Первобытная эпоха. Пособие по истории 3 раздела / Раздел 1 Особенности становления государственности в России и мире / Тема 1. Первобытная эпоха в истории человечества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция 2. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Первобытная эпоха


Тема 1. Первобытная эпоха в истории человечества

Тема 1. Первобытная эпоха истории человечества.

Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возни­кать в седой древности первобытного общества. Назовем только неко­торые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разо­браться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социаль­ных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобыт­ной истории.

1.1.Хронология и периодизация первобытной истории. 

Первобытнооб­щинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества- более миллиона лет и охватывает период с момента выделения человека из животного мира до образования классовых обществ. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно сложно. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных конти­нентах. В исторической науке существует несколько вариантов периодизации первобытной эпохи. Одна из низ – археологическая, основывается на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней выделяют три периода:

1.) каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

2) бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

3) железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медно каменный век (энеолит).

На ранней стадии становления и развития человеческого общества хозяйственную жизнь людей можно характеризовать как приспособление к окружающей среде. В качестве основных занятий древних людей ученые называют охоту и собирательство. Материальная культура была связана с производством орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, из камня люди научились делать ножи, скребки, наконечники для метательных копий.

1.2. Социальная организация древних людей представляла собой непостоянные, случайные сообщества численностью 30-50 человек, так называемые праобщины. Однако постепенно сообщества людей укрепляются т.к. организация охоты, которая являлась основным источником пищи, требовала коллективных усилий. Охота и собирательство давали людям лишь необходимый продукт, поэтому распределение и потребление пищи могло быть только уравнительным и никаким другим. Уже на этой ранней стадии, внутри праобщины выделяются лидеры. Это были те члены сообщества, которые добывали пищи больше, чем другие. Они пользовались авторитетом и уважением, и постепенно приобретали некоторые привилегии, например, могли иметь больше женщин или распределять продукты между членами сообщества. Таким образом, происходил естественный отбор лидеров, их слово становилось законом для первобытного коллектива и уже на самой ранней ступени истории человеческого общества зарождаются предпосылки социального неравенства.

Примерно 40 тыс. лет до н.э. появляется человек разумный, соответственно меняется форма социальной организации людей. На смену человеческому стаду (праобщине) приходит родовая община. Это был довольно большой коллектив кровных родственников и состоял из нескольких поколений. Власть и управление присущи любому человеческому сообществу.

Особенности власти родовой общины:

1) источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли власть. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2) властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Конечно, общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами рода, а авторитет определяли жизненный опыт, старшинство, профессиональные достижения, храбрость, физическая сила. Принятые на собрании решения носили строго обязательный характер. Общие собрания созывались, как правило, для решения важнейших вопросов жизни общины, касающихся производства, религиозных обрядов и т.д. В обычной повседневной жизни люди и сами прекрасно понимали, что нужно делать;

3) для непосредственного управления жизнью сообщества общее собрание избирало одного или нескольких старейшин. Термин «старейшина» обозначает не возраст, а общепризнанное лидерство в сообществе. Старейшина был первым среди равных соплеменников. Он руководил повседневной жизнедеятельностью рода, но не имел каких-либо льгот, привилегий. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода, более сильным, опытным и мудрым. На случай войны род назначал военачальника. Постепенно выделялись жрецы, выполнявшие ритуальные функции.

Власть имела выборный, временный и сменяемый характер и  опиралась на авторитет. Специальный аппарат управления и принуждения отсутствовал, хотя были возможности для жесткого принуждения к нарушителям порядка. Кроме того, в первобытном сообществе отсутствовала специализация: по мере необходимости взрослый член рода выступает и охотником, и воином, и производителем орудий труда. Профессиональные военные дружины еще не создавались, в военных конфликтах участвовали все мужчины, способные носить оружие. Старейшины (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

Разложение родовой общины Непосредственной предпосылкой процесса разложения перво­бытного общества и образования классов был подъем в различных сферах производства, и как следствие, рост регулярного из­быточного продукта. Особенно большую роль здесь сыг­рали дальнейшее развитие произво­дящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремес­ленной деятельности и интенсифи­кация обмена.

1.3. Развитие производящего хозяйства и его аналогов.

Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие, сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства. В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог. Хозяйственные возможности во многом зависели от природных условий а так же уровня агротехники. Поэтому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.

Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Особенно это относится к пашенному земледелию, требовавшему тягловой силы и прямо стимулировавшему разведение пригодных для тягла животных. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена, речь о котором будет дальше.

Открытие металлургии. Первым имеющим производственное применение металлом, ставшим извест­ным человеку, была медь. Использование самородной меди путем ее холодной или горячей ковки, а позднее плавки медных руд началось уже в конце неолита. Это было время, когда металл еще только пытался соревноваться с кам­нем и по большей части не очень успешно. Медь встречалась редко, стоила дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий - метал­ла - в дальнейшем в огромной степе­ни определило прогресс в развитии техники.

Затем на смену меди пришла бронза. Бронзовые орудия по своим рабочим качествам превосходят медные: они тверже, острее, а литье их легче. В то же время бронза была еще менее доступна, нежели медь. Положение изменилось только с освоением железа и наступлением раннего железного века. Железо - наиболее широко распространен­ный в природе металл, и в этом отношении оно несравненно доступнее меди и бронзы. Очень важно и то, что его рабочие качества намного выше и меди, и бронзы, и камня.

Возникновение ремесел. Производственные достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию домашних промыслов (т. е. производства изделий для собственных нужд) и возникновению ремесел (т.е. производства изделий для обмена или продажи). Первостепенное значение в этом отношении имела сама металлургия, стимулировавшая переход от домашнее-промысловой к собственно ремесленной деятельности. Из металла выделывали орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Так, в частности, только с наступлением бронзового века появились меч и боевая колесница, широко распространи­лись защитные доспехи. Железо еще более расширило ассортимент металлических изделий, а главное, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Изготовление каменных и костяных орудий, плетение и ткачество, гончаров и даже литье бронзы – все это были процессы, доступные каждому члену общины, а металлургия железа требовала особых сооружений, сложных навыков, вообще, профессиональной специализации и квалификации. Происходило становление также и других видов ремесленной дея­тельности. Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Послед­ний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюциониро­вать в более совершенную форму (круг быстрого вращения). Но ни керамические печи, ни гончарный круг не были обязательным усло­вием становления раннего гончарного ремесла.

Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка дало стимул развитию ткацкого ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева, плетение и т. п. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда -от­деление ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них - земледелия.

Интенсификация обмена. Углубление первого и становление второго крупного общественного разделения труда сопровождалось раз­витием обмена. Обмен первобытных коллективов специфическими богатствами их природной среды, как мы видели выше, существовал уже в эпоху раннепервобытной общины. Теперь, в ходе дифференциации хозяйственно-культурных типов и с дальнейшим развитием престиж­ной экономики обе эти формы приобрели еще большее значение. Но, что еще важнее, наряду с ними стал возникать подлинно экономиче­ский обмен, при котором в отличие, например, от дарообмена ценились не столько обменные связи, сколько сами получаемые путем обмена вещи.

Земледельцы, у которых не было или которым не хватало своего скота, стремились получить у скотоводов мясо, молочные продукты, шкуры, шерсть и особенно рабочий скот, необходимый как тягловое и транспортное средство. Скотоводы, в свою очередь, нуждались в земледельческих продуктах и, поскольку подвижный образ жизни препятствует многим видам ремесленной деятельности, в металличе­ских, гончарных и других изделиях.

С начавшимся выделением ремесла обмен получил еще большее развитие, а главное, стал регулярно вестись не только на границах общин, но и внутри них. Какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях. То, что делалось не по заказу, не в рамках отношений партнерства и т. д., могло уже поступать на примитивные рынки, где в известные дни недели из окрестных селений сходилось подчас очень значительное число людей.

Развитие обмена (хотя и не только оно одно) способствовало совершенствованию средств сообщения. Благоустраивались дороги и мосты, получали распространённые колесные повозки и корабли на веслах и парусах. С середины 2 тыся­челетия до н. э. в качестве упряжного животного стала применяться лошадь, в следующем тысячелетии в качестве вьючного транспорта в пустынных районах Азии -одногорбый и двугорбый верблюды.

1.4.Формирование классового общества.

Схема 1 Факторы формирования классового общества

Развитие (усовершенствование) орудий труда

Повышается уровень развития производительных сил

Повышается уровень технологии обработки земли, знаний и умений

Появляются излишки производства

Происходит разделение труда

Происходит расслоение общества (имущественное неравенство, выделение знати)

Развиваются процессы обмена, торговля

Формируется новый способ производства

Возникает государственное образование

С зарождением прибавочного продукта начинается формирование институтов классового общества и в том числе важнейших из них -частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, де­лавшая возможным существование всех других институтов. Становление частной собст­венности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост произ­водительности труда и его специализация способствовали индивидуа­лизации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшего другим. Во-вторых, те же возросшая производи­тельность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность. Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками. Пробивавшимся к жизни частнособственническим началам приходилось преодолевать и еще многочисленные коллекти­вистические формы производства, и еще прочную психологию общин­но-родовой эгалитарности. Накопление отдельными семьями излиш­ков ненужной им продукции как в натуральной форме, так и в превращенной форме сокровищ была противно самому духу первобытнообщинных традиций, и от более имущих требовали, чтобы они, так или иначе делились с менее имущими.

Разбогатевший человек, в особенности, если это был бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры, щедро одаривать родичей, соседей и гостей, помогать нуждавшимся и т. п. Скупой богач не только лишался авторитета, но и мог лишиться имущества.

Зарождение эксплуатации и общественных классов. С появлением прибавочного продукта и частной собственности все более заметной становится общественная и имущественная дифферен­циация. В то время как у родоплеменной и общинной верхушки скапливались богатства, рядовые сородичи и общинники обладали лишь незначительными излишками, не обладали ими совсем или даже испытывали лишения. По разным причинам рядовые сородичи и общинники оказывались в неравных условиях: сказывались неодина­ковая численность и половозрастной состав семей, личные качества работников и всевозможные случайности. Это неравенство усугубля­лось тем, что престижно-экономическое отношения, в прошлом в основном межобщинные, стали все шире проникать внутрь общины. Тем самым сюда стал проникать и принцип эквивалентности дачи и отдачи, вытеснявший прежний принцип безвозмездной взаимопомо­щи. Теперь за материальную помощь, полученную сородичем или однообщинником, ему приходилось расплачиваться -сперва в том же, а затем и в большем размере.

Таким образом, в конце неолита происходит выдающееся событие, которое изменило коренным образом традиционную жизнь общины – люди научились делать металл. Кроме того, усложнились операции по обработке камня. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда. Все эти и другие, связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получившему название неолитической революции. Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.). 

Рис 1 Охота Древних людей

Рис 2 Орудия труда древних людей

Рис 3 Расселение древних людей

studfiles.net

первобытная эпоха. кратко - Полезная информация для всех

Первобытная эпоха это наибольший период в истории человечества от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IVначало III тысячелетия до н. э.) , и традиционную первобытную культуру.

В течение первобытной эпохи происходили такие процессы: *антропогенез биологическая эволюция человека, которая завершилась приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида человека разумного (Homo Sapiens), а также основных человеческих рас; *формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка; *расселение человечества по всем континентам; *переход людей от присваивающего ведения (охота, сборщица) хозяйства к воспроизводящему труду (земледелие и скотоводство) ; *социогенез формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации; *появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем. Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особенной сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры. Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность) , когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения. Первобытную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит 2 млн. лет тому назад предел III тысячелетия до н. э. ; эпоху бронзы II тысячелетие до н. э. ; ранний железный век I тысячелетие до н. э. Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке Верхний палеолит это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство крепило социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта. Культура эпохи бронзы и железа Открытие бронзы (сплава олова и меди) и ее распространения вызывали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, что способствовало последующему совершенствованию производства. Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия до н. э. Новый металл был крепче и значительно более распространенным. Самые древние религиозные представления Происхождение и развитие человеческой духовности является одной из самых сложных и наиболее интересных научных проблем, в решении которой принимают участие все науки о человеке.

info-4all.ru

Лекция 2. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

План

1. Концепции происхождения человека. Формирование homo sapiens.

2. Характерные черты социума каменного века:

2.1. Палеолит. Матриархат и культ женщины.

2.2. Мезолит.

2.3. Неолитическая революция: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству.

2.4. Энеолит. Начало разложения первобытнообщинного строя.

4. Особенности и специфика первобытных верований.

5. Культуры первобытного общества.

Ключевые понятия и термины: стадии антропогенеза, австралопитек, питекантроп, неандерталец, homo sapiens, бипедализм, палеолит, мезолит, неолит, энеолит, орудия труда, земледелие, скотоводство, неолитическая революции, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, гончарство, матриархат, родовая община, патриархат, соседская община, племя, социальное неравенство, частная собственность, первобытные верования и культура

1. Концепции происхождения человека. Формирование homo sapiens

Научная теория о происхождении человека строится на теории биологической эволюции Ч. Дарвина. В трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.), «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) он доказал, что около 2-х млн. лет тому назад от общего предка (антропоида) ― исчезнувших человекоподобных обезьян ― произошли древние люди и современные обезьяны. Близкими родственниками человека являются человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла), обитающие в тропической Африке.

О родственных связях человека с животными класса млекопитающих свидетельствует то, что у человека имеются молочные железы, постоянная температура тела, аналогичные органы тела, в том числе 100 рудиментарных органов, утративших значение для выживания (перепонки между пальцами, волосяной покров туловища, копчик, аппендикс).

Дарвин выявил факторы исторического развития органического мира: естественный отбор и изменчивость организмов.

Эволюционные линии, ведущие к человеку и шимпанзе, разделились (по молекулярным данным) примерно 5,5―6,5 млн. лет назад (возможно 8 млн. лет назад). «Человеческая» линия, или семейство Hominidae, характеризуется важнейшим общим признаком ― бипедализмом (хождением на 2-х ногах). Переход к двуногому хождению был связан с существенными изменениями образа жизни. Поэтому возникновение нового семейства Hominidae ― это одновременно и формирование новой адаптивной зоны. Важно иметь в виду, что палеонтологическая летопись гоминид крайне неполна, т.к. известные ископаемые гоминиды ― малая часть их подлинного разнообразия.

Прародина человека

Противоречивыми являются точки зрения ученых относительно места происхождения человека (рождение повсюду, много рождений, одно рождение). Наиболее распространенными являются теории Африканской прародины человека и происхождение человека в Центральной Азии.

Большинство ученых подразделяют антропогенез на 4 стадии:

· ископаемые антропоиды;

· архантропы;

· палеантропы;

· неоантропы.

Острую дискуссию вызывает вопрос от одного или нескольких видов обезьян произошли люди. Наиболее верной с научной точки зрения считается гипотеза о происхождении людей от одного вида ископаемых антропоидных обезьян (конец 1-й половины третичного периода кайнозойской эры 35-10 млн. лет назад) ― австралопитеков. «Южная человекоподобная обезьяна» была обнаружена в Южной Африке в 1924 г.

Разграничительной линией между австралопитеком и «человеком» (Homo) по мнению английского ученого Л. Лики является:

· объем мозга свыше 600 куб. см;

· изготовление каменных орудий.

Типы первобытных людей (Homo):

1). Ранние архантропы Homo habilis («человек умелый») ― 2,4–1,5 млн. лет назад (Танзания, Восточная Африка). Олдувайская культура восточноафриканского человека относилась к раннепалеолитической культуре. Первооткрывателем культуры был Л. Лики (1959 г.).

Характерные черты галечной (олдувайской) культуры: объем черепа 670 см³, зачаточный выступ в поле Брока, связанный с речью (у обезьян отвечает за мимику), рост 1,5 метра, вес 45 кг, питание растительной пищей и падалью, однако добывали костный мозг из разбитых костей, изготовление примитивных каменных орудий из гальки.

Эволюция рода Homo происходила в Африке. Первая евразийская экспансия архантропов началась 1,9 млн. лет назад, когда они вышли за пределы Африки (находки в Грузии) и расселились в Южной Азии.

Вторая евразийская экспансия ― 800-600 тыс. лет назад представители ашельской культуры (Homo antecessor) вышли за пределы Африки.

2). Архантропы Homo erectus («питекантроп», «синантроп») ― 1,5 млн. лет назад населяли Китай, юг Азии, включая острова Индонезии. Питекантроп был открыт в 1891-1892 гг. голландским ученым Дюбуа на острове Ява, синантроп ― в 1927 г. в пещере Чжоукоудянь под Пекином. В Европе известна как ашелльская культура, т.к. ископаемые люди найдены близ селений Шелль и Сент-Ашель (Франция). Характерные черты: вытянутый низкий черепной свод и лоб, большие надбровные дуги, объем мозга 900-1100 см³, нижняя челюсть ― массивнее, чем у современного человека, фактическое отсутствие подбородка, резкое увеличение размеров тела, что определило схожесть от шеи и ниже с современными людьми.

Их европейские и западноазиатские популяции спустя несколько сот тысячелетий стали неандертальцами, в Африке их дальние родичи эволюционировали в «анатомически современного человека» — Homo sapiens.

3). Палеантропы Homo neanderthalensis (неандертальцы) ― 200–28 тыс. лет назад населяли Европу и Западную Азию (от Испании до Узбекистана) и относились к среднепалеолитической культуре. Мустьерский человек обнаружен в 1856 г. в долине Неандера около Дюссельдорфа. Неандертальцы произошли от питекантропов и не являются прямыми предками современных людей. Линии, ведущие к неандертальцу и современному человеку, разошлись 500-600 тыс. лет назад.

Характерные черты: низкий черепной свод и лоб, выступающий затылок, надбровные дуги, объем мозга ― как у современных людей, прямохождение, усовершенствование руки в процессе трудовых операций. Изменения в физиологии определило возрастание в рационе доли животной пищи.

4). Неоантропы Homo sapiens («человек разумный») ― 40 тыс. лет назад. Древнейшие находки в Африке – 130 тыс. лет назад; в Западной Азии ― более 90 тыс. лет назад.

Третья великая евразийская экспансия Homo sapiens:

· 50-55 тыс. лет назад сапиенсы вторглись в Азию;

· 40 тыс. лет назад ― Австралию. Это было их первое проникновение в земли, где ранее человек ещё не бывал;

· 40-35 тыс. лет назад ― вторжение в «исконные земли» неандертальцев ― Европу;

· дата первого заселения Америки спорна. По одним оценкам, это произошло также около 30 тыс. лет назад, по другим — 14 тыс. лет назад;

· острова Тихого океана и Арктика были незаселённы до начала новой эры.

Европейских сапиенсов традиционно называют кроманьонцами (впервые изучен в 1868 г. в селе Кроманьон Франция). В археологии этот момент соответствует переходу от среднего палеолита (мустьерской культуры неандертальцев) к позднему палеолиту. 40-28 тыс. лет назад сапиенсы и неандертальцы жили на одной территории. В результате столкновений или вытеснения путем более эффективных методов охоты сапиенсы вытеснили неандертальцев.

Характерные черты: высокое развитие головного мозга (объем 1450-1550 см³), высокий вертикальный лоб и лицо, меньшее по размеру по отношению к черепу, подбородочные выступы, менее массивные челюсти и зубы, вертикальное хождение, кисть перестала быть парообразной.

Происхождение кроманьонцев:

1 гипотеза: генезис Homo sapiens независимо проходил в различных районах из местных популяций Homo erectus («питекантроп»), что определило генетические различия рас.

2 гипотеза: общепризнанной теорией (за последние 20 лет) является теория единого происхождения Homo sapiens. На основе молекулярных данных утверждается, что часть архантропов являются вымершими тупиковыми ветвями. Современные люди единожды появились в небольшом районе Африки 200-150 тыс. лет назад и поэтому генетически мало отличаются друг от друга (различия между расами меньше, чем различия между шимпанзе в одном стаде). В результате экспансии в Европу они вытеснили (истребили) архаичных людей ― питекантропов и неандертальцев.

3 гипотеза: антрополог и генетик Алан Темплтон утверждает, что на основе новых генетических данных древнее евразийское человечество не было вытеснено сапиенсами, вышедшими из Африки 100-80 тыс. лет назад, а смешалось с ними. В жилах современных людей течет кровь евразийских архантропов, а возможно, и неандертальцев.

До второй половины ХХ ст. признанной считалась гипотеза линейной эволюции человека: одна форма сменяла другую, а каждая новая оказывалась более прогрессивной, приближенной к современному человеку. Современная наука утверждает, что эволюционное древо гоминид было более сложным и разветвленным, а временные интервалы существования различных видов гоминид, находящихся на разных «уровнях» близости к человеку, сосуществовали в одном биотопе. Например, 50 тыс. лет назад существовало 4 вида гоминид: Homo sapiens («человек разумный»), Homo neandertalensis (неандерталец), Homo erectus («питекантроп», «синантроп») и Homo floresiensis (потомок изолированных островных популяций питекантропов.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих в различных сферах общественной жизни и комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Природное и социальное в первобытном человеке и человеческом сообществе. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Сторонники материалистического направления европейской науки рассматривают историю под углом зрения покорения человеком природы. Природа действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время следует отметить синкретизм человека и природы, проявляющийся в том, что человек есть порождение и неотъемлемая часть природы, непрерывно взаимодействующая со своей средой обитания.

Выделение людей из животного мира ― длительный и сложный процесс, представляющий диалектический переход в рамках органического мира от биологических закономерностей к социальным. Природа продемонстрировала многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции.

Причины и движущие силы антропогенеза.

· биологическая адаптация,

· приспособленность к социальной адаптации.

Главной движущей силой эволюции человека является труд по созданию и совершенствованию орудий охоты и рыболовства. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» доказал, что из всех социальных факторов, под воздействием которых гоминиды превращались в людей современного типа, определяющим являлся труд. «Труд создал человека». Труд начинался с изготовления орудий труда. Существенное отличие стада животных от человеческого общества «состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят».

В процессе добывания пищи и защиты от врагов развивались прямохождение, двуногая походка, гибкая рука и большой палец, как средства изготовления орудий труда, мускулатура, объем мозга, органы речи. К объединению людей побуждала слабая биологическая защищенность ― следствие смены древесного образа жизни наземным.

Другой социальный фактор эволюции человека ― развитие мозга и звуковой речи, неотделимой от способности к абстрактному мышлению на основе усложнения структуры мозга. На протяжении сотен тысяч лет примитивные звуковые сигналы антропоидов для выражения эмоций приобрели более осмысленный характер. Развитие мозга и подчиненных ему чувств, проясняющих сознание, способность к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и язык, давая новые толчки их дальнейшего развития. Формирование речи связано с формированием зачатков социального поведения, потребностью людей в коммуникации (способность предупреждать об опасности, согласовывать действия на охоте, передавать трудовые навыки). Лучшими шансами обладали виды, которые в процессе борьбы за выживание смогли приспособиться к изменениям условий природной среды. Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание, создало возможности для расселения на огромной территории и чувство относительной независимости от климата. Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, а полученные ими знания полностью или частично терялись.

Этапы развития первобытной цивилизации

Каменный век. Палеолит (1 млн. ― 13 тыс. лет назад)

Период раннего палеолита 1 млн. — 150 тыс. лет до н.э. (от греч. «палео» ― «древний» и «литос» ― «камень»). Основной тип человека: «питекантроп», «синантроп». Люди ашелльской культуры в основном пользовались дарами природы и пожирали себе подобных. Однако умели изготавливать каменное универсальное орудие ― обоюдоострое рубило, 300–200 тыс. лет назад научились пользоваться огнем (многометровый слой золы в кострище в пещере Чжоукоудянь; кострища возрастом более 1 млн. лет назад обнаружены в Африке). Основной тип социальной организации ― первобытное стадо ― непостоянные небольшие сообщества первобытных людей, организованные с целью добывания пищи. Господство потребляющих форм хозяйствования: собирательство, охота и рыболовство.

Период среднего палеолита 150—40 тыс. лет до н.э. В результате наступления ледникового периода 100 тыс. лет назад резкого ухудшились природные условия на территории России, Центральной и Западной Европы. Важнейшим условием выживания стало умение пользоваться огнем (для обогрева жилища, приготовления пищи и защиты от хищников). Исследования археологов позволили проследить усовершенствование орудий труда и охоты из кости и заточенного камня ― обоюдоострые рубила, отщепы для разделки туш, деревянные копья с каменными наконечниками, скребки. Преимущественно питались мясом за счет охоты и каннибализма.

Основной тип социальной организации ― матриархальный род, что было обусловлено более важной ролью в сохранении рода женщин. Женщины давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами.

Характерно появление первых мистических/религиозных верований (похороны мертвецов и украшение могил цветами). В период контактов с сапиенсами возникли зачатки искусства (ожерелье из когтей медведя, «флейта» из кости, «скульптура»).

В результате обострения борьбы за источники пропитания и неспособности приспособиться к новым условиям существования множество стад первобытных охотников-неандертальцев погибло.

Период позднего палеолита (40—13 тыс. лет до н.э.). Утверждение в Евразии и Африке человека кроманьонского типа (30—20 тыс. лет до н.э.). Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы.

Основной тип социальной организации ― родовая матриархальная община, характеризующаяся относительной оседлостью. Родовая община ― постоянный коллектив людей, связанных кровными узами, обладающих общим имуществом и ведущих примитивное совместное хозяйство; характерно уравнительное распределение материальных благ при наличии гендерной и возрастной стратификации общества, как единственных форм разделения труда. Род регулировал брачные, хозяйственные и религиозные отношения.

На данном этапе возникла языческая религия, которая проявлялась в 4-х формах: тотемизм (вера в происхождение рода от одного предка), анимизм (вера в наличие души), магия (колдовство) и фетишизм (убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу). Вера в благоприятные или неблагоприятные приметы ― фетиш, вызвала необходимость создания фигурок животных и амулетов, приносящих удачу владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший кровь врага или съевший его сердце, приобретает особую силу.

Произошел качественный скачок в культурном развитии: возникновение искусства (наскальная живопись), ускорение технического прогресса, усовершенствование приемов охоты (негативное последствие — вымирание крупных животных 10 тыс. лет назад).

Эпоха мезолита 13—8 тыс. лет до н.э. (от греч. «мезос» ― «средний» и «литос» ― «камень») характеризуется благоприятным изменением природных условий. Отступление ледников создает условия для заселения новых территорий. Численность населения Земли составляла 10 млн. человек.

Основной тип социальной организации ― родовая матриархальная община. Основные занятия человека: собирательство, охота, рыболовство, приручение животных (собака, свинья). Усложнение процесса изготовления и появление новых орудий труда: лук, долото, топор, ножи, копья, лодки и др.

Эпоху мезолита характеризует наступление нового этапа в познании мира, о чем свидетельствует развитие наскальной живописи, изготовление украшений (бус) и статуэток с изображением людей и животных. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в искусстве. Многие из них связаны с ритуалами и обрядами первобытной магии. Охоте, лечению больного, выбору пары предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита изготавливали ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось усложнению похоронного ритуала. В погребения клали украшения, орудия труда и запасы пищи, что доказывает наличие убеждения в существовании потустороннего мира жизни человека.

Укрепление веры в высшие силы, которые могли помогать или вредить, вызвало необходимость жертвоприношений в виде части добычи или человеческих жертвоприношений. Заметную роль в жизни первобытных племен начали играть жрецы (шаманы, колдуны),

Формирование ранней социальной стратификации первобытного общества: вожди (избирались самые сильные и опытные охотники), старейшины (наиболее опытные члены рода) и жрецы (обладали умением общаться с высшими силами, знатоки целебных трав).

Эпоха неолита 8—3 тыс. лет до н.э. (от греч. «неос» ― «новый» и «литос» ― «камень»). В 10 тыс. до н.э. человек идеально приспособился к условиям среды обитания, и как господствующий вид, утвердился на всех континентах земли. Однако совершенствование орудий охоты привело к массовому истреблению животных, что подрывало основы существования первобытных людей. Платой за прогресс стал голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции. Это был первый в истории кризис развития цивилизации, решение которого шло 2-мя путями:

1. Племена экваториальной зоны Африки, Южной Америки, островов Юго-Восточной Азии и Тихого океана, Австралии, Севера Европы как бы замерли в развитии и познании окружающего мира. Система запретов (табу), ограничивающая охоту и потребление пищи, предотвращала рост населения, препятствовала изменению образа жизни и развитию знаний. Это привело к сохранению мезолитического типа хозяйства и культуры.

2. На территории современных государств ― Египте, Иране, Ираке, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу ― где были благоприятные природные условия, произошел прорыв на качественно новый уровень развития. Люди перешли к осознанному преобразованию природной среды, что создало условия для неолитической революции ― переходу от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности, от охоты к скотоводству (первая отрасль), от собирательства к земледелию. Неолитическая революция создала условия для возникновения первых аграрно-скотоводческих культур, в которых рост производительности труда способствовал увеличению количества продуктов в рационе питания.

Произошли существенные изменения в структуре общественных отношений. Углубилось общественное разделение труда.

І разделение труда ― из земледелия выделилось скотоводство;

ІІ разделение труда ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (ткачество, гончарство, изготовление лодок и колесных повозок, приводимых в движение лошадьми, волами и ослами). Усложнилась специализация труда между ремесленниками (одни поселения специализировались на оружии, другие ― ткачестве или изготовлении посуды).

ІІІ разделение труда ― возникновение избытков продукции стало основой развития торговли, выделение торговли из производственного цикла. Господствующей формой оставался натуральный обмен между племенами, расширение которого вызвало необходимость в едином эквиваленте стоимости товаров ― деньгах.

Постепенно в обществе зарождалось имущественное неравенство. Вожди, жрецы, умелые ремесленники стали накапливали имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Изменения были характерны в области гендерных ролей в обществе. Для раннего периода первобытной цивилизации (от палеолита до развитого неолита) характерно существование матриархата. Матриархат (лат. Mater ― мать і грец. άρχη ― власть) ― особая форма первобытного общества, в котором родовые группы создавались на основе родства по женской лини. В период раннего матриархата (палеолит и ранний неолит) основой равноправного положения полов в обществе было занятие женщин собирательством, мужчин ― охотой, примитивным рыболовством занимались представители обоих полов. Развитый матриархат характеризовался ведущим положением женщин в обществе, что определили новые отрасли хозяйствования ― мотыжное земледелие, развитое рыболовство и разведение домашнего скота.

Ячейкой матриархатного общества была материнская семья ― большая группа (200‒300 особ) близких родственников по женской линии, которые выступали хозяйственными единицами, коллективно владеющие родовой общинной землей. Во главе материнского рода стояла старшая женщина. Характерным явлением была полиандрия (многомужество).

В эпоху неолита люди продолжали жить большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Для избегания генетического вырождения мужчины и женщины из одного рода не могли вступать в брак друг с другом. Девушек отдавали замуж в другие рода, из них мужчины брали себе жен. Из рода в род переходили женщины, мужчины оставались постоянным ядром своей семьи. Степень родства стала учитываться по мужской линии. В некоторых племенах женщины выполняли функцию своеобразного товара, который одна семья продавала другой. При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, оставалось в ней.

Причины перехода от матриархата к патриархату

· усложнение трудовых навыков и орудий труда земледельца, скотовода и ремесленника, требующих выполнение сложной, тяжелой работы.

· появление собственности и имущества;

· накопление знаний, трудовых и профессиональных навыков, традиций передаваемых по наследству членам своей семьи;

· сокращение смертности среди мужчин, что повлияло на выравнивание численности мужчин и женщин;

· изменение жизненного уклада, возникновение новой ячейки организации общества ― семьи.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы закрепляли нормы патриархата. Патриархат (patriarchy) –– система иерархического господства мужчин над женщинами, материальной основой которого выступает контроль мужчин над рабочей силой, продуктами труда и репродуктивными качествами женщин (и детей). В основе патриархата лежит андроцентричный общественный дискурс –– способ мышления, при котором мужчины рассматриваются в качестве мирила культурных ценностей и норм. В некоторых племенах допускалась полигамия (многоженство).

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя, во главе которого стоял вождь. С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, создавая новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования и поддерживающие тесные связи друг с другом, образовывали союзы племен. Удалившиеся на большое расстояние от исходной территории племена (прежде всего скотоводы) нередко теряли связи с очагом происхождения. В процессе развития языка появлялись новые позаимствованные слова, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности и контактами с соседями.

Энеолит (4-3 тыс. до н.э.)

Новый этап в развитии земледельческих и пастушеских племен начался с переходом к освоению металлов. Из самородков легкоплавких металлов (меди, олова и свинца), которые лучше и быстрее поддавались обработке, ремесленники научились изготавливать более производительные орудия труда, оружие и украшения. Однако доступных запасов металла было мало, а навыки обработки были примитивными, поэтому каменные орудия использовались еще долгий период. Новый этап в истории человечества, начавшийся с освоения металла, называют энеолитом (меднокаменным веком).

В период энеолита начался переход от мотыжного к ранним формам пахотного земледелия. Широко стала использоваться тягловая сила крупного рогатого скота и лошади. Он ознаменовался появлением территориальной общины и первых государств.

Характерные черты первобытной цивилизации.

Экономическая сфера:

Социальная сфера:

· низкий уровень производительных сил

· родовая или соседская община

· полная зависимость от природы

· общинная собственность

· уравнительное распределение

· кочевой образ жизни

 

· естественный отбор

· каннибализм

Политическая сфера:

Идеологическая сфера:

· отсутствие государства, классов и эксплуатации

· Язычество

Вопросы для самоконтроля знаний:

  1. Определите хронологические рамки первобытного общества.
  2. Раскройте стадии антропогенеза современного человека. Какую гипотезу о происхождении человека Вы считаете наиболее верной? Ответ обоснуйте.
  3. По Вашему мнению, какие важнейшие изобретения и открытия древних людей стали шагами человека к цивилизации?
  4. Какие черты характерны для культуры первобытного общества?
  5. Охарактеризуйте духовный мир первобытного человека.
  6. Назовите особенности мифологического мировосприятия древнего человека.
  7. Какие формы верований характерны для первобытной эпохи. В чем заключаются их специфика?
  8. Проанализируйте особенности периодов матриархата и патриархата в развитии первобытного общества. По Вашему мнению, какие причины стали основанием для создания культа женщины.
  9. Что характеризует культуру собирательства и охоты?
  10. Раскройте сущность неолитической революции.
  11. Что характерно для культуры раннего земледелия?
  12. Какие достопримечательности мегалитической архитектуры существуют сегодня?
  13. Какие черты определяют первобытные формы искусства?

kursak.net


Смотрите также