Первобытный человек. Происхождение первобытного человека - деятельность и развитие первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытный человек и его искусство. Первобытный человек


Внешность первобытного человека - По следам древних людей

По исследованиям ученых и археологов, первобытные люди (гоминиды) жили на земле более двух миллионов лет тому назад. Останки их скелетов обнаружены в Африке. Именно по ним исследователи примерно установили, как внешне выглядели первые люди.

1. Первобытный человек был очень похож на большую обезьяну, ходящую на двух ногах. Он имел не такое строение скелета, как современные люди. Несмотря на то, что он передвигался не на четырех, а на двух задних коротких конечностях, торс его сильно склонялся вперед при движении. Руки были длинные, свисали до колена и были свободны - ими первобытный человек выполнял разную работу. Позднее в руках стали держать разные каменные орудия для охоты.

2.Голова первобытного человека была меньшего размера, чем у современных людей. Это связано с меньшими размерами головного мозга. Лоб был низкий и маленький. И несмотря на то, что мозг первых людей был больше по размерам, чем у обезьяны, он был слабо развит. Речь еще не была сформирована, произносились лишь отдельные звуки, которые выражали эмоции. Но этот своеобразный язык звуков был понятен для других особей, то есть был средством первобытного общения.

3. Лицо первобытного человека было звероподобным. Нижняя челюсть сильно выступала вперед. Надбровные дуги сильно выражены. Волосы были длинные, черные и лохматые. У первобытных людей был густой волосяной покров на всем теле, похожий на шерсть. Эта «шерсть» защищала тело не только от холода, но и от жарких солнечных лучей.

4.Первобытные люди были крепки и физически развиты, ведь они постоянно боролись за свое существование: вступали в схватки с дикими зверями, лазали по деревьям и по скалам, охотились и много бегали. Самых первых обезьяноподобных людей ученые называют Homo habilis.

5.Более разумный человек, останки которого найдены в Африке около 1,8 миллиона лет назад, называется Homo erectus. Внешне он уже значительно отличается от своих предков: у него более высокий рост, более стройное телосложение и прямая осанка. У этих людей развивались зачатки речи, так как они жили племенами. Они уже умели добывать мясо и готовить его на огне. Эти первобытные люди уже были способны покинуть родную среду обитания и переселяться на север − их останки также найд

sites.google.com

Первобытный человек и его искусство

Большинство ученых убеждено в том, что Чарльз Дарвин был прав в своем умозаключении о происхождении человека. Подтверждением этого служат результаты многолетних археологических исследований, раскопок и находок, которые доказывают, что первобытный пещерный человек действительно существовал и постепенно эволюционировал.

Это можно заметить невооруженным глазом, рассматривая плоды «пещерного искусства», самые ранние «произведения» которого весьма примитивны и где-то даже схематичны. Это свидетельствует о том, что даже первобытным людям не было чуждо чувство прекрасного, пусть даже они изображали образы животных, будь то наскальные рисунки или вырезанные из кости фигурки. Этому не стоит удивляться, ведь первобытный человек придавал животным огромное значение, поскольку именно они обеспечивали ему пищу, шкуры для одежды и те же кости, которые использовались не только как материал для вырезания фигурок, но и как орудие труда.

Стоит отметить, что животные изображались совершенно по-разному: это могли быть и фактически контурные рисунки, и достаточно яркие, красочные и подробные, которые весьма достоверно демонстрировали и внешний вид зверя во всех деталях, и его нюансы в повадках и поведении. Как считают ученые, такое искусство первобытного человека связано не столько с его художественными талантами, сколько с особым предназначением каждого рисунка. Так, например, схематичные изображения вполне могли быть созданы с какой-нибудь магической целью, такой, как ритуал, обеспечивающий успешную охоту, или заставляющий задуманное животное подойти поближе к тому месту, где живут люди. Более красочные и детальные рисунки предположительно создавались для того, чтобы подчеркнуть некую мистическую связь между животным и человеком: это была своего рода дань уважения и почтения изображаемому существу.

Однако не только зверюшкам первобытный человек уделял свое внимание. Доказано, что чести быть изображенными на скале или вырезанными из кости и камня удостаивались и женщины. Если быть точнее, это были не столько женщины, сколько их образы, имевшие культовый характер. Самые древние статуэтки подобного плана насчитывают 40-45 тысяч лет. Существуют и более древние находки, которым более 70 тысяч лет, но в этом случае у специалистов нет уверенности в том, что это действительно плоды творчества древних людей. Вполне возможно, что это всего лишь причудливые образования естественного происхождения. Но как бы там ни было, найденные фигурки, названные учеными «палеолитические Венеры», обладают совершенно отчетливыми женскими формами. Скорее всего, причиной их создания стало первое зарождающееся понятие о Богине-Матери, плодородной и дающей жизнь.

Однако в древнем искусстве практически отсутствует такой жанр, как пейзаж. Но это совсем не означает, что первобытный человек не имел представления о действительности, окружающей его. Имел, но в изображениях оно носило символический и даже абстрактный характер. Об этом свидетельствуют всевозможные геометрические фигуры, сочетания точек, волнистых линий, спиралей, зигзагов и других символов. Вероятно, некоторые из них несли в себе некий смысл или обладали магическим значением, которое возросло с появлением керамики. Что касается последней, ее можно отнести к совершенно отдельному виду искусства, ибо керамические изделия первобытный человек любил покрывать различными орнаментами. Они, по мнению экспертов, достаточно четко создали образ мира, разделенного на три части: первая – нижняя подземная; вторая – средняя, земная; третья – верхняя, небесная, воздушная, сверхъестественная. Помимо этого, все эти символы и орнаменты указывали на явления, происходившие в мире: движение луны и солнца, течение рек, звезды, растения и многое другое.

fb.ru

Первобытный человек Википедия

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300—30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой[* 1].

Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как бронзовый или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Черты первобытного общества

  1. общинная собственность на землю и орудие труда;
  2. коллективный труд;
  3. низкое развитие производительных сил;
  4. сильная зависимость от окружающей среды;
  5. уравнительный характер распределения продуктов природы и труда.

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория», который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory, нем. Urgeschichte).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория» (англ. protohistory, нем. Frühgeschichte). Для замены термина первобытнообщинный строй, характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия», «первобытный коммунизм», «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе термин «протоистория» не прижился.

В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означающий самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществлённой собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя, взаимосвязь, идентичность власти[1][2].

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности, классов и государства. Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя — несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита[1].

Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа[3].

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на ранний древний каменный век, средний древний каменный век, поздний древний каменный век, средний каменный век, новый каменный век, поздний новый каменный век (не у всех народов), медный век (не у всех народов), бронзовый век и железный век.

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так:

  1. эпоха первобытного стада;
  2. эпоха родового строя;
  3. эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности — поздний мезолит и неолит по современной классификации).

Уже в 1980-е годы большинство ученых признали невозможность сопоставления археологической и этнографической периодизаций. В связи с этим дальнейшие разработки этнографической периодизации первобытного общества прекратились. В 1990-е годы на историческом факультете МГУ (лекторы, преподаватели кафедры этнологии Г.Е. Марков и А.А. Никишенков) сложилась трехчастная схема подачи материала[4]. За основу принята периодизация А.И. Першица, включающая в себя период "раннепервобытной общины", период "родовой общины ранних земледельцев" и период "соседско-большесемейной общины". При всей условности названных терминов эта дидактическая система имеет два несомненных преимущества. Во-первых, она дает возможность разделить эпоху первобытности на три самостоятельных периода, каждый из которых имеет особенности в развитии культуры, социальных структур, норм морали и права. Во-вторых, в противоположность археологическим материалам эта трехчастная схема легко сопоставима с этнографическими материалами. Схожие схемы изложения, без привязки к первобытности, можно найти в трудах западных социальных антропологов, например, у Маршала Салинса.

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с халколитическими или с культурами бронзового века.

Эпоха Период в Европе Периодизация Характеристика Виды человека
Древнекаменный век или палеолит 2,4 млн. — 10 000 до н. э. Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий, которые постепенно усложняются и специализируются. Гоминиды, виды: Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens präsapiens, Homo heidelbergensis, в среднем палеолите Homo neanderthalensis и Homo sapiens.
Среднекаменный век или мезолит 10 000—5000 до н. э. Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие — стрелу и лук. Homo sapiens sapiens
Новокаменный век или неолит 5000—2000 до н. э. Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») — «производящие» (земледелие, скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век, халколит или энеолит, без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий. Homo sapiens sapiens
Бронзовый век 3500—800 до н. э. Ранняя история Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото, медь, бронза). Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Homo sapiens sapiens
Железный век с ок. 800 до н. э. Homo sapiens sapiens

Каменный век

Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит:
  • Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
  • Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

  1. Ранний бронзовый век
  2. Средний бронзовый век
  3. Поздний бронзовый век

Железный век

Клад монет железного века

Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»[5]:

История развития общественных отношений

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.

Сначала первобытные люди пользовались огнём, получаемым при пожарах, от ударов молний и т. д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами (подробнее смотри статью Освоение огня древними людьми).

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

В 1870 году Л. Г. Морган, изучавший на протяжении 20 лет индейские племена Запада и Северо-Запада США («Лига ирокезов», 1851), издал монографию «Системы родства и свойства человеческой семьи», где впервые развернул эскиз эволюции семейно-брачных отношений от промискуитета через разные формы группового брака к моногамии. Эти идеи американский этнограф включил в книгу «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877, русс. пер. — Л., 1933). В этом своём opus magnum Морган заложил основы изучения истории первобытного общества; представил эволюцию семейно-брачных отношений и дал образец периодизации развития человечества, который в дальнейшем сыграл значительную роль как в исторической науке, так и в философии истории. В СССР содержание книги Моргана «Древнее общество…» получило известность благодаря Энгельсу, который использовал её конспекты при написании работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Как и любая значительная гипотеза, предположение Моргана о первоначальной беспорядочности половых связей (промискуитет) внутри ранних сообществ, находит своих противников. Однако попытки «дезавуировать» его на том основании, что этот тезис якобы восходит к Энгельсу, а значит — марксистский, не выдерживает критики в силу незнания оппонентами научного приоритета Л. Г. Моргана в этой концепции.

Так или иначе, неконтролируемое проявление полового инстинкта, даже когда оно не вело к открытым столкновениям между соперниками, мешало единству формирующейся общины. Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри одной праобщины заставляло её членов искать половых партнеров в других. Кроме того, близкородственное скрещивание повышает частоту гомозиготности патологических рецессивных аллелей, что увеличивает частоту врождённых болезней и пороков развития у детей. На протяжении многих поколений наши предки убедились, что дети рождаются более здоровыми, если их родители принадлежат к разным сообществам (родам). Завязывание половых отношений между членами разных праобщин сделало возможным полный запрет (табу) на половые отношения между членами каждой близкородственной праобщины (экзогамия). Так каждая праобщина превратилась в род, и на смену промискуитету пришёл групповой дуально-родовой брак. Члены родов, составлявших дуальную организацию, жили раздельно. В этих условиях человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором родился, то есть к тому, к которому принадлежала его мать. Поэтому первоначальные роды были материнскими. Два или несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Роды возглавляли старейшины.

Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних (смотри также статью Гостевой брак). Они жили в общинных жилищах.

Лишь затем возникла парная семья — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар[6].

Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат, который, как уже отмечено выше, в условиях промискуитета и полиандрии необходим был для отслеживания родственных связей.

С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте.

Постепенно охота привела к приручению животных — появилось первобытное животноводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии. Этот переход был назван неолитической революцией (X—III тысячелетия до н. э.). Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V—IV тысячелетий до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн человек[7]. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда.

Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.

Прирост населения земледельцев и скотоводов, как правило, был выше, чем у охотников-собирателей ввиду большей продуктивности производящего хозяйства. Соответственно, та же территория могла прокормить значительно больше людей. Аграрные общины стали заполнять Землю, как ранее до этого её заполняли охотники.

Вместе с тем, новейшие археологические данные показывают, что прогресс был не во всём безусловен. Питание пастушеских племён было менее сбалансированным, чем у охотников-собирателей; сельскохозяйственный труд требовал больших трудозатрат для самообеспечения (рабочая неделя охотников-собирателей составляла около 20 часов в неделю). Как результат, средний рост людей, составлявший в доземледельческим неолите 5'10" (178 см) для мужчин и 5'6" (168 см) для женщин, снизился за несколько тысяч лет до до 5'5" (165 см) и 5'1" (155 см) соответственно, и вернулся к прежним величинам только в последние 100 лет[8]. После неолитической революции люди стали больше страдать анемией и недостатком витаминов; участились деформации позвоночника и болезни зубов[9].

Важным элементом общественной организации были мужские союзы. Мужская часть общины выбирала вождя из числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала такие люди (так называемые бигмены) были влиятельны благодаря своим личным качествам, а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоёв общества — вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами.

Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.

Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди — предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.

Стали возникать вождества — политические единицы, включающие в себя несколько деревень или общин, объединённых под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племён, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.

Скорее всего, именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 — начале 3 тысячелетия до н. э.[10].

Но целый ряд племён продолжал жить родовым строем ещё очень продолжительное время. Даже в настоящее время существуют такие племена (смотри статью Неконтактные народы).

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов (см. История демократии). Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу (см. Традиционное общество). В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Появление религии

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р. Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема[уточнить].

В марксизме считается[11], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности.

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования.

С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (см. также Культ солнца). Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.

У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

См. также

Комментарии

Примечания

  1. ↑ 1 2 Barnard, Alan. From Mesolithic to Neolithic Mode of Thought // Whittle, A. and Cummings, V. (ed.) Going Over. The Mesolithic-Neolithic Transition in North-West Europe. Proceedings of the British Academy 144, 2007. P. 5-19.
  2. ↑ ''Richard B. Lee, 1992. "Demystifying Primitive Communism". In Christine Ward Gailey (ed), Civilization in Crisis. Anthropological Perspectives. Gainesville, Florida: University of Florida Press, pp. 73-94 
  3. ↑ Адамович Т. И. Экономическая история  (недоступная ссылка с 23-05-2013 [1854 дня]) Минск: БГУ, 2004. — 75 c. ISBN 985-485-179-6 Ориентация через периодизацию экономической истории
  4. ↑ Туторский А. В. Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности? // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — 2016. — № 22. — С. 111-124.
  5. ↑ Щукин М. Б. На рубеже эр. Спб. 1994
  6. ↑ Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие // Юрий Семёнов. scepsis.ru. Проверено 26 марта 2018.
  7. ↑ 1.4. Неолитическая революция; История мировой экономики - Поляк Г.Б. :: ecolib.com.ua :: економічна онлайн бібліотека. ecolib.com.ua. Проверено 26 марта 2018.
  8. ↑ Hermanussen, Michael (July–September 2003). «Stature of early Europeans». Hormones (Athens) 2 (3): 175–8. DOI:10.1159/000079404. PMID 17003019.
  9. ↑ Shermer, Michael. The Borderlands of Science. — Oxford University Press, 2001. — P. 250.
  10. ↑ Откуда берется война?. www.martinauer.net. Проверено 26 марта 2018.
  11. ↑ Возникновение религии и ее первая, исходная форма - магия // Юрий Семёнов. scepsis.ru. Проверено 26 марта 2018.

Литература

  • Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.: ил.
  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». — 3-е. — М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  • Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 224 с.: ил. — (Научно-популярная серия АН СССР).
  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: УРСС, 2007.
  • Доисторическая эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. — 3-е изд. — Киев: Изд-во АН УССР, 1953. — 664 с.: ил.
  • История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1983. — 432 с.
  • Ламберт Давид. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / Пер. с англ. В. З. Махлина. — Л.: Недра, 1991. — 256 с.: ил. — ISBN 5-247-01726-9.
  • Нестурх М. Ф. Происхождение человека / Отв. ред. проф. Я. Я. Рогинский. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 388 с.: ил.
  • Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий: Проблемы исторических контактов / Авт. колл.: С. А. Арутюнов, Д. В. Деопик, Л. Е. Куббель, Е. М. Медведев, А. И. Першиц, В. Г. Савинов, Ю. Б. Симченко, Л. А. Файнберг, А. М. Хазанов, М. А. Членов; Отв. ред.: А. И. Першиц, А. М. Хазанов; Институт этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука (ГРВЛ), 1978. — 304 с. — 1 850 экз. (в пер.)
  • Робертс Эллис. Происхождение человека. Эволюция / Пер. с англ. И. В. Павловой, О. В. Сергеевой. — М.: ООО «АСТ», ОГИЗ, 2012. — 256 с.: ил. — Серия «След в истории». — ISBN 978-5-17-084157-8.
  • Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989. — 318 с. — ISBN 5-244-00092-6.
  • Туторский А. В. Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности? // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — 2016. — № 22. — С. 111-124.

Ссылки

wikiredia.ru

Как выглядел первобытный человек | Science Debate

Ученые и исследователи не первый год бьются над вопросом, как же выглядел человек прошлого. По слепкам с останков уже давно была восстановлена приблизительная внешность, однако вопрос цвета кожи древнего человека все еще оставался под вопросом. Однако буквально недавно ученые все же смогли выяснить, как выглядели наши предки, проживавшие на территории современной Европы.

Стоит сразу отметить, что знание это оказалось воистину удивительным и неожиданным для большей части исследователей.

Дело в том, что как оказалось, у человека, жившего около 7 тыс. лет назад, были темная кожа и голубые глаза. Удивительное в этом открытии именно цвет кожи древнего человека, ведь считалось долгое время учеными-антропологами считалось, что кожа у первобытного «европейца» имела белый, а не темный оттенок.

Вид первобытного человека

Данные предоставила группа исследователей во главе Карлеса Лалуэса-Фокса, институт эволюционной биологии, Барселона. По его словам, данное открытие позволяет смело говорить о том, что светлый оттенок кожи появился гораздо позже, чем ранее считали ученые. Генетический анализ проводили по скелетам двух первобытных людей, которые были обнаружены на северо-западе Испании еще в 2006 году. Благодаря тому, что останки хорошо сохранились в прохладе и темноте, ученым удалось получить ДНК из зуба одного из скелетов.

Карта переселения древних людей

Карта переселения людей времен неолита

Первобытный человек и распространение неолита

Собственно, с помощью анализа удалось выяснить, что по генной структуре, найденные первобытные люди были ближе всего к жителям современной Швеции и Финляндии. При этом, несмотря на голубизну глаз, анализ выявил, что у европейцев была темная кожа и коричневые волосы. Как говорит Карлес Лалуэс-Фокс, ранее считалось, что осветление кожи у переселенцев из Африки в северные районы происходило после воздействия более слабого ультрафиолетового излучения и как следствие, синтезировался витамин D,а кожа, соответственно, светлела. Однако теперь необходимо пересмотреть данную гипотезу, так как стало понятно, что жившие около 40 тысяч лет в районе Европы люди не изменили своего цвета кожи и остались темнокожими.

Артефакты времен неолита

Артефакты времен неолита

Помимо этого открытия, ученым так же удалось выяснить, что люди тех лет не переносили молоко и не переваривали крахмал, а возможность принимать данные продукты начала развиваться лишь после того как зародилось земледелие, которое существенно повлияло на особенности питания наших предков.

www.sciencedebate2008.com

Первобытные люди - это... Что такое Первобытные люди?

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в.[1][2] В широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, культурное развитие Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см.

месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Периоды развития первобытного общества

Каменный век

Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда).

Периоды каменного века:

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Периоды бронзового века:

  • Ранний бронзовый век
  • Средний бронзовый век
  • Поздний бронзовый век

Железный век

Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Первобытные люди.

 

Первобытная Европа.

Изучая русскую историю , мы стараемся уяснить себе, какова была в прошлом жизнь русского народа, чтобы понять как сложились те обычаи и порядки, среди которых он теперь живет. Русский народ живет в Европе, вместе с немцами, французами, англичанами и другими образованными народами. Европа считается теперь самой культурной частью света. Из Европы культура распространяется по. другим странам, в Азии, Африке, Америке, Австралии, устраивая там новые Европы. Было время,когда все это было наоборот: Европу населяли дикари, а в Азии и и Африке жили народы более культурные, у которых европейцам, приходилось многому учиться. В те незапамятные времена, когда в Европе жили дикари, и вся жизнь в ней 6ыла иная. Другие были здесь и природа, и климат, и растения, и животные. Многие моря были тогда сушей, а нынешняя суша была дном морским. Климат был тропический, жаркий; в Европе росли пальмовые леса и водились львы, гиены и обезьяны. Посреди всего этого бродил по Европе человек.

Первобытные люди. Архантропы

Фото "снежного" человека. (лат. Homo erectus — человек прямоходящий; архантроп, поздний тип реконструкция). Эволюция человека разумного. Могли ли они быть нашими предками, или это тупиковая ветвь в эволюции обезьян? Современные находки "денисовского человека" подтверждают гипотезу о существовании ранее других видов людей, наряду с неандертальцами.

Человек этот был совсем другой. Ходил он сгорбившись, потому что не умел держаться прямо; тело его было покрыто волосами и он почти не умел говорить. Он был всегда почти голый, с одним ожерельем на шее и лазил по деревьям собирая плоды и орехи. Металлы не были ему известны, и орудиями служили ему палки и камни, слегка обделанные, обитые, заостренные; этими орудиями он убивал зверей и питался их мясом; сверх того, он умел добывать огонь. Но он не научился еще ни сверлить, ни шлифовать камень, не было у него и посуды, и домашних животных, и хлебных растений; он не разводил еще скота, не пахал землю. И общественное устройство было тогда совсем простое; европейский дикарь не знал ни семьи, ни государства: люди бродили по лесам стадами, как звери; среди них были и людоеды. Так, как тогдашние жители Европы, живут теперь дикари Африки и Австралии. Так было в первое время, когда человек только что появился в Европе. Потом все это изменилось. Всю почти Европу покрыли громадные ледники, спустившиеся с гор, а где не было ледников — простирались промерзлые тундры. Землю покрыли тощие мхи и лишаи, тощие, стелющиеся по земле кусты и деревца, и бродили по ней толстокожие носороги, лохматые мамонты и тепло одетые медведи и северные олени. Жить можно было только там, где не было сплошного льда; люди ютились по окраинам ледников.Жить при таких условиях было гораздо труднее; труднее было бороться за существование. Зато люди пошли дальше в своем развитии. Они жили в пещерах, землянках и шалашах, которые научились уже для себя устраивать. От холода защищались звериными шкурами, из этих шкур сшивали себе целые одежды. Спасались от стужи у очага, сложенного из камней. Лучше прежнего делали орудия из камня, делали и из более мягких рога или кости. Стены пещер покрывали узорами и рисунками, изображениями зверей, на которых охотились; вырезывали фигуры зверей из кости и рога. Это были уже начатки искусства, зародыши живописи и скульптуры. Но все же эти художники были еще дикари; сверлить и шлифовать камень они еще не умели. Так, как жили тогда обитатели Европы, живут нынешние люди полярных стран, эскимосы. Пять раз повторялись эти обледенения Европы. Потом ледники окончательно растаяли, Климат стал умеренный, как теперь появились нынешние растения и животные. Много веков должно было пройти Прежде, чем Европа Получила свой нынешний вид. Эти времена, когда люди не знали металлов и все орудия делали из камня, называют в науке веками камня. А так как и камень они не умели еще сверлить и полировать и едва его обделывали,— то называли от это время старым каменным веком, или палеолитической эпохой. С эпохи палеолита начинается история Европы.

 

 Ледниковый период в Европе. Карта

 

Рис. 2. Европа в Ледниковый период. Так на территории Приморского края (Россия), где оледенения не было, сохранились многие доледниковые растения. Так сохранились редкие папоротники — древние растения, господствовавшие на Земле в каменноугольный период.

 

Первобытная Европа и Восток. В то время, как и Европе жизнь только что начиналась, и люди были настоящие дикари, а в других частях света, в Азии и Африке, были народы жившие уже совсем другою жизнью. Это были народы древнего Востока, как их называют,— халдеи, вавилоняне, ассирийцы — в Месопотамии, по рекам Тигру и Евфрату, египтяне — по реке Нилу, финикияне — по сирийскому берегу Средиземного моря. И эти народы были когда-то такими же дикарями; но они на много опередили европейцев в своем развитии. В Европе еще царил старый каменный век, а на Востоке уже сверлили и полировали камень, там уже были Одежды из ткани, глиняная посуда, земледелие и домашние животные. Там строились громадные каменные дворцы, храмы и гробницы. Наконец на Востоке были металлы; бронза и железо заменили собою камень. Эти страны за много веков до Рождества Христова достигли высокого развития; памятники их и доныне стоят посреди пустыни, хотя развалинах, и говорят нам о былой культурной жизни. Древний Восток был сравнительно с тогдашнею Европой тем же, чем теперь оказывается Европа для других частей света. С Востока все эти приобретения культуры проникали, одно за другим, в Европу. Прежде всего сюда проникла новая каменная культура,— сверлённые и шлифованные орудия, а потом — и искусство сверлить и шлифовать камень. В то же время стала меняться и вся жизнь Европы. Из дерева и глины строились теперь настоящие жилища,— хижины, обмазанные глиной; целые деревни таких хижин выстраивались на суше, или на воде,— для защиты от врагов и зверей,— на сваях, вбитых в дно озера или болота. Одеждою служили теперь льняные ткани. Вместе с тем Европа получила и глиняную посуду, и хлебные злаки, и домашних животных. Всему этому научились европейцы у восточных соседей.

Из Тибета явилась в Европу первая домашняя собака, из Индии — первая корова, из Месопотамии — пшеница. По восточному образцу, европейцы научились возводить громадные каменные гробницы для своих покойников, ставить громадных каменных идолов, изображавших их богов, устраивать для этих богов из громадных камней святилища. Вся эта культура, заимствованная с Востока, получила в науке название неолитической,— культуры нового каменного века.

Но металлы оставались еще долгое время неизвестными в Европе. Из нынешних дикарей земного шара на том же уровне, как тогдашние европейцы, стоят папуасы.

Наконец проникла в Европу с того же Востока и металлическая культура. Тысячи за две лет до Р. Х. европейцы познакомились с металлами, и металлы заменили с тех пор камень. Первые металлы были медь и олово; из них получали более твердый сплав,—бронзу; из бронзы делали и украшения, и орудия, и оружие. Когда нашли железо, стали орудия и оружие делать из более твердого железа, но украшения делали по-прежнему из бронзы. Векам камня и в Европе пришел конец; начались века металлов.

365-tv.ru

Происхождение первобытного человека - деятельность и развитие первобытного общества

Нельзя начать изучать историю человечества, не уделив при этом внимания периоду жизни первобытных людей на земле. Тема жизни первобытных людей долгие годы волновала многих ученых. Ими было произведено бессчетное количество исследований для того, чтобы можно было понять, как возникла цивилизация древних людей, какие перемены произошли в жизни древних людей за период их существования, как возникло зарождение первобытного общества, как древние люди появились на территории разных стран и как вообще мы стали теми, кем являемся на сегодняшний день. Первобытная эпоха жизни людей была долгой и длилась много сотен тысяч лет, за это время у них появилась своя культура, свой быт и обычаи. Находки археологов первобытных людей подтверждают, что они жили небольшими группами и обладали довольно примитивными первичными условиями быта, поэтому и окрестили их – первобытными. Так как жил первобытный человек в те времена?

Быт первобытных людей изначально строился на добывании пищи и включал в себя собирательство и охоту с применением каменных орудий. Впоследствие жизнь людей в первобытном обществе дополнилась выращиванием растений, разведением домашнего скота, построением жилищ и созданием целых поселений. В поселениях первобытного человека все имели равные права и обязанности, ведь у живущих в тот период древних людей не было разделения на бедных и богатых как в современном мире. Главной функцией первобытного общества того времени была добыча пропитания и сохранение жизни всего коллектива. Жизнь и общение первобытных людей в общине была основана в первую очередь на помощи и взаимовыручки, не только в семьях скрепленных родственными связями, но и между отдельными группами древних людей – именно тогда и стала зарождаться культура первобытного общества. Всю эту информацию помогли раздобыть археологи, которые когда-то нашли и продолжают находить древнейшие стоянки первобытных людей, благодаря чему мы узнаем о них все новые и новые факты.

Происхождение первобытного человека

До 19 века ученые располагали довольно скудным знанием о первобытном человеке, поэтому происхождение первобытных людей оставалось непонятным, но с начала 20х годов ситуация начала в корне меняться. Археологи стали находить остатки скелетов и следы первобытных людей, их одежду, предметы обихода, оружие, многочисленные наскальные рисунки, благодаря чему история жизни первобытных людей предстала в новом свете. Используя полученную информацию, ученые и историки поделили происхождение древнего человека на несколько этапов: 

  1. Появление австралопитеков;
  2. Превращение южных обезьян в “человека умелого”;
  3. Возникновение “выпрямленного человека”;
  4. Рождение “человека разумного”;
  5. И наконец, появление “человека современного типа”

На Африканском континенте были обнаружены самые древние скелеты существ относящихся к отряду приматов, в связи с чем, ученые выдвинули предположение, что именно там человекообразные обезьяны начали эволюционировать, что привело к появлению австралопитеков – южных обезьян. Эти существа отличались небольшим объемом мозга и массивными челюстями (строение черепа в корне отличалось от строения головы современного человека). При этом, они уже держали тело в выпрямленном положении (возможно из-за того, что высокий рост увеличивал обзор местности и помогал быстрее найти пропитание и обнаружить засевшего в засаде хищного зверя), а также использовали для добывания еды палки и камни. Ученые полагают, что возникновение первых каменных орудий произошло примерно 2,5 млн.лет назад, и создали их именно южные обезьяны. С помощью подобных орудий австралопитеки снимали шкуры с убитых животных, срезали плоды с деревьев и выкапывали съедобные растения, благодаря чему пища первобытных людей того времени была относительно разнообразной и довольно питательной. Тех, кто изготовил эти орудия, ученые назвали – homo habilis (человек умелый). Именно они и считаются первыми представителями человеческого рода. Первобытное мышление “человека умелого” помогало ему не только изготавливать орудия, но и передвигаться на двух конечностях (в полусогнутом состоянии), что уже ставило его на порядок выше австралопитека .Язык первобытных людей того времени состоял лишь из набора отдельных звуков, жестов и гримас. Жили древние люди небольшими группами, что давало возможность хоть как-то защищаться от нападения хищников, и помогать друг другу в поиске пропитания (с того момента и начали появляться заметные признаки возникновения первобытного общества).

Примерно 1млн. лет назад возник новый вид – homo erectus (человек выпрямленный) или по-другому обезьяночеловек (известен также как питекантроп). Несмотря на то, что его внешность еще сильно напоминало животное – все тело древнего человека было покрыто густой жесткой шерстью, лоб был низким и имел сильно выдающиеся вперед надбровные дуги, мозг, по объему значительно превосходил обезьяний и приближался к размеру мозга ныне живущих людей. Формы организации первобытного общества того времени еще были далеки от идеала, но уже четко пририсовывались между группами живущих бок обок предков человека современного человека. Трудности первобытных людей того периода сложно представить, так как именно на этот отрезок времени приходится начало ледникового периода, а огонь добывать древние люди еще не умели, в связи с этим способностям первобытных людей выживать в сложных климатических условиях остается только поражаться. Вероятно, такая глобальная проблема первобытных людей как холод и заставила их передвигаться по новым землям в поиске территории с более теплым климатом. Путь древних людей помогают отследить не только обнаруженные учеными предметы одежды и обихода того времени, но и многочисленные древние рисунки, на которых запечатлен окружающий мир первобытного человека (некоторые рисунки древних людей и по сей день можно увидеть на скалах и внутри пещер в разных уголках мира).

Затем, благодаря каждодневному труду в первобытном обществе около 250 тыс. рождается другой первобытный человек -“человек разумный” или неандерталец. Неандертальцы делали одежду из шкур убитых животных(одежда первобытных людей того времени разумеется, была далека от совершенства, но по крайней мере уже могла защитить от дождя и холода), строили жилища, и примерно 60 тыс.лет назад даже научились добывать огонь (огонь в жизни первобытного человека имел огромное значение, так как не только согревал, но и отпугивал больших диких животных, которые могли напасть на них ночью). Именно в то время у предков человека появилась своеобразная культура первобытного общества - они стали хоронить умерших и пытаться лечить больных и раненных в схватке с дикими животными членов группы. 

И вот, наконец, примерно 40-30 тыс.лет назад возникает “человек современного типа”. Его появление совпадает с последним периодом каменного века, поэтому его еще называют первобытным человеком каменного века. Во внешности древних людей того периода произошли разительные изменения  – волосяной покров значительно уменьшился, рука первобытного человека каменного века стала значительно короче и меньше по отношению к другим пропорциям тела, лоб также увеличился. Образ древних людей уже больше напоминал современного человека, нежели своих предков обезьян. Потребности первобытного человека современного типа также значительно возросли. Жить в пещерах становилось неудобно, так как родовая община первобытных людей уже состояла из нескольких семей и им, требовалось больше места для существования. Так, семьи первобытных людей каменного века впервые стали жить в созданных ими жилищах из деревьев, шкур и костей животных. Оружие первобытных людей, также стало более совершенным, появились лук и костяные орудия для охоты на животных. Это было крайне важно, так как в связи с возросшим количеством членов семьи нужно было больше еды. Поэтому отдельные коллективы первобытных людей занимались охотой и состояли преимущественно из молодых сильных мужчин. Хозяйство первобытных людей вели женщины, дети и старики, другими словами социальная организация первобытного общества перешла на совершенно новый уровень.

Развитие первобытного общества

Развитие первобытного общества происходило очень долго и состояло из многих этапов. Распознать его можно по определенным характерным действиям древних людей: 

  1. Низкому темпу развития производительности и его медленному совершенствованию;
  2. Низкому темпу развития самого общества;
  3. Коллективному присвоению и равномерному распределению пищи, добытой в результате совместного собирательства и охоты первобытных людей;
  4. Наличию социального равенства
  5. Отсутствию частных владений, эксплуатации и разделения по классам 

Ученые до сих пор не могут с точностью назвать время, когда первобытное общество возникло впервые как таковое, так как провести точную реконструкцию становления первобытного общества и время жизни древних людей довольно сложно. Основой первоначальных данных стали знания о взаимодействии южных обезьян в их животном стаде. Похожие на австралопитеков отношения наблюдались и в коллективах древних людей. Самой большой трудностью в данном случае, является выявление различий в поведении первобытного человека и животных. Разумеется, изучение накопленных годами знаний о жизни и этапах развития первобытного человека дает возможность сделать определенные выводы, но по сей день, многие вещи основываются лишь на догадках и гипотезах. И нам остается лишь предполагать и надеться на то, что когда-нибудь, мы сможем найти ответы на все эти вопросы.

magaon.com


Смотрите также