Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. Как учились первобытные люди
3-й урок. Как жили древнейшие люди
3-й урок.
Цель урока: ознакомить учащихся с тяжелыми условиями жизни первобытных людей и подвести их к выводу, что люди умели изготовлять орудия, совместно жили и трудились.
Оборудование урока: альбом по древней истории, таблицы 1 и 2.
Понятия: первобытные люди, орудия труда, ручное рубило, первобытное стадо.
Опрос: рассказать о дошедших до нас письменных источниках (памятниках) о прошлом. На чем они записаны? Что мы узнали из этих известий о прошлом? Что такое археология? Какое значение имеет археология для изучения древней истории? Что такое летосчисление? Эра? Покажите на линии времени, как ведется счет лет нашей эры? Как ведется счет лет до нашей эры? Проверка упражнений, выполненных в тетрадях по заданию.
План изложения нового материала
1. Откуда ученые узнали о жизни древнейших людей.
2. Главное отличие древнейших людей от других животных.
3. Отличие древнейших людей от современного человека.
4. Орудия труда и занятия древнейших людей.
5. Первобытное человеческое стадо.
Учитель сообщает, что на этом и на следующих уроках он расскажет, как жили и трудились предки человека много, много тысяч лет назад. 3 то далекое время, о котором он будет рассказывать, еще не было ни городов, ни деревень, ни фабрик, ни вспаханных полей, ни железных дорог, ни проселков. И климат тогда был другой, гораздо теплее, чем теперь: на севере Европы росли пальмы. И животный мир был другой: в густых лесах, покрывавших тогда всю Европу, водились громадные слоны, бродили стада гигантских оленей. У воды, в густых зарослях, подстерегали добычу львы, медведи и страшные саблезубые тигры.
Для закрепления предлагается вопрос: как выглядела наша родина и другие страны Европы много, много тысяч лет назад?
Учитель дальше рассказывает, что в это далекое от нас время уже жили люди, они многим отличались от современных людей.
На вопрос, как могли ученые узнать о людях, живших много тысячелетий назад, учащиеся вспомнят о раскопках. Учитель расскажет о многочисленных раскопках, обнаруживших черепа и кости древнейших людей. Изучая эти останки, ученые воспроизвели облик древнейшего человека, даже черты его лица.
На доске вывешивается таблица I Альбома по истории древнего мира под редакцией Д. Н. Никифорова, а учащимся предлагается раскрыть учебник на стр. 7, внимательно рассмотреть рисунок и сказать, чем древнейший человек отличался от современных людей. Обобщая ответы учащихся, учитель перечисляет эти отличительные черты: низкий покатый лоб, на котором выделяются нависшие над глазницами надбровные дуги, нижняя челюсть без подбородка выступает вперед, большая голова без шеи сидит на могучих плечах, верхняя часть тела наклонена вперед.
Для того чтобы учащиеся могли сделать выводы о том, что уже древнейшие люди умели изготовлять и применять орудия труда, можно рассказать о раскопках в Северном Китае, около Пекина.
Здесь открыта пещера, в которой обнаружено много черепов и костей древнейших людей. Вместе с Ними найдено много грубо обработанных каменных орудий и кости многих животных, преимущественно мелких, а также и кости некоторых крупных животных.
Учитель спрашивает, какие выводы можно сделать на основании этих находок.
Дополняя ответы, учитель сформулирует следующие выводы. Во-первых, древнейшие, или, как их назвали ученые, первобытные люди, уже изготовляли и применяли каменные орудия труда. Этим первобытные люди отличались от животных. Во-вторых, древнейшие люди жили не в одиночку) а группами, или как говорят, коллективом. Третий вывод — люди добывали себе пропитание охотой на зверя.
Для закрепления предлагаются вопросы: чем первобытные люди отличались от животных? Что мы узнали из раскопок пещеры?
Рассказывая об орудиях труда первобытного человека, учитель использует рисунки в учебнике или рисование на доске. При показе ручного рубила можно объяснить технику изготовления этого простейшего орудия. Следует подчеркнуть, что это было именно орудие труда. Оно применялось, чтобы разрубить мясо, расколоть кость, заострить палку, добить мелкое животное, сделать зарубки на дереве, чтобы легче взобраться и сорвать плод и т. д. Для защиты или нападения служили дубина и палка, у которой ручным рубилом заостряли конец, превращая ее в копье.
Учитель переходит к рассказу о занятиях первобытных людей. Учащимся предлагается рассмотреть верхний рисунок на стр. 6-й учебника. Кто изображен на этом рисунке? Что здесь делают? Учащиеся расскажут примерно следующее. На рисунке изображены древнейшие люди. Они убили оленя и делят добычу. Один уже получил свою долю и пожирает ее Другой старается отрезать кусок мяса, действуя ручным руби-лом, третий помогает ему. Двое ждут своей очереди. Здесь изображены древнейшие люди, это мы узнаем по их внешнему виду (низкий скошенный лоб, отсутствие подбородка, непрямая походка и пр.), а также по их единственному орудию — ручному рубилу.
Учитель сообщает, что охота была тогда опасным и ненадежным промыслом, охотники часто возвращались без добычи, а иные не возвращались вовсе. Приходилось добывать средства к существованию и другим способом. Каждый день с утра мужчины, женщины и дети уходили собирать то, что давала природа. В зарослях кустарника они собирали ягоды, разыскивали дикорастущие плоды, птичьи яйца, выкапывали заостренными палками съедобные корни растений и личинки насекомых и пр.
Предлагаются следующие вопросы: как первые люди добывали себе пищу? Какими орудиями труда они пользовались для этого? Почему была тяжела жизнь первобытных людей? Почему люди при таких тяжелых условиях не могли жить в одиночку?
Учитель обобщает ответы и переходит к вопросу о первобытном человеческом стаде. Он еще раз подчеркивает, что первобытные люди сумели выжить и одержать победу над всеми трудностями потому, что они жили группами. Эти группы были непрочны, они сходились и расходились, как сходятся и расходятся стада диких животных. Поэтому такая группа первобытных людей называется первобытным человеческим стадом. В таком стаде было несколько десятков людей.
Вопрос классу: Почему?
В ходе урока учащиеся записывают в своих словариках или тетрадях слова: первобытный человек, орудия труда, ручное рубило, первобытное стадо.
Домашнее задание: выучить по учебнику § 3. Подготовить устный рассказ: «Охота первобытных людей». Ответить на вопросы по учебнику.
pedagogia.pro
Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. - Откуда мы знаем, как жили наши предки.
Комментарии преподавателя
С древних времен люди стремились узнать как можно больше о своем прошлом. Вспомните, ведь и Вы наверняка спрашивали своих родителей, бабушек и дедушек, что происходило с Вами, когда Вы были еще совсем маленькими, а так же какие события происходили до вашего рождения. Этот интерес, проявившийся в детстве, подталкивает многих людей к изучению прошлого и настоящего народов мира. Наука, изучающая прошлое называется историей, а ученых, изучающих ее, называют историками.
В пятом классе Вы приступаете к изучению истории Древнего мира, но прежде, чем Вы познакомитесь с жизнью и бытом людей, населявших Землю в столь отдаленном прошлом, необходимо выяснить, откуда нам известны эти сведения.
Вам уже хорошо известно, что мы живем на планете Земля. На Земле есть шесть материков, то есть обширных пространств суши, которые омывают воды океанов и морей. В наше время пять из шести материков заселены людьми. Единственный материк, где люди постоянно не проживают – Антарктида, или Южный полюс, там слишком холодно.
Как предполагают ученые, первые люди появились в Африке, затем, постепенно, они заселили Евразию, Австралию, Северную и Южную Америки. Расселение людей по планете происходил десятки и сотни лет назад.
В это время активно развивались общество, хозяйственная деятельность, появлялись и совершенствовались орудия труда. Какие события происходили в человеческих обществах, что изменялось в жизни людей, Вы узнаете из курса истории.
Но откуда ученым известно, как жили наши далекие предки?
Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Древний Египет одно из первых государств, в котором появилась письменность. Писали в Египте на стенах гробниц и папирусе - материале, похожего на бумагу, получаемого из одноимённого растения. В других странах для письма использовали глиняные таблички, пальмовые листья, деревянные дощечки, ткани. Хорошо известная и привычная для нас бумага появилась менее двух тысяч лет назад.
Люди записывали свои знания о мире, вели летописи, т.е. записи событий произошедших в то или иное время, фиксировали законы и обычаи. Благодаря сохранившимся до наших дней письменным источникам нам известно очень много о жизни наших предков.
Но как быть с историей народов, живших до изобретения письма?
В этом случае ученые применяют так называемые Вспомогательные Исторические Дисциплины, благодаря которым можно изучать историю по неписьменным, или, по-другому, вещественным памятникам.
От древних государств сохранились знаменитые сооружения. Многие из них Вам знакомы. Это пирамиды Египта, Великая Китайская стена, Стоунхендж в Англии, римский Колизей и т.д. Изучая эти постройки, люди узнают о развитии техники в Древнем мире, а так же об уровне развития культуры и религии. Древние постройки строились по приказам царей и полководцев, которые стремились подчеркнуть свое могущество.
Сооружения посвящали богам и людям. Они могли служить для устрашения или развлечения.
Большую роль в изучении истории играет наука археология. Археологи раскапывают древние поселения, выясняя, как жили люди в прошлом, чем они питались, какие вещи создавали. Эти исследования позволяют в деталях восстановить быт людей, узнать об их занятиях.
До изобретения письменности люди передавали информацию устно, от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Со временем многие рассказы превращались в легенды и сказки. Этот источник знаний получил название фольклор.
Кроме того, многие народы Африки и Азии еще совсем недавно, менее ста лет назад, находились на уровне развития, который наши предки преодолели еще тысячи лет назад. Изучая эти народы и сравнивая полученную информацию с данными археологии, ученые-этнографы гораздо больше узнали об истории Древнего мира.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
7-й, повторительно-обобщающий, урок. Как изменилась жизнь первобытных людей
7-й, повторительно-обобщающий, урок.
Цель урока: закрепить в памяти учащихся основные факты, характеризующие этапы развития первобытнообщинного строя, и подвести к следующим выводам.
1. Главной силой, способствовавшей развитию первобытного человека, был коллективный человеческий труд, направленный на совершенствование орудий, на улучшение условий жизни.
2. Вместе с совершенствованием орудий труда и переходом к более высоким формам производства совершается также переход от низшей формы общественной организации, первобытного стада к более высокой — родовой общине.
3. Общей чертой первобытного стада и родовой общины является коллективная собственность, обусловленная коллективным трудом.
Основной метод урока — беседа, во время которой учащиеся заполняют таблицу.
Учитель сообщает, что на этом уроке будет разбираться один вопрос: как изменялась жизнь первобытных людей. Классу предлагается вопрос: каково было главное отличие первобытных людей от животных? Ответы будут разные, но в результате беседы будет установлено, что первобытный человек, в отличие от животных, уже умел трудиться, т. е. умел изготовлять орудия, при помощи которых он добывал средства к существованию.
Предлагается вспомнить, как первобытные люди постепенно улучшали свои орудия. Для облегчения предлагаются дополнительные вопросы: какие орудия изготовлял древнейший человек? Какие новые, лучше обработанные орудия появились у первобытных охотников? Какое важное открытие было сделано в это время? Какое значение оно имело? Какие новые орудия появились у людей нового каменного века? Учащиеся называют орудия, заполняют таблицы в своих тетрадях.
Переходя ко второй группе вопросов, учитель спрашивает: каковы были занятия древнейших людей? Каков был образ жизни первобытных охотников? Какие изменения произошли в образе жизни людей на следующей ступени развития? Учащиеся вспомнят о собирательстве и охоте на мелких животных древнейшего человека, о загонной охоте, рыболовстве, о жилище и одежде первобытных охотников, о появлении земледелия и приручения животных. По ходу беседы заполняется второй горизонтальный ряд таблицы. Учащимся предлагаются дополнительные вопросы: что способствовало успеху охоты на крупных животных? рыболовства? Что обеспечило успешный переход к высшим формам хозяйства — земледелию и приручению животных? В своем обобщении учитель укажет, что по мере того как совершенствовались орудия труда, трудовая деятельность все больше развивалась, и вместе с тем улучшался быт людей, легче стало добывать необходимые средства существования и удовлетворять новые потребности. Следовательно коллективный человеческий труд способствовал развитию хозяйства и улучшению жизненных условий первобытного человека, его движению вперед.
Учитель переходит к третьей группе вопросов. Учащимся предлагается рассказать о самом древнем объединении людей. Учитель дополняет. Он указывает, что на этом древнейшем этапе первобытного общества орудия человека были самые простые, добывание средств к существованию зависело от случайностей, поэтому не могли еще существовать сколько-нибудь прочные человеческие группы: они соединялись и разделялись в зависимости от возможности пропитания, от сезона и пр.
Вопрос классу: когда и почему стали складываться новые, более прочные объединения первобытных людей?
Дополнение учителя. Охота на крупных животных и рыболовство стали лучше обеспечивать первобытных людей средствами существования. Поэтому они остаются на своих стоянках в течение продолжительного времени. Более развитая деятельность способствовала развитию человеческой речи. Вследствие всех этих обстоятельств первобытные люди живут более прочными группами. А какими группами стали жить люди в дальнейшем? Учащиеся расскажут об усовершенствованных орудиях, о развитии трудовой деятельности людей, о том, что в связи с этим образовалась новая, более передовая форма объединения людей — род или родовая община.
Учитель обобщает. Он говорит, что человечество прошло долгий и тяжелый путь бродячей жизни древнейших охотников до оседлой жизни земледельцев. Но главное в их жизни изменилось мало: остался совместный труд, осталась общая собственность и отсутствие угнетения человека человеком.
Такая организация общества, где существует совместный труд, общая собственность и нет угнетения человека человеком, называется первобытнообщинным строем.
РАЗВИТИЕ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ
Таблица для повторения (заполняется на повторительном уроке)
1
Древнейшие люди
2
Древние охотники
3
Первые земледельцы и скотоводы
Орудия
Заостренная палка ДубинаРучное рубило
Добывание огня Каменные ножи
Наконечники Гарпуны
Лук и стрелы Шлифованные и сверленные орудия Мотыги
Занятия
Собирательство Охота на мелких животных
Охота на крупного зверя Рыболовство Собирательство
Охота. Рыболовство Ткачество. Гончарство
Начало скотоводства и земледелия
Организация группы (коллектив)
Первобытное человеческое стадо
Более прочные группы (переход от первобытного стада к роду)
Род и племя
pedagogia.pro
Конспект беседы с детьми на тему "Как жили первобытные люди"
Конспект беседы
«Как жили первобытные люди»
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/сад №235
Липатова Л.Н.
Цель: Познакомить детей с историей жизни первобытных людей. Возникновение необходимости передавать свои знания другим людям, потомству.
Материал: Волшебный экран; картинки с изображением жизни первобытных людей; береста, парафиновые пластинки, палочки, острые камни.
Ход:
- Сегодня мы с вами с помощью волшебного экрана перенесёмся на много-много лет назад. Посмотрите на экран. Что здесь изображено? Это пещера первобытного человека. Что вы тут видите? Кто знает, чем занимались тогда люди, чем питались? Что люди делали с добычей? Да, мясо ели, а из шкур делали себе одежду. Не всегда охота была удачной, тогда приходилось голодать. Но, когда охотники возвращались с добычей, наступал настоящий праздник. Люди жарили мясо на костре, танцевали у костра, изображая сцены охоты.
Но, как рассказать потомкам о своих подвигах на охоте? Ведь танец станцевали и забыли. Вот тогда –то и появились первые книги. Но они были совсем не такими, к каким привыкли мы с вами. О своих подвигах люди рассказывали, делая камнем рисунки на стенах пещеры. На это уходило много времени и сил.
А вот древнерусские письма и документы процарапывали на бересте. Кто объяснит, что это за материал – БЕРЕСТА?
Конечно, кора берёзы. Все старинные русские книги, грамоты, документы называются берестяными (показать). Обратите внимание, буквы не написаны, а процарапаны особыми инструментами, сделанными из костей. Ещё писали на восковых пластинах палочками. Но воск слишком мягкий и легко ломался. Поэтому долго храниться такие послания не могли.
В наши времена учёные находят такие древние берестяные книги и наскальные рисунки первобытных людей. Они, конечно, не такие яркие и красивые, как наши. Но они были первыми!
Сегодня мы с вами узнали, как появились первые книги. Вам интересно узнать, как изменилась книга с тех пор? Об этом мы поговорим с вами в следующий раз.