Первобытные религии. Первобытные религиозные верования. Основные формы первобытной религии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Виды первобытной, ранней, языческой, восточной религии. Первобытные религии


Виды религий: первобытные, языческие, восточные, ранние

Виды первобытной, ранней, языческой, восточной религии

С самых древних времён люди верили в сверхъестественные силы и существ, которые управляли явлениями и процессами, происходящими в природе. Та или иная форма религиозного верования сохранилась и до настоящего времени практически в каждом уголке земного шара. В настоящее время в мире существует более пяти тысяч разнообразных форм и видов религий. Классифицировать и обобщить их пока не удалось никому, поскольку все религии можно разделить и по этническим признакам, и по времени их возникновения, и по уровню организации, и по государственному статусу.

Содержание статьи

  • Виды религий по времени развития
  • Основные религии мира
  • Виды религий восточной цивилизации
  • Виды ранних религий
    • Магия
    • Фетишизм
    • Тотемизм
    • Анимизм
  • Виды языческих религий

Виды религий по времени развития

Виды типологии религии

Так, если делить их по уровню развития, то можно обозначить следующие виды типологии религии:

  • Ранние религии — верования, зародившиеся в первобытной эпохе (магия, анимизм, тотемизм, фетишизм).
  • Политеистические — к ним относятся все виды национальных религиозных верований (кроме сикхизма и иудаизма).
  • Монотеистические — Ислам, христианство, буддизм, сикхизм, иудаизм.
  • Синкретические — верования, которые возникли вследствие смешения нескольких видов религий.
  • Новые религиозные верования — религии, отличающиеся своими нетрадиционными формами. К ним относятся церкви Антихриста, Сатаны, Кришны, Муны, а также йогизм, синтоизм с культами карате и дзюдо. Сюда же относятся и Белое Братство, и различные эзотерические объединения.

Основные религии мира

Религии мира

Самыми распространёнными являются:

  • Христианство.
  • Буддизм.
  • Ислам.
  • Индуизм.
Основные виды религий

Самой крупной мировой религией является христианство. В настоящее время каждая страна мира имеет хотя бы одну христианскую общину, а общая численность приверженцев этой веры составляет 2,3 млрд человек. Христианство впервые появилось в I веке в Палестине и существовало как едина форма религиозного верования до того, как в 1054 году христианская церковь не разделилась на восточную православную и западную католическую церкви. Позже, в XVII веке, появилось еще одно течение католической церкви — протестантизм.

Кроме основных религий, существуют различные виды родоплеменных религий — разнообразные формы поклонения неким божествам, присущих той или иной этнической группе, племени или народу.

Видео об основных религиях мира:

Виды религий восточной цивилизации

Какие виды религий присущи восточной цивилизации? К религиям Востока относятся:

  • Индуизм (Непал, Индия).
  • Буддизм (Шри-Ланка, Лаос).
  • Ислам (Бангладеш, Индонезия, Таджикистан, Туркмения и др.).
  • Ламаизм (Монголия).
  • Конфуцианство (Малайзия, Бруней).
  • Синтоизм (Япония).
  • Суннизм (Казахстан и Киргизия).

Виды ранних религий

Виды первобытной религии

На основе ранних форм религий были развиты верования, существующие в настоящее время. Первобытное человеческое общество в ходе своего развития постепенно формировало различные виды поклонений явлениям природы: ветру, грому, дождю. Из-за недостатка знаний о процессах, которые происходят в окружающем мире люди считали, что всеми явлениями управляют сверхъестественные силы, каждая из которых управляет погодой, урожаями и пр. Ранним религиям не было присуще выделение какого-либо одного божества — люди верили в символы, невидимых духов, фетиши и различные силы.

Формирование первых религиозных верований зависело от структуры общества, определённой сложившейся иерархии групп — племени, государства, города, деревни или отдельной семьи.

Ранние религиозные формы характеризуются тем, что в них всегда выделялись главные боги и божества, которые им подчинялись. Главных богов люди наделяли теми или иными личностными качествами, уподобляли их отцам семей, вождям или царям. Главному богу почти всегда была присуща своя жизненная история: рождение, женитьба, рождение наследников, которые, как правило, впоследствии выполняли функции их помощников. Помимо этого, божества могли враждовать между собой, или, напротив, дружить, помогать людям в земледелии, искусстве, любви и, соответственно, за каждое явление, будь то война или любовь, отвечал определённый бог.

Различают следующие виды ранних религий:

  • Магия.
  • Фетишизм.
  • Тотемизм.
  • Анимизм.

Магия

Ранняя религия - магия

Магические верования проявляются в вере в сверхъестественные силы, в то, что человек способен воздействовать на какое-либо естественное явление, выполняя определённые символические действия — заговоры, заклинания и т. д.

Данный вид религии возник в глубокой древности и продолжает существовать до настоящего времени. Первоначальные представления о магии были довольно абстрактными, но со временем это направление религии дифференцировалось и сегодня различают огромное количество его видов и направлений. Так, в зависимости от методов воздействия или социальной направленности существуют следующие виды магий:

  • Магия вредоносная (порча).
  • Лечебная.
  • Военная (для привлечения удачи в военных делах).
  • Любовная (отвороты, привороты).
  • Метеорологическая (для изменения погоды).
  • Контактная (магическое воздействие методом соприкосновения с объектом).
  • Имитативная (воздействие на имитированное подобие субъекта).
  • Парциальная (магические обряды с помощью остриженных волос, ногтей или остатков пищи).

Фетишизм

Ранняя религия - фетишизм

В древности люди почитали разные предметы, которые, как они считали, приносили удачу и оберегали от опасностей. Такую форму религиозных верований называют фетишизмом. Практически все виды первобытной религии, в том числе и фетишизм, существуют и в современной жизни многих народов. Сегодня людей, которые используют всевозможные талисманы и обереги для привлечения различных благ — материальных или духовных, принято называть фетишистами.

Фетишем может стать любая вещь или предмет, попавший в поле зрения человека: это могут быть и камни необычной формы, и черепа животных, и деревянные, металлические или глиняные изделия. Такие предметы выбираются методом проб и ошибок. Например, когда человек замечал, что какой-либо предмет приносит ему удачу, этот предмет становился его фетишем, в противном случае фетиши выбрасывали, уничтожали и заменяли другими, более удачливыми.

Тотемизм

Ранняя религия - тотемизм

Первобытные люди считали, что между определёнными группами людей (племенем, семьёй) и какими-либо видами животных или растений существует родственная взаимосвязь. Так, племя, считавшее себя родственно связанным с каким-либо животным, оказывало ему специальный культ и поклонялось этому животному. В качестве тотемов зачастую выступали ветер, дождь, солнце, железо, вода и пр. Наиболее распространены такие верования были в Африке, Северной Америке, Австралии. Тотемизм сохранился и до настоящего времени в некоторых племенах этих стран.

Анимизм

Ранняя религия - анимизм

Анимизм также является одним из видов ранних религиозных форм. Характеризуется данная религия верой в духов и души. Древние люди считали, что природа и окружающие их предметы обладают сверхъестественными силами и имеют душу. Духов делили на злых и добрых. Для того чтобы задобрить какого-либо духа, часто практиковались жертвоприношения.

Анимизм присутствует в настоящее время во многих современных религиях. Сегодня духи и нечистая сила являются модификациями анимистических представлений первобытных людей. Современное общество хоть и считает их бытовыми суевериями и предрассудками, но почти все религиозные верования связаны с их существованием.

Виды языческих религий

Языческие религии

Термин «язычество» произошел от слова «язык», что на церковнославянском означает «народ». В эпоху Ветхого Завета евреи звали язычниками всех, кто не относился к евреям. В этом слове была заложена негативная оценка как по отношению к самим народам, так и к их обычаям, религиозным верованиям, моральным и культурным ценностям. В христианской лексике термин «язычество» появился благодаря иудеям, но христиане не подразумевают под этим словом каких-либо связей с расой или нацией. Существуют следующие виды языческих религий:

  • Шаманство.
  • Магия.
  • Сатанизм.
  • Материализм.
  • Все виды политеистических религий.

Характерными признаками, объединяющими большинство перечисленных религий, являются идолопоклонство, магизм, натурализм и мистицизм.

Какую религию исповедуете Вы, и о какой религии Вы бы хотели знать подробнее? Расскажите о своем отношении к другим религиям.

dr-znai.com

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Бессилие первобытных людей перед природой.

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы - огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.принесение в жертву

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

2. Как появилась вера в «душу».

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» - «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

3. Как люди создали богов.

Первобытные люди думали, что «душа» - «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» - боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

4. Молитвы и жертвы.

идолОхотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки - жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы.  Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ -  ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

таблица развития первобытно общинного строя

  • < ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
  • -> СЧЁТ ЛЕТ В ИСТОРИИ >

hist-world.com

Первобытные формы религии

Содержание

Введение 3

1. Первобытная община и тотемизм 4

2. Культ мертвых 7

3. Магия и религия 10

4 . От животного-родича к животному-предку 14

5. Брачные и пищевые запреты 19

6. От животного-тотема к животному-богу 22

Заключение 24

Список литературы

Существует пять основных наук, с помощью которых мы изучаем религию первобытного общества, ее возник­новение и дальнейшее развитие:

археология доисторического времени, которая изу­чает памятники, могильники, местность, где они нахо­дятся, и особенно орудия труда отдаленных эпох и те изменения в образе жизни людей, к которым вело посте­пенное совершенствование орудий;

антропология, занимающаяся проблемой видоизме­нения биологического типа человека во взаимосвязи с преобразованиями структуры общества на протяжении ряда сменявших друг друга исторических эпох;

лингвистика, позволяющая выявлять различные пе­риоды истории человечества, отраженные в языковых формах, письменных или устных;

фольклористика, исследующая легенды, мифы, обы­чаи и традиции, подлинную литературу слаборазвитого в культурном отношении общества;

палеонтология и этнография, единственные науки, к которым обычно прибегают при изучении истоков рели­гии.

Работа по истории первобытного общества Льюиса Генри Моргана «Древнее общество» явилась отправным пунктом для целой серии этнографических изысканий. Выводы, которые Маркс и Энгельс сделали на основании обстоятельного труда Моргана, особенно известная ра­бота «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованная Энгельсом в 1884 году, были подтверждены в более поздних трудах Г. Чайльда, Д. Томсона, С. А. Токарева и других совет­ских исследователей.

Этнографические данные, при достаточно серьезном и обдуманном их использовании, имеют большое значение также для выяснения одного из основных свойств религиозной идеологии — устойчивости ее пережитков в сменяющих друг друга фазах развития общества.

1. Первобытная община и тотемизм

На протяжении всего доледникового периода люди жили небольшими группами из десяти — двенадцати чле­нов. Современные социологи назвали эти группы перво­бытной ордой и затем выделили две основные стадии ее существования — состояние дикости и состояние варвар­ства.

В эту эпоху не существовало разделения труда, гос­подствовало беспорядочное половое общение, не было ни вождей, ни каких-либо социальных связей между чле­нами орды. Экономика орды складывалась исключитель­но из присвоения, а не из производства. Люди собирали ягоды и плоды, моллюсков и насекомых. Лишь изредка они охотились на мелких животных. Человек еще не был в состоянии осознать свои связи с другими людьми и с природой и не мог, следовательно, отразить эти связи в какой-либо форме религиозных представлений, хотя бы наиболее элементарной и примитивной. «Для того чтобы могла возникнуть религия, необходима была более широкая общественная база, более сложные общественные отношения».

Сущность религии должна быть выявлена в формах материального мира, которым соответствует каждая фаза идеологического развития человека. Представления первобытного человека о сне и сновидении, о смерти объясняют происхождение религиозных вымыслов, ранних представлений о душе. Но для того, чтобы эти представления могли возникнуть, потребовалось образование «первобытной общины», сменившей первоначальное полуживотное состояние. Этот переход характеризовался открытием ряда орудий труда. К случайному сбору пищи прибавилась организованная, хотя еще и примитивная форма охоты и рыболовства. Понадобилось, наконец, чтобы люди перешли к полуоседлой жизни в разного рода убежищах и пещерах, где они могли размышлять о являющихся в сновидениях животных и людях как о своих «двойниках» и задумываться над тайнами смерти.

Мощные атмосферные и геологические потрясения ледникового периода загнали людей в пещеры и способствовали поискам новых средств защиты и поддержания жизни. Люди научились поддерживать случайно возникающий огонь, затем узнали, как высекать искры, чтобы самим зажечь его. Началась обработка камня для получения орудий охоты. По-прежнему сообща охотились на огромных животных — мамонтов, гигантских носорогов, доисторических оленей, которых холод гнал к местам обитания человека.

Совместно захваченная добыча являлась общей собственностью. Лишь когда были изготовлены более совершенные орудия, такие, как топор с двумя остриями, стрелы, копья с первыми металлическими наконечниками щи, наконец, бронзовый топор, началась охота и зародилась также идея обладания, которая от ве­щей переходит на людей и знаменует переход от перво­бытного коммунизма к новому типу экономики, основан­ному на частной собственности.

О существовании религиозной жизни в наиболее древние периоды истории нам свидетельствуют лишь немногие внешние признаки, которые подчас весьма трудно истолковать.

Зародившиеся в первобытном обществе в силу определенных экономических и социальных условий многочисленные обряды перешли затем — без изменений или с незначительными нововведениями — в религию последующих эпох.

Достаточно вспомнить обряды посвящения, которые «сохранились в форме христианских таинств, священную весеннюю трапезу мбанбъума, или интичиума, племени грунта в Центральной Австралии, имеющую все основные признаки причастия, назначение и церемонии похо­рон, сохранившиеся до наших дней, хотя и без своего прежнего магического, смысла, обычаи траура и т. п.

Эпоха первобытного общества растянулась на многие десятки тысяч лет, начиная с первого периода каменного века, или раннего палеолита, когда жил человек, получивший имя неандертальца, и вплоть, до бронзового века, охватывающего второе тысячелетие до нашей эры. Следы первобытного общества сохранились у народов, еще жи­вущих в полудиком состоянии, например у австралийцев. Следует, однако, учесть, что выводы нашей официальной этнографии, изучающей жизнь таких народов в совре­менных условиях, нельзя принимать без оговорок, так как на ней слишком сказывается соприкосновение с более развитыми формами общества.

Первобытное общество еще не знает деления на противостоящие друг другу классы и, следовательно, не имеет никакой государственной организации. Его объе­диняют кровнородственные, половые, возрастные связи, притом эти связи возникают только в силу зависимо­сти, обусловленной специализацией некоторых возрастных групп в изготовлении и использовании примитивных орудий охоты и рыболовства. Естественно, что и религия той древнейшей эпохи коллективной жизни человека основана на представлениях о родстве, о различиях пола и возраста, перенесенных в мир несуществующих,

вымышленных отношений, в которых выражено бессилие человека перед природой, его неуверенность в завтраш­нем дне.

Эта мистическая родственная связь по крови и пле­мени выражена в термине «тотем» или «тотам», что на древнем альгонкинском наречии одного из индейских племен Северной Америки значит «родство с братом» или «с сестрой». Термин этот был впервые применен в 1791 году для обозначения религиозных представлений, свойственных смутным и противоречивым проявлениям социальной жизни клана.

Тотемизм, который связывает между собой членов на­иболее древних социальных групп посредством священной мифологии и системы обрядов искупления, гаранти­руя людям существование и единство, является первой формой религии человеческого общества, возникшей в период нижнего палеолита, и именно его необходимо изу­чать, чтобы объяснить обряды, мифы и обычаи первобыт­ного общества начиная с неандертальской эпохи.

2. Культ мертвых

Почти все трактаты об истории религии начинают из­ложение религиозных верований первобытных людей с того, что обычно принято называть культом мертвых.

Однако, хотя обычай захоронения мертвых и пред­ставляется древнейшим, а может быть, даже восходит к самым истокам доисторических времен, возможно к по­следнему межледниковому периоду, то есть к 180-120 тысячелетиям до н. э., ничто не дает нам основания ут­верждать, что он с самого начала связан с верой в существование души покойного и с обязанностью почитать умилостивлять ее посредством определенных обрядов. Различие между материей и духом, а следовательно, и между душой и телом незнакомо первобытному обществу. Представление об этом различии зарождается только тогда, когда человеческая семья, по выражению Энгельса, «раскалывается» и организация общества, основанная на равном распределении работы, уступает место общинно-родовому строю, основанному уже на разных видах частного накопления и первых классовых различиях.

Археологические данные о доисторической эпохе и этнографические исследования подтверждают, что обычай погребения мертвых первоначально отвечает лишь одной потребности обеспечить покойному продолжение его материального существования. Труп укладывали навзничь между двумя каменными плитами или располагали его свернувшимся в клубок, с подвернутыми ногами в позе спящего человека, одетого в его обычные одежды. Рядом с ним складывали его оружие и различные пред­меты обихода. Вполне вероятно, что этот обычай определил развитие примитивной обработки камня и дал толчок первичным проявлениям искусства.

Люди считали, что умерший продолжает жить. Поэтому его останки окрашивали в красный цвет. Охота уже порождала идею о связи жизни с кровью. Во время похорон тело покойника окрашивали жидкой или порошкообразной красной охрой. Обнаруженные во многих погребениях останки хранят очевидные следы этого обряда. Впрочем, подобный обычай сохранился до наших дней. Унекоторых народностей и поныне мертвых опускают в гроб, окрашенный в красный цвет или покрытый материей того же цвета. Перед тем как поместить в соборе Св. Петра прах великого понтифика, его выставляют в гробу, обернутом в красное сукно.

mirznanii.com

Первобытные формы религии

План

Введение

1 Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии

2 Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном - возникновение религии

3 Родоплеменные религии

Заключение

Список литературы

Введение

В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение челове ком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа — живая. Камни, дере вья, ре ки, облака — всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огон ь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Люди наблюдали, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, — значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то насе лил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чут кий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутст вующую в мире силу, от которой за висели и жизнь и смерть.

Итак, необходимо выяснить: присуща ли была религия человеку изначально или появилась на определённом этапе его развития?

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Данные археологии указывают на то, что религиозные верования людей возникают несколько позже, чем появляется homo sapiens. Раскопки захоронений древнего человека, датируемые временем 80 – 40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).

В захоронениях, сделанных 30 – 10 тыс. лет назад, уже появляется оружие, украшения, плоды, что свидетельствует о мыслях человека о возможности жизни и после смерти. Он стал рассматривать смерть, как длительный сон, после которого человек проснётся и ему могут понадобиться предметы повседневного быта. Это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна.

Поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться. Так появляются специальные места для религиозных действий, которые еще более привязывают человека к месту его обитания (это происходит примерно 10 – 7 тыс. лет назад). Возникают уникальные святилища (например, Стоунхедж в Великобритании, поставленные в круг камни, расположенные с учётом движения Солнца и вращения Земли; или статуи длинноухих гигантов с острова Пасхи).

На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии.Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

1 Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии

В решении проблемы происхождения религии можно вычленить два противоположных подхода: богословско-теологический и научный. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, как выражается Библия, он «видел Бога лицом к лицу» (Быт. 32,30). После грехопадения, совершенного первыми людьми — Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности хотя бы в слабой степени познавать Бога. Стремления и действия человека по восстановлению этой связи с Богом и есть религия. Как пишет православный богослов А. Мень: «Религия — восстановление связи между человеком и Богом, начинается в истории человечества после Грехопадения »(Менъ А. История религии. С. 28). Реальной же, видимой формой возникновения религии А. Мень называет культовые действия. «Библия не случайно в истоке всякого проявления религиозного чувства, т. е. культа ставит жертвоприношение. В нем отразилось пусть смутное, но сильное стремление загладить свой грех и восстановить единство с Богом. Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, люди заявляли о своей готовности следовать повелениям Высшей Воли» (Там. же). Человек, с точки зрения богословов, утратив непосредственное общение с Богом, погрузился в пелену мрака. И ему предстояли в течение многих веков поиски Бога.

История религии, начиная с ее самых простых, примитивных форм, представляет собой этот длинный путь человеческого богопознания.

На базе такой установки в религиоведении сформулировалась теория «прамонотеизма», суть которой сводится к положению, что во всех существующих многообразных верованиях, в том числе верованиях самых отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Эта вера извилистыми историческими путями продолжает свое движение и получает свое полное развитие в монотеистических религиях. Конечный же путь этого движения представляет собой христианство. Все предшествующие формы религии представляют собой ни что иное, как подготовительные формы на пути человечества к «истинной религии». На таких принципах и по такой схеме строится изучение всей истории религии в работах религиоведов, опирающихся на богословско-теологическую традицию.

Иную трактовку возникновения религии дает наука. Вопрос о сверхъестественном источнике религии остается «за скобками» научного подхода. Наука рассматривает религию как важный составной элемент культуры и применяет к изучению вопроса о ее происхождении все научные методы исследования. Научные методы базируются на фактах. Эти факты в данном вопросе поставляют различные исторические науки: археология, антропология, этнография, сравнительное языкознание и т. д.

Исторические факты свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени около полутора миллионов лет происходил процесс становления человечества. Этот процесс прошел ряд важных этапов. Но примерно 35—40 тысяч лет назад завершился формированием современного типа человека, человека рода Homosapiens (разумного человека). Этот человек достаточно резко отличался от своих предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к общению с помощью языка, регулировал свои отношения на основе определенных социальных норм.

Археологические раскопки показывают, что в этот период существовала практика захоронения первобытных людей, что при захоронении соблюдались определенные обряды: тела умерших покрывали красной краской — охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода. Археологами также были обнаружены наскальные рисунки, на которых изображались люди и животные, иногда люди изображались ряженными в звериные шкуры, а иногда — как полузвери-полулюди. На основе всех этих находок учеными были сделаны выводы, что в этот период истории можно говорить о существовании религии.

Итак, можно согласиться с мнением ученых, что религия существует с тех пор, как существует человек современного типа, человек разумный, но человечество само сформировалось в процессе эволюции. Следовательно, сформировалась и религия как часть человеческой жизни, его культуры. Далее научный исторический подход требует рассматривать все явления и процессы, как имеющие какое-то начало, стадию возникновения. И, естественно, встает вопрос как же возникла религия? Археологических и этнографических фактов для ответа на этот вопрос явно недостаточно. И здесь наука вступает на зыбкую почву, а ученые вынуждены прибегать к гипотезам, предположениям, для подтверждения которых недостаточно эмпирического материала. Поэтому все существующие теории возникновения религии носят вероятностный и в значительной мере умозрительный характер.

Исходным пунктом в процессе формирования символа выступают целесообразная предметно-историческая деятельность и отношения людей первобытного общества, которая осуществлялась в форме собирательства, охоты, земледелия и т. д. Эта деятельность отражается в сознании людей, вырабатывая определенные идеальные продукты, закрепляющиеся в системе совокупной общественно-исторической деятельности, в формах опыта, навыков, привычек, приемов действий, поведения.

Одним из основных видов практической деятельности первобытного человека была охота. Необходимым условием успешной охоты было как знание повадок, привычек и внешнего облика животных, так и умение использовать это знание на практике, вырабатывать приемы охоты, в которых бы аккумулировалось это знание. Одним из таких приемов, которым человек научился в процессе самой. охоты было подражание повадкам и внешнему облику животных с помощью маскировки. В современной религиоведческой и этнографической литературе именно маскировка рассматривается как первичная стадия формирования символа, так как в такой ее разновидности как ряжение под животных уже имеется определенный условный элемент, зачатки символизации действия.

mirznanii.com

Первобытные религиозные верования. Основные формы первобытной религии

 

В современной этнографической, исторической, философской и иной литературе часто употребляется термин \"первобытная религия\" Он довольно точно определяет время существования явления, которое мы рассматриваем Но он не совсем т точный в своем буквальном смысле, потому что в первобытном обществе религиозные представления и идеи еще не набрали системного вида, их форма и содержание только становились Это был расплывчатый комплекс разрозненной их взглядов и чувств, но все же проникнутых единственной идеей о наличии сверхъестественного, и дополнялся действиями, направленными на него В первобытном обществе еще не было религии в полном смысле слова как не было \"первобытной\" государства, суда, войска, церкви Поэтому следует помнить об условности термина \"первобытная религия\"; лучше оперировать термином \"первобытные верованияання".

Первобытные верования достаточно полно выражали понимание первобытными людьми окружающего их мира Они выполняли определенные общественные функции: регулировали отношения между людьми в первобытной общине, способствовали органе изации коллективного производственного процесса, регулировали распределение добытого продукта, утверждали первоначальную мораль, удовлетворяли духовные потребности общества Отдельного религиозной общины не существовало, она была тождественна родовой общине Демократический характер рода отражался на демократическом характере религиозного культа, он осуществлялся всеми членами общины совместно духовенства как отдельной социальной группы не было, природный авторитет старейшин включал в себя и авторитет руководителя религиозного культа, если была необходимость в такомкому.

Первобытные религиозные верования и религиозный культ прежде всего начинались на анимистических представлениях о нематериальных, духовные сущности, о душе и духов Эти представления первоначально имели очень конкретный характер Душу отождествляли с дыханием, с кровью, считали, что она находится в сердце, в глазах временем стали считать, что она растворена во всей человеку, она есть, но не содержится нигде, и может существовать без т елая Так образовался первобытного анимизмамізм.

Свои представления о сверхъестественном люди образно преподавали в специальных рассказах - мифах, устно передавались из поколения в поколение Предметом мифов были практические действия людей в реальном мире, и здесь м мифы играли роль хранителя информации В мифах формировались и утверждались моральные принципы и нормы Наконец, мифы имели мировоззренческий смысл, они в художественной форме излагали взгляды на мир, его происхождения, суть, порядок Так, в гинейцив йоруба существует миф о ориша - предков, которые спустились с неба и, превратившись в камни, ушли под землю Среди ориша были и божества: Обатала и его жена Одудава - олицетворение неба и земли Согласно мифу Одудава родила пятнадцать детей, управляющих миром: Оругун знает воздухом, Олокун - солнцем, Ому - месяцем, смешанного - молнией и громом и т.д. Такова была первоначальная мифологемфологія.

Буйно расцветшая в первобытных религиозных верованиях магия Первобытные люди считали, что прежде чем браться за работу, обязательно нужно повлиять на сверхъестественные силы магическим средством: заклинанием, особыми с пением и танцами, принесением Это должно упросить или заставить действовать их в интересах людей Из этих специфических действий образовались первые религиозные обряды, религиозный шаровльт.

Ни магия не может существовать без системы запретов и ограничений, так называемых табу, которые распространялись на еду, отношения с иностранцами, проживания на определенной территории, на определенные предметы, особенно орудия труда и и оружие, на определенных лиц (вождей, царей, воинов, рожениц и т.п.) Многим из них можно найти рациональное объяснение, другие несут социальные функции С первобытных табу выросли современные культовые ограничения ба немногих религий: посты, пищевые ограничения, специфические культовые запреты и правила и иін.

В первобытных верованиях широко практиковался фетишизм - наделение сверхъестественными свойствами предметов, обожание их Фетиши - важные участники магических церемоний, им предоставляется большое сверхъестественное знает ачення, они участвуют в мифологических рассказах Фетиш сопровождает охотника или рыбака на его промысле, без фетиша невозможна счастливое путешествие, фетиши присутствуют на любом событии в жизни общины семьи или отдельного лица Это такой значительный атрибут религии, некоторые исследователи связывают с ним начало ее Численные фетиши участвуют и в современной религиозной культльті.

Все эти элементы первобытных верований - анимизм, мифология, магия, фетишизм - никогда не существовали поодиночке, они всегда были в комплексе.

 

megaobuchalka.ru

ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ - это... Что такое ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ?

 ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ ранние формы религии, сложившиеся в первобытном обществе и сохраняющиеся у некоторых народов с родоплеменным укладом жизни. К первобытным религиям относятся фетишизм, анимизм, магия, тотемизм, шаманизм, аграрные культы и культ предков, превратившиеся в ходе исторического развития в компоненты национальных и мировых религий. Богословы называют первобытные религии  «естественной религией» и противопоставляют их «богооткровенным религиям» – буддизму, христианству, исламу и др.

Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.

  • ПЕДОЛОГИЯ, ИЛИ ПАЙДОЛОГИЯ
  • ПЕРВОПРИЧИНА, ПЕРВООСНОВА

Смотреть что такое "ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ" в других словарях:

  • ПЕРВОБЫТНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ — формы верований в древнем человеческом обществе, когда господствовавшие над людьми стихийные силы природы не могли быть объяснены и представлялись в фантастическом виде. Одна из них – магия (от греч. megeia – волшебство, чародейство, колдовство)… …   Философская энциклопедия

  • Первобытные религиозные представления — Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • ФОРМЫ РЕЛИГИИ РАННИЕ — возникли в первобытном об ве. К их числу относят магию, фетишизм, тотемизм, анимизм. Магия представляет собой совокупность верований и специфич. (колдовских) обрядов, с помощью к рых первобытные люди пытались сверхъестественным образом… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Черт — (чорт, от черный) термин, употребляемый народом как родовое название для обозначения всякого рода злых духов старинной дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны, дьявола, искусителя и врага рода человеческого ( нечистая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Черт — (чорт, от черный) термин, употребляемый народом как родовое название для обозначения всякого рода злых духов старинной дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны, дьявола, искусителя и врага рода человеческого ( нечистая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фольклор — дословно народоведение . Этот термин изобретен в Англии в середине XIX века для обозначения одним словом древних верований, предрассудков, обычаев, обрядов, пословиц, заговоров, поговорок, песней и сказок, до сих пор еще живущих в простонародной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РУССКАЯ ИДЕЯ — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других …   Русская история

  • Этнография — (от греч. έθνος народ и γράφειν писать) наука, занимающаяся изучением культуры (см.) народов, не входящих в круг ведения истории и доисторической археологии, т. е. главным образом народов первобытных и тех слоев культурных народов, которые… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Семья — I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Семья — I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

eurasian_wisdom.academic.ru

Первобытные формы религии Общая характеристика первобытных форм религии, Первобытные формы религии и родоплеменные культы: фетишизм, тотемизм, табу, магия, анимизм

1. Общая характеристика первобытных форм религии

2. Ранньоистирични формы религии и. Родоплеменные культы: фетишизм, тотемизм, табу, магия, анимизм

3. Шаманизм

1 Общая характеристика первобытных форм религии

Говоря о ранние формы религии, мы опираемся на косвенные свидетельства археологических раскопок и наблюдения этнографов по современным примитивными обществами. Так, австрийский этнолог. В. Шмидт т и его последователи выдвинули концепцию прамонотеизму, согласно которой все современные религии берут свои истоки так называемого"первоначального монотеизма"Но мы можем создавать только реконструкции этих рели гийних форм, не имея возможности непосредственно наблюдать йостерігати їх.

Данные современной археологии свидетельствуют, что около 40 тысяч лет назад зародились простейшие формы верований одновременно с завершением трансформации первобытных людей (неандертальцев) у людей современного типа (ho omo sapiens). Правда, часть ученых связывает появление первобытных верований с более поздним временем - со временем кроманьонца - ископаемого представителя"готового"типа человека. Но мы предпочитаем первой точке зорій точці зору.

Одной из важнейших проблем того времени было определение сущностного и символическое значение смерти человека. Об этом свидетельствуют раскопанные захоронения, которые несут в себе остатки ритуала: рядом с умершим клас али украшения, оружие, предметы домашнего обихода, остатки пищи. Таким образом покойного готовили к"жизни"после смерти. Это свидетельствует о том, что у людей той эпохи существовала вера в душу, в загробную жизнь похо ные обряды приобретают особое значение как своеобразный. Связь между бытием живых и умерших. Считалось, что в случае невыполнения живыми своих обязанностей в отношении умерших их духи могут погубить род или"забрать"в небытие своих соплеменниковття своїх одноплемінників.

Существование ранних религиозных представлений подтверждают также. Достопримечательности первоначального живописи. Схематичность этих изображений дает основания говорить о наличии верований в сверхъестественные связи между человеком и лен внимать животными. Иногда люди были изображены в шкурах животных, а иногда это были полуживотные-полулюди. Воспроизводимые на рисунках движения свидетельствуют о существовании комплекса магических действий, т.е. с появляется фигура колдуна как посредника между миром, воспринимается на чувственном уровне, и сверхъестественным миром. На основании этих находок учеными был сделан вывод, что в этот период истории религии существоваливала.

2 Первобытные формы религии и родоплеменные культы: фетишизм, тотемизм, табу, магия, анимизм

В ранних форм религии относятся: магия и фетишизм, тотемизм и анимизм, земледельческий культ и шаманизм, возникших в период формирования и развития родового строя (от 100 до 40 000 лет назад). Этот родоплеменных племенной строй прошел три основные фазы: ранний и поздний (развитой) матриархат и патриархат. Каждой фазе соответствовала своя форма религиозных представлений: раннем матриархата - тотемизм, позднем - земл. БСК культ, патриархата - шаманизм. Но все эти формы верований сопровождались фетишизмом и магией, анимизмом и аниматизмомом.

Установлено, что у первобытных людей очень распространенным честь различных предметов, которые отводили опасность и приносили удачу. Эта форма религиозных верований получила название фетишизм (от португ feitico - амулет, магическая вещь, или лат factitius-магически искусный) - это вера в существование сверхъестественных свойств материальных объектов. Предметы поклонения впервые были найдены португ. Гальском моряками в. Западной. Африке в XV в, а затем многочисленные аналоги фетишизма обнаружены в религиях почти всех народов. Впервые феномен фетишизации описал французский исследователь. Шарль де. Брюс (1709-177 7) в работе"Культ богивфетишив"Он считал, что фетиши - это предметы неживой природы, которые привлекали внимание человека какими-то особыми чертами. Объектом поклонения, или фетишем, мог стать любой предм ет, поразивший воображение человека: камень странной формы, кусок дерева, зуб животного и т.п.. Этому предмету приписывали не свойственные ему функции (способность лечить, охранять от врагов, помогать на охоте). Так, у древних германцев мощным фетишем считалась ель. Зимой они приходили к одной из самых высоких в лесу елей, просили у нее помощи и покровительства, пели и танцевали вокруг нее, вешали н а ее подарки. А члены племени дакота в. Северной. Америке, когда находили камень, похожий на человеческое лицо, ласкали его, раскрашивали и называли дедушкой, приносили ему подарки и просили защит сту от опасности. Обычай поклонения камням существовал у многих племен. Северной. Азии. Не обошел он и страны. Европы. Но несколько столетий назад в. Англии и. Франции существовал запрет поклоняться камням что свидетельствует о длительном сохранении фетишистских верований даже во времена господства в. Европе христианской религийпі християнської релігії.

поздним проявлением фетишизма стала практика искусственного изготовления фетишей. Новый фетиш создавался благодаря объединению природных компонентов (кора, листья, корни) с предметами, традиционно считавшиеся чу удодийнимы (кусочки священных деревьев, улитки, наросты на деревьях, песок с места слияния двух рек, хвост скорпиона т.д.). Понятно, что люди представляли, как механическое с соединение двух предметов приведет к многократного увеличения сверхъестественных качеств только созданного объекта поклоненияня.

Своеобразным кульминационным моментом фетишистских представлений в. Африке считается выделение так называемого"фетиша фетишей"- общепринятой святилище крупных. Объединенных племен. Однако известный исследователь. Ка. АРЛ. Мейнгоф считает неправильным называть религию народов. Западной. Африки"фетишизмом"; по его мнению, ее лучше называть"демонизмом"Таким образом, по поводу западноафриканского"фетишизма"можно сделай ты два вывода, которые не согласовываются с привычным представлением о нем: во-первых, это сравнительно поздняя, ??а не начальная форма религий народов. Африки, во-вторых, культ фетишей в этой стране и являются преимущественно культа м лично заместитель є переважно культом особистих заступників.

В период европейской колонизации. Африки именно. Фетишистское практика оставалась едва ли не единственной возможностью противостоять европейским колонизаторам и миссионерам. Она приобретала различные формы - создавались числе энные тайные общества, которые ставили целью найти средства для противостояния"фетишам"белых. В фетишистский обращение вводились предметы, заимствованные у европейцев (огнестрельное оружие, деньги, спички, замки, п орожни бутылки). Некоторые африканцев даже пытался тайком окрестить собственные фетиши, чтобы усилить их могуществоїх могутність.

В поздних формах религии фетишизм сохранился в форме поклонения идолам - наделенным таинственной силой воздействия материальным предметам с чертами человека или животного. В современных религиях он существует в виде вшан ния священных предметов (кресты, иконы, мощи), а как самостоятельный остаток - в виде веры в талисманы и амулеты. Талисман, с точки зрения суеверных людей, приносит счастье, амулет оберегает от несчастных я (подковы, ладанки, кулоны и т.д.о).

Другой ранней формой религиозных взглядов можно считать тотемизм (на языке индейцев-оджибве (журавля) ot-totem - его род) - вера в сверхъестественную родство человеческих коллективов (род, племя 'я) с определенными видами животных и растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Срок тотемизм появляется в научной речи в начале XVIII в и закрепляется на рубеже. ХIХ-ХХ вв в трудах выдающегося английского ого этнографа. Джеймса. Фрейзера (1854-1941). Первой фундаментальной работой по тотемизма стала его книга"Тотемизм и экзогамия", в которой он выдвинул гипотезу о возникновении тотемизма с давних представлений о природу деторождения: женщина беременеет, когда в утробу проникает дух растения или животного. Поскольку в таком случае ребенок является причастной к жизни животного или растения, это животное или растение наделяется особым значениеливим значенням.

На тотемов люди смотрели как на заместителей рода и племени, защитников, помощников в решение"разрешении всех конфликтов, они считали их братьями и сестрами. Поэтому свои родовые коллективы первобытные люди называли и именами тотемов. Например, североамериканские индейцы-оджибве в XVII в было пять родовых коллективов, которые носили название журавля, сома, гагары, медведя, куницы. В. Австралии в конце XVIII - поча тку XIX в европейцев очень удивляла ответ аборигенов на вопрос"кто ты?" ностьеслювали свою племінну приналежність.

Первоначально тотемом считалось только настоящая животное, растение, птица или насекомое. Потом стало хватать его более или менее реалистического изображения, в конце концов люди стали довольствоваться любым символом, словом или звуком, которым они обозначали свой тотем. Каждый человек перед сном и при пробуждении говорила имя своего тотема, поскольку думала, что благодаря его сверхъестественной поддержке ней ничего плохого не случится, наоборот, и на охоте, и в других делах ей повезтить.

Возникновение тотемизма тесно связанными с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Растения и животные, которые дали человеку возможность существовать, становились объектами поклонения. Н. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а именно давало возможность использования тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда, чтобы выразить отношение к тотему, первобытные люди ис ристовувалы слова"это наше мясо"Позже в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровных отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и за. Ступник их группы есть определенная тотемное животное или растение и их древние предки, которые сочетали в себе признаки людей и тотема, обладали невероятными способностями. Это привело, с одной стороны, к усилению ния культа предков, с другой - к изменению отношения к самому тотему, в том числе к появлению запрета на использование его в пище, за исключением случаев, когда его поедания мало ритуальный характер и напоминает вало о давних нормы и правиланорми та правила.

Так в тотемному культе возникает табу - система запретов на использование в пище тотемного животного или задачу ей какого-либо вреда. Классической страной, где система табу получила свое наибольшее развитие, является. Полинезия. По мнению. Дж. Фрейзера, слово"табу"с языка полинезийцев переводится как"замечен"или"особо выделен"Табу были важным механизмом регулирования социальных отношений. Так, половозрастные табу поделили первобытный коллектив на брачные классы, тем самым исключив половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которую давали вождю, воинам, старым, женщинам, детям. Другие табу призваны были гарант. Уват неприкосновенность дома или очага, правилам захоронения, запрет общения незнакомца с женщиной после ее бракосочетания тощомця з жінкою після її одруження тощо.

Эти табу были очень суровыми. Исследователи приводят такие примеры нарушения запретов. Однажды один из племенных вождей. Новой. Зеландии оставил объедки от своего обеда, которые с"ел один из рядовых членов племени. Когда последний понял, что использовал в пищу продукты вождя (это было запрещено), он упал на землю, стал корчиться в конвульсиях и умер. Эти примеры не единичны. Сам факт осознания нарушения табу, щ в понималось как нечто священное, парализовало волю нарушителя, а также и способность его организма к жизнедеятельностиності.

Тотемные табу надолго пережили сам тотемизм и остались в более развитых религиях в форме соответствующих запретов на употребление"нечистых (грязных)"видов пищи. Так, например, у евреев и мусульман свинина а считается грязным мясом и поэтому не годится в пищу понятное объяснение этом никто не может дать, а то, что это грязное животное, выглядит неубедительно, ведь свинья - очень разборчивая в ешьірлива в їжі.

В условиях распада родового строя первичные тотемные верования перерастают в антропоморфные культы природы, стихий, животных, где этим объектами поклонения предоставляется уже вроде человеческого лица. Позже элементы тотемизма вошли ко всем религиям. Его влияние ощущается в индуизме, где многих животных (например, корову, слона, обезьяну, змею) почитают как священных. Пережитки этой первоначальной формы религий й можно видеть и в образах кентавров с греческого олимпийской мифологии. Следы тотемизма отчетливо видны и в христианстве. Святой дух и сегодня изображается в виде голубя, а. Христос часто называется"Агнцем ем (ягненком). Божиим"или символизируется рыбой. От обряда ритуального поедания тотема ведет свое начало христианское таинство причащения: считается, что под видом хлеба и вина верующие поедают тело и п 'ют кровь. Христ ють кров. Христа.

Наряду с тотемизмом и табу достопримечательность в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (от греч mageia - колдовство, гадание) - вера в существование сверхъестественных способов воздействия на природу или человека, то есть окружающий мир. Между магией и религией не существует разделения, невозможно противопоставлять и религию магии, потому что каждый культ включает магическую практику - молитвы, начиная с первобытных и до современных религий. Человек - продукт материи, и поэтому он полностью в ее властейаді.

Истоки этой формы религиозных верований полнее описаны английским этнографом. Бронислав. Малиновским (1884-1942) в его работе"Магия, наука и религия"Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов в. Тробриан, он заметил интересную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии - в посадке клубневых растений, но магия не используется при культивации плодовых деревьев, дают стабильный урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул или других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней мастерской лодок всегда с упроводжуеться магическими обрядами, при сооружении же домов магия не используется. Эти исследования позволили. Малиновскому сделать вывод, что сфера магии - это деятельность повышенного риска. Она приходит на помощь, если нет надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, если ею руководит случайность и неопределенность. Это и заставляет ее полагаться на помощь сверхъестественных сил и осуществлять магические диювати магічні дії.

Отношения, установившиеся между человеком и природой, всегда имели двойственный характер: с одной стороны, господство всесильной природы над беспомощным человеком, с другой - воздействие на природу, к которому человек п стремилась, используя свои несовершенные силы и способности. Эти приемы и является магической практикою.

Имитация средств охоты должна способствовать успеху самой охоты. Прежде чем пойти на поиски кенгуру, австралийцы ритмично танцуют вокруг рисунка, на котором изображена желательно добычу

Магия делится на шесть видов: производственную, лечебную, любовную, вредоносную (деструктивную), метеорологическую (магия погоды) и военную. Эта видовая классификация далеко не полна, поскольку в каждом ее виде и можно выделить много подвидов. Так, производственная магия, в свою очередь, имела много разновидностей: охотничье, рыболовная, строительная, земледельческая, гончарная, учебная, спортивная, кузнечное тощщо.

Иногда также говорят о"черной", вредное, и"белую", положительную магии

. Вредоносная магия преследовала цель нанести вред сверхъестественными средствами отдельному лицу или лицам. Среди народов. Южного полушария доминировали такие приемы: таргетинг на врага заостренной палочкой или костью,. Северным ной -"порча"через пищу, напитки, одежда и т.д.. Важным средством вредоносной магии есть мусор, если его тайно забросить на чужое подворье 'же подвір' я.

Одной из разновидностей вредоносной магии является вера в"дурной глаз", которым наделялись и отдельные животные (змея, лев, кошка и т.п.) и люди (раскосые, со впалыми темными глазами, с нахмуренными бровями или которые сде ослися). Есть поверье, что от дурного глаза болеют люди и животные, коровы и козы не доятся, оружие охотника теряет свои боевые свойства тощивості тощо.

. Военная магия близка к вредной своими целями и задачами. Разница заключается лишь в том, что вредная - тайная и односторонняя, а военная - публичная необходимость преодолеть активное сопротивление жертвы

. Любовная магия имела двойную направленность: вызвать влечение или наоборот, уничтожить его ("приворожить"или"видворожиты"

"присушить"или"видсушиты"). Любовную магию следует считать одним древним видом чародейства. Ее появление связано с тем, что именно в этой сфере было очень много непонятного для человека

. Лечебная магия отличалась от других видов магии исключительным многообразием обрядов. Понятно, что это - народная медицина. Границу между медициной и магией провести очень сложно: натирание больного пчелиным воском практикув валося для отпугивания духов леса, хотя и было хорошим согревающие средстваом.

. Производственная магия - ее возникновения сводится к рациональной хозяйственной деятельности людей, использующих маскировки, переодевания, пидманювання животных, подражая их голоса раньше формы производственной магии зафик ксовани в наскальных рисунках.

. Метеорологическая магия - это единственный вид магии, который не зависит от человеческой воли и действий

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - волшебники и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы соплеменников, влиять на д духов или чудодейственные силы. Но главное заключалось не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в критические моменты есть волшебное ки и шаманы пользовались особыми почестями и уважением соплеменников. Итак, колдовская практика не противоположна религии, а наоборот, сливается с ненею.

Вера в магию сохранилась и до наших дней как элемент современных религий (вера в сверхъестественную силу обрядов: молитва, жертвоприношение, очищение, пост) и в самостоятельной форме (гадание на картах)

В ранньородовому обществе распространенными были и анимистические представления. Анимизм (от лат аnima - душа) - вера в духов и души как двойника тела, носителя жизни человека, а также животных и растений детальный анал лез анимистических верований был описан английским антропологом, этнологом и религиоведом. Эдуардом. Тейлором (1832-1917) в работе"Первобытная культура"Он был уверен, что отправной точкой для аниме изма послужили размышления первобытного человека над такими вопросами: в чем разница между живым и мертвым телом, причина сна, экстаза, болезни, смерти, а также переживание транса и галлюцинаций. Но в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, она формирует понятие о душе, находящейся в теле и оставляет его время от времени. Далее формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тел а загробный мир тощробний світ тощо.

Затем представление о человеческой душе стали переноситься на окружающий мир. Сначала люди думали, что души могут иметь вид птиц, иногда - животных и растений. Как видно, здесь тесно переплетаются анимистические и и тотемистические верования, хотя тотемные образы были необходимы людям не сами по себе, а как вместилища для духиів.

Позже возникла вера в переселение душ, с которой можно встретиться во многих религиях, особенно индуизме. Еще позже люди стали одухотворять и неживые явления - камни, горы, реки и озера, солнце и звезды и. Это было необходимо, во-первых, для того, чтобы объяснить причину всех природных явлений вполне удовлетворительным способом, во-вторых - приписать духам все хорошо и плохое, что случалось на протяжении всей жизни. Непосредственное средней же причиной появления таких анимистических взглядов может быть и своеобразное толкование первобытными людьми целого ряда акустических и оптических явлений: эха, шумов, теней и т.д.. Они представлялись им свидетельством н е только существование человеческой души, но и подобных нетелесные двойников почти всего, что существует в мире. Это уже стадия позднего анимизма, или демонизма, что ведет к появлению веры в. Бога, ангелов, сатану,. РУСАЛ к, гномов, фей, нимф, водных, бессмертные души т.д.. Самостоятельно анимизм живет в вере в привидения, спиритизм (возможность общения с душами умерших с помощью различных приспособленийувань).

uchebnikirus.com


Смотрите также