Первобытные пещеры. Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пещера Шове, Франция: уникальные наскальные рисунки. Первобытные пещеры


Пещера Шове, Франция: уникальные наскальные рисунки

Наскальные рисунки внутри пещер, сделанные в доисторические времена, являются объектом исследования ученых всего мира. Такая живопись считается прародителем художественного искусства, а удивительные творения выглядят как двухмерные изображения. Сегодня мы поговорим о самых впечатляющих шедеврах, оставленных первобытным человеком в пещере на юге Франции, в долине реки Ардеш.

Закрытая для посещения пещера Шове

Исторический памятник страны, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, закрыт для общественного доступа, поскольку любое изменение влажности воздуха негативно отразится на состоянии древних рисунков. Всего лишь несколько археологов, строго соблюдающих ограничения, допускаются на несколько часов внутрь подземного царства, рисунки которого повествуют о жизни и быте древних людей.пещера шове

Уникальная находка на юге Франции

Уникальная пещера Шове (grotte Chauvet), превышающая в длину 800 метров, была открыта в 1994 году тремя спелеологами, обнаружившими полузасыпанный вход в необследованный природный шедевр. Ученые, спустившиеся при помощи лестницы в пещерную галерею, которая была законсервирована обломками камней много тысячелетий назад, обомлели от уникального зрелища: они обнаружили наскальные рисунки, хорошо сохранившиеся и мастерски выполненные. Исследователи заявили, что это безымянное творение природы превосходит по своим размерам и количеству изображений все известные ранее подобного рода подземные комплексы.

Особенности рисунков и способов их нанесения

Пещера Шове (Франция), получившая название по имени одного из ученых, открывших ее для человечества, была отрезана от внешнего мира упавшими камнями еще со времен ледникового периода, в результате чего наскальные росписи прекрасно сохранились. Подземный мир состоит из трех просторных залов, соединенных длинными коридорами. В двух гротах рисунки выполнены красной охрой, а в последнем наблюдаются гравировки и черные фигуры.

сцена сражения носорогов в пещере шове

На стены нанесено более 400 изображений, причем удивление ученых вызвал тот факт, что первобытные обитатели пещеры рисовали не только зверей, на которых они охотились, но и грозных хищников вроде льва и гиен. Как установили ученые, здесь огромное количество изображений носорогов, не уступавших по силе и мощи мамонту.

Вымершее животное весом около трех тонн, на голове которого красовался высокий рог длиной более метра, было травоядным, но очень злобным, и именно об этом свидетельствует сцена сражения носорогов в пещере Шове. После проведенных исследований этот рисунок признан самым старым в мире.

«Величайшие художники»

Есть еще одна особенность, на которую обратили внимание специалисты: перед тем как нанести краску, человек тщательно очищал и разравнивал стену, а изображения выполнены настолько умело, что спелеологи удивляются его мастерству. Правильный баланс тени и света, а также применение пропорций вызывают огромный интерес ученых, установивших возраст наскальных росписей – примерно 35-37 тысяч лет, правда, точная дата до сих пор вызывает яростные споры.

лошади в пещере шове

Специалисты, исследовавшие наскальную живопись, заявили, что первобытного человека, нарисовавшего это, можно по праву назвать великим художником. Древние изображения, найденные во Франции, представляют собой совершенные произведения искусства, в которых видны перспектива и разнообразные ракурсы.

Наскальная живопись, наделавшая шума в ученом мире

Наскальные рисунки в пещере Шове – это прекрасные образцы живописи раннего палеолитического периода, но они совсем не выглядят простыми и схематичными, хотя, по классификации известного ученого А. Леруа-Гурана, росписи в пещере должны были представлять собой незамысловатые пятна и линии. Французский археолог и палеонтолог, заявивший, что искусство развивалось от примитивного к сложному, не предполагал столь позднее появление наскальной живописи.

Неплохо исследованная пещера Шове, рисунки которой перевернули с ног на голову все теории о развитии искусства, заставила ученых задуматься о неправомерности любых придуманных рамок и классификаций.

Примитивный или высокий уровень древних художников?

Французские исследователи предположили, что первобытные люди были знакомы с перспективой и светотенью, а необычные ракурсы ставят в тупик многих специалистов. Как правило, фигуры выглядели статично, а наскальные находки отлично передают динамику и характер животных, что очень необычно для эпохи палеолита, и в корне меняют представления о первобытных людях.

наскальные рисунки в пещере шове

Например, изображенные лошади в пещере Шове бегут, а не стоят на месте, львы охотятся на бизонов, а грозные медведи, того и гляди, набросятся на человека. Причем первобытные художники очень гармонично включили рисунки в общее пространство подземелья. Получается, что изначально у древнейших людей художественные способности были на высоком уровне.

Уникальные пещерные рисунки

Это вызывает удивление, поскольку первобытные люди поздней эпохи не оставляли после себя никаких следов пребывания, кроме темных пятен от факелов. Наскальные росписи любопытны еще и тем, что на них можно рассмотреть изображения неведомых животных, о которых история умалчивает. Они вызывают невероятный интерес у зоологов. Например, вымерший шерстистый носорог здесь соседствует с сородичем, полностью лишенным волосяного покрова. А у львов, изображенных на стенах, отсутствует привычная грива.

пещера шове фото

Рисунков с людьми в пещере практически нет, хотя встречаются странные фигуры, напоминающие не человека, а фантастическое существо с головой зубра.

Но, пожалуй, трехмерные изображения, выполненные в углублении горной породы, можно назвать самыми значимыми. Они представляют огромный интерес для специалистов и выполнены при помощи методов, которые больше нигде не применяются. Ученые заявляют о так называемой палеолитической анимации, представляющей собой нанесенные контуром изображения, словно наслаивающиеся друг на друга, и когда свет факелов попадал на изображение, оно «оживало».

Исследования ученых

Специалисты, заинтересованные возрастом рисунков, провели реконструкцию истории и выяснили, что пещера Шове стала объектом деятельности древнего человека приблизительно 37 тысяч лет назад, а ранее в ней обитали медведи, которые превосходили по весу современных бурых. Возможно, именно поэтому огромное количество обнаруженных костей принадлежит грозному хищнику, хотя некоторые исследователи утверждают, что именно ему поклонялись жители, исповедовавшие культ животного.

Кстати, пещера Шове, фото наскальной живописи которой никого не оставит равнодушным, не всегда была обитаема. Около двух тысячелетий она пустовала, и ученые связывают этот факт с геологическими изменениями нашей планеты, в частности, с обвалами горных пород.

пещера шове франция

Двадцать два года изучают подземные залы ученые, и более 350 исследований было проведено, чтобы установить датировку рисунков различными методами, включая радиоуглеродный. Правда, как считают специалисты, даже этих анализов недостаточно для установления подлинного возраста изображений.

Тайны подземелья

Пещера Шове, признанная самым значительным доисторическим памятником в мире искусства, хранит много тайн, ведь, как оказалось, в ней люди не жили, а лишь создавали картины. А череп медведя на огромном камне свидетельствует о том, что подземелье использовалось как место поклонения животным и проведения магических ритуалов. Ученые по-разному интерпретируют находки, но определенных ответов пока дать не могут.

Копия пещеры

В 2015 году произошло важное событие в культурном мире: во Франции появилась копия известной пещеры, вход в которую закрыт, и за год уникальное сооружение посетили около 350 тысяч людей. Пятьдесят пять миллионов евро было потрачено на искусственный грот, точно воспроизводящий просторные залы, древние рисунки и даже сталактиты.пещера шове рисунк

Ставшая колыбелью для изобразительного искусства Европы пещера, изображения которой копируют первоисточник вплоть до мельчайших деталей, ждет всех желающих прикоснуться к тайне прошлых эпох.

fb.ru

Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства

Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.Пещера Ласко

Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.

Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.

Пещера во ФранцииНо в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).

Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.

Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.

Пещера ЛяскоЖивопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.

Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.

fb.ru

Искусство первобытных людей. - VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

Всё верхнепалеолитическое искусство предстаёт в виде единого монолита. От Атлантики до Байкала формы малой пластики, характер гравировки на камне, кости и роге остаются неизменными на всём евразийском пространстве. При этом сходство стилей и даже их отдельных элементов в искусстве разных народов и континентов кажется порой неправдоподобным, похожим на чудо.

Найденные археологами каменные орудия древних жителей Австралии показали сходство с... аналогичными орудиями европейского и африканского палеолита. На основе новых исследований австралийской наскальной живописи, проведённых на полуострове Арнемленд (Сев. Австралия), самыми древними признаны одноцветные красные стилизованные фигуры людей, изображённые в активном движении. Они иногда до полного совпадения напоминают "левантийскую" живопись юга Испании и некоторые южноафриканские наскальные рисунки. наскальные рисункиКомпозициям, составленным из длинных рядов идущих друг за другом животных, вырезанным на скалах в Туите (Сев. Африка), Джэбель Уэнат (Ливийская пустыня) и Тассили (Центр. Сахара), соответствуют такие же композиции на герцейских плитках, на стенах франко-кантабрийских пещер, в Сибири, Скандинавии и на Онежском озере. Позы обнажённых танцовщиц из пещеры Бамбата (Южная Африка), стилизация фигур, подчёркивающая движение, почти в точности повторяются в наскальном рисунке из грота Обири (Австралия) и лишь в немного иных ракурсах - в южноамериканской настенной живописи из Рио-Гюйабедо (Амазонка). Трактовка сидящей на корточках человеческой фигуры с поднятыми руками и растопыренными пальцами из Нгунгунда (Австралия) полностью соответствует трактовке таких же фигур из Могар Тахтани (Сев. Африка) и Ахенета (Сахара) [1].

Множество подобных аналогий в искусстве стран и континентов, удалённых друг от друга иногда на десятки тысяч километров, не есть результат взаимодействия. Мы здесь имеем дело с какой-то огромной всемирной культурой, хотя у неё есть свой центр и своя периферия [2]. Пещерное исскуство - высшее художественное достижение "допотопного" человека - сосредоточено в Западной Европе: основные и многочисленные памятники расположены во франко-кантабрийском регионе, на территориях Северной Испании и Южной Франции. Во временн0м промежутке приблизительно между XXX и XII тысячелетиями до Р. Х. здесь создаются первые известные нам на Земле художественные ансамбли.

Карта Франко-Кантабрии с указанием мест нахождения памятников пещерного искусства

Пещера Альтамира

Животные почти целиком заполняют собой эти ансамбли. Среди изображённых животных подавляющее большинство - северные олени, бизоны и дикие лошади, составлявшие основной объект охоты. По всей видимости, мужчины перед охотой обращались к женщинам - шаманкам, чтобы те заговорили их оружие для меткости в стрельбе, как это практиковалось у эскимосов ещё в начале XX века [3]. Если судить по наскальным рельефам Лосселя, то можно предполагать, что существовали особые охотничьи обряды, совершаемые хором женщин [4]

Венера ЛоссельскаяО ритуальном назначении пещерных рисунков свидетельствует характерное наложение одних рисунков на другие, их многочисленность, которая показывает, что изображения животных делались, скорее всего, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного конкретного обряда. Особенно ярко это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, видимо, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки "жили" только один раз, делались только для одного определённого момента.

Главное место в пещерном искусстве палеолита отводилось женским сюжетам и знакам. Известный французский археолог Андре Леруа-Гуран обратил внимание на то, что сходные композиции звериных фигур и однотипных знаков  повторяются в одних и тех же местах палеолитических пещер: в центре пещер - женские знаки и сюжеты (тур, бизон), на периферии - мужские знаки и сюжеты (остальные звери).

Среди самых ранних палеолитических изображений - "негативные" отпечатки левой руки [5]. Делались эти отпечатки так: первобытные люди набирали в рот красящий порошок вместе с водою, а затем спрыскивали ею кисть руки, приложенную к стене. Эти отпечатки рук большей частью расположены в глубине пещер. Иногда они образуют целые "фризы", состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Палеолитические руки небольшие по величине и на них часто отсутствуют один или несколько фаланговых пальцев. Из этого делают вывод, что эти отпечатки принадлежат подросткам и свидетельствуют о пройденном обряде инициации.

Пещера рук или Куэва-де-лас-Манос, если говорить на испанском.

На стенах сохранились также таинственные знаки - символы (они встречаются в целом в два - три раза чаще, чем "реалистические" рисунки). Геоглифы в чилийской пустынеОдин из самых распространённых знаков - схематическое изображение человеческой фигуры в виде вертикальной черты с двумя перекладинами и загнутыми вниз концами. Этот знак существует с незапамятных времён [6] и широко распространён в орнаментальном искусстве, символизируя вечный возврат души человека; он показывает, что за одной формой существования души следует другая, а следовательно, смерть есть всего лишь эпизод, синкопа, переход из одного состояния бытия в другое.

вечный возвратХотя круговорот зачатия - рождения - смерти - главная тема духовной жизни кроманьонцев [7], она совершенно не наполнена сексуальными переживаниями как таковыми. Мы не встречаем ни одной запечатлённой сцены совокупления ни у животных, ни у антропоморфных персонажей. Лейтмотив взаимодействия мужского и женского начал запрограммирован в самом пещерном "храме". Дело в том, что сам нерукотворный храм кроманьонца воспринимался им как женщина. Это чувство поразительным образом посещает даже нашего современника. Открыватель пещеры Труа Фрер профессор Бегуэн, преодолев все спелеологические сложности проникновения в лоно горы, воскликнул: "Поистине эта пещера девственна!" (цит. по: Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. - М., 1997, с. 14). Прохождение по тесным проходам, прежде всего во время обрядов инициации, равносильно сакраментальному соитию. А залы с росписями, в которые они приводят, символизируют чрево Великой Матери.

Священные росписи всегда спрятаны в самой тёмной и тайной глубине пещер. В Pasiega и в других подобных пещерах, чтобы добраться до росписей, надо блуждать по лабиринту подземных ходов, ползти на четвереньках сквозь низкие и узкие щели, влезать, цепляясь за выступы камней, по круто наклонным, почти отвесным, как печные трубы, щелям; пробираться, иногда с опасностью для жизни, через подземные топи, колодцы, потоки, водопады, пропасти; скользить по глинистым кручам, где когтями пещерных медведей, тоже скользивших по ним, оставлены глубокие царапины и даже волосинки меха отпечатались. В пещере Тюк д'Одубер (Арьеж) святилище находится в 700 метрах от входа. Чтобы добраться до него, нужно пересечь глубокий ручей. "На глиняном полу этой пещеры сохранились останки медведя, и ещё можно различить его раздробленный череп. Почва под ногами настолько утрамбована, что наводит на мысль о том, что здесь, по-видимому, происходила борьба. Медвежьи следы, иногда перекрывающие человеческие, свидетельствуют о том, что медведи посещали эту пещеру в то же время, что и люди" (цит. по: Мириманов В. Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973, с. 82).

Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого века                                                                                                                                                            "Во тьме сырых землянок и пещер,                                                                         Как муравьи проворные, селились".

Но теперь установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, ближе к свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в глубине, во чреве Матери - Земли, в священном мраке.

Что же всё это значит?

Похоже, уже в самой глубочайшей древности человек знал, что Божество - в тайне, и чем сокровеннее, тем святее.  И ещё он знал, что к Божеству ведёт "узкий" путь нисхождения (в христианстве это - кенотический Путь спасения). При этом пещера служила входом в потусторонний "нижний" мир, где совершалась "медвежья свадьба" - посвящение. Являясь аналогом материнского чрева, она была одновременно и местом рождения духовного человека, и местом перехода от мрака к свету. Во время "второго рождения" инициатическая пещера бывает освещена изнутри светом "ярче тысячи солнц", а темнота царит вне её, так что профанический мир, естественно, отождествляется с "внешним мраком", а "второе рождение" есть в то же время и "озарение" (Р. Генон). Прорыв в потусторонний мир принципиально отделяет участников такого "озарения" от неучастников и на все времена полагает различие в их природе и качестве бытия. Значит, уже в пещерах "каменного" века совершались мистерии, которые Шеллинг назвал "перворелигией человечества". Эта "перворелигия" явилась "крёстной матерью" всех последующих мистерий вплоть до Голгофской мистерии Иисуса Христа, ибо опыт смерти и возрождения - это лейтмотив всех мировых религий.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] В отличие от европейского, африканское наскальное исскуство не является столь же древним. Его развитие прослеживается только приблизительно от VIII - VI тысячелетия до Р. Х.

[2] От Рейна до Байкала простирается эта "периферия" древнекаменной культуры, противостоящая "пещерно-храмовому" искусству франко-кантабрийского региона и взаимодействующая с ним. Это - стоянки первобытного человека. Ими особенно изобилуют Центр. Европа, Украина, Крым, территории по среднему течению Дона, Кавказ, Сибирь. Обычно поселения располагаются на речных террасах и представляют собой систему круглых или овальных жилищ, укреплённых каменными плитами и земляными валами. У края ледника, где дерево является большой редкостью, остов дома складывается из бивней и костей мамонта, рогов оленя, частей скелетов крупных животных. Так, ещё совсем недавно чукчи - современные наследники палеолитического человека - сооружали свои валькары из китовых костей. Стены дома - это скелет животного, интерьер - его утроба.

Традиционное полуподземное жилье эскимосов из костей и черепов гренландского и серого китов. Селение Масик. Рис. С.А. Богословского.

[3] Эскимосский охотник говорит этнографу В. Богоразу: "Ты думаешь, это мы, мужчины, убиваем тюленей и моржей? Ничуть не бывало. Это женщины, сидя у домашних очагов, колдовством заставляют зверей подходить к берегу и подставляться под наши удары".

[4] С. Н. Замятнину принадлежит блестящая расшифровка барельефных изображений из грота Лоссель (Франция). С помощью отдельных барельефов в Лоссель была изображена сцена охоты на лань, успеху которой помогают чародейством женщины.

[5] С древнейших времён существует соотнесение оппозиции "левый - правый" с понятием "женский - мужской". Видимо, в связи с тем, что левая рука была символом Великой Богини, возник ритуал целования руки жрице-царице племени, который позднее выродился в обычай целовать руку даме.

[6] Любопытно, что то же самое изображение можно увидеть на традиционной прялке народности вепс (север Вологодской области, Россия), а в слегка изменённой форме этот знак легко угадывается в знаменитой африканской ритуальной маске "канага" (народность догон).

Ритуальная маска канага

[7] В строго археологическом смысле термин "кроманьонец" относится только к людям, обитавшим на юго-западе Франции примерно от 35 до 12 тысяч лет назад (этот период принято называть верхним палеолитом). Но в более широком смысле название "кроманьонец" используется для обозначения первобытных людей в любом месте земного шара.

ltraditionalist.livejournal.com

Самые интересные доисторические пещеры мира

18 декабря 2013 18 декабря 1996 года археологами была открыта пещера Шове, которая является одним из древнейших образцов настенного искусства. О ней и о других пещерах мира, где находятся самые значимые образцы доисторического искусства, мы расскажем сегодня Самые интересные доисторические пещеры мира

Пещера Шове. Валон пон-д'Арк, Франция.

Эта пещера, расположенная на юге Франции, в свое время всколыхнула мировую археологическую общественность. Ведь рисунки, обнаруженные в ней, разбили в пух и прах все предыдущие теории об истории наскальной живописи. Изображения, сохранившиеся в этой пещере, предположительно имеют возраст около 32 000 лет, поэтому их по праву можно считать самыми старыми доисторическими рисунками в мире. Картины, найденные в ней, изображают по большей части животных: горных козлов, мамонтов, лошадей, медведей, носорогов, львов.

  

 

Пещера Магура. Видин, Болгария  

Эта пещера считается одной из крупнейших в Болгарии. Располагается она на северо-западе страны. Стены Магуры украшают доисторические наскальные рисунки, созданные ориентировочно в период позднего палеолита. Всего в ней было обнаружено около 700 изображений. Основными художественными персонажами в этой пещере являются танцующие люди, охотники и множество животных.

 

 

Куэва-де-лас-Манос, Аргентина.

Пещера, расположенная в Южной Аргентине. Название ее дословно можно перевести примерно как «пещера рук». И это не с проста, ведь основные узоры, нанесенные на стены Куэва-де-лас-Манос – левые руки. Хотя, здесь также порой попадаются и сцены охоты, а также изображения животных. Картины, предположительно, датируются девятым тысячелетием до нашей эры.

 

 

Бхимбетка, Бхопал, Индия

Эти скальные жилища располагаются в центральной части Индии, у подножья гор Виндхья. В Бхимбетке содержится более 600 доисторических наскальных рисунков. Основные мотивы здесь - люди, которые в свое время обитали в этой пещере, и, конечно же, традиционные для того времени животные мотивы: бизоны, тигры, львы и крокодилы. Изображения здесь датируются, начиная с эпохи мезолита, до конца доисторических времен.

 

 

Серра-да-Капивара, Бразилия.

В этом бразильском  национальном парке, расположенном на северо-востоке страны можно найти множество каменных убежищ, украшенных наскальными рисунками. Основные мотивы изображений - ритуальные сцены, охота, флора и фауна того времени. 

 

 

 

Альтамиро, Испания.

В этой пещере были обнаружены уникальные изображения полихромной каменной живописи эпохи верхнего палеолита. Удивительно, но картины, найденные в ней, были такого высокого качества, их почти не тронуло время и разрушение. Так что ученые даже очень долгое время сомневались в их подлинности. В основном здесь изображены бизоны, лошади, кабаны. Большинство рисунков выполнены углем и охрой.

 

 

 

Ласко, Франция.

Эти пещеры, на юго-западе Франции, пожалуй, являются самыми знаменитыми. Именно здесь находится один из самых больших наскальных рисунков - изображение быка, длиною 5,2 метра. Порой Ласко даже называют "Сикстинской капеллой первобытной живописи". Самые ранние рисунки относят примерно к 18 веку до нашей эры. 

Поделиться новостью:

www.intui.travel

Самые загадочные пещеры нашей планеты

пещеры

Пещерами называются подземные полости, сообщающиеся с поверхностью одним или несколькими

входными отверстиями. Наиболее крупные пещеры имеют сложные системы проходов и залов, нередко суммарной протяженностью до нескольких десятков километров.

Сегодня мы побываем в некоторых загадочных пещерах.

Известняковая пещера Tham Lod. Это одна из самых древних пещер в Таиланде. Большой популярностью она пользуется у археологов. Здесь был найден человеческий скелет, которому более двадцати тысяч лет. Посетители пещеры смогут увидеть жилище первобытных людей. Пещеры вообще использовались древними людьми в качестве удобных жилищ.

Внутри этой пещеры стены покрыты массивными образованиями высотой более 20 метров, которые заставляя вас чувствовать очень незначительными в этом мире. В пещере нет искусственного освещения, поэтому внутри нужно передвигаться с фонарем. Само название пещеры — Нам Лод, что в переводе с тайского означает «вода, проходящая насквозь» — говорит о ее сущности.

пещеры

Пещера на пляже в Новой зеландии.

пещеры

В большинстве пещер воздух пригоден для дыхания вследствие естественной циркуляции, хотя встречаются пещеры, в которых находиться можно только в противогазах. Например, воздух могут отравить залежи гуано. Однако в подавляющем большинстве природных пещер воздухообмен с поверхностью достаточно интенсивен.

Пещера под храмом Улувату, Бали.

пещеры

Вид на северное сияние из пещеры в Северной Норвегии.

пещеры

Помимо пещер, имеющих выход на поверхность и доступных для непосредственного изучения человеком, в земной коре существуют замкнутые подземные полости. Самая глубокая подземная полость (2952 метра) была обнаружена бурением на побережье Кубы

А это просто пещера и красивое озеро. К сожалению, фотограф забыл оставить название местности.

пещеры

Это, скорее, не пещера, а искусственный мост в Марокко.

пещеры

Касторовая пещера Ольштын в Польше. Пещеры по их происхождению можно разделить на пять групп: тектонические, эрозионные, ледовые, вулканические и, наконец, самая большая группа — карстовые. Таких пещер большинство. Именно карстовые пещеры имеют наибольшую протяжённость и глубину. Карстовые пещеры образуются вследствие растворения пород водой, поэтому они встречаются только там, где залегают растворимые породы: известняк, мрамор, доломит, мел, а также гипс и соль.

пещеры

Пещера Тростниковой Флейты в Китае. Это знаковое место в городском округе Гуйлинь, Китай, расположенном в живописнейшей местности с карстовыми образованиями. Это естественная известняковая пещера получила свое название из-за растущего вокруг нее тростника, из которого местные жители делали себе старинные духовые инструменты.

Подробнее читайте в статье «Пещера Тростниковой Флейты в Китае».

пещеры

Пещеры фигурируют во многих фантастических произведениях (причем, как в фэнтези, так и в научной фантастике). Пещеры (точнее бункеры) в научной фантастике в основном выполняют роль убежищ после глобальной катастрофы, сделавшей невозможной жизнь на поверхности. В фэнтези пещеры населены гномами, кобольдами, гоблинами, драконами; в ролевых играх они часто играют роль подземелий. В русских народных сказках среди обитателей пещер — Хозяйка медной горы и Змей Горыныч.

Ледяная пещера в государственном парке Матиссена, штат Иллинойс.

пещеры

Крубера-Воронья — глубочайшая (на начало 2014 года) пещера мира (глубина 2196 метров), расположена в горном массиве Арабика в Абхазии. Вход в пещеру расположен на высоте около 2250 м над уровнем моря в урочище Орто-Балаган. Карстовая пещера субвертикального типа, представляет собой череду колодцев, соединённых между собой перелазами и галереями. Самые глубокие отвесы: 115, 110, 152 м:

пещеры

Среди самых известных литературных героев, которые попали в пещеры: Том Сойер вместе с Бекки Тэтчер, а также Бильбо Бэггинс.

Пещера кристаллов, Исландия. В пещеру можно войти со стороны берега, через 7 метровое отверстие. Туннель постепенно сужается, и под конец его высота составляет не больше 1.2 метра. Ледяные пещеры в целом неустойчивы и могут рухнуть в любой момент. Они безопасны для посещения только зимой, когда холодные температуры сильно замораживают лед. В пещере постоянно слышатся потрескивающие звуки. Они слышны не потому, что пещера вот-вот обрушится, а из-за того, что пещера двигается вместе с самим ледником. Каждый раз, когда ледник сдвигается на миллиметр — слышны громкие звуки.

пещеры

Первобытные люди использовали пещеры по всему миру в качестве жилища. Еще чаще в пещерах селились животные. Множество животных погибло в пещерах-ловушках, начинающихся с отвесных колодцев.

Пещера и вид на Гибралтар.

пещеры

Мраморные горы — красивое и загадочное место недалеко от города Дананг, Вьетнам. Пещера Huyen Khong со статуями и алтарями внутри.

пещеры

Самая протяжённая в мире Мамонтова пещера (США) — карстовая, заложена в известняках. Она имеет суммарную протяжённость ходов более 600 км. Длина исследованной части пещерной системы — более 587 км. В обследованной части насчитывается 225 подземных проходов, около 20 больших залов и более 20 глубоких шахт:

пещеры

Крайне медленная эволюция пещер, постоянный их климат, защищённость от внешнего мира сохранили до нас огромное количество археологических находок. Это пыльца ископаемых растений, кости давно вымерших животных (пещерный медведь, пещерная гиена, мамонт, шерстистый носорог), наскальные рисунки древних людей.

Пещеры Luray в Вирджинии. Здесь есть даже подземный орган.

пещеры

Пещерный монастырь находится в Молдове. Археологический комплекс «Старый Орхей» расположен в 60 км к Северо-Востоку от Кишинева.

пещеры

Радужная пещера и замерзший водопад в Миннеаполисе, штат Миннесота.

пещеры

Хотя живой мир пещер, как правило, не очень богат (исключая привходовую часть, куда попадает солнечный свет), тем не менее, некоторые животные обитают именно в пещерах или даже только в пещерах. Прежде всего, это летучие мыши, многие их виды используют пещеры как ежедневное укрытие или для зимовки. Причём летучие мыши залетают подчас в весьма удалённые и труднодоступные уголки, прекрасно ориентируясь в узких лабиринтовых ходах.

пещеры

Система пещер в бухте Халонг во Вьетнаме.

пещеры

Пещера у берегов Сан-Франциско, Калифорния.

пещеры

Птицы, солнечный свет и храм. Пещеры Бату — комплекс пещерных холмов и индуистских святынь в районе Гомбак (Gombak), на расстоянии 13 км от центра Куала-Лумпура в Малайзии. (Фото Danny Xeero). Пещеры Бату были созданы природой более 400 млн лет назад. В XIX столетии один торговец из Индии построил в этом укромном месте храм богу Муруга.

пещеры

ribalych.ru

Первобытные пещеры в двух шагах от цивилизации

Отдалившись всего на 50 км в северо-западном направлении от огромного мегаполиса Йоханнесбурга, есть возможность с головой окунуться в атмосферу древности. Эту атмосферу создают уникальные пещеры Стеркфонтейн, признанные ЮНЕСКО наследием всего человечества.

И это неслучайно, ведь именно здесь находится одно из самых известных в мире место палеонтологических раскопок. Под сводами этих пещер в начале ХХ века были обнаружены останки австралопитека – первого на земле человека, который проживал в этой местности не менее 2,3 млн. лет назад.

Вообще возраст этих пещер насчитывает около 20-30 млн. лет. В течение всего этого периода грунтовые воды, насыщенные карбонатом кальция, постепенно размывали горную породу, образуя в ней огромные пещеры и причудливой формы гроты, высокие арки и гигантские каменные клыки: сталагмиты и сталактиты. В настоящее время вода сумела «вырыть» 6 обширных залов на глубине 40 м, которые ежегодно исследуют десятки тысяч туристов, а также археологи и палеонтологи со всего мира. В одном из гротов даже осталось древнее озеро, обладающее, по мнению местных аборигенов, чудодейственной целебной силой. Так что поездка в пещеры Стеркфонтейн может быть не только познавательной, но и укрепляющей здоровье.

Разгуливая по этим пещерам, не трудно представить, что когда-то здесь горели костры, на которых жарили пищу наши первобытные предки. Тем более что и подтверждений этому найдено предостаточно. Одними из наиболее известных находок считаются череп «ребёнка Тонг», найденный в 1924 году, и «Миссис Плес», обнаруженный в 1935 году. Возраст этих останков составляет 2,5-3 млн. лет. Найденные черепа подтверждают тот факт, что здесь и появились первые австралопитеки, которые, как известно, положили начало человеческому роду. 

Кроме вышеназванных останков, в пещерах Стеркфонтейн учёные раскопали около пятисот человеческих костей, которые находились в земле от 1,5 до 3 млн. лет. Здесь же были обнаружены останки древних животных и фрагменты окаменевшей древесины. Доказательством того, что когда-то давно здесь кипела активная первобытная жизнь, являются обнаруженные здесь многочисленные артефакты в виде каменных орудий труда и других инструментов. Увидеть воочию все эти находки можно в музее Палеонтологии или же в музее доктора Брума, которые находятся в Йоханнесбурге.

Исследовательские работы в этом комплексе, занимающем площадь около 500 м2, продолжаются и по сей день. Кто знает, что ещё скрывают в себе эти первобытные пещеры? Возможно, кому-то из посетителей также повезёт найти клык саблезубого тигра или скребок, которым первобытный человек выделывал шкуры убитых им животных? В любом случае, посетить этот островок древности, находящийся совсем рядом с суетой и шумом современной цивилизации, обязан каждый турист, хотя бы однажды побывавший в ЮАР.

vvaleritur.ru

Пещера первобытного (древнего) человека - Железноводск - Ставропольский край - Архитектурные

Находясь на отдыхе в Железноводске Вы сможете совершить небольшое путешествие в давно минувшие века - к заре человечества. На терренкуре к горе Развалка есть указатель: "Пещера древнего человека". Двигаясь по маршруту, Вы подойдёте к основанию скалы, где в небольшой пещере обнаружена древняя стоянка первобытных людей. Здесь в 1969 году при раскопках найдено большое количество археологических находок: каменные орудия, заготовки для охотничьих копий и наскальные рисунки.

Итак, если долго-долго петлять по извилистым терренкурам железноводского Курортного парка, можно набрести на пещеру, в которой ещё в эпоху энеолита уже жили люди. Причём, заблудиться не получится - вдоль маршрута на развилках расставлены указатели. Вырезанные из стволов дерева. Почти как в сказке. Их называют "дедами".

После этого деда углубляемся в густой лес. О том, что это терренкур, напоминают только камни с указанием направления и километража. Камни такие мрачные. На надгробия похожие. И вообще надо сказать, что чем дальше в лес, тем.... безлюднее.

Дальше ещё страшнее: следующий "дед" - трёхголовый! Причём, головы у него нечеловеческие! Льва, барана и медведя!

Тот, кто не испугался и не развернулся в обратную сторону, просто обречён дойти до третьего "деда". Кстати, путь получается неблизкий - километров 5. Третий "дед" уже совершенно нормальный. Он носит одну голову. Человеческую. Правда, неандертальца. И указывает этой головой направление к пещере.

Вскоре оказываешься на окружённой скалами зелёной поляне. Поляна защищена от ветров, довольно просторная, можно разжечь костёр, рядом родник. В принципе, можно поверить, что здесь жили древние люди. Так сказать, поляна со всеми удобствами. И пещеру сквозь густую листву сразу и не заметить. К ней ведёт заросшая мхом лестница. Про её возраст ничего сказать не могу. Но довольно прочная. По ней я и поднялся наверх. Ближе к пещере. Отсюда уже видны и вход, и наскальные надписи. Только не древних людей, а современных.

В пещеру можно и зайти. Только темно там, и не видно почти ничего. Но это и к лучшему, поскольку следов пребывания древних людей там уже давно не осталось, а вот предметов быта их далёких и цивилизованных потомков, к сожалению, довольно много. Только ценности они пока не представляют.

www.2rf.ru


Смотрите также