Религиозные представления первобытных людей: фетишизм, анимизм. Анимизм первобытный
Анимизм в первобытной культуре
Понятие анимизма
Определение 1
Анимизм – (от лат. Animus - душа) вера в одушевлённость предметов, это неотъемлемая часть любой первобытной культуры.
В представлении древних людей душа имелась у всего: у неба, солнца, грома, молнии, радуги, дождя, реки, камня, леса, дерева и т.д.
Анимизм в учении Э. Тайора
Эдуард Тайлор – первый ученый, который ввёл термин во всеобщее использование в науке, понимая его в качестве первоначальной стадии развития религии у первобытных людей.
Верования о душах и духах, которые связаны с телом человека
Верования в духов, которые ведут независимое существование.
По мнению Тайлора, анимизм это «минимум религии», полагая, что религии, примитивные или развитые, имеют свои истоки в анимистических воззрениях.
Собрав и изучив огромное количество этнографических и исторических материалов, Тайлор заключил, что все народы объединены друг с другом в прогрессивный развивающийся ряд. Проводя анализ первобытной мифологии и религии, Тайлор применяет термин «анимизм». Тайлор считал, что первобытные люди уже тогда имели своеобразное представление о душе, которая способно покидать тело. На этом основании зародилась идея отдельно существующих духовных субстанциях, духах, которые стали олицетворять природные силы.
Кроме того Тайлор привёл убедительные доказательства, что анимизм тесно связан с фетишизмом – верой в сверхъестественные возможности неодухотворённых вещей, а так же с тотемизмом – верой в сверхъестественную связь человека, общины с животными «родственниками», растениями и неодухотворенными вещами.
Таким образом, установилась связь религиозных представлений и культов, которые сыграли главную роль в становлении духовности и формировании культуры.
Этнографы и религиоведы полагают, что до анимизма господствовала вера во всеобщую одушевленность природы.
Замечание 1
Анимизм так же рассматривается в качестве представления о безличность силе, которая оживотворяет природу, влияя на жизнь человека. Эта сила несла с собой удачу для людей. Так духи природы могли быть покровителями целых семей, народов, племен, общин. У духов имелись свои собственные имена. В мире духов имелась своя иерархия, были важные и менее важные духи.
Особенность мышления древнего человека нашла своё отражение в мифологии, которая могла пояснить необъяснимые события, явления.
Характеристика термина «анимизм»
Термин «Анимизм» появился в научных исследованиях германского ученого Георга Шталя в $1709$ году, который дал ему следующее определение:
«верование в душу как в безличное начало, что является основой и залогом всех жизненных процессов».
Современные исследования характеризуют анимизм как веру в существование нематериальных духов.
Анимизм – первая и всеобъемлющая религия.
Черты анимизма усматриваются у всех первобытных народов, живущих на разных материках.
Поклонение духам в наше время тоже становится неотъемлемым элементом верований различных народов. В племенах Центральной Индии существует вера в духов, населяющих леса и джунгли, горы и реки.
Жители Адаманских островов имеют свои представления о духах, которые характеризуют природные силы и явления: ветер, течения, солнце, месяц.
Замечание 2
Анимисты верят в то, что человек может жить в загробной жизни, поскольку вместе с физическим миром имеется потусторонний мир. Души после смерти либо отправляются в мир загробный, либо вселяются в животных или предметы.
Поэтому многие ритуалы сосредоточены на задабривании духов, чтобы они не могли или не стали причинять вред человеку. Ключевая идея анимизма – перевоплощение, которая утверждает, что душа без тела может перевоплотиться в другого человека или животного.
spravochnick.ru
Что такое анимизм? Определение и понятие :: SYL.ru
История развития религии прошла длительный и непростой путь. В своем примитивном сознании древнейшие люди обожествляли различные явления природы. Именно так и появились первые формы религиозных представлений. Рассмотрим, что такое анимизм, в чем его специфика и роль в развитии религиозного представления.
Зарождение религии
Наверное, никогда не удастся выяснить, что именно стало причиной возникновения в первобытном сознании стремления верить в существование высших – божественных сил. Вероятнее всего, сталкиваясь с могучими силами природы – грозами, снегопадами, ураганами, ливнями – и будучи не в силах объяснить их природу, наши далекие предки стали считать, что каждым явлением управляет собственный дух. Так, есть дух ветра, дух солнца, дух земли и так далее. Чтобы задобрить этих невидимых, но всесильных существ, люди стали совершать различные ритуалы, приносить им жертвы. Именно так и появились первые религиозные представления.
Духи пока не имели какого-либо материального воплощения. Позднее, когда человек научится строить города и займется земледелием, скотоводством, ремеслами, его зависимости от сил природы снизится. Поэтому и боги, пришедшие на смену духам, приобретут человеческий облик.
Итак, первые религиозные верования – анимизм, тотемизм, фетишизм – появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда люди занимались охотой и собирательством, жили в пещерах или примитивных землянках, уже создавали себе примитивное оружие и орудия труда. Вероятнее всего, огня в тот период они еще не знали.
Самые древние формы религиозных верований принято называть проторелигиями, то есть примитивными, упрощенными формами религиозных представлений, свойственных нашим далеким предкам. Именно они и стали основой, благодаря которым развилось язычество, а позднее – три ведущие мировые религии.
Виды проторелигий
Исследователи религии и историки выделяют 4 проторелигии:
Анимизм.
Фетишизм.
Тотемизм.
Магию.
Мы вряд ли когда-либо узнаем, какая из них появилась ранее, ученые полагают, что возникли они примерно в одно и то же время, при этом верования отдельных древнейших племен причудливо переплели в себе черты различных проторелигий. Рассмотрим, что такое анимизм и в чем его отличие от прочих форм древнейших религиозных представлений.
Определение
В научной литературе под термином «анимизм» принято понимать существующее в большинстве древних верований обожествление сил природы, вера в душу и нематериальных духов. Эта проторелигия очень важна, поскольку именно в рамках нее формируется такое сложное представление, как вера в нематериальную составляющую, душу, именно на этой основе позднее будет создано учение о бессмертной душе.
Сам термин впервые был использован немецким исследователем Георгом Шталем в 1708 году и происходит от латинского слова «анима» - душа.
Особенности верования
Какие же черты были присущи этому древнейшему верованию?
Вера в духов природных явлений.
Духов предков.
Наличие покровительственных сущностей.
Именно в рамках анимизма появился погребальный культ. Еще во времена кроманьонцев появилась традиция хоронить умерших в лучших украшениях, с оружием, предметами быта. Чем знатнее и уважаемее был почивший, тем больше орудия и оружия клали в его могилу. Казалось бы, зачем это делать, гораздо разумнее было бы передать эти вещи живым, использовать на охоте или в войне. Но древние люди уже имели какие-то представления о том, что после смерти физической оболочки его дух продолжит свой путь. И подобные ритуальные обряды подчеркивали дань уважения почившему.
Еще один пример – культ предков. Например, в Западной Новой Гвинее у примитивных народов ранее была традиция хранить в дом корвар – череп прародителя, который находился на почетном месте. Позднее череп был заменен на изображение предка. Считалось, что он оберегает жилище и приносит удачу членами рода.
Оба культа говорят о том, что наши предки верили в загробную жизнь, а их представления о мире не ограничивались только материальными.
Формы
Рассмотрим формы анимизма, древнейшей из которых была вера в то, что за каждым явлением природы стоит собственный дух. Будучи не в силах понять сущность того или иного стихийного бедствия, древние люди начали одухотворять силы природы, полагая, что каждой из них управляет дух.
Постепенно духи становятся разумными, наделяются внешним обликом, характерными чертами характера, появляются мифы и целая система мифологии, в рамках которой человек стремился объяснить окружающий его мир. Анимизм, постепенно развиваясь, перешел в политеизм, характерный Древнему Египту, Греции, Риму, славянским странам и многим другим.
Важнейшая особенность анимизма – подразделение мира на материальный и духовный. Поэтому еще одна форма верования – убежденность в существовании некоего загробного мира, куда попадает человеческая душа после смерти тела. Интересно, что схожие представления проявляются у древних народностей, которые были географически разобщены друг от друга.
Тотемизм
Еще одна проторелигия, остатки которой можно обнаружить в наши дни в особенностях религиозных верований отсталых племен – тотемизм. Рассмотрим определение, особенности этого представления и сравним тотемизм и анимизм. Можно выделить такие отличительные черты:
Древние люди верили в то, что каждый человек (а также племя, род) имеет некоего предка – животное или растение, которое именуется тотемом.
Чаще всего тотемом становился тот представитель флоры или фауны, который обитал на территории проживания племени.
Между племенем и тотемным животным существовала мистическая связь.
Тотем оказывал покровительство своему племени.
Наличие системы табу – запретов. Так, тотемное животное нельзя было убивать на охоте или употреблять в пищу.
Появление этой проторелигии, как полагают исследователи, было связано с тем, что в жизни древних людей животные и растения были очень важны, служили основным источником пищи, без них было бы невозможным само существование человечества.
Отличие от анимизма
Говоря о том, что такое анимизм и чем он отличается от тотемизма, следует отметить, что в первом случае существовало множество духов, каждый из которых отвечал за свое явление природы или стихию. А свойствами тотема наделялось одно конкретное животное или растение. В отдельных племенах, например, у индейцев, оба верования переплелись: многие племена имеют собственные тотемы, при этом верят в существование духов природы.
В проторелигиях можно отметить и общее – если религия анимизм предполагала проведение обрядов для задабривания духов (как природных, так и предков), то тотемизм подразумевал задабривание тотемных существ.
Фетишизм
Еще одной проторелигией является фетишизм, то есть верование в то, что предмет материального мира выступает носителем высшей магической силы. Фетишем мог стать абсолютно любой предмет, которому первобытное сознание присвоило магические функции. Так, камень-валун, который чем-то привлек древнего человека, мог стать объектом поклонения.
Чаще всего такое верование в чистом виде можно встретить у африканских племен, которые поклоняются статуэткам богов, костям, растениям.
В чем различия фетишизма и анимизма? Эти формы верования скорее дополняют друг друга. Так, фетиш мог стать материальным воплощением некоего духа, поклоняясь ему, первобытный человек надеялся задобрить самого духа. Чаще всего фетишей, как и самих духов, было несколько, их просили о помощи, проводили ритуалы в их честь, благодарили за удачу на охоте.
Интересно, что остатки фетишизма можно проследить даже в ведущих мировых религиях. Поклонение святым мощам, иконам, статуям Христа и девы Марии – вот то, во что переросло это древнее верование. В буддизме существуют священные ступы, поклонение которым близко почитанию фетиша. Также фетишизм сохранился как вера в амулеты и талисманы.
Магия
Еще одна древнейшая проторелигия – магия, при этом нередко в ней органичным образом переплетаются черты трех предыдущих. Сравним магию и анимизм:
Магия подразумевает веру в высшие силы, как и анимизм.
Лицо, наделенное особым даром – маг, колдун – могло вступать в контакт с ними и даже сделать так, чтобы эти силы оказали покровительство на охоте или войне. В анимизме ничего подобного не наблюдалось, духов пытались задабривать, но каким-то образом повлиять на них люди не могли.
Постепенно во многих племенах появились свои маги, которые занимались лишь проведением специальных обрядов, они пользовались уважением, нередко их боялись даже самые отважные воины.
Магия сохранилась и в наше время, многие люди верят в то, что при помощи специальных обрядов можно привлечь удачу в бизнесе, добиться благосклонности избранника. Иногда современные черные колдуны используют свои способности со злым умыслом, насылая проклятия. Кто-то относится к магии скептически, но, поскольку это верование существует уже много тысяч лет, полностью отрицать его значимость не следует.
Шаманизм
Не менее интересным является и явление шаманизма, которое, несмотря на свою древность, практикуется и по сей день. Шаманы проводят свои ритуалы, во время которых впадают в транс и общаются с миром духов. Цели подобных обрядов довольно разнообразны:
Принесение удачи на охоте.
Исцеление больного.
Помощь племени в сложной ситуации.
Предсказание грядущего.
Рассмотрим особенности анимизма и шаманства. Оба религиозные верования связаны с миром духов, однако если первый подразумевает под собой веру в их существование и непосредственное участие в человеческих судьбах, то шаманы, погружаясь в транс, общались с этими нематериальными существами, спрашивали у них совета, просили помощи.
Именно поэтому шаманам нередко приписывались функции жреца, их уважали и почитали.
Анимизм в современном мире
Мы рассмотрели, что такое анимизм и как он связан с прочими проторелигиями. Интересно, что это древнейшее религиозное представление сохранилось по сей день; именно благодаря наблюдению за примитивными народами, проживающими в отдалении от цивилизации, помогает исследователям заполнить проблемы в изучении истории религий. Подобные верования можно встретить у коренных африканских народностей, саамов, папуасов Океании.
Древнейшие проторелигии свидетельствуют о том, что сознание первобытного человека была не таким уж примитивным, он понимал, что, помимо материального мира, существует еще и духовная сфера. И посильными ему средствами пытался объяснить непонятные предметы и явления.
www.syl.ru
Религиозные представления первобытных людей: фетишизм, анимизм
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский Государственный
институт сервиса и экономики
Кафедра «Истории и культуры»
Культурология
Реферат
на тему
Религиозные представления первобытных людей: фетишизм, анимизм
Выполнила: студентка
1 курса заочного отделения
специальность 0608у
Татарчук Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание
Ι. Введение
1. Понятие и хронология доисторической и исторической религии
2.Первобытные люди и понятие племенной религии
3. Формирования первобытной религии: фетишизм, анимизм
ΙΙ. Заключение
ΙΙΙ. Список используемой литературы
Ι. Введение
Многие поколения исследователей и философов пытались понять, что же такое религия, предлагая разные варианты ответа. Самый простой из них определяет религию как «веру в сверхъестественные существа». Другое определение называет религией специфическое преломление в сознании человека бытия, в основе которого лежит сокровенная Божественная Сущность. Одновременно предпринимались попытки дать более основательные определения в плане представлений верующих или же исполняемых ими действий.
Религия помогает достичь определенного единства во взглядах на мир. Историки описывают религию с точки зрения событий, вытекающих из верований, указывая на связь политических, социальных и культурных процессов с возникновением религиозных представлений.
Само слово «религия» большинство исследователей связывают с латинским religio – «благочестие, набожность»; другие ученые производят его от латинского же religo – «связываю» или «объединяю». Феномен появления религии люди пытались объяснить с древних времен. Уже в античную эпоху мыслители Древней Греции, а позднее Древнего Рима высказывали интересные – подчас, очень точные – суждения о различных аспектах возникновения религиозных верований. Так, афинский философ V в. до н. э. Критий считал, что боги выдуманы людьми, чтобы внушать страх и принудить исполнять законы. Один из основоположников античного материализма Демокрит (около 470 – 380 гг. до н. э.) высказал предположение о том, что в основе религии лежал страх первобытных людей перед неведомыми и грозными силами природы. Религия же – это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность.
Если говорить о структуре религии, то она представляется достаточно сложным образованием, состоящим из многих элементов. Среди них, прежде всего, следует упомянуть религиозные представление. Это совокупность идей и образов порожденных верой в сверхъестественное: понимание сверхъестественного и его взаимоотношений с материальным миром, представления о возникновении мира и человека, о потусторонней жизни и т. д. Следующей структурной составляющей являются религиозные настроения – совокупность чувств и эмоциональных состояний, возникающих в сознании человека вследствие его веры в сверхъестественное. Это обычные человеческие эмоции, с той только разницей, что их источником выступают не события реальной жизни, а та высшая реальность, которой для человека является идея Бога.
Важнейшим элементом религиозной структуры выступают религиозные действа. Ими называют совокупность строго регламентированных (ритуальных) действий и поступков, которые основываются на вере в сверхъестественное и направлены на достижение контакта с ним с определенной целью. Эти действия еще носят название культа – процесса поклонения божеству, - или обрядов. Практически для всех известных религиозных систем характерны культовые действа. Общими для всех религий являются молитвы, принесения жертв, соблюдения поста и т. д. В то же время каждой религии присущи свои собственные обряды и культы. Наконец , еще одной необходимой составляющей религиозной структуры являются религиозные организации – организованные объединения приверженцев одной религии, возглавляемые специальными служителями культа, в среде которых существует своя система подчинения, или иерархия. Как правило, для обозначения религиозной организации используется слово церковь, которое в данном значении следует отличать от названия культового сооружения (храма).
Одной из важнейшей функций религии является мировоззренческая. Религия предлагает верующим общую картину мира и места человека в нем. Эта картина базируется на идее Бога и его первичности относительно мира и человечества, способности непосредственно вмешиваться во все происходящие события и процессы. Благодаря такой целостной картине религия способствует формированию основных направлений деятельности человека, его системы ценностей и ориентиров.
1.Понятие и хронология доисторической и исторической религии
Некоторые исследователи, изучающее религию, считают, что возникновение религиозного сознания стало возможно только с появлением человечества, отрицая наличие его у животных. В тоже время другие ученые отмечают следы «религиозного поведения» уже в животном царстве. Несмотря на маловероятность последнего мнения, полностью исключать такую возможность, по-видимому, нельзя. И хотя в изучении поведения животных (этнология), как и в изучении раннего человека (палеоантропология), достигнуты заметные успехи, все же полностью прояснить вопрос не удается. Можно лишь утверждать, что некоторые ранние культуры, вероятно, имели какие-то религиозные ориентации.
На протяжении многотысячелетней человеческой истории религия преодолела большой путь. Что представляла собой древнейшая религия человечества? Ответы на этот вопрос различны и зависят прежде всего от позиции, которую занимают авторы в вопросе о происхождении человека. Те из них, которые придерживаются точки зрения, изложенной в первых главах Библии, считают, что религия не является созданием человека и не была результатом процесса эволюции. С момента своего создания мужчина и женщина знали единого Бога-творца, который их создал, и со времен грехопадения они поклонялись этому Богу, принося ему жертвы. Согласно такой точки зрения, почитание единого Бога (монотеизм) и принесение в жертву животных, как это показано в Библии, являются характерными особенностями религии в ее первоначальной форме.
В подтверждение этой концепции часто приводятся примеры из древнейших памятников литературы Индии, Китая, Египта или Греции, которые свидетельствуют о том, что издавна у людей существовал обычай принесения в жертву вместо себя животных. Это подтверждают и традиции многих народов. Вполне естественно, что следует самым серьезным образом относитьсяк свидетельствам о древнейшей религии человечества, содержащимся в таком ценном историческом источнике, каковым является Библия.
Тем не менее существует и другая точка зрения, отрицающая все. О чем было сказано выше. Согласно ей, люди произошли от обезьяноподобного предка в результате длительного процесса эволюции. Эту точку зрения разделяют многие ученые со времен возникновения теории Ч. Дарвина. Поскольку теория эволюции считалась доказанной, казалосьвесьма привлекательным вывести из нее эволюцию религии.
Сторонники теории Дарвина считают, что понадобилось очень много времени, чтобы перейти от стадии нечленораздельного обезьяньего лепета и страха перед мраком неизвестности к «аниматической» стадии, для которой была характерна вера в смутную, могучую и непостижимую силу. Далее аниматическая стадия сменяется «анимической», которая представляет собой религию племен, которая базируется на чувстве страха перед духами. Затем наступает стадия политеизма (многобожия), которая нашла свое отражение в мифологии древних греков, в том числе и в поэмах «Илиада» и «Одиссея», приписываемых великому поэту Гомеру. Наконец, в Израиле возникла монотеистическая религия, основанная на почитании Яхве – одного из племенных богов древних евреев.
Однако не все исследователи соглашаются с точкой зрения, что религия эволюционировала из аниматической стадии. Некоторые антропологи считают, что монотеистические системы сложились еще в глубокой древности, гораздо раньше, чем возникли анимистические представления.
Как и в других науках, в религиоведении существует несколько способов классификации, в основу которых положены различные критерии. Например, с точки зрения хронологии различают доисторические и исторические религии. Поскольку большинство религии известны нам благодаря письменным источникам, доисторическими считают религии того времени, когда не существовало никаких письменных свидетельств. Доисторическая эпоха религии началась, по-видимому, около 2 миллионов лет назад и закончилась приблизительно за 3 тыс. лет до н. э., когда возникла письменность в цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Центральной Америки. Более поздние религии считаются историческими.
Основные различия между доисторическими и историческими религиями заключаются в том, что первые возникают в тех обществах, где главными занятиями являются охота, рыболовство и собирательство, в то время как исторические религии представляют собой мировоззрениеразвитых земледельческих цивилизаций, возникших в Месопотамии, Египте и Китае. Говоря иначе, доисторические религии были уместны в мелкомасштабных племенных обществах, в которых семья или родственные группы значилибольше, чем любая другая общественная организация.
2.Первобытные люди и понятие племенной религии
Современная наука не имеет возможности полностью изучить религию первобытных людей, на данный вопрос вряд ли когда – либо будет исчерпывающий ответ. Но, пожалуй, наиболее часто встречается классификация которая выделяет такие формы религии как: племенные, национальные и мировые. Само использование термина «племенные религии» встречает определенные проблемы, так как слово «племенной» в некоторых частях света считается неприличным. В связи с этим некоторые ученые пользуются термином «первобытные». Такие религии не имеют миссионерской направленности, характерной для мировых религий. Это религии одного племени или народности, которым известно, что другие народы поклоняются собственным богам и имеют свои религиозные системы. Как правило, племенные верования имеют такие же основные черты, что и все остальные религии.
Племенные религии характерны для первобытных людей. Они живут в тесном контакте с природой и ощущают рядом с собой присутствие неких таинственных и могущественных сил. Как древнейшие охотники и собиратели, так и современные аборигены Австралии и Океании, южноамериканские индейцы бассейна Амазонки и многие племена Тропической и Южной Африки зависят от природных катаклизмов, наводнений, штормов, пожаров и землетрясений, которые в их глазах представляют собою силы зла. Смерть всегда находится рядом и часто приходит слишком рано.
Именно поэтому первобытные племена чувствуют себя слабыми, окруженными злыми силами, беззащитными и неспособными справится с трудностями жизни и обрести счастье. Они с легкостью убеждают себя в существовании вокруг них невидимой сверхъестественной силы и создают собственные религиозные системы, чтобы попытаться наладить с ней контакт. Таким образом, первобытные племенные верования связываются с реальными потребностями людей и приобретают все отличительные признаки настоящей религии. Для них характерны реальный взгляд на жизнь, скромная оценка человеческих возможностей и чувство всесторонней глубокой зависимости от окружающего людей мира духов.
Многие люди, особенно это относится к представителям христианства, смотрят на племенные религии свысока или попросту презирают. Подобное отношение основано на том, что первобытные религиозные обычаи заметно отличаются от их собственных – там не сооружаются храмы, нет церковных служб, священных книг и символов веры. Некоторые исследователи, среди которых был, например, такой признанный авторитет, как Ч. Дарвин, вообще отрицали наличие религии у первобытных народов. Однако в действительности многие первобытные племена не менее, а подчас и более религиозны, чем развитые народы Европы и Америки.
Как ни удивительно это прозвучит, но первобытные религии находятся достаточно близко к христианству по своей форме и структуре. Интересно, что довольно большое количествоновых религиозных движений на всех контингентах возникло в результате смешения христианства с племенными религиозными воззрениями. Можно отметить несколько концепций, являющихся общими для первобытных религий и христианского учения. Среди них близость к природе и любовь к земле, глубокое понимание слабости человека и признание необходимости в поддержке его со стороны высших сил для обеспечения благополучной жизни. Для других мировых религий такая степень взаимодействия с первобытными верованиями не столь характерна.
Несмотря на то, что многие первобытные религии отмерли, не выдержав испытания временем и в результате соприкосновения с современными верованиями, некоторые из них смогли замечательным образом выжить и приспособиться к переменам. Племенные религии ни в коем случае не стоит рассматривать как предрассудки, примитивные верования первобытных племен или как безумные пережитки дикарей, которыми манипулируют «колдуны». Племенные религии представляют собой серьезные попытки создать и сохранить систему духовных мировоззрений, которая поддержала бы человека как в жизни, так и перед лицом смерти.
3. Формирования первобытной религии: фетишизм, анимизм
Для того чтобы правильно понять условия формирования первобытной религии, необходимо учитывать, что в идеологии древнейших людей было очень распространено одушевление природы, или аниматизм (от латинского animates – одушевленный). Это было связано с тем, что первобытные люди еще не видели существенной разницы между одушевленными и неодушевленными предметами, считая всю окружающую природу живой. Природа подавляла первобытного человека своей мощью и таинственными силами, представлявшимися ему сверхъестественными.
Как известно, древнейшие люди жили коллективами. Организация охоты и другая организованная и систематическая трудовая деятельность была невозможна в одиночку. Именно в рамках первобытного стада, коллектива в 20 – 50 человек, в трудовой деятельности (охота, добывание пищи, выделка орудий, оборудование жилища, поддержание огня), в постоянном социальном общении, в процессе семейно-родовых контактов и событий (обмен женщинами и брачные связи, рождение и смерть) складывались и укреплялись примитивные первичные представленияо сверхъестественных силах, повелевающих миром, о духах-покровителях данного коллектива, о магических связях между различными явлениями окружающей действительности. Анимизм – это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, в эпоху первобытного стада. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже. Анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны всем и каждому, причем воспринимались довольно однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить и привлечь на свою сторону. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд – все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы следовало относится со вниманием, то есть приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии. Первобытному человеку души и духи первоначально представлялись не как некие абстрактные понятия, лишенные определенных форм. Напротив, они воплощались в виде антропоморфных, то есть напоминающих по форме человека, или зооморфных – напоминающих по форме животное – образов. Представления об этих образах были зачастую очень туманными. По мнению древних людей, души существовали в виде маленьких человечков, зверей, птиц, иногда даже в виде крови или воздуха. От обычных материальных субстанций они отличались особой сверхъестественной силой. Считалось что души могут оставить тело временно (во сне) или навсегда (в случае смерти). Пребывая вне тела, душа могла вести себя, как живое существо – питаться, развлекаться, охотиться и тому подобное. Поэтому первобытные люди считали своим долгом заботиться о душах умерших, чтобы они не разгневались и не стали вредить живым. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.
Анимистическая вера в то, что души могут жить не только в живых существах, но ив различных вещах, способствовала возникновению фетишизма (от португальского fetico – волшебство). Его суть сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном.
Фетишизм появился в создании идолов – предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии.
Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплексаранних религиозных представлений первобытного человека. В самом деле, анимизм с его одухотворением природы и предков и тотеизм с его культом тех же мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира, при всей бесплотности его обитателей, ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связами и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. И, наконец, появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойство перемещаться во времени и пространстве, но и может оказатьсяв предметах реального мира.
Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными возможностями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества, и поэтому должное уважение к ним – первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находится под чьей-то защитой. Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле долгие десятки тысяч лет протекала вся духовная жизнь общества – по крайней мере до эпохи неолита, а для более остальных народов и много позже, в отдельных случаях вплоть до наших дней.
ΙΙ. Заключение
В современном мире религии принадлежит очень важная роль. Религия в любой исторический период времени выступала носителем духовности, сохраняя и приумножая человеческие определения добра, любови и милосердия. Те ценности которые принято считать общечеловеческими, формировалась и развивалась, как правило, в рамках различных религиозных систем. Истинна религии заключена не в знаниях, аргументах и доказательствах. Она богаче, поскольку допускает возможность необыкновенных вещей, чудес. Здесь люди находят утешение и надежду в вере, в открытии человеческой сущности через ее связь с чем-то высшим, понимаем как Божественное. Верующие находят и признают Бога как собственного судью, олицетворение вечного бытия, в котором люди могут ощутить свою значимость и сопричастность к чему-то высшему, исполненному глубокого смысла. Это истина, которую человек осознает как личную, глубоко интимную связь с Божественным Абсолютом, как средоточие духовного, отделенного от привычной суеты повседневной жизни. Религия предлагает человеку картину мира, наполненную прежде всего морально-ценностным смыслом, способствует мировоззренческим поискам.
религия племенная фетишизм анимизм
ΙΙΙ. Список используемой литературы
Тайлор Э.В. Первобытная культуру. –М., 1989.
Соколов Э.В. Культура и личность. –М., 1972.
Мень А. История религии. В 7-и тт. М., 1992.
Мень А. История религии. В 7-и тт. М., 1993. Т. VI: На пороге Нового Завета:
Всеобщая История религии мира. Шеф-редактор проекта В. Людвинская. В подготовке издания использованы материалы книги професора П.Д. Шантепи де ля Соссея. Подготовка современной версии Леояковлева, И.Дубровского, А. Овсянникова.
znakka4estva.ru
анимизм, первобытный фетишизм, магия и религия
Краткое содержание
Под тотемизмом подразумевается древняя религия, которая предполагает родственную связь с тотемом. Тотемом называют растение или животное, которое покровительствует над жизнью человека и становится эмблемой индивидуума или целого рода, племени. При более подробном изучении и анализе можно выделить основные характеристики тотемизма, а именно:
• Определенный тотем приравнивается к хранителю души, жизни человека;• Тотемы имеют свою систему имен и определенную символику;• Все растения и животные, которые считаются тотемами, подлежат более тщательной защите и почитанию. Некоторые из них вообще неприкасаемые;• Проведение всевозможных тотемических ритуалов.Согласно тотемизму, проведение всяких ритуалов и обрядов может способствовать обретению человеком неограниченной силы и возможностей, которые передает ему его тотем.
Религия тотемизм
Религия Тотемизм
Религия тотемизм берет свое происхождение еще 40 тыс. лет назад, однако некоторые сохраненные элементы и немногих последователей можно встретить и сейчас в некоторых регионах Австралии, Северной Америки и Индии. Люди верили в силу животных или растений, почти всем им причисляли сверхъестественные способности. Религия тотемизм по праву считается самой ранней формой религиозных проявлений.Интересным является факт поиска своего тотемного животного согласно верованиям древних племен Малайзии. Они получали информацию о требуемом животном или предмете во сне. В сновидениях к ним приходили души умерших предков и указывали на тотем или где его следует искать, информация могла быть частичной, или всего лишь подсказкой. Иногда тотем передавался по наследству по материнской или отцовской линии.
Тотемизм анимизм магия
Тотемизм анимизм магия
Тотемизм, анимизм и магия берут свое начало почти в одно и тоже время. Все они предполагают поклонение чему-то. В магии поклонялись любым магическим способностям или сверхъестественным силам. Анимизм располагает верить в существование душ и духов. Ну и тотемизм подразумевает силу предметов, растений, животных.Все эти культы и верования формировались постепенно, и тотемизм, анимизм и магия на сегодняшний день проявлены в других может несколько формах. Однако влиянию этих всех сил и сейчас уделяют должное внимание. Часть их отошла в народные традиции, часть превратилась в отдельную науку.
Первобытный тотемизм
Первобытный Тотемизм
И поэтому первобытный тотемизм – это не страхи и фантазии, а небеспочвенные представления о мире. Тотем в те времена объединял группы людей только благодаря тому, что у них общее священное животное. Ведь у них была общая вера и общие обязанности. Тотем, в свою очередь, оберегал племена от стихийных бедствий, болезней, часто посылал знаки и предупреждения. Иногда тотемных животных содержали в плену с тем, чтобы покланяться и лицезреть. Именно первобытный тотемизм способствовал возникновению первых табу и ограничений. Если они не выполнялись, то тотемное животное могло покарать за такое. Ну а, чтобы задобрить и расположить дух тотема, вожди племен преподносили жертвы.
Тотемизм и магия
Тотемизм и магия
Тотемизм и магия тесно связаны между собою. Они были зарождены в одно время, и именно тогда, как никогда человек наблюдал за всеми явлениями природы, изучал их характер. Не с точки зрения величин и физических обоснований, а как проявление, за которым стоит нечто большее. Любое природное явление воспринималось как язык, на котором с людьми общались в то время духи.Магия – это получения желаемой реальности непривычным способом. Еще в то время шаманы и колдуны могли менять погоду и вызывать дождь. И многие магические приемы были возможны лишь с использованием тотемов, либо с призывом их духов. Тотемизм и магия, параллельно с другими схожими религиями того времени, вызывали интерес, радость, и даже страх при одном только их упоминании. И способность вызывать магические силы как раз и приписывалась тотему. Тотем являлся посредником, проводником человека в мир магии, и охранником одновременно.
Понятие тотемизм
Понятие Тотемизм
Таким образом, понятие тотемизм имел богатую историю происхождения и оказывал большое влияние на зарождение и становление общества таким, как мы привыкли видеть его сейчас. Религиоведы понятие тотемизм относят к религии первобытной культуры. Оно напрямую связано с взятие индивидуально человеком силы определенного животного, которое является тотемом. Люди избирали себе животное в зависимости от мест проживания, либо животное находило само нужного человека.Понятие тотемизм служит не только определением одному из первобытных религиозных направлений, а также показывает отношение людей к мистическим магическим проявлениям на разных этапах существования. В более современном мире понятие тотемизм подробно изучается некоторыми психологами. Одним из таких заинтересовавшихся являлся Фрейд.
Тотемизм в современном мире
Тотемизм в современном мире
Тотемизм имеет свое отражение и в современном мире. Маги до сих пор используют тотемы для защиты и придания себе большей силы. В последнее время тема тотемных животных особенно ожила. Сейчас это можно узнать в медитативных практиках, во сне, если предварительно был отправлен на это запрос в подсознание. А еще может заветное прийти само. Это может произойти или в форме знаков и посланий, если человек не видит тонкий мир. Ну а к видящим животное приходит в обычной форме. Чаще всего животное наделено тем качеством, на которое человеку нужно или обратить внимание, или суметь выработать у себя на протяжении жизни.Существуют даже древние календари тотемов животных по дате рождения. Важно не только узнать свой тотем, но и подружиться с ним. Как можно заметить, тотемизм в современном мире нашел также применение.Самыми популярными тотемными животными являются: лев, змея, орел, черепаха, сова, волк, лев, лис, пантера. По современным представлениям, то в жизни человека может быть не одно тотемное животное, а несколько. Они сменяют друг друга, прибавляя человеку определенных качеств и навыков.
gadanienasudbu.ru
тотемизм, анимизм, фетишизм и магия
РЕФЕРАТ
«Проторелигии: тотемизм, анимизм, фетишизм и магия»
по культурологии.
Москва 2011
Содержание
Введение
1. Религия и культура
2. Возникновение религии
3. Древние формы религий
3.1 Тотемизм
3.2 Анимизм
3.3 Магия
3.4 Фетишизм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопрос о происхождении религии — один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Собрано множество достоверной информации, убеждающей в том, что религия — это историческая категория культуры и её истоки сосредоточены в земных реалиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Отвечать на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. Ш. Де Бросс, Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер, М. Мюллер, Р. Маррет, Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, выдающиеся отечественные исследователи Л. Штернберг, С. Токарев, И. Крывелёв, Ю. Францев и другие внесли заметный вклад в учение о происхождении религии и в исследовании её ранних форм.
Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен. В наши дни, считать себя человеком верующим, реже действительно таковым являясь, означает идти в ногу со временем. Понятие «духовное возрождение» все чаще связывают с возрождением культуры, а возрождение культуры – с религией. Между тем наши современники в основной массе ничего не знают не только о религии своего народа, но и о других религиях мира и тем более о древних религиях. Как никогда будет актуальным рассмотреть вопрос о возникновении религии, представить по возможности полное описание древних форм религий, а так же сделать попытку определения основных причин ее возникновения.
Ведь знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего и грядущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями.
1. Религия и культура
В настоящее время отсутствует общепринятое определение религии. В научной и учебной литературе часто приводится следующее определение: религия - (от лат. religio - благочестие, святыня, набожность, предмет культа; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать) представляет собой мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование бога, богов, сверхъестественных сил. Американский антрополог К. Гирц, исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям, ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными».[1]
Единого мнения о соотношении культуры и религии у ученых нет. Можно выделить два основных подхода, диаметрально противоположных и, следовательно, взаимно исключающих друг друга.
Первая культурологическая концепция - богословская, или религиозная (научная). Практически все ее представители объявляли религии основой культуры. Эту точку зрения со всей полнотой выразил известный английский этнограф Дж. Фрезер. Он считал, что «вся культура – из храма»[2] . С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития религии приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и другие.
Такому подходу противостоит другой - атеистический, вообще исключающий религии из понятия культуры, считающий их явлениями противостоящими друг другу. Истоки таких взглядов восходят к « просветительской концепции» (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламерти, Файербах и другие). Согласно ей религия противостоит духовному процессу. Файербах полагал, что религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности» и, следовательно, поэтому заключает в себе элементы, существенно противодействующие образованию.[3]
Однако соотношение религии и культуры в то древнее время не может объясняться только изъянами в познании людей. Исторические факты свидетельствуют о том, что истоки первых религиозных представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Эти факты в данном вопросе поставляют различные исторические науки: археология, антропология, этнография, сравнительное языкознание и т. д.
Истоки искусства – в человеческой практике, в той ее стороне, где находит свое проявление человеческая инициатива. Ибо свобода творчества есть выражение развивающейся и углубляющейся трудовой деятельности, в процессе и в результате которой человек создает орудия труда, осваивает мир, углубляет общение с подобными себе, реализует себя, свои возможности, эстетически осваивает мир.
Истоки религии - в человеческой практике, в той ее стороне, которая отражает несвободу, зависимость человека от окружающего мира. Именно тогда у него появилось желание прибегнуть к помощи иных, более могучих, чем он сам сил. Отсюда возникли магия, фетишизм, анимизм, тотемизм и другие первобытные верования. Возникнув одновременно, магия и искусство слились и переплелись друг с другом. Это наблюдалось в первобытных обрядах. С одной стороны, они служили средством магического воздействия на окружающий человека мир, а с другой – средством удовлетворения эстетических потребностей.
Итак, можно согласиться с мнением ученых, что религия существует с тех пор, как существует человек современного типа, человек разумный, и человечество само сформировалось в процессе эволюции. Следовательно, сформировалась и религия как часть человеческой жизни, его культуры. Все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности - охоты, земледелия, собирательства. Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов, затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.
религия культура первобытный
2. Возникновение религии
Этот вопрос является одним из самых дискуссионных, поскольку, решая эту проблему, необходимо обращаться к такому периоду жизни человечества, сведения о котором зачастую носят отрывочный, фрагментарный и вероятностный характер.
Религия в своем развитии прошла длительный и сложный путь формирования. Безусловно, основой для возникновения самых первых религиозных верований человека были природные инстинкты, заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных религиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделяя себя от природы, переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине (кровнородственные связи, раннеродовые связи, взаимоотношения полов, бессилие перед болезнями, смерть сочлена родовой общины, угрожающая её целости и благополучию, межплеменная рознь). Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно-важное значение. Непонимание сути многих природных явлений, бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её таинственными силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Очевидно, что наличие у человека биологических инстинктов и осознание им грозного превосходства природы никак не зависело от места его обитания, что само по себе подтверждает то, что первые мифологические представления у разных племён были почти одинаковыми.
Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.
Обратимся к фактам. Исторические факты свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени, около полутора миллионов лет происходил процесс становления человечества. Этот процесс прошел ряд важных этапов. Примерно 35—40 тысяч лет назад завершился формированием современного типа человека, человека рода Homo sapiens (разумного человека). Этот человек достаточно резко отличался от своих предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к общению с помощью языка, регулировал свои отношения на основе определенных социальных норм.
Раскопки захоронений древнего человека, датируемые временем 80-40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).
mirznanii.com
3. Формирования первобытной религии: фетишизм, анимизм. Религиозные представления первобытных людей: фетишизм, анимизм
Похожие главы из других работ:
Генезис морали (на материале мифологии восточных славян)
2.2 Признаки формирования моральных представлений в восточнославянской мифологии
Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальной иерархии и классового общества...
Еволюція релігійних вірувань первісних людей
1. Фетишизм - віра в одухотвореність предметів і сил природи.
Складовою первісного міфологічного комплексу є й фетишизм. Фетишизм (франц. fetishe, від португ. feitico -- амулет) -- віра в те, що окремі предмети мають надзвичайні якості, та відповідне пошанування їх. Фетишизм -- форма найдавніших вірувань...
Конфессиональное пространство Москвы
1.1 История формирования конфессиональных организаций в Москве
Крупнейшая религиозная организация Российской Федерации и Москвы - Русская православная церковь. В конце X в. православная церковь на Руси получила статус митрополии Константинопольского патриархата...
Личностные идеалы представителей религиозных организаций христианской и неоиндуиской направленностей
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
...
Мифологическая картина мира
2.3 Фетишизм
Другим характерным для мифа верованием являлся фетишизм. Фетишизм - есть обожествление особого предмета, как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш...
Особенности иудаизма
1.Исторические аспекты формирования и развития иудаизма
Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Иаков и четыре его жены: Рахель, Леа, Билгьа и Зильпа составляют три поколения Патриархов (Праотцев) и Матриархов (Праматерей) еврейского народа. Они вели кочевой образ жизни...
Православие
1. Православие: причины, история формирования, количественные показатели и география распространения
Христианство в форме православного вероучения и культа официально было признано государственной религией Киевской Руси в 988 г...
Проторелигии: тотемизм, анимизм, фетишизм и магия
3.2 Анимизм
Одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima - дух, душа) - вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен английским этнографом Э. Тайлором...
Проторелигии: тотемизм, анимизм, фетишизм и магия
3.4 Фетишизм
В магии таинственной силой наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы - фетиши (от португальского feitico - амулет, магическая вещь)...
Разные формы религии
1. Фетишизм.
Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались...
Разные формы религии
4. Анимизм.
Постепенно развивалась новая форма религии -- культ природы Суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню...
Религии древних цивилизаций
2. Формы первобытных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, табу
К ранним формам религии принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. По-видимому, одной из самых ранних форм религии был фетишизм -- почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства...
Религиозные воззрения Морихея Уэсибы в становлении айкидо Айкикай
ГЛАВА 2:РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АЙКИДО
айкидо единоборство уэсиба религиозный Для понимания существенных черт становления айкидо и его основополагающих принципов нельзя отбрасывать в сторону религиозные воззрения Морихея Уэсибы. На сегодняшний день...
Религиозные организации в России
Глава 1. Понятие и содержание исторического формирования религиозных объединений
...
Четыре периода формирования канона новозаветных книг
Глава 2. ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ КАНОНА НОВОЗАВЕТНЫХ КНИГ
...
rel.bobrodobro.ru
Доклад - Религиозные представления первобытных людей: фетишизм, анимизм
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский Государственный
институт сервиса и экономики
Кафедра «Истории и культуры»
Культурология
Реферат
на тему
Религиозные представления первобытных людей: фетишизм, анимизм
Выполнила: студентка
1 курса заочного отделения
специальность 0608у
Татарчук Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание
Ι. Введение
1. Понятие и хронология доисторической и исторической религии
2.Первобытные люди и понятие племенной религии
3. Формирования первобытной религии: фетишизм, анимизм
ΙΙ. Заключение
ΙΙΙ. Список используемой литературы
Ι. Введение
Многие поколения исследователей и философов пытались понять, что же такое религия, предлагая разные варианты ответа. Самый простой из них определяет религию как «веру в сверхъестественные существа». Другое определение называет религией специфическое преломление в сознании человека бытия, в основе которого лежит сокровенная Божественная Сущность. Одновременно предпринимались попытки дать более основательные определения в плане представлений верующих или же исполняемых ими действий.
Религия помогает достичь определенного единства во взглядах на мир. Историки описывают религию с точки зрения событий, вытекающих из верований, указывая на связь политических, социальных и культурных процессов с возникновением религиозных представлений.
Само слово «религия» большинство исследователей связывают с латинским religio – «благочестие, набожность»; другие ученые производят его от латинского же religo – «связываю» или «объединяю». Феномен появления религии люди пытались объяснить с древних времен. Уже в античную эпоху мыслители Древней Греции, а позднее Древнего Рима высказывали интересные – подчас, очень точные – суждения о различных аспектах возникновения религиозных верований. Так, афинский философ V в. до н. э. Критий считал, что боги выдуманы людьми, чтобы внушать страх и принудить исполнять законы. Один из основоположников античного материализма Демокрит (около 470 – 380 гг. до н. э.) высказал предположение о том, что в основе религии лежал страх первобытных людей перед неведомыми и грозными силами природы. Религия же – это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность.
Если говорить о структуре религии, то она представляется достаточно сложным образованием, состоящим из многих элементов. Среди них, прежде всего, следует упомянуть религиозные представление. Это совокупность идей и образов порожденных верой в сверхъестественное: понимание сверхъестественного и его взаимоотношений с материальным миром, представления о возникновении мира и человека, о потусторонней жизни и т. д. Следующей структурной составляющей являются религиозные настроения – совокупность чувств и эмоциональных состояний, возникающих в сознании человека вследствие его веры в сверхъестественное. Это обычные человеческие эмоции, с той только разницей, что их источником выступают не события реальной жизни, а та высшая реальность, которой для человека является идея Бога.
Важнейшим элементом религиозной структуры выступают религиозные действа. Ими называют совокупность строго регламентированных (ритуальных) действий и поступков, которые основываются на вере в сверхъестественное и направлены на достижение контакта с ним с определенной целью. Эти действия еще носят название культа – процесса поклонения божеству, — или обрядов. Практически для всех известных религиозных систем характерны культовые действа. Общими для всех религий являются молитвы, принесения жертв, соблюдения поста и т. д. В то же время каждой религии присущи свои собственные обряды и культы. Наконец, еще одной необходимой составляющей религиозной структуры являются религиозные организации – организованные объединения приверженцев одной религии, возглавляемые специальными служителями культа, в среде которых существует своя система подчинения, или иерархия. Как правило, для обозначения религиозной организации используется слово церковь, которое в данном значении следует отличать от названия культового сооружения (храма).
Одной из важнейшей функций религии является мировоззренческая. Религия предлагает верующим общую картину мира и места человека в нем. Эта картина базируется на идее Бога и его первичности относительно мира и человечества, способности непосредственно вмешиваться во все происходящие события и процессы. Благодаря такой целостной картине религия способствует формированию основных направлений деятельности человека, его системы ценностей и ориентиров.
1.Понятие и хронология доисторической и исторической религии
Некоторые исследователи, изучающее религию, считают, что возникновение религиозного сознания стало возможно только с появлением человечества, отрицая наличие его у животных. В тоже время другие ученые отмечают следы «религиозного поведения» уже в животном царстве. Несмотря на маловероятность последнего мнения, полностью исключать такую возможность, по-видимому, нельзя. И хотя в изучении поведения животных (этнология), как и в изучении раннего человека (палеоантропология), достигнуты заметные успехи, все же полностью прояснить вопрос не удается. Можно лишь утверждать, что некоторые ранние культуры, вероятно, имели какие-то религиозные ориентации.
На протяжении многотысячелетней человеческой истории религия преодолела большой путь. Что представляла собой древнейшая религия человечества? Ответы на этот вопрос различны и зависят прежде всего от позиции, которую занимают авторы в вопросе о происхождении человека. Те из них, которые придерживаются точки зрения, изложенной в первых главах Библии, считают, что религия не является созданием человека и не была результатом процесса эволюции. С момента своего создания мужчина и женщина знали единого Бога-творца, который их создал, и со времен грехопадения они поклонялись этому Богу, принося ему жертвы. Согласно такой точки зрения, почитание единого Бога (монотеизм) и принесение в жертву животных, как это показано в Библии, являются характерными особенностями религии в ее первоначальной форме.
В подтверждение этой концепции часто приводятся примеры из древнейших памятников литературы Индии, Китая, Египта или Греции, которые свидетельствуют о том, что издавна у людей существовал обычай принесения в жертву вместо себя животных. Это подтверждают и традиции многих народов. Вполне естественно, что следует самым серьезным образом относитьсяк свидетельствам о древнейшей религии человечества, содержащимся в таком ценном историческом источнике, каковым является Библия.
Тем не менее существует и другая точка зрения, отрицающая все. О чем было сказано выше. Согласно ей, люди произошли от обезьяноподобного предка в результате длительного процесса эволюции. Эту точку зрения разделяют многие ученые со времен возникновения теории Ч. Дарвина. Поскольку теория эволюции считалась доказанной, казалосьвесьма привлекательным вывести из нее эволюцию религии.
Сторонники теории Дарвина считают, что понадобилось очень много времени, чтобы перейти от стадии нечленораздельного обезьяньего лепета и страха перед мраком неизвестности к «аниматической» стадии, для которой была характерна вера в смутную, могучую и непостижимую силу. Далее аниматическая стадия сменяется «анимической», которая представляет собой религию племен, которая базируется на чувстве страха перед духами. Затем наступает стадия политеизма (многобожия), которая нашла свое отражение в мифологии древних греков, в том числе и в поэмах «Илиада» и «Одиссея», приписываемых великому поэту Гомеру. Наконец, в Израиле возникла монотеистическая религия, основанная на почитании Яхве – одного из племенных богов древних евреев.
Однако не все исследователи соглашаются с точкой зрения, что религия эволюционировала из аниматической стадии. Некоторые антропологи считают, что монотеистические системы сложились еще в глубокой древности, гораздо раньше, чем возникли анимистические представления.
Как и в других науках, в религиоведении существует несколько способов классификации, в основу которых положены различные критерии. Например, с точки зрения хронологии различают доисторические и исторические религии. Поскольку большинство религии известны нам благодаря письменным источникам, доисторическими считают религии того времени, когда не существовало никаких письменных свидетельств. Доисторическая эпоха религии началась, по-видимому, около 2 миллионов лет назад и закончилась приблизительно за 3 тыс. лет до н. э., когда возникла письменность в цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Центральной Америки. Более поздние религии считаются историческими.
Основные различия между доисторическими и историческими религиями заключаются в том, что первые возникают в тех обществах, где главными занятиями являются охота, рыболовство и собирательство, в то время как исторические религии представляют собой мировоззрениеразвитых земледельческих цивилизаций, возникших в Месопотамии, Египте и Китае. Говоря иначе, доисторические религии были уместны в мелкомасштабных племенных обществах, в которых семья или родственные группы значилибольше, чем любая другая общественная организация.
2.Первобытные люди и понятие племенной религии
Современная наука не имеет возможности полностью изучить религию первобытных людей, на данный вопрос вряд ли когда – либо будет исчерпывающий ответ. Но, пожалуй, наиболее часто встречается классификация которая выделяет такие формы религии как: племенные, национальные и мировые. Само использование термина «племенные религии» встречает определенные проблемы, так как слово «племенной» в некоторых частях света считается неприличным. В связи с этим некоторые ученые пользуются термином «первобытные». Такие религии не имеют миссионерской направленности, характерной для мировых религий. Это религии одного племени или народности, которым известно, что другие народы поклоняются собственным богам и имеют свои религиозные системы. Как правило, племенные верования имеют такие же основные черты, что и все остальные религии.
Племенные религии характерны для первобытных людей. Они живут в тесном контакте с природой и ощущают рядом с собой присутствие неких таинственных и могущественных сил. Как древнейшие охотники и собиратели, так и современные аборигены Австралии и Океании, южноамериканские индейцы бассейна Амазонки и многие племена Тропической и Южной Африки зависят от природных катаклизмов, наводнений, штормов, пожаров и землетрясений, которые в их глазах представляют собою силы зла. Смерть всегда находится рядом и часто приходит слишком рано.
Именно поэтому первобытные племена чувствуют себя слабыми, окруженными злыми силами, беззащитными и неспособными справится с трудностями жизни и обрести счастье. Они с легкостью убеждают себя в существовании вокруг них невидимой сверхъестественной силы и создают собственные религиозные системы, чтобы попытаться наладить с ней контакт. Таким образом, первобытные племенные верования связываются с реальными потребностями людей и приобретают все отличительные признаки настоящей религии. Для них характерны реальный взгляд на жизнь, скромная оценка человеческих возможностей и чувство всесторонней глубокой зависимости от окружающего людей мира духов.
Многие люди, особенно это относится к представителям христианства, смотрят на племенные религии свысока или попросту презирают. Подобное отношение основано на том, что первобытные религиозные обычаи заметно отличаются от их собственных – там не сооружаются храмы, нет церковных служб, священных книг и символов веры. Некоторые исследователи, среди которых был, например, такой признанный авторитет, как Ч. Дарвин, вообще отрицали наличие религии у первобытных народов. Однако в действительности многие первобытные племена не менее, а подчас и более религиозны, чем развитые народы Европы и Америки.
Как ни удивительно это прозвучит, но первобытные религии находятся достаточно близко к христианству по своей форме и структуре. Интересно, что довольно большое количествоновых религиозных движений на всех контингентах возникло в результате смешения христианства с племенными религиозными воззрениями. Можно отметить несколько концепций, являющихся общими для первобытных религий и христианского учения. Среди них близость к природе и любовь к земле, глубокое понимание слабости человека и признание необходимости в поддержке его со стороны высших сил для обеспечения благополучной жизни. Для других мировых религий такая степень взаимодействия с первобытными верованиями не столь характерна.
Несмотря на то, что многие первобытные религии отмерли, не выдержав испытания временем и в результате соприкосновения с современными верованиями, некоторые из них смогли замечательным образом выжить и приспособиться к переменам. Племенные религии ни в коем случае не стоит рассматривать как предрассудки, примитивные верования первобытных племен или как безумные пережитки дикарей, которыми манипулируют «колдуны». Племенные религии представляют собой серьезные попытки создать и сохранить систему духовных мировоззрений, которая поддержала бы человека как в жизни, так и перед лицом смерти.
3. Формирования первобытной религии: фетишизм, анимизм
Для того чтобы правильно понять условия формирования первобытной религии, необходимо учитывать, что в идеологии древнейших людей было очень распространено одушевление природы, или аниматизм (от латинского animates – одушевленный). Это было связано с тем, что первобытные люди еще не видели существенной разницы между одушевленными и неодушевленными предметами, считая всю окружающую природу живой. Природа подавляла первобытного человека своей мощью и таинственными силами, представлявшимися ему сверхъестественными.
Как известно, древнейшие люди жили коллективами. Организация охоты и другая организованная и систематическая трудовая деятельность была невозможна в одиночку. Именно в рамках первобытного стада, коллектива в 20 – 50 человек, в трудовой деятельности (охота, добывание пищи, выделка орудий, оборудование жилища, поддержание огня), в постоянном социальном общении, в процессе семейно-родовых контактов и событий (обмен женщинами и брачные связи, рождение и смерть) складывались и укреплялись примитивные первичные представленияо сверхъестественных силах, повелевающих миром, о духах-покровителях данного коллектива, о магических связях между различными явлениями окружающей действительности. Анимизм – это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, в эпоху первобытного стада. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже. Анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны всем и каждому, причем воспринимались довольно однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить и привлечь на свою сторону. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд – все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы следовало относится со вниманием, то есть приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии. Первобытному человеку души и духи первоначально представлялись не как некие абстрактные понятия, лишенные определенных форм. Напротив, они воплощались в виде антропоморфных, то есть напоминающих по форме человека, или зооморфных – напоминающих по форме животное – образов. Представления об этих образах были зачастую очень туманными. По мнению древних людей, души существовали в виде маленьких человечков, зверей, птиц, иногда даже в виде крови или воздуха. От обычных материальных субстанций они отличались особой сверхъестественной силой. Считалось что души могут оставить тело временно (во сне) или навсегда (в случае смерти). Пребывая вне тела, душа могла вести себя, как живое существо – питаться, развлекаться, охотиться и тому подобное. Поэтому первобытные люди считали своим долгом заботиться о душах умерших, чтобы они не разгневались и не стали вредить живым. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.
Анимистическая вера в то, что души могут жить не только в живых существах, но ив различных вещах, способствовала возникновению фетишизма (от португальского fetico – волшебство). Его суть сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном.
Фетишизм появился в создании идолов – предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии.
Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплексаранних религиозных представлений первобытного человека. В самом деле, анимизм с его одухотворением природы и предков и тотеизм с его культом тех же мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира, при всей бесплотности его обитателей, ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связами и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. И, наконец, появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойство перемещаться во времени и пространстве, но и может оказатьсяв предметах реального мира.
Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными возможностями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества, и поэтому должное уважение к ним – первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находится под чьей-то защитой. Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле долгие десятки тысяч лет протекала вся духовная жизнь общества – по крайней мере до эпохи неолита, а для более остальных народов и много позже, в отдельных случаях вплоть до наших дней.
ΙΙ. Заключение
В современном мире религии принадлежит очень важная роль. Религия в любой исторический период времени выступала носителем духовности, сохраняя и приумножая человеческие определения добра, любови и милосердия. Те ценности которые принято считать общечеловеческими, формировалась и развивалась, как правило, в рамках различных религиозных систем. Истинна религии заключена не в знаниях, аргументах и доказательствах. Она богаче, поскольку допускает возможность необыкновенных вещей, чудес. Здесь люди находят утешение и надежду в вере, в открытии человеческой сущности через ее связь с чем-то высшим, понимаем как Божественное. Верующие находят и признают Бога как собственного судью, олицетворение вечного бытия, в котором люди могут ощутить свою значимость и сопричастность к чему-то высшему, исполненному глубокого смысла. Это истина, которую человек осознает как личную, глубоко интимную связь с Божественным Абсолютом, как средоточие духовного, отделенного от привычной суеты повседневной жизни. Религия предлагает человеку картину мира, наполненную прежде всего морально-ценностным смыслом, способствует мировоззренческим поискам.
религия племенная фетишизм анимизм
ΙΙΙ. Список используемой литературы
1. Тайлор Э.В. Первобытная культуру. –М., 1989.
2. Соколов Э.В. Культура и личность. –М., 1972.
3. Мень А. История религии. В 7-и тт. М., 1992.
4. Мень А. История религии. В 7-и тт. М., 1993. Т. VI: На пороге Нового Завета:
5. Всеобщая История религии мира. Шеф-редактор проекта В. Людвинская. В подготовке издания использованы материалы книги професора П.Д. Шантепи де ля Соссея. Подготовка современной версии Леояковлева, И.Дубровского, А. Овсянникова.