Первобытные ремесленники 5 класс. Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: «Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по истории древнего мира на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте" (5 класс). Первобытные ремесленники 5 класс


Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. - Появление неравенства и знати.

Комментарии преподавателя

Быт людей со временем усложнился на столько, что жить лишь выращиванием и сбором урожая стало невозможно. Появились социальные потребности. Их удовлетворения потребовало от людей по-новому перераспределить обязанности. В общинах сохранялись профессии земледельцев и пастухов, благодаря которым люди получали продукты питания, а так же появились новые специальности – ремесленники, торговцы и воины.

Существует предположение, что внутри племени за каждой общиной могли закрепляться какие-то специфические обязанности. Например, в одной общине были прекрасные пахари, и они занимались обработкой земли с последующим сбором урожая; другой род занимался скотоводством, третий – ремеслом. Специальностью одного или нескольких родов могло стать военное дело – охрана своих соплеменников от внешних врагов.

Продолжало развиваться земледелие. С увеличением населения возникла необходимость расширить территорию, отданную под пашню. Теперь в зону посадки попала не только мягкая земля вдоль устья рек и на берегах озер и болот, но и твердая почва засушливых районов. Людям пришлось отказаться от утомительного мотыжного земледелия. Как предполагают ученые, у людей появилась идея брать большое суковатое бревно, запрягать в него быков или лошадей и протаскивать по полю, вспахивая его. Со временем, благодаря усовершенствованию такого способа вспашки, появился

деревянный плуг. Появилось пашенное земледелие. Теперь, с появлением плуга, отпала необходимость участвовать в обработке земли всем членам общины.

В начале, когда все люди находились в равном положении, каждый изготавливал для себя необходимые предметы утвари и орудия туда. Но со временем стала выделяться особая категория людей – ремесленники. Они занимались изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий, обеспечивая свою общину, а порою и все племя. Появлялись новые средства производства. Так, труд гончара облегчался использованием гончарного круга и специальных печей для обжига сосудов.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии научились изготавливать металлические предметы. Первым металлом, широко использовавшимся в первобытных общинах, стала медь. Из меди изготавливали ножи и топоры. Медь – мягкий металл, орудия из него были менее прочными, по сравнению с орудиями из заостренного камня, но при этом обладали гораздо более острой режущей кромкой. Опыт показал, что если необходимо свалить дерево, медный топор будет более эффективен. У медных орудий было и другое преимущество. Если медный топор становился тупым, его можно было заточить, а затупившийся или сломавшийся каменный топор приходилось выбрасывать.

Люди довольно быстро научились добывать и обрабатывать драгоценные металлы – золото и серебро. Основными изделиями, получавшимися из этих металлов, были украшения.

Со временем появился избыток ремесленных товаров, мало востребованных внутри общины, но очень необходимых за ее пределами. Возможность обменивать одни товары на другие способствовало появлению еще одного вида деятельности – торговли.  И новый слой населения – торговцев.

Новое разделение труда, а так же возросшая роль земледелия и скотоводства, привели к тому, что большие родовые общины стали распадаться. Появилась новая форма организации – соседские общины. Некогда единый род разделился на отдельные семьи, поделив стада животных и пашни.

Очень скоро произошло разделение семей на бедные и богатые. Одни трудились более прилежно, засевая большую площадь, собирая большой урожай. Другие семьи были хуже организованы, ленивы. С другой стороны, семьи нуждались в помощи друг друга, чтобы вырыть пруд, выкорчевать лес и т.д.

Постепенно племена превратились в военные организации. Кражи внутри племен жестоко карались, но напасть на другое племя и отобрать их урожай считалось доблестью. Так стала появляться особая категория людей (воины), занимавшаяся набегами или отражением чужих набегов.

Теперь в качестве главы племени избирался вождь. Это был преимущественно военный лидер. В его задачу входило собрать воинов для набега, продумать его план, захватить максимально возможную добычу и вернуться домой. Большая часть захваченной добычи доставалась воинам и вождю, остальное раздавалось другим членам племени. Захваченные на войне люди принадлежали вождям и войнам и становились рабами.

Удачный поход приносил богатую добычу. Постепенно стали появляться настолько сильные племена, что умудрялись подчинить себе племена соседей, заставляя их платить дань. Такие объединения получили название племенных союзов.

Вожди племен, их соратники и старейшины приобрели известность, стали знаменитыми и знатными людьми. Знатность передавалась по наследству. Сыновья вождей сами становились вождями, сыновья старейшин – старейшинами. Эта особая категория людей – знать, стала управлять племенами. Им отводились самые лучшие участки земли, доставалась большая часть добычи.

Внутри племен возникло неравенство. Одни люди вошли в состав правящей элиты, были богатыми. Им доставались все материальные блага. Другие люди (а их было большинство) были беднее и были вынуждены подчиняться.

Дальнейшее развитие племен шло двумя путями:

Одни племена продолжили оседлый образ жизни, строили крупные поселения, постепенно превращающиеся в города, окруженные валами и стенами. В городах проживала знать, которых обслуживали лучшие ремесленники. Торговцы доставляли в города ценные зарубежные товары, востребованные знатью. В городах находились храмы, посвящённые богам. Потомки вождей превращались в царей – правителей государств.

Другие племена оставили оседлую жизнь, стали разводить скот, перегоняя его с одного места на другое в поисках сочной травы. Эти племена совершали набеги на поселки оседлого населения, грабя и убивая людей. Они стали называться кочевниками.

В итоге длительной эволюции людей и человеческих коллективов, сформировались государства, которые, сменяя друг друга, с ходом времени меняли внешний облик нашего мира. Образование государств, стало возможным благодаря появлению пашенного земледелия, которое создало предпосылки для появления новых профессий: ремесленников, создающих орудия труда и предметы быта, торговцев, занимающихся покупкой и перепродажей этих товаров, а так же воинов, защищавших своих соплеменников от набегов соседей и сами совершавшие набеги с целью захвата добычи. Не последнюю роль в победе одних племен над другими сыграло изобретение металлургии и создание оружия. Постепенно в племенах сформировалась военная элита, которая обеспечила дальнейшее процветание человеческого общества.

К занятию прикреплены файл  «К уроку. Презентация.» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

Использованные источники:  

http://www.youtube.com/watch?v=MBBz4Wgh0O0

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Poyavlenie-neravenstva-i-znati

www.kursoteka.ru

Тесты : Развитие ремесла (Первобытный мир

С одним правильным

Задание #8099 Изображенные на рисунках формы ведения хозяйства и производства впервы...

Изображенные на рисунках формы ведения хозяйства и производства впервые появляются в Европе в эпоху

  • Апалеолита
  • Бмезолита
  • Внеолита
  • Генеолита
Показать правильный ответ #8099

testonik.net

Презентация «Первобытные земледельцы и скотоводы»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Первобытные земледельцы и скотоводы5 класс

Слайд 2

План1. Появление мотыжного земледелия. 2. Приручение животных. 3. Появление ремесла. 4. Род и племя. 5. Мировоззрение.

Слайд 3

Работа с учебником (по группам)Прочитать в учебнике в § 4 пункты 1, 2, 3. Заполнить таблицу Что предшествовало новым занятиям Новые занятия Дополнительные сведения о новых занятиях собирательствоземледелиеохотаскотоводстворемёслаприсваивающее хозяйствопроизводящее хозяйствомотыга, топор, серп, зернотёрка; ячмень, просособака, свиньи, овцы, козы, коровыгончарное ремесло, прядение, ткачествоплетение корзин, одежда из шкуросёдлый образ жизни

Слайд 4

Земледелие, скотоводство ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВОПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Слайд 5

Ремесло – изготовление вещей с помощью простых инструментовПрядение – это изготовление ниток из шерсти и льнаТкачество – это изготовление ткани из шерсти и льнаГончарное ремесло – это изготовление посуды из глины

Слайд 6

Осёдлый образ жизниОсёдлость – постоянная жизнь на одном месте

Слайд 7

Род и племя.Родовая общинаРодовая община

Слайд 8

Работа с учебником, стр.24. Составить схему мировоззрения. Миро-воззрение

Слайд 9

Чем образ жизни земледельцев отличался от образа жизни древнего охотника? От чего зависело благосостояние людей?

Слайд 10

Задание на дом:§ 4 Вопросы и задания на стр.25

Слайд 11

Какое животное человек приручил первым?1) мамонта 3) собаку 2) носорога 4) обезьянуКакое занятие способствовало возникновению земледелия?1) скотоводство 3) ремесло 2) собирательство 4) охота

Слайд 12

Какое занятие способствовало возникновению скотоводства?1) земледелие 3) ремесло 2) собирательство 4) охотаВ первобытное время человеческие коллективы возглавляли:1) идолы 3) предки 2) старейшины 4) ремесленники

Слайд 13

Племенем называли:1) Несколько родов, живущих в одной местности 2) Коллектив родственников 3) Жителей одного города 4) Коллектив охотников

Слайд 14

В чем состояло преимущество земледелия перед собирательством?1) Земледелием можно заниматься круглый год 2) Земледелие более легкое занятие, чем собирательство 3) Земледельцы постоянно меняют территорию проживания 4) Человек благодаря земледелию стал меньше зависеть от природы

Слайд 15

Всем спасибо за работу на уроке !

lusana.ru

«Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи»

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательные ресурсы: История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2015.

Годер Г. И., История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2013.

Электронный ресурс «Атлас Древнего мира».

Презентация «Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы»

План урока: 1.Жители Египта 2. В гостях у египтянина 3. Ремесла и обмен 4.Писцы 5.Жизнь египетского вельможи

Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные понятия, изучаемые на уроке: речные пороги, папирус, дельта, оазис, рельеф, фараон, столица.

Планируемые результаты:

Личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия Древнего Египта, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения, развитие сотрудничества при работе в парах.

Метапредметные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, выделять главное, формулировать собственную точку зрения.

Предметные: характеризовать занятия жителей Древнего Египта; систематизировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи природы, хозяйственных занятий и общественного развития Египта, применять понятийный аппарат.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Время

(мин)

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

организа-

ции

взаимо-

действия

на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контро-ля

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Организ.момент

2

Подготовка класса к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

Фронтальная

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

2. Актуализация опорных

знаний

5-7

Карточка для устного опроса

-Как называется правитель Древнего Египта? (Фараон)

-Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус)

-Какой город был столицей Египта? (Мемфис)

-Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс.лет до н.э.)

Отвечают на вопросы друг друга (в парах)

Парная

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

3.Создание проблемной ситуации

Мотивация

4

Презентация «Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы»

Итак, мы с вами знаем, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Мы узнаем подробнее о жителях Египта, об их занятиях, познакомимся с организацией быта и функциями вельможей)

Слушают учителя, формулируют тему и цели урока совместно с учителем

Индивидуальная

Коллективная

Познавательные:

общеучебные – постановка и формулирование проблемы. Умение строить поиск решения, анализировать результаты.

логические – выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Познавательные:

общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать учебные цели

Беседа

Устные ответы

4. Изучение

нового

материала

15-20

Презентация «Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы»

1.Самостоятель-ная работа с текстом учебника,

§ 7 п. 1, страница 3-38

2.Работа в парах (Самостоятельная работа с текстом учебника, § 7 п. 2-3, страница 35-36, текст исторического документа.

Выполните задание 2,3,4 на рабочем листе)

3.Комментированное чтение (п.3-4)

1.Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники)

Выполните задание № 1 на рабочем листе

Организует выполнение заданий №2,3

Организует беседу к по прочитанному:

Расскажите каким образом земледельцы орошали землю

Как жили простые земледельцы?

Организует чтение обучающимися материалов параграфа, задает уточняющие вопросы

1.Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Выполняют задание, ведут диалог в рамках изучаемой темы

Читают учебник, отвечают на вопросы учителя

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – умение работать с исторической картой и новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины.

Регулятивные: осуществление самоконтроля

Познавательные:

общеучебные – уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней территорию и центры древнеегипетского государства, анализировать и обобщать данные карты.

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, осуществлять поиск нужной информации;

логические – устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Коммуникативные: развитие сотрудничества при работе в парах

Коммуникативные: формулировать и высказывать собственное мнение о занятиях и общественных отношениях жителей Древнего Египта, вести конструктивный диалог.

Устные ответы

Работа с картой

Устный ответ

Беседа

VI. Динамическая пауза

2

Музыкальная презентация «Веселый цыплёнок»

Руководит выполнением движений

Выполняют движения под руководством учителя

Коллективная

Личностные: формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью

VII. Первичное осмысление и за-

крепление знаний

10

Творческая работа

Составьте рассказ от имени земледельца, как его прошел день. Включите в рассказ описание одежды, его дома, обеда, работы на поле (например, пахоты)

Составляют рассказ

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные – умение систематизировать информацию.

Регулятивные: умение планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность при выполнении заданий.

Задания в рабочей тетради

VIII. Итоги урока.

Рефлексия

5

Подводит итог урока, организует рефлексию

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и занимались разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники, резцы по дереву, каменотесы. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т.е. продукты своего труда.

Налоги – это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, изготовленной продукцией) господину зависимым населением

Беседа по вопросам.

На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы.)

  • Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т.д.)

  • Что обозначает понятие «налоги»? (Платеж чем-либо фараону или государству.')

  • Кто платил налоги? (Все зависимые от знати категории населения.')

  • Как называли сборщиков налогов? (Писцы.)

1. Отвечают на вопросы, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

2. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: развитие способности к самооценке. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Устный опрос

IX. Домашнее задание

2

§ 7, Задание в рабочей тетради

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание. Задают вопросы по тексту заданий

Индивидуальная

infourok.ru

Тест по истории Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 5 класс

Тест по истории Как жили земледельцы и ремесленники в Египте для учащихся 5 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 вопросов с выбором ответа, в части В — 1 вопрос с кратким ответом.

1 вариант

Часть А

А1. Вельможи — это

1) жрецы2) царские советники, военачальники3) лучшие ремесленники

А2. Большинство египетского народа составляли

1) воины2) земледельцы и ремесленники3) рабы

А3. С какой целью в Древнем Египте копали каналы?

1) для водного сообщения между различными частями страны2) для водных прогулок фараона3) для орошения полей

А4. Из какого материала строили дома простые египтяне?

1) тростника2) глины3) дерева

A5. Какое из названий относится к земледелию?

1) шадуф2) амулет3) рельеф

Часть В

В1. У становите соответствие между понятиями и их значением.

Понятие

А) папирусБ) рельефВ) амулет

Значение

1) тростник, материал для письма2) предмет, защищающий от злых духов и несчастий3) выпуклое изображение на камне

2 вариант

Часть А

А1. Правитель Древнего Египта

1) царь2) вождь3) фараон

А2. Налоги в Египте должны были платить

1) земледельцы2) жрецы3) рабы

А3. Кому адресовано наставление: «Будь __________, он освобождён от всяких повинностей. Он не будет таскать корзин, его не будут сечь прутьями, его рука будет мягкой»?

1) ремесленнику2) земледельцу3) писцу

А4. Для полива садов и огородов египтяне использовали

1) шланг2) шадуф3) рычаг

А5. Какой вид работ не выполняли земледельцы?

1) сбор винограда2) орошение полей3) определение размера налога с каждого поля

Часть В

В1. Установите соответствие между понятиями и их значением.

Понятия

1) налог2) шадуф3) оазис

Значение

1) сооружение для подъёма воды2) островок зелени посреди пустыни3) платёж в казну государства

Ответы на тест по истории Как жили земледельцы и ремесленники в Египте1 вариантА1-2А2-2А3-3А4-1А5-1В1-1322 вариантА1-3А2-1А3-3А4-2А5-3В1-312

testschool.ru

Урок по истории древнего мира на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте" (5 класс)

Тема: Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Цели:

- изучить месторасположения и природные условия Древнего Египта, как жили земледельцы и ремесленники;

- подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;

- продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты.

Оборудование: компьютер, презентация, аппликации, иллюстрации учебника, карта.

Вид занятия: изучение нового материала.

Технологии: развивающее и личностно-ориентированное обучение.

Ход урока:

I – Актуализация знаний.

1. Работа с логической цепочкой (Слайд 2).

Человеческое стадо - Родовая община - Соседская община - Государство

Равенство – Излишки – Знать.

II – Переход к новой теме.

Человечество жило человеческим стадом и родовой община, когда люди были все равны, родственники, имущество общее. Таком порядок жизни называется первобытнообщин- ным (Слайд 3).

У вождей и старейшин появились излишки, они стали богаче, превратись в знать, которой нужно было государство, чтобы управлять другими.

Порядок жизни, когда существуют рабовладельцы и рабы называется рабовладельческим (Слайд 4).

Вот об этом мы и поговорим. Первое рабовладельческое государство – Египет.

Проблема: Египет – рабовладельческое государство. Докажите (Запись на доске, чтобы весь урок перед глазами).

III – Изучение нового материала.

  1. Работа с картой. Месторасположение Египта.

  2. Работа с печатной тетрадью. Задание 26.

  3. Работа с учебником. Прочитать в третьем пункте последний абзац и выполнить задание 23 в рабочей тетради.

  4. Работа с таблицей и учебником «Разливы Нила» (Слайд 5, 6, 7, проверка слайд 8).

  5. Рассказ учителя: Население Египта. Запись в тетради: богатые и бедные. Как вы думаете, кто из них рабовладельцы, свободное население, рабы (проверка слайд 10).

  6. Решение проблемы.

IV – Закрепление.

Работа со слайдом 11.

V – Рефлексии.

- Чему мы сегодня с вами научились?

Д/З & 6, 7 по вариантам; задание по контурной карте, задание 22 в печатной тетради.

infourok.ru


Смотрите также