем жизни. Причем, первобытные охотники считали, что души умерших, оставляя тело, находятся где-то поблизости, в привычном для них среде, а не улетают на небо, в "Юг" - такие представления появляются позже, связываясь с верой в духов и обрядами трупосожжения. Интересно, что древние верования, зарождаясь еще во времена ранньородового общества, позже не только не исчезают бесследно, но и цепко держатся в массовом сознании, противостоят вере в духов и богов, синкретизуються с ней. По свидетельству Геродота, например, некоторые первобытные племена считали, что каждый из них ежегодно на несколько дней превращается в волка, а затем снова набирает человеческого образа. В эпоху неолита полностью установилось земледелие и скотоводство, возникают прядения в ткачество, развивается дальше производство керамической посуды. В этот период вероятно наличие больших родов, интенсивно идет формирование племен, обогащение и укрепление общественных отношений. Все это и приводит в конце концов к качественным изменениям в религиозной потоке духовности, которые нашли наиболее убедительный проявление в вере в духов, зарождается в мезолите, эволюционирует в последующие эпохи и передается по наследству украинском и другим народам. Первые сведения о демонистични верования летописных подают киевские книжники и совершенно особый фольклорный феномен - Украинская мифологическая новелла, которая вместе со сказками, песнями, легендами, пословицами, колядками и т.д. доносит до нас образы демонистичних персонажей. Анализ содержания этих верований дает основания несколько условно выделить два основных исторические "этажи" в эволюции демонистичних образов. Первый из них представлен верованиями в духов, что, так сказать, группируются вокруг представлений о упырей и берегинь - представлений, которые зарождаются еще в глубинах индоевропейских или и индийских времен. Второй "этаж" возникает, вообще говоря, уже в эпоху энеолита культуры, когда в первобытном обществе начали "кумиров творить". Конечно, "ниже" верования в духов не исчезают с появлением "высших", а живут и во времена "идольского мрака", и в христианские сутки. Упыри - один из персонажей демонистичних верований, олицетворение темных и враждебных сил природы; они, конечно, еще не были персонифицированными исчадиями социального зла, от них еще очень далеко, скажем, в украинском поверье о бедности - недоброжелательных духов, которые олицетворяли страждущую судьбу бедняка. Упыри - не просто духи, которые могут существовать вне тела, а разновидность оборотней: упыри-духи перебрасываются зверями, птицами и т.д., могут принимать и мужского вида. Их основное занятие - высасывать кровь у людей, молоко у коров, а если упырь - краснолицего колдун, то и хлестать водку. В упырей проявляются и черты духов-хозяев, распорядителей разных сфер: они не только пьют кровь, но и воруют дождь, насылают неурожай и тому подобное. Упыри персонажи, стоящие на грани между зооморфными и антропоморфными существами. Так двойственность формы свойственна и многим другим образам демонистичного типа сверхъестественного, в частности представлениям о "нечистых" покойников (утопленников, убитых и т.п.), на живых насылают мор, душат овец, по ночам вызывают страшные видения, и о вурдалаков. Кстати, вурдалаки - это тоже оборотни, знахари и обычные люди, колдовством перевернуты на волков. В последнем случае это - обездоленные существа, в которых украдено человеческое имя. Пожалуй, не менее распространенными были и поверья о ведьмах и чертей. Ведьмы - полумифические существа, имеющие таинственную силу колдовства. Внешне они как бы и не отличаются от других людей, но могут кувыркаться различными зверями (на что не способны обычные колдуны), летать на метле, воровать месяц и звезды, вызвать дождь или засуху и тому подобное. Среди ведьм случаются врожденные персонажи, немало в чем доброжелательные, в общем не вредны, готовы снять сглаз или иное порчу; но в основном это те, кто продал чертям душу и за то обученный ими зло вражьем колдовству. Итак, существом этих ведьм и колдунов является не обычная сильная, а злой демон, который таинственно соединяет их с "нечистой силой", и они морочат людей, то есть затмевают им разум, наврочують различные несчастья, болезни, высасывают кровь. Но не самое любимое занятие ведьм - доить коров. Но не уродливыми в языческих поверьях есть черти, которые водятся в колдобинах, в болотах, камышах, в плотинах, лесах и тому подобное. Черт (другие определения - черт, сатана, дьявол, черт, нечистый, короткий, то и т. Д.) - Это зловредный дух, олицетворение темных земных и небесных вод. И если среди русалок, природных ведьм, даже упырей можно встретить безвредных, отзывчивых персонажей, то черти - настоящие исчадия зла. Демонистичний образ черта, как, кстати, и образы других злых и добрых духов, претерпел значительную эволюцию и прочее конфессиональных воздействий, особенно христианских. "Ранний" черт не имел никакого отношения к аду, также он не творил мира. В отличие от упырей, ведьм, чертей и других "нечистых сил" упомянутые выше хранительницы является полиморфными образами добрых духов. Вероятно хранительницы считали благожелательных демонов, определенным образом связанных с водами: они охраняли рыболовов, заботились о посевах и дожди для них. Интересно, что и берегини - женские духи, олицетворение материнского приобретение. Итак, это - один из древнейших демонистичних образов, с которым мифологическая воображение связала женское, материнское покровительство от всякого зла, от любых неприятностей. К сожалению, фрагментарность свидетельств ограничивает возможность конкретизации представлений о берегинь, а также о многих других образов духов, например водяница, полудница, домовых, леших, полевиков т.д., оказавших влияние на формирование средневекового язычества и до сих пор еще встречаются в народных поверь ' ях. И все же кое-что можно сказать и о этих мифологических персонажей. По происхождению, а отчасти и по более поздним содержанием домовые, полевики, лешие, близкие к образам берегинь. Генетически, надо полагать, они связаны с культом семейно-родовых предшественников, сложившийся в экзогамный роде. Домовые, полевики, лешие были хорошими духами, оберегали домашний очаг, посевы, человека в поле и в лесу. Но постепенно от влиянием христианства эти образы набрали и отрицательных черт и время народное сознание теперь их по нечистую силу. Рассматриваемые персонажи не выпадают из того мифологического ряда образов, к которому принадлежат и берегини, водяные и др. Так, они могут принимать и зооморфного, и антропоморфного вида. Но время отметить, что эта антропоморфность, как и в случае с упырями, русалками и т.п., мало чего стоит в собственном смысле этого слова. Она не имеет необходимой социальной и гносеологического почвы - выделение индивида с родовой общины и осознание им себя как личности. Поэтому и в демонистичних явлением человек выступает как элемент натуралистического ряда, зависящий от природных обстоятельств. Исследователи фиксируют, например, представление о том, что лешие как духи могут перебрасываться баранами, а могут принимать и человеческого образа, но если лес высокий, то и они такие высотой, как деревья, а если совсем низкий - то они "как трава"; что касается полевиков, то и они "бывают вровень с хлебом", а когда тот сжать, становятся "как стерня". Демонистична религиозность, конечно, не ограничивается представлениями о упырей, русалок, домовых и т.