Первобытный род. Родовая община – это форма человеческого общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

первобытно-родовой. Первобытный род


Родовая община — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Возникновение рода

На смену праобщине пришла новая форма общественной орга­низации — род, который представлял собой большой самоуправ­ляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных род­ственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, со­обща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось всту­пать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в дру­гих родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалек­те, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.

Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род пре­доставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность на­копления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйст­венного, социального, культурного.

Социальные отношения

В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отно­шения в роде строились на основе равенства всех членов коллекти­ва, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались ува­жением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачас­тую они становились старейшинами рода; искусным целителям до­веряли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и под­ростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспиты­вали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социаль­ного поведения, им передавали накопленные обществом знания.

Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулирова­лись обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе суще­ствовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.

Управление родом

Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща прини­мали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользо­вались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть жен­щина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.

Преобладание коллективистского, общинного начала в роде озна­чало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.

Неолитическая револю­ция

см. Неолитическая револю­ция

Переход от преимущественно присваивающего типа хозяйства охотников и собирателей к произво­дящему типу хозяйственной деятельности земледель­цев и скотоводов называют неолитической револю­цией. Этот переворот в производстве стал главной предпосылкой к постепенному переходу от первобытности к цивилизации.

Первобытное хозяйство рода

В условиях родового строя человечество доби­лось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки кам­ня, дерева, кости, рога, стали изготавливать слож­ные и разнообразные орудия — ножи, топоры, ко­пья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важ­ным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог пора­жать животных на значительном расстоянии. В эпо­ху неолита люди освоили производство керамиче­ских изделий и ткачество.

Появление земледелия и скотоводства

Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди раз­личных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак, Египет, восточные и южные регио­ны Малой Азии, долины рек Инда и Хуанхэ).

Земледелие и скотоводство значительно изменили жизнь наро­дов Земли. Первобытные коллективы стали менее зависимы от природы. Хозяйство древнего человека стало более стабильным и производительным. Улучшились условия жизни людей, сократи­лась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Наконец, земледельцы перешли к оседлому образу жизни. На Земле появились первые постоянные посёлки земледельцев, протогорода (энеолит, бронзовый век).

Природа в первобытном обществе

Духовный мир людей родового строя богат, сложен и своеобразен. Чело­век жил с ощущением своей неразрывной связи с природой, с верой в то, что члены его рода произошли от общего предка — птицы, рыбы или растения — и состоят с ним в родстве. Первобытный человек одухотворял природу, счи­тал, что земля, вода и огонь — живые существа, способные ощущать боль и мстить за причинённый им вред. Кроме того, люди воспринимали природу как свою кормилицу. Поэтому у многих народов, живших родовым строем, установилось бережное отношение к природе. Например, у некоторых наро­дов Крайнего Севера и Сибири считалось недопустимым без необходимости копать землю или вонзать в неё копьё, поскольку это причиняло ей боль. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Быт первобытных людей

Отсутствие собственности формировало у людей ощущение при­надлежности всех вещей всем членам общины. Поэтому хотя в лич­ном пользовании оставались орудия земледельческого труда и охо­ты, одежда, украшения, малые жилища, было принято ими делить­ся, равно как и пользоваться чужими вещами с разрешения хозяина. Люди, жившие родовым строем, были очень щедры, гото­вы поделиться последним, если сородич, соплеменник или даже чу­жой человек нуждается в помощи. Они обладали своеобразным чув­ством долга перед соплеменниками. Это в равной степени проявля­лось и в обязательной помощи сородичам, и в необходимости мстить за причинённую роду обиду.

В эпоху родовой общины широ­кое распространение получил обычай кровной мести, согласно ко­торому человек, совершивший убийство, либо кто-либо из членов его рода обязательно подлежит смерти в порядке воздаяния («Око за око, зуб за зуб»). Род убийцы нередко старался искупить свою ви­ну, выдавая на расправу убийцу или кого-либо из его ближайших родных, а также предлагая дары роду погибшего. В первобытном обществе с большим уважением относились к старшим — к мужчи­нам и женщинам, особенно к матерям.

Религия первобытных людей

Большую роль в жизни людей играла первобытная религия — по­читание животных или растений, которых род считал своим пред­ком; поклонялись матери-прародительнице; почитали природные стихии — огонь, воду, гром, молнию. Люди верили в магию — счита­ли, что с помощью колдовских действий и обрядов можно добиться определённого результата, например вызвать дождь, сделать успеш­ной охоту или причинить вред врагу.

Картинки (фото, рисунки)

  • Орудия труда охотников
  • Керамический сосуд эпохи неолита
  • Орудия труда земледельцев
  • Жилище земледельцев
На этой странице материал по темам:
  • Родовая организация в первобытном обществе

  • Разделить первобытное общество на этапы

  • Назовите признаки первобытного общества попробуйте сформулировать определение

  • Община это-в первобытном обществе

  • Возникновение рода и племени.

Вопросы к этой статье:
  • Почему именно родовая организация первобытного общества вызвала столь значи­тельные успехи в его развитии?

  • Какие положительные и отрицательные черты обществен­ных отношений можно выделить в родовой общине?

  • Какие преимущества имела родовая община по сравне­нию с праобщиной?

  • Почему переход к новому типу хозяйствования назван ре­волюцией?

  • Какие последствия имела неолитическая револю­ция?

  • Как неолитическая револю­ция отразилась на росте численности челове­чества и освоении земель?

wikiwhat.ru

Образование рода - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Образование рода кратко

 Читайте так же еще статьи по разделу:

- Краткое описание о первобытном обществе - Первобытное человеческое стадо - Первобытные охотники   - Земледелия и скотоводство древних людей

 Изобретения древнего человека и его открытия

Первобытное стадо в длительный период своего существования накопило большой опыт. Появились сложные и разнообразные орудия. Важнейшее из них — лук со стрелами. Заметив, что согнутое дерево с силой выпрямляется, человек использовал это свойство и сделал из гибких ветвей лук. Тетивой служили сухожилия, а стрелами — тонкие, прямые ветки или бамбук. Стрела летела дальше, чем копье, и вернее попадала в цель.

Образование родаОбразование рода

Промахнувшись, можно было сразу же пустить другую стрелу. Лук и стрелы сделали более успешной охоту на подвижных и мелких животных (козы, зайцы и др.), а также на птиц. Лук являлся самым действенным, могучим и дальнобойным орудием древних охотников.На звериных тропах, ведущих к воде, люди выкапывали глубокие ямы, искусно замаскированные ветвями и дерном, ставили различные ловушки, основывающиеся на том же свойстве согнутого дерева, что и лук.

Из кости люди вырезали крючки для рыбной ловли. Рыбу ловили также сетями, сплетенными из волокон коры и снабженными каменными грузилами. Чтобы ловить рыбу не с берега, люди связывали бревна в плоты. Позднее из выдолбленного или выжженного внутри бревна начали делать челноки.

Со временем человек научился придавать камню более удобную для работы форму. Камни обтачивали и просверливали в них отверстия костью, подсыпая на камни мокрый песок. Так

появился полированный топор, отличающийся по своему внешнему виду от грубых, с неровной поверхностью каменных орудий предшествующей эпохи. Удар топором был сильнее удара простым камнем.Потребности в орудиях труда привели к специальной добыче камня, в то время как прежде люди подбирали камни прямо с поверхности земли. Наряду с открытыми разработками камень добывался в шахтах. Для выламывания и дробления камня использовался огонь, применялись кирки из оленьего рога, клинья и молотки.

                                                                                                             

Род и племя древних людей

Быт родовой общины. Изобретения и усовершенствования были возможны потому, что люди около 40 тысяч лет назад стали жить большими группами родичей. Все родичи сообща трудились и делили поровну все, что добывали коллективным трудом. Родичи имели общее имущество: жилище, еду,лодки. Орудия труда, оружие и одежда находились в личном владении у каждого. Родичи происходили от общих предков и поэтому имели общее родовое имя. Если кого-нибудь из рода убивали, за убитого мстили родичи. Но бывало, родичи убийцы просили прощения и обещали подарки. Тогда ссора кончалась миром.

Группа людей, происходивших от общих предков, живших и трудившихся сообща, имевших общее имущество, называется родом или родовой общиной. Род управлялся старейшинами: самыми опытными из родичей.

Когда род разрастался, для удобства ведения хозяйства (к примеру земледелии) он делился на несколько новых родов, расселявшихся по соседству. Эти роды составляли племя. Племя обладало территорией, где жили его члены, где они охотились и ловили рыбу. У племени было свое имя, свой язык. Во главе племени стоял вождь. Вождей уважали за силу, опытность, гостеприимство, мужество, ум. Власть вождя была первоначально выборной и не передавалась по наследству.Для распределения мест охоты и рыбной ловли между родами, для решения других общих дел племени собирался совет старейшин, состоящий из вождя и предводителей родов. Происходили также собрания всех взрослых мужчин и женщин племени. Какой-либо власти, стоящей над племенем, в первобытном обществе не существовало.Успехи в трудовой деятельности человека подготовили появление древнейшего искусства. Люди обратили внимание на краски, находившиеся в естественном виде,— охру и др. Смешивая их с жиром, первобытные художники рисовали на стенах пещер животных: мамонтов, оленей, диких быков. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют о большой наблюдательности первобытного человека. Из камня, рога и кости первобытные люди вырезали фигурки людей и животных, обнаруживающие такое же знание природы, как и рисунки на стенах пещер.

                                                                  Религия древнего человека

За тысячи лет борьбы с голодом, холодом, с хищниками первобытный человек многому научился. Но он все еще был бессилен перед лесными пожарами, наводнениями и другими грозными явлениями природы. У него были грубые, несовершенные орудия труда, недостаточные знания о природе. Недостаток знаний о природе, бессилие перед ее грозными явлениями, неуверенность в завтрашнем дне породили веру в несуществующие силы, будто бы управляющие природой и жизнью людей. Так через много тысяч лет после появления на земле человека возникла религия — вера в таинственные, несуществующие силы. Первобытные охотники представляли себе эти силы в виде животных, наделенных разумом и могуществом. Убивая животное, они просили у него прощения.Первобытный человек был убежден в возможности воздействовать на природу и на других людей при помощи колдовских или магических приемов. Считалось достаточным поразить изображение зверя, чтобы обеспечить удачную охоту, вонзить копье в след недруга, чтобы причинить ему вред. Дикарские представления о силе колдовства сохранились у современных людей, верящих в заговоры, молитвы, всевозможные приметы.Не понимая, что такое сон, люди верили, что в каждом человеке живет душа, вылетающая во время сна и возвращающаяся с пробуждением. Если же человек умирал, они считали, что душа оставалась жить там, где похоронено его тело. Поэтому на могилы старейшин приносили их долю добычи, просили у них совета и помощи, поклонялись им, как богам. У каждого рода и племени были свои религиозные праздники и обычаи.

Уже в те далекие времена религия приносила вред человеческому обществу. Она закрепляла ложные представления об окружающем мире, внушала людям неправильную мысль, что не трудовая деятельность человека, не изобретение лука со стрелами, не усовершенствование орудий, а жертвы богам обеспечивают едой, избавляют от голода и всех несчастий, :

 

antiquehistory.ru

Родовая община – это форма человеческого общества :: SYL.ru

Понятие родовая община довольно многозначно. В первую очередь, это исторический термин, который подразумевает кровнородственное общество. В данном контексте родовая община – это первичная форма социальной организации, сложившаяся при первобытном строе. Традиционное определение: родовая община представляет собой поселение, члены которого связаны кровным родством. Согласно научной периодизации, появление этой категории относится к среднему периоду зрелости первобытного общества.

родовая община это

Что такое родовая община

Родовая община – это было закрытое образование, основанное на совместной собственности на средства производства, коллективной работы и совместного деления и потребления полученного продукта. Зависимость от природы и суровые климатические условия сподвигли людей действовать сообща. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род. Для того чтобы выжить, людям приходилось действовать сообща, трудиться и производить блага для своего общества. Эту стадию прошли абсолютно все народы. Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были еще слишком примитивными и их КПД был довольно низок. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, с которыми они обменивались супругами. Ведь членам родовой общины не позволялось выбирать себе жен внутри своего небольшого общества.

определение родовая община

Особенности родовой общины

  • Обязательно коллектив кровных родственников.
  • Общая, неделимая собственность.
  • Совместное хозяйство и проживание.
  • Подсечное земледелие.

Типы родовых общин

Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.

родовая и соседская община

Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.

Власть в родовой общине

В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.

понятие родовая община

Переход к соседской общине

Постепенно кочевой образ жизни рыболовов, охотников и собирателей сменяется на оседлое хозяйство земледельцев и скотоводов. Это ведет к специализации общин и усилению территориальных связей. Родовая община изживает себя, уступая место соседской.

Причины перехода к соседской общине

  • Переход от подсечного земледелия к пашенному.
  • Изучение техники обработки железа.
  • Совершенствование орудий труда, которое привело к росту производительности труда.
  • Возрастание неравенства среди граждан, появление знати.

Род преобразуется в клан, который состоит из отдельных семейных общин. Наименьшая ячейка соседской общины – домовая община, управление которой передается семейному совету. Главой обычно избирается старший мужчина. В большой семье долгое время сохраняются первобытные отношения, родовая и соседская община служат примером этому факту. Крупные родственные единицы внутри соседской общины перестают быть необходимостью в экономическом плане. На их место приходят малые семьи. Члены соседской общины начинают ощущать себя уже жителями конкретной деревни.

www.syl.ru

родовой - это... Что такое первобытно-родовой?

 первобытно-родовой

первобытно-родовой

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

  • первобытно-природный
  • первобытно-эгалитарный

Смотреть что такое "первобытно-родовой" в других словарях:

  • первобытно-родовой — …   Орфографический словарь русского языка

  • первобытно-родовой — первобы/тно родово/й …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ — (общинно родовой строй, родовой строй), тип социально экономического устройства, предшествующий государственно организованному обществу. Характеризуется родо племенной организацией и господством родовой общины, которую сменила при патриархате… …   Современная энциклопедия

  • Первобытно-общинный строй — (общинно родовой строй, родовой строй), тип социально экономического устройства, предшествующий государственно организованному обществу. Характеризуется родо племенной организацией и господством родовой общины, которую сменила при патриархате… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РОДОВОЙ СТРОЙ — РОДОВОЙ СТРОЙ, смотри Первобытно общинный строй …   Современная энциклопедия

  • Родовой строй — РОДОВОЙ СТРОЙ, смотри Первобытно общинный строй.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОБЩИННО-РОДОВОЙ СТРОЙ — ОБЩИННО РОДОВОЙ СТРОЙ, смотри Первобытно общинный строй …   Современная энциклопедия

  • Оформление матриархальной родовой общины — В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно …   Всемирная история. Энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …   Философская энциклопедия

  • Греция —        1. по своим географич. условиям Г. представляет собой на 4/5 гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода, сбегающ. параллельно побережью на З., кристаллич. горным образованиям на В. В Ср. и Сев. Г. горы Пинд образуют… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

dic.academic.ru


Смотрите также