Первобытные охотники. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу – охота и рыболовство
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытные собиратели и охотники. Первобытные охотники


Первобытные собиратели и охотники - ГДЗ Ответы

Главная › 5 класс › История › Рабочая тетрадь по истории Годер часть 1 5 класс Задание 2. Впишите недостающие слова.Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой. Задание 3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

Жизнь первобытных людей - 1

Задание 4. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

Жизнь первобытных людей - 2

Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

Задание 5. Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

Жизнь первобытных людей - 3

Над его пещерой. Я думаю это - медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.

Задание 6. Впишите недостающие слова.Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун. Задание 7. Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

Жизнь первобытных людей - 4

1. Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем.

На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой.

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

Для того чтобы они бежали к ловушке.

Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Жизнь первобытных людей - 2

Я думаю он провалился в ловушку - да, она была опасна тем, что огнем можно было обжечься или тоже упасть в ловушку. Чтобы сделать из шерсти вещи и подкрепиться мясом мамонта.

Задание 8. Ответьте на вопросы.

а) Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

Потому что в них были родственники. И они помогали своим сородичам во всем и везде.

б) Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество

В общинах были только родные и сородичи. Было общее: дом, очаг, пещера, орудия и т.д.

в) Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

Я думаю тем, что «древние люди» считали женщин хранительницами очага, они их уважали и любили.

 

 

Задание 9. Выполните задания и ответьте на вопрос. Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое - для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

Жизнь первобытных людей - 6

Ответ:

а) Копье - для охоты на зверей.б) Гарпун - для охоты на рыбу и урожай.

Задание 10. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд». О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Жизнь первобытных людей - 7

Я думаю первобытные люди считали что: его вещи понадобятся ему в другом мире, а ожерелье для того чтобы другие знали, что он убил медведя. Его уложили потому что они думали что он спит.

Задание 11. Найдите ошибки

Жизнь первобытных людей - 8

Тем что они ели хлеб, что вожак умел говорить, что есть динозавр.

Задание 12. Разгадайте кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».

Жизнь первобытных людей - 9

Жизнь первобытных людей - 10

 Ответ:

Жизнь первобытных людей - 11

К вводному урокуПроверьте себя

dourokov.ru

Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу – охота и рыболовство

Невероятно много тысячелетий назад и в Африке, и в Европе, и в Азии, как предполагают ученые, появился первобытный человек. Он очень отличался от современного человека. Он был просто очень низкого роста – всего на 50-60 см больше нынешнего первоклассника. Первобытный человек был некрасив: на большой голове с короткой толстой шеей под глубокими надбровьями прятались маленькие глазки. Зато он был очень сильным и выносливым и в отличие от зверей ходил, хоть и неуклюже, но прямо. Поэтому руки он приспособил для того, чтобы держать дубину и делать различные предметы. Первобытный человек активно заселял землю: пока континенты соединялись между собой участками суши, он прошел в Америку и Австралию. Уже наступало похолодание, и люди все время передвигались и старались жить вместе, поскольку в одиночку выжить труднее. А пока еще на земле не наступило похолодание, первобытные люди охотились на мамонтов.занятие первобытных людей позволявшее добывать мясную пищу

Для этого они выкапывали ямы-ловушки и с шумом и криками загоняли огромного зверя в них. Или гнали крупного зверя к ущелью или обрыву. Туда животные падали, и человеку оставалось их добить. Но из ямы было трудно, почти невозможно достать крупного зверя. Приходилось вытаскивать его постепенно по частям. Яма была как бы кладовкой. Опасная охота – это было занятие первобытных людей. Добывать мясную пищу было достаточно трудно. Но после добычи мамонта пищи хватало надолго. Кроме того, у людей появлялись и теплые мягкие шкуры. В теплых местах они охотились – на бегемотов, тапиров, антилоп, диких быков, даже горных козлов. Мясо ускоряло рост и активность человека. От мясной пищи человек становился сильнее и умнее. Постепенно менялся его внешний вид: руки становились короче, голова и мозг крупнее, у него развивалось мышление. Этого человека назвали позже кроманьонец.

Кочевники

Сначала первобытные люди, сделав дротики, метательное орудие, охотились на животных при их помощи на небольшом расстоянии. Это было первое занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. Но изловив животных рядом со своим жильем, они стали перемещаться в поисках еды. Огромные носороги, бизоны, олени, такие мелкие птицы, как куропатки – все шло в пищу.занятие первобытных людей позволявшее добывать мясную пищу ответ Человек сумел огнем обогревать и охранять свои жилища. В это время он охотился только с одним могучим оружием – копьем. Копья делали из дерева, но к концу привязывали или приматывали твердый острый камень, чтобы пробить тело животного и его толстую шкуру. Копья украшали неглубокими рисунками. Эти рисунки обозначали, что человек сильнее зверя, и лесные и пустынные духи придут ему на защиту и помощь. Иногда первобытные люди убивали даже таких крупных животных, как слон или лев. Из зубов зверей они делали для себя ожерелья. Если дело происходило на севере, то, найдя в вечной мерзлоте труп мамонта, люди охотно его съедали. А уж охота на северного оленя - постоянное занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. Если пещера или построенное жилище было удобным и удачным, то оно могло служить нескольким поколениям. Век их был короток.

Изобретения в новой эпохе – неолит

Люди всегда уважали волка за его сообразительность, настойчивость, быстроту, отличный нюх и силу. И человек приручает волка. Так у него появился друг и помощник на охоте и защитник – собака. А потом первобытный человек научился, сгибая ветки, делать новое оружие – так появился лук. С его изобретением можно было охотиться на зверя издалека. Теперь стая собак выслеживала зверя, направляла его в нужное место и издалека, при помощи лука, не боясь, что его искалечат, человек охотился. Чем была охота в те времена? Это главное занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.занятие первобытных людей добывать мясную пищу

Этих всех зверей и охоту на них первобытные художники рисовали на скалах и стенах своих пещер. Но люди видели в ручьях, небольших речках и озерах плавающих рыб и с гарпуном охотились на них, заходя в воду. Они прицеливались и попадали острым концом в рыбу. Но добыча была мала. У людей появилось больше времени, и поэтому они научились делать лодки. На них они отплывали от берега и высматривали косяки рыб. А рыба - это тоже вкусное и сытное мясо. Рыболовство - это было новое занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.

Вопросы и ответы

Какие заботы были у первобытного человека? Ответ – накормить себя, найти пещеру для спокойной жизни, защитить себя.

Какие орудия применяли первобытные люди для получения мяса? Ответ – дротик, копье, лук и стрелы.

Какое оружие требовалось рыболовам? Ответ – гарпун.

Какое было занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу? Ответ – охота и рыболовство. Причем охота загоном животных, забивание отставших от стаи слабых зверей. Это было особенно удобно и менее опасно.

Какие рисунки изображались на жилищах людей? Ответ – животные, люди, сцены охоты.

Какого самого крупного зверя рисовали первобытные люди? Ответ – бизона.

Какой период называют каменным веком? Ответ – палеолит.

Кто был предком разумного человека? Ответ – кроманьонец.

Древнейшие орудия охоты позволяют нам думать, что первобытный человек учился сам их изготавливать и передавать свои знания другим людям общины. Первобытные люди очень медленно и примитивно придумывали, как их делать, но это их развивало, и появлялись элементы того, что теперь мы называем культурой. Они учились жить сообща, расширялось их восприятие мира. Они учились рисовать и делать флейты – так они выражали свои чувства. Теперь, видя, как живут австралийские аборигены, которые до прихода европейцев были полностью отрезаны от всего мира, мы можем предполагать, как жили первобытные люди.

Много позже люди освоили изготовление металлического, точнее, бронзового, оружия и предметов быта – сосудов, чанов, украшений и амулетов.

fb.ru

4-й урок. Первобытные охотники | Педагогия

4-й урок.

Цель урока: показать, что благодаря овладению огнем и совершенствованию орудий, трудовая деятельность первобытных людей развивалась, а в процессе трудовой деятельности постепенно изменялся, развивался сам человек.

Оборудование урока: таблицы 2 и 3 из Альбома по древней истории. Картины «Охота на мамонта», «В пещере древнего человека» 1.

Понятия: загонная охота, возникновение родовой общины.

Опрос: в чем главное отличие первобытного человека от животного? Каковы были занятия первобытного человека? Как применялись орудия при добывании пищи? Что представляло собой первобытное человеческое стадо? Что давало первобытному человеку силу для преодоления всех трудностей?

План изложения нового материала

1. Овладение огнем.

2. Усовершенствование орудий.

3. Похолодание на земле.

4. Охота на крупных животных.

5. Быт первобытных охотников.

6. Развитие первобытного человека.

Обобщая, учитель подчеркивает, что жизнь первобытных людей была чрезвычайно тяжелой и они смогли преодолеть трудности и угрожавшие им опасности только благодаря постоянному совместному труду, в процессе которого они сделали ряд замечательных открытий. Особенно большое значение имело открытие способа добывания огня.

Учитель объясняет значение огня для первобытного человека: Вначале люди пользовались естественным огнем, полученным в результате вулканического извержения или от зажженного молнией дерева. Они поддерживали полученный таким образом огонь и во время своих скитаний переносили его с собой. Пользуясь огнем, человек узнал, что огонь раздувается ветром, что его можно поддерживать с помощью топлива, он научился с помощью кусков коры, сухой травы разжигать из тлеющих углей пламя. Этот накопленный в течение многих тысячелетий опыт помог первобытному человеку совершить переход от пользования огнем к его добыванию.

Самым древним и наиболее распространенным способом добывания огня было трение одного сухого куска дерева о другой. Огонь добывали также путем сверления деревянной палочкой сухой дощечки: в углублении дощечки образуется тлеющий порошок, который можно было раздуть в пламя.

Учитель объясняет значение огня для первобытного человека: огонь обогревал людей, которые в то время плохо были защищены от суровых морозов, он служил защитой от зверей; он помогал первобытным людям при охоте на крупного зверя; он делал пищу более вкусной и питательной.

Для закрепления предлагаются следующие вопросы: как первобытные люди начали пользоваться огнем? Как они стали добывать огонь? Какое значение имело овладение огнем для первобытного человека?

Для того чтобы учащиеся представили себе, как усовершенствовались орудия, на доске вывешивается таблица 2 из Альбома по древней истории или учитель рисует эти орудия на доске. Учащимся предлагается внимательно рассмотреть и сравнить более поздние орудия со знакомым уже им ручным рубилом (рис. 1). Они ответят следующее: более поздние орудия не такие грубые, как ручное рубило, они лучше обработаны: кроме того, люди научились изготовлять разнообразные орудия. Дополняя ответы, учитель объясняет назначение каждого орудия (тонкой пластины, скребла, остроконечника). Он обратит внимание учащихся на остроконечники, которые скреплялись с древком с помощью смолы и ремней и употреблялись как наконечники копья или рогатины. Пользуясь рогатиной с острым каменным наконечником и огнем, люди могли успешнее охотиться на крупных зверей.

Благодаря тому, что люди овладели огнем и могли успешно охотиться на крупных зверей, они не погибли во время резкого похолодания, начавшегося в северном полушарии 100 тысяч лет назад.

Учащимся предлагается прочитать про себя в § 4 учебника Ф. П. Коровкина абзац «Похолодание на земле» (до «Овладения огнем») и объяснить, как похолодание и связанные с ним перемены в растительном и животном мире повлияли на жизнь первобытного человека. В проведенной беседе будет выяснено, что растительность стала скудной, условия охоты теперь изменились: теплолюбивые животные исчезли, на смену им явились такие опасные хищники, как пещерный медведь и пещерный лев; из травоядных животных широко встречался мамонт. Этот великан походил на слона, но имел длинные загнутые вперед бивни и был покрыт густой шерстью. Коренной зуб мамонта весил 8 кг, а его бивни достигали 4 метров длины и весили 400 кг. Первобытные охотники не страшились этих гигантов, они охотились на мамонтов. Охота не только обеспечивала их пищей, но давала также одежду, материал для изготовления орудий, а часто также материал для строительства жилищ. Учитель вывешивает на доске картину «Охота на мамонта» и рассказ иллюстрирует показом и разбором картины. Он сообщает, что загонная охота, изображенная на картине, лучше других видов охоты приводила к удачным результатам, обращает внимание на большое число участников охоты, на их вооружение, на чрезвычайную опасность охоты, которая длилась иногда часами.

Вопрос классу: что способствовало победе людей?

Для того чтобы дать учащимся наглядное представление о повседневной жизни первобытных охотников вывешивается картина «В пещере древнего человека» 2. После молчаливого рассмотрения, производится разбор картины по вопросам: что изображено на картине? Сколько на картине изображено людей? Сколько мужчин, женщин, детей? Чем занимаются мужчины? Какое оружие мы видим при них? Чем заняты женщины? Что приносят дети и т. д. После разбора один из учащихся излагает связный рассказ по картине примерно следующего содержания:

Мы видим жилище первобытных охотников в пещере. Она досталась охотникам после упорной борьбы с хищными пещерными обитателями. В центре горят костры. Всего в пещере 25 обитателей. Мужчины изготовляют орудия труда. Рядом с одним охотником копье с каменным наконечником, а за ременным поясом — каменный нож; другой охотник прикрепляет ремнем наконечник к древку. На стене около мужчин вырезано изображение мамонта. В переднем углу кости и рога животных и бивни мамонта, охотники уже умеют изготовлять орудия из костей и рога. Женщины скребками очищают шкуры от жира и мяса, чтобы изготовить одежду. Дети принесли собранные растения.

В обобщении учитель обращает внимание учащихся на успехи, достигнутые первобытными людьми благодаря постоянному совместному труду в течение нескольких сот тысяч лет. Они овладели огнем. Их орудия стали более совершенными. Охота на крупных зверей лучше, чем прежде обеспечивала их пищей, давала им одежду, готовое жилище (пещеру) или материал для построения жилища. Основным материалом для изготовления орудий являлся камень, и поэтому весь этот период, продолжавшийся несколько сот тысяч лет, называется древнекаменным веком.

Вопрос о развитии первобытного человека излагается в объеме учебника. Несколько подробнее можно остановиться на возникновении речи. Учитель рассказывает, что совместный труд — изготовление орудий, загонная охота, собирательство — вызывал у людей потребность сговориться о совместных действиях, посоветоваться. Для примера учитель напоминает об охоте на мамонта: кому-то из охотников надо было следить за появлением мамонта, сообщить об этом, нужно было сговориться об организации облавы и т. д. Речь и явилась таким необходимым средством общения между людьми. Никакая совместная трудовая деятельность без речи не была бы возможна.

Учитель сообщает, что речь первобытных людей была очень несовершенна и мало похожа на речь современного человека. В речи первобытного человека насчитывалось мало слов, они обозначали очень ограниченный круг предметов и действий, известных тогда людям. По мере развития трудовой деятельности опыт людей расширялся, в их речи появились все новые и новые слова, речь совершенствовалась. Это способствовало сближению людей, лучшему пониманию друг друга.

Вопросы классу: почему у людей возникла речь? Какое значение имела речь для совместной жизни людей?

Далее учитель объясняет, что некоторые изменения произошли также в строе первобытного стада. Удачная охота на крупных зверей давала охотникам запас пищи, но она требовала участия в облаве большего числа людей. Поэтому люди стали жить более значительными по количеству группами. А так как охотники оставались на одном месте длительное время, то группы стали более прочными, чем прежде.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 4. Ответить на вопросы: как первобытные люди научились добывать огонь? Какие орудия изготовляли первобытные охотники (нарисовать в тетради)? Что помогло первобытным охотникам выжить, когда наступило похолодание? Рассказать об охоте первобытных охотников на мамонта. Почему у первобытного человека развивалась рука, мозг, ум? Как возникла связная речь? Что означают слова Энгельса: «Труд создал человека»? Подготовить рассказ по картине: «В пещере древнего человека».

Примечания

1. Наглядные пособия для IV класса.

2. Наглядные пособия для IV класса. Эта картина помещена также в учебнике Ф. П. Коровкина (стр. 9).

pedagogia.pro

Первобытные охотники | Мир Знайки

Вся жизнь на планете Земля это охота одних животных на другие. До тех пор пока человек не научился разводить животных и птиц, выращивать съедобные растения, он вынужден был находить себе пропитание в природе. Человек охотился, убивал и съедал то, что было съедобным. Но человек стал повелителем толпы только после того, как стал охотником. Прогресс начинался с огня, первых копей и отравленных стрел.

Когда то на Земле царствовал огромный безжалостный и всеядный Змей, непобедимая Тварь, одним взглядом завораживающая своего противника. Целиком проглатывающая свою жертву, огнедышащая и крылатое чудище, которое человеку необходимо было победить. Победить, для того, чтобы стать царём Природы. И Человек решил бросить вызов самому Змею, который до сих пор не встречал никакого сопротивления со стороны других созданий, населявших Землю. Почувствовав неладное Змей попытался скрыться. Но Человек уже знал, что он должен обязательно победить своего главного врага в открытой схватке. Потому что он знал, что Змей рано или поздно вернётся, и попытается вернуть своё господство. И Человек вступил в неизбежное сражение со Змеем, несмотря на то, что тот до сих пор был непобедим. Цена сражения – господство над всем сущим в этом мире. Никто, кроме Человека не смог бросить вызов Змею. Все создания на Земле были обречены стать жертвой этого страшного существа. Ни у кого не было возможности противостоять этому чудищу, ни у кого, кроме честолюбивого Человека. Все звери знали это, и ожидали главной битвы, не в силах повлиять на её исход.

Но Человек не мог взять верх над Змеем голыми руками. Без оружия победа была бы невозможная. Только Человек вооружённый имел все шансы стать властелином природы. И тогда Человек придумал оружие. И тогда судьба Змея была предрешена. Отныне Змей оставался властелином тех беззащитных земных тварей, которые бели неспособны использовать против него оружие. Он остался повелителем тех зверей, которые оказались ненужными Человеку-вооружённому. Отныне только охотник решал, кому быть жертвой в этом Мире. Овладев оружием, превратившись из безобидного собирателя в охотника  Человек, стал властелином Природы. Змей признал своё поражение. Змей непобедимый стал персонажем легенд, сказок и преданий. Хозяином Земли стал Человек. Человек охотник, и он отправился на охоту. Вся Земля было у ног гордого Человека охотника. И он приступил к её завоеванию. Человек отправился на охоту, даже не зная как долго она продлится, и чем закончится.

* * *

На нашей планете есть тысяча людей, для которых охота единственный способ выживания. Их не много, но они есть. Настоящие первобытные охотники. Первые европейские путешественники, которые обнаружили в глубине африканских джунглей племена пигмеев, чаще всего гибли от отравленных стрел этих охотников. До сих пор в Центральной Африке ещё можно отыскать представителей исчезающих народов, которые помнят, как человек начинал осваивать природу, и стал охотиться на своих соседей по планете. В основном при помощи лука и стрел. Технология изготовления смертоносного оружия остаётся неизменной на протяжении столетий. Заострённую стрелу намазывают ядом растительного происхождения. На основании делают насечки, не позволяющие стреле при попадании выскользнуть назад, а вместо оперения вставляют лист. Мысленно обращаясь к своим лукам и стрелам, мужчины просят их быть меткими и не подвести охотника. Они считают, что нельзя говорить о животном, на которое охотится, нужно только думать о нём.

Сегодня пигмеи имеют шанс оставаться самими собой до тех пор, пока не потеряют знания как с луком, стрелами и копьями выходить на слона, как распознать в дебрях джунглей съедобные корнеплоды, как отловить лягушек, змей и рыб.

Железные наконечники появились у пигмеев совсем недавно. Они научились затачивать их глиной, смешанной со слюной.

Черепа убитых животных

Черепа убитых животных

Многие племена украшают своё жилище деревянными птицами. Они называют их игрушками души. Эти птицы должны уберечь дом от опасности. В доме ментавайцев  общий церемониальный очаг расположен во внутренней большой комнате. Здесь же на задней стене черепа всех убитых животных развешиваются так, что бы они смотрели из дома в сторону джунглей. Перед началом охоты, жрец с помощью магических действий заманивает духов в черепа животных. Ментавайцы верят, что возвратив на время дух убитого животного в его череп, можно оживить и само животное, которое вновь станет объектом охоты. Умение управлять духами животных и птиц, одно из важнейших умений настоящего охотника.

Для изготовления луков ментавайцы используют очень твердое пальмовое дерево. Тетиву же делают из коры дерева байко, используемое также в набедренных повязках. Подготовка к охоте важнейший в жизни ритуал. В большинстве племён этим занимается шаман, хранящий в укромном месте ядовитые растения, которые он собирает в джунглях. На Ментаваях для этого используется острый перец чили. Его выращивают около хижины специально для этой цели. Приготовление яда обязательно происходит в доме или на помосте. Каждый клан имеет собственный рецепт и держит в строгом секрете. Поэтому в клане умеют готовить яд один или два человека и не более. А тайна рецептуры переходит по наследству. Смешав растения в определённой пропорции между собой, этой смесью набивают сплетённую с ротанга маленькую корзиночку без дна. Затем выжимают сок специальными щипцами в чашку из скорлупы кокосового ореха. Палочка, которой наносится яд на наконечник стрелы, делается из ротанговой пальмы, а кисточка из шерсти обезьяны.

Ментавайские охотники

Ментавайские охотники

Ментавайцы используют два вида стрел, стрелы из наконечников из пальмового дерева, используются для охоты на обезьян и птиц. Для боле крупной дичи, свиней и косуль их изготавливают с металлических наконечников. Яд наносится очень аккуратно по всей площади наконечника стрелы. Яд действует в течении трёх месяцев, поэтому охотники могут приготовить большое количество стрел.

Прежде чем отправится на охоту, люди устраивают церемонию приманивания духов лесных зверей мясом домашних животных, для того что бы духи ниспослали им удачу на охоте. Ведь вся дичь в лесу принадлежит духам. Стрелы, намазанные ядом, сушат на солнце около двадцати минут. После этого они готовы к применению.

Жители Папуа Новой Гвинеи довели охоту с луком до совершенства. Для каждого вида животных папуасы имеют свой вид стрел. Они изготавливаются из молодого бамбука. Их заготовки нагревают над костром и выравнивают. Место, к которому крепится наконечник, тщательно обмазывается смолой, и обматывается тонкой полоской высушенной лианой.

mirznayki.ru

Первобытные охотники

«— Мамонты, мамонты, мамонты. Эта весть вызвала оживление среди охотников. Ньян говорит — «мамонты»? И не один, а много мамонтов! Вот удача! Все давно уже ждут такого случая! — Ньян, где ты их видел? — Они идут сюда? Вопросы сыпались со всех сторон, но как только Ньян начал рассказывать, тотчас наступила тишина. — Мамонты идут сюда, много мамонтов идет сюда! Шумным ликованием встретили охотники эту весть. Они повскакали со своих мест, кувыркались, хлопали в ладоши и весело смеялись. Снова наступит благополучие, снова в племени будут большие запасы мяса! Опытные охотники Космач, Укмас, Волчий Коготь и Сын Мамонта не разделяли всеобщего веселья. Одно сообщение о приближающихся мамонтах еще не означает верную добычу. Мамонты могут перейти Дыю (реку) где-нибудь в другом месте... И наконец, мамонты — это не зайцы и даже не олени. Охота на мамонта — дело трудное, к ней нужно хорошо подготовиться. Однако большая часть племени веселилась и вела себя так, словно мамонты были уже пойманы. После долгого и шумного спора было наконец решено, что несколько охотников тотчас отправятся на разведку: одни пойдут на холм обозревать равнину, а другие останутся в становище и будут готовиться к большой охоте. Во главе охотников, посланных на разведку, пошел следопыт Космач. Ньян указал ему, в каком направлении идут мамонты; если их ничто не задержит по дороге, то они будут здесь уже сегодня. Волчий Коготь с несколькими охотниками отправился на холм. Оставшиеся в становище мужчины принялись совещаться, как лучше организовать охоту. На подготовку ям-ловушек времени не было. Оставалось одно — напасть на какого-нибудь отбившегося от стада одиночку и копьями нанести ему как можно больше ран, чтобы мамонт ослаб от потери крови. Если это удастся, охотники оставят добычу на попечение женщин и будут дальше преследовать стадо; возможно, они сумеют убить еще одного или двух мамонтов. Надо лишь нападать всем вместе, с разных сторон. Как только мамонт ринется на кого-нибудь из охотников, остальные тотчас должны напасть на него, стараясь отвлечь животное и спасти товарищей от верной гибели. Таков закон охоты. Эта охота будет опасной — ведь разъяренный мамонт может схватить человека своим длинным гибким хоботом и ударить о землю или растоптать огромными, похожими на стволы вековых деревьев ногами. Такие истории часто вспоминают бывалые охотники у вечернего костра. Однако предчувствие опасности только подзадоривало мужчин: чем больше опасность, тем больше славы выпадает на долю охотников в случае удачи. Совет уже подходил к концу, когда Сыну Мамонта пришла в голову великолепная мысль: — Зубры в болоте — мамонты в болоте! Охотникам понравился план Сына Мамонта; они загонят стадо мамонтов в болото, как сделали это с зубрами. — Гой, гой, гой! Мамонтов в болото! — весело кричали мужчины. Теперь все принялись готовить к охоте особо прочные острые копья — основное оружие первобытного охотника. Сегодня их понадобится очень много. Мужчины выбирали подходящие прямые ветки дуба, ясеня или граба, заостряли их концы, затем обжигали на огне, а после всего обтачивали камнями. ...Вдруг послышался трижды повторенный свист. Это Волчий Коготь с холма подавал сигнал: «Мамонты идут! Будьте готовы. Большая охота начинается!» Теперь уже не до споров. В такой охоте одиночкам не место! Действовать сообща — только тогда их ждет удача. Женщины в этой охоте тоже помощники — они понесут запасное оружие, будут во время охоты помогать окружать мамонта, оглушать его криками. Нескольким старшим мальчикам поручено быть связными между отдельными группами, да и дозорные из них отличные: мальчишке, если понадобится, ничего не стоит взобраться на самое высокое дерево... Поселок опустел. Только две старые женщины остались у костра да совсем маленькие дети. Вернувшись из дозора Волчий Коготь рассказал охотникам, собравшимся на краю поселка, что стадо мамонтов действительно появилось невдалеке между пологими отрогами гор и Дыей. Они движутся вдоль реки. Их много, и идут они несколькими группами. От Космача прибежал мальчишка. Они тоже заметили мамонтов. Теперь надо получше укрыться. Мамонты не должны обнаружить охотников раньше времени. «Они могут свернуть в другую сторону, и тогда прощай добыча!» — велел напомнить старый охотник... Сын Мамонта решил не пренебрегать советом и разбил охотников на несколько групп. Волчий Коготь будет охранять возвышенность, Космач расположится на берегу Дыи и преградит мамонтам путь к воде, а Сын Мамонта с несколькими охотниками, спрятавшись в зарослях, пропустит стадо вперед, а потом погонит его перед собой прямо в болото. Женщины останутся в долине и криком будут пугать животных, если они повернут в сторону становища. — Так волки охотятся зимой,— одобрили охотники действия Сына Мамонта и поспешили разделиться на группы... Стадо мамонтов приближалось. Уже можно было различить отдельных животных. А за березовой порослью колыхались волосатые спины второго стада гигантов. Иногда над деревьями возникал длинный хобот, размахивающий обломанной веткой, светились белые дуги огромных бивней. Охотники заметно волновались. Глаза их блестели, руки судорожно сжимали копья. От напряжения у многих на лбу выступили капельки пота. Наконец Волчий Коготь закаркал вороном. Это означало, что все идет, как задумано. От реки тоже несется карканье — это уже Космач. Остальные, спрятавшись и укрытие, ждут. Сын Мамонта из укрытия внимательно наблюдает за каждым шагом животных. Они приближаются. Огромный мамонт ведет стадо, размахивает хоботом из стороны в сторону, обламывает на ходу ветки и побеги и сует их в рот. Уши его похожи на листья огромных лопухов, он хлопает ими, отгоняя назойливых насекомых. За ними шествуют остальные, и скоро узкая тропинка под ногами мохнатых гигантов превращается и широкую дорогу. Один из мамонтов потерся о ствол дерева, и оно переломилось, словно тростинка. Маленький детеныш сорвал с поваленного дерева верхушку и волочит по земле. Спокойно шествует стадо мамонтов, не подозревая об опасности». // Шторх Э. Охотники на мамонтов: повесть.

«Хуммы - ведь это не простая добыча. Это добыча из добыч! Один хумма в ловушке - и сыт целый поселок! И не один день, а много, много и еще много. Месяц родится, станет толстым, похудеет и умрет. Вот сколько дней будут сыты люди поселка. Хумма - это гора мяса. Его горб - гора жира. Его шерсть - гора волос. Охотники сплетут из шерсти крепкие веревки, силки для птиц, привязи для ловушек на горностаев. Бивни хуммы - костяные бревна. Из них делает Тупу-Тупу кинжалы, ножи, иглы, а искусник Фао - чудесные украшения, застежки на одежды, изображения Матери матерей. Мало ли что может сделать из них искусный резчик! А сердце? Кто съест сердце хуммы, сам станет как хумма. Никакой зверь не одолеет его. И колдун Куолу будет бессилен делать зло. Недобрый глаз потеряет силу. Дурной ветер не принесет вреда. Охотником из охотников станет тот, кто победит хумму. О нем будут петь песни люди Большой реки. А ребра? Ребра пропитаны жиром. Они горят, как дрова. - Хумму поймали! Это были первые слова, которые услышали женщины. Все пошли на место охоты. Здесь толща ледника была прорезана глубокими трещинами. Они доходили до самой земли. Тут пролегала хорошо протоптанная тропа хуммов. Мамонты не раз переходили ледник, перебираясь с одной стороны долины на другую... Присмотревшись, как ходят мамонты, охотники решили перехитрить толстокожих. В том месте, где тропа приближалась к трещине, начались коварные приготовления. Люди натаскали низкорослых елочек и устроили из них легкий мостик шириной около десяти шагов. Промежутки между стволами плотно закрыли нарубленными сучьями ивняка, а сверху накидали снегу. Потом крепкими рукоятками копий охотники пробили длинную глубокую канавку впереди мостика. Канавка должна была изображать свежую трещину, которая появилась тут поперек слоновьей тропы. Копать было тяжело, и на это ушел весь день. К ночи все было готово. Теперь нужно было только ждать. Вот, наконец, показалось стадо хуммов. Впереди, покачивая хоботом, шел старый вожак с огромными бивнями. Он грузно ступал по ледяной тропинке; остальные гуськом тянулись следом. Охотники ясно слышали тяжелую поступь великанов. Вдруг вожак остановился. Он дошел до канавки. Уши его шевельнулись. Хобот поднялся вверх. Раздался отрывистым звук. Тревога! Этой трещины не было! К нему подошла старая самка со слоненком. Подошли и другие старые и молодые хуммы. Все они нерешительно трогали край канавки хоботами и шевелили ушами. В это время один из слонят взобрался на покрытый снегом помост. Тонкие елки затрещали и слоненок рухнул вниз вместе с кучей жердей, веток и комьями снега. Старые хуммы шарахнулись в сторону. Слонихи завизжали, подзывая детенышей. Тревога прошла по стаду. Скорее уйти от непонятной беды». // Покровский С.В.Охотники за мамонтами: повесть.

vvhudlit.shpl.ru

ОХОТА В ДРЕВНЕЕ ВРЕМЯ | ОХОТНИКАМ ОБ ОХОТЕ

В начале времен охота и человек неразделимы. Она имеет настолько большое влияние на человечество, что значение ее трудно переоценить. Именно благодаря охоте человек стал человеком. В палеоантропологии существует гипотеза охоты, согласно которой австралопитек превратился в вид Homo Sapiens именно тогда, когда начал изготавливать первое каменное оружие и научился обходиться с огнем. Для первобытного человека – охота далеко не развлечение, это единственный способ выжить, защититься от хищников, главнейший источник пропитания. Это также часть мировоззрения, так как охота была также частью обрядов и ритуалов. Кроме дичи единственной едой первобытных людей были ягоды, корни папоротника и орехи, плоды дикой яблони, вишни и сливы. Да и пчелы отдавали свои запасы в жадные руки дикарей, которые разрывали соты и пожирали их, не теряя времени на то, чтобы выжать мед. Еще в пищу шли улитки, моллюски, личинки, жуки и жирные гусеницы. Но все же самой большой радостью для племени был мертвый слон, бегемот или, скажем, носорог; тогда племя садилось вокруг и обгладывало скелет. Но это изобилие продолжалось недолго; наступали суровые времена с морозом, и племени приходилось отправляться в дальние края в поисках пищи. Люди тощали и дичали, словно волки. Голод заставлял их нападать на живую добычу, и в схватке с диким зверем одни погибали, а другие выживали. Трапеза членов племени, оставшихся в живых, едва ли представляла собой приятное зрелище; они разрывали зверя на части и поедали его сырым.Добычей первых охотников были крупные животные — слоны, антилопы, бизоны и мамонты. Можно представить себе какой силой, ловкостью, находчивостью должны были обладать первые люди, чтобы сразиться с такими противниками, орудуя всего лишь камнем или дубиной. Охотиться в одиночку было невозможно, использовались коллективные облавы, или загоны с большим количеством участников, также загоняли зверей на обрывы, откуда они срывались и разбивались.Коллектив первобытных охотников применял самую настоящую охотничью хитрость. Спасаясь от преследования, охотники бежали не по прямой, а по очень широкой дуге. И если бежать вдоль прямой, замыкающей оба конца дуги, то, даже не обладая навыками быстрого бега, можно догнать лошадь или антилопу. Использовали они и тактику непрерывной погони, когда даже самое выносливое животное сдаётся перед долгим непрерывным натиском двуного зверя, неустанно преследующего его.Со временем охота и орудия добычи совершенствовались. В среднем палеолите (40-100 тыс. лет назад) охотник применял уже поистине смертоносное изобретение, которое способствовало сильному обеднению животного мира. Речь идёт о деревянном копье. Копьё это не просто заострённая с одного конца и гладко обструганная палка. Копьё в руках умелого охотника страшное оружие. Уже в наши дни археологи при помощи примитивных орудий тех времён создали, так называемую, реплику копья. И что же оказалось? Как пишут в своей книге "Прыжок в прошлое" Я. Малинов: "Берёзовыми и буковыми копьями экспериментаторы пробили насквозь деревянную доску толщиной 10 мм и три слоя кожи оленя". А если наконечник копья обжечь на костре? Ведь охотник тог времени уже не просто знал огонь, но и использовал его в практических целях.

Древний добытчик был не только умным, но и коварным. Подкрасться сзади к австралопитеку , и оглушить его дубиной или камнем, незаметно подкрасться к стаду спящих обезьян, и перебить его было его любимым занятием в Восточной Африке. Если в Юго Восточной Африке добытчик охотился на антилоп и диких лошадей, то на просторах Евразии ему противостоял ископаемый слон (Elephas antiquus). Размеры древнего колосса были поистине впечатляющи вес до 2 тонн, рост достигал 4м. К тому же у него были огромные чуть ли не 2 м длинной бивни. Тут уже не помогало даже самое острое копьё. Но у охотника уже было оружие пострашнее копья - огонь. В испанском нагорье Гвадаррама, на стоянке в Амброне и Торральбо археологи нашли множество костей ископаемых слонов, обломок деревянного копья, множество каменных орудий и обгоревшие поленья перемешанные с землёй. Расположение костей убитых животных, остатки орудий, позволяют реконструировать события, произошедшие около 400 000 лет назад.

Раннее, раннее утро. Промозглый ветерок, дующий с вершины холма, насквозь продувает горстку древних людей. На некоторых накинуты шкуры убитых животных, других защищают только густые волосы, покрывающие их тело. Охотники изрядно замёрзли, мышцы одеревенели от холода, но они терпеливо ждут. Скоро здесь должны пройти по своей излюбленной тропе гигантские слоны. Они, если повезёт, будут хорошей пищей для детей и женщин, оставшихся в лагере. Внизу простиралось обширное болото, которое и собирались использовать древние люди в своих целях. В руках некоторых из них зажаты тлеющие головешки.

Люди старательно закрывают их от ветра. Трубный рёв прорезает долину и появляется стадо древних слонов. Ещё ниже пригнувшись к сырой от утренней росы траве, люди терпеливо ждут. Вот прошёл вожак стада старый, с умными маленькими глазками, весь покрытый шрамами, свидетельством боевых побед. Прошли самки, но люди их не трогают. Наконец три взрослых самца, две слонихи и два слонёнка поравнялись с охотниками. Пора, и по сигналу вожака несколько рослых охотников с громкими криками и копьями наперевес устремились навстречу им. Крик древних слонов не пугает, их не устрашит даже рык пещерного льва. Но огонь, он своими острыми, жёлтыми когтями ранит сильнее пещерного льва. Удача в тот день благоприятствовала древним охотникам, ветер дул в сторону болота. Удушливый ядовитый дым забивал мамонтам ноздри, огонь больно ранил своими жёлтыми когтями. И в панике древние слоны побежали в сторону болота, надеясь найти там спасение от острых когтей огня. Но нашли там свою смерть. Отвратительно чавкая, болото медленно засасывало свои жертвы. А лёгким охотникам болото нипочём. С весёлыми гортанными криками они окружили завязших в трясине слонов и принялись добивать их. Прочна шкура древнего слона, её не прокусить даже пещерному льву или пещерному медведю, но против каменного орудия или копья, чьё остриё закалено на огне, она не устоит. Под градом ударов орудий и копий она лопнула, и обнажились розовые бугры мышц. Издавая, последние громкие крики древние слоны отчаянно отбиваются могучими хоботами единственным оружием, которое они могут применить. Вот один из охотников, глухо охнув, схватился за спину, другому охотнику слон переломал хоботом ноги. Но остальные осторожны и увёртливы. Силы древних слонов ослабевают в неравной борьбе. Наконец, и последний слон убит и упал на бок. С громкими весёлыми криками охотники приступили к разделке ещё трепещущих слонов.

    Предполагают, что хищнический характер охоты в это время является одной из причин сокращения численности, а затем и исчезновения таких видов животных как волосатый носорог, мамонт и др. В верхнем палеолите (10-40 тыс. лет назад) происходило дальнейшее совершенствование орудий и способов охоты.
Например настоящим произведением искусства этого периода являлась копьеметалка. При всех своих достоинствах копье как оружие дистанционного боя имело один существенный недостаток. Метнув его, человек оказывался безоружным до тех пор пока не удавалось поднять брошенный снаряд. Поэтому древний «конструктор» оружия пытался добиться того, чтобы копье летело всё быстрее и дальше — и метко разило врага. Важным шагом в этом направлении стало изобретение именно копьеметалок. Эти несложные приспособления увеличивали зону эффективного поражения копьем до 80 метров. Американские индейцы называли их атлатлами, австралийские аборигены — воммарами. Они представляли собой палки или дощечки с крючком на одном конце , в который упирался тыльный обрез копья или дротика , в то время как другой оставался в ладони . В момент броска копьеметалка как бы увеличивала длину руки (т. е. рычага) Соответственно, возрастали и резкость, и мощь удара. В эпоху палеолита копьеметалки, были распространены практически повсеместно.В это же время в добыче появляются мелкие животные (песцы, зайцы), в костных остатках все же преобладают кости лошади, мамонта, оленя, бурого медведя, но редко — кости шерстистого носорога, тура, бизона, пещерного льва. В это время появляются гарпуны с наконечниками из кости с одним и двумя зубцами, что позволяло добывать и мелких животных зайца, песца, сурка, белую куропатку и др., мелкие животные приобретают хозяйственное значение .В конце этого периода (10-15 тыс. лет назад) для крупных травоядных животных условия ухудшаются, численность их снижается, а некоторые виды исчезают. Основными видами охотничьих животных становятся куланы, лоси, косули, кабаны и др., из более мелких — зайцы, бобры и др., орудия охоты совершенствуются. Появляются лук, стрелы, самоловы, что явилось огромным завоеванием людей, это резко повысило производительность труда. Появилась возможность создания запасов мяса (сушеного, вяленого). Это позволило определенной части людей заниматься скотоводством, земледелием или изготовлением орудий труда. Отлов диких зверей с помощью ям и их передержкой (молодняка) привели к последующему одомашниванию животных, скотоводству.
 

И только в это время, спустя тысячи лет охота постепенно приобретает второстепенное значение и становится более развлечением, интересным и опасным времяпровождением, нежели единственным источником выживания. Но за это время охота успела срастись с мужским естеством и сохранить свое значение и притягательность до сегодняшнего дня.

                                                 Якимчук Ирина

 

ua-ohota.at.ua

ХАДЗАБЕ – ПЕРВОБЫТНЫЕ ОХОТНИКИ | Журнал РЕПИН.инфо

Немецкий этнолог Людвиг Коль-Ларсен в начале 1930-х годов обнаружил в ущелье Олдовай в Танзании настоящую «колыбель человечества». Останки, найденные здесь, принадлежали древнейшему виду людей — Homo habilis (Человека умелого).

Одним из таких племен, которое по сей день живет первобытно-общинным строем, является Хадзабе. Одна из главных этнических особенностей этого народа — незначительность социально-экономического неравенства.

Обитают они на севере Танзании, в долине щелочного озера Эяси и говорят на языке хатса, отличающимся от государственного языка страны - суахили, щелкающими звуками. Хадзабе, как и в древние времена, живут охотой и собирательством кореньев, ягод, плодов баобаба, птичьих и черепашьих яиц, а также меда диких пчел.

Сейчас это племя часто посещают туристы и группы ученых, которые их подкармливают и обеспечивают лекарствами. Но повседневная жизнь Хадзабе все равно довольно сложна. Они полностью зависят от воды, перемещаясь группами от одного источника к другому. Однако водоемы зачастую оказываются загрязненными, и жители племени серьезно болеют, поэтому живут совсем недолго. В данный момент их насчитывается менее 2000 человек.

Те, кто побывал в гостях у Хадзабе, рассказывают, что при встрече с ними необходимо каждому члену племени, кроме грудных младенцев, пожать руку. Ритуал, как правило, сильно затягивается. Но за это время можно рассмотреть, что женщины с малышами сидят отдельно от мужчин, а мужчины и подростки-мальчики готовятся к охоте, собравшись вокруг костра. Вождь отличается от всех меховой шляпой на голове, он на охоту не ходит.

По древней традиции, Хадзабе охотятся по одному или небольшими группами. Исключение составляет только охота на бегемота или слона, тут нужно не менее 15 человек. Такое, правда, случается редко, ведь пищевой рацион племени состоит на 80% не из мяса, а из растений и нектаров. В период засухи они выменивают шкуры и слоновую кость на зерно у соседнего племени Иссансу.

Для жилья Хадзабе строят продолговатые шалаши из прутьев и листьев, а на крыши накидывают вышедшую из употребления нехитрую одежду. У женщин — это кожаный передник, у мужчин — пояс стыдливости. Если говорить об обуви, то сандалии из кожи здесь надевают только при длительных переходах по колючкам, а так ходят босиком.

В дождливый сезон племя переселяется в скальные пещеры. Постоянных стоянок у него не имеется. В 60-е годы правительство пыталось поселить Хадзабе в специально построенные дома. Но люди испытали в них дикую депрессию и через очень короткое время вернулись в буш и саванну, к привычному первобытному образу жизни.

Внутри тесноватых хижин племени можно увидеть только брошенные на землю циновки, да луки со стрелами на стенах. Стрелы бывают без наконечников, просто заостренные палки для поражения мелкой дичи.

Металлические наконечники для стрел хадзабе выменивают на мед и мясо у племени Датога, где имеются свои кузнецы. Этот вид стрел напитывается ядом и используется для охоты на крупную дичь, вроде антилопы или буйвола.

Луки традиционно украшаются перьями птиц и мехом бабуинов. Кстати, если юноша племени решит жениться, то он должен будет совершить подвиг — убить самца бабуина и преподнести его родителям невесты.

Огонь Хадзабе по-прежнему добывают путем трения. И, надо сказать, делают это намного быстрей, чем цивилизованные люди разводят костер. В палку с отверстием, куда кладется сухая шерсть осла или кора деревьев, вставляется другая палка, которую необходимо очень быстро крутить в ладонях. Пять секунд - и готово.

Туристы, наблюдая за этим процессом, искренне изумляются и предлагают принять в дар спички или зажигалки. Но соплеменцы категорически отказываются, боясь гнева богов.

Туристов, которых Хадзабе называют «мзунгу», учат разжигать огонь, стрелять из лука, показывают, как нужно охотиться, водят с ними ритуальные хороводы. И, конечно, раскладывают для них на циновке свои товары: украшения из зубов бабуина, игл дикобраза, а также луки и стрелы.

К сожалению, племени Хадзабе грозит вымирание. Ведется тотальная вырубка лесов для развития сельского хозяйства, создаются национальные парки и заповедники, где, естественно запрещена охота. К тому же почти истреблена муха цеце, которая веками не давала сельскому хозяйству распространиться на земле Хадзабе. Вот и приходиться им приторговывать своими поделками… Правда, вместо денег они просят одежду, обувь и хлеб.

repin.info


Смотрите также