Первобытная плита. Архитектурные монументы эпохи первобытных людей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная культура. Первобытная плита


от древности до наших дней

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей

В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди воздвигали мегалиты – «большие камни», точнее, «сооружения из больших камней». Эти архитектурные сооружения, монументы из больших камней начинают воздвигать в период каменных орудий, во времена энеолита и бронзового века, в некоторых местах строили и позже. Они поражают воображение как своими размерами, так искусством первобытных строителей. Мегалитические сооружения состоят из одиноких камней, небольших групп, а некоторые – из многих сотен камней. Менгиры – наиболее простые из мегалитических сооружений. Это каменный столб или плита, поставленная вертикально. Иногда к плите прислонена другая или на вертикальной плите лежит горизонтальная. Они стоят в виде отдельных монументов, но встречаются и собранные в группы. Самый внушительный менгир в Бретани в Локмарьяне. Его длина около 21 метра, вес почти 300 т.

Более сложные сооружения – дольмены обычно представляют собой закрытый дом из пяти каменных плит – четыре вертикальных плиты и одна плита покрывает их как крыша. В переднем камне прорезано небольшое круглое отверстие. Средние размеры дольменов в плане два на три метра и до двух метров высотой, есть и гораздо крупнее – до 15 метров длиной, пяти шириной и трех метров высотой. Вес некоторых каменных плит достигает 40 тонн. Располагаются дольмены группами, иногда расславлены правильными рядами, напоминающими улицы. Самые большие в мире сооружения из дольменов находятся в Алжире.

Кромлехи представляют собой еще более сложные сооружения. Наиболее знаменит из них – Стонхендж. Его считают восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Руины этого уникального сооружения лежат в 130 км от Лондона в Солсберийской равнине. Построен Стонхендж в три этапа между 1900 и 1600 годами до нашей эры. Это крупное сооружение, каменные глыбы которого высотой почти восемь метров и весом 50 тонн доставлялись из каменоломни с расстояния 230 километров. Состоит из четырех больших каменных кругов. Внешний круг – поставленные вертикально столбы, на каждом из которых лежит плоская каменная плита, соединенная с остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб весит в среднем 25 тонн, а плита – 700 килограммов. Во втором круге – менгиры – сравнительно некрупные одиночные камни. В третьем и четвертых незамкнутых кругах, напоминающих подкову, – группы камней. Каждая группа – это две вертикальные плиты, вес которых достигает 40 тонн, и лежащая на них горизонтальная плита.

После ряда исследований ученые пришли к выводу, что Стонхендж является исключительно точным лунным и солнечным календарем, который позволяет предсказывать время летнего и зимнего противостояния, определять на длительный период часы восхода и захода Луны, исчислять промежуток времени между двумя полнолуниями, проследить 18,6-летний лунный цикл, предугадать с точностью до одного дня наступление солнечных и лунных затмений и т. д. Поражают точные расчеты по определению плана сооружения, расстановки отдельных камней.

В Стонхенже находится множество древних инструментов – кирки, бычьи лопатки, кремневые и деревянные орудия, кости, напоминающие грабли, груженые многотонными глыбами салазки, которые катились по ленте катков из бревен.

До сих пор не известно, что это было – некрополь, обсерватория, храм? Однако с этих сооружений началась история архитектуры.

Храмы, гробницы царей и знатных людей строились в Древнем Египте. До сих пор поражает своим искусством и объемом работ строительство пирамид – усыпальниц фараонов, начавшееся в 3 тыс. до н. э.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Мегалитические постройки

Мегалитическими называются постройки каменного века, сложенные из больших каменных глыб или плит сухой кладкой. Этим названием объединяются менгиры, дольмены, алиньманы или аллеи камней, крытые аллеи или дольменные галереи, кромлехи. Наиболее древние мегалитические памятники относятся к эпохе неолита. Постройки этого типа найдены во всех областях земного шара, за исключением Австралии.

Менгиры. Менгиры — это одиночные большие каменные глыбы вытянутой формы, вертикально врытые в землю в виде столба, или обелиска (табл. 7, фиг. 1). Высота их очень разнообразна (от 1—2 м и до 20 м), вес у самых больших достигает 200 — 300 тонн. Обычно это натуральные глыбы камня, иногда они грубо отесаны и имеют рельефные изображения. Менгиры широко распространены во Франции, где их зарегистрировано более шести тысяч, в Англии и Ирландии, в Сирии, Северной Африке, Южной Америке и на территории СССР — на Кавказе и в Сибири (табл. 7, фиг. 4). Иногда под менгирами или рядом с ними находятся захоронения, связывающие их с культом мертвых. По изображениям на них можно предполагать связь с культовыми представлениями первобытного человека. Особенный интерес представляют менгироподобныё камни с рельефными изображениями рыб, а иногда и самые камни имеют грубую форму рыбы; это так называемые камни-в и ш а п ы, часто встречающиеся в Закавказье. Ряд менгиров настолько явно отражает культ родовых тотемов (например, быка), что их можно ставить в прямую связь с тотемными столбами американских индейцев и других народов.

Дольмены. Дольмены представляют собой камеру (обычно прямоугольную) из нескольких вертикально поставленных плоских каменных глыб, перекрытых горизонтально одной или двумя-тремя каменными глыбами или же громадными плоскими валунами (табл. 7, фиг. 2 и 3). Величина и вес перекрывающих каменных плит иногда очень велики; так, например, перекрывающая плита одного из дольменов в Ла-Перотт в Шаранте (Франция) весила 40 тонн. К основной камере дольмена иногда присоединялась устроенная таким же способом крытая галерея, иногда же самый дольмен превращался в такую галерею, замкнутую с двух сторон большими плитами. На стены дольмена часто наносились рисунки, обычно орнаментального характера.

Кроме Франции, где насчитывается около четырех с половиной тысяч дольменов, они встречаются в Англии, Ирландии, южной Скандинавии, Дании, Голландии, северной Германии, Испании, на островах Средиземноморья, в Италии, Северной Африке, Сирии, Северном Иране, Индии, Корее, Америке и в СССР — в Крыму, на Северном Кавказе и в Закавказье. Дольмены обычно считают гробницами умерших, что доказывается как частым нахождением в них захоронений, так и тем, что многие дольмены заключены в насыпанный над ними могильный холм.

 

 

Таблица 7 

 

 

Дольмены-жилища. Последние раскопки позволяют, однако, установить, что некоторые дольмены служили жильем. Дольмен, (раскопанный в 1938 г. в Боулинемоне в Ирландии, представляет собой обычную двухкамерную постройку из монолитных каменных плит, поставленных вертикально на прямоугольном основании (табл. 7, фиг. б). Раньше он был перекрыт плоскими каменными плитами, остатки которых были найдены около стен дольмена. Этот дольмен был жилым каменным домом с хорошо выстланным полом, со входом, образованным двумя вертикально поставленными камнями и плитой порога между ними. Очаг расположенный на площадке перед входом в жилище, сохранил слой угля; по-видимому, только значительно позднее этот дольмен был использован для захоронения. Другим подобным примером служит один из дольменов в Зеландии, в отношении которого установлено, что его входное отверстие могло закрываться только изнутри.

Большой дольмен в Баньо. Один из самых больших французских дольменов эпохи неолита в Баньо, возле Сомюра, представляет собой прямоугольную постройку около 20 м длины и 7 м ширины, образованную четырнадцатью громадными плитами из песчаника, три из которых образуют его плоское покрытие (табл. 8). Высота вертикально поставленных плит достигает 3 м. С узкой фасадной стороны, где к дольмену примыкают остатки каменной аллеи, устроен широкий вход между двумя вертикальными плитами. Этот дольмен по размерам, высоте и по устройству входа можно рассматривать как большой жилой дом родовой коммуны.

 

 

 

Таблица 8 

 

 

Дольмены Северного Кавказа. Среди многочисленных дольменов Северного Кавказа большинство представляют собой небольшие однокамерные постройки, часто закрытые со всех сторон, сооруженные из целых плит, или со стенами, образованными из нескольких рядов отесанного камня. С одной стороны в стене обычно проделано круглое отверстие. Некоторые дольмены, выделяющиеся как по размеру, так и по устройству входа и пола, очевидно, ранее служили жилищами. Таков, например, большой дольмен в ущелье реки Джубги, сооруженный из громадных плоских плит и имеющий на лицевой стороне широкое дверное отверстие во всю высоту дольмена (полукруглая пристройка из более мелких плит сделана позднее).

Кромлехи. Стонхендж. Кромлехи — это кольцеобразные ограждения из одного или нескольких рядов вертикально поставленных камней типа менгиров, занимающие иногда очень большую (площадь диаметром до 90 м и даже 150 м (кромлехи Керласкан и Менес в Бретани). К большим кромлехам обычно ведут аллеи камней, образованные параллельными рядами вертикально поставленных каменных глыб высотой от 1 до 4 и даже до 7 м. Из сохранившихся аллей (в селении; Карнак в Бретани) наибольшая имеет в длину около 3 км. Из больших кромлехов лучше всего сохранился построенный в бронзовом веке кромлех Стонхендж в Англии (табл. 7, фиг. 5), первоначальный вид которого можно реконструировать. Снаружи он был окружен большим кольцевым валом со рвом около 90 м в диаметре. На расстоянии 30 м от вала находился первый круг из тридцати вертикально поставленных массивных каменных блоков, имеющих форму параллелепипедов и перекрытых сверху сплошным кольцом из толстых горизонтальных плит. За этим наружным крутом на расстоянии 3 м шел второй круг из 45 — 50 небольших заостренных кверху камней; третий, незамкнутый круг состоял из пяти трилитов (два вертикальных блока, перекрытых горизонтальной плитой). Внутри третьего круга находился еще один подковообразный ряд небольших заостренных камней, и, наконец, несколько сдвинутой от центра круга лежала плоская каменная плита в 5 м длины и 1 м ширины.

В больших кромлехах можно предполагать открытые святилища, а в центральных плитах — алтари, на которых приносились жертвы.

Моунды Северной Америки. Совершенно своеобразным типом первобытных сооружений являются «моунды» Северной Америки. Моунды — это земляные сооружения, изображающие по большей части тотемных животных: медведя, лося, бизона, лисицу, змей, черепах, птиц и т. п. Особенно распространены такие моунды в Висконсине. Изображения, вероятно, делались следующим образом: на поверхности холма чертили контур животного, затем лежащую за контуром породу скалывали и откидывали. Размеры таких моундов часто достигают в длину 60, 75 и даже 150 м. «Моунд змеи» в штате Огайо (табл. 142, фиг. 7) имел по длине тела змеи больше 300 м. В южных областях такие изображения делались из крупных обломков скал, поставленных или положенных по контуру фигуры. По характеру же изображений и наличию в некоторых случаях возвышения в виде алтаря, а иногда, и захоронений, можно предполагать, что моунды посвящались культу предков — тотемов.

 

 

Таблица 142 

 

 

 

www.historicus.ru

Первобытная культура

Разделы: МХК и ИЗО

Все мы знаем: труд создал человека. На основе труда у отдалённых предков человека зародились способности, благодаря которым и произошло его собственно человеческое формирование - речь, разум (мышление), и духовность.

Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Итак, что же мы считаем первобытным искусством?

Первобытным искусством считают искусство времени первобытнообщинного строя, т. е. от появления Нотоsahiensи до возникновения классовых обществ, цивилизаций.

Существует следующая периодизация первобытного искусства:

  1. Верхний (поздний) палеолит - древний каменный век (35 - 8 тыс. до н. э.).
  2. Мезолит - средний каменный век (8 - 4 тыс. до н.э.).
  3. Неолит - новый каменный век (6 - 2 тыс. до н.э.).
  4. Эпоха бронзы (3 - 2 тыс. до н.э.).
  5. Эпоха железа (1 тыс. до н.э.).

(Эпохи развития человечества в разных местах Земли не совпадают по времени).

Памятники первобытного искусства обнаружены в самых разных местах Земного шара. Они представляют собой барельефные, контурные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах; петроглифы, орнаментированные изделия из кости, статуэтки, каменные идолы и т. д.

О существовании первобытного искусства мы узнали совсем недавно, в первой половине ХIХ века - в 1879 году на севере Испании, в пещере Альтамира были обнаружены множество крупных, цветных изображений животных. Росписи Альтамиры поразили ученых: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в то время, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вёл борьбу за выживание.

В настоящее время открыты более 100 пещер по всему миру. Самыми крупными считаются пять: Фон де Гом, Нио, «Трёх братьев», Комбарелль и Ляско; на Южном Урале - Каповая.

Мы переходим к первому этапу развития первобытного искусства - верхнему (позднему) палеолиту.

Главной заботой родовой общины была добыча зверя. Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к магии. Первобытный охотник верил, что изображая животных, он как бы подчиняет их себе; поражая изображения копьём или рисуя вонзившееся копьё, он убивает зверя. Перед изображениями совершались сложные ритуальные действия, в которых соединялись элементы танца, пения, инструментальной музыки, пантомимы.

В те далёкие времена зародились разные виды искусства, но лишь произведения изобразительного искусства смогли сохраниться в течение тысячелетий и дойти до нас.

К шедеврам Альтамиры и Ляско вёл, естественно, долгий путь. Его началом были отпечатки ладоней на стенах пещер и «макароны» - разнообразные переплетённые линии, проведённые пальцами по сырой глине. Возможно, таким образом, человек хотел своими следами символически утвердить себя, свою способность победить зверя.

Постепенно из движения пальцев по глине стали рождаться изображения животных.

Первые изображения были грубыми, примитивными и очень обобщёнными; не всегда можно узнать, какой же зверь представлен.

Наивысшего расцвета искусство палеолита достигает к X тыс. до н.э. В это время создаются громадные анималистические ансамбли пещер Альтамира, Ляско и т. д. Рисунки поражают мастерством и свободой исполнения, великолепным знанием зверя, его особенностей. Животные изображаются теперь в различных позах, в движении: они идут, борются, щиплют траву; часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники.

Важнейшим достижением художников этого периода явилось создание многоцветных росписей. Изображение исполнялось уже не одной какой-то краской, а несколькими; оно приобрело объёмность.

Живопись палеолита хорошо сохранилась, так как этому способствовали условия её нахождения: в глубинах пещер круглый год держатся примерно одинаковые степень влажности (97 - 98 %) и температура (7 - 8° С ± 2°).

Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, художник не обращал внимания на то, что там уже было нарисовано множество животных; важно было исполнить своё .изображение. Поэтому рисунки наслаивались друг на друга, причём нередко так густо, что почти ничего уже нельзя разобрать. Возможно, в таком наслаивании рисунков было умышленное намерение увеличить количество заклинаемых зверей.

Сам человек представлен в палеолитическом искусстве крайне небольшим по сравнению с животными количеством изображений. В основном, это скульптурки малого размера (от 2 до 20 см), преимущественно женские, получившие название «палеолитических Венер». Большинство статуэток обладают общими чертами: они решены очень обобщённо, руки едва намечены, черт лица нет совсем, зато подчеркнуто преувеличены те части тела, которые связаны с вынашиванием и вскармливанием ребёнка, т. е. новых поколений людей. Такая трактовка женских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.

Итак, искусство эпохи палеолита, которое один из его исследователей академик А. П. Окладников назвал радостным, полным жажды жизни действом искусства, отражало первый этап развития, и было по форме реалистичным, а по содержанию простым и повсеместно почти однородным.

А мы переходим ко второму этапу развития первобытной культуры - эпохе мезолита (средний каменный век).

Вследствие таяния ледников и переменой климата, постепенно происходят изменения в жизни человеческого общества. Люди стали жить небольшими коллективами, способными к более быстрым и далёким перемещениям. Каменные орудия труда стали более сложными и совершенными. Появились новые средства охоты - лук, стрелы, а также новое средство передвижения - лодка

Помимо охоты, большое значение приобрели рыболовство и собирательство.

Принципиально изменилось и изобразительное творчество. Мезолитические росписи и петроглифы чаще всего исполнялись не в пещерах, а на открытых местах (скалах). Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иногда сводятся почти к знаку. В этом берёт истоки пиктография - рисуночное письмо.

Таким образом, эпоха мезолита послужила связующим звеном от палеолита к неолиту.

А мы переходим к третьему периоду первобытной культуры - неолиту.

Последний этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты к скотоводству и земледелию. Это важнейшее в истории человечества событие называют неолитической революцией. Люди стали вести оседлый образ жизни, строить прочные дома. Человек научился обжигать глину, т. е. впервые сам создал материал, которого не было в природе. Поэтому неолит ещё называют керамическим веком.

Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе за их захват - человек становится врагом человека. Нарастающее разделение труда постепенно вело к расслоению внутри общин. Меняется и родовая структура: матриархат уступает место патриархату.

В изобразительном искусстве наряду с изображениями животных появляются изображения жриц и богинь плодородия.

В IV - III веках до н.э. огромное значение приобретает мегалитическая архитектура, тесно связанная с религиозно-культовыми идеями («мегалит» в переводе означает «большой камень»).

Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Рассмотрим каждый из видов.

Менгиры - это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 метров). Они могут быть едва отесанными или покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументальная скульптура. Ставили их обычно на возвышениях, иногда они тянулись параллельными рядами на 2-3 км, иногда были центрами поселений.

Дольмены - довольно сложные сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху ещё одной плитой. Внутри плиты иногда покрывались символическими знаками. Дольмены были местом захоронения членов рода.

Кромлехи - самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Кромлехи располагались вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. В то же время кромлехи являлись древнейшими обсерваториями. Таков самый знаменитый и сложный кромлех, находящийся в Англии близ Стоунхенджа.

Заканчивая рассмотрение искусства каменного века, хочется ещё раз подчеркнуть, что «первобытное» никак не означает примитивное, упрощённое, невысокое по своему уровню. Напротив, произведения, созданные первобытным человеком, вызывают изумление и восхищение даже у зрителей нашей эпохи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также