Первобытное воспитание окончание этапа. Глава 1 Зарождение воспитания в первобытном обществе Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 1 Зарождение воспитания в первобытном обществе Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Первобытное воспитание окончание этапа


Глава 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весьма отдаленных исторических реалий. Описание историко-культурных процессов, происходивших на ранних этапах истории человечества, основывается, прежде всего, на использовании данных археологии и этнографии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. Особое значение имеют труды ученых и путешественников XVIII—XIX — начала XX в., в которых описывались жизнь и быт аборигенных народов Африки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внутренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся еще на очень ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой интерес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах развития человечества, поскольку культура описываемых народов сохранила свою самобытность.

Не преуменьшая значимости более поздних этнографических исследований, необходимо принять во внимание, что их данные требуют более строгого критического анализа и оценки, так как отстававшие в своем развитии народы, вступая в контакт с европейцами, не могли не испытывать прямого или косвенного воздействия их цивилизации. В связи с этим нужно иметь в виду, что этнографические параллели позволяют по принципу аналогии лишь условно реконструировать некоторые важные для истории педагогики историко-культурные явления первобытной эпохи.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т.д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообразную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей картины истории воспитания.

Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека — австралопитека и самых древних людей — архантропов и палеоантропов, из которых сформировался в ходе истории современный человек.

Естественно, что о характере воспитания детей в ту практически доисторическую эпоху достоверных данных нет. Можно предполагать, что оно мало отличается от того, что можно наблюдать ныне у человекообразных обезьян, и обсуждать эти проблемы достаточно затруднительно. В общем, в пределах этого огромного хронологического интервала могут быть обозначены, и то условно, только основные этапы антропогенеза: от 1,5 млн. до 300—200 тыс. лет тому назад эпоха архантропов и от 300—200 тыс. до 45—35 тыс. лет назад эпоха палеоантропов — собирателей и охотников, когда начинается постепенное становление человека.

В пределах евроазиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите: около 700 тыс. лет назад. Этот регион охватывал Крым, Кавказ, Среднюю Азию, а позднее также Приднестровье и Сибирь.

Палеоантропы совершенствовали способы изготовления орудий и охоты, вели различные виды групповой хозяйственной деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности способствовала улучшению общих условий жизни. Наряду с временными местами проживания стали появляться постоянные стойбища. Начали складываться относительно более благоприятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. Все это в исторической перспективе стало предпосылкой возникновения условий, необходимых для появления впоследствии собственно воспитания. Расширение эмпирического опыта воспитания породило потребность в его сохранении и продолжении. В результате этого детей стали шире привлекать к трудовой деятельности. В этом совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых со взрослыми осуществлялась, по-видимому, в таких видах труда, как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съедобных кореньев и плодов, участие в ловле рыбы и т.п. Раннее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда со взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.

Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны старших обучающее направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

Зарождение организованных форм обучения и воспитания Дальнейшие этапы становления воспитания связаны с общим процессом антропогенеза. Во времена среднего палеолита, примерно за 100 тыс.лет до нашей эры, на территорию Евразии надвигался мощный ледник. Экстремальные природные условия ускорили развитие жизни древних людей: стали создаваться постоянные жилища, наши предки научились добывать и использовать огонь, усложнялись орудия труда, появлялись новые способы обработки камня.

Постепенно изменялся и характер охоты: при сохранении загонной ее формы люди стали совместно охотиться на крупных зверей, что сделало их относительно независимыми от наличия стад.

Воспитание в постепенно складывавшихся первобытных общностях людей, по необходимости, было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию.

В тот хронологический период, условно 45—35 тыс. лет тому назад, происходит становление нового человека — неоантропа — как первого этапа становления человека разумного — хомо сапиенс.

Изменения в жизни людей привели к формированию сначала общин охотников и рыболовов, а затем — земледельцев-скотоводов (8—5 тыс. лет до н.э.). Динамика развития родового общества была обусловлена, условно говоря, переходом от присваивающих форм хозяйства раннеродовых общин к производящему хозяйству.

Историческая эпоха, начавшаяся где-то 35 тыс. лет тому назад, завершилась примерно в 5-м тысячелетии до н.э., т.е. в эпоху нового каменного века, неолита. В этот период сложилась материнская родовая организация — матриархат. Наряду с укреплением хозяйственных отношений постепенное осознание кровного родства по материнской линии послужило основой новых социальных связей и привело к ведущему влиянию женщин на воспитание детей.

Об общественной значимости материнства свидетельствуют обнаруженные археологами в различных регионах мира, изготовленные в эпоху верхнего палеолита статуэтки беременных женщин. В этнографической литературе о народах, сохраняющих черты древних культур охотников и собирателей, также отмечается, что обрядовая функция подобных фигурок отражается до сих пор в охране рожениц и защите детей.

Специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины. На основе данных археологии и этнографических сопоставлений можно предполагать, что в раннеродовых общинах традиционная практика включения подрастающих поколений в общий быт общины и подготовка их к будущей взрослой жизни первоначально не разделялись.

Период взросления, по-видимому, был коротким: к 10—12 годам подростки приобретали необходимые умения и знания, которые были весьма ограниченными. К 13 годам они вступали уже во взрослую жизнь.

Необходимость заботы о физическом развитии детей и передачи им опыта хозяйственной деятельности была очевидной потребностью в борьбе за существование. Не случайно именно в этом направлении наметился, прежде всего, педагогический «прорыв» — накопление бытовых средств обучающе воспитательной направленности. Некоторые из них включались в ритуальные обряды, в систему атрибутов магических действий. Характерным, в этом отношении, было использование игрушек-талисманов, фигурок животных и людей, изготовленных из различных материалов, обнаруженных, например, в захоронениях подростков эпохи верхнего палеолита на Дону, у с. Костенки; подобные фигурки встречались в археологических раскопках и в других странах мира. Можно предположить, что с помощью таких игрушек-талисманов дети знакомились с приемами совместной охоты, что можно рассматривать в качестве средства наглядного обучения реальным охотничьим действиям.

Динамика социального развития приводила постепенно и к известной упорядоченности воспитания. Именно с этим связана имевшая место в то время, как установили исследователи-этнографы, попытка осмыслить воспитание в ходе развития «магического образа мысли», обусловленного обрядовыми действиями тотемизма. В этом процессе складывались приемы передачи традиций и практического опыта: подражание повадкам животного-тотема, который наделялся человеческими качествами, примеры поведения по образу и подобию предка-героя, ритуальная имитация, инсценировки предстоящей охоты, рыбной ловли с распределением ролей и т.д.

Так наряду с подготовкой к жизни в повседневной практической деятельности возникла передача опыта в ритуально-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы легли особым пластом в становление воспитания.

В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения. Об этом говорят сохранившиеся изготовленные специально для детей орудия труда и предметы обихода (маленькая корзина для девочек, детский лук и стрелы, рыболовные снасти и т.д.).

Предоставляемые детям в родовых общинах свобода и самостоятельность в действиях проявлялись в их играх, которые служили своеобразным средством выработки у них навыков социального поведения. Включение детей в совместный со взрослыми труд, подражательные детские игры в группах сверстников — все это входило в естественный ритм жизни первобытной общины, создавая определенную воспитательную среду.

Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всего сообщества. Этому способствовали различные средства, такие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, включавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывавших у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты — всякого рода табу, устрашения и одобрения. Сказания и легенды создавали образ идеального героя, которому надо подражать. В них содержались также религиозно-мифические представления о происхождении мира и среде обитания.

Таким образом, в ранне первобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отношений, естественного ритма жизни родового коллектива. Кстати, это объясняет единодушно отмечаемые этнографами факты практического отсутствия у первобытных охотников и собирателей физических наказаний детей.

Наконец, следует заметить, что равная, для всего подрастающего поколения, физическая, трудовая и нравственная подготовка была неотделима от примитивного умственно-мировоззренческого воспитания, представляя в совокупности единый комплекс. Целостный характер повседневной деятельности требовал и целостного человека, подготовленного ко всем видам деятельности: накопленный человеком опыт изготовления орудий и его знания были столь ограничены, что каждый не только мог, но и должен был ими владеть.

Количественное накопление приемов обучающе направленной деятельности подрастающего поколения в ранне первобытных общинах исторически подготовило те качественные изменения, которые произошли в этой области в дальнейшем, когда в целях обучения стали использоваться изображения животных и человеческих фигур, высеченных на камне, вырезанных на кости или нанесенных краской.

В формирующейся позднепервобытной общине за 8—5 тыс. лет до н.э., наряду с сохранением присваивающего типа хозяйствования, (собирательство, охота) начинают развиваться и производящие формы деятельности (земледелие и животноводство). С усложнением и изменением хозяйственных и социальных связей для общества возникла принципиально новая ситуация: зарождается семья. Существенную роль в этом отношении сыграл процесс упорядочения брачных отношений. Запрет браков в пределах одной родственной группы (экзогамия) привел к взаимобрачному взаимодействию двух экзогамных родов и соответственно к новой организации родового общества. Таким образом, в позднеродовой общине групповая форма брака сменилась так называемым парным браком, который изменил всю организацию родового общества, став зародышем домашне-семейной формы воспитания.

С этого времени в семье стали закладываться основы для как бы преднамеренного физического и духовного развития детей. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики — преимущественно мужскими родственниками со стороны матери, что определялось господством матриархата. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и начинали воспитываться в общине, в группах своих сверстников.

Однако и в сложившейся ранее практической подготовке подростков (в так называемых теперь инициационных группах) в родовом обществе наметились существенные изменения. Этому предшествовало домашне-семейное воспитание. Вместе с тем новые условия хозяйственной деятельности и социальных связей требовали, условно говоря, общественного контроля за результатами подготовки молодого поколения к вступлению в жизнь взрослых. Таковы были импульсы, которые способствовали зарождению процесса институционализации воспитания. В этих условиях ранее возникшие инициации — обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых — стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

Археологические данные и этнографические описания жизни народов, которые задержались в своем развитии на стадии общинно-родового строя, позволяют говорить, что при всех различиях и особенностях в проведении инициации у разных народов возникшие в позднеродовом обществе формы передачи молодежи накопленного культурного наследия в значительной степени сохранились до нашего времени.

Подготовка к инициациям осуществлялась, как можно предположить, раздельно для мальчиков и девочек, что определялось организацией общества. Общинными центрами подготовки к инициациям служили специальные «дома», или лагеря, молодежи — мужские («дома холостяков») и женские. Целенаправленная подготовка молодежи к проведению инициационных обрядов делала их своего рода прообразом школы.

В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, земледельцу, воину и т.д. Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло — плетение, ткачество, гончарные работы и т.п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма социально-нравственного воспитания. В связи с этим содержание инициационной процедуры представляло собой совокупность двух частей, связанных с усвоением традиций практических и ритуальных. Молодежь должна была усвоить общий порядок жизни, необходимые знания, практические умения и навыки, знать родовые предания, мифы, соблюдать различные обряды. В процессе испытаний и состязаний, которыми завершались инициации, проверялась физическая, практическая, говоря современным языком, социально-нравственная и волевая готовность подростков к вхождению во взрослую жизнь.

В практике проведения инициации складывались и зачатки обучающей деятельности.

В обучении движениям танца, например, использовалось повторение и запоминание, за ошибки подростков наказывали. Так, для фиксации в памяти подростка какого-либо наставления или закрепления определенного мускульного движения, за ошибки при их повторении использовались болевые воздействия — удар, щипок, укол и т.д.

Система инициации в своем развитии привела к тому, что в родовых общинах постепенно выделилась категория лиц, занимающихся специально подготовкой молодежи к этой процедуре. Таким образом, подготовка к инициации исторически предваряла последующее возникновение организованного обучения, которое возникло веками позже.

Стихийно сложившиеся формы подготовки детей и подростков к жизни в обществе, неотделимые от производственных и бытовых отношений, оказались в изменявшихся исторических условиях недостаточными. Поэтому постепенно начинают формироваться специальные общественные механизмы воспитания. Старая система инициации выполняла совершенно определенную педагогическую функцию: она способствовала преемственности все более усложнявшихся культурно-исторических, бытовых и хозяйственных традиций.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему, совершившийся в эпоху неолита, кардинально повлиял на все области человеческой жизни, в том числе и на воспитание.

Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя

С развитием производящих форм хозяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от использования каменных орудий к производству орудий и оружия из меди (так называемый медный век, или энеолит, — 4—3 тыс. лет до н.э.), затем из бронзы (бронзовый век — 3—2 тыс. лет до н.э.), наконец, в 1-м тысячелетии до н.э. началось применение железа (так называемый раннежелезный век). Прогресс хозяйственной деятельности сопровождался дальнейшим разделением труда, отделением земледелия от животноводства, возникновением ремесленничества.

На территории от Днепра до Алтая жили в основном скотоводческие племена, на территории Закавказья, Средней Азии, современной Молдовы и Украины, в степях Северного Причерноморья, Поволжья и юга Сибири — земледельцы; для лесных районов Сибири и европейской части будущей России господствующим оставался прежний, присваивающий тип хозяйства.

В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. К охоте, земледелию, скотоводству прибавились прядение и ткачество, гончарное ремесло, обработка металлов и т.д. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. В этих условиях в общинах появились предпосылки частной собственности, имущественного расслоения, формирования родоплеменной знати (вождей, предводителей племен, старейшин, нарождавшегося жречества).

В эпоху неолита, начавшуюся у большинства народов в 8—6-м тысячелетиях до н.э., зарождается древнейший тип письма, так называемое пиктографическое (от лат. — рисованный красками и греч. — пишу). Картинные знаки пиктографического письма передавали целостные сообщения, не расчлененные на отдельные слова, вследствие чего при его характеристике исследователи возникновения древней письменности используют термин «картинно-синтетическое» письмо или «фразеография».

По данным археологии и этнографии, многие народы, обладавшие до прихода европейцев своей пиктографической письменностью (индейцы Северной Америки, многие народы Крайнего Севера, африканские племена, народы Океании и др.), использовали в качестве материала для письма кору, бересту, бамбук, кожу, кость и т.д.

Таким образом, письмо в качестве дополнительного к звуковой речи средства общения появилось в эпоху возникновения крупных общностей людей — племен, а затем и их союзов, которые располагались нередко на больших пространствах. Усложнение хозяйственной деятельности и социальных отношений порождало потребность в общем средстве закрепления опыта племен во времени и передачи информации о нем на большие расстояния.

В жизни людей с течением времени происходили существенные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов: с одной стороны, сохранялись старые формы инициации, которые охватывали всех детей и подростков сообщества, с другой стороны, внутри содержания инициационной системы постепенно выделялся определенный круг зародившихся специализированных знаний и умений в связи, с чем не все стали получать равный к ним доступ.

В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Они, как показывают этнографические данные, представляли собой своего рода закрытые школы, возникавшие на базе функционировавших ранее домов молодежи. Так, на основании данных этнографических источников можно обнаружить, например, что в подобной школе племени маори (Новая Зеландия) еще в XIX в. обучались дети племенной знати с 12 до 16 лет, здесь жрецы учили мифологии, зачаткам астрономических знаний, религии. Дети знатных ацтеков и майя (Мексика) с 12 до 15 лет обучались в жреческих домах, где получали начатки научных знаний, связанных с астрономией и окружающим миром. С 15 до 17 лет часть из них проходила специальное военное обучение, другая часть готовилась к исполнению функций жрецов — «наставников народа».

Усиливавшееся разделение труда, выделение различных ремесел вызвало необходимость специализированного обучения, которое в условиях концентрации имущества в собственности отдельных семей стало приобретать общественное значение. Профессиональная квалификация постепенно становится достоянием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», поскольку это важно для семьи и данной социальной группы в целом. В результате семья ремесленника-мастера превращалась в центр профессионального ученичества.

Итак, в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Помимо практической трудовой, военно-физической и социально-нравственной подготовки подрастающее поколение начинало приобщаться к начаткам специальных знаний. Все это создавало предпосылки для возникновения впоследствии школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе практического решения всех этих задач зарождались предпосылки для возникновения специально организованного обучения и воспитания, начинался процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социальной практики, способствуя этнической консолидации и выступая в роли мощного фактора социального прогресса.

Рекомендуемая литература

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Волков Г. И. Идея совершенного человека в народном воспитании // Сов. педагогика. 1971. № 10.

Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. 4.1. М., 1908.

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М., 1963.

И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. Спб., 1900.

Мид М. Культура и мир детства // Избр. произв. М., 1988.

Нестурх М.Ф. Происхождение человека. 2-е изд., перераб. и доп.. М., 1970.

Першиц А.И., Монгайт А.А., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1982.

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тих Н.А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л., 1970.

Токарев С.А. Сущность и происхождение магии // Исследования и материалы по вопросам религиозных верований. М., 1959.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.

Этнография как источник реконструкции первобытного общества. М., 1979.

studfiles.net

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите исторические предпосылки и охарактеризуйте начало ста­новления воспитания как общественного явления.

  2. Раскройте особенности генезиса воспитания в праобщинах форми­рующихся людей.

  3. Каковы особенности воспитания в раннепервобытных общинах?

  4. Что свидетельствует об изменениях содержания педагогического про­цесса в эпоху разложения первобытно-общинного строя?

Рекомендуемая литература

Алексеев Б. П. Становление человека. — М., 1984.

Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. — М., 1980.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в пер­вобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А. И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 2003.

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. — М., 1974.

Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. — М., 1992.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Очерки раз­вития педагогической теории / Пер. с нем. — М., 1979.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

П.МОНРО

Метод первобытного воспитания

О методе остается прибавить немного. В области практической пер­вобытный человек, как мы видели, никогда, за исключением споради­ческих примеров, и на высшей ступени развития не поднимается до сознательного воспитания. Обычное обучение, не покушающееся ни на объяснение, ни на истолкование, а просто указывающее на то, что и как надлежит выполнить, есть большею частью бессознательное подра­жание. Дитя научается владеть луком и стрелой, выделывать шкуру уби­того животного, приготовлять пищу, ткать, делать глийяную посуду только путем наблюдения над действиями взрослых и при помощи ме­тода многих попыток, увенчивающихся в конце концов успехом. Все искусства, приобретаемые первобытным ребенком, достаются ему бла­годаря повторному подражанию, с все уменьшающимся числом неудач и ошибок.

С развитием касты или даже еще при менее высоком развитии раз­деления труда подражательный процесс становится сознательным; но нигде на всем протяжении первобытной жизни нельзя констатировать рационально, сознательно, планомерно поставленного дела обучения как всеобщепрактикуемого. Наоборот, как общественный, так и инди­видуальный метод часто поражают своей неразумностью. Этот факт ил­люстрируется развитием гончарного искусства. Открыв при случайном сожжении ивового плетения, окружающего его глиняную чашку, в ко­торой сохраняется жидкость, что глина от огня становится твердой и не пропускает сквозь себя жидкость, первобытный человек, поколение за поколением, продолжал изготовлять глиняную посуду все тем же способом: сначала делая ивовую корзинку, обводя ее пластом глины и затем выжигая деревянную форму. Столь же случайно открыв, что мож­но непосредственно выделывать глиняную форму, он продолжал в те­чение многих десятилетий накладывать на глину уже не сплетенные ивовые прутья, чтобы обжигать ее, хотя он уже не делал более ивовой модели или формы.

Тогда как почти все обычные жизненные фазы запечатлены в каком-нибудь изображении древнего искусства, совершенно отсутствуют ри­сунки или резьба, представляющие сцены обучения. Столь же знамена­тельна неспособность варварского народа в наше время дать такого рода изображение или объяснить, каким образом передаются детям знания и искусства, необходимые в практической жизни.

В области теоретического воспитания господствует тот же метод сле­пого подражания. Только с возникновением определенного и обособ­ленного класса священнослужителей становится необходимым обучение его будущих членов специальной науке, й появляется образование в смыс­ле попытки раскрыть и сообщить ученикам, почему следует действовать так, а не иначе, а также дать простое указание: подражай такому-то и такому действию, усвой данное учение или верование. В большинстве случаев чисто внешнее наставление такого рода дается подрастающей молодежи шаманами или знахарями; где-нибудь в стороне от других, в дни, предшествующие их вступлению в число полноправных членов пле­мени, им сообщают тайную мудрость их народа. Сохранение тайны вме­няется им в обязанность (в некоторых случаях им даже запрещается го­ворить в течение всего периода обучения, хотя последний продолжается иногда много недель), и под таким условием их вводят в толкование жизненных явлений в их взаимоотношении с миром духов. Интересен термин «посвящение», которым антропологи называют только что опи­санный обряд и обычай; он ясно указывает, что первобытное обучение, подобно наиболее сложному современному, есть не что иное, как по­священие, введение индивидуума в жизнь общества путем приобщения его к уже существующим организованным культурным приобретениям, в наше время настолько богатым, что нужны годы для их изучения. Обу­чение это чисто подражательного характера, ибо молодежь воспринима­ет без всяких видоизменений и сомнений предания племени, передава­емые ей единственными наличными учителями.

Обычай — будь то в отношении практических действий или теорети­ческого толкования окружающего мира — установлен раз навсегда ша­маном или прорицателем при помощи колдовства, гаданья, обращения к оракулу или какой-нибудь другой вошедшей в употребление методы; однажды навсегда установленная обязанность индивидуума — это сле­пое повиновение через подражание.

Монро П. История педагогики / Пер. с англ. - М., 1913. -Ч. 1. - С. 10-12.

Б. Г. КОРНЕТОВ

Характер и особенности воспитания в раннепервобытных общинах

В раннепервобытных родовых общинах охотников и собирателей вос­питательный процесс уже обладал целями, содержанием, средствами, методами и формами. Границы усвоения всеобщей культуры при этом ставились только половозрастными различиями, естественная всеобщ­ность которых не включала их в насильственные воспитательные рамки. Отсюда — практически полная ненасильственность воспитания как глав­ный непосредственный фактор его эффективности. Свободное исследо­вание ребенком мира органически достраивалось ограничением этой сво­боды объективной волей коллектива, субъективно воспринимаемой как воля «естественного порядка», т.е. как воля всемогущих и неумолимых «высших сил». Требования взрослых не выступали для ребенка как их произвол, тем более что воспитательное вмешательство в процесс роста и созревания было минимальным, ограниченным самым важным и не­обходимым для требований жизни. В первобытной общине старшие учи­ли детей всему, что знали и умели сами.

Ребенок в первобытных общинах жил одной жизнью со взрослыми, от него не было никаких тайн, кроме религиозных. С раннего возраста ребенок получал, как правило, правдивые и неупрощенные сведения о жизни взрослых, об их взаимоотношениях и занятиях. Воспитание явля­лось неотъемлемой составной частью настоящей жизни детей и не рас­сматривалось как подготовка к будущей за редким исключением. С само­го начала дети усваивали знания, умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности, усваивали нормы и цен­ности, принятые всем коллективом. Это имело следствием раннее соци­альное созревание детей в первобытных общинах. К 9—11 годам они, как правило, овладевали важнейшими элементами общественного опы­та, вели себя как взрослые люди. Именно с этого возраста начинался новый важнейший этап в жизни и воспитании ребенка — он проходил после специальной подготовки к обряду посвящения (инициации) в пол­ноправные члены первобытного коллектива.

Воспитание в первобытных родовых общинах охотников и собира­телей существовало как целостный процесс, органически сочетающий в себе и обучение, связанное с усвоением знаний, умений и навыков, и воспитание, понимаемое как процесс формирования эмоционально-целостного отношения человека к миру. Руководство и физическим, и умственным, и нравственным развитием, и трудовое воспитание сли­вались в единый поток, обеспечивая формирование всех тех качеств, которые были необходимы каждому человеку в условиях доклассового первобытного общества с его исключительно низким уровнем разви­тия производительных сил и предельной взаимозависимости всех чле­нов общин.

Корнетов Б. Г. Становление воспитания как обществен­ного явления. — М., 1992. — С. 70, 71.

КН. МЕДЫНСКИЙ

studfiles.net

Глава 1 Зарождение воспитания в первобытном обществе Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весь­ма отдаленных исторических реалий.

Описание историко-культурных процессов, происходив­ших на ранних этапах истории человечества, основывается прежде всего на использовании данных археологии и этног­рафии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. Особое значение имеют труды уче­ных и путешественников XVIII–XIX – начала XX в., в ко­торых описывались жизнь и быт аборигенных народов Афри­ки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внут­ренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся еще на очень ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой интерес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах развития человечества, поскольку культура описыва­емых народов сохранила свою самобытность.

Не преуменьшая значимости более поздних этнографи­ческих исследований, необходимо принять во внимание, что их данные требуют более строгого критического анализа и оценки, так как отстававшие в своем развитии народы, всту­пая в контакт с европейцами, не могли не испытывать пря­мого или косвенного воздействия их цивилизации. В связи с этим нужно иметь в виду, что этнографические параллели позволяют по принципу аналогии лишь условно реконстру­ировать некоторые важные для истории педагогики историко-культурные явления первобытной эпохи.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обы­чаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме раз­личных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т.д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообраз­ную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей кар­тины истории воспитания.

Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека – австралопитека и самых древних людей – архантропов и палеоантропов, из которых сформировался в ходе истории современный человек.

Естественно, что о характере воспитания детей в ту прак­тически доисторическую эпоху достоверных данных нет. Мож­но предполагать, что оно мало отличается от того, что мож­но наблюдать ныне у человекообразных обезьян, и обсуж­дать эти проблемы достаточно затруднительно. В общем, в пределах этого огромного хронологического интервала мо­гут быть обозначены, и то условно, только основные этапы антропогенеза: от 1,5 млн до 300–200 тыс. лет тому назад эпоха архантропов и от 300–200 тыс. до 45–35 тыс. лет назад эпоха палеоантропов – собирателей и охотников, когда на­чинается постепенное становление человека.

В пределах евро-азиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите: около 700 тыс. лет назад. Этот регион охватывал Крым, Кавказ, Среднюю Азию, а позднее также Приднестровье и Сибирь.

Палеоантропы совершенствовали способы изготовления орудий и охоты, вели различные виды групповой хозяйствен­ной деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности спо­собствовала улучшению общих условий жизни. Наряду с вре­менными местами проживания стали появляться постоянные стойбища. Начали складываться относительно более благопри­ятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. Все это в истори­ческой перспективе стало предпосылкой возникновения ус­ловий, необходимых для появления впоследствии собственно воспитания. Расширение эмпирического опыта воспитания породило потребность в его сохранении и продолжении. В ре­зультате этого детей стали шире привлекать к трудовой дея­тельности. В этом совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых со взрослы­ми осуществлялась, по-видимому, в таких видах труда, как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съедобных ко­реньев и плодов, участие в ловле рыбы и т.п. Раннее включе­ние детей в трудовую деятельность, обусловленное жизнен­ными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда со взрослыми дети не только ов­ладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.

Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания и оно не отделялось от со­вместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарож­дению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны стар­ших обучающе-направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению под­растающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

studfiles.net

2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя

  1. История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: 

а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования;

б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем;

в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей;

г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций;

д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.

Взаимосвязь истории педагогики с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. 

  • Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. 

  • История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. 

  • Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры.

  • Социология исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования. 

  • Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. История педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.

История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики – с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение.

  • Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.

  • С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. 

  • Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.

Концепции происхождения воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

К периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда. Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

Таким образом, первобытное воспитание носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства

studfiles.net

Глава 1 Зарождение воспитания в первобытном обществе Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весь­ма отдаленных исторических реалий.

Описание историко-культурных процессов, происходив­ших на ранних этапах истории человечества, основывается прежде всего на использовании данных археологии и этног­рафии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. Особое значение имеют труды уче­ных и путешественников XVIII–XIX – начала XX в., в ко­торых описывались жизнь и быт аборигенных народов Афри­ки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внут­ренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся еще на очень ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой интерес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах развития человечества, поскольку культура описыва­емых народов сохранила свою самобытность.

Не преуменьшая значимости более поздних этнографи­ческих исследований, необходимо принять во внимание, что их данные требуют более строгого критического анализа и оценки, так как отстававшие в своем развитии народы, всту­пая в контакт с европейцами, не могли не испытывать пря­мого или косвенного воздействия их цивилизации. В связи с этим нужно иметь в виду, что этнографические параллели позволяют по принципу аналогии лишь условно реконстру­ировать некоторые важные для истории педагогики историко-культурные явления первобытной эпохи.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обы­чаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме раз­личных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т.д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообраз­ную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей кар­тины истории воспитания.

Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека – австралопитека и самых древних людей – архантропов и палеоантропов, из которых сформировался в ходе истории современный человек.

Естественно, что о характере воспитания детей в ту прак­тически доисторическую эпоху достоверных данных нет. Мож­но предполагать, что оно мало отличается от того, что мож­но наблюдать ныне у человекообразных обезьян, и обсуж­дать эти проблемы достаточно затруднительно. В общем, в пределах этого огромного хронологического интервала мо­гут быть обозначены, и то условно, только основные этапы антропогенеза: от 1,5 млн до 300–200 тыс. лет тому назад эпоха архантропов и от 300–200 тыс. до 45–35 тыс. лет назад эпоха палеоантропов – собирателей и охотников, когда на­чинается постепенное становление человека.

В пределах евро-азиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите: около 700 тыс. лет назад. Этот регион охватывал Крым, Кавказ, Среднюю Азию, а позднее также Приднестровье и Сибирь.

Палеоантропы совершенствовали способы изготовления орудий и охоты, вели различные виды групповой хозяйствен­ной деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности спо­собствовала улучшению общих условий жизни. Наряду с вре­менными местами проживания стали появляться постоянные стойбища. Начали складываться относительно более благопри­ятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. Все это в истори­ческой перспективе стало предпосылкой возникновения ус­ловий, необходимых для появления впоследствии собственно воспитания. Расширение эмпирического опыта воспитания породило потребность в его сохранении и продолжении. В ре­зультате этого детей стали шире привлекать к трудовой дея­тельности. В этом совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых со взрослы­ми осуществлялась, по-видимому, в таких видах труда, как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съедобных ко­реньев и плодов, участие в ловле рыбы и т.п. Раннее включе­ние детей в трудовую деятельность, обусловленное жизнен­ными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда со взрослыми дети не только ов­ладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.

Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания и оно не отделялось от со­вместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарож­дению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны стар­ших обучающе-направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению под­растающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

studfiles.net

План занятия

Тема занятия:

«Основные этапы становления и развития педагогики»

Текст лекции (краткий конспект предметных знаний)

Основные этапы в истории педагогической мысли:

  1. Донаучный (с древнейших времен до XYII века)

  2. Становление научной педагогики (середина XYII века – конец XIX века).

  3. Обогащение научной науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности (XX век).

Проблема происхождения воспитания всегда интересовала ученых.

В настоящее время в науке существуют две концепции происхождения воспитания: эволюционно-биологическая; психологическая. Согласно первой, воспитательная деятельность людей первобытного общества близка по своей сути наблюдаемой у высших животных инстинктивной заботе о потомстве. Вторая объясняет происхождение воспитания свойственным детям бессознательным инстинктом подражания взрослым.

Зарождение воспитания в первобытном обществе

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло 40—35 тыс. лет назад, когда в общинах палеонтропов начинается постепенный переход к коллективному труду.

Воспитание в первобытном обществе не было специально организовано. Ребенок прямо включался в доступную для него деятельность вместе со старшими. Совместный труд со стороны взрослых носил характер научения, со стороны детей имело место подражание поведению взрослых в труде, быту.

В 8-5 тысячелетиях до н.э. у первобытных людей появляются новые формы деятельности. Наряду с собирательством, охотой они начинают заниматься земледелием и животноводством, т.е. растет дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. Создание пищевых запасов позволяет значительно увеличить продолжительность жизни, повышается рождаемость в общине. Групповая форма брака сменяется парным браком. С возникновением семьи закладываются основы домашне-семейной формы воспитания. В младенчестве воспитанием ребенка занималась в основном мать. В период с 3-4 до 6-7 лет к воспитанию ребенка подключаются другие родственники. В материнско-родовых общинах особую роль играл дядя — брат матери (т.н. авункулат — воспитание у дяди по материнской линии — обычай сохранился до формирования классового общества). В детях стремились развить такие качества, как преданность роду, коллективизм, задиристость. Там, где велись постоянные войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности. Окончание детства совпадало с наступлением физической зрелости. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения — инициация, которые были особо сложными у мальчиков. Во время таких испытаний проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить боль, лишения, проявлять выносливость.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступает разложение первобытного общества. От родовой общины функции воспитания детей переходят к семье.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в период античности

Педагогическая мысль и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме — к концу I в. до н.э. Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.

studfiles.net

1. Воспитание в первобытном обществе

А.Н. Джуринский

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  Учебное пособие

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 2. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ВИЗАНТИИ.

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ.

ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

ГЛАВА 4. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ.

 4. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

ГЛАВА 1. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (СЕРЕДИНА 17 — КОНЕЦ 18 ВВ.).

ГЛАВА 2. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 19 B.

ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 В.

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ.

  

Москва

Издательская группа"ФОРУМ" - "ИНФРА-М"

1998

Электронное оформление

"СВОБОДНЫЙ ДОСТУП"

2003

А. Н. Джуринский

ИСТОРИЯ

ЗАРУБЕЖНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

 

Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

высших педагогических учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

 

Москва

Издательская группа

"ФОРУМ" — "ИНФРА-М"

1998

УДК 37,01

ББК 74.03(3)

Д 40

    

В книге доктора педагогических наук профессора А. Н. Джуринского исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени. Закрепляя накопленное человечеством знание, эта наука стала ценнейшим фактором развития общества и культуры. Изучение зарубежной педагогики позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на различных этапах исторического развития. Автор знакомит читателя с выдающимися просветителями — учеными, философами, историками, для которых педагогика была неотъемлемой частью их деятельности.

Пособие адресовано аспирантам, студентам, преподавателям педагогических институтов и университетов, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также слушателям системы повышения квалификации работников народного образования.

ISBN 5—86225—728—4 © Издательский Дом "ФОРУМ", 1998.

  

  

Предисловие

 

Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении.

Развитие образовательно-воспитательных институтов — многообразный, подчас противоречивый процесс, масштабы и результаты которого с течением времени становились для общества все более значимыми.

Школа и педагогика всегда были ареной столкновения экономических, классово-сословных, политических и иных интересов. Нередко эта борьба выливалась в серьезные конфликты, приходя к кардинальным переменам в сфере просвещения.

Изучение истории зарубежной школы и педагогики как важной составляющей общей и педагогической культуры дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли, но позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на разных ступенях исторического развития, а также роль cферы образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Школа и педагогика в значительной степени определяют прогресс культуры и общества.

Познание истоков зарубежной педагогической мысли и процесса ее развития способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств будущих педагогов.

studfiles.net


Смотрите также