Древние обезьяны, от которых произошел человек. Первобытные обезьяны
Древние обезьяны, от которых произошел человек
Своё сходство с обезьянами замечали, наверное, и первобытные люди. Но, приобретая всё более цивилизованный облик, человек старался не воспринимать шимпанзе или гориллу как своё подобие, ведь он быстро осознал себя в качестве венца творения всемогущего создателя. Когда появились теории эволюции, предположившие в приматах начальное звено происхождения Homo sapiens, они были встречены недоверчиво, а чаще враждебно. Древние обезьяны, находящиеся в самом начале родословной какого-нибудь английского лорда, воспринимались в лучшем случае с юмором. Сегодня наука определила прямых предков нашего биологического вида, живших более 25 миллионов лет назад.
Общий предок
Говорить о том, что человек произошел от обезьяны, с точки зрения современной антропологии – науки о человеке, о его происхождении, считается некорректным. Человек как вид эволюционировал из перволюдей (их принято называть гоминидами), которые являлись кардинально другим биологическим видом, нежели обезьяны. Первый прачеловек – австралопитек – появился 6,5 млн лет назад, а древние обезьяны, ставшие нашим общим с современными человекообразными приматами предком, – около 30 млн лет назад.
Методы исследования костных остатков – единственных дошедших до нашего времени свидетельств о древних животных – постоянно совершенствуются. Самая древняя обезьяна часто может быть классифицирована по фрагменту челюсти или по одному зубу. Это приводит к тому, что в схеме эволюции человека появляются всё новые звенья, дополняющие общую картину. Только в XXI веке в различных регионах планеты найдено более десятка таких объектов.
Классификация
Данные современной антропологии постоянно обновляются, что вносит коррективы и в классификацию биологических видов, к которым относится человек. Это касается более детальных подразделений, общая же система остаётся незыблемой. Согласно последним воззрениям, человек относится к классу Млекопитающие, отряду Приматы, подотряду Настоящие обезьяны, семейству Гоминиды, роду Человек, виду и подвиду Человек разумный (Номо sapiens).
Классификации ближайших «родственников» человека – предмет постоянных споров. Один из вариантов может выглядеть так:
Отряд Приматы:
Полуобезьяны.
Настоящие обезьяны:
Долгопятовые.
Широконосые.
Узконосые:
Гиббоновые.
Гоминиды:
Понгины:
Орангутан.
Борнейский орангутан.
Суматранский орангутан.
Гоминины:
Гориллы:
Западная горилла.
Восточная горилла.
Шимпанзе:
Люди:
Происхождение обезьян
Определение точного времени и места происхождения обезьян, как и многих других биологических видов, происходит подобно постепенно появляющемуся изображению на полароидном снимке. Находки в разных районах планеты подетально дополняют общую картину, которая становится всё яснее. При этом признано, что эволюция представляет собой не прямую линию - она, скорее, похожа на куст, где многие ветви становятся тупиковыми. Поэтому до построения хотя бы отрезка ясного пути от примитивных приматоподобных млекопитающих до Номо sapiens еще далеко, но уже существует несколько опорных точек.
Пургаториус - маленький, размером не больше мыши, зверек обитал на деревьях, питаясь насекомыми, в верхнемеловом и палеогеновом периоде (100-60 млн лет назад). Ученые ставят его в начало цепи эволюции приматов. У него выявлены лишь зачатки признаков (анатомических, поведенческих и др.), свойственных обезьянам: относительно большой мозг, пять пальцев на конечностях, меньшая плодовитость с отсутствием сезонности размножения, всеядность и др.
Начало гоминидов
Древние обезьяны, предки человекообразных, оставили следы, начиная с позднего олигоцена (33-23 млн лет назад). У них еще сохраняются анатомические особенности узконосых обезьян, поставленных антропологами на более низкую ступень: короткий слуховой проход, расположенный снаружи, у некоторых видов - наличие хвоста, отсутствие специализации конечностей по пропорциям и некоторые особенности строения скелета в области запястий и стоп.
Среди этих ископаемых животных одними из самых древних считаются проконсулиды. Особенности строения зубов, пропорции и размеры черепной коробки с увеличенным относительно других её частей мозговым отделом позволяют ученым-палеоантропологам отнести проконсулидов к человекообразным. К этому виду ископаемых обезьян относятся проконсулы, калепитеки, гелиопитеки, ньянзапитеки и др. Эти названия были образованы чаще всего от наименования географических объектов, возле которых были обнаружены ископаемые фрагменты.
Руквапитек
Большинство находок самых древних костей палеоантропологи делают на африканском континенте. В феврале 2013 года было опубликовано сообщение ученых- палеоприматологов из США, Австралии и Танзании о результатах раскопок в долине реки Руквы на юго-западе Танзании. Ими был обнаружен фрагмент нижней челюсти с четырьмя зубами – останки существа, жившего там 25,2 млн лет назад, – именно таким был возраст горной породы, в которой была обнаружена эта находка.
По деталям строения челюсти и зубов была установлена принадлежность их обладателя к примитивнейшим человекообразным обезьянам из семейства проконсулидов. Руквапитек – так был назван этот предок гоминидов, древнейшая ископаемая человекообразная обезьяна, потому что он на 3 млн лет старше любых других, обнаруженных до 2013 года палеоприматов. Существуют другие мнения, но связаны они с тем, что многие ученые считают проконсулидов слишком примитивными существами, чтобы определять их настоящими человекообразными. Но это вопрос классификации, один из самых неоднозначных в науке.
Дриопитеки
В геологических отложениях эпохи миоцена (12-8 млн лет назад) в Восточной Африке, Европе и Китае были найдены остатки животных, которым учеными-палеоантропологами назначена роль эволюционной ветви от проконсулидов к настоящим гоминидам. Дриопитеки (греч. "дриос" – дерево) – так названы древние обезьяны, ставшие общим предком для шимпанзе, горилл и человека. Места находок и их датировка позволяют понять, что эти обезьяны, внешне очень похожие на современных шимпанзе, сформировались в обширную популяцию сначала в Африке, а потом распространились по Европе и евразийскому континенту.
Ростом около 60 см, эти животные пробовали передвигаться на нижних конечностях, но в основном обитали на деревьях и имели более длинные «руки». Древние обезьяны дриопитеки питались ягодами и фруктами, что следует из строения их коренных зубов, имевших не очень толстый слой эмали. В этом видно явное родство дриопитеков с человеком, а наличие хорошо развитых клыков делает их однозначным предком других гоминидов – шимпанзе и горилл.
Гигантопитеки
В 1936 году в руки палеонтологов случайно попали несколько необычных обезьяньих зубов, отдаленно похожих на человеческие. Они стали поводом для возникновения версии о принадлежности их существам из неизвестной эволюционной ветви предков человека. Главной причиной появления таких теорий стал огромный размер зубов – они были вдвое больше зубов гориллы. По расчетам специалистов выходило, что их обладатели имели рост выше 3 метров!
Через 20 лет была обнаружена целая челюсть с подобными зубами, и древние обезьяны-гиганты из жутковатой фантазии превратились в научный факт. После более точной датировки находок стало понятно, что огромные человекообразные приматы существовали в одно время с питекантропами (греч. "питекос" – обезьяна) – обезьяночеловеками, то есть около 1 млн лет назад. Высказывалось мнение, что именно они - прямые предшественники человека, причастные к исчезновению самых больших из всех существовавших на планете обезьян.
Растительноядные гиганты
Анализ окружения, в котором были найдены фрагменты гигантских костей, и исследование самих челюстей и зубов позволили установить, что основной пищей для гигантопитеков служили бамбук и другая растительность. Но были случаи обнаружения в пещерах, где нашли кости обезьян-монстров, рогов и копыт, что позволило считать их всеядными. Находили там и гигантские каменные орудия труда.
Отсюда следовал логичный вывод: гигантопитек – древняя человекообразная обезьяна ростом до 4 метров и весом около полутонны – ещё одна нереализовавшаяся ветвь гоминизации. Установлено, что время их вымирания совпало с исчезновением других человекообразных великанов – африканских австралопитеков. Возможная причина – климатические катаклизмы, ставшие фатальными для крупных гоминидов.
Согласно теориям так называемых криптозоологов (греч. "криптос" – тайный, скрытый), отдельные особи гигантопитеков дожили до наших времен и существуют в труднодоступных для людей районах Земли, порождая легенды о «снежном человеке», йети, бигфуте, алмасты и так далее.
Белые пятна в биографии Homo sapiens
Несмотря на успехи палеоантропологии, в эволюционной цепи, где первое место занимают древние обезьяны, от которых произошел человек, есть провалы длительностью до миллиона лет. Они выражаются в отсутствии звеньев, имеющих научное – генетическое, микробиологическое, анатомическое и др. – подтверждение взаимосвязи с предыдущими и последующими видами гоминидов.
Нет сомнений, что постепенно такие белые пятна в истории происхождения человека исчезнут, а сенсации о внеземном или божественном начале нашей цивилизации, которые периодически оглашаются на развлекательных каналах, не имеют ничего общего с настоящей наукой.
fb.ru
От обезьяны к человеку | Юрский период
Менее 2 миллионов лет назад первый человек ступил на землю африканской саванны. Он произошел от приматов, преимущественно от обезьяноподобного предка, который умел ходить на двух ногах, согнувшись, но довольно уверенно.
По сравнению с историей жизни, которая развивалась на протяжении сотен миллионов лет, история человеческого вида совсем короткая. Она началась менее 2 миллионов лет назад. Потребовалось 65 миллионов лет развития, чтобы приматы дали жизнь первому представителю рода человеческого. Лемуры и обезьяны — далекие предки человека.
Млекопитающие, отличающиеся от других
Череп обезьяны
Первые приматы {лемуры и обезьяны) отличаются от других млекопитающих способностью хватать предметы руками или ногами. Рука и нога примата наделены большими хватательными пальцами. Более того, приматы в отличие от других млекопитающих имеют плоские ногти вместо когтей и видят окружающий мир в цвете и объеме. У приматов более крупный мозг, который постоянно увеличивался на протяжении эволюции.
Обезьяны против лемуров
Пургаториус (67 миллионов лет назад), самый древний предок лемуров и обезьян.
Одним из возможных предков приматов считается пургаториус. Он похож на землеройку длиной 10 см, питался насекомыми и обладал зубами, почти такими же, как у лемуров. Пургаториус жил в Северной Америке в конце мезозоя (примерно 67 миллионов лет назад). Вероятно, именно он дал жизнь лемурам и обезьянам. Между этими двумя группами приматов возникло жестокое соперничество из-за захвата деревьев, на которых они живут. Победителями вышли обезьяны. Лемуры, которые были очень распространены в Африке, Северной Америке и Европе 50 миллионов лет назад, сегодня обитают лишь в нескольких регионах Азии, особенно на острове Мадагаскар, именно в тех районах, где никогда не было обезьян.
С ветки на землю
Сиамопитек — самый древний предок обезьян. Он жил лишь на деревьях, как мезопитек, у которого уже были все признаки современных маленьких обезьян. Эта большая обезьяна способна была стоять на земле.
Обезьяны, любители путешествовать
40 миллионов лет назад обезьяны быстро расселились почти по всем континентам. Чаще всего они встречались в тропических африканских лесах, но обитали также в Европе, Азии и Америке. Однако ископаемых обезьян никогда не находили в Северной Америке, в то время как в Южной Америке их обнаружено очень много. Возможно, они достигли этой части света, пересекая Атлантический океан (который тогда был гораздо уже, чем в настоящее время) на естественных плотах из ветвей и стволов деревьев, уносимых течениями. Полностью изолированные, южно-американские обезьяны, называемые обезьянами Нового Света (современные уистити и обезьяны-пауки), очень быстро стали заметно отличаться от обезьян Старого Света, обитающих в Африке и в Азии (современных макак или бабуинов).
Какая обезьяна предок человека!
Ореопитек — это удивительная обезьяна, которая жила 7-9 миллионов лет назад. Ее скелет, найденный в Италии, представляет головоломку для специалистов: череп и зубы такие же, как у маленькой обезьяны, но руки (различимые на фото) очень длинные.
35 миллионов лет назад обезьяны Старого Света разделились на две группы: маленьких обезьян — предков мезопитека, а также макак, и больших обезьян, называемых антропоидами (т. е. похожими на человека). Антропоиды являются предками орангутана, шимпанзе и гориллы, а также человека. Найденный на Таиланде в 1955 году сиамопитек, живший 35 миллионов лет назад, — самая древняя из известных антропоидных обезьян. Найдены остатки и других больших обезьян, живших от 25 до 20 миллионов лет назад: это дриопитеки. У этих животных размером с шимпанзе нет хвоста, а основную часть времени они проводили на деревьях. Родом из Африки, дриопитеки достигли Европы (Средиземного моря тогда еще не существовало), затем Азии. Кениапитек. один из их потомков, живший 15 миллионов лет назад, был размером с шимпанзе. Он перемещался как по земле, так и по деревьям. Он уже был способен держаться прямо, хотя еще не мог ходить по-настоящему на двух ногах. Долгое время палеонтологи считали кениапи-тека общим предком человека и больших современных обезьян. Сегодня известно, что этот общий предок жил не более 7 миллионов лет назад, так что кениапитек, относящийся к более древнему периоду, возможно, является только предком орангутанов. Ученые продолжают искать обезьяну, от которой произошел человек. Возможно, это моротопитек, африканская обезьяна, обнаруженная в 1994 году? Изучение костей и конечностей этой большой обезьяны (рост 1,2 м, вес 50 кг) показало, что она могла передвигаться какое-то время на двух ногах. Это первый двуногий примат, следовательно, способность к прямо-хождению возникла задолго до появления первых людей.
Антропоид (слово означает похож на человека): крупный примат, без хвоста и с относительно большим мозгом. Человек, гиббон и горилла — антропоиды.
Гоминиды: семейство, включающее людей (Homo sapiens) и всех их непосредственных предков (австралопитеков, Homo habilis и Homo erectus).
Двуногое: животное, которое передвигается на двух ногах.
Примат: млекопитающее, которое обладает большим мозгом и руками, способными хватать и имеющими ногти. Обезьяны, лемуры и люди являются приматами.
Саванна: тип растительности в жарких и засушливых регионах (Африка), образованный высокими травами в сочетании с деревьями и кустарниками.
Человек: существо, которое умеет думать, говорить и изготавливать орудия.
Лемуры (здесь кошачьи лемуры) — самые древние из современных приматов.
xn----htbckcdf1bgfgf1o.xn--p1ai
Первоначальные сведения об обезьянах (от древности до начала XVII века). Приматы
Первоначальные сведения об обезьянах (от древности до начала XVII века)
Первый период, давший весьма мало знаний о приматах, обширен по времени. Он охватывает доисторические тысячелетия, древний мир и средневековье.
Человек столкнулся с обезьянами в очень давние времена. Не просто столкнулся, но даже, вероятно, приручал их. Том Харриссон, директор Музея естественной истории в Сараваке, считал, что еще за 35 тыс. лет до нашей эры (период палеолита) первобытный человек сделал орангутана домашним животным. Возможно, предполагает Харриссон, люди отлавливали детенышей убитых на охоте антропоидов, затем выращивали малышей и делали домашними. Эти предположения построены на основании находок, полученных Харриссоном в Больших пещерах Западного Калимантана.
В наскальных изображениях на юге Франции обнаружен рисунок обезьяны, приставляющей себе хвост. Очень любопытный рисунок, о котором почему-то до сих пор не упоминал ни один приматолог! Дело в том, что в наше время на скалах Гибралтара живут бесхвостые макаки маготы, единственные ныне европейские обезьяны, происхождение которых никто не может убедительно объяснить. Одни считают, что маготы завезены из Северной Африки (где они также обитают), другие полагают, что их родословная берет начало в Европе. Русский биолог-эволюционист К. Ф. Рулье в 1851 г. писал, что маготы — потомки вымерших или отступивших на юг древнейших европейских обезьян. Известно, что в Средней Европе обнаружены ископаемые формы макаков времен межледниковых периодов — примерно 300 тыс. лет назад. Остатков обезьян более поздних лет доисторического времени пока нет. Рисунок же относится к последнему ледниковому периоду (вюрм) и, следовательно, доказывает, что еще 40–25 тыс. лет назад на территории нынешней Франции обитали обезьяны, возможно и бесхвостые. Если это так, появление современных маготов в районе Гибралтара становится более понятным. Маготы ныне здесь тщательно охраняются[3].
Предположение о том, что обезьяны обитали в Европе еще сравнительно недавно, поддерживается и фактом присутствия этих животных в античные времена на двух островах в Тирренском море — Исхия и Процида. Эти острова тогда назывались еще «Питекузами», т. е. «обезьяньими» («питекос» — по-древнегречески «обезьяна»). Есть сведения, что приматов здесь старательно оберегали: уничтожение обезьяны каралось смертной казнью. Сейчас в этом районе ни одной обезьяны нет.
Давние свидетельства об обезьянах в районах Азии и Африки, где эти животные обитают и в наше время, конечно, более обширны и достоверны. По-видимому, самыми древними памятниками, говорящими о знании приматов в историческое время, являются фигурки павианов из слоновой кости, камня и глины, относящиеся к периоду додинастического Египта (начало первой династии датируется примерно 3100 г. до н. э.). Выходит, что еще в неолите, во времена зарождения классового общества в долине Нила, человек не только был знаком с обезьянами, но и посвящал им свое художественное творчество. Несколько тысяч лет назад павиан здесь был священным: олицетворял то бога солнца Ра, то бога мудрости, письма и таинственной Луны Тота. В древних Фивах существовало специальное кладбище, где хоронили мумии павианов. Изображения обезьян обнаружены в усыпальницах фараонов, в настенной храмовой живописи. Черты приматов легко уловить в мистических фигурах сфинксов. По росписям гробницы фараона Рехмира (1500 лет до н. э.) и храма Дерэль-Бахри можно себе представить, что древние египтяне знали два-три вида низших узконосых обезьян, включая священного павиана гамадрила.
Глиняные фигурки обезьян, сходные с египетскими, дошли до нас из очень древней индийской цивилизации Мохеньджо-Даро. Одна из них, датируемая IV тысячелетием до н. э., изображает ныне знаменитого благодаря лабораторной славе макака резуса. (В крови этих обезьян был обнаружен в 1937 г. австрийским иммунологом Карлом Ландштейнером и американским медиком Александром Винером специфический компонент, имеющий важное значение при размножении людей и обезьян и названный резус-фактором.)
На основе анализа китайской литературы и искусства голландский исследователь Р. ван Гулик недавно установил, что чернорукий гиббон в ранние времена династии Чоу (с 1200 г. до н. э.) был распространен на 3/4 территории Китайской империи. (Увы, теперь это прекрасное, очень близкое по крови к человеку животное сохранилось здесь главным образом в преданиях: ареал обитания гиббонов катастрофически сокращается, а некоторые виды значатся в списках исчезающих приматов.)
Обезьянам поклонялись не только в Египте и Индии (в этой стране они почитаются и ныне), священными они были также в Марокко, Тунисе, Алжире, Камеруне, Индонезии, Малайе, Японии, Китае. Одним из главных героев древнеиндийского эпоса «Рамаяна» был славный предводитель обезьян лангур Хануман — ближайший друг и соратник Рамы, спаситель его возлюбленной. Памятником IX в. до н. э. является обелиск ассирийского царя Салманассара II — здесь можно увидеть по крайней мере два вида обезьян, включая павиана гамадрила.
Самое раннее упоминание об обезьянах в эллинской культуре относится к VII в. до н. э. Это стихи Архилоха и Симонида, а позже басни Эзопа. Обезьяны выступают в них вполне самобытно, их не спутаешь с другими персонажами. По одной из басен Эзопа, Зевс объявил конкурс на самого очаровательного младенца — пришла обезьяна со своим уродцем-детенышем и потребовала премию: матери он казался самым красивым.
Обезьяны были широко известны древним римлянам. Многочисленные изображения приматов дошли до нас со времен Республики и из более близкого к нам периода Римской империи.
Знали ли древние греки и римляне человекообразных, иначе говоря, высших обезьян? Есть финикийская ваза (VII в. до н. э.), где, по-видимому, изображен антропоид. На стене амфитеатра в Помпеях обнаружен рисунок крупной обезьяны, похожей на гориллу. Агатарцид (II в. до н. э.) упоминал «хилофагойя»; предполагают, что это шимпанзе. Греки, а затем римлянин Плиний Старший не раз упоминают «сатиров», «пигмеев», «дикие расы» — все эти существа наводят на мысль именно о человекообразных обезьянах. Однако ранние научные описания высших обезьян и даже низших и полуобезьян до нас не дошли.
Первый научный текст о приматах принадлежит великому Аристотелю (384–322 гг. до н. э.), который сам изучил анатомию обезьян и обобщил известные в то время сведения о них. Впервые в истории науки мы находим у древнего энциклопедиста какое-то подобие классификации обезьян. Он вполне определенно говорит о трех формах приматов: «пификос» (или «питекос») — обезьяна без хвоста (по-видимому, магот), «кинокефалос» — «собакоголовый» (павиан) и «кебос» — обезьяна с хвостом (вероятно, мангобей или мартышка).
Очень знаменательно, что Аристотель — первый классификатор приматов — заговорил о сходстве человека с обезьянами, считая их промежуточным звеном между человеком и остальными обитателями Земли: «Некоторые животные обладают свойствами человека и четвероногих, как, например, пификос, кебос и кинокефалос[4]…» После этой декларации приводится детальное сопоставление сходства у человека и обезьян лица, ушей, ноздрей, зубов (передних и коренных), нижних ресниц, сосков, рук («но только волосатых»), кистей, пальцев, ногтей и даже волос на животе. В итоге Аристотель справедливо заключает, что хотя обезьяна «менее красива, чем лошадь, она более похожа на человека».
Конечно, речь не идет о том сходстве, которое много веков спустя стало именоваться эволюционным. Ученик идеалиста Платона, Аристотель был далек даже от древних предтеч эволюционизма — Анаксимандра, Демокрита и других. Во внешнем сходстве организмов Аристотель видел лишь вариации одной первоначальной формы, в которой реализовалась мысль бога о живом. Идеально эта мысль воплотилась в человеке, все остальное — отклонения. И все-таки, учтя дальнейшую судьбу приматологии, нельзя не воздать должное Аристотелю, который в первом же научном описании обезьян подчеркивает их сходство с человеком. Это сходство даже не требовало специальных исследований, его видели и простые люди, а выдающиеся деятели древности, такие, как Гераклит, Квинтилиан, упомянули в своих произведениях. Больше никаких трудов об обезьянах из древности, оставшейся за рубежом нашей эры, до нас не дошло.
Первой важной сводкой по приматам в нашу эру стал раздел монументальной «Естественной истории» в 37 книгах Плиния Старшего — знаменитого древнеримского ученого и писателя. Плиний собрал об обезьянах, вероятно, все, что слышал. Попали сюда самые разнообразные, в том числе и фантастические, сведения. Впоследствии они кочевали от одного автора к другому, поддерживая небылицы о нравах и жизни обезьян со ссылкой на «разные» источники. Плиний, в частности, писал: «Все породы обезьян среди других животных наиболее близки по сходству с человеком, но они отличаются друг от друга своими хвостами. Удивительно ловкие и хитрые, они развлекают сами себя: по описаниям, завидев охотника, они во всем подражают ему, даже пачкаются клеем, попадая в западню. Мутиан говорил, что видел обезьян, которые играли в шахматы, и что обезьяны с первого взгляда могли отличить орехи, сделанные из воска, от настоящих[5]».
Остается лишь подивиться устойчивости сомнительных подробностей из жизни обезьян. Еще в XIX в. можно было прочитать о том, что обезьян ловят с помощью клея: охотник садится, примеряет башмаки на глазах у сидящих на дереве животных, затем, незаметно смазав их клеем, оставляет и уходит. Любопытные обезьяны спускаются с дерева, примеряют башмаки, которые приклеиваются к ногам, вследствие чего эти природные акробаты оказываются в ловушке. Также едва ли не до наших дней дошло вдохновение древнего фантазера, рассказавшего о шахматных турнирах обезьян.
Что же касается быстрого распознавания обезьянами поддельных орехов, это вполне правдоподобно. Действительно, приматы каким-то необъяснимым образом мгновенно определяют несъедобные предметы. Можно видеть, как они сразу же проворно отбрасывают из общей массы орехи, которые, как потом убеждается человек, оказываются пустыми. Ленинградский физиолог Л. А. Фирсов, вывозивший обезьян на озерные острова Псковской области, сообщил автору этой книги, что шимпанзе, фактически выросший в неволе, не прикасался ни к одному из 15 произраставших там ядовитых растений.
Вызывает интерес упоминание Плинием «сатиров», «хоромондайев» и других непонятных существ, имеющих черты антропоидов. Не о высших ли обезьянах речь? Но точно утверждать этого нельзя.
И все-таки Плиний собрал и много достоверных сведений. Это от него мы узнали о путешествии Ганнона. Плиний включил в свой труд данные Аристотеля и принял его деление обезьян на три группы. Но если у Аристотеля даются только отдельные анатомические сведения об обезьянах, то Плиний уже сообщает впервые о поведении этих животных — об отношении к детенышам, о необыкновенном таланте копировать действия человека. Римский ученый был поражен сходством обезьян с человеком и их способностями — то и другое явно преувеличено. Впервые в трудах Плиния упоминается такая необычная анатомическая особенность низших обезьян Азии и Африки, как защечные мешки, куда эти животные складывают пищу про запас. Впервые же Плиний Старший дает в своих сочинениях слово «keipon», созвучное современному «гиббон» (но для какой именно обезьяны — этого понять нельзя).
Последней крупной фигурой древности в истории познания обезьян был знаменитый античный ученый, врач и анатом Клавдий Гален (130–201 гг. н. э.), оставивший глубокий след в истории медицины. И до Галена обезьян вскрывали — египетские жрецы, Гиппократ, анатом Руфус из Эфеса, вероятно, медик Эразистрат. Но наиболее четкие данные по анатомии приматов мы получили из древнего мира лишь от Галена.
Последователь Платона и Аристотеля, Гален официально был приверженцем идеалистической линии в философии. Однако на практике, сталкиваясь с конкретными фактами, он иногда высказывался и как материалист. Мировоззрение Галена противоречиво, но для истории развития приматологии очень важно, что Гален вскрывал и изучал не только трупы людей, но и обезьян. Некоторые считают, что он исследовал даже антропоидов, но это предположение может быть и оспорено.
Хочу остановиться на двух парадоксах Галена, первый из которых фактически известен в истории медицины и биологии, но как-то остался не обсужденным в среде приматологов. Медики хорошо знают, что Гален дал обширные сведения по анатомии человека. В средние века его положения были настолько распространены, авторитетны и освящены церковью, что если кто-либо осмеливался их оспаривать на основе новых фактов, он неминуемо предавался анафеме — за «несоответствие Галену». Только через 1300 с лишним лет другой великий анатом, Андрей Везалий, доказал, что многие сведения Галена по анатомии человека получены в действительности из опытов на обезьянах.
В 1543 г. увидел свет классический труд Везалия «О строении человеческого тела», в котором показано, что Гален при описании анатомии человека допустил около 200 ошибок. Так, он не знал о существовании мышцы, противополагающей большой палец, дал неправильное описание кисти руки, сердца, легкого, печени, полой и непарной вены, некоторых нервов, крестцовой кости, слепой кишки… Эти ошибки могли возникнуть в результате вскрытия именно обезьян и, как тактично выражаются в современной научной литературе, «некритического перенесения данных» на человека.
Никогда не обсуждался другой парадокс, на который наталкивает опубликованный, впервые в 1971 г. на русском языке классический труд Галена «О назначении частей человеческого тела». Уже давно известны и часто цитируются медиками и приматологами слова Галена о большом анатомическом сходстве обезьяны с человеком. Вот цитата из его «Анатомических процедур» в переводе с английского: «Теперь, в наше время, из всех живых существ больше всего похожа на человека обезьяна — по внутренностям, мышцам, артериям, нервам, так же как и по форме костей. В силу этого она ходит на двух ногах и употребляет передние конечности как руки»[6].
Итак обезьяна больше всех похожа на человека. «Из всех живых существ, — писал Гален в другом своем труде, — один только человек имеет руки (руку человека, как мы уже видели, Гален описал на основании изучения рук обезьян — Э. Ф.), органы, приличествующие главным образом существу разумному»[7]. Как видим, это заявление уже несколько противоречит цитированной выше мысли. Но это еще не все. Гален идет дальше, добавляя к строгим академическим описаниям совершенно нескрываемые эмоции: «Итак, вы, знаменитые софисты, ловкие презиратели природы, видали ли вы когда-нибудь у обезьян этот палец который Гиппократ называл большим? Если вы не видали, то как осмеливаетесь говорить, что обезьяна во всем похожа на человека?»[8]
Кто эти «знаменитые софисты», «ловкие презиратели природы», против которых ополчается Гален? И где, добавим, их труды, из которых следует, что «обезьяна во всем похожа на человека»? Боюсь, что никогда уже мы этого не узнаем: вскоре после Галена наступила почти полуторатысячелетняя эпоха церковного засилья, когда любые упоминания о сходстве обезьян с человеком усердно изничтожались (нередко вместе с авторами).
Во втором из приведенных трудов прямо-таки рябит от славословий в адрес «Демиурга» (Творца) в честь его мудрого творения человека. В книге еще не раз можно увидеть противопоставление анатомии человека и обезьян.
Как объяснить подобные противоречия крупнейшего анатома древности? Конечно, вполне допустимо, что ученик Платона был далек от понимания идеи изменяемости живой природы — Гален называл обезьян «смешными копиями» людей. Но все-таки «копиями», ибо фактическая убежденность его в сходстве обезьян с человеком — даже чрезмерная и, как становится ясно после «разоблачений» Везалия, замаскированная — не вызывает сомнений. Возможно, ключ к объяснению этих удивительных противоречий следует искать в замечании профессора Б. Д. Петрова: «Можно предположить, что ссылки на Платона имели место для того, чтобы материалистические высказывания и позиции прикрыть идеями Платона». [9]
Упомянув еще о труде греческого грамматика Гораполло (IV в. н. э.), где, вероятно, впервые содержится ценное замечание о периодическом истечении крови у самок обезьян (единственных животных, сходных в этом с человеком!), можно закончить обзор дошедших до нас знаний о приматах в древнем мире. Легко заключить, что сведения об обезьянах накапливались тогда с той же постепенностью, что и о других животных. Бросается в глаза неоднократное упоминание авторов о большом сходстве обезьян с человеком.
В древние времена обезьяны были весьма популярными не только в местах обитания: их содержали как комнатных животных монархи, полководцы, аристократы, моряки, ремесленники. Можно считать почти достоверным, что древние знали о существовании гиббона, а также макака магота, павиана гамадрила, желтого павиана или, иначе, бабуина, красной обезьяны, или гусара, нескольких видов мартышек и колобусов.
Древние дали термины для обозначения обезьян, в частности, как уже упоминалось, pitecos (греч.), simia (лат.), прочно вошедшие различными словосочетаниями и самостоятельно в современную научную номенклатуру приматов. Термин же «плосконосый» (по латыни — simia), относящийся к обезьяне, стал затем синонимом слова «имитатор» и через латинское словообразование similitudo («сходство») вошел в некоторые современные языки для обозначения сходства, подобия (по-английски similar — «сходный») — настолько обезьяны в глазах античных людей были похожи на человека!
Можно считать установленным, что за период средневековья к знаниям о приматах почти ничего не прибавилось. Более того — кое-что от этих знаний даже убавилось. Р. Йеркс впоследствии писал, что со второго века до шестнадцатого сведения о приматах «оказываются в основном погибшими вместе с их владельцами». Удивительно, что на этот феномен в истории науки обратил внимание и писатель. Юрий Олеша писал: «Обезьяна, слухи о которой вдруг, после конца Рима и всей той эпохи, которую мы называем древним миром, исчезли, стала для Европы загадочным, почти бесовским существом. Какой вал лег между золотым древним миром и Европой?» [10]
Какой же «вал» отгородил от нас древний мир, если говорить об истории приматов? А вот какой: единобожие, монотеизм, пришедший на смену язычеству. Священные у древних, обезьяны стали по официальному установлению христианской церкви олицетворением дьявола. Figura Diaboli — так и была названа обезьяна в своде — компендиуме христианской зоологии «Физиологусе», ибо, по Евангелию, «боги язычников суть дьяволы». Такое отношение к приматам со стороны всесильной и весьма суровой в борьбе с инакомыслящими церкви имело для науки тяжелейшие последствия.
Обратим внимание на такой забавный пример. До нас дошли сотни памятников античного искусства, которые отражают популярность обезьян у древних народов. Изображения этих животных найдены на амулетах, рукоятках, кулонах, печатях, амфорах, подносах. В книге американского латиниста Вильяма Мак-Дермотта, опубликованной в 1938 г., собраны фотографии 605 подобных изделий, дошедших до нас из античности. Но ни разу не удается встретить в раннем христианском искусстве, в частности византийском, картин или рисунков с обезьянами! Легендарный древнегреческий певец Орфей постоянно изображался в окружении нескольких животных, в том числе обезьяны. Последняя как бы пародирует самого Орфея, и пародия эта — дружеская, выполненная языческим художником в виде веселой шутки. С наступлением же христианства обезьяна исчезает из всех сюжетов, связанных с Орфеем. Даже когда копировалась старая картина, обезьяну заменяли другим животным или человеком.
Есть и более зловещие примеры враждебного отношения к обезьянам со стороны церкви и инквизиторов. В период разгула «святой» инквизиции, когда за связь с обезьяной — живым дьяволом — душа отправлялась в адский огонь на том свете, а тело — во вполне реальный огонь на этом, в огонь инквизиции, изучать обезьяну означало подвергнуть себя смертельной опасности. Вот, возможно, и причина отсутствия новых знаний о приматах в средние века.
От Галена до Везалия, если не считать спорадических медицинских работ врачей Ар-Рази, Авиценны (IX — Хвв.) и анатома Джуханна-ибн-Масавая (IX в.), по-видимому, никто за 1300 лет не вскрывал обезьян с целью изучения их анатомии для сравнения с организмом человека. Во всяком случае сообщений об этом нет (или они не дошли до нас). Все описания обезьян того времени были книжными, переписанными из старых источников.
Средневековый, натуралист и теолог Альберт Магнус в своей работе «De animalibus» (XIII в.) дал некоторые новые данные о приматах. Новым было деление Магнусом живых существ на три категории: первая — человек, вторая — сходные с человеком «пигмеи» и обезьяны (о непопятных «пигмеях», как упомянуто, говорили древние), третья — все остальные животные. До Магнуса существовали только две категории — человек и животное, между которыми лежит непроходимая пропасть. Разумеется, «сходство» обезьян с человеком у Магнуса — чисто внешнее, не выходит за рамки христианских традиций и, конечно, пе имеет ничего общего с идеями эволюции. Некоторые исследователи считают, что приоритет в определении обезьяны как «связующего звена» между человеком и животными принадлежит именно Магнусу, но, как мы видели, это сделано уже в трудах Аристотеля.
Магнус имел примитивные представления о градациях обезьян, характерные для его времени (упоминал пять вариаций, названных еще в древности: cercopitheci, cynocophali, sphinges, satyri, callitriches). Его ввело в заблуждение сходство обезьян с пигмеями и монстрами, в расу которых он твердо верил, как и в существование получеловека-полукозы (pilosus), Идеи Магнуса о сходстве приматов, включая человека, разумеется, были в его время категорически отвергнуты и только спустя пять веков стали снова предметом обсуждения. Но воздадим должное усилиям Магнуса: ведь он трудился в XIII в.!
Начало Возрождения в Европе, великие географические открытия «расколдовали» средневековый мир, дали мощный толчок развитию искусства, литературы и науки, в том числе познанию разных животных. Но вот что любопытно — на истории приматологии это могучее оживление культуры никак (или почти никак) не отразилось.
В XIII в. Марко Поло сообщил, что на Востоке обезьяны очень популярны. Можно предполагать, что знаменитый путешественник видел гиббона. Следа в науке от этого тем не менее не осталось. В 1591 г. итальянский путешественник Филиппо Пигафета записал рассказ португальского моряка Дарта Лопеса о своих приключениях в Конго. В рассказе фигурируют и обезьяны, в том числе какой-то антропоид (возможно, шимпанзе).
Осведомленность средневековой Европы о существовании ближайшего к человеку из современных приматов — шимпанзе считается сомнительной. Поэтому стоит обратить внимание на следующий факт. В книге английского искусствоведа Г. Дженсона о знании обезьян в средние века, опубликованной в Лондоне в 1952 г., приводится исключительно важная для истории приматологии фотография. На ней изображена скульптура на двери баптистерия во Флоренции «Негр с обезьяной». Фигура обезьяны заставляет думать, что здесь изображен подлинный детеныш шимпанзе. Но работа ведь относится к 1440 г. Это значит, что по крайней мере в XV в. в Европе наш ближайший сородич уже был известен. Потребуется, однако, еще много времени, несколько веков, чтобы этот замечательный антропоид был научно идентифицирован…
В XV в. об обезьянах рассказал еще один путешественник — отважный русский ходок «за три моря». Подобно тому, как, по словам Карамзина, «доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века», приматологи никогда не упоминали в исторических сводках сведения об обезьянах, приведенные в отчете Афанасия Никитина. [11]
Никитину принадлежит одно из самых ранних наблюдении и описаний обезьян. Во второй части «Хождения за три моря», относящейся к 1469–1472 гг., знаменитый путешественник не раз упоминает об обезьянах. Характерной ритмической речью излагает он сведения, облеченные в своеобразную, причудливую форму. Однако вполне четко соообщает Никитин о стадной жизни обезьян в лесах во главе с вожаком. [12]
Никитин рассказал, что обезьяны священны в Индии, что их связывают с Буддой, одно из многих лиц которого — «обезьяново»…. Эти наивные сведения могут вызвать сегодня улыбку, но следует помнить, что собраны они в XV в. и что еще в XIX в. не только простые смертные, но и ученые имели весьма путаные представления об обезьянах, а в последней четверти XX в. во многих переводных словарях, составленных учеными в разных странах, даны ошибочные наименования приматов. И дело не в составителях, а в необычной судьбе науки приматологии.
В 1492 г. Христофор Колумб открыл Американский континент и впервые увидел широконосых приматов. Для натуралистов открылся целый мир своеобразных, очень живописных обезьян (приблизительно одна треть современного состава отряда приматов). Однако научная идентификация и этих обезьян затянулась на несколько веков.
1543 г. — год великого события в истории науки, в частности медицинской. Как упомянуто, вышел эпохальный труд Андрея Везалия «О строении человеческого тела» в семи книгах. С величайшей тщательностью, на основе самостоятельного изучения дана в нем анатомия человека — без схоластики, без повторения несуразных сведений, без оглядки на бога… и без ошибок Галена. Трактат Везалия вызвал бурю со стороны «официальных» анатомов, последователей освященного церковью римского медика. В книге даны ценные дополнения по анатомии обезьян. И все же замечательный труд Везалия не много дал для дальнейшего развития приматологии. Какой вид приматов анатомировал автор, сказать невозможно (вероятно, и сам ученый этого не знал). Можно допустить, что на фронтисписе первой книги Везалия изображена в числе многих фигур низшая обезьяна. Для медицинской науки, широко использующей ныне в опытах приматов, этот факт знаменателен. Но определить видовую принадлежность примата, по-видимому, невозможно.
Завершает рассматриваемый период в истории приматологии монументальный труд швейцарского естествоиспытателя Конрада Геснера «История животных» (Historiae Animalium) 1551 г. В числе других животных здесь описаны и обезьяны. Конечно, это компиляция: Геснер добросовестно собрал сведения, содержавшиеся у древних и более поздних авторов по обезьянам: Аристотеля, Плиния Старшего, Галена, Магнуса. Он подчеркивает разнообразие обезьян (приводит 10 групп низших обезьян), описывает внешний вид и повадки, распространение их в местах обитания. При описании автор, однако, не гнушается и фантастических россказней, сопровождавших сообщения об обезьянах на протяжении двух тысячелетий. Можно было бы сказать, что Геснеру принадлежит первая попытка дать в печатном труде изображение антропоида, описанного как «церкопитекус человеческой величины и образа». Но что это за «антропоид»? Иллюстрация основана, по-видимому, на павиане гамадриле (гривастая голова, длинный хвост), но прибавлены отвислая грудь и «очеловеченная» рука, опирающаяся на палку. Весьма примитивное изображение, хорошо демонстрирующее низкий уровень знаний (учеными!) приматов в XVI в. Однако благодаря высокому авторитету Геснера это изображение продержалось в книгах как символ обезьяны еще не менее двухсот лет.
Подведем итоги первому периоду истории приматологии — от античных времен до первых десятилетий XVII в. (как упомянуто, в истории биологии подобный период завершается в XIV в.). Собраны первые сводки об обезьянах — далеко не точные, перемешанные с легендами, малодостоверные. О научных знаниях (не определявших, однако, дальнейшее развитие приматологии) можно говорить лишь в плане анатомии. Сделаны первые робкие попытки элементарной систематизации этих животных. Совершенно не отделены от низших обезьян человекообразные, слухи о которых циркулировали еще в древности. Почти неизвестны обезьяны Нового Света (широконосые)* Отсутствуют сведения о полуобезьянах, также относящихся к приматам. Нет ни одной работы специально по обезьянам — все сводки являются частью описаний животных вообще. В то же время историкам науки известно, что уже в XVI в. появились научные работы, включающие оригинальные исследования, как, например, Г. Ронделэ и И. Сальвини по рыбам, П. Белона по птицам, Т. Моуфета и У. Алдрованди по насекомым.
Период древних и средних веков в истории приматологии — это действительно период самых примитивных, первоначальных сведений об обезьянах.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
bio.wikireading.ru
Человекообразные обезьяны
Человекообразные обезьяны - группа узконосых обезьян, которые больше, чем другие приматы, напоминают человека. Это ближайшие родственники человека в животном мире
К человекообразным обезьянам относят одиннадцать видов из трёх семейств: гиббоновых, понгидов и гоминидов. Некоторые семейства насчитывают всего только один вид. Орангутаны и большинство гиббоновых находятся на грани вымирания. Все виды человекообразных обезьян занесены в Международную Красную книгу.
Эволюция обезьян
Человекообразные обезьяны являются ближайшими родственниками человека. Они имеют по 32 зуба, а хвост у них отсутствует. Их конечности напоминают человеческие руки и ноги, но стопы не приспособлены к длительному хождению по земле. Несмотря на это, эти животные всё же могут перемещаться на задних конечностях. Ещё одной „человеческой" чертой человекообразных обезьян является плоская грудь.
Вполне возможно, что у человека и африканских человекообразных обезьян были общие предки. Большие обезьяны, подобно первобытному человеку, чтобы добыть пищу, способны пользоваться простыми орудиями, например, камнями и палками.
Большие и малые обезьяны
По определённым причинам некоторые учёные склонны не включать гиббонов в группу человекообразных обезьян. В наши дни семья гиббоновых включена в надсемейство человекообразных обезьян. Гиббоны живут исключительно в Азии от индийского штата Ассам до Индокитая. У некоторых видов самцы и самки имеют различную окраску. Шерсть самцов гиббона хулок, одноцветного гиббона и гиббона Клосса окрашена в чёрный цвет, тогда как их самки и детёныши покрыты светло-коричневой или серой шерстью. Крупные человекообразные обезьяны в Азии представлены только орангутаном, ареал которого ограничен лесами Калимантана и Суматры. Шимпанзе, карликовые шимпанзе и гориллы встречаются в Западной и Центральной Африке. Все крупные человекообразные обезьяны ночуют в гнёздах, которые строят на деревьях, и только гориллы спят на земле.
У гиббонов на ягодицах есть мозоли, поэтому они могут спать, сидя на твёрдых ветвях деревьев. Человекообразные обезьяны, не имеющие таких мозолей, спят лёжа в гнезде, которое выстлано листьями. Человекообразные обезьяны живут довольно долго: гиббоны - около 25 лет, крупные виды - до 50 лет.
Способы передвижения обезьян
Мельчайшие представители группы человекообразных обезьян - гиббоны - масса которых достигает 8 кг. Они с необыкновенной лёгкостью, ловко скачут по веткам деревьев. Во время движения обезьяны цепляются за ветки только руками. Раскачавшись, как маятник, они могут прыгнуть на расстояние до десяти метров. Перепрыгивая, обезьяны развивают скорость около 16 километров в час. Повиснув на ветке на одной руке и раскачавшись, гиббоны далеко передвигаются вперёд, при приземлении пользуясь обеими лапами. У них очень подвижные плечевые суставы, осуществляющие обороты на 360°. Большинство человекообразных обезьян хорошо лазают по деревьям, выбирая толстые ветви, которые выдерживают вес тела. Орангутаны распределяют свой вес на все четыре конечности, они не прыгают. Карликовые шимпанзе, или бонобо, в кронах деревьев ведут себя как настоящие акробаты. Все человекообразные обезьяны имеют длинные руки и довольно короткие задние конечности. Большинство из них передвигается по земле на четвереньках. Гориллы и шимпанзе, а также бонобо, ходят, опираясь на пальцы передних конечностей, тогда как орангутаны опираются на кулаки.
Звуки, издаваемые обезьянами
У самого большого гиббона - сиаманга - есть горловой мешок, который он способен надувать. Кожистый мешок играет роль резонатора, который усиливает звук. Обычно обезьяна издаёт звуки, напоминающие глухой лай. Члены одного стада в пределах своей территории также общаются с помощью звуковых сигналов, причём наибольшей активностью отличаются самки - их сначала длинные лающие звуки постепенно сокращаются, пока совсем не затихнут, а потом обезьяны снова начинают „разговор". Самцы отвечают им низкими криками, которые переходят в рык. Очевидно, что крик служит сиамангам не только для обозначения границ территории, а является элементом сложной системы коммуникации. У взрослых самцов орангутанов также есть горловые мешки-резонаторы. Их громкие голоса слышны на расстоянии одного километра. Самец гориллы, почувствовав опасность, поднимается на задние конечности, бьёт себя руками в грудь и кричит: „ток-ток-ток". Такое поведение называется демонстрацией. Шимпанзе и карликовые шимпанзе (бонобо) общаются друг с другом при помощи плача, ворчания, визга и фырканья. Сигнал опасности шимпанзе - это очень пронзительный громкий звук, который слышно на большом расстоянии.
Еда человекообразных обезьян
Гориллы питаются листьями, плодами, корой, грибами, почками и побегами. Один из подвидов, равнинная горилла, обитающая в Западной Африке, поедает насекомых и их личинок. Гиббоны кормятся в основном зрелыми плодами. Орангутаны едят плоды, листья, насекомых, а также птичьи яйца. Шимпанзе - всеядные обезьяны. Основой их рациона являются плоды, листья и семена, однако шимпанзе охотно поедают муравьёв, термитов, личинок и птичьи яйца. Иногда они разрушают пчелиные гнёзда, поедая личинок и мёд. Шимпанзе охотятся на детёнышей антилоп, павианов и диких свиней. Они раскалывают орехи камнями.
Размножение
Человекообразные обезьяны вступают в пору половой зрелости поздно. Гиббоны начинают спариваться в возрасте 6-7 лет. Своего первого детёныша самка шимпанзе рожает в возрасте между 6 и 9 годами. Самцы крупных человекообразных обезьян достигают половой зрелости несколько позже - в 7-8 лет. Самки шимпанзе спариваются с разными самцами из стада. У горилл право спариваться со всеми самками имеет только вожак стада. Орангутаны живут поодиночке, поэтому самка спаривается с тем самцом, которого встретит в период размножения. Беременность длится примерно 7 месяцев у гиббонов и 9 месяцев у горилл. Самка рождает одного детёныша, двойни появляются на свет редко. Гиббоны кормят детёнышей молоком несколько месяцев, более крупные обезьяны - дольше.
Детёныш шимпанзе нередко питается материнским молоком в течение 4 лет, а потом ещё долго живёт с матерью, которая носит его на большие расстояния на спине. Самки рождают детёнышей гиббонов обычно раз в 2 года, гориллы - каждые 2-3 года, а шимпанзе - с перерывом в 5-6 лет. Детёныш в стаде горилл чувствует себя в безопасности, поскольку от врагов его охраняют все члены стада.
Обезьяны в джунглях. Человекообразные обезьяны. Нападения на людей. Документальный фильм. Видео (00:47:04)
Обезьяны в джунглях. Человекообразные обезьяны шимпанзе нападают на людей в джунглях и убивают их. Документальный фильм.
Байки. Теория эволюции. Человек и человекообразные обезьяны. Видео (00:04:35)
Секреты обезьян.Сокращая разрыв. Видео (00:51:42)
Шимпанзе - наши ближайшие родственники. Их поведение похоже на людское больше, чем можно подумать. Отличает нас одно: культура. Но неужели это сугубо человеческое достижение? Научные эксперименты в дикой природе помогут выяснить, способны ли шимпанзе осознанно перенимать чужие умения и изготавливать орудия труда, что является первичным признаком культуры.
Человекообразные обезьяны достают кокосы - ловкие человекообразные обезьяны. Видео (00:02:07)
Мартышкообразные и человекообразные обезьяны. Видео (00:30:45)
Биологический лекторий Малого мехмата МГУ.Андрей Николаевич Квашенко, преподаватель биологии гимназии 1543, г. Москва.
Биология. Урок 2. Древнейшие человекообразные обезьяны. Видео (00:45:17)
Похожие материалы:
thewildlife.ru
ВедаМост: Эволюция человека из обезьяны, точнее: как её не было
Концепция ВСЕГО
ОБРАЗЫ:
о4 - неДЕЯТЕЛЬНО ПОЗИЦИОННО (неДт Пзц-о) МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНО (МксВ-о) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО (Дф-о-но) развёрнутый
2. Фк-уемо Х-рно проявляющейся Сщ-ью: Райская – должна иметь ЗАВЕРШЁННО (Зв-о) Х-рную СООБРАЗНОСТЬ (соО-ь) с о4 Ч-ой; Земная – имела Зв-о Х-рную соО-ь с о3 А-ой.
В отличие от А-ой развёрнутой сразу же из без ОБРАЗной основы в о3, процесс РАЗВЁРТЫВАНИЯ (рзВ-ния) Ч-ой к её о4 много ступенчат - Ч-ая обретёт о4 в итоге Дф-о-ния Ч-ой в о3 обретённого в итоге ИНТЕГРИРОВАНИЯ Ч-ой в о2 – и как конкурентно затрагивающий связь А-ую с Земною в о3 вызывает ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ /прДй-ие/ А-ой ставшее МнмВ-ым, МксВ-о нейтрализованным благодаря тому, что Господь Всевышний обязал А-ую в о3, соДй-овать рзВ-нию Ч-ой к её о4!!!
Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они
сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и
проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» 2:30
Ч-ая в:
1. о0 – как в начале неЗв-о Х-рной со0-и с Райской потенциально была открыта для рзВ-ния в КОЛИЧЕСТВЕННОМ (Клч-ом) /аспекте представленности/ годного для сВ-ния в КАЧЕСТВЕННОМ (Кчс-ом) /аспекте представленности/, т. е. для рзВ-ния Евы на основе ребра Адама, как того сегмента в нём, что не имеет НЕПОСРЕДСТВЕННО (неПср-о) Х-рного отношения к механизму неДт позиционного Фк-ования в Ч-ой;
2. о1 – как в конце … стала открытой для сВ-ния в Кчс-ом годного для рзВ-ния в Клч-ом годного, в свою очередь, для преодоления сВ-ния в Кчс-ом; т. е. Фк-ованию Евой исключенного как Дт Пзц-о Фк-уемое из числа неДт Пзц-о Фк-уемых в Райской!
3. о2 – как в начале … с Земной … для рзВ-ния в Клч-ом годного для преодоления сВ-ния в Кчс-ом;
4. о3 – как в конце … будет открытой для преодоления сВ-ния в Кчс-ом лишь годным для этого в Клч-ом !
А-ая в:
1. о3 – как в конце Зв-о Х-рной соО-и с Земной потенциально была открыта для сВ-ния в Клч-ом годного для сВ-ния в Кчс-ом.
2. о2 – как в начале неЗв-о … стала открытой для сВ-ния в Кчс-ом годного для рзВ-ния в Клч-ом!!!
3. о1 – как в конце … с Райской будет открытой для преодоления сВ-ния в Кчс-ом годного для рзВ-нии в Клч-ом!!!
А-ая преодолевает свой о3 в лице САТАНЫ, как имеющей соО-ь с Адом, т. е. с центром, ядром Земной!!!
ПРОКЛИНАЯ сатану НАДО ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ ДОЛЖНОГО МнмВ-ого прДй-ия А-ой рзВ-нию Ч-ой!!!
ЛИЦО /от Ч-ой утратившей Кчс-ый/:
э1. Во внутриутробном этапе рзВ-ется от своей МнмВ-ой формы в процессе оПср-о Х-рного Фк-ования МксВ-ой части Земной, т. е поверхностно Земную, /от Ф1м/ к МксВ-ой форме /к Ф1М/;
э2. В житейском этапе … неПср-о …от Ф2м к Ф2М;
э3. В этапе ожидания в могиле Дня Судного … оПср-о … МнмВ-ой части Земной, т. е. Ада, от Ф3м к Ф3М. Этот этап МксВ-ый для адамова сына Авеля, МнмВ-ый для тех, кто умрёт после того, как архангел Исрафиль ответственный за оповещение о наступлении конца света подует во второй раз в рог!
э4. В этапе начинающимся Судным Днём … неПср-о … от Ф4м к Ф4М для тех, чьи Ф2М не были нацелены на обретение о4; по заслугам быть в рай или в ад погнанной толпе!
Переход от: Ф1М к Ф2м именуется РОЖДЕНИЕМ; Ф2М к Ф3м – СМЕРТЬЮ; Ф3М к Ф4м – ВОСКРЕШЕНИЕМ!!!
При достижении Ф4М наступит Конец всех Эл-ей: произойдёт МксВ-о, РАЗРУШАЮЩЕ Х-рное их сВ-ние!
ОтветитьУдалить
www.vedamost.info
От кого произошла обезьяна ? — Тайное становиться явным
Из научной литературы мы можем почерпнуть сведения о времени появления на Земле первых растений, первых насекомых, первых рыб, первых птиц, первых земноводных, первых млекопитающих. Но как бы мы ни старались, почему- то никак не можем разглядеть среди многих “первых” первого человека. Почему же это так? Нам говорят, что сначала появилась первая обезьяна, а затем уже от нее появился и человек, но вот от кого произошла первая обезьяна не знает никто.
В сущности, человек — та же обезьяна, только преображенная длительной эволюцией, — так говорят дарвинисты. Но правы ли они? В этой связи вызывает большой интерес теория биологической инволюции, представленная некоторыми отечественными и западными учеными. С позиции этой концепции успешно объясняется происхождение и изменение различных форм жизни на Земле. В частности, дается объяснение появлению и существованию обезьян как деградирующей формы древних людей.
В распоряжении ученых сегодня имеется масса фактов, не вошедших в катехизис истории по Дарвину. В качестве примера можно привести отрытый рабочими при строительстве церкви скелет анатомически современного человека в слое возрастом в 4 миллиона лет. Эта находка была сделана в 1850 году в 300 километрах от Кастенедоло в городе Савона (Италия). В районе Ла- гоо-Санта в Бразилии был найден окаменевший череп с очень толстыми стенками и исключительно тяжелыми надбровными дугами. Он напоминал череп человека прямоходящего. Но находка была сделана в Южной Америке, а по официальной версии современный человек появился в Америке 30000 лет назад. Когда выяснилось, что этот череп значительно отличается от находок в Старом Свете рядом важных признаков, он при загадочных обстоятвльствах исчезает из бразильского музея. Пропал и очень важный скелет человека умелого, найденный Гансом Реком в Олдувайском ущелье (Африка), из-за которого пришлось пересматривать возраст появления первых людей на Земле.
Существует масса находок, сделанных во многих местах планеты, возраст которых колеблется от 3 до 55 миллионов лет. В одной только Америке челюсть из Мирамара, позвоночник из Монте-Гермозо, череп из Калавераса и многочисленные орудия труда древних людей полностью опровергают утверждение дарвинистов, что современный человек появился на Земле не более 40000 лет назад. Многие древние учения едины в утверждении, что все живое имеет единого предка человека. По типу человеческого тела строится любая живая форма на Земле — это аксиома, которой не требуется доказательств. Если живое существо, деградируя, утрачивает часть или все человеческие качества, то в видовом плане меняется и форма тела этого живого существа на более примитивную.
Чем больше человеческих качеств утрачивает живое существо в процессе жизнедеятельности, тем явственнее степень его биологической инволюции. Из этого можно сделать вывод, что для большинства живых существ, если не сказать для всех, жизнь на Земле а это череда потерь и утрат: сокращается видовая продолжительность жизни, уменьшается рост, телесная оболочка утрачивает некоторые присущие ей изначально черты. Таким образом и происходит метаморфоза человека — тело начинает меняться: покрывается шерстью, челюсть удлиняется, хвост отрастает, и получается… черт. В этой связи нелишне привести одну из сенсационных находок, сделанную антропологами на Мадагаскаре: обнаружен странный скелет. Представьте себе существо ростом с человека, имеющее скелет, сходный ис человеческим, но в то же время со свиной головой (это не шутка).
В Американском музее натуральной истории выставлен полный отлично сохранившийся скелет найденного на Мадагаскаре ископаемого свиноподобного лемура — Megaladapisa. У лемура-свиньи пятачок и голова, как у обыкновенной свиньи, но все остальное — кисти рук, сами руки, лопатки, грудная клетка, позвоночник с отсутствием хвоста, таз, ноги и стопы — человеческое, как и у нас с вами. Возраст находки почтенный -десятки миллионов лет пролежал скелет в земле, по официальным воззрениям человек разумный появился в Африке никак не раньше полутора миллионов лет назад. Мадагаскар называют царством лемуров. Все эти существа, и поныне обитающие на Мадагаскаре, имеют хорошо развитую пятипалую руку, ничем не отличающуюся от человеческой. Недаром у жителей Мадагаскара ходят легенды о карликах, живущих в джунглях.
Несколько лет назад в прессе промелькнули сенсационные сообщения: в джунглях Амазонки обнаружена необычная популяция обезьян, имеющих примитивный язык и владеющих речью. Как такое может быть и на каком языке изъясняются обезьяны, пресса не сообщала. Была лишь приведена легенда, издревле сохранявшаяся у местных жителей, о племени людей, в далекие времена, спасаясь от воинственных соседей, ушедших в джунгли и по сию пору обитающих в труднодоступном районе Амазонки. В связи с этим возникает вопрос: обезьянье ли племя обнаружено на Амазонке?
Как поведет себя человек, попав в условия джунглей? Это английский писатель Киплинг показал нам на «примере Маугли, воспитанного в волчьей стае. Но реальность порой превосходит воображение: нередки случаи поимки диких людей, в детстве заблудившихся в лесу и воспитанных зверьми. Они бегают на четырех конечностях не хуже зверей, с ловкостью, не уступающей обезьяньей, лазают по деревьям, охотятся и едят добычу, как настоящие звери — их соплеменники. Вполне резонно предположить, что уже через несколько поколений у особей таких человеко-зверей, окажись они вместе, начнут рождаться дети, покрытые шерстью и с хвостом, к тому же с рождения обладающие звериными наклонностями. Как с позиции сегодняшних научных взглядов мы будем классифицировать эти существа? Выделим их в отдельный класс или назовем доселе неизвестной разновидностью обезьян? Такие «обезьяньи” сообщества известны науке. Они очень не похожи ни на своих «родственников” по обезьяньему племени, ни на кого бы то ни было вообще, кроме людей — своих далеких предков. Ученые-дарвинисты выделяют обычно такие “новые” виды в особое семейство в подотряде обезьян или полуобезьян. Так это произошло с лемурами, отнесенными учеными в разряд полуобезьян; хотя лемуры и обезьяны — это совершенно различные ветви отпрысков человека.
Лемуры на Мадагаскаре не похожи на тех, которые обитают в Африке и на островах Полинезии. Материковые южноазиатские не похожи на островных полинезийских. А африканские отличаются и от мадагаскарских, и от полинезийских. Обезьяны, обитающие в Южной и Центральной Америке, не похожи на африканских и полинезийских. Обезьян, подобных полинезийским, не встретишь в Африке. Еще более не похожи друг на друга так называемые человекообразные обезьяны, которые жили 10-20 миллионов лет назад в Африке, Азии, Европе — от Франции до Китая, от Центральной Африки до Центральной Европы. Например, “обезьяна Рамы” — рамапитек (существо величиной с собаку средних размеров, весом до 12 кг) явно не годится на роль отца всего человечества (а именно такую роль отводят ему дарвинисты), потому что проживал рамапитек исключительно в одном из районов Индии (останки его там и найдены). А вот в качестве выродившегося потомка человека рамапитек вполне подходит: и его маленький рост, и способность передвигаться на двух ногах свидетельствуют как раз в пользу этого. А неандертальцы, австралопитеки, родезийцы, синантропы, палеоантропы, неоантропы и прочие древние люди? Они-то очень не похожи друг на друга (по объему мозга, размерам тела, строению костей черепа и скелета, способу существования и питанию, навыкам и повадкам)! Откуда у них такое разнообразие видов, причем при жесткой постоянной локализации расселения? Как объяснить все это?
Объяснить можно только с позиций того, что в различных районах мира в течение многих миллионов лет шла локальная, обусловленная изолированным расположением материков, деградация ранее единого, родственного по генетическому типу сообщества людей. Человечество на протяжении последних трех миллионов лет стремительно теряло свое типологическое единство. В результате этого процесса образовались многочисленные расы и народности с измененным генотипом. Более сильную инволюцию претерпели живые существа, отказавшиеся от цивилизации вообще и еще раньше отдавшие предпочтение дикому существованию. Такие люди быстро деградировали, жили и продолжают жить в состоянии одичания уже десятки миллионов лет. Именно они образовали так называемые человекообразные формы обезьян. Чем дальше от человека по лестнице инволюции опускалось живое существо, тем более разнообразными и удивительными становятся формы его тела, способ его существования и среда обитания. Но вот цена, как мы понимаем, которую платило живое существо за подобную метаморфозу, не сопоставима ни с чем. Это потеря разума.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями
ufo-mir.ru
Происхождение человека. Клуб почемучек :: Это интересно!
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется отправится в прошлое на пару миллионов лет, в те времена, когда появились первые предки человека. Этот отрезок времени очень трудно себе представить. Только вдумайтесь, от нас до первых цивилизаций Египта, Шумера и Аккада прошло всего около шести тысячи лет. А до возникновения первых представителей человека разумного от нас 300 раз по столько! Представляете, какой путь проделало человечество от первых земледельческих цивилизаций до нашего техногенного века? А 300 раз по столько - какой путь проделало человечество от первых людей до нас с вами?! Этот путь огромен! Давайте посчитаем: дочку родила мама, маму - бабушка, бабушку - прабабушка. Скорее всего, она или ее мама жила еще при царе! Потом мы увидим пра-прабабушку и пра-пра-прабабушку. Пропустим всего лишь 60 поколений, и мы окажемся во временах, когда только образовывалось первое государство славян - Киевская Русь. Если мы по этой цепочке заберемся еще дальше в прошлое, то через 300 поколений от нас увидим наших предков - древних земледельцев, которые только-только научились сеять пшеницу и строить дома. А их предки (отсчитаем еще 200 поколений) были первобытными кочевниками - жили в пещерах, одевались в шкуры, добывали себе пищу на охоте и жарили ее на костре. А до них люди и костер-то разводить не умели, и охотится им было нечем - копье или другое оружие они еще не придумали. И одежда им была не нужна - их тело шерсть покрывала. Да и людьми ли они были? По виду, поведению, строению скелета и многим другим признакам они были очень похожи на обезьян. Это и есть предки современного человека (по научному Homo sapiens - человека разумного). Ученые их назвали гоминиды (лат. Hominidae). Из разных их видов развились не только Homo sapiens, но и другие виды людей, которые давно уже вымерли, например, неандертальцы.
Плакат "Эволюция человека" висит у Кати в комнате
К гоминидам относятся и современные виды человекообразных обезьян - гориллы, орангутаны, шимпанзе. Ветвь людей и ветвь шимпанзе разделились примерно 6,5 миллионов лет назад. Стоит посмотреть любой документальный фильм из жизни современных обезьян, и мы увидим, насколько "по-человечески" они себя ведут. Знаете ли вы, что обезьяны используют орудия труда (палки и камни) для своих целей? Что они обучают своих детей своим примером? Что в разных стаях есть свои традиции поведения, передающиеся только среди этой стаи? Знаете ли вы, что обезьяны могут научится человеческому языку и разговаривать на нем? Например, самец бонобо (подвид шимпанзе) Канзи понимал на слух около 3000 английских слов, а "говорил" (набирая нужные слова на клавиатуре с картинками), активно используя 500. Известен случай, когда самка бонобо сама обучила своего детеныша человеческому языку знаков и общалась с ним с их помощью. А знаете ли вы, что человекообразные обезьяны по своим умственным способностям достигают уровня двух-трех летнего ребенка? Это звучит фантастически, ведь ребенок к трем годам уже самый настоящий разумный человечек! И, тем не менее, это так. Только вот в отличие от человеческих детенышей, обезьяны сильнее поумнеть не могут, их мозг на это не способен.
Детеныш шимпанзе практически не отличается от человеческогоФото отсюда: http://pozitivchik.info/2011/12/shimpanze-poluchat-chelovecheskie-prava/
Почему же наши предки стали еще дальше развиваться и превращаться из обезьян в людей? Видимо, на это сильно повлияло изменение климата Земли. После многих тысяч лет теплой погоды на Земле началось похолодание. Многие виды животных были не готовы жить в таких условиях и вымерли. А нашим предками пришлось очень быстро изменять свою жизнь и приспосабливаться к новой обстановке. Стало сложнее находить пищу, стало трудно жить без укрытия и без источников тепла. Поэтому им пришлось напрягать свой мозг, чтобы выжить. И они потихоньку стали превращаться в разумных людей. Это произошло не сразу, а в процессе эволюции: у мамы-обезьяны рождались детеныши, у одного из которых какой-то признак случайно получался не таким, как у всех. И если это было полезнее для жизни, то он был более успешным, дольше жил, у него рождалось больше детей, которые этот признак перенимали от него по наследству. Его дети с этим новым признаком тоже были успешнее детей других членов этой стаи. И у них тоже было больше детей. Поэтому в конце концов в стае оставались только особи с этим признаком, и он уже становился не исключением, а нормой для этого вида. По видимому, именно так развился мозг. И эти древние существа перестали быть обезьянами, а стали людьми.
Но первые люди практически не отличались от обезьян. Только антропологи (ученые, которые занимаются изучением происхождения человека) могут увидеть отличия. В строении костей, в форме челюсти и черепа. Они на раскопках изучают остатки давно вымерших существ, и по их строению могут сказать - ходило ли это существо на двух или четырех ногах, умело ли говорить, какого размера был его мозг. По мусору, оставшемуся рядом с костями могут узнать, чем питалось существо, использовало ли какие-то орудия труда, умело ли разжигать огонь. Может быть оно уже украшало себя бусами из зубов хищных зверей или умело рисовать на стенах пещеры картины природными красками? Моя дочка Катя тоже любит играть в раскопки - давайте вместе с ней попробуем найти какие-нибудь ископаемые останки и определить, к каким живым существам они относятся.
Для игры в раскопки понадобится песок (или манка) и несколько игрушек
Катя с одного взгляда может определить, что за существо она обнаружила:)), но по-настоящему очень трудно провести грань - была ли это еще обезьяна, или уже настоящий человек. До сих пор ученые спорят об этом. Но большинство согласны в том, что современный человек (Homo sapiens) впервые появился в Африке в результате эволюции 400-250 тысяч лет назад и оттуда распространился по всему миру. Это подтверждают не только находки археологов, которых с каждым годом становится все больше, но и генетические исследования. Когда зарождается ребенок, то частички информации родителей складываются в клетках ребенка. И потом, взяв клеточку у ребенка на анализ, можно узнать и о его родителях. А в их клетках "записана" информация об их родителях. И ученые-генетики могут "прочитать" эту информацию обо всех предках, которые когда-либо жили на Земле. В 2009 году американские ученые провели такое исследование среди разных народов мира и обнаружили, что все современное человечество произошло от одной группы предков, живших в Африке. И меньше всего отличаются от нашего общего предка племена бушменов, которые и сейчас продолжают там жить.
Бушменка. Фото из Википедии
Надеюсь, Катюше будет понятно мое объяснение:). Конечно, оно далеко не полное и дает лишь общее представление об антропогенезе. Надеюсь, когда Катюша вырастет, она сама прочитает много-много умных книжек об этом и тогда сама разберется во всех деталях :) А пока я ей могу посоветовать книжку, которую написала я и которыую выпустило издательство "АСТ" "Откуда взялся человек" (найти ее можно, например, в интернет-магазине "Лабиринт" вот ТУТ)
В дополнение к рассказу хочу порекомендовать те книги и фильмы на эту тему, которые читали и смотрели с дочкой мы:
Р.Киплинг "Как было написано первое письмо".
Рассказы из сборника Феликса Кривина "Упрямый горизонт": "Что было, когда Санечки не было" и "Кто самый первый научился ходить".
Повесть Д'Эрвильи "Приключения доисторического мальчика". Про жизнь первобытного мальчика Крека.
Фильм канадских документалистов "Одиссея пещерного человека" (Франция, 2003 г.). Об эволюции человека от самых первых шагов до появления вида Homo sapiens.
Фильм производства ВВС "Прогулки с пещерным человеком" ("Walking with Caveman", 2003 г.). О происхождении человека и о разных видах первобытных людей. Особенно трогательная история о самке австралопитека Люси, рассказанная в первой серии фильма.
Фильм "Умные обезьяны" ("Clever monkeys", США, 2008). О культуре обезьян, как они общаются друг с другом, что из "чисто человеческих" качеств им свойственно.
Видео на YouTube о том, как происходила эволюция человеческого лица. 7 миллионов лет за минуту. http://www.youtube.com/watch?v=9i_oJn-9d_0&feature=youtu.be
Напоминаю, что свои вопросы для "Клуба почемучек" вы можете присылать мне на почту: tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы). Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, были ли они опубликованы или нет, в конце года будут участвовать в розыгрыше приза.Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" вы можете увидеть здесь.